Методы исследования в психологии: классификация, характеристика
Психология, как и любая другая наука, имеет свои собственные методы исследования. Именно их необходимо использовать студентам в курсовых и дипломных работах.
А какие именно методы исследования используют в психологии? Об этом мы подробно расскажем в статье. Читайте — и вы познакомитесь с основными методами исследования в психологии и их характеристиками.
Хотите первыми получать полезные материалы? Не забудьте подписаться на наш информационный канал в Telegram. И следите за актуальными акциями и скидками от компании.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Методы психологического исследования: что это такое
Прежде чем приступать к классификации методов психологического исследования, давайте разберёмся, что они из себя представляют и каким критериям должны соответствовать.
Методами психологического исследования в психологии называют приёмы и средства, позволяющие студентам или учёным получать фактические данные и достоверные показатели.
А уже на их основе выдвигать теории, искать реальные подтверждения и разрабатывать действенные практические рекомендации.
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:
- Объективность — это значит, что используемые методы, которые применяются при изучении психических явлений, должны учитывать объективную природу человеческой психики.
- Валидность — этот показатель говорит о том, что выбранная методика имеет обоснования и её можно применять в реальных условиях.
- Надёжность — означает, что используемые методы психологического исследования дают одинаковые результаты даже при многократном повторении.
Вот такие требования предъявляет официальная наука ко всем методам исследования, в том числе и психологического.
В психологических вузах студенты пишут курсовые и дипломные работы, каждая из которых должна содержать свою методологическую базу. Чтобы её создать, необходимо понимать, какие методы исследования применяются в психологии.
Классификация методов исследования в психологии
В современной психологической науке используется множество способов, позволяющих классифицировать методы научных исследований. Мы рассмотрим одну из самых популярных, которая включает четыре большие группы:
- организационные методы;
- эмпирические методы;
- методы, позволяющие обрабатывать данные;
- интерпретационные методы.
Методы психологического исследования: таблица
Прежде чем кратко разбираться в отдельных методах исследования в психологии, давайте посмотрим, какие методологии входят в отдельные группы. Для этого мы составили понятную таблицу методов исследования в психологии:
Организационные методы | Эмпирические методы | Количественные и качественные методы | Интерпретационные методы |
сравнительный; | обсервационные: наблюдение и самонаблюдение; | статистический анализ; | генетический; |
лонгитюдный; | психологический эксперимент; | качественный анализ. | структурные: типологизация и классификация. |
комплексный. | психодиагностические: тестирование, опрос, беседа и так далее; | ||
праксиметрический; | |||
психологическое моделирование; | |||
биографический. |
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
В научном исследовании используют разные методы из каждой группы. Их применение зависит от целей и задач и от определённых этапов работы над курсовым или дипломным проектом. Также можно использовать несколько методов одной группы. Это помогает рассмотреть предмет изучения с разных сторон и делать более обоснованные выводы.
Основные методы психологических исследований: описание и примеры
Пришло время разобраться, что из себя представляют методологии из каждой группы, дать характеристику этим методам психологического исследования и привести понятные примеры использования.
Организационные методы исследований в психологии
Организационные методы — это те методы, которые определяют форму научного исследования в психологии. Они относятся к общенаучным и отвечают на вопрос: как именно будет проводиться изучение психологической проблематики?
Сравнительный метод
Это все методологии, в основе которых лежит сравнение разных групп людей или психологических явлений. Они могут сравниваться по разным показателям:
- развитию людей на разных возрастных этапах;
- способности справляться с трудностями;
- реакциям на определённые обстоятельства и так далее.
Сравнительный метод ещё называют методом поперечных срезов. Это значит, что он применяется разово, чтобы получить показатели, характерные для данного момента. Такие методы чаще используют для социально-психологического исследования человека и больших групп.
Пример: сравнение психологической устойчивости мужчин и женщин в стрессовых ситуациях.
Лонгитюдный метод
В отличие от сравнительного, лонгитюдный метод предполагает некоторую продолжительность во времени. Чаще всего такие методики применяют для исследования личности в психологии, чтобы увидеть динамические изменения.
Самая главная сложность данной методологии — организовать постоянное наблюдение за объектом, которое будет длиться несколько лет. Возникают вопросы и с чистотой эксперимента — слишком много факторов могут повлиять на конечный результат.
Пример: роль школьного образования в воспитании детей
Самый длительный психологический эксперимент длился 75 лет! Учёные Гарвардского университета в течение этого времени наблюдали за группой из 724 человек, в которую входили как выходцы из обеспеченных семей, так и жители из неблагополучных районов. Цель исследования — понять, от чего зависит здоровье и счастье. Вывод оказался неожиданным — самый главный жизненный стимул — это близкие отношения с другими.
Комплексный метод
Это междисциплинарный метод исследования, который помогает изучать человека и его психологические особенности с разных сторон. Например, с психологической и биологической.
Пример: моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте.
Эмпирические методы исследования в психологии
Эмпирические методы исследования — это непосредственные практические способы, с помощью которых получают искомые психологические показатели. Они отвечают на вопрос: какой инструмент использовать для исследования?
Их довольно много, поэтому разберём те, которые чаще всего можно встретить в курсовых и дипломных работах по психологии.
Наблюдение — один из главных методы исследования в психологииОбсервационные методы
Главным методом психологического исследования является наблюдение. Он считается одним из самых древнейших. Наблюдение как методологию применяют практически во всех научных работах. Однако не самостоятельно, а в связке с другими эмпирическими методами. Всё потому, что чистое наблюдение не очень объективно.
Чтобы снизить уровень погрешностей, обычно устанавливают определённые критерии, в рамках которых проводят наблюдение.
Пример: наблюдение за поведением подростков в новом коллективе.
Помимо классического наблюдения применяют метод самонаблюдения. Он позволяет отслеживать собственные реакции на внешние раздражители и повышать уровень контроля.
Метод психологического эксперимента
Метод психологического эксперимента — это один из основных способов психологических исследований. Это опыт, в рамках которого экспериментатор создаёт определённые условия и проверяет, как будут реагировать испытуемые.
Различают несколько видов экспериментов:
- лабораторный — условия полностью контролируются исследователем;
- естественный — исследование проводится в обычных условиях;
- явный — участники знают, что они принимают участие в эксперименте;
- скрытый — участники не догадываются, что принимают участие в опыте.
Пример: в качестве примера можно привести знаменитый эксперимент «Третья волна», который провёл американский педагог в обычной школе. Он показал, как за неделю послушные ученики могут превратиться в настоящих фашистов.
Психодиагностические методы
Психодиагностические — методы психологического исследования, направленные на диагностику психологических особенностей человека и отдельных групп.
Разновидностей психодиагностических методов много:
- психологическое тестирование;
- анкетирование;
- опросы;
- интервью;
- беседа;
- проективные методики.
Пример: различные профтесты, которые помогают определить профессиональные склонности людей.
Проективные методики основываются на методе проекций, когда человек неосознанно переносит на окружающие объекты собственные страхи, ценности и желания.
Праксиметрический метод
Это метод, который используют, чтобы анализировать процессы и результаты (продукты) деятельности и делать на основе этого анализа выводы.
Этот метод чаще всего применяют в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, рассматривая их рисунки или поделки из пластилина. А также используют в исторических экспериментах, изучая быт и культуру древних людей.
Пример: изучение психологического состояния и самооценки детей по рисункам, на которых изображено дерево или дом.
Метод психологического моделирования
Когда объект недоступен для непосредственного изучения, тогда применяют метод моделирования. В психологии его тоже используют, когда нужно построить психологическую модель и исследовать её качества.
Метод моделирования применяют в работах, посвящённых НЛП. Там не просто «снимают» модели поведения успешных людей, но и обучают им других, чтобы они быстрее достигали целей.
Нейролингвистическая психология, или НЛП — это одно из психологических направлений, методики которого помогают человеку раскрыть свою личность, улучшить коммуникативные способности, расширять границы мышления и развивать более успешные программы.
Пример: изучить поведение лучших ораторов, выделить основные характеристики и расписать психологическую модель успешного выступления.
Биографический метод
Ещё один экспериментальный метод, который заслуживает внимания — это биографический. В его основе лежит изучение жизненного пути человека, ключевых ситуаций, которые повлияли на его личность и развитие. Такая диагностика помогает корректировать поведение человека, вырабатывать новые реакции и улучшать жизнь.
Пример: развитие психосоматических реакций у девушек, которые подвергались сексуальному насилию в детском возрасте.
Этот метод можно применять для изучения психологического портрета великих людей разных эпох. Для этого используют дневниковые записи, мемуары, письма и другие архивные сведения.
Количественные и качественные методы исследования в психологии
Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.
Метод статистического анализа
Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.
Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.
Метод качественного анализа
В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.
Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.
Интерпретационные методы в психологии
И последние методы психологического исследования, без которых не может обойтись ни одна работа — это интерпретационные. Это методология, на основе которой будут делаться выводы по изученному проекту.
Грамотно интерпретировать данные — важный этап работыГенетический метод
Генетический метод предполагает линейное изучение материалов, которое будет опираться на временные отрезки или важные жизненные этапы людей. Его чаще используют при лонгитюдных исследованиях.
Структурные методы
Структурные методы делают основной акцент на том, чтобы искать объединяющие признаки, выявлять общее и систематизировать. Существует несколько разновидностей таких методов:
- типологизация;
- классификация.
Они часто используются как основные методы социально-психологического исследования групп и сообществ.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Получился внушительный список. Зато теперь вы знаете, какие методы использовать, чтобы организовать и провести научное исследование, а также обработать и сделать правильные выводы. А если нет времени писать курсовую или диплом по психологии самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис.
Психология По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений. Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования. Существует большое количество средств изучения психологических явлений, однако все они в процессе практической реализации опираются на основные принципы построения психологических исследований: объективность изучения психических явлений; изучения психических явлений в их развитии; аналітико-синтетический подход к изучению психических явлений. Самыми распространенными из эмпирических методов: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка. Метод наблюдения. Под наблюдением понимают целенаправленное изучение поведения и деятельности личности в естественных ситуациях, основанное на их непосредственном восприятии. Древнейшим эмпирическим методом психологии справедливо считают самонаблюдениеили интроспекцию, что в переводе означает «смотреть внутрь». Для каждого человека самонаблюдения является необходимым элементом самопознания и самовоспитания. Нельзя совершенствовать себя, не изучая свой внутренний мир. Именно это заставляет человека меняться. Результаты самонаблюдения можно фиксировать в различных документах: письмах, автобиографиях, анкетам и т.п. Однако этому методу, наиболее доступном на первый взгляд, присущ целый ряд недостатков. Наблюдая за самим собой очень трудно быть объективным. Трудно переключать внимание с того, что мы делаем, на то, как это происходит. Кроме того, в психике человека существуют подсознательные и неосознанные переживания, о которых человек может вообще не догадываться.Избавиться от указанных недостатков позволяет объективное наблюдение, которое осуществляется психологом-наблюдателем. План и программу такого наблюдения составляют исходя из целей и задач психологического исследования. Объективное наблюдение может быть реализовано в двух формах: а) в форме простого наблюдения, за которого наблюдатель лично в ситуации не участвует, а люди, которых он наблюдает, об этом не знают; б) в форме включенного наблюдения, когда исследователь адаптируется к определенного социального окружения и люди, которых наблюдают, имеют возможность с ним взаимодействовать. Все полученные в процессе наблюдения факты, касающиеся объекта исследования, обязательно регистрируются. Качество регистрации зависит от опыта и квалификации наблюдателя. Чтобы уменьшить субъективное влияние наблюдателя, используют технические средства: магнитофоны, фотоаппараты, видеокамеры. Метод эксперимента. Одним из основных методов научного психологического исследования является эксперимент. В отличие от наблюдения, эксперимент предусматривает активное влияние исследователя на исследуемые психические явления через отдельные управляемые и контролируемые исследователем факторы. Различают лабораторный и природный эксперименты. Первый проводят в специально созданных условиях, где аппаратура позволяет исследовать взаимодействие сенсорных, моторных, интеллектуальных, характерологических компонентов и таким образом изучать деятельность человека в целом. В естественном эксперименте сочетаются активность метода эксперимента и естественность метода наблюдения: исследователь создает условия, вызывающие желаемое явление, а содержание привычных для человека условий остается без изменений. Оба метода могут иметь констатирующий и формирующий характер. Эксперимент констатуючого характера изучает уровень развития отдельных качеств личности или готовности к профессиональной деятельности в целом. Формирующий эксперимент направлен на изучение и развитие профессиональных качеств в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Важным преимуществом метода эксперимента является возможность повтора с целью накопления количественных данных о типичность исследуемого явления. В то же время условия эксперимента могут привести к нарушению естественного течения деятельности человека, в результате чего возможны ошибочные выводы. Преимущества и недостатки метода следует учитывать при разработке программ исследования. Метод опроса базируется на предложении участнику исследования серии вопросов, отвечая на которые он предоставляет исследователю некоторую информацию о себе. Опрос проводится как в устной (беседа), так и письменной форме (анкета). Различают два вида вопросов: закрытые и открытые. В первом случае опрашиваемый выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных, во втором он сам формулирует ответ в произвольной форме. Метод беседы. Беседа — метод получения информации об индивидуально-психологические особенности в процессе непосредственной вербальной (устной) коммуникации по специальной программе. Возможность вести наблюдение за собеседником во время личного общения позволяет исследователю при необходимости изменять направление разговора на основании наблюдаемых жестов, мимики, интонации собеседника, делать выводы относительно его личного отношения к фактам, о которых он сообщает. Недопустимо, чтобы беседа превратилась в расспросы ли допрос. Метод беседы играет вспомогательную роль, поскольку всю информацию дает сам опрашиваемый. Поэтому беседу как метод исследования надо использовать на начальном этапе для подготовки человека к участию в эксперименте. Одним из разновидностей беседы является интервью — получение исходного материала для научного исследования путем непосредственного целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. В случае проведения интервью двусторонняя связь является ограниченным, поскольку исследователь лишь фиксирует соответствующие ответы испытуемого, сохраняя нейтральную позицию. Метод анкеты. Анкета — методическое средство для получения социально-психологической информации на основе письменного самозвіту испытуемого. Анкета представляет собой набор вопросов, каждое из которых логически связано с центральным задачей исследования. Практическая реализация метода анкеты происходит, как правило, в два этапа. На первом этапе с помощью открытых анкет выполняют «пилотажное исследование. На втором — отбирают более типичные ответы и на их основе разрабатывают закрытые анкеты. Преимущество использования закрытых анкет заключается в возможности автоматизации процесса обработки полученных результатов, что очень важно при проведении массовых опросов. Для изучения и оценки отдельных черт и проявлений личности разработано большое количество писем, которые включают вопросы относительно переживаний, состояния, реакций и т.п., с которыми испытуемый должен согласиться или нет. С помощью опросных листов можно получить от испытуемого разностороннюю информацию — от особенностей его психофизиологического состояния к убеждений и идеалов. Метод тестов. Среди методов психологии особое место занимает метод тестов (тестирование). В отличие от других методов, тестирование направлено не на исследования психических явлений для получения тех или иных новых данных, а на измерение уже известных психологических особенностей испытуемых с помощью стандартизированных заданий (тестов). Наиболее известными в психологии есть три вида тестов: тесты достижений; тесты способностей; проективные тесты. Тесты достижений представляют собой методики психологической диагностики, которые имеют целью выявление степени овладения определенными умениями, навыками и знаниями. Используют их в профессиональном отборе. Например, тесты «Проверьте, какой вы руководитель», «умеете Ли вы проводить деловое обсуждение?» и т.д. Тесты способностей позволяют определить уровень умственного потенциала, творческих способностей, а также уровень готовности к решению определенных типов учебных и профессиональных задач. Проективные тесты — это методики целостного изучения личности. Название их связана с использованием в них процесса проецирование, когда испытуемый сознательно или подсознательно переносит свои установки, эмоциональные состояния или личностные качества на предложенные к решению задачи или ситуации. К примеру, дописать предложение или рассказ, сделать рисунок на свободную тему, составить рассказ по рисунком и т.д. Выполняя такие задания, он помогает составить представление о свою индивидуальность. К наиболее применяемых проективных методов относятся тесты Рошарха и Люшера, тематический операционный тест и т.д. Кроме названных существуют и так называемые групповые тесты для измерения групповых психических процессов — психологического климата группы, уровня ее сплоченности, взаимоотношений между членами группы и т.д. Самой распространенной среди групповых тестов является социометрическая процедура, предназначенная для определения структуры эмоциональных связей между членами группы, т.е. взаимных симпатий и антипатий. Главными критериями качества теста надежность і валидность. Надежность теста рассматривают как стабильность его результатов при повторном тестировании. Кроме того, очень важно, чтобы тест позволял определять с высокой точностью именно то качество, которое интересует исследователя. Это условие валидности. Чем выше валидность теста, тем точнее он измеряет ту черту, для определения которой был разработан. Процедура тестирования включает несколько этапов. На первом исследователь выбирает тесты. Второй этап — непосредственно тестирование одного или группы участников. Третий этап — интерпретация результатов, выводы. Эффективность тестирования в значительной степени зависит от опыта и квалификации исследователя. Метод анализа документов. Под документом в психологии понимают любую информацию, зафиксированную в виде рукописного или печатного текста, фотографии, видео — или магнитных записей. Иначе говоря, анализ документов является методом сбора фактов о участника исследования, материализованные в той или иной форме. Относительно конкретного человека различают документы личные и безличные. Личные документы — это карты индивидуального учета, заверенные подписью лица, дневники, письма, заявления и т.п. К безличным принадлежат статистические данные, протоколы собраний, сообщения в прессе. Метод анализа документов требует проверки их подлинности. Этот метод успешно применяют при формировании гипотезы исследования и определении общих направлений изучения личности. Он имеет вспомогательный характер, поскольку документы отражают только результаты деятельности человека, а не сам процесс. Метод изучения продуктов деятельности. Под продуктом деятельности личности понимаются реально-практические и идеальные по форме проявления ее активности относительно явлений объективного и субъективного мира. Метод изучения продуктов деятельности представляет собой систему исследовательских процедур, направленных на сбор, систематизацию, анализ и толкование результатов предыдущей психической деятельности человека: трудовой, учебной, игровой. В продуктах деятельности человека отражается ее отношение к самой деятельности, к окружающим, к окружающему миру, а также уровень развития ее умственных, сенсорных и моторных навыков. Следовательно, при анализе продуктов деятельности их характеристика является необходимым для воспроизведения процесса создания готового продукта. Используя этот метод, исследователь должен выяснить: а) является ли продукт, который анализируется, результатом типичной для данной деятельности человека, или созданный ею случайно; б) в каких условиях осуществлялась деятельность человека; в) можно ли исследовать аналогичные и другие разнообразные продукты деятельности этого человека. Ценность этого метода является наличие у исследователя зафиксированных материально результатов психической деятельности человека. Однако, метод изучения продуктов деятельности чаще используют как вспомогательный, поскольку он не позволяет исследовать многогранность психической деятельности, что привело к созданию продукта. Метод экспертной оценки. Сегодня психолог все чаще выступает как эксперт по вопросам управления, организационного развития, разрешения конфликтов и др. Управленцы, педагоги, юристы приглашают психолога, чтобы совместно с ними проанализировать любую ситуацию, дать оценку нововведений, того или иного способа поведения в конкретной ситуации. Продуктом деятельности психолога в данном случае является экспертное заключение. Назад |
Четыре основных метода исследования в психологии
Если вы изучаете психологию или хотите получить степень бакалавра искусств в области психологии, вы быстро столкнетесь с этими четырьмя основными методами исследования в психологии. Обычно эти четыре типа делятся на два различных типа психологических исследований: количественные и качественные.
Качественные исследования:
- Изучение объектов в их естественных условиях.
- Интерпретативный, натуралистический подход к предмету исследования.
- Интерпретация явлений так, как они происходят естественным образом.
Количественные исследования:
- Ориентирован на группу людей, а не на отдельного человека.
- Сбор проб, результаты которого обычно численные.
Эти четыре уровня анализа в психологии используют один из этих двух типов для изучения и разработки теорий.
Кейс-стадиВ качестве метода психологического исследования кейс-стади следует процессу качественного исследования, наблюдая за сообществами, отдельными людьми и даже за конкретными событиями. Этот тип психологического исследования проводится с помощью интервью для документирования нюансов событий, происходящих в чьей-то жизни. Результат превращает его в мультиметодологическое исследование, поскольку психолог изучает повседневную жизнь человека, пытаясь понять и определить, откуда возникает нездоровое поведение и как его можно реализовать.
Экспериментальный методСледуя количественной теории, метод экспериментальной психологии пытается рассмотреть причинно-следственные связи и то, что происходит при манипулировании одной переменной. Психологические эксперименты охватывают широкий спектр методов, которые можно использовать с разной степенью успеха, от исследований сна до полевых экспериментов. Некоторые эксперименты позволяют исследователю быть более вовлеченным, в то время как другие психологические эксперименты требуют невмешательства.
Наблюдательное исследованиеИзучая людей на расстоянии, психолог получает возможность изучить методы исследования поведения. Как тип качественного исследования, наблюдательное исследование в психологии изучает людей, общества или социальные конструкции, чтобы увидеть, как на них влияет окружающий мир. Этот тип исследования также включает смешанные методы, поскольку он проводится в естественных условиях, когда психолог не может контролировать окружающую среду.
ОпросКак качественные, так и количественные, опросные исследования используют уровни анализа в психологии. Метод опроса в психологии использует респондентов, чтобы они отвечали на вопросы, информируя психолога о том, что они чувствуют. Этот опросник с самоотчетами спрашивает о чувствах и о том, что они делали в течение своего обычного дня. В зависимости от собранных данных результаты могут быть качественными или количественными. Это зависит от исследователя.
Что важно в психологических исследованияхМетоды исследования в психологии помогают расширить академические знания о психическом здоровье и о мире в целом. Чтобы лучше понимать окружающий мир, они становятся экспертами в области психологии и накапливают более глубокие знания, которые могут использовать для помощи будущим клиентам. Вы интересуетесь областью психологии и хотите помочь другим, кто страдает? В St. Augustine степень бакалавра психологии — это начало долгой и успешной карьеры в области психологии. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше об этом и о том, как вы можете начать новую жизнь.
Что такое экспериментальный метод в психологии? Made Simple
Содержание страницы
Экспериментальный метод: причинно-следственная связь
Наиболее научным методом, позволяющим вывести психологию на уровень точной науки, является экспериментальный метод. В соответствии с этим методом переменные экспериментируют в лабораториях и с помощью других контролируемых методов, чтобы выяснить их причинно-следственную связь.
Вильгельм Вундт был пионером в этой области. Он основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, Германия, 1879 г.. Поэтому его считали «отцом экспериментальной психологии». Кроме того, Уильям Джеймс и Руч (1970) внесли свой вклад в этот метод.
В этом методе эксперименты или исследования проводятся в специальных лабораториях в искусственно контролируемых условиях. Обычно для этого требуется специальное оборудование и аппаратура, которая представляет собой свойство, установленное в фиксированном месте, которое может быть легко использовано разными учеными.
В экспериментальном методе все факторы поддерживаются постоянными, и только один фактор изменяется одновременно, чтобы определить влияние этой переменной на проблему исследования, чтобы выяснить причинно-следственную связь между двумя или более переменными. Таким образом, экспериментальный метод требует хорошо спланированной и оборудованной лаборатории, аппаратуры и оборудования, субъекта и экспериментатора, проблем, целей, гипотезы и дизайна для обработки и продвижения к научному исследованию.
Процесс экспериментального метода
Хорошо спланированный экспериментальный план должен состоять из ряда шагов. Вот они:
1. Постановка проблемы
Первым шагом в экспериментальном методе является постановка проблемы или просто поиск проблемы. В повседневной жизни на наше поведение влияет множество факторов. Иногда мы озадачены и задаем себе вопросы, почему люди ведут себя так, а не иначе. Эти вопросы заставляют нас ставить перед собой проблемы.
Например, почему люди курят? Почему мотивация влияет на учебу? Какие эффекты вызывает марихуана при воспоминании? Что влияет на интеллект? Эксперименты могут помочь найти ответы на эти вопросы. Эксперименты начинаются с проблемы, без ее наличия нет и речи об экспериментах. Он исследует, чтобы найти решение.
2. Формирование гипотезы
На втором этапе задача выдвигается в виде гипотезы. Гипотезы — это предположения, сделанные для проверки проблемы. Он может быть сформулирован положительно или отрицательно на основе доступной литературы в этой области. Гипотеза может быть доказана или опровергнута по результатам эксперимента.
В примере с мотивацией гипотезой может быть «мотивация повышает производительность». Точно так же в отношении проблемы курения может быть выдвинута гипотеза о том, что «курение вредно для физических и умственных способностей». Эти проверяемые предсказания позволяют нам проверять, отвергать или пересматривать теорию.
3. Различие между зависимой и независимой переменной
Переменная — это событие или условие, которое может иметь разные значения. Она может быть измерена и варьируется количественно. При организации эксперимента экспериментатор выбирает между зависимой и независимой переменными. Независимая переменная — это переменная стимула, которую он хочет изучить, чтобы найти влияние ее изменения на производительность.
Фактор в любом эксперименте, которым экспериментатор хочет управлять, чтобы изучить его влияние на результат, известен как независимая переменная. Зависимая переменная — это ответ, который экспериментатор намеревается выяснить, поэтому они являются эффектом. В примере с мотивацией мотивация является независимой переменной, а производительность — зависимой переменной.
4. Контроль среды или ситуации
Во время эксперимента экспериментатору необходимо контролировать посторонние переменные, отрицательно влияющие на эксперимент. Это помогает нам сосредоточиться на важных аспектах эксперимента и исключить ненужные аспекты. Для этого опыты делят на две контрольные группы и экспериментальные группы для сравнения результатов.
5. Анализ результата
Научное исследование требует надлежащего анализа результатов путем сравнения контролируемых условий, т. е. зависимой переменной, и экспериментальных условий, т. е. независимой переменной, друг с другом. Это делается с помощью статистических процедур, соответствующих данному экспериментальному плану.
Снова взяв пример с марихуаной, экспериментатор может использовать таблицы и графики, чтобы представить свои результаты, чтобы улучшить понимание и знания о предмете и снова сравнить с предыдущими результатами в этой области.
6. Проверка гипотезы по результатам эксперимента
Это последний шаг в процессе экспериментального метода. После анализа результатов необходимо проверить сделанные в эксперименте предположения, доказана ли гипотеза или опровергнута. Обычно, если гипотеза доказана, она добавит позитивизма и силы, усилив теоретический аспект преобладающей литературы, но если пойдет наоборот, она порождает сомнения и путаницу в предмете, создавая почву для дальнейших исследований.
Ограничения и преимущества экспериментального метода
Ограничения или недостатки экспериментального метода
Искусственная обстановка в лаборатории
Среда лабораторных условий искусственно создана и спроектирована, что может не дать такой же результат, как в естественной среде, затрудняя цель эксперимента. Для экспериментальной организации и установки требуется хорошо оборудованная лаборатория, что делает ее довольно дорогой и недоступной для заинтересованных людей. Субъект может чувствовать, что за ним наблюдают, нервничать и, как следствие, пренебрегать определенным поведением, которое создает сомнительные данные.
Трудности в достижении сотрудничества и отношение субъекта
Например, экспериментатор хочет изучить реакцию во время инъекции. Испытуемый думает, что будет плохо, если он будет демонстрировать негативные жесты, поэтому смеется во время инъекции, делая весь эксперимент фальшивым. При проведении опытов необходимо контролировать отношение испытуемого и добиваться его сотрудничества. Без сотрудничества испытуемого эксперимент будет невозможен, а полученные данные будут неверными.
Эффекты экспериментатора
Не только отношение субъекта влияет на эксперимент, но и отношение самого экспериментатора может неосознанно мешать всему эксперименту. Поведение, характеристики и ожидания экспериментатора могут влиять на результат его исследования без его ведома. Эти влияния называются предвзятостью экспериментатора или эффектами экспериментатора.
Ограниченное поле
Другое ограничение заключается в том, что экспериментальный метод ограничен в своем применении. Экспериментальный метод не предполагает изучения различных социальных проблем и поведения толпы, детей, ненормальных людей и т. д.
Преимущества экспериментального метода
Несмотря на ограничения, присущие экспериментальному методу, во многих отношениях это самый ценный метод сбора научной информации в психологии. Есть определенные основные преимущества этого метода по сравнению с другими методами.
Проверка случайных отношений
Благодаря логике и контролю эксперимента можно проверить гипотезу о случайных отношениях, которая является основным преимуществом формального эксперимента перед другими научными методами.
Репликация
Еще одним важным преимуществом является репликация. Эксперимент можно повторить, если эксперимент проводится в надлежащих условиях.