Гамма Ми-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры
- Подробности
- Автор: JetNet
- Просмотров: 12195
- 04.07.2020 17:29
- Категория: Основы теории музыки
Гамма ми-мажор очень часто используется именно в гитарной музыке. Все потому что в стандартном строе, аккорд ми-мажор — открытый, поэтому очень удобно играть в этой тональности, также, как и например, в ля-миноре. Каждый гитарист, который хочет сочинять и импровизировать должен знать на зубок гамму и тональность ми-мажор, а также ноты в нее входящие. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.
Состав и ступени гаммы ми-мажор
Как построить гамму ми-мажор
Гамма ми-мажор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (ми-мажор). Три ступени гаммы содержат в себе ключи, это F# (Фа диез), G# (Соль диез) и D# (Ре диез). Из теории музыки известно, что мажорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:
тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Тональность и тоника гаммы ми-мажор (исходя из названия) — Ми. Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
E-F#-G#-A-B-C#-D#-E
Ми-Фа диез-Соль диез-Ля-Си-До диез-Ре диез-Ми
Как и у любой другой гаммы, у ми-мажора есть параллельная. Это до диез-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота До-диез (C#). Поэтому под песню в ми мажоре можно весьма успешно играть в до диез-миноре.
Устойчивые ступени гаммы ми-мажор
Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это прима, терция и квинта — E (Ми) G# (Соль диез) B (Си). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ми-мажор (D). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Ми.
Аппликатуры гаммы ми-мажор на грифе
На грифе гитары гамму ми-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ми-мажор.
Пять позиций гаммы ми-мажор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ми (E). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Первая позиция
Вторая позиция
Третья позиция
Четвертая позиция
Пятая позиция
Добавить комментарий
Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных
4. ОТКЛОНЕНИЯ И МОДУЛЯЦИИ В ТОНАЛЬНОСТИ НЕДИАТОНИЧЕСКОГО РОДСТВА | |||||
Отклонения и модуляции в тональности недиатонического родства, представленные в данном разделе, основаны на тех же средствах и приемах, что и модулирование в родственные тональности. Широко применяются также принципы постепенной модуляции, хотя специальная задача изучения кратчайших путей перехода в далекие тональности здесь не ставится. | |||||
№ п/п | № в раз- деле | тональность | прослушать | нотный текст | комментарии |
---|---|---|---|---|---|
191 | 1 | Фа мажор → Ми мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Объяснить логику модулирования в заключительную тональность. | |
192 | 2 | До мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Определить соотношение главной и побочной тональностей. Раскрыть содержание модуляционного хода, уводящего из главной тональности, и логику возвращения в основную тональность. | |
193 | 3 | Ми мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Назвать общий и модулирующий аккорды, появляющиеся в момент отклонения. Объяснить функциональную логику возвращения в основную тональность. | |
194 | 4 | до-диез минор | Для прослушивания необходим Flash Player | ||
195 | 5 | соль минор → Ми-бемоль мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Дать настройку в соль миноре. Определить масштабно-тематическую структуру периода. Проанализировать гармоническое содержание в связи с этой структурой. | |
196 | 6 | ре минор | Для прослушивания необходим Flash Player | Проанализировать тонально-гармоническое развитие в процессе становления музыкальной формы. Предложить возможные трактовки гармоний третьего такта. Повторить на фортепиано диатоническую и модулирующие секвенции. | |
197 | 7 | ре минор → Ми мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Раскрыть основу гармонической неустойчивости первого предложения. Обосновать двойную функциональную трактовку гармоний второго и четвертого тактов во втором предложении. | |
198 | 8 | Си-бемоль мажор → Фа мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | ||
199 | 9 | до-диез минор → До-диез мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Указать принцип модулирования, характерный для второго предложения. | |
200 | 10 | Ре мажор → Соль мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Отметить в музыкальной форме моменты появления тональностей, не родственных по отношению к исходной, и объяснить логику их появления. Прочесть по вертикали звуки аккордов в двух последних тактах. | |
201 | 11 | Ми-бемоль мажор → Фа-диез мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Раскрыть тональную и функциональную логику модулирования из g-moll в fis-moll. Одновременно с исполнением примера на фортепиано определить количество голосов в аккордах начального четырехтакта. | |
202 | 12 | Ми-бемоль мажор → До мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | ||
203 | 13 | Ми-бемоль мажор → Ля-бемоль мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | ||
204 | 14 | Ми мажор → Ля мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | ||
205 | 15 | ми минор | Для прослушивания необходим Flash Player | Определить структуру периода. Проанализировать тонально-гармоническое развитие в процессе становления музыкальной формы, подчеркивая приемы модулирования в тональности недиатонического родства. | |
206 | 16 | Ре мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Раскрыть закономерности тонального развития внутри музыкальной формы, отмечая функциональные соотношения соседних тональностей. Подчеркнуть ненормативность голосоведения в начальном двутакте. Одновременно с исполнением примера на фортепиано назвать количество голосов в аккордах. | |
207 | 17 | до-диез минор | Для прослушивания необходим Flash Player | Выполнить детальный гармонический анализ примера при повторном прослушивании, одновременно с исполнением на фортепиано. | |
208 | 18 | соль минор → До-диез мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Дать предварительную настройку в соль миноре. Определить музыкальную форму, закономерности ее масштабно-тематического строения и логику тонального развития. Подчеркнуть характерные особенности модулирования в 5–8 тактах. Отметить черты сходства и различия, возникающие в репризе, в сравнении с начальным построением. Повторить на фортепиано первые два (или четыре) такта, сохраняя расположение аккордов и мелодию. | |
209 | 19 | Фа мажор → Ми-бемоль мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Объяснить закономерности внутренней структуры периода и проанализировать гармоническое развитие в связи с этой структурой. Отметить черты вариантности в репризном построении. | |
210 | 20 | Ми-бемоль мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Определить музыкальную форму. Объяснить логику модулирования из ми бемоль мажора в тональность, завершающую первый период. Отметить закономерности гармонического развития во второй части. Спеть по вертикали аккорды восьмого такта, сохраняя расположение голосов. | |
211 | 21 | ля минор → До мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | Отметить закономерности появления неродственных тональностей. Проанализировать гармоническое содержание модулирующих оборотов. Найти плагальное отклонение. Подчеркнуть особенность утверждения заключительной тональности. | |
212 | 22 | фа минор → ми минор | Для прослушивания необходим Flash Player | Анализируя следующие примеры, рекомендуется определить музыкальную форму, ее внутренние закономерности, тональное развитие, раскрыть содержание модулирующих оборотов, их функциональную логику, обратив особое внимание на модулирование в неродственные тональности. В некоторых случаях можно назвать количество голосов в многозвучных аккордах, изложение которых ненормативно. Желательно также повторение на фортепиано отдельных фрагментов музыкального текста (по выбору) с сохранением расположения голосов в аккордах и мелодии. | |
213 | 23 | фа минор → Фа мажор | Для прослушивания необходим Flash Player | ||
214 | 24 | соль минор → до-диез минор | Для прослушивания необходим Flash Player | ||
215 | 25 | Ля мажор → До мажор | Для прослушивания необходим Flash Player |
E Гамма гармонического мажора для гитары
Идеально подходит для тренировки гамм или обучения игре на джемах. Ми Гармонический мажор (также известный как гармонический).
Интервалы: 1 2 3 4 5 b6 7.
Примечания: E F# G# A B C D#
Не пропустите: Что такое шкала?
Standard tuning — EADGBE Standard tuning — EADGBE Eb DownTunedD DownTunedDb DownTunedC DownTunedB DownTunedBb DownTunedA DownTunedAb DownTunedG DownTunedGb DownTunedF DownTunedOctave DownTuned E high HighTunedF HighTunedGb HighTunedG HighTunedAb HighTunedA HighTunedBb HighTunedDrop D Drop DbDrop CDrop BDrop BbDrop ADrop A (Alt.)Drop AbDrop GDrop GbDrop FDrop EDrop EbDouble Drop D Double Drop DbDouble Drop Cdouble Drop BDouble Drop BbDouble Drop Adouble Drop AbDouble Drop GDouble Drop GbDouble Drop FDouble Drop EDouble Drop EbOpen A Open A (alt.)Open BOpen B (Alt.) Open COpen DOpen EOpen FOpen F#Open GCross- Note Cross-Note A Cross-Note A (Alt.) Cross-Note C Cross-Note D Cross-Note ECross-Note F Cross-Note F (alt.) Cross-Note G ModalG ModalB ModalExtended Dmaj7 Расширенный Dmin7 Расширенный Em7Extended G6 Расширенный G7Extended G7 (Альт.
) Расширенный G7 (Альт. #2)Extended G13Extended Cmin7Extended Cmaj7 Dad,Gad All fourthsAll fifthsGoracECC#DbDD#EbEFF#GbGG#AbAA#BbBHarmonic major/HarmonicMajor/IonianDorianPhrygianLydianMixolydianNatural minor/AeolianLocrian Major pentatonic/Mongolian Minor pentatonicBluesJapaneseHirajoshiIwatoPelogEgyptianChineseBalineseKumoi/Hawaian pentatonic Harmonic minor/Mahommedan Locrian #6Augmented ionian (ionian #5) Дорийский № 4 / румынский минор, крупный фригийский / миксолидийский b9b13/фригийская доминанта/испанский цыганский лидийский #9ультралокрийский/альтерированный bb7 мелодический минор/джазовый минор/гавайский дорийский b2/яванскийрасширенный лидийскийлидийский b7/обертон/миксолидийский #4/лидийская доминанта миксолидийский b6/индуистский/миксолидийский b13локрийский #2суперлокрийский/альтерированный цельный тон1 шеститональный симметричный /Augmented 1Six tone symmetrical 2/Augmented 2PrometheusPrometheus neopolitan Leading whole tone Double harmonic/Byzantine/GypsyEnigmaticArabian/Locrian majorPersianHungarian major/HungarianHungarian minor/Hugarian GypsyNeopolitan minor/Phrygian harmonicNeopolitan majorPurvi thetaTodi thetaMinor lydianHarmonic major/HarmonicIchikosucho/JapaneseBebop majorBebop minor/Bebop dorianDiminished (halftone — целый тон) Уменьшенный (полный тон — полутон) Уменьшенный лидийский Восьмитоновый испанский Мавританско-фригийский Девятитоновая шкала ХроматическийПозиции просмотра: 3 примечания на stringtraditionnalshree Примечания на позиции строки
Просмотр примечаний этой шкалы
Положение# 1
F#
G#
A#
1
2
3
4
5
3
4
5
3
4
9000 52
3
4
9000 53
4
9000 52
6
7
8
10
11
12
13
14
15
16
1718
Положение #2
0015F#
G#
A#
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Position #3
F#
G#
A#
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
12
13
14
15
16
17
18
# 4
F#
GESH# 9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2 9000 2 9000# 40015
.
2
3
4
5
6
7
8
10
12
13
14
1614
911 1614
9 16 900017
18
Position #5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Position #6
F#
G#
A#
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
12
13
14
15
16
17
18
#
F#
GESLAIN 9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2
9000 2 9000 2 9000 9000 2F#
18
2
3
4
5
6
7
8
10
12
13
14
1614
911 1614
9 16 900017
18
basicmusictheory.
1. Гамма ми мажор
Этот шаг показывает восходящую гамму ми мажор на фортепиано, скрипичном и басовом ключах. Он также показывает диаграмму степени шкалы для всех 8 нот.
Гамма ми мажор имеет 4 диеза.
Эта тональность мажорной гаммы находится в круге 5-й ступени — ми мажор в круге 5-й ступени, что означает, что это широко используемая тональность мажорной гаммы.
Номер ноты. | Интервал записи | Название записи | ||
---|---|---|---|---|
1 | Тоник | 1-я примечание основной шкалы E составляет E | ||
2 | E-MAJ-2ND | . | E-maj-3rd | The 3rd note of the E major scale is G# |
4 | E-perf-4th | The 4th note of the E major scale is A | ||
5 | E-perf-5th | Пятая нота ми мажорной гаммы — B 9.0331 | ||
6 | E-MAJ-6-й | 6-я нота E-основной шкалы-C# | ||
7 | E-MAJ-7-й | . | ||
8 | E-perf-8th | Восьмая нота ми-мажорной гаммы — E |
Средняя до (миди-нота 60) показана оранжевой линией под 2-й нотой на фортепиано диаграмма.
Эти названия нот показаны ниже на скрипичном ключе, за которым следует басовый ключ.
На приведенных выше схемах нотоносцев показаны ноты гаммы без тональности, с настройками диеза/бемоля, вставленными перед каждой нотой на нотоносце.
Ключевой знак этой гаммы, показывающий, что эти символы правильно сгруппированы рядом с символом басового или скрипичного ключа в начале, взгляните на ключевой знак ми мажор.
Примечание №. | Название степени | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | E is the tonic of the E major scale | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | F# is the supertonic of the E major scale | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | G# is the mediant of the E major scale | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | A is the subdominant of the E major scale | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | B is the dominant of the E major scale | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | C# is the submediant of the E major scale | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 9
No. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Note | D# | C# | B | A | G# | F# | E |
1. Названия нот клавиш фортепиано
На этом шаге показаны белые и черные названия нот на клавиатуре фортепиано, чтобы названия нот были знакомы для последующих шагов, а также чтобы показать, что названия нот начинают повторяться после 12 нот.
Белые клавиши названы с использованием букв алфавита A, B, C, D, E, F и G, которые представляют собой шаблон, повторяющийся на клавиатуре фортепиано.
Каждая белая или черная клавиша может иметь бемоль (b) или диез (#) случайное имя, в зависимости от того, как используется эта нота. На более позднем этапе, если используются диезные или бемольные ноты, будут выбраны точные случайные имена. 9
2. Тоническая нота ми и одна октава нот
На этом шаге показана октава нот в тональности ми, чтобы определить начальную и конечную ноты гаммы.
Пронумерованные ноты могут быть использованы при построении этой нотной шкалы.
Но так как это гамма в тональности ми, то наверняка ноты 1 и 13 будут использоваться в гамме.
Нота 1 — это тоническая нота — начальная нота — ми, а нота 13 — это то же название ноты, но на одну октаву выше.
No. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Note | E | F | F# / Gb | G | G# / Ab | A | A# / Bb | B | C | C# / Db | 9
No. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Note | 9
№ | Белый | Примечание по гамме | Match? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | E | E | E | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | F | F# / Gb | F# | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | G | G# / Ab | G# | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | A | A | A | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | B | B | B | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | C | C# / Db | C# | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | D 95.По убыванию ми мажорной гаммыНа этом шаге показаны ноты при нисходящей гамме ми мажор, переходя от звука самой высокой ноты обратно к начальной ноте. Для мажорных гамм названия нот в нисходящем порядке обратны восходящим. Итак, предположим, что нота 8 октавы была сыграна на шаге выше, ноты теперь опускаются обратно к тонике.
|