Минор мажор или: Лад в музыке: мажор и минор

Мажор или Минор? — Сообщество Империал

Великие державы и рейтинг стран

Категории рейтинга

У каждой страны есть рейтинг по престижу, промышленности и военной мощи. Комбинация этих трёх рейтингов позволяет определять общий рейтинг страны и её ранг в ряду других стран.

Страны также делятся на нецивилизованные, цивилизованные, державы второго ряда (ранг 9–16) и великие державы (ранг 1–8).

Рейтинг престижа

Престиж — это показатель уважения, которое ваша страна заслужила в глазах всего мира. Другим странам не обязательно любить вас, чтобы уважать: часто уважают именно тех, кого боятся.

Страны зарабатывают престиж своими действиями или тем, что выглядят уважаемыми и значительными. Иногда престиж приносят военные победы или вовлечение других стран в свою сферу влияния. Колонии очень способствуют росту престижа.

Престиж также приносят технологические достижения и развитие культуры, а также некоторые события.

Военные поражения и финансовые проблемы приводят к падению престижа государства.

Индустриальный рейтинг

Это абстрактный показатель мощи вашей индустриальной экономики, который учитывает только заводы и их продукцию. Нецивилизованная страна может получать большой доход от своих ремесленников и ДП, но её индустриальный рейтинг будет нулевым из-за отсутствия заводов.

Военный рейтинг

Это абстрактный показатель мощи ваших вооружённых сил — армии и флота.

Нецивилизованные страны

Некоторые страны начинают игру нецивилизованными. Это означает, что в них не проникли идеи современности и новые технологии. 19-й век был веком больших перемен, и если страна не сумеет на них вовремя реагировать, то надолго отстанет от передовых держав.

На экономику нецивилизованных стран наложены определённые ограничения. Они могут создавать только некоторые типы воинских частей, боеспособность которых будет низкой. Темп технического прогресса в таких странах замедлен.

При правильном управлении в нецивилизованной стране могут появиться предпосылки для перехода в разряд цивилизованных стран. Подробно об этом будет сказано ниже.

Державы второго ранга (верхние 9–16)

Такие державы имеют определённые преимущества. В частности, они могут колонизировать территории (как и великие державы).

Великие державы

Это восемь самых мощных государств мира по общему рейтингу (сумме престижа и индустриального и военного рейтингов). Великие державы могут включать другие страны в свою сферу влияния и исключать их из сфер влияния других великих держав, а также колонизировать территории.

Влияние

Великие державы накапливают очки влияния со скоростью, соответствующей их общему рейтингу. На экране дипломатии вы можете установить приоритет использования очков влияния. Постарайтесь сосредоточиться на нескольких странах: распылённое влияние не окажет желательного эффекта.

Сфера влияния

Страны, входящие в сферу влияния великой державы, поддерживают с ней особые отношения. Они благосклоннее относятся к требованиям и предложениям великой державы, даже если не слишком любят её.

Такие страны присоединяются к внутреннему рынку великой державы. Это означает, что производимые в одной стране товары продаются в другой беспошлинно. Престиж прочих стран не оказывает влияния на очерёдность закупки товаров на внутреннем рынке, в отличие от международного рынка.

Потеря статуса великой державы означает и потерю сферы влияния.

Потеря статуса великой державы

Если ваш рейтинг падает ниже последнего (восьмого) места в ряду великих держав, вы можете утратить этот статус. У вас остаётся шесть месяцев, чтобы исправить положение.

Потеря звания великой державы означает потерю всех связанных с этим статусом преимуществ, утрату сферы влияния и падение престижа. Кроме того, повышается агрессивность жителей государства, особенно меньшинств: все недовольны слабым и некомпетентным правителем.

Если вы не можете быстро поднять свой рейтинг мирным путём, вам остаётся один способ: начать мировую войну.

Мировые войны
Мировая война — это война, в которую с каждой стороны вовлечены две и больше великих державы. В результате такой войны страна может утратить статус великой державы или потерять столько престижа, что этот статус окажется под угрозой. Мировые войны происходят достаточно редко.

аккордов: мажорное трезвучие против минорного трезвучия

Любой музыкант сталкивается с аккордами, осознает он это или нет. Аккорды являются одним из строительных блоков гармонии, и они составляют почти каждую песню, которую вы когда-либо слышали или играли.

В первой части этой серии статей об аккордах мы начнем с основ: мажорных и минорных трезвучий.

Прежде всего: давайте определим триаду.

 

ЧТО ТАКОЕ ТРИАДА?

Трезвучие можно рассматривать как простейший тип аккорда; это просто набор из трех нот, наложенных друг на друга. Эти ноты разделены интервалами: либо мажорными, либо минорными 9.0013 трети .

То, как мы организуем эти терции, определит, является ли трезвучие (и, в свою очередь, аккорд) мажорным или минорным. Первая треть над корнем (самая низкая нота в аккорде) определяет качество аккорда (мажор или минор).

 

СОЗДАЙТЕ МАЖОРНОЕ ТРИАДУ

Мы создаем мажорное трезвучие или мажорный аккорд, беря какую-нибудь основную ноту, скажем, до, а затем поднимая мажорную терцию , за которой следует минорная терция (или чистая квинта от корня). Совершенная квинта — это просто мажорная терция плюс минорная терция над корневой нотой (или пятая нота в мажорной или минорной гамме).

Интервал мажорной терции составляет два целых шага, поэтому, если мы хотим создать аккорд до мажор, у нас есть до в качестве корня, затем мы поднимаемся на два полных шага к нашей большой терции, ми, для нашей второй ноты в аккорде.

Отсюда мы можем подумать о добавлении последней ноты двумя разными способами: либо поднять минорную терцию от ми, либо поднять перфектную квинту от нашего корня, до. E, мы движемся на целый шаг вверх к F#, затем на полшага к нашей последней ноте в аккорде, G. (И да, перемещение на чистую квинту от C также приводит вас к G!)

 

СОЗДАНИЕ МИНОРНОГО ТРИАДЫ

Мы создаем минорное трезвучие или минорный аккорд почти так же, как и мажорное трезвучие, за исключением того, что терции меняются местами. Это означает, что вместо того, чтобы подниматься на мажорную терцию вверх от основной ноты (давайте остановимся на C), мы сначала поднимаем минорную терцию , а затем добавляем к ней мажорную терцию (или идеальную квинту над тоникой), чтобы завершить аккорд.

Помните, малая терция — это целый шаг плюс полтона. Итак, если мы начнем с C, мы поднимемся до 9.0013 ми-бемоль в отличие от натуральной ми в мажорном трезвучии, о котором мы говорили выше. Отсюда мы поднимаемся на мажорную терцию , чтобы достичь нашей последней ноты G.

 

ПЕРВАЯ ТРЕТЬЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ КАЧЕСТВО АККОРДА бемоль-соль), мы можем видеть, что именно первая терция (вторая нота в трезвучии) определяет, имеем ли мы мажорное трезвучие или минорное трезвучие.

Вы заметили, что верхняя нота G не изменилась? Хороший глаз! Это важно знать и экономит время при построении аккордов.

Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше о различных типах аккордов и о том, как мы их делаем.

4.8 Гаммы, не являющиеся мажорными или минорными

Введение

Звуки — обычные, повседневные «шумы» — бывают всех мыслимых тонов и групп тонов. На самом деле, суть шума, «белого шума», заключается в том, что все ноты сразу не слышны.

Одна из вещей, которая делает музыку приятной для слуха и легкой для «понимания», заключается в том, что используются только некоторые из всех возможных звуков. Но не во всех музыкальных произведениях используется один и тот же набор звуков. Чтобы быть знакомым с конкретными нотами, которые могут использоваться в музыкальном произведении, музыканты изучают гаммы.

Набор ожидаемых звуков музыкального произведения может быть представлен в шкале . В гамме высота тона обычно располагается от самого низкого к самому высокому (или от самого высокого к самому низкому) по образцу, который обычно повторяется в каждой октаве.

Примечание

В некоторых видах музыки ноты определенной гаммы являются единственными нотами, разрешенными в данном музыкальном произведении. В других музыкальных традициях допускаются ноты вне гаммы (случайности), но обычно они встречаются гораздо реже, чем ноты гаммы.

 

Набор звуков или нот, которые используются, и их взаимосвязь оказывают большое влияние на звучание музыки. Например, на протяжении веков большая часть западной музыки основывалась на мажорных и минорных гаммах. Это одна из вещей, которая делает ее мгновенно узнаваемой как западную музыку. С другой стороны, большая часть (хотя и не вся) музыки Восточной Азии на протяжении многих веков основывалась на пентатонических гаммах, что придавало ей совершенно другой оттенок, который также легко распознать.

Здесь представлены некоторые из наиболее часто используемых гамм, которые не являются ни мажорными, ни минорными. Пентатонические гаммы часто ассоциируются с восточной Азией, но они также используются во многих других музыкальных традициях. Блюзовые гаммы, используемые в блюзе, джазе и других афроамериканских традициях, выросли из компромисса между европейскими и африканскими гаммами. Некоторые из гамм, которые звучат «экзотично» для западного уха, взяты из музыкальных традиций Восточной Европы, Ближнего Востока и Западной Азии. Микротоны можно найти в некоторых традиционных музыкальных произведениях (например, в индийской классической музыке) и в некоторых произведениях современной художественной музыки.

Примечание

В некоторых музыкальных традициях, таких как индийская и средневековая европейская, используются лады или раги, которые не совсем совпадают с гаммами. Пожалуйста, смотрите режимы и раги.

 

Весы и западная музыка

Западная музыкальная традиция, развившаяся в Европе после средневековья, основана на мажорной и минорной гаммах, но есть и другие гаммы, являющиеся частью этой традиции.

В хроматической гамме каждый интервал равен полутону. Эта шкала дает все резкие, плоские и естественные ноты, обычно используемые во всей западной музыке. это тоже двенадцатитоновая шкала , используемая композиторами двадцатого века для создания своей атональной музыки.

Молодым инструменталистам рекомендуется попрактиковаться в игре на хроматической гамме, чтобы убедиться, что они знают аппликатуры всех нот. Слушайте хроматическую гамму.

Рисунок 4.65. Хроматическая шкала

Хроматическая гамма включает в себя все высоты тона, обычно встречающиеся в западной музыке. Обратите внимание, что из-за энгармонического написания многие из этих звуков могли быть записаны по-другому (например, с использованием бемолей вместо диезов).


В шкале целых тонов каждый интервал является целым шагом. И в хроматической, и в целотоновой шкалах все интервалы одинаковы. В результате получаются гаммы без тонального центра; ни одно примечание не кажется более или менее важным, чем другие. Из-за этого в самой традиционной и популярной западной музыке используются мажорные или минорные гаммы, а не хроматические или целые тональные гаммы. Но композиторы, которые не хотят, чтобы их музыка имела тональный центр (например, многие композиторы «современной классической» музыки), часто используют эти гаммы.

Слушайте всю шкалу тонов.

Рисунок 4.66. Полная шкала тонов

Поскольку все интервалы одинаковы, не имеет большого значения, где вы начинаете хроматическую или полную шкалу тонов. Например, эта гамма будет содержать одни и те же ноты, независимо от того, начинаете ли вы ее с ноты C или E.


Упражнение 4.8.1. (Перейдите к решению)

В основном существует только одна хроматическая гамма; вы можете начать с любой ноты, но высота тона будет такой же, как и в любой другой хроматической гамме. Есть в основном две возможные шкалы целых тонов. Начиная с ноты b, напишите целую шкалу тонов с высотой тона, отличной от той, что показана на рис. 4.66.


Упражнение 4.8.2. (Перейти к решению)

Теперь напишите целую шкалу тонов, начиная с бемоля. Является ли эта шкала по существу такой же, как на рис. 4.75 или на рис. 4.66?

Пентатонические гаммы

В западной музыке в каждой октаве двенадцать звуков. (Тринадцатая нота начинает следующую октаву.) Но в тональном музыкальном произведении часто используются только семь из этих нот, семь нот мажорной или минорной гаммы.

В пентатонической гамме используются только пять возможных тонов в пределах октавы. (Поэтому гамма будет повторяться, начиная с шестого тона.) Наиболее известные пентатонические гаммы используются в большей части музыки Восточной Азии. Возможно, вы знакомы с гаммой на рис. 4.67 как с гаммой, которая создается при нажатии на все «черные клавиши» на фортепианной клавиатуре.

Рисунок 4.67. Знакомая пентатоника

Это пентатоника, которую вы получаете, играя на «черных клавишах» на фортепиано.


Прослушайте пентатонику в черной тональности. Как и другие гаммы, эта пентатоника подвижна; вы можете перемещать всю гамму вверх или вниз на полтона, большую терцию или любой другой интервал, который вам нравится. Гамма будет звучать выше или ниже, но в остальном она будет звучать одинаково, потому что образец интервалов между нотами (полутона, целые тона и минорные терции) одинаков. (Подробнее об интервалах см. в разделах «Полушаги» и «Целые шаги и интервал». Подробнее о шаблонах интервалов в гаммах см. «Мажорные гаммы» и «Морные гаммы».) Теперь послушайте транспонированную пентатоническую гамму.

Рисунок 4.68. Транспонированная пентатоника

Это просто транспозиция шкалы на рисунке 4.67


Но это не единственный возможный тип пентатоники. Любая гамма, в которой используется только пять нот в пределах одной октавы, является пентатоникой. Например, следующая пентатоника — это не просто еще одна транспозиция пентатонической шкалы «черного ключа»; рисунок интервалов между нотами другой. Послушайте эту другую пентатонику.

Рисунок 4.69. Другая пентатоника

Эта пентатоника не является транспонированной версией рисунка 4.67. Она имеет другой набор интервалов.


Суть здесь в том, что музыка, основанная на пентатонической гамме на рис. 4.67, будет звучать очень отлично от музыки, основанной на пентатонике на рис. 4.69, потому что отношения между нотами другие, так же как музыка в минорной тональности заметно отличается от музыки в мажорной тональности. Таким образом, существует довольно много различных возможных пентатонических гамм, которые будут воспроизводить узнаваемо «уникальный звук», и многие из этих возможных пятинотных гамм были названы и используются в различных музыкальных традициях по всему миру.

Упражнение 4.8.3. (Перейдите к решению)

Чтобы понять концепции этого раздела, попробуйте составить несколько коротких пьес, используя пентатонические гаммы, представленные на рис. 4.67 и рис. 4.69. Вы можете использовать более одной октавы каждой гаммы, но использовать только одну гамму для каждой пьесы. Когда вы сочиняете, прислушайтесь к тому, как ограничения использования только этих пяти нот с этими отношениями высоты тона влияют на вашу музыку. Посмотрите, сможете ли вы воспроизвести композицию на рис. 4.67 в другой тональности, например, используя гамму на рис. 4.68.

Разделение октавы более или менее

Любая гамма содержит определенное количество нот в пределах октавы. Для мажорной и минорной гаммы есть семь нот; для пентатоники пять; для хроматической гаммы двенадцать. Хотя некоторые подразделения более распространены, чем другие, можно представить себе любое разделение, и многие из них используются в различных музыкальных традициях по всему миру. Например, классическая музыка Индии признает двадцать две различные возможные высоты тона в пределах октавы; каждая рага использует пять, шесть или семь из этих возможных тонов. (Подробнее об этом см. Индийская классическая музыка: настройка и раги.) И в Африке есть некоторые традиции, в которых используется шесть или восемь нот в октаве. Прослушайте одну возможную восьмитональную или октатоническую гамму.

Рисунок 4.70. Октатоническая гамма


Многие незападные традиции, помимо использования разных гамм, также используют разные системы настройки; интервалы в гаммах могут включать четвертей тона (половина полутона), например, или другие интервалы, которые мы не используем. Даже попытка записать их в общих обозначениях может ввести в заблуждение.

Микротоны — это интервалы меньше половины шага. Помимо того, что они необходимы для описания гамм и систем настройки многих незападных традиций, они также использовались в современной западной классической музыке, а также в афроамериканских традициях, таких как джаз и блюз. На момент написания этой статьи Фонд Гюйгенса-Фоккера был хорошим местом для начала поиска информации о микротональной музыке.

Создание блюзовой гаммы

Блюзовые гаммы тесно связаны с пентатоническими гаммами. (Некоторые версии являются пентатоническими.) Переставьте пентатоническую гамму на рисунке 4.68 выше, чтобы она начиналась с ноты C, и добавьте фа-диез между фа и соль, и вы получите широко используемую версию блюзовой гаммы. Послушайте эту блюзовую гамму.

Рисунок 4.71.

Блюзовые гаммы тесно связаны с пентатоникой.

Моды и раги

Многие музыкальные традиции не используют гаммы. Наиболее знакомыми западному слушателю из них являются средневековые песнопения и классическая музыка Индии. В этих и других модальных традициях правила построения музыкального произведения сильно отличаются от правил для музыки, основанной на гамме. Пожалуйста, смотрите Режимы и Раги для получения дополнительной информации.

Прочие весы

Существует множество других возможных гамм, которые не являются частью системы мажор-минор. Некоторые, такие как пентатонические и октатонические гаммы, имеют меньше или больше нот на октаву, но многие имеют семь тонов, как и мажорная гамма. Гамма может быть выбрана или построена композитором для определенных интригующих характеристик, для типов мелодий или гармоний, которые позволяет гамма, или просто для интересного или приятного звучания музыки, созданной с использованием гаммы.

Например, класс гамм, интригующий некоторых композиторов, — это симметричные гаммы . В эту категорию попадают хроматическая шкала и шкала целых тонов, но могут быть построены и другие симметричные шкалы. Например, уменьшенная шкала не только обладает «симметричным» качеством; это также очень полезная гамма, если, например, вы импровизируете джазовое соло на уменьшенных аккордах.

Рисунок 4.72. Уменьшенная шкала

Подобно хроматической шкале и шкале целых тонов, уменьшенная шкала «симметрична».


Некоторые гаммы основаны на музыке других культур и используются, когда композитор хочет воссоздать музыку другого места или времени. Эти гаммы часто заимствованы из незападных традиций, но затем используются способами, типичными для западной музыки. Поскольку они обычно игнорируют настройку, мелодические формы и другие эстетические принципы традиций, из которых они заимствованы, такое использование «экзотических» гамм не следует считать точным представлением этих традиций. Однако в мировой музыке есть примеры, в которых незападная гамма или лад используются аутентично. Хотя существует общее согласие относительно названий некоторых часто используемых «экзотических» гамм, они вовсе не стандартизированы. Часто название звукоряда просто отражает то, как оно звучит для человека, использующего его, и одно и то же имя может применяться к разным звукорядам или разные имена к одному и тому же звукоряду.

Рисунок 4.73. Некоторые «экзотические» весы


Вы можете поэкспериментировать с некоторыми из множества возможных весов. Прослушайте по одной версии каждой из: «уменьшенной» гаммы, «загадочной» гаммы, «румынской» гаммы, «персидской» гаммы и «венгерской мажорной» гаммы. Чтобы получить еще больше возможностей, попробуйте выполнить поиск в Интернете по запросу «экзотические весы»; или попробуйте изобрести свои собственные гаммы и использовать их в композициях и импровизациях.

Рисунок 4.74. «Загадочная» шкала

Решения к упражнениям

Решение упражнения 4.8.1. (Вернуться к упражнению)

Рисунок 4.75.

Полная шкала тонов содержит ноты, которых нет во всей шкале тонов на рисунке 4.66.


Решение упражнения 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *