Мнемонический прием — Andrey — LiveJournal
?
|
|
Где сидит фазан
Ясная память нужна в любом возрасте: студенту – усвоить гору нового материала, родителям – угнаться за программой ребенка-школьника, пожилым людям – запомнить номера телефонов или расписание транспорта. Но как упихать всю эту информацию в гиппокамп? Поможет мнемоника.
От Цицерона до Шерлока
В дословном переводе с древнегреческого мнемоника – τὰ μνημονικά – искусство запоминания. Набор приемов и способов, позволяющих быстро и надежно записать в память десятки терминов и определений.
Главное – создать ассоциацию. Если заменить факты, цифры или термины чем-нибудь более простым для восприятия, они легче улягутся в голове. Это могут быть зрительные образы, аудиосигналы, осязательные раздражители.
В британском сериале «Шерлок» были показаны «чертоги разума», в которых знаменитый сыщик раскладывал по полочкам информацию и анализировал ее, удерживая в памяти просто невероятный объем данных. Нужно сказать, что примерно такую же методику использовали австралийские аборигены, ее эффективность недавно подтвердили ученые. Хотя самым известным приверженцем «чертогов разума» можно назвать древнеримского сенатора, философа и оратора Цицерона.
Обладая блестящим вниманием, он изо дня в день замечал различные особенности на дороге, по которой ежедневно, из года в год ходил в город. Через некоторое время Цицерон изучил маршрут так хорошо, что мог в любой момент вспомнить любой его промежуток со всеми подробностями. После этого он научился «привязывать» к дороге какие-нибудь предметы в своей памяти, то есть создавал ассоциации. И когда представлял себе какое-либо место на дороге, он моментально вспоминал о предмете, который был «привязан» к этому самому месту.
Песни и джинглы можно использовать как мнемонику.
Типичный пример – дети, распевающие алфавит для его запоминания.Принцип похожести
Рисунки. Пожалуй, самый первый мнемонический прием, появившийся задолго до того, как возникла письменность. В наше время ему тоже нашлось применение – например, именно на использовании зрительной памяти работают так называемые опорные конспекты и создаваемая по тем же принципам инфографика, которая нередко появляется на страницах нашего журнала. Значки-пиктограммы, стрелки, выделение цветом, шрифтом – все это позволяет выстраивать в голове схемы, которые запоминаются намного легче, чем сплошной однообразный текст.
Рифмование. Известно, что стихотворения всегда запоминаются легче, чем проза. Правда, для этого нужно иметь поэтический талант. К счастью, среди медиков – огромное количество творческих людей, так что все уже придумано до нас. Нужно лишь найти и заучить нужный отрывок.
Вспомогательные предметы. Как узнать, растет Луна или убывает? Очень просто. Приставьте палец к полумесяцу на небе. Получилась буква «р»? Значит, Луна растет. Не получилась? Убывает.
Смысловые фразы из начальных букв. Желательно, чтобы они были при этом ритмичными. Классика жанра – цвета радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», то есть красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Озвучивание. Кодирование абстрактной информации звуком. Классический пример – азбука Морзе. Сложно запоминать точки и тире, зато намного проще напеть. «Ай-дааа», • − (точка-тире), то есть буква «а». «Бааа-ки-те-кут», − • • • (тире-три точки), то есть буква «б», «Ви-даа-лаа», • − − (точка-тире-тире). И так далее. С дву- и четверостишиями, а также целыми поэмами можно будет ознакомиться чуть ниже.
Как узнать, самолет или корабль в темноте приближается к вам или удаляется? По бортовым огням. Достаточно запомнить, что красный там, где сердце. Дальше все просто: красный огонь расположен слева по борту, а зеленый, соответственно, справа. Если вы видите именно такое сочетание, судно (воздушное или водное) удаляется от вас.
От теории к практике
Математика. Иногда сложно запомнить римские цифры. Для этого есть 2 простых приема. Первый – Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх, соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1). Второй – более современный: LCD Mонитор, именно в таком порядке идут по возрастанию цифры старше десятки (X).
Японец Хидеаки Томойори может воспроизвести число пи до 40-тысячного знака после запятой. На запоминание такого количество цифр у него ушло около 10 лет. Зато 13 знаков может запомнить абсолютно любой человек. Достаточно выучить стишок:
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим –
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, восемь.
В итоге вы в любой момент с легкостью воспроизведете 3,1415926535898, что уже вполне может считаться поводом для гордости.
Согласно опросам, примерно 20% студентов-медиков во всем мире активно пользуются мнемоническими приемами для запоминания учебной информации.
Русский язык. Правильно ставить ударение в словах считается хорошим тоном и проявлением уважения к собеседнику. Как не ударить в грязь лицом? Например, срифмовать слова, в которых люди чаще всего ошибаются:
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.
В правилах много исключений. Запоминать их намного проще не в виде определений, а в виде фраз:
- Уж замуж невтерпеж – наречия, пишущиеся без мягкого знака.
- Цыган вошел на цыпочках, цыпленку цыкнул: «Цыц» – слова, в которых после буквы «ц» пишется «ы».
- Психиатр и педиатр пошли в театр – в этих словах часто делают ошибку, вставляя между «т» и «р» лишнюю в данном случае букву «о».
Медицина. С невероятными объемами информации, которые должен запомнить студент-медик, помогают справиться стихи и мнемонические правила, проверенные поколениями. Один из самых знаменитых – о цикле Кребса.
***
Щука съела ацетат,
Получается цитрат.
Через цис-аконитат
Будет он – изоцитрат.
Водороды отдав НАД,
Он теряет це-о-два.
Этому безмерно рад
Альфа-кето-глутарат.
Окисление грядет:
НАД похитит водород,
В1 и липоат
С коэнзимом А спешат,
Отбирают це-о-два.
А энергия едва
В сукциниле появилась,
Сразу АТФ родилась,
И остался сукцинат.
Вот добрался он до ФАДа,
Водороды тому надо.
Водороды потеряв,
Фумарат воды напился
И в малат и превратился.
Тут к малату НАД пришел,
Водороды приобрел.
Щука снова объявилась
И тихонько затаилась.
Караулить ацетат.
Физика. Вряд ли кто-то окончивший школу лет 15–20 назад и не связанный по работе с физикой сможет сходу сформулировать 3 закона Ньютона. Зато в таком виде их можно помнить всю жизнь.
Первый закон Ньютона:
не пнешь – не полетит.
Второй закон Ньютона:
как пнешь, так и полетит.
Третий закон Ньютона:
как пнешь, так и получишь.
Желающие могут свериться с учебником и убедиться, что суть передана абсолютно точно. Упрощение работает и в других на первый взгляд сложных случаях. Как запомнить, где какой электрод и какие процессы на нем происходят? Проще простого, если призвать на помощь мнемонику. Итак: в слове «анод» 4 буквы, как и в слове «плюс», то есть это положительный электрод; «анод» начинается на гласную, как и «окисление», следовательно, именно этот процесс там и идет. С катодом все точно так же: в нем 5 букв, как и в слове «минус», а начинается он на согласную, как и «восстановление».
С 1991 года проводятся чемпионаты мира по памяти. На первом, прошедшем в Лондоне, победил британец Доминик О’Брайен.
А вот замечательный способ выучить последовательность из 12 пар черепно-мозговых нервов:
Я обонял, я зрил,
я глазом двигал,
Я блок тройничным разом отводил
Лицом и слухом и языкоглоткой,
Блуждая, шел добавочной походкой,
Под языком все нервы находил.
Это проще, чем зазубривать: обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блочный, тройничный, отводящий, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.
Алексей Водовозов
Журнал «Российские аптеки» №5, 2021
Вам могут понравиться другие статьи:
ФармклассАптечная розница: выстоять в условиях нестабильности
2022 год был непростым для аптечной розницы. С одной стороны, первостольники столкнулись с ажиотажным ростом потребительского спроса на ряд препаратов, с другой – на этом фоне дистри. ..
Подробнее Фармкласс5 необычных источников антибиотиков
«Когда б вы знали, из какого сора…» Это не только про стихи, но и про новые лекарства. Их обнаруживают иногда в очень странных местах. Не все в итоге добираются до аптечных полок, но …
Подробнее ФармклассАллергенный перекресток
«Реакция на цветение «любимого растения» у чувствительных людей может быть такой же, как и на яблоки, орехи или морепродукты. Но где креветки и где пыльца березы? Как они связаны? Тес…
Подробнее ФармклассПостковид: будем лечить или само пройдет?
«Идет уже четвертый год пандемии. И если с самим COVID уже более-менее разобрались, то почему возникают его долгосрочные последствия и, самое главное, что с ними делать – до сих . ..
Подробнее ФармклассЖаропонижающее для детей
Тревожным молодым родителям, у которых температурит малыш, важно быстро получить достоверную информацию: когда, чем и как сбивать жар?
Шкала депрессии Бека
В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений.
ПодробнееПростое мнемоническое устройство | Tutorial Center
GHC HomeСлушание можно определить как утраченное искусство слышать и понимать, что кто-то говорит. Каждая буква слова СЛУШАТЬ поможет вам стать лучшим слушателем.
ПОСМОТРЕТЬ
Инструкторы, как правило, последовательны в порядке презентации, а также в том, что они представляют. Лекция обычно состоит из пяти основных частей:
- Введение: Вступительные заявления
- Тезис: тема, которую необходимо осветить
- Body: Информация, которую необходимо изучить по теме
- Резюме: Что преподавал в тот день
- Нерелевантность: наполнитель или материал не по теме
Кроме того, «основной» материал обычно имеет структуру, такую как последовательность в хронологическом порядке. Ваше понимание на слух улучшится, если вы сможете видеть порядок и последовательность в лекции и предвидеть следующие темы или слова.
ОПРЕДЕЛИТЬ
Определите, почему то, что говорит инструктор, важно для вас. Вам нужна причина, чтобы хотеть слушать, или вы будете немотивированы во время лекции. Вы хотите изучить содержание? Какая его часть? Обычно вы преуспеваете только тогда, когда намереваетесь приложить усилия и умение для выполнения задачи. Заинтересоваться лекцией и понять ее содержание – ваши обязанности. Это зависит от вас, чтобы получить то, что вы хотите.
НАСТРОЙКА
Подготовьте ситуацию так, чтобы максимально увеличить возможность прослушивания лекции и оставаться на связи. Ваши глаза, уши и мозг являются частями вашего слухового аппарата. Примите меры для обеспечения работы каждого из них. Отдохните достаточно, чтобы ваш мозг мог функционировать. Если вам хочется спать, принесите немного апельсинового сока или кофе. Поддерживайте зрительный контакт, чтобы продолжать слушать. Заблокируйте шум и отвлекающие факторы, сядьте там, где вас будут меньше всего беспокоить: в первом ряду. Если вы не слышите, о чем идет речь, во что бы то ни стало отойдите от проблемы — человеческой или механической.
НАСТРОЙКА
Научитесь увеличивать продолжительность концентрации внимания, определяя, сколько времени вы можете продержаться, прежде чем думать о чем-то другом. Запишите отвлекающую мысль, а затем поставьте перед собой цель продлить ее на несколько минут для следующего «промежутка времени прослушивания». Когда ваши мысли блуждают, запишите мысль и назначьте время, когда вы с ней разберетесь. Помните, что мозг работает примерно в четыре раза быстрее, чем вы можете говорить, поэтому у ума есть время блуждать, если у вас нет плана. Знание того, как инструктор подчеркивает важное содержание, поможет вам быть в курсе. Какие слова, какие визуальные или позы подсказывают вам, что эта информация важна?
ИЗУЧИТЬ
Изучите контекст, чтобы определить основные моменты. Глаголы действия и содержательные существительные помогут вам сосредоточиться. Не все содержание, данное в лекции, необходимо. Проверьте свою программу и текст или спросите своего преподавателя заранее, чтобы знать, какие темы будут освещаться каждый день. Просматривая задание заранее, вы можете получить представление о фактах, а не об основных моментах. Это будет держать ваш слух настроенным, чтобы услышать важное, а не тривиальное. Используйте вопросы или фразы, такие как «Давайте посмотрим, правильно ли я вас понял» или «Вы это имеете в виду?» чтобы убедиться, что вы на правильном пути. Когда вы знаете, что вам нужно добавить позже, сколько повторений и как обрабатывается ключевой контент, вам будет легче слушать основные моменты. Несколько дней тщательного редактирования заметок также подготовят вас к тому, что слушать. В случае сомнений проконсультируйтесь с инструктором или ассистентом преподавателя.
ПРИМЕЧАНИЯ
Делая заметки во время прослушивания, вы улучшите свою концентрацию. Сам процесс ведения заметок может помочь вам оставаться в курсе событий. Даже если материал кажется вам знакомым, запишите пару слов, чтобы напомнить себе, что тема была затронута, и чтобы вы продолжали слушать. После прослушивания подумайте о том, как записать то, что вы хотите.
Мнемоническое устройство | Проект «Изменчивость учащихся»
Это наша домашняя страница. Вы можете получить доступ ко многим функциям Navigator здесь и узнать больше о том, как изменчивость учащихся пересекается с темами образования и обучения. Для начала выберите область контента — мы называем их моделями учащегося — чтобы посетить карту факторов.
Факторные карты показывают концепции, основанные на исследованиях, «факторы», которые, вероятно, влияют на обучение. Они разделены на четыре категории: фон учащегося, социальное и эмоциональное обучение, познание и область содержания. Карта интерактивная. Наведите курсор на фактор, чтобы увидеть связанные факторы. Выберите любой фактор, чтобы посетить его сводную страницу. Далее мы рассмотрим страницы сводки факторов.
Это страница сводки факторов. Он содержит краткое определение и обзор фактора, диаграмму связей факторов, дополнительные ресурсы и стратегии, поддерживающие этот фактор. На карточке стратегии разноцветные прямоугольники показывают все факторы, которые она поддерживает. Выберите стратегию, чтобы посетить ее сводную страницу.
Страницы сводки стратегии содержат обзор, информацию об использовании стратегии в различных учебных средах, интересующие ресурсы, факторы, которые поддерживает эта стратегия, и связанные стратегии, которые вы можете изучить. Чтобы просмотреть все стратегии в области содержимого, используйте вкладку стратегий в верхней части страницы. Далее мы рассмотрим все стратегии для этой модели учащегося.
На странице стратегии показаны ВСЕ стратегии для этой модели учащегося. Вы можете выбрать факторы, представляющие интерес для вас или ваших учащихся, и это сузит стратегии до тех, которые соответствуют всем выбранным факторам. Это упрощает поиск ключевых стратегий для лучшего проектирования с учетом вариативности учащихся. Снова выберите название стратегии, чтобы перейти на страницу сводки. Используйте знаки «плюс» на каждой карточке стратегии, чтобы добавить стратегию в рабочую область. Мы рассмотрим их далее.
Вкладка «Инструменты и рабочие области» на панели навигации или кнопка «Мои рабочие области» в меню учетной записи позволяют перейти на страницу, на которой показаны ваши рабочие области. На странице «Мои рабочие области» есть две вкладки: вкладка «Рабочие области» и вкладка «Отчеты». На вкладке «Рабочие области» перечислены рабочие области, которые вы можете персонализировать и обновлять. Вы можете создавать новые разделы, перемещать карточки между разделами, добавлять аннотации, делиться ими с соавторами и писать размышления. Вторая вкладка, «Отчеты», представляет собой своего рода рабочее пространство, созданное с помощью Инструмента разработки инструкций или Инструмента оценки продукта, и имеет меньше параметров персонализации.
Есть три пошаговых инструмента, к которым вы можете получить доступ в Navigator, чтобы помочь создать рабочее пространство или отчет по рабочему пространству. Инструмент проектирования, ориентированный на учащихся, состоит из четырех шагов и помогает вам создать рабочее пространство. Сначала введите основную информацию и выберите интересующую область контента. Во-вторых, выберите несколько факторов, на которых вы хотите сосредоточиться.