Мнемотехника: упражнения и техники запоминания
15.02.2022
В современном мире на нас со всех сторон обрушиваются огромные массивы информации, которую нужно уметь запомнить для успешной учебы, работы или для жизни. Кажется, что нужно иметь супер-память, чтобы все запомнить.
Проблема запоминания не нова, она беспокоила человечество с древних времен. Еще в Древней Греции были придуманы методики эффективного запоминания информации, они получили название мнемотехника или мнемоника. С помощью несложных приемов можно развить способности к запоминанию и расширить объем памяти.
Содержание:
- Что такое мнемотехника?
- Зачем детям нужна мнемоника?
- Как мнемотехника помогает во взрослей жизни?
- Приемы мнемотехники для запоминания
- Сторителлинг
- Прием цепочки
- Метод Цицерона
- Рифмование
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника – это технология запоминания на основе ассоциаций. Суть мнемоники в том, что абстрактным понятиям присваивают визуальные картинки, звуковые или тактильные представления в памяти.
Например, многим детям (да и взрослым) сложно выучить наизусть названия падежей. Однако фразу «Иван рубил дрова, Варвара топила печку» даже малыши запоминают буквально за одно-два повторения. Первая буква в каждом из слов в считалке соответствует названию падежа.
Еще один пример – запоминание иностранных слов методом созвучий. Суть техники в том, что к иностранному слову подбирают созвучное русское и запоминают образ.
Мнемонические ассоциации каждый человек строит индивидуально, они могут казаться нелепыми и непонятными для окружающих. Но это совершенно неважно, ассоциация должна быть образной и яркой для ее автора, чтобы нейроны в мозгу сформировали четкие связи.
Зачем детям нужна мнемоника?
В младшей и средней школе у ребенка еще только формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому лучше всего он усваивает знания на практических примерах. При этом школьнику приходится выучить огромное количество абстрактных понятий, с которыми он ни разу не сталкивался в жизни.
Мнемотехника упрощает процессы запоминания, облегчая и упрощая школьную учебу. Ассоциативное запоминание способствует развитию память и внимательность, стимулирует фантазию и воображение, расширяет словарный запас. С помощью приемов мнемоники можно учить любые предметы, от математики, физики и химии до истории и иностранного языка.
Как мнемотехника помогает во взрослей жизни?
Ассоциации помогают легко запоминать цифры в номерах телефонов, пин-коды платежных карт, фамилии и лица людей, дни рождения родственников, друзей и знакомых. С их помощью можно держать в голове рабочие поручения и список дел, отказавшись от блокнотов и органайзеров.
Приемы мнемотехники для запоминания
Мнемотехнические методы и приемы довольно просты в освоении. Их могут использовать как взрослые, так и дети, никаких возрастных ограничений не существует.
Рассмотрим самые распространенные приемы ассоциативного запоминания. Более подробно о мнемонических техниках можно прочитать в книгах по тренировке памяти и запоминания.
Сторителлинг
Главная идея метода сторителлинга состоит в том, что нужно составить забавную историю из абстрактных понятий. Мини-рассказ намного легче запомнить, чем отдельные слова, которые не связаны между собой. Можно составить не рассказ, а стихотворение, его еще проще запомнить и воспроизвести.
Техника историй развивает фантазию и воображение, для запоминания не требуется предварительная подготовка. Однако метод подходит для не слишком больших объемов информации, поскольку в длинном рассказе легче что-то перепутать или забыть какое-то слово.
Прием цепочки
Суть метода состоит в попарном соединении образов и плетении цепочки из этих пар. Техника подходит для запоминания списка дел, перечня покупок, последовательности действий в той или иной ситуации.
Метод Цицерона
Древнегреческий философ придумал метод мнемокомнат, которым активно пользовался при подготовке к очередному выступлению. Он размещал в своем воображении комнаты и наполнял их ключевыми моментами из будущей речи. По мере выступления он обходил помещения по заданному маршруту и легко воспроизводил даты, имена и аргументы.
Суть этой техники в том, что нужно привязать запоминаемые объекты к знакомым предметам из комнаты. Прием лучше всего подходит для запоминания выступления, доклада или другого большого объема произвольной текстовой информации. Однако с ходу использовать методику не получится, нужны регулярные тренировки.
Рифмование
Попробуйте запоминать телефонные номера и другие последовательности чисел, сочиняя рифмы. Стишок намного легче воспроизвести по памяти, чем просто набор цифр. Этот метод отлично работает в школьном обучении, если нужно запомнить суть абстрактных понятий.
9 мнемотехник, которые позволят запомнить что угодно
Ключевые слова
Учите второй, третий или четвертый язык? Использование мнемонического метода ключевых слов улучшает усвоение и запоминание, особенно в отношении иностранного языка.
Вот как он работает:
- сначала нужно выбрать ключевое слово, которое каким-то образом будет напоминать об иностранном слове;
- затем требуется представить, что это ключевое слово связано со значением слова, которое нужно выучить;
- визуализируя и получая ассоциации, мы вспоминаем правильное слово.
Например, если нужно выучить английское слово fabric («ткань»), можно подумать о фабрике, а затем представить, как на ней производят ткань. Несмотря на отличия в произношении, слова звучат достаточно похоже, чтобы запомнить ассоциацию между фабрикой и тканью, а также значение слова fabric.
Группировка или фрагментация
Метод группировки информации помогает организовать данные в группы, фразы, слова или числа, чтобы их было легче запомнить. Чтобы выучить номер телефона или кредитной карты, достаточно разделить его на фрагменты.
Например, чтобы запомнить последовательность 47895328463, скорее всего, потребуется немало усилий. Однако, если разбить ее на части (4789 532 8463), задача станет намного легче.
Интересно, что фрагментация является одной из нескольких мнемонических стратегий, которые изучались на людях с легкой формой болезни Альцгеймера. Результаты продемонстрировали, что метод может улучшить вербальную рабочую память на ранних стадиях деменции.
Сочетание информации с мелодией
Еще один способ успешно закодировать информацию в мозгу — использовать мелодию. Один из самых известных примеров — песенка, которая помогает выучить английский алфавит. Таким же образом можно запомнить названия стран Африки, научные циклы, стихи, математические уравнения и многое другое.
В интернете можно найти примеры готовых песен, созданных специально для обучения определенной информации, а для других случаев придется придумать свои собственные. При этом не обязательно уметь правильно воспроизвести мелодию или записать музыку, чтобы этот мнемонический метод сработал.
Музыка может быть полезным инструментом запоминания для людей с умеренными когнитивными нарушениями.
Акронимы и акростихи
Это наиболее известный нам тип мнемонических стратегий.
Акронимы используют простую формулу из букв, обозначающих каждое слово или фразу, которые необходимо запомнить. Например, ДНК расшифровывается как дезоксирибонуклеиновая кислота.
Акростих использует ту же концепцию, что и акроним, за исключением того, что вместо образования нового «слова» он генерирует предложение. Так, чтобы запомнить порядок цветов в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), достаточно выучить фразу «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
Рифмы
Вы наверняка сможете продолжить строчку: «Наша Таня громко плачет: Уронила в речку…».
Способность запоминать и воспроизводить детские стихи обусловлена повторением и рифмой. Рифмующиеся слова можно использовать в качестве мнемотехники, помогающей усваивать и вспоминать информацию.
Иногда можно переставить слова или заменить на синонимы, чтобы они рифмовались. В итоге фраза врезается в память, потому что мы слышали ее много раз, и содержит рифму.
Установление связей
Одна из мнемонических стратегий заключается в том, чтобы связать новую информацию с чем-то хорошо знакомым или известным. Это придает ей смысл и облегчает запоминание. Прием можно применить практически к любому предмету или типу информации.
Например, представьте, что вас только что представили кому-то по имени Джеффри. Не стоит пропускать это мимо ушей. Подумайте о том, как можно запомнить новое имя.
Возможно, новый знакомый очень энергичен, и вы можете представить, что он постоянно прыгает. В следующий раз при встрече вы подумаете: «Это Джеффри-попрыгун» и сможете поздороваться с ним по имени.
Чертоги разума
Метод локусов (умственная прогулка, дворец памяти или чертоги разума) — пожалуй, одна из самых ранних техник в истории. Считается, что впервые ее применил греческий поэт Симонид Кеосский в 477 году до нашей эры. Это также одна из наиболее изученных мнемотехник, демонстрирующая значительный успех в широком спектре академических предметов и жизненных ситуаций.
Как это работает?
- Учащийся представляет комнату или знакомый путь через здание.
- Он мысленно связывает факты или информацию с определенными местами или объектами, которые ему встречаются.
- Чтобы вспомнить это, он повторно визуализирует движение по комнате или пути, и каждая остановка активирует новую порцию информации.
Исследования, начиная от студентов-медиков, изучающих диабет, и заканчивая студентами колледжей, запоминающими списки продуктов, показывают значительные улучшения при использовании метода локусов.
Метод крючков
Он особенно полезен для запоминания последовательной информации. Первый этап — придумать «крючок» к каждой цифре, например:
- один — булочка;
- два — ботинок;
- три — дерево и так далее.
Далее изучите новую информацию, которую нужно выучить.
Затем соедините первое слово с «булочкой», второе слово с «туфлей», третье слово с «деревом» и так далее. Цель состоит в том, чтобы создать запоминающуюся связь с каждым новым фрагментом информации.
Например, представим, что задача — запомнить научную систему классификации: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид. Используя крючки, можно визуализировать царство, помещенное на булочку для гамбургера.
Затем представить табличку какого-нибудь отдела внутри ботинка. Далее — классную комнату на ветке дерева. И так далее.Этот метод позволяет вспомнить как конкретную часть информации, так и правильный порядок, в котором она должна быть размещена.
Построение цепочек
Метод связывания (или построения цепочек) состоит в том, чтобы придумать историю или картину, которая соединит фрагменты информации, которые нужно запомнить. Каждый элемент побуждает вспомнить следующий.
Представим, что утром нам нужно взять с собой в школу следующие вещи: домашнее задания, очки, спортивную обувь, кошелек, деньги на обед и ключи.
Используя систему связывания, можно придумать короткую историю: домашние задания Джека надели очки и спортивную обувь и побежали к его кошельку, где его голодные ключи съели его деньги на обед.
Если добавить интересные детали или юмор, это облегчит запоминание информации.
Использование мнемотехник может стать отличным подспорьем для нашей памяти. Стоит иметь в виду, что некоторые из этих стратегий требуют практики. Но как только вы их освоите, они явно пойдут на пользу вашему обучению и запоминанию информации.
Источник.
Фото на обложке: Unsplash
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Мнемоника: определение и примеры | LiteraryTerms.net
I. Что такое мнемоника?
Мнемотехника, также известная как средство для запоминания, – это инструмент, который помогает запоминать идею или фразу с помощью набора букв, цифр или соответствующих ассоциаций. Мнемонические приемы включают специальные рифмы и стихотворения, аббревиатуры, изображения, песни, наброски и другие средства. Мнемоника (произносится ни-мон-ик) происходит от греческой фразы mimnēskesthai , означающей «помнить».
II. Примеры мнемоники
Пример 1PEMDAS – P аренда e xcuse m y 6 1 уха3 d1 unt S usie.
PEMDAS — это общая мнемоника для запоминания порядка операций в предалгебраическом значении: скобки, показатели степени, умножение, деление, сложение и вычитание.
Пример 2
EADGBE – У слонов и ослов вырастают большие уши
Эта мнемоника полезна для запоминания струн гитары в правильном порядке слева направо.
Пример 3I перед e кроме c
Эта мнемоническая фраза напоминает орфографам, что обычно буква i стоит перед e и после c. Например, в словах «ложь», «вера» и «пирог» i стоит перед e. С другой стороны, в таких словах, как «обмануть» и «потолок», буква «е» стоит перед «i» после буквы «с».
III. Типы мнемоники
Типы мнемоники варьируются от простых крылатых фраз до создания аббревиатур и фраз. Вот несколько часто используемых типов мнемоники:
a.
Мнемоника соединенияМнемоника соединения используется, когда можно установить связь между чем-то уже известным и новым для запоминания. Например, представьте, что вы встречаете нового мальчика по имени Брайан, у которого стрижка чаша. Вы можете запомнить его имя, произнеся в уме «Bowl Cut Brian» — связь его стрижки с его именем и аллитерацией «B» — полезный помощник для запоминания!
б. Мнемоника изображений/моделей
Иногда реальные изображения и модели полезны для визуалов или тех, кто хорошо запоминает с помощью графиков, диаграмм, изображений и подобных устройств. Например, части сюжета часто легче запоминаются, если они расположены в виде пирамиды:
c. Музыкальная мнемоника
Этот тип мнемоники не требует пояснений: многие из нас просто лучше запоминают, когда музыка сопровождает фразу или понятие, которое мы изучаем. Простым примером этого является использование песни «Азбука» для изучения алфавита.
д. Мнемоника имени
В этом типе мнемоники первые буквы слов внутри фразы используются для формирования имени. Запоминание имени позволяет запомнить связанную с ним идею. Например, Рой Г. Бив — это имя, используемое для запоминания цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, индиго и фиолетового.
эл. Name of Expression Mnemonics
В этом распространенном типе мнемоники первая буква каждого слова во фразе используется для создания новых слов с запоминающейся фразой. Одним из примеров этого являются 7 координирующих союзов For, And, Nor, But, Or, Yet и So, которые создают FANBOY.
ф. Организация заметок/схема мнемоники
Один из простых способов лучше запоминать — просто упорядочивать информацию. Способы организации включают создание карточек для заметок, чтобы практиковаться в изучении терминов и определений и создавать наброски своих заметок. Например, см. этот план сюжета:
1. Экспозиция
- Определение:
- Пример:
2. Подъем
- Определение:
- Пример:
3.Кульминация
- Определение:
- Пример:
4. Падение
- Определение:
- Пример:
5.Развязка
- Определение:
- Пример:
г. Орфографические мнемоники
Орфографические мнемоники — это правила, шаблоны или фразы, используемые для запоминания определенных сложных вариантов написания. Вот несколько типичных примеров:
- Никогда не будь ложью ложью.
- Есть крыса в отд.
- Потому что: Большие слоны всегда могут понять маленьких слонов
IV. Важность использования мнемоники
Мнемоники — это чит-коды для тех, кто борется с запоминанием определенного сложного предмета, списка или понятия. Они позволяют нам использовать более запоминающиеся фразы, которые связывают концепции, которые мы хотим запомнить, с нашим разумом. Они позволяют нам быстро и успешно учиться и запоминать ключевые понятия по различным предметам, от английского до математики. Они работают, потому что наш разум склонен запоминать информацию, к которой мы можем относиться или которую мы можем испытать.
Было доказано, что мнемоники работают как инструменты формирования памяти для различных задач. Они помогают врачам, ученым, геологам, художникам и студентам. Если вы изо всех сил пытаетесь что-то вспомнить, подумайте о том, чтобы сделать себе мнемонику.
V. Примеры мнемотехники в литературе
Подобно тому, как мнемотехника используется в других предметах, она часто встречается и в литературоведении. Вот несколько примеров литературной мнемоники:
Пример 1Где Q, там и U.
Эта литературная мнемоника рифмованно напоминает нам о том, что в написании букв Q следует буква U.
Пример 2Мы слышим ухом.
Если вы можете написать слово «ухо», вы можете правильно написать слово «слышать», а не слово «здесь».
Пример 3Ритм помогает вашим бедрам двигаться.
Эта фраза помогает начинающим писать: каждая первая буква фразы означает «ритм».
VI. Примеры мнемотехники в поп-культуре
Мнемоники могут использовать отсылки к поп-культуре, чтобы помочь вам запомнить сложные списки или даже факты о поп-культуре! Вот несколько примеров мнемоники из поп-культуры:
Пример 1H ow t o p unish ad b лекс б до м любой m миллион e артлингов tr июль s ee c
Кто» можно запомнить в хронологическом порядке с этой фразой.
Это: Хартнелл, Тротон, Пертви, Бейкер, Дэвисон, Бейкер, Маккой, Макганн, Экклстон, Теннант, Смит, Капальди.
Пример 2D oes M cDonald’s S ell C heese B призывы?
Эта мнемоника использует поп-культуру, чтобы помочь детям запомнить шаги для решения задач на деление: разделить, умножить, вычесть, сравнить и опустить.
VII. Связанные термины
Акронимы
Акронимы относятся к словам, образованным из сокращений определенных фраз. Например, НАСА — это аббревиатура от Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства. Акронимы часто используются в качестве мнемонических устройств. Например, аббревиатура ДОМА может использоваться для запоминания Великих озер: Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее.
Мнемоники действительно помогают улучшить память
Трудно запомнить, особенно когда вы студент, которому представлены списки информации, фактов и всеобъемлющих понятий. Поэтому, когда изучение учебников становится слишком скучным или его недостаточно для успешной сдачи экзаменов, вам придется обратиться к старым надежным мнемоническим приемам. Дурацкие персонажи с игровыми ассоциациями могут показаться глупым способом запомнить важные понятия, но дело в том, что мнемоника работает — это наука.
Что такое мнемонические устройства
Мнемонические устройства определяются как любой метод запоминания, который помогает вам запоминать! Да, это так просто. Есть несколько хорошо известных стратегий и приемов (мы поговорим об этом позже), но на самом деле, если это поможет вам вспомнить, технически это мнемоника.
Почему мнемоники эффективны
Действительно ли мнемоники работают? Ответ — да! Мнемотехника — это эффективная техника запоминания, потому что она помогает вам легко запоминать, запоминать и вспоминать информацию. Проще говоря, ваш мозг кодирует, хранит и извлекает воспоминания. Мнемотехника помогает улучшить вашу долговременную память. Как? Ну, они обращаются к аспектам критериев кодирования вашей кратковременной памяти!
За этим стоит наука:
Подготовьтесь, настройтесь и обработайте. Когда информация представлена вам, она начинает кодироваться в вашем мозгу, но насколько хорошо она кодируется и где она кодируется, зависит от того, как эта информация представлена вам. Есть несколько теорий феноменов памяти, которые играют роль, когда дело доходит до мнемоники.
1. Теория двойного кодирования
Когда вербальная и невербальная информация предоставляется одновременно, мы обрабатываем ее через два отдельных канала мозга. Поскольку оба канала активируются одновременно, у нас больше шансов сформировать более прочную память. Например, если вы видите красный цвет и одновременно говорите «красный», вы запомните этот цвет.
2. Эффект превосходства изображения
Наш мозг любит визуальные стимулы. Картинки легче запомнить, чем текст, и на них веселее смотреть. Этот эффект также говорит о теории двойного кодирования. Воображая, вы активируете другую часть своего мозга.
3. Эффект фон Ресторфа
Эффект фон Ресторфа, также известный как эффект изоляции, предсказывает, что при предъявлении нескольких одинаковых стимулов ваш мозг с большей вероятностью распознает и запомнит другой. Различия будут бросаться вам в глаза, может быть, поначалу это будет нелегко, но когда вы их заметите, они станут заметны. Например, если вы видите пару тройняшек в одинаковых нарядах, но у одной из них голубой бант, в отличие от других, вы запомните! Это особенно верно, если вам 9 лет.0005 на самом деле не , как другие — например, на их луке есть гигантское пятно от мороженого.
4. Эффект юмора
Эмоции помогают нам лучше запоминать вещи. Будь то веселая шутка или душераздирающая история, ваш мозг запомнит информацию, потому что она спровоцировала ваши эмоции. Возможно, вы не будете смеяться или плакать в следующий раз, когда увидите или услышите это, но вы обязательно вспомните тот момент, когда узнали об этом.
5. Парадокс Бейкера-Бейкера
Этот парадокс играет на ассоциации. По сути, легче запомнить чье-то имя, если вы знаете о нем что-то, например род его занятий. Затем вы сможете представить, как они выполняют свою работу, и с большей вероятностью запомните их лицо и имя, что улучшит вашу память и память. В этом примере Джон Бейкер — настоящий пекарь! Кто бы мог подумать?
Как использовать мнемоники для учебы
Итак, как они работают, когда дело доходит до учебы? Что ж, вы можете создавать мнемонические аббревиатуры, такие как PEMDAS или ROYGBIV, но с более сложными темами это может стать немного сложнее. Мнемоники бывают разных форм и размеров, и лучше всего использовать те, которые больше всего обращаются к памяти вашего мозга.
Картинные мнемоники, которые рассказывают уникальную забавную историю, являются примером отличного учебного пособия, которое говорит обо всех явлениях памяти, о которых мы говорили ранее. Кроме того, вам не нужно делать свой собственный (если вы этого не хотите). К счастью, в современном мире у вас есть инструменты для онлайн-обучения, такие как Picmonic.
Независимо от того, являетесь ли вы трудолюбивым студентом-медиком или начинающим врачом, у Picmonic есть программа для вас. Система визуального обучения Picmonic, проверенная исследованиями, использует причудливых персонажей, связанных с трудными для изучения понятиями, для создания уникальных, незабываемых историй, помогающих учащимся запоминать больше информации за меньшее время.
Учащиеся могут создавать свои собственные мнемоники с помощью Picmonic, проходить встроенные тесты для быстрого повторения, чтобы улучшить запоминание и память, а также получить доступ к тысячам тем! Этот подход использует комплексную мнемоническую стратегию, созданную для учащихся.