§ 3. Мотив. Теория литературы
§ 3. Мотив
Этому слову, одному из опорных в музыковедении[646], принадлежит ответственное место и в науке о литературе. Оно укоренено едва ли не во всех новоевропейских языках, восходит к латинскому глаголу moveo (двигаю) и ныне имеет весьма широкий диапазон смыслов.
Исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив — это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. Являя собой, по словам Б.Н. Путилова, «устойчивые семантические единицы», мотивы «характеризуются повышенной, можно сказать исключительной степенью семиотичности. Каждый мотив обладает устойчивым набором значений»[647]. Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст.
Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики (см. с. 372–373).
Начиная с рубежа XIX–XX вв., термин «мотив» широко используется при изучении сюжетов, особенно исторически ранних, фольклорных. Так, А.Н. Веселовский в своей незавершенной «Поэтике сюжетов» говорил о мотиве как простейшей, неделимой единице повествования, как о повторяющейся схематической формуле, ложащейся в основу сюжетов (первоначально — мифа и сказки).
Таковы, приводит примеры мотивов ученый, похищение солнца или красавицы, иссохшая в источнике вода и т. п.[648] Мотивы здесь не столько соотносятся с отдельными произведениями, сколько рассматриваются как общее достояние словесного искусства. Мотивы, по Веселовскому, исторически стабильны и безгранично повторяемы. В осторожной, предположительной форме ученый утверждал: «… не ограничено ли поэтическое творчество известными определенными формулами, устойчивыми мотивами, которые одно поколение приняло от предыдущего, а это от третьего <…>? Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли над исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их <…> новым пониманием жизни <…>?»[649] Основываясь на разумении мотива как первоэлемента сюжета, восходящем к Веселовскому, ученые Сибирского отделения Российской Академии наук ныне работают над составлением словаря сюжетов и мотивов русской литературы[650].На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться
в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Об этом, в частности, свидетельствует опыт изучения поэзии М.Ю. Лермонтова[651].
Внимание к мотивам, таящимся в литературных произведениях, позволяет понять их полнее и глубже. Так, некими «пиковыми» моментами воплощения авторской концепции в известном рассказе И.А. Бунина о внезапно оборвавшейся жизни очаровательной девушки являются «легкое дыхание» (словосочетание, ставшее заглавием), легкость как таковая, а также неоднократно упоминаемый холод. Эти глубинно взаимосвязанные мотивы оказываются едва ли не важнейшими композиционными «скрепами» бунинского шедевра и одновременно — выражением философического представления писателя о бытии и месте в нем человека. Холод сопровождает Олю Мещерскую не только зимой, но и летом; он царит и в обрамляющих сюжет эпизодах, изображающих кладбище ранней весной. Названные мотивы соединяются в последней фразе рассказа: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
Один из мотивов толстовского романа-эпопеи «Война и мир» — душевная смягченность, нередко сопряженная с чувствами благодарности и покорности судьбе, с умилением и слезами, главное же — знаменующая некие высшие, озаряющие моменты жизни героев. Вспомним эпизоды, когда старый князь Волконский узнает о смерти невестки; раненого князя Андрея в Мытищах. Пьер после разговора с Наташей, ощущающей себя непоправимо виноватой перед князем Андреем, испытывает какой-то особенный душевный подъем. И здесь говорится о его, Пьера, «расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе». А после плена Безухов спрашивает у Наташи о последних днях Андрея Болконского: «Так он успокоился? Смягчился?»
Едва ли не центральный мотив «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова — свет, исходящий от полной луны, тревожащий, будоражащий, мучительный. Этот свет так или иначе «задевает» ряд персонажей романа. Он связан прежде всего с представлением о мучениях совести — с обликом и судьбой испугавшегося за свою «карьеру» Понтия Пилата.
Для лирической поэзии характерны словесные мотивы. А.А. Блок писал: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение»[652].
Так, в блоковском стихотворении «Миры летят» (1912) опорными (ключевыми) словами оказываются полет, бесцельный и безумный; сопровождающий его звон, назойливый и жужжащий; усталая, погруженная во мрак душа; и (по контрасту со всем этим) недостижимое, тщетно манящее счастье.В цикле Блока «Кармен» функцию мотива выполняет слово «измена». Это слово запечатлевает поэтическую и одновременно трагическую душевную стихию. Мир измен здесь связывается с «бурей цыганских страстей» и уходом от отчизны, сопрягается с неизъяснимым чувством грусти, «черной и дикой судьбой» поэта, а вместо с тем — с чарой безграничной свободы, вольного полета «без орбит»: «Это — музыка тайных измен?/Это — сердце в плену у Кармен?»
Заметим, что термин «мотив» используется и в ином значении, нежели то, на которое мы опираемся. Так, мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя (например, нравственное возрождение человека; алогизм существования людей). В современном литературоведении бытует также представление о мотиве как «внеструктурном» начале — как о достоянии не текста и его создателя, а ничем не ограниченной мысли толкователя произведения.
Но какие бы смысловые тона ни придавались в литературоведении слову «мотив», остаются самоочевидными неотменимая значимость и подлинная актуальность этого термина, который фиксирует реально (объективно) существующую грань литературных произведений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ОСЕННИЙ МОТИВ
ОСЕННИЙ МОТИВ Отзвенело лето. Улетело. Осень сарафан цветной надела. Нарядилась в бусы из рябины, Принакрылась тонкой паутиной. В речку бросила холодной сини. Ходит-бродит осень по России, То грустит она, то веселится… В край далекий улетают птицы. Дождик льется. Небо
Г. С. Прохоров. Коломна Мотив «пьянства автора» как преодоление семантической ограниченности текста
Н. В. Барковская. Екатеринбург «Пьяный красный карлик не дает проходу…»: Мотив вина в поэзии А.
Блока и А. БелогоН. В. Барковская. Екатеринбург «Пьяный красный карлик не дает проходу…»: Мотив вина в поэзии А. Блока и А. Белого Мотив вина обладает огромной символической валентностью, он сочетается буквально со всеми сквозными темами (любовь, сон, смерть, Бог, дьявол, город) и мотивами
С. И. Измайлова. Махачкала «Сыр, вино и редиска. Это ли не благодать?…» Мотив пира и образ вина в новеллистике Ф. Искандера
С. И. Измайлова. Махачкала «Сыр, вино и редиска. Это ли не благодать?…» Мотив пира и образ вина в новеллистике Ф. Искандера Пиршество является одним из основных композиционных приемов в новеллистике Ф. Искандера, отправной точкой большинства произведений, которые, по
3. «Читатель мой, мы в октябре живем»: мотив «творческой осени» в поэзии Пушкина и Бродского
3. «Читатель мой, мы в октябре живем»: мотив «творческой осени» в поэзии Пушкина и Бродского Описание осенней природы в поэзии Иосифа Бродского часто обрамляется мотивом вдохновения. Изображение обнаженных деревьев и монотонных дождей сопровождается упоминанием о пере,
1.4.3. Мотив скифско-германского пира в стихотворении «Кассандре»
1.4.3. Мотив скифско-германского пира в стихотворении «Кассандре» Непосредственно после стихотворения «Когда на площадях…» Мандельштам пишет стихотворение «Кассандре». Образы скифского праздника в «Кассандре» представляют собой дальнейшую разработку мотивов
3.3.3. Мотив альпийского путешествия: А. Белый
3.3.3. Мотив альпийского путешествия: А. Белый Памяти А. Белого был написан цикл «Стихов памяти Андрея Белого». «Мудрецов германских голоса» (III, 83) намекают на увлечение Белым немецкой философией.
Мотив – основа музыкального произведения.
Теория музыкального синтаксиса определяет правила деления музыки на различные единицы, обладающие музыкальным смыслом.
Мотив в системе музыкального синтаксиса – это мельчайшая единица, деление которое дальше невозможно без потери музыкального смысла.
В метрической теории Римана(теоретик предложивший консервативную теорию метрического деления музыки) мотив равен обычно одному такту и по определению должен содержать одну сильную долю. Однако мотив связан не только с метром, но и с другими элементами музыкального языка, без которых он не может существовать.
Но начнем с начала.
Теории мотива еще нет и 200 лет, что для теории музыки довольно небольшой срок. первые определение мотива введено А.Б.Марксом в 1839 году в качестве термина обозначающего мельчайшую структурную единицу. С тех пор начали появляться самые различные школы и взгляды в отношении музыкального синтаксиса.
Несомненно, что метрическая теория очень наглядна с точки зрения обучения композиции, импровизации, исполнительству и т.д. (Напомню, что эта теория основана на том, что вся музыка состоит из составных элементов упорядоченных метрической сеткой данного произведения. Например, мотив равен 1 такту, фраза равна 1+1 двум тактам, предложение 4).Однако с точки зрения музыкальной выразительности такая система ни дает ничего, поскольку в ней присутствует подмена понятий. Метр хотя и является основой любой мелодии, все же не может ее заменить. Поэтому для более музыкального понимания синтаксиса (к которому собственно необходимо прийти каждому музыканту) необходимо ввести понятие интонации.
Теория интонации появилась гораздо позже теории мотива и очень долго воспринималась, как ее противоположность. Причина здесь в том, что цель у этих двух теорий были изначально разные, но рассматривали они в принципе одно и то же, а именно мельчайшую музыкальную единицу. Однако со временем эти понятия начали употреблять в одном контексте вплоть до использования их в качестве синонимов.
Рассмотрим в чем отличия и сходства этих теорий.
Интонация – это высотная организация музыкальных звуков в их последовательности, т.е. звучание каждого тона звукоряда по высоте, громкости и тембру. Интонация это та часть музыки, которая присутствует везде, но с трудом поддается изучения и классификации.
Тем не менее существуют основополагающие понятия, которые необходимо знать каждому музыканту.
- Музыкальная Интонация – это зерно музыкальной мысли и очень часто интонация наиболее полно выражается в мотиве. Таким образом, мы можем увидеть связь мотива и интонации. Например, в Теме Satin Doll интонация и мотив практически не разделимы:
Посмотрите как из одного мотива и этой интонации вырастает вся тема. Основной мотив обозначен A везде где он встречается и его вариация B это тот же мотив только в неполном увеличении
Как видите хоть в данной теме мотив равен такту, все же сама организация основана не на метре, а на интонации. Обратите внимание, что тема A длится 7 тактов (8 добавлен только для удобства, только потому, что так принято и не имеет музыкального смысла). А в части В фраза равна 3 тактам. Поэтому измерять такие синтаксические структуры с помощью метра не целесообразно.
2. Любое музыкальное построение имеет три фазы – это знаменитая Асафьевская триада i-m-что расшифровывается, как импульс – движение – завершение.
Эти три фазы реализуются на всех уровнях музыкального произведения – от мотива до целой формы. Каждая из этих трех фаз образует контраст по отношению к следующей или предыдущей.
Например, первый такт в Satin Doll первая интонация из двух нот дает импульс, который перерастает в движение, которое проявляется в повторении, а затем в увеличении ритма и завершение на длинной ноте.
Исходя из этого следует разграничивать музыкальное построение по интонации. Такой подход позволяет более точно определить границы мотивов и фраз. В тоже время теория метра не всегда позволяет выделить мелкие построения, так как их развертывание может(и чаще всего) не опираться на метрическую сетку.
Одним из важных элементов определяющих индивидуальность мотива и интонации является опорный звук. По сути, опорный звук это зерно, из которого вырастает мотив. По большей части любое музыкальное произведение можно свести к простому уровню мелодического контраста, а именно опорный тон – неопорный тон. Третьего не дано.
Основные способы выделения опорного тона:
Ритмически – выделение звука с помощью более крупной длительности. Наиболее простой и по всей видимости древнейший способ выделения опорного тона.
Тессисурный – самый высокий или самый низкий звук в мелодической линии всегда фиксируется слухом как опорный.
Линеарно-мелодические способы центрирования звука – сюда входят
а) Опевания
б) движение к опорному звуку и от него
в) мелизматика и орнаментика (характерно для монодических культур и этнической импровизации )
4. Кадансирование – набор приемов для выделения звука, как завершающего
5. Метрическая регулярность акцентов
6. Смена гармонических функций
7.Динамические приемы
8.Артикуляционные средства
Приемы с 5 по 8 относятся к тональной музыке. Первые четыре способа широко используются в модальной импровизации .
Реализация принципа опорных звуков в народной музыке:
Выбор опорных или целевых звуков – в большей степени определяет стилистику,чем ритм. Например, использование устойчивых звуков в качестве опоры создает один тип звучания (классический),а использование неаккордовых и задержаний другой(романтика, джаз и т.д.). Большую роль здесь также играет выбор интервалов и уровень хроматизации.
Например, в некоторых джазовых стилях неаккордовыми тонами будут только хроматические ступени(количество которых для разных аккордов может быть абсолютно разным). А в рок -музыке 7, 9 и тому подобные ступени будут считаться неаккордовыми. Т.е. уровни хроматизации мелодики в этих стилях будут разными.
Тоже касается интервалов. Плавность и мелодичность мелодики (а отсюда и мотива) определяется приближённостью его к вокальной музыке. Использование большого количества секунд и терций, отсутствие скачков создают определенное звучание, внутри которого любой широкий интервал будет восприниматься, как яркое цветное пятно в черно-белой палитре.
Использование широких интервалов(от квинт и больше) позволяет создавать более индивидуализированные, но угловатые мелодии. В потоке таких интервалов секунды будут восприниматься не как неожиданный элемент, а как соединительная интонация.
Как видите, даже на уровне такого небольшого построения как мотив, существует большое поле для деятельности. Умение работать с мотивом является определяющей способностью для композитора и импровизатора, а способность правильно его интерпретировать и вычленить из музыкальной ткани для исполнителя.
Мотив и интонация, наиважнейшие элементы музыкального синтаксиса, с которых необходимо начинать освоение музыкального языка.
Mine Определение и значение — Merriam-Webster
Последние примеры в Интернете
Навсегда твоя, навеки моя , навеки наша. — Мэдисон Дуглас, Seventeen , 29 марта 2023 г. После базового обучения послушанию их отправили на одну из четырех специализированных программ, чтобы подготовить их к работе в качестве сторожевых собак, разведчиков или патрульных собак, собак-почтальонов или 9 собак.0005 мина -собаки-обнаружители. — Керри Дж. Бирн, Fox News , 13 марта 2023 г. Сколько энергии требует шахта ? — Макс Беарак Джакомо Д’Орландо, New York Times , 11 марта 2023 г. Сделай мой фисташковый, пожалуйста. — Эми Дрю Томпсон, Orlando Sentinel , 24 февраля 2023 г. Судья Елена Каган написала в суд со ссылкой на 1945 прецедентов с участием шахтеров и рабочих. — Джесс Бравин, WSJ , 22 февраля 2023 г. Зайон и Вокеган входят в число более 50 сообществ в Иллинойсе, которым на прошлой неделе были предоставлены гранты сообщества по переходу к энергетике на общую сумму 40 миллионов долларов США ежегодно — потенциально до 2045 года — для компенсации потерь от закрытия заводов или шахт . — Стив Садин, Чикаго Трибьюн , 13 марта 2023 г. Медицинские страховые компании нанимают NaviHealth для сбора медицинских данных и прогнозирования послеоперационной помощи, которая потребуется пациенту. — Боб Херман и Кейси Росс, STAT , 13 марта 2023 г. В перестрелках пули рикошетили от стен мины . — Кимон Де Гриф, The New Yorker , 20 февраля 2023 г.
Рассмотрим стоимость глубоководного нефтяного месторождения или угольной шахты , инвестиции в которые сегодня выгодны только в том случае, если спрос на ископаемое топливо в 2050 году будет поддерживаться большим парком транспортных средств, работающих на ископаемом топливе, и электростанций, работающих на угле. — Витольд Хениш, CNN , 21 марта 2023 г. Чтобы закончить мой , опуститесь на колени и прочтите то, что вырезано на моем сердце. — Таня Мелендес, 9 лет0005 EW.com , 20 марта 2023 г. Его операторы говорят, что это сделает Ою-Толгой четвертым по величине медным рудником в мире . — Джо Макдональд, ajc , 15 марта 2023 г. По словам Сиддхарта Гоэла, старшего политического советника Международного института устойчивого развития с опытом работы в области окружающей среды, энергетики и устойчивого транспорта, литий шахта 9Разработка 0006 может занять 10 и более лет. — Атар Парваис, Кварц , 10 марта 2023 г. Отношения Криса, отношения Джона, отношения Мика, отношения Линдси и мой . — Саманта Олсон, Seventeen , 3 марта 2023 г. Какое слово из четырех букв означает «забавный», «милый», «глупый», «обнимаемый», «замечательный» и « — мое »? — Анджела Белт, 9 лет.0005 Красивый дом , 2 марта 2023 г. Anonym — одна из множества компаний, разрабатывающих технологии, помогающие брендам извлекать из наборов данных информацию о потребителях таким образом, чтобы лучше анонимизировать отдельных пользователей. — Сальвадор Родригес, WSJ , 1 марта 2023 г. Добыча Lucara на Карове, единственном руднике , в прошлом году составила около 336 000 каратов, а выручка компании составила 213 миллионов долларов. — Энтони Сгуаззин, 9 лет.0005 Fortune , 28 февраля 2023 г.
Эти игроки часто являются частью надомного производства в неблагополучных сообществах, которые не могут надеяться конкурировать с синдикатами и биткойн-пулами в добыче более крупных блоков. — Мо Гонейм, Rolling Stone , 15 марта 2023 г. Тем не менее, новый фильм борется за шахту умную новую почву: отличный поворот на обычном фирменном начале — лучшем с тех пор, как Дрю Бэрримор встретила деловой конец клинка Призрачного Лица — в конечном итоге приводит к неутешительному, знакомому финалу. — Брайан Труитт, USA TODAY , 8 марта 2023 г. Millennium стремится майнить свою интеллектуальную собственность, а также готовит долгожданный фильм «Рыжая Соня». — Аарон Коуч, 9 лет.0005 The Hollywood Reporter , 2 марта 2023 г. Исследователи сформировали новую теорию, основанную на трудах римского историка Тацита: около 47 г. н. э. римский правитель Курций Руф пытался добыть в этом районе серебра. — Кристофер Паркер, Smithsonian Magazine , 2 марта 2023 г. Корни ByteDance, предупреждение о том, что китайское правительство может майнить данные компании и использовать ее приложение для продвижения прокоммунистической пропаганды. — Джейкоб Карпентер, Fortune , 18 августа 2022 г. И точно так же, как разгребая одну и ту же землю, выбрасываются разные камни, так и Луи продолжит (на данный момент) мое свое прошлое, чтобы понять более широкий мир новыми мощными способами. — Los Angeles Times , 11 августа 2022 г. Кроме того, предыдущие попытки в Боливии до шахта Литиевые месторождения Оруро и Уюни в стране столкнулись с существенным сопротивлением местного населения, которое не может быть легко преодолено. — Даниэль Маркинд, Forbes , 21 февраля 2023 г. И ДеПерно, и Карамо сильно превзошли своих оппонентов на прошлогодних выборах, что вызвало вопросы об их способности добывать денег от политических доноров. — Нил Вигдор, 9 лет0005 BostonGlobe.com , 19 февраля 2023 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «мой». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
Шахта Определение и значение | Словарь Britannica Dictionary
6 ЗАПИСЕЙ НАЙДЕНО:
- мой (местоимение)
- мой (существительное)
- мой (глагол)
- золотой рудник (существительное)
- наземная мина (существительное)
- раздевать шахту (существительное)
1 мой /ˈmaɪn/ местоимение
1 мой
/ˈmaɪn/
местоимение
Britannica Словарь MINE
1
:
то, что принадлежит мне
:
мой один
:
мои
Книга моя . [=это моя книга]
Эти книги мои . [=это мои книги]
Шахта — это книга слева. [=моя книга слева]
Его глаза голубые, а мой карие.
мой бывший профессор/друг [=один из моих бывших профессоров/друзей]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2
Британский, неформальный
:
мой дом
:
мое место
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2 мой /ˈmaɪn/ сущ.
множественное число шахты
2 мой
/ˈmaɪn/
сущ.
множественное число шахты
Britannica Словарь MINE
[считать]
1
: яма или туннель, из которого добываются полезные ископаемые (такие как уголь, золото, алмазы и т. д.) — см. также золотой рудник, карьер
2
: бомба, помещаемая в землю или воду и взрывающаяся при прикосновении к ней — см. также фугас
3
:
богатый источник чего-либо (например, информации)
Он оказался рудником [= золотым рудником ] информации. [=он предоставил большое количество информации]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
3 мой /ˈmaɪn/ глагол
шахты; добывается; добыча
3 мой
/ˈmaɪn/
глагол
шахты; добывается; добыча
Британское словарное определение MINE
1
a
:
копать шахту, чтобы найти и забрать уголь, золото, алмазы и т. д.
— обычно + за
[нет объекта]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
[+ объект]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
б
[+ объект]
:
найти и забрать (уголь, золото, алмазы и т.п.) из шахты
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2
[+ объект]
:
искать что-то ценное в (чем-то)
— обычно + за
Полиция занималась добычей лент для получения информации.