Мотивы деятельности человека – что такое, определение и примеры кратко в обществознании (8 класс)
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 174.
Обновлено 29 Ноября, 2021
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 174.
Обновлено 29 Ноября, 2021
Человек ежедневно совершает множество действий. Они направлены на удовлетворение его потребностей. Когда люди чувствуют голод, они принимают пищу. Для того, чтобы согреться, мы стремимся приобрести подходящую одежду, попасть в тёплое помещение. Чтобы познать себя, человек анализирует свои поступки, ищет необходимую информацию. Эти и многие другие действия совершаются под влиянием мотивов поведения. Узнаем, что такое деятельность в обществознании, из каких компонентов она состоит, какие мотивы могут лежать в её основе.
Структура деятельности
Под деятельностью в обществознании понимается совершение человеком действий, направленных на удовлетворение его нужд путём преобразования окружающей действительности. Она состоит из определённых структурных элементов. Кратко рассмотрим каждый из них.
- Мотивы деятельности — это те побуждения, которые лежат в основе поступков человека.
- Цель — это представление людей об итоге совершаемых действий, образ будущего результата.
- Средства — это предметы, способы действий, модели поведения, приёмы, с помощью которых можно достичь цели. Примером могут быть учебники, деньги, орудия труда.
- Действия — это конкретные поступки, которые совершает человек для того, чтобы приблизиться к конечной цели.
- Результат — итог деятельности.
Структурными компонентами деятельности являются субъект и объект.
- Субъект — это лицо (или группа лиц), которое совершает действие.
- Объект — то, на что направлена деятельность. Это может быть предмет или вещь, другой человек, группа лиц.
Мотивы деятельности
Мотив — это важный элемент деятельности. Говоря простыми словами, это внутреннее желание человека совершить действие, побуждение, которое лежит в основе наших стремлений.
Существует несколько видов мотивов. Остановимся на самых распространённых из них.
Рис. 2. Семья докторов.- Убеждения — это чёткие представления об устройстве мира, основанные на усвоенном опыте, вере, знаниях. Например, некоторые люди считают, что государство обязано им во всём оказывать помощь, отрицая при этом собственную ответственность за жизнь. Они ищут множество оправданий своему бездействию (родились в неудачное время, в небогатой семье, в неподходящей стране).
- Интересы — это внутренние предпочтения человека. Они возникают выборочно по отношению к различным явлениям, предметам или людям. Объект интереса вызывает положительные эмоции. Например, если человек заинтересован в получении новых знаний, он занимается учебной деятельностью. Тот, кого привлекает совершенствование тела, активно тренируется в спортзале.
- Влечения — это психические склонности человека, не всегда осознаваемые им. Они схожи с инстинктами животных, которые побуждают людей удовлетворять насущные потребности.
Определение цели деятельности для многих людей является затруднительным. Для того, чтобы прийти к её осознанию, нужно понимать собственные желания и потребности, прислушиваться к внутреннему голосу. В том случае, если цель ложная, навязанная извне, её достижение может быть нереальным.
Что мы узнали?
Деятельность — это активность человека, направленная на преображение действительности для удовлетворения потребностей. Её структура изучается в 8 классе. В основе действий лежат мотивы — желания, побуждения, потребности, убеждения, установки.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 174.
А какая ваша оценка?
Мотивы деятельности
Вы уже знаете о том, что деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение потребностей, достижение поставленных человеком целей.
Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, например, если человек хочет есть, то он может приготовить себе пищу или сходить перекусить в кафе или ресторан.
Но что же непосредственно оказывает влияние на деятельность человека и его поведение? Почему и для чего он вообще совершает какие-либо поступки? Что его побуждает к тому или иному действию?
Психологи называют это мотивом, то есть тем, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определённой потребности.
Мотивы индивидуальны для каждого человека.
Однажды прохожий, идя мимо стройки Шартрского собора, спросил у каменщиков: «Что они здесь делают?»
– Мне нравится таскать камни, – ответил первый.
– Я зарабатываю на пропитание, – сказал второй.
– А я строю храм.
Как мы видим, в трёх ответах людей, занятых общим делом (постройкой собора), отражены совершенно разные мотивы.
Мотивы человека – это важный фактор для достижения успеха в любой деятельности. Мотив заставляет человека не останавливаться на полпути к достижению цели, а работать с полной отдачей сил и избегать разочарования.
Иногда мотивы могут вступать в противоречие один с другим, и более сильный на данный момент мотив выталкивает более слабый. Например, мотив дочитать главу может стать слабее мотива поесть, если возникает чувство голода.
Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: «Для чего я это делаю?». «Я учусь для того, чтобы …» «Я хочу получить профессию… чтобы…»
Говоря простым языком, мотив – это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека.
Стоит отметить что мотив очень часто путают с такими понятиями, как потребность или цель.
Потребность – это прежде всего желание человека восполнить нехватку чего-либо.
Цель – это конечный результат, на достижение которого направлена деятельность человека.
Например, голод – это потребность человека в еде,
Психологи выделяют следующие виды мотивов человека.
По мнению психологов, можно выделить следующие виды мотивов: внутренние и внешние, положительные и отрицательные, устойчивые и неустойчивые.
Внешние мотивы. Это мотивы, которые не связаны с содержанием какой-то деятельности, а обусловлены внешними для человека обстоятельствами. Например, если у вашего друга появился новый сотовый телефон, то у вас может появиться мотив заработать денег и купить себе такой же или даже лучше.
Внутренние мотивы. Связаны с деятельностью только самого человека. Например, вы занимаетесь спортом, потому что это доставляет вам положительные эмоции.
Причём если вы поделитесь своими соображениями со своими друзьями, то для кого-то ваш внутренний мотив может стать внешним.
Положительные мотивы основаны на положительных стимулах. Например, если я буду хорошо учиться, то родители купят мне новую игровую приставку.
Отрицательные мотивы основаны на отрицательных стимулах. Зачастую отрицательные мотивы связаны с угрозой наказания. Например, если я утром не встану вовремя, то опоздаю в школу и могу получить запись в дневнике.
Устойчивые мотивы. Эти мотивы основаны на удовлетворении естественных потребностей человека. Жажда, голод, отсутствие боли и так далее.
Неустойчивые мотивы постоянно требуют внешней поддержки. Например, желание похудеть, отказаться от вредных привычек и так далее.
Все эти виды мотивов выполняют три основные функции.
Во-первых, побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
Во-вторых, направление деятельности. С помощью этой функции человек определяет, за счёт чего он сможет добиться поставленной цели и удовлетворить свою потребность.
В-третьих, контроль и поддержание поведения, направленного на достижение поставленной цели. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учётом её достижения.
Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит самомотивация – это воздействие человека на своё состояние, когда мотивация извне перестаёт действовать на него должным образом.
Например, когда у вас что-то не получается и дела идут из рук вон плохо, хочется всё бросить, опустить руки, но вы сами для себя находите причины продолжать стараться.
Самомотивация очень индивидуальна, так как каждый самостоятельно решает, как нужно себя мотивировать. Тем не менее, по мнению психологов, есть общие методы, которые оказывают положительное влияние на большинство людей.
Например, возьмите чистый лист бумаги и разделите его линией на две части.
С левой стороны напишите то, что, по вашему мнению, оказывает на вас отрицательное влияние, а с правой – положительное. Например, «Мне не нравится ходить в школу, там скучно» – в левом столбике, и «Я люблю ходить в школу, так как там я весело провожу время со своими друзьями» – в правом. Затем разрежьте лист и оставьте только часть с положительными фразами. Теперь вам останется только читать их сразу после пробуждения или перед сном. Сделайте такое чтение своей каждодневной практикой и через некоторое время вы станете замечать перемены в себе и своей жизни.
Также к общим методам самомотивации психологи относят самовнушение, развитие силы личности, знакомство с биографиями известных и успешных людей, добившихся выдающихся результатов в своей сфере деятельности, а также метод визуализации, который заключается в мысленном представлении желаемого.
Social Motivation — Serious Science
Видео является частью проекта британских ученых, созданного в сотрудничестве между Serious Science и Британским Советом.
Мотивация — это то, что побуждает нас делать что-то каждый день, будь вы голодны, устали или испытываете жажду. Социальная мотивация — это идея о том, что у людей в целом есть мотивация взаимодействовать с другими людьми, взаимодействовать с другими людьми. Это было очень важно для выживания человечества: люди, как правило, не очень хорошо выживают сами по себе. И работа с другими людьми, проведение времени с другими людьми — довольно важная стратегия. Социальная мотивация — это идея, которая существует уже очень давно, но я особенно заинтересовался ею в последнее время, потому что появилась теория социальной мотивации аутизма, предполагающая, что люди с аутизмом, которых мы знаем, отличаются во многих аспектах. социального взаимодействия, могут также иметь различия в их мотивации к взаимодействию с другими людьми. Поэтому они могут избегать других людей, они могут не так много смотреть на других людей, они могут не так многому учиться у других людей.
Это очень интересная идея, но ее было нелегко проверить и точно определить такие мотивационные факторы. Как вы можете на самом деле оценить чью-то мотивацию взаимодействовать с тем или иным человеком? Если вы спросите людей: «Что ты любишь делать субботним вечером? Нравится ли вам ходить в ресторан с друзьями или, может быть, вы предпочитаете оставаться дома в своей комнате и играть в компьютерную игру в одиночестве?» вам некоторые намеки на социальную мотивацию людей. Но на самом деле это не позволяет нам поставить этому число и разработать научную теорию.
Чтобы посмотреть на это, мы пытались разработать несколько новых способов количественной оценки мотивации. Например, мы разработали задачу, в которой люди могут выбирать между двумя или тремя разными фильмами, которые они хотят посмотреть, каждый фильм длится всего две или три секунды. Таким образом, социальный фильм может быть фильмом о человеке, который смотрит в камеру и улыбается, и он довольно общителен и довольно весел. Несоциальным фильмом может быть фильм, в котором есть небольшой проигрыватель с некоторыми предметами домашнего обихода, стоящими на проигрывателе. Поворотный стол медленно перемещается, поэтому вы можете видеть предметы домашнего обихода, но обычно это не очень интересные предметы домашнего обихода.
Мы показываем людям коробки разного цвета, например, синюю коробку и оранжевую коробку. Они знают, что если они выберут синюю коробку, то увидят социальный фильм, а если выберут оранжевую коробку, то увидят фильм о предметах домашнего обихода. Глядя на выбор, который делают люди, мы можем затем попытаться оценить их социальную мотивацию: насколько они мотивированы видеть социальные вещи? Затем мы немного усложняем им жизнь, потому что устанавливаем стоимость некоторых коробок. Итак, иногда, если вы хотите открыть синюю коробку, вам нужно выполнить последовательность из трех действий, что немного скучнее и требует больше времени, чем выполнение одного действия. Итак, опять же, включив эти затраты, мы можем получить показатели мотивации, а затем попытаться количественно определить, насколько велика разница в мотивации между разными людьми.
Мы можем сделать это с помощью сканеров мозга и получить представление о том, как это связано с системами мозга для мотивации. Вы много знаете о системах мозга, которые участвуют в вознаграждении за несоциальные вещи, когда людям дают еду или деньги с помощью сканеров мозга. Мы знаем множество других систем мозга, которые активируются там, но мы можем видеть, задействуют ли социальные вознаграждения, например, вид улыбающихся людей, некоторые из таких систем мозга. Мы также смогли изучить различия в социальной мотивации между людьми, у которых есть аутизм, и людьми, у которых его нет.
В исследовании, которое мы недавно опубликовали, у нас была группа взрослых с аутизмом и группа обычных взрослых, и мы дали им задание на социальную мотивацию, и в этом задании они могли смотреть три разных фильма. . Это может быть фильм о человеке, который смотрит прямо на вас и устанавливает с вами зрительный контакт, или фильм о человеке, который отводит от вас взгляд и не смотрит вам в глаза, или фильм о предметах домашнего обихода. Мы обнаружили, что типичные люди предпочитают зрительный контакт фильмам без зрительного контакта, но люди с аутизмом не делают различий. Люди с аутизмом отдавали предпочтение людям, а не предметам домашнего обихода. Так что дело не в том, что они вообще избегают всех людей, а в зрительном контакте есть что-то особенное. Часто анекдотически сообщают, что люди с аутизмом избегают зрительного контакта, они находят зрительный контакт немного пугающим, они не совсем уверены, что с этим делать.
Такого рода исследования могут предоставить некоторые из первых конкретных доказательств, так что вы можете присвоить им числовое значение и сказать, в чем разница с точки зрения того, как люди с аутизмом хотят смотреть на зрительный контакт и какую пользу они извлекают из этого. Мы думаем, что понимание того, сколько различных социальных сигналов влияет на мотивацию, будет очень интересным в будущем. Нам также очень интересно более подробно изучить зрительный контакт и выяснить, что заставляет людей стремиться к зрительному контакту или избегать его, а также в чем разница, например, между людьми с аутизмом, которые могут избегать зрительного контакта, и людьми с социальными проблемами. тревожное расстройство, которые также избегают встречи с другими людьми, у них нет мотивации общаться с другими людьми, но, возможно, по совершенно другим причинам. Растет количество исследований, направленных на то, чтобы попытаться раскрыть мотивы и на самом деле количественно оценить их научным способом, а не просто говорить в общих чертах.
Одной из областей, о которой работа над социальной мотивацией заставляет нас задуматься, является идея взгляда и зрительного контакта. Взгляд часто используется в качестве меры мотивации, потому что с экспериментальной точки зрения очень просто показать людям изображение лица или набор изображений, отследить их глаза и увидеть, на какие части изображения они смотрят. Существует множество исследований с использованием отслеживания взгляда. Например, обычно было показано, что если у вас есть фотография лица и устройство отслеживания глаз, взрослый или ребенок, смотрящий на это изображение, склонен смотреть в глаза лица и рот лица, а не на волосы. , или одежду, или фон, в то время как человек с аутизмом может не смотреть в глаза.
Это гораздо более противоречивый результат: некоторые исследования показывают, что они смотрят в глаза, другие — что нет. Это были очень неоднозначные результаты. Но кажется, что все чаще, если мы используем более натуралистические стимулы, то есть вместо неподвижного изображения мультфильма или чего-то еще, мы используем видео реального человека, который говорит, тогда становится гораздо более четкая разница между тем, что мотивированы типичными детьми или взрослыми. смотреть и на что мотивированы смотреть люди с аутизмом. Это с точки зрения совершенствования наших методов: чем ближе наши методы в лаборатории становятся реальными, тем лучше результаты, которые мы можем получить.
Есть также несколько интересных открытий, предполагающих, что у обычных людей, если вы покажете им просто фотографию лица, они легко посмотрят в глаза, но если они смотрят видео в Skype другого человека, как человек оглядывается на них, тогда они не будут так много смотреть в глаза. Так что это будет совсем другой паттерн, потому что, когда вы вступаете в подлинное социальное взаимодействие с кем-то, тогда ваша мотивация и сигналы, которые они посылают, совершенно другие. Если вы смотрите на неподвижную фотографию, то вы можете без смущения смотреть куда угодно и просто собирать любую социальную информацию, которая вам нравится. Но если вы смотрите на другого реального человека, то если вы слишком долго смотрите на его собственного, это будет посылать странные социальные сигналы и может привести к сбоям в социальном взаимодействии. Таким образом, люди будут мотивированы совершенно по-другому и будут вести себя в реальном взаимодействии совсем по-другому, по сравнению с тем, что они делают в некоторых наших типичных лабораторных исследованиях, где мы просто используем неподвижные изображения на экране. В области социальной неврологии становится все более очевидным, что нам действительно необходимо изучать эти интерактивные контакты в реальном мире, чтобы получить хорошие показатели мотивации и поведения людей, тогда как то, что мы делаем в лаборатории, не отделено от реальности на миллион миль. что происходит в реальном мире.
Что касается очень интересной работы, которая проводится в будущем в последние несколько лет и проводится сейчас с точки зрения понимания социальной мотивации, понимание социального взаимодействия заключается в том, чтобы выйти за рамки некоторых традиционных лабораторных методов и сделать вещи интерактивными. Так что вы оглядываетесь на кого-то, кто смотрит на вас, чей взгляд отвечает вам, или вы измеряете вещи в гораздо более богатом, более реальном контексте. Делая подобные вещи, когда вы переносите свою науку за пределы лаборатории, в реальный мир и в интерактивные контексты, мы можем получить гораздо более точные показатели мотивации и попытаться понять, как на самом деле ведут себя люди, что их мотивирует, что ими движет. в повседневной жизни. Мы думаем, что это даст нам гораздо лучший способ понять индивидуальные различия в поведении не только при аутизме, но и при других состояниях, таких как социальное тревожное расстройство, любые психические расстройства, влияющие на социальное взаимодействие, которых существует великое множество. нам нужно действительно изучать социальное взаимодействие в этом интерактивном контексте.
Тема социальной мотивации в целом очень важна для понимания индивидуальных различий в социальном поведении, потому что у каждого человека свои мотивы и их мотивации могут даже меняться в течение дня, в течение недели, на протяжении ход их жизни. У подростков могут быть очень разные социальные мотивы по сравнению со взрослой жизнью и на разных этапах взрослой жизни. Если у нас есть способы количественной оценки такого рода вещей и понимание того, откуда они берутся, то это даст нам гораздо лучшую научную базу, на которой мы сможем узнать, почему люди принимают те или иные решения определенным образом, и как мы можем затем помогите людям, которые борются в социальных ситуациях с самыми разнообразными социальными психическими состояниями, многие из которых имеют какой-то мотивационный аспект. Таким образом, это будет долгосрочной целью такого рода исследований.
Антония Гамильтон
Кандидат наук. в области неврологии, читатель социальной неврологии и руководитель группы социальной неврологии в Институте когнитивной неврологии (UCL).
биология, британские ученые, познание, мотивация, нейропсихология, нейробиология, психология
| ||||
Содержание | Обложка | Редакторы | Авторы | Введение | Веб-версия | ||||
МОТИВ (МОТИВАЦИЯ) | ||||
Традиционно считается относящимся к любому состояние или событие в организме, которое побуждает или направляет поведение к достижение цели; современное социологическое использование радикально отличается от этого использования. Для Макса Вебера понятие мотива, определяемое как комплекс субъективных значений, который кажется самому действующему лицу или наблюдателю достаточное основание для рассматриваемого поведения» (1964: 98), было центральным в wissenschaftlich («научная») социология. Ибо, как только действие человека было идентифицировано посредством процесса прямого наблюдения социолог должен был заниматься «объяснительное» или «мотивационное» понимание поступка. Однако, эта центральная роль, отводимая мотиву в социологическом анализе действия, не нашла отражения последующими поколениями. В частности, C. Wright Mills (1940) радикально изменил фокус внимания от исследования мотива, рассматриваемого либо как инициирующий, либо поддержание силы или даже как причина или причины действия, к словам, использованным в процессе оправдания перед другими. Таким образом, Миллс (вместе с Берком, 1969) помог инициировать традицию исследования «словаря мотивов», которая пришла к преобладают в дисциплине социологии, подход, впоследствии одобренный Лайманом и Скотт (1989 [1964]) и Блюм и Макхью (1971). Этот подход, сохранившийся до наших дней, эффективно относится к человеческому поведению так, как если бы оно было немотивированным, сосредотачиваясь вместо этого на тема «мотивированного разговора» (Семин и Манстед, 1983). У современных социологов в основном приняли этот подход (хотя см. Кэмпбелл [1996] для резкого несогласия точки зрения), придерживаясь широко функциональной теории о том, как акторы служат для удовлетворения потребностей, испытываемых в социальных ситуациях, и, таким образом, служат «оправдания», «извинения», «извинения» или «отказ от ответственности» за свои действия. Следовательно, изучение мотивов в Веберовский смысл отсутствует в современной социальной науке. Мотивация — психологический термин, не получивший широкого распространения. занятых в области социальных наук. Оно относится к любому состоянию организма, которое мобилизует деятельность, является в некотором смысле избирательным или директивным по отношению к окружающей среде. Колин Кэмпбелл Каталожные номераА. Ф. Блюм и П. Макхью, «The Социальная атрибуция мотивов», Американское социологическое обозрение 36 (1971): 98-109 К. Берк, Риторика мотивов (Беркли: University of California Press, 1969) К. Кэмпбелл, «О концепции Мотив в социологии», Социология 30 (1996): 1-14 С. М. Лайман и М. Б. Скотт, А Социология абсурда (Дикс Хиллз, Нью-Йорк: General Hall, 1989 [1970]) К. В. Миллс, «Ситуативное действие» и словарь мотивов», American Sociological Review 5 (1940): 904-913 М. Б. Скотт и С. М. Лайман, «Accounts», American Sociological Review 33 (1968): 46-62 Семин Г.Р. и Манстед А.С.Р., Ответственность за поведение (Лондон: Academic Press, 1983) М. |