Входной контроль по литературе в 10 классе
Входной контроль по литературе в 10 классе
1вариант
1.Род литературы, особенностью которого является отображение жизни через чувства, мысли и переживания:
а) эпос
б) лирика
в) драма
2. Род литературы, изображающий человеческую личность объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями:
а) лирика
б) драма
в) эпос
3. Повествование об отдельном событии из жизни человека:
а) повесть
б) очерк
в) рассказ
4. Небольшое произведение (преимущественно в стихах) нравоучительного характера, аллегорического содержания:
а) поэма
б) ода
в) баллада
г) басня
5. Драматургическое произведение, особенность которого осмеяние явлений жизни и действующих лиц:
а) комедия
б) трагедия
в) драма
6. Предмет изображения, объединяющий содержание произведения в одно целое:
а) мотив
б) идея
в) тема
7. Мотив определяется как:
а) предмет, основное содержание произведения
б) замысел, определяющий содержание произведения
в) смысл, связывающий цикл или все произведения автора
8. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в художественное произведение:
а) эпиграф
б) лирическое отступление
в) эпилог
9. Эзопов язык представляет собой:
а) сравнение
б) иносказание
в) преувеличение
10. Перенесение свойств и действий живых существ на явления природы или неживые существа:
а) аллегория
б) олицетворение
в) гипербола
11. Употребление слова в переносном значении для подчеркивания сходства или различия явлений, предметов:
а) эпитет
б) метафора
в) антитеза
12. Укажите, как называется приём поэтического синтаксиса, используемого в строке:
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.
а) пропуск
б) бессоюзие
в) градация
13. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
(А.С.Пушкин)
а) эпитет
б) сравнение
в) олицетворение
14. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком…
(С.А.Есенин)
а) эпитет
б) сравнение
в) олицетворение
15. Назовите художественный приём:
В сто сорок солнц закат пылал…
(В.Маяковский)
а) литота
б) гипербола
в) гротеск
16. Назовите художественный приём:
Сгорели в танках мои товарищи –
До пепла, до золы, дотла.
(Б.Слуцкий)
а) гипербола
б) гротеск
в) градация
17. Двусложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
а) хорей
б) ямб
в) дактиль
18. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
а) анапест
б) ямб
в) дактиль
19. Стихотворение из 14 строк:
а) триолет
б) рондо
в) сонет
20. Определите способ рифмовки:
«…Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!..»
(А.С.Пушкин)
а) кольцевая
б) перекрёстная
в) парная
г) белый стих
21. Продуктивный художественный метод, положивший в основу литературных произведений выявление социальных законов, взаимосвязи характеров и обстоятельств:
а) реализм
б) романтизм
в) классицизм
г) сентиментализм
22. Строгая иерархия жанров, сатирическая направленность «низких» жанров, преобладание национально-исторической тематики, культ разума характерен:
а) для классицизма
б) романтизма
в) реализма
23. Предшественником романтизма был:
а) классицизм
б) сентиментализм
в) реализм
24. Определите литературное направление по названию произведения и его автору:
М. В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин
а) классицизм
б) романтизм
в) сентиментализм
Входной контроль по литературе в 10 классе
2 вариант
1. Малый жанр повествовательной (эпической) литературы:
а) роман
б) рассказ
в) повесть
2. Народное поэтическое творчество:
а) фольклор
б) драма
в) эпос
3. Крупное многочастное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией:
а) дума
б) баллада
в) поэма
4. Драматургическое произведение, особенность которого осмеяние явлений жизни и действующих лиц:
а) комедия
б) трагедия
в) драма
5. Род литературы, особенностью которого является отображение жизни через чувства, мысли и переживания:
а) эпос
б) лирика
в) драма
6. Повествование об отдельном событии из жизни человека:
а) повесть
б) очерк
в) рассказ
7. Эзопов язык представляет собой:
а) сравнение
б) иносказание
в) преувеличение
8. Строгая иерархия жанров, сатирическая направленность «низких» жанров, преобладание национально-исторической тематики, культ разума характерен:
а) для классицизма
б) романтизма
в) реализма
9. Предшественником романтизма был:
а) классицизм
б) сентиментализм
в) реализм
10. Определите литературное направление по названию произведения и его автору:
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин
а) классицизм
б) романтизм
в) сентиментализм
11 . Определите литературное направление по названию произведения и его автору:
«Бедная Лиза», Н.Карамзин
а) классицизм
б) романтизм
в) сентиментализм
12. Перенесение свойств и действий живых существ на явления природы или неживые существа:
а) аллегория
б) олицетворение
в) гипербола
13. Употребление слова в переносном значении для подчеркивания сходства или различия явлений, предметов:
а) эпитет
б) метафора
в) антитеза
14. Укажите, как называется приём поэтического синтаксиса, используемого в строке:
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.
а) пропуск
б) бессоюзие
в) градация
15. Предмет изображения, объединяющий содержание произведения в одно целое:
а) мотив
б) идея
в) тема
16. Мотив определяется как:
а) предмет, основное содержание произведения
б) замысел, определяющий содержание произведения
в) смысл, связывающий цикл или все произведения автора
17. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в художественное произведение:
а) эпиграф
б) лирическое отступление
в) эпилог
18. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
(А.С.Пушкин)
а) эпитет
б) сравнение
в) олицетворение
19. Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком…
(С. А.Есенин)
а) эпитет
б) сравнение
в) олицетворение
20. Назовите художественный приём:
В сто сорок солнц закат пылал…
(В.Маяковский)
а) литота
б) гипербола
в) гротеск
21. Назовите художественный приём:
Сгорели в танках мои товарищи –
До пепла, до золы, дотла.
(Б.Слуцкий)
а) гипербола
б) гротеск
в) градация
22. Двусложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
а) хорей
б) ямб
в) дактиль
23. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
а) анапест
б) ямб
в) дактиль
24. Определите способ рифмовки:
«…Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!..»
(А.С.Пушкин)
а) кольцевая
б) перекрёстная
в) парная
г) белый стих
Ключи к тесту:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
1в | б | в | в | г | а | в | в | в | б | б | б | б | в | а | б | в | а | в | в | в | а | а | б | а |
2в | б | а | в | а | б | в | б | а | б | а | в | б | б | б | в | в | б | в | а | б | в | а | в | в |
Система оценивания:
«5» | 21-24 | 85%-100% |
«4» | 17-23 | 70%-84% |
«3» | 11-16 | 45%-69% |
«2» |
Кодификатор элементов содержания, проверяемые заданиями теста по литературе (входной контроль в 10 классе)
1. 1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
Входной тест по литературе 10 класс | Тест по литературе (10 класс):
Входной тест по литературе, 10 класс
1. Определите литературное направление:
1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
2) Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
3) Возникло и существовало во второй половине XVIII века. Отличалось повышенным интересом к человеческим чувствам и к окружающему миру. Характерно исключительное внимание к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого человека.
А- классицизм; Б-сентиментализм; В- романтизм
2. Соотнесите литературные направления и писателей:
А- М.В.Ломоносов 1. романтизм
Б -В.А.Жуковский 2. классицизм
В — А. С.Пушкин (ранний период) 3. сентиментализм
Г — М.Ю. Лермонтов (ранний период)
Д– Д.И.Фонвизин
Е- Г.Р.Державин
Ж- Н.М.Карамзин
3. Соотнесите авторов , произведения и их жанры:
А.С.Грибоедов «Мёртвые души» комедия
А.С. Пушкин «Герой нашего времени» роман в стихах
М.Ю. Лермонтов «Горе от ума» поэма
Н.В.Гоголь «Евгений Онегин» философски-психологиче-
ский роман
4. О каких литературных персонажах идет речь в следующем отрывке:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
5. Какому литературному персонажу принадлежат следующие слова:
«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни».
А- Грушницкому; Б- Печорину; В – Максиму Максимычу; Г- Вуличу.
6. Кто в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» скупает души умерших крестьян, чтобызаложить их в банке в качестве живых до новой переписи населения и получить значительное состояние?
А—Ноздрёв Б- Собакевич Г- Манилов Д- Чичиков
7. Род литературы, изображающий человеческую личность объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями:
а) лирика
б) драма
в) эпос
8. Повествование об отдельном событии из жизни человека:
а) повесть
б) очерк
в) рассказ
9. Небольшое произведение (преимущественно в стихах) нравоучительного характера, аллегорического содержания:
а) поэма
б) ода
в) баллада
г) басня
10. Мотив определяется как:
а) предмет, основное содержание произведения
б) замысел, определяющий содержание произведения
в) смысл, связывающий цикл или все произведения автора
11. Не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включенное им в художественное произведение:
а) эпиграф
б) лирическое отступление
в) эпилог
12. Эзопов язык представляет собой:
а) сравнение
б) иносказание
в) преувеличение
13. Перенесение свойств и действий живых существ на явления природы или неживые существа:
а) аллегория
б) олицетворение
в) гипербола
14.Укажите, как называется приём поэтического синтаксиса, используемого в строке:
Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри.
а) пропуск
б) бессоюзие
в) градация
15 .Назовите художественное средство в выделенном сочетании:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом.
(А.С.Пушкин)
а) эпитет
б) сравнение
в) олицетворение
16. Назовите художественный приём:
В сто сорок солнц закат пылал…
(В.Маяковский)
а) литота
б) гипербола
в) гротеск
17. Трёхсложный размер стихотворения с ударением на первом слоге:
а) анапест
б) ямб
в) дактиль
18. Стихотворение из 14 строк:
а) триолет
б) рондо
в) сонет
19. Определите способ рифмовки:
«…Его пример другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!..»
(А.С.Пушкин)
а) кольцеваяфвб
б) перекрёстная
в) парная
г) белый стих
20. Продолжите известные пушкинские строки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, ____________________________
21. Придумайте образные соответствия таким понятиям, как любовь, надежда, совесть, мужество (например, время — песочные часы).
Что такое Мотив? || Справочник штата Орегон по литературным терминам | | Колледж свободных искусств
Что такое Мотив? Стенограмма (английские и испанские субтитры доступны в видео. Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы просмотреть стенограмму на испанском языке)
Лиз Делф и Мариса Уильямс
Что такое мотив? Мотив — это повторяющийся узор — образ, звук, слово или символ, который снова и снова повторяется в рамках определенного рассказа. Хорошо, это достаточно просто. Большой вопрос ПОЧЕМУ? Повторяющийся узор или мотив может делать несколько вещей:
Прежде всего, это привлекает наше внимание к нему. Если вы видите что-то повторяющееся, подчеркните это и внимательно рассмотрите. Спросите себя: ПОЧЕМУ автор хочет, чтобы я обратил внимание на этот образ или узор? Мотив может подчеркнуть что-то о персонаже, чтобы помочь нам лучше понять его, или он может помочь создать настроение истории.
Часто мотивы усиливают тем
Наконец, мотивы могут вызывать другие моменты истории, чтобы напомнить нам о связи между сценами.
Давайте рассмотрим пару примеров, чтобы лучше понять, что это означает на странице.
В известном рассказе Джеймса Болдуина «Блюз Сонни» используется несколько мотивов для усиления темы и динамики персонажей.
Одним из них является непрекращающийся паттерн тьмы и света. В самом первом абзаце рассказа рассказчик в метро смотрит на газетную статью об аресте своего брата.
«Я смотрел на это в качающихся огнях вагонов метро, в лицах и телах людей и в своем собственном лице, пойманном в ловушку темноты, ревущей снаружи».
Этот образец света и тьмы, тьмы и света появляется на протяжении всей истории. Оно всплывает так часто, что мы начинаем обращать на него внимание, отслеживать его, замечать различные контексты и линии, в которых оно используется.
В этой истории мотив тьмы и света усиливает темы страданий и спасения, заточения и свободы. Качающийся свет в метро не является прямым символом спасения в этом отрывке, но непрекращающаяся картина контрастов усиливает эти более важные идеи и просит нас проследить их на протяжении всей истории.
Еще один мотив в рассказе Болдуина — джазовая музыка. Этот мотив переносит нас во время и место — Гарлем 1950-х, — но это также способ выражения, речи, реакции на расистскую культуру. Это способ для Сонни обрести свободу, которую рассказчик не понимает. В некоторых моментах он используется символически для обозначения различий между двумя персонажами, но он также является частью настроения, 9Тон 0005, форма
Еще один пример богатого мотивами рассказа — «Бочонок амонтильядо» Эдгара Аллана По.
Вся история пропитана разложением — селитра на стенах, скелеты в катакомбах. Смерть и разложение — распространенный мотив в готических историях, подобных этой, и это определенно увеличивает фактор жуткости. Это ключевая часть создания настроения и чувства истории, а также усиления темы безумия или умственного и морального упадка.
Еще один ключевой мотив, более характерный для этой истории, — колокольчики. Как только вы начинаете обращать внимание, они повсюду! Костюм шута Фортунато звенит всю дорогу до катакомб, напоминая нам, что он дурак — и не забывайте об этом.
Хотите больше видеоуроков? Посмотреть всю серию: Справочник штата Орегон по английским литературным терминамМотив, определение и значение | Dictionary.com
- Top Определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
- Культурный
Показывает уровень сложности слова.
[ moh-teef ]
/ moʊˈtif /
Сохрани это слово!См. синонимы для: мотив / мотивы на Thesaurus.com
Показывает уровень сложности слова.
существительное
повторяющийся предмет, тема, идея и т. д., особенно в литературном, художественном или музыкальном произведении.
Характерная и повторяющаяся форма, фигура и т. д. в дизайне, например, в картине или на обоях.
доминирующая идея или характеристика: Легочные проблемы были мрачным мотивом в его жизни.
Биохимия. отчетливый набор аминокислот в функционально-специфической белковой последовательности: в этих дрожжевых белках не наблюдалось полипролинового мотива.
ВИКТОРИНА
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Происхождение мотива
Впервые записано в 1840–1850 гг.; с французского; см. происхождение в мотиве
Слова поблизости мотив
мотылек коровяк, моль орхидея, защита от моли, мотылек, Мо Ти, мотив, подвижный, подвижность, движение, захват движения, неподвижный
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023
Слова, связанные с мотивом
концепция, логотип, узор, дизайн, идея, понятие, структура, предмет
Как использовать мотив в предложении
Дороти Дрейпер, мать американского дизайна интерьера, была мастером смешивания узоров с ее свободным использованием мотивов и цветов.
Как включить 7 популярных узоров в свой дом, по мнению экспертов|Marissa Hermanson|12 января 2021|Washington Post
Цветочные мотивы были самыми популярными, а травы и овощи образовывали замысловатые цветы.
Эти 10 пищевых трендов были тем, что нам нужно было отвлечь в 2020 году|Эмили Хейл|24 декабря 2020 г.|Washington Post
Естественно, это изменение влияет на рекламу, и одним из результатов является то, что бренды уделяют больше внимания набору звуков, голосов и мотивов, которые определяют, как потребители «слышат» бренд.
Глубокое погружение: как кризис с коронавирусом ускорил и без того нарастающие кардинальные изменения CTV|Джессика Рэпп|21 декабря 2020 г. |Digiday
Выдающиеся мотивы жителя северной части штата Нью-Йорк включают кристаллоподобные узоры и брызги округлых, конических форм, которые напоминают и листья, и капли воды.
В галереях: до его локтей в водянистых работах и блестящих принтах | Марк Дженкинс | 18 декабря 2020 г. | Washington Post
Мероприятие в среду состоялось перед начальной школой Ричмонда, которую Макаулиф использовал в качестве мотива в среду. обсудить его планы по развитию системы образования штата и устранению неравенства в школах.
Терри Маколифф баллотируется на пост губернатора Вирджинии во второй раз|Паркер Пурифой|9 декабря 2020 г.|Вашингтон Блейд
Равномерный, чарующий ритм — хорошо зарекомендовавший себя мотив в инсценировках американской войны во Вьетнаме.
Другая история Вьетнама|J.T. Цена|9 октября 2014 г.|DAILY BEAST
После нескольких недель шока и траура Хартли начал серию картин, известных как картины с мотивами войны.
Американский гей-художник в Kaiser’s Berlin|Сара Бэй Уильямс|10 августа 2014 г.|DAILY BEAST
Насколько я понимаю, это произведение искусства было первым и вскоре было заменено мотивом «Самбо как маленький джинн».
Блинчики и пиканини: сага о «самбо», «расистской» сети ресторанов, когда-то любимой Америке|Эндрю Романо|30 июня 2014 г.|DAILY BEAST
Этот мотив уже два столетия является классикой антимодернизма в Европе.
Извините, скептики, но Америка еще не закончилась|Джеймс Кирчик|22 ноября 2013|DAILY BEAST
Сот связывает гаражи с повторяющимся мотивом куба в сериале.
Фотограф Алек Сот показывает Кремниевую долину с другой стороны|Энн Бинлот|22 ноября 2013 г.|DAILY BEAST
Сначала у нас должен быть мотив, затем техника для адаптации и корректировки экспрессии и развития возможностей активных агентов.
Культура экспрессивного голоса|Джесси Элдридж Саутвик
С этой формой рассказа (класса c) часто сочетается то, что известно как «мотив» Фальшивого претендента.
Трехдневный турнир|Джесси Л. Уэстон
Птичий мотив встречается в украшении металлических предметов на Британских островах в первые века нашей эры.
Архаичная Англия|Гарольд Бэйли
Это не чеканка, а вырезанная ажурная работа со сложным узором, в котором свастика является основным мотивом.
Свастика|Томас Уилсон
Это казалось нелогичным и ускользало от него, как мелодия со смутно знакомым мотивом, который он не мог определить или даже полностью вспомнить.
Лейтенант-губернатор|Гай Уэтмор Кэррил
Определения мотива в Британском словаре
мотив
/ (məʊˈtiːf) /
существительное
отличительная идея, особенно тема, разработанная в музыкальном, литературном произведении и т. д.
Отдельный элемент декора, например, символ или имя на джемпере, толстовке и т. д. См. мотив
Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.