Классификация мотивов
Рис. 2.4. Классификация мотивов |
Мотивы классифицируют по группам (рис. 2.4).
В первую группу входят мотивы, связанные с важнейшими общественными потребностями личности по критерию их содержания. В этом случае различают мотивы идейные (связанные с мировоззрением), политические (обусловленные позицией личности по отношению к политике), нравственные (основанные на нравственных нормах и принципах) и эстетические (отражающие потребность в прекрасном).
По источнику возникновения, обусловленности (а также по особенности регуляции) различают мотивы социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные) и поощрительные (стимульно-поощрительные). Источником возникновения патриотических мотивов является страна, где родился и живет человек.
В отдельную группу объединяются мотивы по видам деятельности: общественно-политические, профессиональные, учебно-познавательные.
По времени проявления
различают мотивы постоянные, длительные и кратковременные. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением естественных потребностей), вторые — в течение многих лет (например, связанные с познавательной потребностью личности), третьи — в течение ограниченного временного интервала (например, в связи с познанием нового).По силе проявления мотивы подразделяют на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, характеризующиеся средней силой их проявления, и слабые, несущественно влияющие на деятельность, хотя и побуждающие ее.
По проявлению в поведении различают мотивы реальные (актуальные) и потенциальные. Реальными (актуальными) называются мотивы, побуждающие поведение и деятельность. Под потенциальными
По степени осознанности мотивы бывают осознанными и неосознанными (последние обычно называют побуждениями). Существуют различные точки зрения на проблему осознанности мотивов человеком. Приведем некоторые из них. Например, А. Леонтьев полагает, что мотивы актуально не осознаются [29]. С точки зрения А. Петровского, мотивы далеко не полностью осознаются человеком [47]. Согласно 3. Фрейду, люди не отдают себе полного отчета об истоках собственной мотивации [65]. Из приведенных рассуждений очевидны утверждения о существовании неосознаваемых мотивов.
Как правило, деятельность человека побуждается не единственным, а многими мотивами, находящимися в различных взаимоотношениях.
В основе того или иного поступка может быть борьба мотивов; они могут усиливать или ослаблять друг друга; среди них можно выделить основной, подчиняющий себе другие.
Мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.
Побуждающая функция состоит в том, что мотивы обусловливают поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация личности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т. е. превращения в основные импульсы психологической активности, детерминирующие поведение.
Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от устойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.
Регулирующая функция состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.
Похожие статьи:
poznayka.org
Классификация мотивов
Мотивы классифицируют по группам.
В первую группу входят мотивы, связанные с важнейшими общественными потребностями личности по критерию их содержания. В этом случае различают мотивы идейные (связанные с мировоззрением), политические (обусловленные позицией личности по отношению к политике), нравственные (основанные на нравственных нормах и принципах) и эстетические (отражающие потребность в прекрасном).
По источнику возникновения, обусловленности (а также по особенности регуляции) различают мотивы социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные) и поощрительные (стимульно-поощрительные). Источником возникновения патриотических мотивов является страна, где родился и живет человек. Коллективистские мотивы, имея источником коллектив, возникают вследствие готовности человека руководствоваться в поведении интересами конкретного коллектива, к которому он принадлежит. Осознание личностью ответственности перед коллективом побуждает такое поведение, которое строится в соответствии с нормами его жизни, взаимоотношениями в нем, общественным мнением и традициями, его микроклиматом. Деятельностные мотивы возникают на основе конкретной деятельности человека. Они являются следствием особенностей трудовой деятельности, условий конкретного труда. Источник возникновения поощрительной мотивации — в материальном и моральном стимулировании, вознаграждении, получаемом человеком в виде заработной платы, премий, надбавок или похвал.
В отдельную группу объединяются мотивы по видам деятельности: общественно-политические, профессиональные
По времени проявления различают мотивы постоянные, длительные и кратковременные. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением естественных потребностей), вторые — в течение многих лет (например, связанные с познавательной потребностью личности), третьи — в течение ограниченного временного интервала (например, в связи с познанием нового).
По силе проявления мотивы подразделяют на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, характеризующиеся средней силой их проявления, и слабые, несущественно влияющие на деятельность, хотя и побуждающие ее.
По проявлению в поведении различают мотивы реальные (актуальные) и потенциальные. Реальными (актуальными) называются мотивы, побуждающие поведение и деятельность. Под потенциальными понимают мотивы, сформировавшиеся у личности, но не проявляющиеся в данный момент по двум причинам: или человек готовится к будущей деятельности, или он ею занимался ранее, но переключился на другую.
По степени осознанности мотивы бывают осознанными и неосознанными (последние обычно называют побуждениями). Существуют различные точки зрения на проблему осознанности мотивов человеком. Приведем некоторые из них. Например, А. Леонтьев полагает, что мотивы актуально не осознаются. С точки зрения А. Петровского, мотивы далеко не полностью осознаются человеком. Согласно 3. Фрейду, люди не отдают себе полного отчета об истоках собственной мотивации. Из приведенных рассуждений очевидны утверждения о существовании неосознаваемых мотивов.
Как правило, деятельность человека побуждается не единственным, а многими мотивами, находящимися в различных взаимоотношениях.
В основе того или иного поступка может быть борьба мотивов; они могут усиливать или ослаблять друг друга; среди них можно выделить основной, подчиняющий себе другие.
Мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, направляющую и регулирующую.
Побуждающая функция состоит в том, что мотивы обусловливают поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация личности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т. е. превращения в основные импульсы психологической активности, детерминирующие поведение.
Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от устойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.
Регулирующая функция состоит в том, что поведение и деятельность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.
infomanagement.ru
3. Классификация мотивов
Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.
Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.
Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности; по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).
По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.
4. Мотивационные образования и мотивационные черты личности
И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в группу так называемых мотивационных образований личности.
По мнению Е. П. Ильина, мотивационные образования представляют собой результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (достижения цели) поскольку и то и другое может быть разной степени выраженности, постольку и существуют различные мотивационные образования личности.
К ним относят мотивационные установки (намерения), влечения желания и хотения, а также разнообразные интересы личности.
«Мотивационная установка — это запланированное, но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода». По сути — это «латентное состояние доминанты, готовность к удовлетворению потребности, реализации намерения» (Е. П. Ильин). Ее отличительными чертами являются отдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ее удовлетворения. Вот почему понятие мотивационной установки спадает с намерением.
Влечения, желания, хотения. Существует два подхода к определению этих понятий. Первый из них пытается отдифференцировать их друг от друга, найти в каждом свое собственное психологическое содержание. В наиболее яркой форме этот подход представлен в работах С. Л. Рубинштейна.
По его мнению «влечение — это органическая потребность, отраженная в органической (интероцептивной) чувствительности». Оно имеет соматический источник — раздражение, идущее «изнутри организма». Таким образом, влечение — это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ее осознании,
По мере осознания субъектом своей потребности, потребность переходит в желание. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что в желании отражается его предметная определенность, т. е. происходит осознание предмета удовлетворения потребности, Таким образом, желание включает в себя знания субъекта о цели действия.
Хотение — это устремленность субъекта на овладение предметом желания, т. е. на достижение цели. Хотение, по мнению С. Л. Рубинштейна, возникает тогда, когда желанна не только цель, но и действие, которое к ней приводит. Эта точка зрения разделяется другими психологами: П. И. Ивановым, К. К. Платоновым, П. А. Рудиком.
Другие исследователи считают, что влечение, желание, хотение — это скорее синонимы, выражающие различные стороны и оттенки одних и тех же переживаний, и поэтому предлагают пользоваться термином — влечение (В. С. Дерябин). Е. П. Ильин, подытоживая результаты анализа этих понятий, заключает, что попытки разграничения этих понятий не очень продуктивны, особенно в отношении желаний и хотений. Более того, по его мнению «желание (хотение) скорее всего выступает как собирательный, обобщенный термин для обозначения различных мотивационных образований». Влечение же можно рассматривать как разновидность желания.
Мотивационные свойства (черты) личности
Под мотивационнымии свойствами (чертами) личности принято понимать закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов.
Уровень притязаний определяется степенью достижения субъектом целей, которые он сам ставит перед собой и которых стремится достичь. Уровень притязаний побуждает активность субъекта, с ним связана его самооценка, он обусловливает не только поведение, но и влияет на формирование характера.
Впервые это психологический феномен был обнаружен Фердинандом Хоппе в школе К. Левина. Им был обнаружен ряд определенных закономерностей:
1) деятельность прекращается после успеха, если нарастание уровня притязаний из-за достигнутой границы возможностей или из-за структуры самого задания невозможно;
2) деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к успеху;
3) единичный успех после многих неудач ведет к прекращению деятельности, если неудачи доказали невозможность успеха при более высоких уровнях притязания.
В целом, было показано, что уровень притязаний повышается после успеха и снижается после неудачи. Экспериментально показано, что у тревожных (интровертированных) людей уровень притязаний соответствует их реальному интеллектуальному уровню.
Ригидные, мало пластичные, а также экстравертированные личности чаще неадекватно оценивают свои способности, склонны либо завышать, либо занижать свой уровень притязаний. Например, неврастеники, в сравнении с нормальными людьми, ставят перед собой более высокие задачи, а истероидные личности — минимальные, в сравнении со средним уровнем своих достижений.
Мотив достижения как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата, желание выполнить работу хорошо и быстро. Впервые был выделен Мюрреем. Впоследствии он был дифференцирован на мотив успеха и мотив избегания неудачи.
При выраженном мотиве успеха люди, как правило, ориентируются на успех, предпочитая при этом средние по трудности задания, т. е. рискуют весьма расчетливо. Таким людям присущи: большая активность, уверенность в себе, высокая самооценка, женщины более высоко ценят свои деловые качества и стремятся к достижению в значимой для них деятельности, а мужчины больше ценят качества общественного деятеля и стремятся к признанию и соперничеству.
В случае выраженности мотива избегания неудачи люди выбирают либо легкие для себя задания, гарантирующие им успех, либо очень трудные (в этом случае неудача не воспринимается как личный неуспех, а как следствие привходящих и независящих от личности обстоятельств).
Мотив аффиляции (стремление человека быть в обществе других людей). Высокая степень выраженности этого мотива формирует непринужденный, уверенный, открытый стиль общения. Этот мотив положительно связан со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, с желанием самоутверждения. Такие люди активны и инициативны в общении, отношения с другими строятся на основе взаимного доверия.
Обратной стороной этого мотива является мотив отвергания, т. е. боязнь человека быть отвергнутым другими людьми, вследствие чего у человека преобладают неуверенность, скованность, неловкость.
Мотив власти, понимаемый как потенциал влияния, О доминировании этого мотива говорят тогда, когда человек получает удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать нормы и правила поведения.
В основе этого мотива лежит комплекс превосходства, который, по мнению А. Адлера, является врожденным и фундаментальным мотивом человеческой жизни. Впервые это стремление к превосходству начинает осознаваться ребенком на 5-м году жизни, когда начинает формироваться жизненная цель. Будучи неясной и, в основном, неосознанной в начале жизни, эта цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. По мнению А. Адлера, превосходство как цель может принимать как деструктивное, так и конструктивное направление. Деструктивное направление характерно для плохо адаптирующихся к обществу людей, что вынуждает их в борьбе за превосходство над другими прибегать к эгоистичному поведению. Хорошо приспосабливающиеся люди проявляют свое превосходство в конструктивном направлении, так, чтобы оно соотносилось с благополучием других людей.
Некоторые исследователи, в частности Р. Мейли, к мотивационным чертам личности относят тревожность, агрессивность и сопротивляемость фрустрации. Строго говоря, все эти свойства скорее относятся к психодинамическим параметрам индивида, поскольку они определяют динамику психической деятельности. Тем не менее трудно оспаривать их мощное влияние на поведение человека, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, когда психической деятельности все еще присущи черты непроизвольности.
Тревожность личности понимается как повышенная склонность испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях. Для тревожной личности характерно постоянно испытываемое чувство напряженности и тяжелые предчувствия, представления о своей социальной неспособности, приниженности по отношению к другим, повышенная озабоченность критикой в свой адрес, нежелание вступать в социальные контакты без гарантий понравиться, уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной с интенсивными и значимыми социальными контактами, сверх чувствительность в отношении отвержения и критики.
Тесно связана с тревожностью другая мотивационная черта личности — агрессивность, рассматриваемая как реакция человека на фрустрацию.
studfiles.net
Классификация потребностей и мотивов | PSYERA
Человек является частью огромной системы, которая включает в себя природу, общество, материальный и духовный мир. Он связан со всем этим бесконечно многообразными отношениями, определяющими условия его социального бытия. Зависимость человека от этих жизненно важных условий выражается в факте существования у него большого множества потребностей и мотивов.
Потребности можно классифицировать по различным основаниям. По степени притягательности выделяют позитивные и негативные мотивы. Первые будут побуждать организм к приближению или достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером позитивного мотива может служить мотив достижения, а негативного — мотив избегания неудач.
По критерию постоянства выделяют постоянные (потребность в кислороде), устойчивые (потребность в общении), циклические (потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные (потребность в поедании мела у женщин в период вынашивания ребенка).
По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния (особенно при невозможности реализации потребности) потребности можно разделить на сильные и слабые.
По преобладанию ориентации на результат деятельности (например, труд) или на сам процесс ее выполнения (например, игра) выделяют процессуальные и результативные потребности.
В зависимости от происхождения потребности подразделяются на биогенные и социогенные. Биогенные направлены на удовлетворение нужд организма. Лишение человека возможности их удовлетворения приводит к физической смерти. Сюда относится потребность в пище, в воде, в физических условиях существования (тепле, солнце, воздухе, определенном атмосферном давлении и др.), половая потребность, потребность в самосохранении и др. Перечисленные потребности во многом биологически обусловлены, то есть их существование предопределено генетически. Это не значит, что они являются врожденными. Генетически задается лишь способность человека испытывать беспредметное состояние нуждаемости в чем-либо (пище, воде, тепле), то есть эмоциональная окраска потребности. Все остальные ее компоненты (предмет, способ удовлетворения, цикл, норма насыщения) возникают в процессе обучения и воспитания.
Социогенные потребности целиком и полностью являются продуктом обучения и воспитания. Они не могут возникнуть вне человеческого общества и характерны только для людей. Их значительно больше, чем биогенных, и они очень индивидуализированы. Сюда относятся такие потребности: в славе, в общении, во власти, в любви, в эмоциональном контакте, в уважении, в красоте и др. Они направлены на удовлетворение нужд личности. В ситуации задержки или невозможности их удовлетворения человек страдает как личность. При значительном ограничении возможности удовлетворения наиболее значимых социогенных потребностей наблюдается сильнейшая невротизация личности, сопровождающаяся чувством потери смысла жизни.
В зависимости от характера и уровня осознаваемости потребности и мотивы подразделяются на осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым относятся такие потребности, в которых человек отчетливо осознает все структурные компоненты. Они являются одновременно и произвольными, то есть человек хорошо управляет ими. Уровень осознания компонентов потребностей может быть неполным, что характерно для частично осознаваемых потребностей. Это снижает уровень их произвольности. Неадекватно осознаваемые потребности отличаются тем, что человек неправильно (искаженно) осознает отдельные их компоненты. Возможности их произвольной регуляции становятся еще более низкими. Минимальный уровень осознаваемости характерен для неосознаваемых потребностей. В данном случае может выделяться лишь эмоциональный компонент потребности — некоторое беспредметное хотение, которое называется влечением. Влечения вообще трудно поддаются произвольной регуляции. Психологической причиной снижения уровня осознаваемости потребностей или его искажения является их незрелость или несоответствие нравственным убеждениям личности. Поэтому они чаще встречаются у детей и подростков.
В результате развития потребностно-мотивационной сферы человека возникает целостная система потребностей и соответствующих им мотивов. Она построена по иерархическому принципу, где каждая потребность занимает свое определенное место. Ее можно представить в форме пирамиды, вершину которой занимает одна или несколько наиболее сильных, значимых, устойчивых и трудно насыщаемых потребностей. Они определяют личностную направленность человека и смысл его жизни. Это положение могут занимать самые разнообразные потребности. В соответствии с этим выделяются типы направленности личности. Второе ранговое положение занимают менее сильные, менее значимые и менее устойчивые потребности. Каждому последующему ранговому положению соответствует более низкий уровень силы, значимости и устойчивости потребностей. Основание этой пирамиды занимают личностно малозначимые потребности.
Система потребностей функционирует как единое целое. Поэтому удовлетворение любой из потребностей осуществляется через соотнесение со всеми другими, особенно вышестоящими потребностями. Иерархически построенная структура потребностно-мотивационной сферы делает процесс мотивации поведения произвольным и осознаваемым, что является одним из критериев личностной зрелости. Структура потребностно-мотивационной сферы отличается индивидуальной неповторимостью по таким параметрам, как широта, гибкость, содержание ведущих потребностей и мотивов и др. Можно выделить множество ее вариантов, каждому из которых будет соответствовать определенный тип личности. Знание структуры потребностно-мотивационной сферы является важнейшим условием эффективной работы с людьми: в управлении, в бизнесе, в профориентации, в политике и т.д.
Важнейшее место в структуре мотивации поведения человека занимает механизм волевой регуляции, когда он должен действовать не по внутреннему побуждению («хочу»), а по необходимости («надо»). Механизмы воли актуализируются в ситуациях, связанных с преодолением объективных или субъективных препятствий (преград), затрудняющих реализацию жизненно важных целей и задач. К объективным относятся всевозможные внешние препятствия, обстоятельства и условия, к субъективным — внутренние факторы (усталость, отсутствие интереса, наличие конкурирующих мотивов, непонимание смысла предстоящего действия и т.п.). Ситуации необходимости и преодоления характерны для общественной жизни, то есть являются исключительно социальными. Поэтому воля по своему происхождению представляется социальной.
Проблема воли относится к числу наиболее сложных, загадочных и плохо изученных. Особый интерес представляет вопрос о том, как объяснить парадоксальную возможность человека действовать вопреки собственным желаниям. В разные времена ученые пытались искать эту движущую силу либо вне человека (в Боге, в дьяволе, в других людях), либо в нем самом. Интересную теоретическую концепцию воли выдвинул отечественный ученый В.А. Иванников, который объяснил волевые акты через механизм смыслообразования.
Поскольку отсутствие достаточной мотивации делает невозможным осуществление действия, в этих условиях субъект придает ему дополнительный личностный смысл, то есть связывает с другими возможными потребностями и мотивами. В результате этого акта действие становится полимотивированным, что и придает ему необходимый энергетический потенциал. Например, при отсутствии непосредственного интереса к учебному предмету, студент заставляет себя выполнять соответствующие задания, апеллируя к необходимости успешной сдачи экзамена, получения стипендии, получения высшего образования, порадовать своих родителей и др. Подобные смыслообразующие внутренние действия и составляют сущность механизма волевой регуляции. Их очень много: обесценивание конкурирующего мотива, апелляция к социальным ролям и позициям, представление всевозможных результатов предстоящего действия, соединение предстоящего действия с высшими нравственными ценностями субъекта, обращение к символам и ритуалам, обращение к жребию, идентификация с значимым человеком (идолом), мысленное изменение ситуации выполнения действия, ориентация на мнение и поведение большинства других, мысленная ориентация на оценки значимых людей и др. Система этих приемов составляет технику волевого акта. По своему происхождению они представляют собой преобразованные внешние смысло-образующие содействия. Смыслообразующее побуждение, адресованное самому себе, по сущности идентично побуждению, направленному на другого человека.
В относительно простых и достаточно привычных ситуациях преодоления препятствия работа приемов волевой регуляции протекает на неосознаваемом уровне. Наиболее отчетливо они актуализируются в сознании в ситуациях сложных и ответственных волевых решений. Развитие воли предполагает овладение максимально широким набором приемов смыслообразования, а также воспитание возможно более разнообразной по содержанию и зрелой по структуре системы мотивов. Знание сущности механизма волевой регуляции важно не только для воспитания, но и для эффективного управления людьми. Для того чтобы побудить человека к действию или решению, необходимо помочь ему понять его смысл, то есть вписать предстоящее действие в максимально широкий смысловой контекст. Психологически грамотное побуждение другого человека к определенному действию — это содействие его смыслообразующим процессам.
psyera.ru
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА — Страница 2 из 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ
Существует множество классификаций потребностей. Одна из них разделяет все потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные (рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
Другая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).
К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Американский психолог У. Мак-Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности. Соотношение основных инстинктов и их проявлений, согласно воззрениям этого ученого, показано в табл. 17.2.
Следует отметить, что в данной таблице отсутствует весьма сильный инстинкт экономии сил, проявлением которого является такое психологическое понятие, как лень.
Обычно у человека имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную как пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше — потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды — стремление личности к самореализации. Однако этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (рис. 17.3).
Инстинкт | Его проявление |
Пищевой инстинкт | Голод |
Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство |
Стадный инстинкт | Стремление к общению |
Инстинкт приобретательства | Жадность |
Инстинкт продолжения рода | Половое влечение |
Родительский инстинкт | Нежность |
Инстинкт созидания | Стремление к активности |
Отвращение | Неприятие, отторжение |
Удивление | Любознательность |
Гнев | Агрессивность |
Смущение | Самоуничижение |
Воодушевление | Самоутверждение |
Рис. 17.3. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу (с изменениями)
Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в табл. 17.3.
Уровень потребностей | Содержание |
Физиологические (биологические) потребности | Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр. |
Потребность в безопасности и стабильности | Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной |
Потребность в любви и принадлежности к группе | Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе |
Потребность в уважении и признании |
|
Потребность в новизне | Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь |
Потребность к преодолению трудностей | Потребность к риску, приключениям и преодолению трудностей |
Потребность к независимости | Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств |
Потребность в красоте и гармонии | Потребность к порядку, гармонии, красоте |
Потребность в самореализации | Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты |
Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание людьми истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Они далеко не всегда осознают истинные мотивы и глубинные причины своих поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс, «люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей».
Существуют разные подходы к классификации мотивов поведения человека, исходя из преобладающих социальных установок, ведущего вида деятельности, степени осознанности и т. д. (табл. 17.4). Выбор того или иного подхода, как правило, диктуется целью психологического исследования.
Группа мотивов | Примеры видов мотивов |
По содержанию потребностей | Биологические и социальные |
Самоуважения и самоунижения | |
По социальным установкам | Личные и общественные |
Эгоистические и альтруистические | |
Нравственные и безнравственные | |
По видам деятельности | Трудовые |
Учебные | |
Исследовательские | |
Коммуникативные | |
По степени осознания | Осознанные |
Не осознанные | |
По длительности | Кратковременные |
Средней длительности | |
Устойчивые | |
По уровню притязаний | Достижение успеха |
Избегание неудач |
Рассматривая вопрос о мотивации к успеху и избеганию неудач, следует заметить, что, как показывают исследования, большинство людей можно отнести к одному из двух альтернативных классов: одни из них стремятся к успеху, другие — стараются избегать возможных неудач. Эти два мотива определяют разные стратегии жизни, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Основные отличия данных мотивов показаны в табл. 17.5.
Критерий отличия | Избегание неудачи | Стремление к успеху |
Главный мотив | Любыми средствами избежать возможной неудачи | Любыми средствами добиться успеха |
Отношение к имеющимся ресурсам | Главное — не потерять то, что уже есть | Недостаточно того, что уже имеется, хочется большего |
Уровень целей | Ставят перед собой или очень легкие цели, которые легко достигать, или такие трудные, таким образом, чтобы не достижение их не повлияло на самооценку | Цели — выше средней трудности; их достижение или не достижение существенно влияет на самооценку |
Характер поведения по отношению к поставленной цели | Непоследовательны в достижении цели. Склонны к поиску помощи для их достижения | Последовательны и упорны в достижении цели. Самостоятельно достигают их |
Отношение к ситуациям, где имеется риск или ответственность | Избегают подобных ситуаций. Отношение к риску двоякое — в основном избегают его, но иногда идут на необоснованный риск | Активно ищут такие ситуации и принимают в них участие. Не боятся соревнований. Готовы принять вызов |
Стратегии поведения при неудачах | При неудаче отказываются от принятой стратегии в пользу менее эффективной. После успеха выбирают более легкую цель, после неудачи — более трудную | При неудаче стараются корректировать стратегию поведения или выбирают более легкие цели. После успеха выбирают более трудные цели |
Отношение к обратной связи | Не стремятся к обратной связи, показывающей степень эффективности их поведения | Ищут возможность получить обратную связь, внимательно к ней прислушиваются |
Масштаб и сроки планирования | По срокам — ближайшее, реже — весьма отдаленное и нечеткое планирование. По масштабу — мелкое либо очень глобальное (нереалистичное) планирование | По срокам — среднесрочные или отдаленные планы. По масштабу — реалистичное, исходя из возможностей |
Самооценка | Неустойчивая: завышенная или заниженная | Адекватная и устойчивая |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Страницы статьи: 1 2pro-psixology.ru
Потребности и мотивы. Возможные основания классификации мотивов. Мотивы и сознание.
Понимая под мотивацией – систему процессов, отвечающих за побуждения деятельности, можно увидеть, что данныя система структурно оформлена.
С одной стороны мы имеем потребность – нужду, снабженную механизмами ее обнаружения и устранения. Анализируя. Понятие потребности, можно заметить, что она сама по себе предполагает деятельность по своему удовлетворению. Для завершенности не хватает только того объекта, который бы мог удовлетворить данную потребность в наличной ситуации.
Для определения такого объекта (совокупности объектов) используют понятие мотив.
Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности (не исключено, что это система раздражителей, т.к. субъекта окружает многообразная действительность).
Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).
А.Н.Леонтьев.
Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов
Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.
Возможные основания классификации мотивов.
1 Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг).
Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким человек станет при изменении мотивов.
Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).
2 Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.
3 Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).
4 По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные; в) нормативные.
Предметные – организуют финальную направленность деятельности. Всегда четко указывают, что должно быть (например: построить дом). Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание, выражение, сохранение, агрессия, избегание.
Функциональные мотивы: например потребность людей в общении, не имеют финальной напрвленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом (приятно читать книгу). Игровая деятельность – элемент целепреследования (спрятаться так, чтобы не нашли). Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт).
Нормативные: проявляются реже. Левин: барьеры – то, что не организует, а ограничевает деятельность, не побуждает отдельной деятельности. Нравственные мотивы.
5 По уровню обобщенности. Додонов, Мерей. То, что реально побуждает деятельность происходит на разных уровнях обобщенности (любить музыку Бетховена или любить его “Лунную сонату”). Идея справедливости – разные уровни обобщенности.
Обобщенные, конкретные, единичные мотивы.
6 По степени осознания. Осознаваемые и неосознаваемые.
Часто человек не осознает мотивы своего поведения и выдумывает причины. Мотивировка – сознательно представляемый мотив, который с реальным не имеет ничего общего.
7 Эндогенно и экзогенно актуализированные мотивы (по способу актуализации).
Экзогенные – спонтанная мотивация.
Мотивы и сознание.
1 Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотив не осознается субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность. Они , образно говоря входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл (личностный смысл – отношение цели действия к мотиву деятельности). Смыслы – составляющие сознания.
2 Осознание мотива. Задача на смысл. Братусь: ценностные ориентации – осознанные смыслы.
studfiles.net
Основные человеческие мотивы. Классификация мотивов
Мотивы, классификация мотивов относятся к категории основных человеческих потребностей. Жизнь человека тесным образом связана с необходимостью различных действий и подчинена удовлетворению базовых вещей. Первым, кто заговорил о потребностях, был У. Мак-Дугалл. Он выделил среди основных нужд личности биологические, социальные и духовные. Другим ученым, который заинтересовался теорией человеческих потребностей, является Абрахам Маслоу.
Он разработал смысловую пирамиду, представляющую естественные нужды личности. Классификация мотивов деятельности подразумевает под собой цельную структуру. Все компоненты в ней тесным образом связаны между собой.
Мотивы: понятие, классификация
Прежде чем вести речь о человеческих потребностях, необходимо дать следующее определение. Мотив – это то, ради чего совершается любое действие. Известно, что за каждым поступком стоит своя внутренняя причина, которая не всегда понятна окружающим. В каждом конкретном случае присутствует побуждение к изменениям, к тому, чтобы каким-то образом преобразовать свой внутренний мир и окружающую реальность. Вот что представляют собой мотивы. Классификация мотивов представлена ниже. Для удобства мы будем называть их потребностями.
Физиологические нужды
Они знакомы каждому из нас. Потребности физического свойства включают в себя еду, сон, инстинкт размножения. Они возникают помимо нашего желания и убеждений. Говоря иными словами, это потребности физического тела, которые ни один человек не может игнорировать. Если личность лишить сна или еды, то она скоро погибнет. Важнейшая особенность физической природы заключается в том, что она руководит всем процессом жизнедеятельности. Пока базовые нужды остаются неудовлетворенными, не может и речи идти о том, чтобы задумываться о более высоких стремлениях.
Личностное развитие возможно только тогда, когда у человека есть крыша над головой, здоровое питание и крепкий сон. В противном случае придется просто выживать. На фоне любого неблагополучия не захочется читать книг, предпринимать активные шаги по достижению желаемого.
Потребность в безопасности
Мотивы, классификация мотивов формируются сообразно тому, испытывает ли человек на себе какие-то нужды. Жизнь в полном комфорте предполагает, что потребность в безопасности полностью удовлетворена. Что она в себя включает? Потребность в безопасности – это, прежде всего, уверенность в завтрашнем дне, в отсутствии различных неприятных неожиданностей. Если у человека нет своей квартиры или даже просто отдельного угла, его трудно считать благополучным. Такая личность не сможет удовлетворить нужды более высокого уровня, у нее попросту отсутствует мотивация к действию.
Потребность в любви и уважении
Мы все хотим чувствовать, что неравнодушны своим близким. Потребность в любви – одна из самых сильных, которая способна ввести человека в состояние длительной фрустрации или сделать счастливым. Часто причиной неадекватного поведения личности служат подобные неудовлетворенные потребности. Мотивы, классификация их показывает, насколько значимо для человека чувствовать себя нужным, востребованным, принимаемым родными людьми.
Не существует грустнее ситуации, когда взрослая, состоявшаяся личность не может построить гармоничных, доверительных отношений. Если потребность в любви и уважении не удовлетворяется в течение определенного времени, человек перестает верить в возможность обретения счастья в будущем.
Социальные контакты
Сюда входит потребность в оценке общества. Человек так устроен, что не может жить в одиночку. Социальные контакты необходимы для того, чтобы поддерживать в себе оптимистичный настрой, иметь свежий взгляд на жизнь. Общество помогает нам понять, что мы движемся в правильном направлении, учит испытывать благодарность и удовлетворение.
Лишенная социального взаимодействия личность становится апатичной, склонной к меланхолии и излишне восприимчивой к обидам. Мотивы действия такого человека вполне объяснимы, но поступки могут существенно вредить ему самому.
Потребность в самоактуализации
Это самая высокая ступень развития личности. Потребность в самоактуализации появляется обычно в юношеском возрасте, в том случае, когда предыдущие ступени пройдены. Мотивация к личностному росту повышается, если удовлетворены базовые нужды физического свойства, а также потребности в признании, уважении со стороны окружающих людей. После этого человек начинает стремиться к большему, а именно, его теперь вдохновляет личностное развитие, возможность всецело проявлять свои таланты и способности.
Таким образом, мотивы, классификация мотивов – это тема, заслуживающая отдельной книги. Жизнью человека управляют его потребности, а из них выстраивается конкретная цепочка действий.
fb.ru