Мышление и язык в логике: Учебное пособие для юридических вузов

В формальной логике используются две группы терминов дескриптивные и логические. — Энциклопедия современных знаний

Мышление и язык

Мысль человека всегда выражена языком, которым в широком смысле называют любую знаковую систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми.

Соотношение языка и мышления

Язык и мышление образуют единство:

-без мышления не может быть языка, и мышление без языка невозможно.

Выделяют два основных аспекта этого единства:

  • генетический, который выражается в том, что возникновение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;
  • функциональный — языки мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.

Между мышлением и языком существует и определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур.

Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления.

Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.

В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному.

Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения.

А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык.

Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно.

В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

Язык и мышление, находясь в противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние.

С одной стороны:

-мышление представляет содержательную основу для языка, для речевых выражений;

-мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;

-в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и опыта его употребления;

-мышление определяет уровень языковой культуры;

-обогащение мышления ведет к обогащению языка.

С другой стороны:

-язык является средством формирования и формулирования мысли во внутренней речи;

-язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли у партнера, ее выражения во внешней речи, тем самым делая мысль доступной для других людей;

-язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли;

-язык представляет мышлению возможность управлять мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать;

-язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка;

-язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.

Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно.

Главное в этом соотношении:

Как для мышления необходим язык, таки для языка необходимо мышление.

Язык формальной логики

С чем же связано наличие собственного языка логики как науки?

Естественному языку присущи некоторые недостатки, которые не позволяют логике ограничиваться использованием только его.

Основными недостатками естественного языка являются:

  • изменение значения слов с развитием общественной практики и по истечении определенного времени;
  • многозначность некоторых слов;
  • расплывчатость, неопределенность отдельных слов, не позволяющая с их помощью определить предмет науки;
  • несовершенство правил построения выражений, которое в логическом смысле несет на себе печать многозначности понимания вербальной мысли;
  • деление естественного языка на большое количество языков разных стран и народов, в результате чего одна и та же мысль может быть оформлена различными языками.

Общепринятым в современной логике является так называемый язык

логики предикатов.

Принципы построения и структуру этого языка.

В формальной логике используются две группы терминов дескриптивные и логические.

1. Дескриптивные термины (лат.descriptic- описание) — это имена предметов, предикаторы и функциональные знаки.

А)Предикаторы выражаются словами естественного языка и на данный момент речемыслительной деятельности адекватно отражают предмет мышления.

Имена предметов (субъект) — это слова или словосочетания, которые обозначают отдельные предметы или классы однородных предметов.

Четыре закона логики — [Логика #3]


Похожие статьи.
  • Определение и структура формальной логики

  • В этой логике а может выражать противоположное себе значение, т.е. быть б, и при этом а и б будут одновременно истинными значениями.

  • Понятие логической формы и логических законов

  • Используем ясночувствование

Логика и Диалектика – Язык и Мышление


a_gorb

Вопрос о соотношении логики и диалектики, а также о понимании термина диалектическая логика возникает в этом сообществе достаточно регулярно. Свое мнение я частично высказывал в различных комментариях. Однако, думаю, что его неплохо бы сформулировать в виде отдельного поста.

И так, что такое логика. Тут есть два понимания. 1) Логика – это наука о связи рассуждений и о правилах вывода. 2) Логика – наука о мышлении, или, иначе говоря, мышление о мышлении. Часто эти два понимания смешивают в одно, например: «Не существует двух логик о формах и законах правильного мышления; существует одна наука, и эта наука – логика или формальная логика». С другой стороны встречается утверждение, что логика, как наука о мышлении, является диалектической логикой. Также термин «диалектика» часто употребляется самостоятельно, без прямого упоминания логики и так же понимается, как учение о мышлении, точнее о всеобщих законах мышления и т.д. На мой взгляд, такое смешение терминологии не случайно, а получается из-за такого понимания мышления, которое считает, что нет мышления вне языка, что реальность мысли проявляется в языке. В этом случае действительно наука о связи суждений в языке должна быть в тоже время наукой о мышлении.

Я решительно не согласен с тем, что мышление происходит исключительно с помощью языка. Поэтому для себя выработал следующее разделение терминологии и понимания. Логика – это наука о правилах вывода, этот термин также можно уточнить, указав: Формальная логика (ФЛ). ФЛ занимается языком и связью выражений в языке. Причем язык может пониматься достаточно широко, в том числе и как математика, которая есть язык для других наук. Поэтому математика строится исключительно с помощью ФЛ1). Так понимаемой логике изоморфна релейная схема. И действительно, такие схемы, включая компьютеры, строятся на основе законов ФЛ.

Но язык сам по себе не равен мышлению, хотя и имеет к нему вполне определенное отношение. Мышление же не тождественно языку (и уж тем более не изоморфно релейной схеме2)), поэтому термин «логика» в таком контексте будет обозначать совершенно другое, а именно науку о мышлении, т.е. гносеологию. В таком смысле этот термин использует Гегель, но думаю, что не только он. Приверженцы диалектики в философии часто используют термин «Диалектическая логика».

Мне лично нравиться использовать просто термин Диалектика, для обозначения определенной теории познания и термин Логика для обозначения ФЛ. Однако, использование терминов «Диалектическая логика» вместо просто «Диалектика», или использование просто «Логика» вместо «Формальная (математическая) логика» встречается часто и не менее часто будет встречаться впредь. С этим в общем-то нет особых проблем, из контекста обычно не сложно понять, о чем идет речь. Путаница здесь может возникнуть исключительно из-за того, что не разделяются мышление и язык.

Поэтому, совершенно согласен с тем, что Обзор содержания диалектической логики в её диаматовской интерпретации показывает значительный уклон предмета в область гносеологии и онтологии … ДЛ каждый раз оказывается ни чем иным, как диалектической гносеологией.. И также считаю, что когда говорят, что ФЛ есть наука о формах и законах правильного мышления, то оказывается, что под мышлением понимается исключительно мысль уже выраженная в том или ином языке.

1)Тут важно не спутать (не отождествить) собственно математику и мышление, связанное с математикой, в том числе и мышление математиков.
2)Это мнение в частности опирается на огромные трудности в создании мыслящей машины. Однако, если когда-нибудь удастся создать мыслящий автомат, построенный на основе законов ФЛ, то это мнение придется поменять.

PS. Прошу прощения за обилие ссылок на самого себя.

Естественный язык имеет логическую структуру

Естественный язык — сложное явление, которое можно изучать с различных дисциплинарных точек зрения: физической, неврологической, психологической, социологической, исторической и т. д.

Но что действительно отличает и ценит естественный человеческий язык, так это его семантические или репрезентативные возможности — особенности языка, ответственные за то, как слов несут значение , и как слова могут комбинироваться на предложений , чтобы составить неопределенное количество различных, значимых утверждений о мире.

Лингвисты обычно различают три различных точки зрения, с которых можно изучать репрезентативную способность языка: синтаксис , семантика и прагматика .

Синтаксис включает в себя правила объединения слов и частей речи в осмысленные предложения. «Алиса увидела Мэри в парке» — осмысленное предложение на английском языке. «Видел Алису в парке Мэри в» — бессмысленное предложение. Синтаксис языка определяет правила, объясняющие, почему первое предложение является правильно построенным, а второе — нет. Разные языки будут иметь разные правила, но многие языки будут иметь общие правила, а некоторые правила могут быть общими для всех языков.

Семантика включает в себя изучение , означающего , и , обозначающего в языке — как такое слово, как «собака», становится , представляющим ( относятся или обозначают ) четвероногих псов, которых мы знаем и любим, и как такое предложение, как «у этой собаки блохи», начинает представлять состояние дел в мире, которое можно оценить как верное или ложное

. Семантика в этом смысле касается того, как выражения в языке могут относиться к , или быть о , объектах или положениях дел в мире.

Прагматика включает в себя социальные и контекстуальные аспекты человеческого общения, которые определяют, как высказывания интерпретируются и приобретают значение в реальных ситуациях. Одно и то же предложение, произнесенное в контексте дружеского разговора («Я обещаю говорить правду»), может означать совсем другое, когда оно произнесено в контексте юридической клятвы («Положи руку на Библию и повтори после меня …»). Понимание прагматических аспектов общения является важной частью компетентного использования естественного языка.

Я всегда хочу предостеречь студентов от этих ярлыков, потому что различие «семантики» — изучения , означающего — от «синтаксиса» и «прагматики» создает впечатление, что синтаксис и прагматика не участвуют в определении значений слова и предложения. Но это очевидно неверно. Все три аспекта языка участвуют в определении значения высказываний на естественном языке.

Лучше думать об этом так, что «синтаксис», «семантика» и «прагматика» — это ярлыки для различных теоретических точек зрения, с которых можно изучать различные аспекты сложного биопсихосоциального феномена, которым является естественный язык.

Пока все хорошо. Но при чем тут логика ?

Итак, вот два утверждения о естественном языке:

1. Семантика естественного языка порождающая.

Компетентные пользователи естественного языка способны понимать значение неопределенного количества различных предложений и могут генерировать неопределенное количество различных предложений, даже если словарный запас языка конечен. Применяя конечное число синтаксических правил к ограниченному словарю, мы можем генерировать и понимать виртуальное бесконечное количество осмысленных предложений.

Именно эту замечательную способность мы имеем в виду, когда говорим, что естественный язык человека является «генеративным».

Примечание об этой терминологии. В лингвистике «генеративный» также более тесно связан с «генеративными» или «трансформационными» теориями грамматики, введенными Ноамом Хомским. Я не хочу подразумевать какую-либо конкретную связь с деталями этих теорий. Чтобы избежать путаницы, философы языка часто говорят о «продуктивности» языка как о синониме того, что я называю «генеративностью».

2. Семантика естественного языка композиционна.

В естественном языке осмысленные выражения строятся из других осмысленных выражений.

Мы можем проанализировать значение предложения типа «Боб — учитель и скрипач», отметив, что это выражение содержит в качестве составных частей «Боб — учитель» и «Боб — скрипач».

Точно так же мы можем видеть, что значение сложного предложения типа «Если Джон покупает билеты, то либо Бен, либо Мэри заплатят за закуски» частично определяется значениями составных предложений «Джон покупает билеты», « Бен заплатит за закуски» и «Мэри заплатит за закуски».

В философии языка « принцип композиционности » гласит, что значение сложного выражения определяется его структурой и значениями составляющих его элементов.

В этом примере структура сложного выражения определяется значением таких терминов, как «Если… то» и «или».

Чтобы сделать это явным, пусть

J = « Джон покупает билет »

B = « Бен заплатит за закуски

M = « Мэри заплатит за закуски »

Тогда мы можем написать

»

Если Джон купит билеты, Бен или Мэри заплатят за закуски »

как

« Если J, то (B или M) »

где заглавные буквы обозначают составляющие выражения, а структурные особенности определяются значениями терминов «если», «тогда», «или» и расстановкой скобок.

Это подозрительно похоже на упражнение по переводу в пропозициональной логике, которому вы научились бы на уроках символической логики. Это не случайно. Логика высказываний была разработана для моделирования такой композиционной семантики.

Это предполагает очевидную связь между логикой и языком.

Логические системы могут представлять или моделировать важные структурные особенности естественного языка, такие как генеративность и композиционность языка.

Конечно, мы всегда можем спросить, действительно ли естественный язык

является генеративным и композиционным способами, предлагаемыми здесь. Так думали многие, но это эмпирический вопрос, который может быть решен только эмпирическим исследованием. (Естественный язык может и не оказаться строго композиционным, но есть веские аргументы в пользу того, что естественный язык по большому счету композиционный.)

С другой стороны, многие искусственные языки, подобные тем, которые изучаются на вводном курсе символической логики, разработаны для удовлетворения требований композиционности.

Таким образом, логика имеет отношение к лингвистике в том, что, создавая и изучая свойства искусственных языков и сравнивая их со свойствами естественного языка, которые мы обнаруживаем в результате эмпирического исследования, мы можем получить некоторое представление о логических свойствах языков. естественный язык.

Хорошо, давайте перейдем ко второму пункту, который я хочу сделать о логике и языке.

Проект MUSE — Язык, мышление и логика Джона М. Эллиса (обзор)

  • Кэрол Скейтс
  • Обзор языка и литературы Скалистых гор
  • Ассоциация современного языка Скалистых гор
  • Том 48, номер 2, 1994 г.
  • стр. 192-194
  • Обзор
    • Посмотреть цитату
  • Дополнительная информация
  • Возможны варианты покупки/аренды:
    • Аренда у DeepDyve

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

192Программа оценки Rocky Mountain Review в разделе «Внедрение системы портфеля» в книге Беланова и Диксона. Вместе с Кэтрин Зельцер и Патрицией Колоноски он проводит нас через первый семестр программы оценки портфолио. В «Кошмаре WPA: размышления об использовании портфолио в качестве выпускного экзамена по курсу» Смит ставит под сомнение достоверность содержания и надежность программы. Его непосредственный опыт работы с писательским факультетом, состоящим в основном из ассистентов преподавателей, демонстрирует важность последовательности и ясности цели. Мы слишком часто слышали: «Портфолио не идеальны, но это лучшее, что у нас есть сейчас». Видимо, не все разделяют это мнение. Редакторы New Directions решили включить статью Джеймса А. Рейтера и Рассела А. Ханта, в которой подробно описываются причины, по которым одна писательская программа перестала использовать портфолио для оценивания. Они, по словам авторов, вышли «за пределы портфелей». Другие основные моменты включают эссе о гендерных предрассудках и оценке портфолио, финансовые и административные советы для администраторов программ письма, а также портфолио в качестве инструментов для аспирантов, ассистентов преподавателей и новых учителей.

Те, чьи интересы относятся к классам K-12, скорее всего, будут разочарованы небольшим объемом информации, предназначенной специально для них, хотя книга содержит отличное эссе Сандры Мерфи об оценивании портфолио в классе для различных групп учащихся K-12. Когда вы читаете эти эссе, помните предупреждение Эдварда Уайта о том, что оценка никуда не денется: «Иллюзия, что правительство может улучшить образование с низкими затратами с помощью наивных измерений, настолько политически привлекательна, что она останется действенной независимо от того, кто находится у власти». (26). Также имейте в виду, что та же самая иллюзия может подпитывать наш энтузиазм в отношении портфолио. В часто угрожающей атмосфере обязательной оценки портфолио можно рассматривать как простое решение или панацею для писательской программы. New Directions не пытается указать нам путь; авторы и редакторы заставляют нас исследовать наши мотивы и переоценивать наши методы, что в конечном итоге помогает нам сформулировать правильные вопросы, с помощью которых можно задать направление — нашим студентам, нашим коллегам и даже нашим критикам.
МАЙК ЛЮКЕР Государственный университет ßotse ДЖОН М. ЭЛЛИС. Язык, мышление и логика. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 19.93. 163 с. С момента публикации «Синтаксических структур» Хомского в 1957 году преобладающие области исследований в теоретической лингвистике были сосредоточены вокруг изучения синтаксиса. Школа генеративной грамматики Хомского основана на предпосылке, что для того, чтобы понять язык, нужно сначала начать с изучения синтаксиса, помимо семантической нагрузки. В книге «Язык, мышление и логика» Джон Эллис намеревается создать теорию языка, которая выходит за рамки теории синтаксиса и переходит к более широкой теории языка, которая устранит путаницу, характерную для лингвистических исследований. Эллис критикует Хомского за использование недопустимой методологии в «Синтаксических структурах» и утверждает, что трудности с полем порождающей грамматики заключаются в ошибочном предположении, что теория языка может понимать синтаксис без ссылки на семантическое содержание. По мнению Эллиса, эта ошибочная попытка отделить языковую форму от содержания оказалась контрпродуктивной. Для Эллиса грамматика языка и его лексика представляют собой континуум значений, и в своей книге Эллис утверждает, что, прежде чем продуктивные исследования в области теории языка смогут начаться эффективно, мы должны пересмотреть три фундаментальных предположения, которые были приняты в современной лингвистике. Согласно Эллису, области изучения языка и философии серьезно ограничены этими неадекватными теориями, первая из которых состоит в том, что основной функцией языка является общение. Эллис утверждает, что категоризация, а не общение, является наиболее фундаментальным аспектом языка и что необходимо понять природу категоризации, прежде чем пытаться понять цель языка. На протяжении всей своей книги Эллис приводит примеры из области философии в поддержку своей лингвистической теории и дает поучительное описание теорий Витгенштейна и Соссюра о структуре категоризации в языке: Эллис объясняет, что если бы Витгенштейн рассматривал функцию категоризации, а не сосредоточившись только на структуре, можно было бы устранить один важный элемент фрагментации; кроме того, если бы Соссюр исследовал композицию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *