Мышление продуктивное: Продуктивное мышление — все самое интересное на ПостНауке

Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление.

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации (А. М. Матюшкин).

В репродуктивных теориях мышления новое выступает как результат усложнения или перекомбинации на основе, главным образом, сходства имеющихся элементов прошлого опыта, актуализации непосредственной связи между требованиями задачи и субъективно тождественными элементами имеющихся знаний.

В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью                      (у гештальтистов – это новая структура, новый гештальт). Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление «барьера прошлого опыта», мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации. Решение осуществляется как преобразование первоначальных проблем, но сам принцип решения возникает вдруг, внезапно, в порядке инсайта, прямого усмотрения пути решения, зависящего главным образом от объективных условий задачи и очень мало от активности самого решающего субъекта, от его собственного опыта.

В трудах советских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь ее с репродукцией.

Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое — выявляет их недостатки и дефекты.

Метод наблюдения. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особен­ностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать о мышлении. Например, наблюдая за учебной деятельностью школьника в домашних условиях, можно зафиксировать, насколько регулярно он решает предложенные ему задачи, сколь­ко времени затрачивает на решение, каковы результаты его уси­лий. Результаты такого рода наблюдений могут быть основанием для суждений об отношении ребенка к учебе, влияющем на ре­шение конкретных задач, об организованности его мыслительной деятельности, о степени сформированности отдельных умственных, навыков.

Наблюдая за игровой деятельностью дошкольника, мож­но констатировать, каков тип игр, используемых ребенком, и высказать предположение о степени развития его образного мышле­ния. Достаточно опытного изобретателя в процессе интенсивного умственного труда нередко можно видеть обложенным различными словарями, тезаурусами, справочниками иностранных слов [207]. Эта особенность отражает тот круг знаний, который вовлекается в поиск решения конкретной задачи.

Во всех этих случаях сохраняется естественность проявлений мышления. Как и при изучении других .психических явлений, наб­людение (проводится целенаправленно, по определенному плану,. с фиксацией результатов: последовательность решений или нере­шений, задач, протокол речевого рассуждения. В настоящее время в психологии мышления достаточно широко используются техни­ческие средства (фотокамеры, кинокамеры, магнитофоны и др.). Как и в других областях психологии, метод наблюдения проявляет в психологии мышления как свои положительные, так и свои отри­цательные свойства: с одной стороны, сохраняется естественность развертывания деятельности, а с другой стороны, не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации).

Этот недоста­ток частично компенсируется длительностью наблюдения.

Метод эксперимента нашел достаточно широкое применение в; исследованиях мышления. Он обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыс­лительного процесса, повторять условия изучения и тем самым на­капливать статистические данные, варьировать условия и тем самым выявлять причинно-следственные отношения. Примером могут служить образование искусственных понятий (в различных модификациях), а также опыты, связанные с использованием под сказки при решении мыслительных задач на догадку.

Эксперимент бывает естественный и лабораторный. По сущест­ву, естественным экспериментом является ситуация введения но­вых методов обучения, ситуация использования новых приборов в научном исследовании. При всем разнообразии эти ситуации имеют одну общую особенность: в них создаются условия для су­щественного изменения мыслительной деятельности. Своеобразными вариантами «естественного эксперимента» являются бо­лезнь, нарушение работы мозга, которые вносят существенные изменения в мыслительную деятельность человека.

В психологии мышления нашел достаточно широкое примене­ние «экспериментально-клинический» метод [147], сочетающий, особенности экспериментального (воспроизводимость в лаборатории, использование инструментальных средств) и клинического (детальный анализ отдельных случаев). Оказалось возможным достаточно тщательно проанализировать процессы формирования я решения отдельных задач испытуемыми с полирегистрацией объективных индикаторов развертывающегося процесса (глазодвигательная активность, речевое рассуждение, вегетатика). При проведении экспериментов важно учитывать реакцию испытуемого на ситуацию эксперимента, его отношения с экспериментатором. Эксперименты, как лабораторные, так и естественные, разделяют на формирующие и констатирующие. Формирующие эксперименты могут различаться, в свою очередь, тем, на что направлена процедура формирования: в одном случае на операционно-техническую сторону, а в другом — преимуществеино на потребностно-мотивационную.

Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к ре­шаемой задаче, представления испытуемых о собственных мысли­тельных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка). Представляют интерес как отве­ты на прямые вопросы («Знакома или нет предложенная Вам за­дача?»), таки на косвенные («Как Вы воспринимаете данную за­дачу?»). Могут использоваться также вопросы проективного типа («Эту задачу обычно воспринимают как известную, верно?»). Не­обходимо учитывать степень суггестивности задаваемых вопросов. Установление хороших взаимоотношений, взаимопонимания между исследователем и исследуемым является важным фактором, обес­печивающим его активное участие в беседе. Беседа всегда допол­няется наблюдением за участником беседы. Метод беседы квали­фицируется в психологической литературе как вспомогательный, он применяется для уточнения данных наблюдения и эксперимен­та, а также для первоначального изучения испытуемого. В иссле­дованиях мышления применяется также, и анкетирование.

Так на­зываемые открытые анкеты, в которых испытуемые должны сами сформулировать ответы на поставленные вопросы, в большей сте­пени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать статистически.

Продуктивное мышление

1140 ₽

В наличии 3 шт.

В корзину

Условия доставки

Автор Вертгеймер М.
Издательство Альма Матер ИГ
Год издания 2022
Переплет Твёрдый
Страниц 333
Формат 130х205 мм
Язык Русский
ISBN 978-5-6047270-2-7
Серия Методы психологии
Артикул 1164006

  • О книге
Книга известного немецкого психолога, одного из основателей гештальт-психологии, посвящена исследованию процессов мышления в проблемных ситуациях, требующих творческого решения.

Автор излагает собственную концепцию развития продуктивного творческого мышления посредством активного поиска способов целостного видения задачи.

В книге представлен богатейший материал, относящийся к истории замечательных научных открытий: Гаусс, Галилей, Эйнштейн, и уникальные с психологической точки зрения беседы с последним. Вертгеймер был, по-видимому, единственный психолог, отважившийся беседовать с великим ученым «на его территории» о проблемах творчества в науке и механизмах творческого мышления.

Рекомендуется психологам, философам, педагогам, историкам науки, а также студентам гуманитарных и технических вузов.

Чтобы сделать ваше взаимодействие с сайтом немного удобнее мы используем cookies. Почитать об этом подробнее можно тут Ok

Подписка на рассылку

Раз в месяц будем присылать вам обзоры книг, промокоды и всякие-разные новости

Модель продуктивного мышления Херсона — Revolution Learning and Development Ltd

Приблизительное время прочтения: 2 мин.

История вопроса

Модель продуктивного мышления Херсона — разработанная канадским писателем Тимом Херсоном структурированный подход к решению проблем или генерированию творческих идей. Он поощряет использование структурированной структуры для решения проблем и проблем и был опубликован в его книге «Думай лучше».

Творческий подход к решению проблем позволит вам понять проблемы, связанные с проблемами, и поможет вам найти наилучшее решение.

Как вам может помочь модель продуктивного мышления Херсона?

Модель продуктивного мышления Херсона может помочь вам проявить творческий подход к решению проблем. Это структура (а не метод), в которой используется ряд других техник, таких как мозговой штурм или латеральное мышление, и они применяются на разных этапах процесса.

Модель продуктивного мышления Херсона может использоваться отдельными лицами, командами, предприятиями или всеми, кому необходимо творчески решать проблемы.

6 шагов модели продуктивного мышления Херсона

Модель состоит из 6 шагов или представляет собой шестиступенчатую структуру, которой необходимо следовать. Шесть шагов модели продуктивного мышления Херсона:

  1. Что происходит?
  2. Что такое успех?
  3. Что за вопрос?
  4. Генерация ответов
  5. Разработка решения
  6. Согласование ресурсов

Что происходит?

Сначала вам нужно понять, с какой проблемой вы хотите справиться. Это может быть как одна проблема, так и несколько разных. Вы можете использовать здесь мозговой штурм, чтобы определить длинный список проблем , если вам это нужно. Задайте такие вопросы, как:

  • Какие/мои основные проблемы?
  • Какое влияние это оказывает?
  • В чем суть проблемы?
  • Кто вовлечен или является причиной проблемы?
  • Как выглядит добро?

Что такое успех?

Здесь вы четко определяете, что получилось или стало лучше. Это рисует яркую картину того, как будет выглядеть успех, если проблема будет решена. Вы можете использовать модель, описанную в книге Херсона «Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению» под названием DRIVE: 9. 0004

  • D o – Что вы хотите, чтобы решение проблемы делало?
  • R Ограничения – Чего не должно делать решение
  • I Инвестиции – Что вам может помочь, сколько вы можете инвестировать (время и деньги)
  • V Значения – Какие ценности должно поддерживать решение /respect
  • E Основные результаты – Как вы будете измерять успех решения

В чем вопрос?

На этом этапе вы начинаете рассматривать целый ряд вопросов, ответы на которые могут решить проблему. Сцена формулирует вызов, превращая его в вопрос. Для этого просмотрите информацию, которую вы собрали, а затем подумайте о вопросах, на которые нужно будет ответить, чтобы достичь цели. Вы открываете такие вопросы, как «Как».

Например, вашей целью может быть увеличение продаж. Ваши вопросы могут быть такими: «Как мы можем увеличить продажи?», «Как мы можем найти больше возможностей для увеличения продаж?» или «Как мы можем увеличить нашу клиентскую базу, чтобы создать больше возможностей для продаж?»

Генерация ответов

Следующим логическим шагом будет поиск ответов на заданные вами вопросы. Например, вы можете использовать мозговой штурм, чтобы получить множество ответов на каждый из поставленных вопросов.

Создать решение

Как только у вас будет много ответов, вы можете начать думать о лучших ответах. Используйте что-то вроде таблицы принятия решений, чтобы помочь здесь. Получив лучший ответ, развивайте его дальше. Детализируйте детали ответа и начните думать о том, как его потенциально можно получить. Начните перечислять шаги, необходимые для достижения успеха.

Согласование ресурсов

Здесь вы начинаете строить план для достижения результата. Вам нужно начать думать о ресурсах, необходимых для достижения результата. Используйте такой инструмент, как план действий или план проекта, чтобы составить свой план.

Дальнейшее обучение

Мы надеемся, что вы найдете эту структуру полезной для решения проблем в будущем. Если вы хотите узнать больше, взгляните на наш учебный курс по критическому мышлению и решению проблем, где мы более подробно рассмотрим модель продуктивного мышления Херсона.

Была ли эта статья полезной?

Нравиться 3 Не нравится 0

Просмотров: 2997

Продуктивное мышление — Stormz

Продуктивное мышление было изобретено Тимом Херсоном и представлено в его книге Думай лучше . Он побуждает вас использовать навыки творческого и критического мышления, чтобы взглянуть на проблему и найти лучшие решения.

Модель продуктивного мышления представляет собой шестиступенчатую методологию решения проблем и поиска возможностей:

  • В чем проблема?
  • Что такое воздействие?
  • Что такое информация?
  • Что такое Видение?

Использует инструмент под названием ПРИВОД , чтобы представить, что было бы, если бы проблема была решена

  • D o: что вы хотите, чтобы решение делало?
  • R ограничения: что НЕ должно делать решение?
  • I инвестиции:- какие ресурсы можно инвестировать?
  • V значения:- какими ценностями вы должны жить? (например, экологичность и т. д.)
  • E основные результаты: каковы основные результаты?

Использует инструмент под названием POWER , чтобы превратить выбранное решение в нечто более надежное.

  • P позитивы: что хорошего в этой идее?
  • O возражения: что в этом плохого?
  • W шапка еще?: что она вам напоминает?
  • E nhancements: как сделать лучше то, что в ней есть хорошего?
  • R средства: как можно исправить недостатки?

Использует стену времени, чтобы превратить решение в план действий.

Модель продуктивного мышления основана на 50-летних исследованиях Фонда креативного образования, 30-летних исследованиях НАСА и пяти годах полевых испытаний. Он сочетает в себе анализ ситуации и сильные стороны методологии CEF с критериями успеха и методами картирования проектов методологии NASA iDEF.

Все шаблоны в этой коллекции были проверены и одобрены самим Тимом, и мы регулярно добавляем новые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *