Читать онлайн «Практическое и продуктивное мышление», Александр Фролов – ЛитРес
© Александр Фролов, 2022
ISBN 978-5-0056-3822-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
Рассуждая о мышлении, мы обычно говорим непонятно о чём. Вряд ли большинство людей представляет себе, что такое мышление. И уж подавно – что такое мысль. Отсюда – множество легенд и предрассудков, приводящих, в конце концов, к взаимному непониманию людьми друг друга, а то и просто к раздору со ссылками на «мыслят все!» и «это – для каждого своё». В то же время мозг человека прошёл длинную эволюционную дорогу в развитии и своей структуры, и содержания деятельности в этой структуре. И многое в этой области на определённом уровне уже изучено и выяснено. Эволюция сложила практически у всех людей в принципе равные мыслительные возможности. В результате этого появляется возможность целенаправленно формировать своё мышление таким образом, чтобы успешнее и эффективнее взаимодействовать с миром на протяжении того ограниченного времени, которое отпущено нам природой. Для этого человечество создало систему образования, в первую очередь – общего, чтобы люди могли обмениваться друг с другом продуктами мышления. И, обменявшись – договориться, а договорившись – изменить мир так, чтобы он стал лучше и уютнее для людей. Более того, формирование определённого типа мышления позволяет нам продолжить наше существование в Вечности, оставаясь на Земле в том, что мы создаём благодаря нашему мышлению, вместе с другими людьми и всем миром. Пониманию того, что такое мышление, какое мышление и как надо формировать, посвящена эта книга.
Александр Фролов
Мышление и мысль
Прежде чем вообще о чём-то рассуждать, необходимо ввести необходимые определения понятий, которые мы будем при этом использовать. Эталон научного работника сэр Исаак Ньютон так и начинал практически каждую свою работу – словами «введём необходимые определения». Популярному изложению технологии введения определений понятий посвящена отдельная, специальная книга этой серии – «Понятийность». Здесь же мы используем готовые определения необходимых понятий, сформированные в этой технологии.
Прежде всего, надо понять, где мы живём на самом деле.
Мы живём в действительности, и уже самим своим существованием непрерывно вносим в эту действительность изменения. Что бы мы ни сделали, действительность изменится – в большей или меньшей степени. Для того, чтобы просто выжить, надо контролировать эти изменения, по крайней мере – большинство из них. Мало того: эти контролируемые изменения следует вносить когда надо, куда надо и насколько надо в соответствии с ситуацией. Ситуацией называется совокупность предметов и связывающих эти предметы условий, в которых происходит интересующее нас явление. Ситуации действительности развиваются вне нас. Наши рецепторы посылают в мозг сигналы, при обработке которых он создаёт величины, описывающие важные для нас стороны ситуаций. Вообще любая величина – это мера либо сигнала, поступившего от рецептора и обрабатываемого корой головного мозга, либо наложения взаимосвязанных сигналов от разных рецепторов. Сигналы от разных граней действительности накладываются, а величины складываются в модели этой действительности. Мозг специальными действиями, называемыми обратной связью, проверяет достоверность модели. Если модель достоверна, мы можем контролировать изменения действительности через контроль изменений модели. То есть, живём-то мы на самом деле в мире моделей «ментального пространства» (как его называют психологи и психофизиологи) мозга, что и принимаем за жизнь в действительности. Ну, не может в нашей такой маленькой голове в реальной действительности поместиться круизный лайнер со всей начинкой, на котором мы плывём на Мальдивские острова. Всё, что мы при этом трогаем, едим, целуем и фотографируем – это отображение реальной действительности мира в виртуальной действительности нашего мозга. Процесс или результат преобразования явлений реальной действительности в явления виртуальной действительности нашего мозга называется информацией. Ей будет посвящена отдельная книга нашей популярной серии. Если наши действия приводят к ожидаемым изменениям в реальной действительности, которые доносятся до нас изменениями информационных моделей, наши модели и действия на их основе называются адекватными реальной действительности.
Вот всё, что проделывает наш мозг для наших жизненных представлений о действительности, и есть мышление. При этом речь идёт и о реальной действительности, и о виртуальной, и об их соотношениях. Итак, мышлением называется процесс формирования мозгом моделей действительности, допускающих адекватное внесение в действительность контролируемых изменений. Вы обнимаете любимого человека в реальной действительности. Это значит, что ваша модель себя исполняет модель обнимания модели любимого человека в виртуальной действительности вашего мозга. Это легко проверить. Если любимый человек в отъезде, ваша модель себя всё равно может исполнить модель обнимания любимого человека в виртуальной действительности вашего мозга. Были бы модели адекватны, а то мозг не поверит и откажется обнимать.
Наверное, надо признать, что возможности виртуальной действительности шире, поскольку мы можем создавать для этой действительности адекватные ей модели и жить с ними в ней. Для иллюстрации достаточно фильма «Парк Юрского периода». Да и вообще любого фильма.
Объём информации, получаемой мозгом и обрабатываемой им, просто непостижим. Мозг отображает наблюдаемое нами явление – молния это или объятия – во всех ощущенчески доступных деталях. В результате мозгом формируется модель, которую мы и считаем действительностью. То есть, это наша повседневная, заурядная, сиюминутная, то есть, «однодневная», модель. По-русски – «обыденная модель». Вот давайте и будем пользоваться таким термином для обозначения этого типа моделей. В такой модели чрезвычайно много деталей, факторов, относительную важность которых чаще всего трудно определить. Поэтому принять решение о реакции на ситуацию, тем более – об адекватной реакции, а не наугад, на основании такой модели практически невозможно.
Но ведь реагировать-то надо! Значит, нужна такая модель действительности, в которой остались бы только важнейшие, понятно связанные между собой понятные факторы, отображаемые измеримыми величинами. Что такое «понятность» и как её обеспечить, описано в посвящённой понятийности книге этой популярной серии. Чтобы достичь понятности, надо отбросить маловажные в данном случае детали, пренебречь ими по сравнению с важнейшими. Жизнь с её образованием и опытом научила нас этому. Значит, надо перейти к научной модели действительности. Эта модель предельно груба, но она задаёт основу для выработки реакции на ситуацию.
Дети, дети… Дети – это прекрасно, дети нужны людям, просто необходимы. Как их заполучить? В обыденной модели – надо обеспечить жилищные условия, материальный достаток, встретить любимого человека или хотя бы технически допустимого участника процесса, оформить правовую основу рождения и воспитания. Да мало ли чего ещё надо, какого изобилия разных задач в обыденной-то модели! А в научной модели – нужны две, лучше проверенно здоровые, половые клетки (неважно, как и откуда взятые!) в системе, пригодной для последующего развития результата их слияния. Боже, как цинично! Лучше уж обыденно поэмоционировать, на протяжении остальной жизни неся крест героизма по поводу возможных неудач. Ох, уж эта наука (про неё – тоже в отдельной книге)! Вот такой реальный пример можно привести по поводу моделей действительности.
Итак, понятие «мышление» мы определили. Да и как оно происходит – тоже на контурном уровне описали. Но давайте всё же чётко определим, что представляет собой единичный акт мышления. Не «домыслительных процессов», а именно мышления. И то, и другое, а также их соотношение детально рассмотрены в книге выдающегося советского и американского психолога Льва Марковича Веккера «Психика и реальность. Единая теория психических процессов». Так вот, акт мышления есть мысль – системно организованная совокупность сигналов, последовательно обрабатываемых мозгом в его нейронных сетях, посредством обратной связи поставленная в соответствие с действительностью.
Любое мышление модельно. Мы мыслим моделями. При обыденном мышлении обыденными моделями информация, привнесённая в мозг рецепторами и извлечённая из хранилищ памяти, сливается в непрерывный поток мыслей, хаотичный и неожиданный в своих завихрениях. Мы называем его «потоком сознания». Для того, чтобы реагировать на сложные ситуации, надо хоть в какой-то степени осознанно «остановить» нужную мысль и препарировать её, сделав из обыденной научную. В прямом смысле остановить мысль, конечно, нельзя. Что это такое на самом деле, рассмотрим дальше в этой книге.
Здесь надо сделать одно замечание. Тот же Лев Маркович Веккер сформулировал чрезвычайно важный принцип: нельзя одновременно рассматривать структуру и механизмы деятельности отделов мозга, связанных с мышлением, и содержательную деятельность мозга. Мы постоянно сталкиваемся с модными рассуждениями о «нейронных сетях». Нейроны – это материальные элементы структуры мозга, обеспечивающие его операции по обработке поступивших от рецепторов сигналов. Нейроны образуют чрезвычайно сложную систему, обладающую невероятными информационной ёмкостью и быстродействием. «Нейронные сети» – это способ математического описания такой системы и обработки информации в ней. Короче говоря, на практически реализованную математическую модель нейронных сетей можно «посадить» содержание мышления не вполне трезвой торговки семечками на базаре с её не вполне организованными (уж подавно – понятийно!) целями, проблемами и задачами. Будет ли это искусственным интеллектом? Вряд ли. Лучше «посадить» на эти сети содержание научного мышления. Но для этого надо разобраться, как оно устроено и что такое интеллект. Вот и будем разбираться.
А до настоящего искусственного интеллекта пока что дальше, чем до такой близкой Луны.
Мышление продуктивное | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ (стадии)
Мышление продуктивное (стадии) (англ. productive thinking) — синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, — это задача познать самого себя. «Я не уверен, — сказал А. Эйнштейн выдающемуся психологу М. Вертгеймеру, — можно ли действительно понять чудо мышления. Вы, несомненно, правы, пытаясь добиться более глубокого понимания того, что происходит в процессе мышления…» (Продуктивное мышление. — М., 1987, с.262).
Мышление сродни искусству, чудо которого также сопротивляется пониманию и познанию. В парадоксальной форме нечто подобное выразил Н. Бор. На вопрос «можно ли понять атом?» Бор ответил, что, пожалуй, можно, но сначала мы должны узнать, что означает Слово «понимание». Великим ученым в большей степени, чем простым смертным, свойственно удивление перед Великим и сознание скромности своих сил. Склонялся перед чудом мышления и М. Мамардашвили: «Мышление требует почти сверхчеловеческого усилия, оно не дано человеку от природы; оно только может состояться — как своего рода пробуждение или пра-воспоминание — в силовом поле между человеком и символом». Несмотря на сомнения, Эйнштейн не только сочувствовал, но и содействовал Вертгеймеру в познании Мышление продуктивное и, начиная с 1916г., часами рассказывал ему о драматических событиях, которые завершились созданием теории относительности. Психолог представил «титанический процесс мышления» как драму в 10 актах. Ее «участниками» были: зарождение проблемы; стойкая направленность на ее решение; понимание и непонимание, вызывавшее подавленное состояние, вплоть до отчаяния; находки, гипотезы, их мысленное проигрывание; выявление противоречий и поиски путей их преодоления.
Рассмотрим собирательный образ мыслительного творческого процесса, т. е. представление о его основных стадиях.
- Возникновение темы. На этой стадии возникает чувство необходимости начать работу, чувство направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы.
- Восприятие темы, анализ ситуации, осознание проблемы. На этой стадии создается интегральный целостный образ проблемной ситуации, образ того, что есть и предощущение будущего целого. Говоря современным языком, создается образно-концептуальная или знаково-символическая модель, адекватная той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы. Модель служит материалом («интеллигибельной материей»), в которой отыскивается ведущее противоречие, конфликт, т. е. происходит кристаллизация проблемы, подлежащей решению.
- На 3-й стадии осуществляется (часто мучительная) работа над решением проблемы. Она представляет собой причудливую смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий: проблема не отпускает. Возникает ощущение, что не проблема во мне, а я в проблеме. Она меня захватила. Результатом такой предваряющей решение работы м. б. не только создание, проверка и отвержение гипотез, но также и создание специальных средств для решения проблемы. Примером могут служить усилия в визуализации проблемы, создание новых вариантов образно-концептуальной модели проблемной ситуации.
- Возникновение идеи (эйдоса) решения (инсайт). На решающее значение этой стадии имеется бесчисленное множество указаний, но сколько-нибудь содержательные описания отсутствуют и ее природа остается неясной.
- Исполнительная, по сути, техническая стадия, не требующая особых пояснений. Она часто весьма трудоемка, когда для решения нет соответствующего аппарата. Как указывал И. Ньютон, когда задача понята, приведена к известному типу, применение определенной формулы не требует труда. Это делает за нас математика.
Выделенные стадии весьма условны, но подобные описания интересны тем, что в них как бы естественно перемежаются размышление, визуализация (воображение), рутинная работа, интуитивные акты и т.д. ; все это сцеплено направленностью на решение проблемы, ее конкретизацию.
Приведенное аналитическое описание можно дополнить синтетическим. Гете видел в познании и мышлении «бездны чаяния, ясное созерцание данного, математическую глубину, физическую точность, высоту разума, глубину рассудка, подвижную стремительность фантазии, радостную любовь к чувственному». Попробуем на секунду представить себе, что всем этим Гете обязан школьному обучению, и тут же возникает вопрос, какой коллектив педагогов мог бы обеспечить подобное воспитание и развитие мышления? Столь же трудно представить себе ученого, который бы взялся изучать работу такого невероятного оркестра, каким было мышление великого поэта, мыслителя, ученого. Каждый исследователь мышления выбирает для изучения к.-л. один инструмент, неминуемо утрачивая целое. В этом нет большой беды до тех пор, пока исследователь не навязывает изученный им инструмент в качестве единственного или главного, напр., системе образования. (В.П. Зинченко)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Мышление продуктивное
Модель продуктивного мышления Херсона — Revolution Learning and Development Ltd
Приблизительное время прочтения: 2 мин.
История вопроса
Модель продуктивного мышления Херсона — разработанная канадским писателем Тимом Херсоном структурированный подход к решению проблем или генерированию творческих идей. Он поощряет использование структурированной структуры для решения проблем и проблем и был опубликован в его книге «Думай лучше».
Творческий подход к решению проблем позволит вам понять проблемы, связанные с проблемами, и поможет вам найти наилучшее решение.
Как вам может помочь модель продуктивного мышления Херсона?
Модель продуктивного мышления Херсона может помочь вам проявить творческий подход к решению проблем. Это структура (а не метод), в которой используется ряд других техник, таких как мозговой штурм или латеральное мышление, и они применяются на разных этапах процесса.
Модель продуктивного мышления Херсона может использоваться отдельными лицами, командами, предприятиями или всеми, кому необходимо творчески решать проблемы.
6 шагов модели продуктивного мышления Херсона
Модель состоит из 6 шагов или представляет собой шестиступенчатую структуру, которой необходимо следовать. Шесть шагов модели продуктивного мышления Херсона:
- Что происходит?
- Что такое успех?
- Что за вопрос?
- Генерация ответов
- Разработка решения
- Согласование ресурсов
Сначала вам нужно понять, с какой проблемой вы хотите справиться. Это может быть как одна проблема, так и несколько разных. Вы можете использовать здесь мозговой штурм, чтобы определить длинный список проблем , если вам это нужно. Задайте такие вопросы, как:
- Какие/мои основные проблемы?
- Какое влияние это оказывает?
- В чем суть проблемы?
- Кто вовлечен или является причиной проблемы?
- Как выглядит добро?
Здесь вы четко определяете, что получилось или стало лучше. Это рисует яркую картину того, как будет выглядеть успех, если проблема будет решена. Вы можете использовать модель, описанную в книге Херсона «Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению» под названием DRIVE: 9.0004
- D o – Что вы хотите, чтобы решение проблемы делало?
- R Ограничения – Чего не должно делать решение
- I Инвестиции – Что вам может помочь, сколько вы можете инвестировать (время и деньги)
- V Значения – Какие ценности должно поддерживать решение /respect
- E Основные результаты – Как вы будете измерять успех решения
На этом этапе вы начинаете рассматривать целый ряд вопросов, ответы на которые могут решить проблему. Сцена формулирует вызов, превращая его в вопрос. Для этого просмотрите информацию, которую вы собрали, а затем подумайте о вопросах, на которые нужно будет ответить, чтобы достичь цели. Вы открываете такие вопросы, как «Как».
Например, вашей целью может быть увеличение продаж. Ваши вопросы могут быть такими: «Как мы можем увеличить продажи?», «Как мы можем найти больше возможностей для увеличения продаж?» или «Как мы можем увеличить нашу клиентскую базу, чтобы создать больше возможностей для продаж?»
Генерация ответовСледующим логическим шагом будет поиск ответов на заданные вами вопросы. Например, вы можете использовать мозговой штурм, чтобы получить множество ответов на каждый из поставленных вопросов.
Создать решениеКак только у вас будет много ответов, вы можете начать думать о лучших ответах. Используйте что-то вроде таблицы принятия решений, чтобы помочь здесь. Получив лучший ответ, развивайте его дальше. Детализируйте детали ответа и начните думать о том, как его потенциально можно получить. Начните перечислять шаги, необходимые для достижения успеха.
Согласование ресурсовЗдесь вы начинаете строить план для достижения результата. Вам нужно начать думать о ресурсах, необходимых для достижения результата. Используйте такой инструмент, как план действий или план проекта, чтобы составить свой план.
Дальнейшее обучение
Мы надеемся, что вы найдете эту структуру полезной для решения проблем в будущем. Если вы хотите узнать больше, взгляните на наш учебный курс по критическому мышлению и решению проблем, где мы более подробно рассмотрим модель продуктивного мышления Херсона.
Была ли эта статья полезной?
Нравиться 3 Не нравится 0
Просмотров: 1263
Применение модели продуктивного мышления Херсона
Одним из самых приятных аспектов цифровой эпохи является доступ к огромному количеству информации.
Для самоучек это как быть ребенком в кондитерской. Крупицы мудрости и коробки с разнообразными знаниями сложены высоко, ожидая, пока мы сделаем выбор.
С таким большим выбором, как вы вообще могли выбрать?
Будь вы ребенком, выбирающим конфеты, или начинающим предпринимателем, принимающим важные решения, ваш образ мышления влияет на ваш выбор .
Ментальные модели необходимы для мудрого мышления и принятия правильных решений — не только для выбора конфет, но и для решения проблем и поиска возможностей. Это потому, что каждый из нас использует ментальные модели для организации своего мышления. Хотя некоторые из этих 90 132 ментальных моделей действуют подсознательно, другие можно сознательно использовать для улучшения навыков мышления.
Эта статья познакомит вас с популярной методологией под названием «Модель продуктивного мышления». Эта ментальная структура предлагает структурированный подход к решению проблем или генерированию творческих идей. Давайте взглянем.
О модели продуктивного мышления
В своей книге «Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению» Тим Херсон представляет простую в освоении и простую методологию, помогающую читателям мыслить более творчески и планировать более эффективно. Его модель объединяет десятилетия исследований и методов разных людей и организаций в структуру, которую он называет моделью продуктивного мышления.
Критическое и творческое мышление
Чтобы понять, как эффективно использовать модель продуктивного мышления, нам необходимо понять теорию мышления Херсона. По словам Херсона, продуктивное мышление включает в себя два различных процесса — творческое мышление и критическое мышление.
Критическое мышление:
- Аналитическое
- Оценочное
- Избирательное
Напротив, творческое мышление это:
- Генерирующее
- Непредвзятый
- Экспансивный
Продуктивное мышление должно быть постоянным чередованием творческого мышления и критического мышления . Мы склонны сочетать эти два типа мышления одновременно, но это может помешать процессу. Херсон подчеркивает, что их следует держать отдельно, чтобы получить максимальную отдачу от каждого способа мышления.
Методы мышления
Модель продуктивного мышления направлена на методичное прохождение каждого шага, задавая критические вопросы и используя методы творческого мышления. Херсон представляет различные подходы, которые мы можем использовать для генерации более продуктивных идей. Вот некоторые из них:
- Оставайтесь с вопросом: Мы обычно прекращаем задавать вопросы, когда думаем, что знаем ответ, но это только ограничивает наше мышление. Решайте проблемы — продолжайте задавать вопросы, выходящие за рамки очевидного ответа. Чтобы оставаться с вопросом, нужно смириться с неопределенностью и открыть разум новым идеям.
- Стремитесь к «третьей трети»: По словам Херстона, идеи, генерируемые в течение первой трети мозгового штурма, обычно посредственны. Отбросьте легкие идеи, а во второй трети задайте «еще» вопросы (что еще, кто еще), чтобы стимулировать свое творческое мышление. Мы обычно придумываем лучшие идеи в третьей трети.
- Количество важнее качества: Вам нужен мозговой штурм, а не мозговой штурм. Самый простой способ улучшить свои мыслительные способности — генерировать больше идей. Такие упражнения, как работа в аэродинамической трубе (быстрое придумывание как можно большего количества идей за определенный период времени), позволяют выйти за рамки очевидного и развить собственные творческие идеи.
Объединяя эти методы с систематическим планом действий, модель продуктивного мышления может создавать бесконечные творческие решения. По мере прохождения каждого шага процесса систематизируйте свои идеи , чтобы помочь вам сосредоточиться и добиться прогресса.
Погрузитесь в процесс обучения, пробудите идеи и найдите свой идеальный поток
ABLE — это универсальное приложение нового уровня для получения знаний и повышения производительности для энергичных учащихся и любознательных умов.
Подробнее
План действий из 6 шагов
Модель продуктивного мышления — это многоэтапный процесс решения проблем, сочетающий творческое мышление со структурированным подходом. Методология делает упор на использование различных методов и определение вопросов на каждом этапе, что приводит к практическому, прямому процессу мышления, который приводит к инновационным решениям.
Вот как это работает.
Шаг 1: Спросите: «Что происходит?»
Первый шаг Модель продуктивного мышления Херсона начинается с выявления проблемы. Полное понимание проблемы — первый шаг к поиску наилучшего решения.
Чтобы изучить проблему, ответьте на следующие вопросы:
Что за зуд?
Опишите проблему. Составьте список всех возможных проблем, которые необходимо решить или улучшить, а затем выберите ту, которая лучше всего описывает ситуацию.
Какое влияние?
Подумайте, как эта проблема влияет на вас. Подумайте о том, что это значит для вас и что вас беспокоит, а затем определите свои главные приоритеты.
Что за информация?
Рассмотрите имеющуюся у вас информацию о проблеме. Посмотрите на его причины, последствия, предположения и ограничения. Затем отсортируйте свой список и решите, какие из них наиболее важны для вас.
Кто замешан?
Кто является вовлеченными сторонами и как они влияют друг на друга? Во-первых, посмотрите на заинтересованные стороны и на то, что они могут выиграть или потерять. Затем выберите наиболее важные факторы на основе общей значимости.
Что за видение?
В качестве последнего шага сосредоточьтесь на своей конечной цели, или «Нацели на будущее». Как выглядит будущее, если вы решите свою проблему? Во-первых, перечислите все возможные целевые фьючерсы и выберите тот, который лучше всего соответствует вашим потребностям. Затем напишите заявление «Цель будущего», которое поможет вам визуализировать желаемый результат.
Наличие пяти вопросов только для первого шага может показаться чрезмерным, но не торопитесь. Вы закладываете основу для творческого решения проблем и потенциальных решений.
Шаг 2: Спросите: «Что такое успех?»
Следующим шагом будет определение критериев успеха, которые вы будете использовать для оценки своих решений. Используйте свое заявление «Цель будущего», чтобы создать привлекательное видение, которое вдохновляет и мотивирует вас.
Упражнение DRIVE может помочь вам разработать список критериев успеха. Рассмотрим ответы на следующие вопросы:
- D – Сделать: Что должно достичь возможное решение?
- Ч – Ограничения: Чего следует избегать?
- I – Инвестиции: Сколько времени и денег вы можете выделить?
- V – Значения: Есть ли какие-то ценности, которых вам нужно придерживаться?
- E – Основные результаты: Каковы ваши цели?
Шаг 3: Спросите: «В чем вопрос?»
На этом этапе вы сформулируете вопросы, которые помогут вам достичь Целевого будущего. Превратите формулировки проблем, которые вы перечислили ранее, в вопросы, чтобы облегчить ваше мышление.
Херсон предлагает задуматься над вопросами с точки зрения «Как я могу или как можем мы?» Например, если ваша постановка проблемы звучала так: «У меня недостаточно времени, чтобы закончить этот проект», ваш вопрос может звучать так: «Как я могу получить больше времени?» или «Как мы можем изменить спецификации, чтобы это требовало меньше времени?»
Используйте свои мыслительные способности, чтобы составить список вопросов, затем выберите два, которые являются ключевыми для решения проблемы. Обратите внимание на те, которые кажутся вам наиболее неудобными. Обычно они имеют самый значительный потенциал для изменений.
Шаг 4: Генерация ответов
Здесь происходит этап генерации идей модели продуктивного мышления. Дайте волю своей творческой стороне и придумайте как можно больше решений стратегических вопросов, которые вы выбрали на третьем шаге. Генерируйте как можно больше идей, используя навыки творческого мышления, упомянутые ранее.
Помните — идите на мозговой штурм, а не на моросящий мозг. Задавайте «еще» вопросы, будьте диковинными и копайте глубже. Не экономьте на этом шаге. Здесь вы можете отбросить скучные или неудачные идеи, чтобы найти хорошие вещи.
Когда у вас появится много идей, выберите наиболее многообещающие из них для дальнейшего развития. Имейте в виду, что это не полностью разработанные идеи, а скорее самые интригующие, которые вы хотите подробно изучить.
Попробуйте Упражнение C5 , чтобы помочь:
- Отбраковка: Удалите глупые, сумасшедшие идеи.
- Кластер: Расположите похожие элементы группами по пять или меньше.
- Объединить: Соединить очень похожие вещи.
- Уточнение: Назначьте каждому набору или группе собственную метку, описывающую их назначение.
- Выберите своих лучших идей из кластеров. Убедитесь, что они соответствуют вашим критериям успеха, и доверяйте своей интуиции.
Шаг 5. Подготовьте решение
Пристальный взгляд на основные идеи — это следующий шаг к поиску наилучшего решения. Это включает в себя два шага.
Сначала определите, какие идеи лучше всего соответствуют вашим критериям успеха. Если вам нужно уменьшить критерии для этого шага, сосредоточьтесь на наиболее важных аспектах. Затем выберите концепцию, наиболее перспективную для потенциального решения.
Используя эту концепцию, разработайте надежное решение. Определите стратегию или набор решений, которые соответствуют вашим критериям успеха и дают четкий ответ на проблему.
Шаг 6. Согласование ресурсов
Последний шаг — создание плана реализации вашего решения. Определите свои задачи и шаги, необходимые для их выполнения, затем определите их приоритетность и установите крайний срок . Составление плана поможет вам визуализировать свой будущий успех и начать делать шаги к нему.
Действуйте и будьте продуктивными
С помощью модели продуктивного мышления Херсона каждый может укрепить свои мыслительные способности, применяя простую пошаговую методику.