На рисунках художник изобразил потребности человека которые по маслоу: Теория человеческих потребностей Маслоу (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ АБРАХАМА МАСЛОУ) [Курсовая №12399]

Содержание

Рай в голове — Такие дела

  • Сохранение наследия и исторической памяти
  • Случаи
  • Портреты
  • 06. 01. 2021

Художник Илья Лиханов доехал из крошечного дальневосточного села до самого Петербурга, чтобы достичь мастерства — и вернулся домой, потому что хотелось тишины и покоя.

Много лет он собирается бросить живопись, но картины все равно будто сами его находят. И хотя художник говорит, что так ничему и не научился, его работы давно выставляются в главных музеях региона

Художника Илью Лиханова из национального нанайского села Сикачи-Алян в дальневосточных СМИ называют амурским Гогеном или амурским Ван Гогом. 

Редактор хабаровского журнала «Словесница искусств» Елена Глебова написала о Лиханове первую статью еще двадцать лет назад. Она уверена, что с великим художником Лиханова роднит поиск чистоты красок: «Он может об этом думать ночами, неделями. Ван Гог, если почитать письма к Тео, он тоже об этом размышлял, добивался звучания цвета».

Хабаровский искусствовед Людмила Козлова называет художника не импрессионистом, а скорее «романтическим экспрессионистом», и сравнивает его работы с картинами Марианны Веревкиной, Алексея Явленского и Василия Кандинского. «Сначала ты недоумеваешь <…>, когда приезжаешь в нанайское село и видишь такой выплеск энергии европейской, кусочек эпохи модерна в селе, название которого ни в Москве, ни в Питере не знают».

«Жил бы в Париже»

Совсем без туристов село Сикачи-Алян осталось только из-за эпидемии коронавируса. Обычно летом в национальное поселение в пятидесяти километрах от Хабаровска тянутся группы отдыхающих из города и отчаянные иностранцы, путешествующие по Транссибу. Местные предприниматели кормят их традиционной едой — талой, ухой, рыбными пельменями, показывают обряды очищения, возят к главной достопримечательности этих мест — петроглифам. Наскальные изображения людей, животных и птиц выдолбили на базальтовых валунах прежние обитатели Амура. Самые старые были сделаны примерно 15 тысяч лет назад. Самые новые — в Средние века.

«Рассвет», 2018. Холст, акрил. 83,8 х 60,0 см

Фото: рисунок Ильи Лиханова

Чтобы увидеть петроглифы, нужно спуститься к берегу. Сам Сикачи-Алян на вид не отличается от многих других российских сел. Разве что на центральной площади стоит большое здание, отделанное желтым сайдингом, — социально-культурный центр, где расположены и администрация, и школа, и детский сад, а еще клуб и музей. На улице никого, кроме работников центра, красящих перила, и пожилой женщины, курящей в теньке.

Женщина представляется Тамарой Гавриловной и выносит ящик заготовленных для туристов сувениров. Больше всего внутри оказывается деревянных амулетов «от болезней суставов». Почему именно таких, Тамара Гавриловна не знает: что племянники вырезали, то и продает. 

На вопрос, знакома ли женщина с местным художником Ильей Лихановым, отвечает: 

На берегу Амура, неподалеку от петроглифов, передо мной внезапно вырастает один из героев лихановских картин — Валентин-грибник, пожилой нанаец с ссадиной на лице. Говорит неразборчиво, предлагает «подосиновики недорого».

Портрет этого грибника хранится в Дальневосточном художественном музее. Сотрудники музея часто заглядывают к Лиханову в поиске новых работ и переживают, не продал ли кому-то или не подарил очередную картину. 

«Я просто случайно»

Илья Дмитриевич Лиханов, хоть и житель нанайской деревни, сам эвенк. Эвенки живут ближе к северу Хабаровского края и традиционно занимаются оленеводством и охотой. Лиханов тоже родился в семье охотников, стал восьмым ребенком. Родители вечно пропадали в тайге, возвращаясь только на Новый год или летом «затариться продуктами», поэтому в детстве Илья жил в интернате. Когда мальчику было тринадцать, отец и мать замерзли на охоте — и его отправили в Комсомольск в детский дом. 

«Лилии», 2018. Холст, масло. 79,0 х 70,0 смФото: рисунок Ильи Лиханова

«Живописью эвенки не занимались. Они испокон веков занимались вырезанием, шитьем, оленеводством. Это не мое. Я просто случайно на эту стезю попал», — говорит художник.

Его мастерская находится в том же здании социально-культурного центра, только заходить нужно со двора. В просторной комнате распахнуты все окна — так в духоте амурского лета быстрее сохнет краска на холстах. Стены увешаны набросками и картинами вперемешку с детскими рисунками. Когда мы заходим внутрь, Илья Дмитриевич говорит: «Это моя внучка Регина рисует». 

В сентябре художнику исполнилось шестьдесят. Копна седых волос, усы щеткой. В спортивных брюках, серой майке и резиновых шлепанцах поверх теплых носков. Только вернулся с огорода: жена сломала ногу, поэтому, прежде чем идти в мастерскую, Лиханов по утрам выпалывает траву на грядках. 

Илья Дмитриевич достает папку с самыми старыми сохранившимися рисунками двадцати- и сорокалетней давности, еще не на холстах, а на бумаге или даже на страницах из журналов и обоях. Рыбьи головы, портреты давно умерших односельчан, птицы, натюрморты, чаще сделанные карандашами. Три рисунка раздавленной лягушки, которую Лиханов увидел на дороге. Портрет заблудившегося мужчины с длинной черной бородой, который как-то вышел в Сикачи-Алян из леса.

«Я тренируюсь и тренируюсь, чтобы стать художником. Не получается, — говорит Илья Дмитриевич. — Я прошел такой процесс, чтобы научиться, а не научился самому простому — выражать. Потому что это все мешает: правила, правила. В профессионале чувствуются правила: распределение краски по тону, по цвету. До такой степени надо вжиться в них, чтобы они стали естественными. Тогда художник начинает творить».

Комсомольск — Ленинград — Сикачи-Алян

— А вы в возрасте Регины уже рисовали не так, как другие дети?

— Ой не! — Лиханов смеется. — Я рисовать начал поздно.

В художественную школу подростка отправили, когда он был в детском доме, но мальчик быстро оттуда ушел. Ему выдали большую упаковку ленинградских красок, но соседи истратили их на разукрашивание окон к Новому году. Стало стыдно, и на занятия он так и не вернулся.

«Майя», 2019. Бумага, акрил, пастель. 59,0 х 52,0 смФото: рисунок Ильи Лиханова

После детского дома Илья поступил в училище при авиационном заводе на слесаря-клепальщика. Там он выиграл конкурс стенгазет, за что получил набор инструментов «с кусачками и напильниками» и приглашение в вечернюю художественную школу. 

Понравилось ли ему рисовать именно там? «Да черт его знает», — отвечает Лиханов. Но «рисовал он упорно». Учился строить фигуры, чертил бесконечные квадратики, узнал, что такое живопись.

И после окончания вечерней школы поступил на худграф Хабаровского педагогического института, а отучившись там два года, перевелся в Ленинград, в Институт имени Герцена. 

«Первое впечатление — расстояния большие. Это здесь хорошо: институт и общага рядом. Красиво, конечно, — вспоминает Лиханов. — Я везде полазил. Ходил и в Мухинку, и в Репинку, когда они выставляли свои работы».

В Петербурге Лиханов проучился три года, встретил там будущую жену. Татьяна Николаевна Качалова — хант, родилась в сибирской глубинке и до встречи с мужем не была знакома ни с одним художником. Татьяна училась в том же институте, что и Илья, на учителя русского языка и литературы.

«Он всегда сидел в стороночке и улыбался. Ненавязчивый человек был, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Когда познакомились, он рисовал все время. Если ехали в автобусе, брал карандаш. У него всегда с собой был блокнотик, он делал какие-то зарисовки всегда и везде».

Во время учебы Лиханову удалось съездить на две недели во Францию, где он выступал с народным ансамблем. Еще он вспоминает, как однажды его преподаватель договорился с педагогом из Института имени Репина, чтобы студент показал ему свои рисунки, а Илья опоздал на двадцать минут. Он и сегодня вечно опаздывает. 

Лиханов говорит, что поступать «в академию» не стал, потому что тянуло на родину, хотелось тишины и покоя. Тем более после окончания института он должен был отработать три года педагогом в поселке на Дальнем Востоке. А когда срок прошел, ехать обратно не захотел, к тому моменту в семье уже появилось двое сыновей. Сейчас у Ильи Дмитриевича и Татьяны Николаевны пятеро детей.

В Сикачи-Алян семья, тогда еще малочисленная, переехала случайно. Друг позвал Лиханова работать в местную школу учителем рисования и черчения. Там он проработал около десяти лет.

Бывшие ученики вспоминают Илью Дмитриевича как хорошего и доброго учителя, который всегда знал, как их занять, водил в походы. «В клубе старом висели картины его маленьких детей, бабушки, даже некоторых школьников рисовал. Помню, наша одногодка тоже была нарисована — на берегу, на камнях. Такие картины, которые мы не понимали, тоже висели», — рассказывает Анна Перменко, одна из бывших учениц Лиханова.

«Весенняя рыбалка», 2018. Холст, акрил. 99,0 х 100,0 смФото: рисунок Ильи Лиханова

Татьяна Николаевна говорит, что Илья Дмитриевич смог подготовить нескольких учеников для поступления на худграф, что для Сикачи-Аляна редкость. Рисовал по ночам, когда ни работа, ни семья не отвлекали. Часто писал своих спящих детей.

Сам Лиханов вспоминает, что, хоть ученики слушались, «планы и писанина» его утомляли и нужно было постоянно искать подработки: «Подрабатывал в кочегарке и на уроках спал. День не спишь, ночь не спишь, еще не спишь, потом еще надо планы писать… Двое суток не спишь. Раз — солнышко в окошко пригреет — и уснешь».

Когда начиналась путина, учитель рисования уезжал ловить рыбу, но однажды не вернулся вовремя к началу учебного года — и его уволили.  

«Смотрю в темноту и пишу»

Лиханов работает в своей мастерской каждый день, «без выходных и понедельников». Впереди выставка к его шестидесятилетию — открыть ее к юбилейной дате не получилось из-за пандемии.

Перед каждой крупной экспозицией художник волнуется — пять лет назад, накануне очередной выставки, у него случился микроинсульт. Тогда ему приходилось одновременно дописывать картины и разрабатывать отнявшуюся рабочую руку. 

«Начало всегда должно быть интенсивным, быстрым, а потом можно и подумать. Сначала впечатление хватаешь. Чем больше нахватался, тем лучше, — объясняет он. — Сначала пишешь интуитивно и потом обобщаешь: что главное, что не главное, что хочешь сказать, что надо выделить цветом. То есть выражаешь мысль. Хорошо попал — значит, сумел обобщить, главную мысль в цвете выразил. Только надо ненавязчиво. Она должна читаться между строчек».   

В мастерскую заходит Регина — девочка в шляпке и с сумочкой на длинном ремешке. Здоровается, сообщает, что бабушка пошла на работу, и по-хозяйски идет на диван заниматься своими делами.

Илья Дмитриевич часто пишет портреты единственной внучки. В углу комнаты как раз стоит картина с Региной, сидящей на поляне с одуванчиками. Девочка написана в нежно-сиреневых тонах в окружении, кажется, всех оттенков зеленого. Картина кажется законченной, но Лиханов говорит, что не может доделать ее пять лет. 

Регина и ее младший брат Заир живут у дедушки с бабушкой, пока их мать Екатерина работает. Катю — свою единственную дочь — когда она была маленькая, Лиханов любил писать больше всего. 

«Разлитая на холсте любовь», — описывает картины Лиханова того периода Людмила Козлова, замдиректора Дальневосточного художественного музея. «Это был отдельный мир его работ. Амурская Нефертити — Катя. С длинной шеей, красивым овалом лица».

«Портрет девочки Кати», 2004. Холст, масло. 60,0 х 40,5 смФото: рисунок Ильи Лиханова

Людмила Козлова называет художника редким для Дальнего Востока «живописцем в чистом виде», который даже о весенней распутице в Сикачи-Аляне пишет пейзажи со «снегом, рассыпающимся разноцветными самоцветами».  

«В работах Лиханова эти амурские места — это рай на земле. Только для этого нужно, чтобы рай был в голове. Очевидно, в голове у него именно такое райское состояние», — говорит Козлова.

Ольга Привалова, директор арт-галереи «Метаморфоза» из Комсомольска-на-Амуре, познакомилась и впервые побывала дома у Лиханова в начале двухтысячных. Тогда он писал еще у себя дома в маленькой комнате «два на три метра или даже меньше». 

«Ты заходишь в эту каморку — а перед тобой картина, и вся комнатка просто сияет от нее. Мы даже растерялись, и я ему говорю: “Илья, это такой сюжет! А где ты это взял?” Он говорит: “Отсюда”. Говорит: “Я и ночью пишу. Смотрю в темноту и пишу. Беру сюжет из маленького оконца. Сюда смотрю и пишу”. Для нас вокруг проселочная дорога, какие-то кусты, лежат старые деревья изогнутые, а на картине это другое. Это сказка природы, красота, сияет, переливается всем цветом».

Картины все равно получаются

Татьяна Николаевна работала в школе учителем национальной культуры и дальневосточной литературы до тех пор, пока сотрудникам не начали задерживать зарплаты. Выручали огород и рыбалка, но в итоге женщине пришлось пойти торговать на хабаровский рынок бытовой химией и хозтоварами. Она несколько лет жила в городе и ездила домой, только когда выдавались выходные. «Это для меня прям каторга была, тяжело было. Я сейчас стараюсь рынок стороной обходить».

Жена Лиханова вспоминает, что, в каких бы условиях они ни жили, «картины у Ильи Дмитриевича получались все равно. Испытанные трудностями, что ли?»

«Весна. Дорога», 2019. Холст, масло. 115,0 х 120,0 смФото: рисунок Ильи Лиханова

После ухода из школы Илья Лиханов продолжил подрабатывать, но большую часть времени тратил уже на работу художника. К началу двухтысячных он стал известен в творческих кругах Дальнего Востока. Младший сын Лиханова Максим вспоминает, что, когда мать работала в Хабаровске, а старшие братья уехали из поселка, они с сестрой жили втроем с отцом в Сикачи-Аляне. 

Максим, хоть и был младшим братом, считался в семье самым серьезным. «Все финансовые дела вел, все деньги были у меня. Я распоряжался ими лет с десяти и пока не уехал уже в свою собственную жизнь, — рассказывает он. — Когда у отца покупки картин были, заработки разные, он отдавал мне деньги».

Бывало, на выставках удавалось выручить хорошие деньги. Но чаще Максиму казалось, что отец продает свои работы слишком дешево, — мог отдать за пять тысяч. 

«Он человек добрый. Говорит, что не любит продавать свой дар, и свои картины в принципе не ценит. Если кто-то что-то заказывает, он очень долго делает, потому что не любит такое», — рассказывает дочь Ильи Екатерина Лиханова, та самая амурская Нефертити.

Катя в детстве хвостиком следовала за отцом. Любила смотреть, как он работает, хотя и ничего в этом не понимала: «Мне было главное, чтобы папа был рядом». Позировать для картин ей не нравилось — ребенку это казалось скучным, но зато она радовалась, когда картины с ней раскупали и увозили гости из Японии, Канады, Кореи. 

«Классе в седьмом я сама посетила папину выставку и сделала фото возле каждого своего портрета. Тогда я поняла, что папа художник».

Иногда они с младшим братом и папой втроем залезали на крышу дома и ночью смотрели на небо.

«Отец все правильно делал. Отдал себя творчеству», — говорит Максим.

Но самому художнику сегодня кажется, что он был плохим родителем. «Ни у одного ребенка нету нормального образования — значит, плохой», — объясняет Лиханов. Его старшие сыновья работают строителями, Катя — продавщицей, и только Максим уехал в Сочи и стал шеф-поваром в ресторане.

Лиханов говорит, что много раз пытался бросить писать картины. Еще двадцать семь лет назад, в самом начале жизни в Сикачи-Аляне, он сжег все свои работы и альбомы с репродукциями, которые привез из Ленинграда. В печку отправилось даже немецкое издание о Жане Огюсте Доминике Энгре, в очереди за которым в Ленинграде он отстоял несколько часов. 

«Просто был молодой дурачок. Книги тащил через весь Союз. Может, время было такое, девяностые годы. Тяжело всем было, а рисовать — это накладно. Много раз думал: зачем это народу надо, кому это надо».  

Лиханов говорит, что не писал почти лет десять. Вместо этого делал статуэтки и посуду с национальными узорами, помогал оформлять местный музей и турбазу неподалеку от поселка. Если свои картины он называет только «рисованием», то здесь говорит определенно — это было «искусством». Возможно, он достиг результатов быстрее, потому что по национальности эвенк и резьба по дереву у него в крови.  

«Но может, это я просто так думаю и вам мозги пудрю. В мире ни о чем нельзя сказать определенно», — улыбается Лиханов. 

В конце концов он все равно вернулся к живописи.

«Я все отказываюсь от этого всего, а оно ко мне возвращается».

Что-то есть

Много лет назад Илья Лиханов уехал в Сикачи-Алян в поисках тишины. Но теперь она ему надоела. Сейчас Илья Дмитриевич ждет переезда в новую мастерскую в городе, которую ему выделили в хабаровском отделении Союза художников. Часть друзей рада за него, а часть опасается, что перемена места плохо скажется на картинах. Вдруг в городе он уже не будет писать так же хорошо?

«Детство», 2015. Холст, масло. 92,5 х 76,5 смФото: рисунок Ильи Лиханова

— Я думаю, созрею еще немножко, поднаторею, — смеется художник. — В городишке дело быстрее бы пошло. Надо же сообщаться с коллегами. Они же ребята шустрые — молодежь, они больше знают. Вот у них и поучусь.

Я спрашиваю, что не так с портретом Регины, маячащим в углу весь наш разговор.

— Да все в ней не то, все надо переделывать. — Художник выносит картину в центр мастерской. — Не могу найти адекватное душевное состояние, чтобы написать. Все приблизительно. Около ходишь, а наткнешься на то состояние, когда «Вот оно!» — и я закончу быстро. Я бы много работ написал, просто я хочу найти адекватное решение к каждой работе, а так, чтобы просто писать, это неинтересно. Если просто так писать, каждая будет напоминать предыдущую, а каждый день не похож на предыдущий.

Чтобы показать картины, в которых «что-то уже есть», Лиханов пытается выставить их под электрический свет — солнце пока его все равно перебивает. Ставит на мольберт картину с огромным розовым цветком. Включает лампочку. 

— Красный, он начинает гореть. Видно? Когда свет электрический включаешь, он начинает светиться.

Охота на ниндзя — Такие дела

Последние семь лет Максим Смольников превращает Хабаровск в «книжку с картинками». В городе больше сотни его работ под псевдонимом Xadad — с героическими людьми в масках, которые в разные времена и в разных странах борются «за свободу и справедливость». Часто художник рисовал в защиту политзаключенных, а сегодня он сам один из обвиняемых в оправдании терроризма из-за поста в соцсетях

Текст написан в соавторстве с Викторией Микишей

Июль 2021 года. Хабаровск.

Свернуть за угол у СИЗО. Пройти мимо автостоянки, где живет вечно лающий из гаражей пес — в этот раз он молчит, занят чем-то наверху. Потом во двор — и вы у цели, у одинокой бетонной плиты с нарисованным человечком в доспехах. С носа корабля он то ли грозит топором, то ли указывает путь вперед. Лицо наполовину скрыто за шлемом.  

«Мне кажется, это викинг, — размышляет Анастасия Ясенецкая. — Может, можно и с нашими первопроходцами ассоциировать, например с Ерофеем Хабаровым».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Коростылева Мария (@1209ri)

Внизу подпись: «Хадад».

Анастасия — журналистка, в свободное время пишет и выкладывает в сеть стимпанк-фэнтези-романы, которые сама и иллюстрирует. Четыре года назад она увидела героев с закрытыми лицами, похожих на ниндзя, на гаражах у автовокзала: один играл на трубе, другой голосовал на дороге, еще несколько вели археологические раскопки. Настя подумала, что все они могут быть частью единого сюжета, и начала искать их по всему Хабаровску. В инстаграм-аккаунте Xadad появлялись новые работы — и Настя отправлялась прочесывать закоулки.

«Таких людей много. Даже есть в инстаграме у меня знакомая пенсионерка, она бабушка уже. Она тоже собирает эти картинки и всякие. Это же готовый квест по Хабаровску!» — говорит Ясенецкая.

Позже оказалось, что это не одна история, а картины из разных времен, часто вдохновленные реальными событиями. Революционер в папахе стоит возле трона. Испанские партизаны сидят в укрытии — Анастасия поняла, кто это, по черно-красным головным уборам с кисточками. Еретик горит в костре на фоне храмов. Для тех, кому непонятен смысл, автор писал в инстаграме хештеги: #сожжение, #казнь, #инквизиция.

Обычно Хадад выкладывает сторис о том, что где-то рисует, с реакциями прохожих на происходящее. Так однажды Анастасия смогла познакомиться с художником вживую и расспросить, где же находятся рисунки, которые она никак не может найти. Художник на самом деле оказался Максимом. Они переписывались, Настя покупала у Хадада/Максима мерч…

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Волшебница, а не психолог ^_^ (@fire_willowherb)

А седьмого июля этого года побывала на суде о продлении его заключения в СИЗО. Изолятор как раз примерно в 300 метрах от места, где мы смотрим на его работу.

Детство в деревне

На пустыре посреди села Мариинский Рейд Ульчского района Хабаровского края стоит кирпичная стена бывшего Дома культуры. В прошлом веке ДК был центром поселковой жизни, там показывали кино и устраивали дискотеки. По соседству были школа, столовая, гостиница, библиотека, книжный магазин и швейная мастерская, вокруг стояли жилые дома. В конце 90-х все, кроме школы и домов, закрылось, здания люди разломали и растащили. ДК сгорел, и от него осталась только стена бывшей кинобудки.

В июле 2016-го в поселке стояла сорокаградусная жара. Уличный художник Максим Смольников приехал на лето к родителям и взялся за дело — притащил к кирпичной стене бывшего ДК лестницу, несколько дней приходил с банками красок и баллончиками и рисовал. Получилась огромная, ярких цветов рыба осетр. Эта рыба — почти что символ Нижнего Амура, где ее начали вылавливать еще до революции, пока в 80-х не ввели окончательный запрет из-за того, что осетров в реке почти не осталось. Рисунок до сих пор там, и все жители знают, что его автор — сын их соседей Смольниковых.

Мама Максима, Татьяна Смольникова, выросла в семье без отца, с двумя братьями. Окончила училище и пошла работать в швейную мастерскую. Трудилась там до рождения второй дочери в 1992 году, а потом мастерскую закрыли, и Татьяна осталась дома — с детьми и хозяйством. Отец Максима, Федор, после школы прошел только шоферские курсы и пошел в леспромхоз возить лес. Потом с товарищами организовали небольшое подсобное хозяйство: брали телят на доращивание и косили сено. Но сейчас дочери гордо называют папу фермером.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от xadad (@xadadbabax)

У Максима было настоящее «мальчишечье» деревенское детство и толпа друзей, а еще две младшие сестры Саша и Маша, за которыми он присматривал.  

Дом семьи Смольниковых недалеко от реки. Раньше на берегу стоял вросший в песок заброшенный корабль. С него дети прыгали в воду, купались в реке до самой ночи, пока взрослые не звали домой. Собирали металлолом, грузили его в тележку и сдавали. Вырученные деньги пригождались ближе к сентябрю, когда приходили суда из Японии. «Мы отдавали деньги родителям, чтобы нам ручки всякие купили и дневники. Не просто советское, а с парохода из Японии что-то красивое!» — рассказывает сестра художника Саша Смольникова.

Лет в тринадцать Максим увидел, как выкорчевывают деревья и бульдозером ровняют пятачок зелени между леспромхозовскими гаражами, где они с друзьями летом строили шалаш из досок. Внутрь натаскивали травы для мягкости, рядом на костре варили в консервных банках ворованную у соседей картошку. Это место было у Максима любимым. Но лесозаготовщики выбрали его для свалки леса, ожидающего отправки в Японию.

Максим прибежал домой, закрылся в комнате и плакал, но родителям не сказал ни слова. «Как всегда, молчком, скрытный, расстроился сильно», — вспоминает мама.

Древесину, сваленную на любимом месте, так никуда и не увезли. Испорченная короедом, она долго лежала на пустыре. Повзрослев, Смольников начнет рисовать работы, посвященные охране природы. В студенческие годы он станет вегетарианцем, — по словам его друга Дмитрия Личкина, из-за того, что увидит, как его отец застрелит собаку.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от фАкультет нЕнужных веЩей (@semen_sakhno)

Максим помогал отцу на ферме, вместе с ним ездил на охоту и рыбалку, но больше всего любил читать. Правда, сначала книги давались ему тяжело, но после «Волшебника Изумрудного города» Максим читал без остановки. Он даже был тем редким ребенком, которому в сельской библиотеке разрешали брать энциклопедии домой, а Максим их обожал: про динозавров, про самолеты и пароходы, про космос и Египет.

Персонажей из книг и героев игр для детской приставки Максим начал рисовать. 

«Дома у родителей остался блокнотик, где он рисовал динозавров, воинов, мифические существа. Когда он был студентом, приезжал, делал гелевой ручкой какие-то зарисовки, они всегда были очень мелко прорисованы», — говорит младшая сестра Максима, Маша Смольникова. Еще он придумывал настольные игры-бродилки, куда переносил героев из своих блокнотов.

ИЗО в поселке учиться было негде, но Максим хорошо разбирался в компьютерах. Молодой сельский учитель физики и информатики помог ему подготовиться к поступлению на одноименную специальность в ближайшем крупном городе — Комсомольске-на-Амуре.

Рождение героя

Лет семь назад зимой Илья Жарков гулял по одному из хабаровских бульваров, когда наткнулся на знакомого персонажа на трансформаторной будке — героического человечка в окружении стен и колючей проволоки. По его воспоминаниям, что-то похожее он видел еще в Комсомольске-на-Амуре в блокноте своего студенческого друга Максима Смольникова. (@fire_willowherb)

Илья Жарков познакомился со Смольниковым в Комсомольске-на-Амуре осенью 2004 года. Любители панка, рока и Егора Летова, они вместе выпускали студенческую листовку «Анархия». Писали в основном про студенческие проблемы: про грязь в общежитиях и то, как ректорат не замечает бытовые трудности студентов. «Революционные темы: отсутствие какого-либо притеснения человека и личности. Принято, что студент априори глупее и на ступеньку ниже. Мы выступали за то, что нужен диалог преподавателя и студента, чтобы в диалоге рождалась истина. За то, чтобы более открытый был университет», — вспоминает Илья Жарков работу над газетой. 

Выпустили десять номеров, хотели напечатать тираж в типографии, но не получилось: «не пропустили по содержанию и идеям».

Из объяснительной Максима Смольникова, написанной в СИЗО

«Для меня анархизм — мировоззрение, мой личный взгляд на мир, мое место в нем, где в центре внимания находятся такие ценности, как личная свобода человека и кооперация людей для коллективного действия… Анархизм, в противовес иерархическому взгляду, делает упор на развитие горизонтально устроенных социальных объединений, широко практикующих принципы низовой демократии с целью развития свобод и возможностей каждого. Сюда же попадают идеи переплетения объединений через возможность нахождения их членов сразу в нескольких, устроенных по разным принципам . Здесь же идеи свободы слова и свободы совести. Идеи развития общественных площадок для обсуждения вопросов сотрудничества, взаимопомощи, проблемных ситуаций, требующих особого решения. С идеями анархизма как с идеями ответственного отношения к социальному окружению неплохо сочетаются идеи экологического ответственного отношения к природе, к окружающей среде в целом».

Максим вместе с другом Дмитрием Личкиным вступил в КПРФ. Ходили в колоннах на Седьмое ноября, Первое мая, участвовали в митингах, делали листовки, раздавали газеты. «КПРФ была единственной оппозиционной партией, левых взглядов. Ее лидерами были наши преподаватели по философии, обществознанию, истории. Тогда формировались [провластные движения] “Наши”, “Молодая гвардия”. Мы были ответом на это. Противопоставляли себя государству. Не с мыслью о разрушении устоев, но с мыслью о взращивании всех институтов на гуманном, повернутому к человеку смысле — вот за что мы боролись. За общество, состоящее из свободомыслящих людей», — рассказывает Личкин.

Илья Жарков вспоминает, что их шумная компания в Комсомольске-на-Амуре любила обсуждать, как бы они устроили жизнь в государстве, если бы им представилась такая возможность: промышленность, сельское хозяйство и так далее. Максим никогда ни с кем не спорил. «Но если доходит до него, все замолкают, потому что он долбит фактами. Это один из самых умных людей, которых я знаю. Против себя, правды никогда не шел, всегда был честен», — говорит Жарков.

Личкин рассказывает, как на одной из тусовок Максим ударил знакомого парня, который за деньги собирал молодых людей на провластные митинги. После этого Смольников плакал и просил прощения: «Раз он назвался пацифистом — любая насильственная акция была и остается неприемлемой».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Мне Нужен Феминизм (@i. need.feminism.now)

По словам Дмитрия, они вместе ушли из КПРФ, «потому что там ничего не происходило». Личкин нашел отдушину в литературе — он пишет стихи и прозу, а Максим направил энергию в уличное искусство. Еще в университете он начал через трафареты писать лозунги и рисовать простые картинки, например портреты Че Гевары, а после принялся переносить на стены содержимое своих блокнотов.

«Мы поколение комиксов, всегда это были какие-то борцы либо шаржи — на того же самого Сталина. Либо [создавал] какого-то героя, который сражается за справедливость», — говорит Личкин.

Как-то раз Максим показал ему картинку с человечками в масках с флагами, стоящими друг на друге, — cказал, что нашел похожий рисунок и идея ему очень понравилась. Когда Илья Жарков увидел первые наброски будущего героя Смольникова и спросил, кто это, Максим, по его воспоминаниям, ответил: «Героический народец». Сейчас так называется папка в группе Хадада во «ВКонтакте», где собраны все его стрит-арты с персонажем, которого хабаровчане часто зовут «ниндзя».

В интервью проекту Dead Streets Смольников говорил, что все их можно объединить «идеями борьбы за свободу, справедливость, социальный прогресс». «Мои человечки в масках, потому что за ней может скрываться кто угодно. Маска защищает от точечного удара, и маска объединяет, потому что любой может надеть ее и тоже вступить в их ряды. Или никуда не вступать, а просто начать делать что-то важное и хорошее», — цитата из интервью «Пространству Хабаровск».

«Хабаровский Бэнкси»

Увлеченный идеей горизонтальных объединений. Смольников не мог пропустить митинги в поддержку арестованного губернатора Сергея Фургала. В июле 2020 года тысячи хабаровчан прошли по центральным улицам, требуя для него справедливого суда. Постепенно становясь малочисленнее, шествия и пикеты продолжались больше полугода. 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Фотограф Хабаровск (@shtefan_khv)

Максим ходил вместе с горожанами и в августе 2020 года нарисовал стрит-арт «Я/Мы вольный край».

Из ответов на вопросы, отправленные Максиму Смольникову в СИЗО

«Высыпав на улицу, увидев друг друга глаза в глаза, город ожил. Не только город, весь край. Это уникальная ситуация пробуждения, в которой мне посчастливилось побывать, с большим, подлинно демократическим потенциалом, где важна не единичная личность Фургала, но общее желание людей управлять своей жизнью, чувствовать свою землю под ногами, нести за нее и друг за друга ответственность».

К тому моменту его работы уже стали широко известны в городе. В 2018 году в одном из местных СМИ вышел сюжет про Максима, где его назвали «хабаровским Бэнкси», что стало поводом для шуток друзей.

«Отчасти это действительно было так. Это было воодушевляюще. Что есть человек, который может делать идейное искусство и при этом в какой-то мере преуспевать. Сам пример того, что человек занимается стрит-артом и СМИ к нему относятся с теплотой, — говорит хабаровский художник Дима/Сережа, три года назад переехавший в Санкт-Петербург. — Молодые художники видели его в баре, [думали]: вау, это тот чувак».

Бар — «Пивная борода», где собирается неформальная хабаровская молодежь. Максим приходил туда после работы, заказывал чай, читал книжки и вскоре познакомился с постоянными посетителями. Ходил туда на концерты местных хардкор- и панк-групп, много рисовал для музыкантов: делал мерч, афиши. 

Но изначально многие знакомые и не знали, что это именно он рисует по городу ниндзя. Смольников сидел во «ВКонтакте» под псевдонимом Петр Каховский, свои фотографии на фоне стрит-арта не выкладывал. В личном общении он своего авторства не скрывал, но и не любил хвастаться — большинство знакомых описывают его как человека скромного.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Фотограф Хабаровск (@shtefan_khv)

Художница Ника помнит, что первую работу Максима увидела, когда ехала с мужем на машине. Она тут же попросила остановиться и выбежала рассмотреть поближе. «На интуитивном уровне [понравилось]. Очень держит внимание то, что ты видишь работы художника и чувствуешь эту искренность. Не знаю… я что-то родное почувствовала», — вспоминает Ника.

Диме/Сереже кажется, что это и отличает работы Смольникова — способность установить контакт с обычными прохожими: «Я никогда не воспринимал людей, отдаленных от движухи, как заинтересованных зрителей, на которых можно повлиять, а Максиму это удалось. Для меня это было открытием — что так можно влиять на зрителя. И в какой-то мере это стало достопримечательностью города, стало частью среды».

Работы Хадада особенно ценны для Хабаровска, потому что в городе слабо развита культура стрит-арта и он кажется «более скучным», чем, например, вечный конкурент и сосед Владивосток, считает урбанист и блогер Александр Колбин.

«Хабаровск — город военных и чиновников, поэтому он очень вычищен по красным линиям и обшарпан, обтрепан в тех местах, где не видно. Стрит-арт из города активно вычищается, многие работы, особенно неофициальные, закрашиваются», — говорит Колбин. С этим он связывает и отток из города «умных, интересных, образованных людей».

Хабаровская художница и общественный деятель Яна Джан-Ша говорит, что ее любимый стрит-арт Смольникова — работа с грустным человечком, который рисует на стене цветок: «Он рисует, но боится своего проявления и осуждения обществом. Я довольно большую работу провела, чтобы этих эмоций не испытывать и смело нести свои идеи в мир. Но все равно этот внутренний виноватый ребенок еще присутствует».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Фотограф Хабаровск (@shtefan_khv)

В первый раз Яна вышла на улицу рисовать вместе с Максимом. Он рассказал, как правильно выбрать место для стрит-арта: видное издалека, позволяющее отойти назад и посмотреть на работу в целом. Потом, когда Яна вышла рисовать одна и кто-то облил ее из окна водой, Максим поздравил ее с боевым крещением. Многие опрошенные знакомые и друзья отмечают, что при внешней сдержанности и закрытости он легко идет на контакт с людьми, с радостью обменивается книгами о философии, истории.

У Смольникова есть и еще одна серия работ с другими персонажами — «Червячество».

«Это немного замысловатый концепт, что-то вроде того, как я воспринимаю человечество и человека вообще. Нечто биологически несовершенное, заброшенное в непонятный и порядком враждебный мир, пытающееся понять его, преодолеть свою ограниченность с помощью тоже по-своему несовершенных технических устройств, пытающееся наладить контакт с себе подобными, но такими же непонятными», — говорил Максим.

В его блокнотах тоже обитают странные существа — то ли люди, то ли насекомые, роботы или просто сгустки неясного вещества с застывшими в крике лицами. 

«Было мирное время, а сейчас нужно опасаться»

Они пришли сразу после праздников, 11 мая 2021-го в 6:50 утра. Железную, на двоих с соседями, дверь начали ломать двумя гвоздодерами. Настойчивый стук: «Откройте немедленно, а то мы вам выломаем двери!» Одиннадцать человек: два следователя, два оперативника, три омоновца, два понятых, сотрудник ФСБ и помощник следователя.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от xadad (@xadadbabax)

Максима омоновцы прижали лицом к стене, зачитали постановление о возбуждении уголовного дела. Девушка Максима, Светлана Гордиенко, искала телефон адвоката, на нее крикнули: «Положи телефон, положи телефон!» Позвонить адвокату дали только с телефона следователя, начали обыск. Так об этом дне рассказывает Светлана.

Силовики, осматривая квартиру, полезли проверять на ноутбуке, что Максим лайкал на ютьюбе. «Очень радовались, что у него стоял лайк на лекции [историка] Александра Шубина про национализм. Макс слушал много лекций по истории политических течений. И они это прямо в протокол обыска внесли», — вспоминает Светлана.

Открыли ее рабочий компьютер, телеграм, стали фотографировать переписки, сотрудник ФСБ листал архив личных фотографий Светланы. Открыли и перебрали ящик с нижним бельем, пакеты с отсортированным мусором. В итоге забрали три компьютера и два телефона. «Я так жалею, что не знала: [если] бы я телефон положила просто в карман, они бы не могли его у меня забрать», — говорит Светлана.

На следующий день Центральный районный суд Хабаровска вынес решение об аресте Максима Смольникова на два месяца. В июле арест продлили еще на три.

Смольникова обвиняют по статье «Оправдание терроризма» за пост во «ВКонтакте» 2018 года, в котором Максим высказался о поступке студента-анархиста из Архангельска Михаила Жлобицкого. 31 октября 2018 года семнадцатилетний Жлобицкий взорвал бомбу в здании регионального управления ФСБ. Он погиб, три сотрудника ФСБ были ранены. 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от xadad (@xadadbabax)

В материалах уголовного дела подчеркивают, что Смольников разместил файлы, содержащие признаки оправдания терроризма, «являясь приверженцем леворадикальных взглядов и анархистских идей, испытывая враждебность и ненависть к сотрудникам правоохранительных органов РФ, которые, по его мнению, противодействуют леворадикалам и анархистам, желая привлечь внимание неопределенного круга людей к своим взглядам и идеям».

К аресту Максима шествия по Хабаровску в поддержку арестованного губернатора несколько месяцев как закончились. Многие участники получили штрафы и аресты. Самые преданные сторонники Фургала продолжают устраивать немногочисленные пикеты в центре города.  

Хабаровское региональное отделение КПРФ, в котором когда-то состоял Смольников, в его защиту не высказывалось, но о художнике упоминал в одном из прямых эфиров бывший член партии, исключенный из нее после участия в протестах, депутат Законодательной Думы края Максим Кукушкин. По словам Светланы Гордиенко, он приходил и на одно из судебных заседаний. Депутат от КПРФ в Мосгордуме Евгений Ступин прислал Смольникову письмо в СИЗО: «…Несмотря на то что мы с вами незнакомы, мне, как и любому неравнодушному человеку в нашей стране, известна ваша история. И я считаю ее абсолютно несправедливой как с профессиональной, так и с человеческой точки зрения. Могу только представить, с какими трудностями и лишениями вы сталкиваетесь каждый день. К сожалению, это цена, которую приходится платить за свои принципы, смелость и решительность, за право оставаться порядочным человеком…»

Жена анархиста

Света Гордиенко никогда раньше не интересовалась правозащитой и представление об анархизме имела приблизительное. Говорит, что после ареста Максима полезла смотреть на ютьюбе ролик о том, что это такое.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от xadad (@xadadbabax)

До знакомства она видела Смольникова в «Пивной бороде», а потом, 7 марта 2019 года, застала Максима за рисованием возле ее работы: кроме частной практики и работы психологом в медуниверситете, девушка помогает матери вести бизнес в клинике. В предпраздничный день все на работе пили чай, и она позвала его зайти внутрь, если он замерзнет. И он зашел.

По словам девушки, у них оказались схожие интересы: психоанализ, кино; влюбились друг в друга они довольно быстро и стали жить вчетвером с детьми Светы от первого брака — одиннадцатилетним Гарри и девятилетним Климом. Максим работал начальником отдела программного и технического обеспечения Регионального центра оценки качества образования и занимался проведением единого госэкзамена в регионе. В теплое время года в выходные рисовал, правда Света смеется, что с ней он стал посвящать этому меньше времени: «Я его окружила семейными предприятиями». 

После ареста Максима жизнь Светланы наполнилась другими предприятиями: чтением «Медиазоны»Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента   и «ОВД-Инфо»Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента  , постоянными письмами в СИЗО и передачками — вегетарианцу в изоляторе не так просто с рационом, — созвонами с адвокатами.

Главное доказательство в подобных уголовных делах — психолого-лингвистическая экспертиза. Почему-то их оказалось две — от лингвиста и психолога отдельно, говорит Светлана, хотя по методике, утвержденной Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте РФ, это должна быть единая комплексная экспертиза. Авторы пишут, к примеру, что очевидной целью текста Смольникова было опорочить действующую власть, а если взрыв он позиционирует как следствие, ответную и защитную реакцию — это и есть оправдание.

«В лингвистической экспертизе она (эксперт) указывает, на какую методику ориентируется, но дальше всю экспертизу делает не по ней, потому что работает без психолога, и методика не используется», — возмущается Света. 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от @shamilgovegan

Сторона защиты привлекла специалистов из Москвы и Нижнего Новгорода для собственной комплексной экспертизы и рецензий на работы, сделанные по постановлению следствия. Привлеченные специалисты поставили под сомнение квалификацию экспертов, к которым обращалось следствие, указали на их ошибки и пришли к выводу, что пропаганды терроризма в тексте Смольникова нет. Впрочем, следователь отказалась приобщить эти документы к делу в качестве вещественных доказательств, объяснив это тем, что экспертизу провели не в рамках уголовного судопроизводства.

К радости Светланы, многие друзья Максима подключились к помощи. Деньги на адвокатов для Смольникова собирали на двух аукционах, где хабаровские художники распродавали свои работы, в Москве прошла акция — все желающие могли написать письмо Максиму. «Мемориал»Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента   признал его политическим заключенным. Когда Смольникова арестовали, начальник подготовил ему положительную характеристику, где указал, что за успешное проведение единого госэкзамена в регионе ему в прошлом году выписали благодарность от Рособрнадзора. В Хабаровске на одной из центральных улиц появился портрет Смольникова на гараже и надпись: «Free Xadad».

Сразу же перед Светой и Максимом встал неизбежный для многих пар, где мужчина находится в СИЗО, вопрос: не пора ли жениться? Света сомневалась.

«Может, это не нужно, он же мне не предлагал так прямо и не был готов. И я подхожу (к адвокату), говорю: “Яков! Нужно ли нам расписаться?” Яков опять: “Светлана! Если хочется, ну распишитесь, пожалуйста”», — разыгрывая сценку с адвокатом, Света смеется.

Ей уже трудно говорить о происходящем серьезно.

«Максим тоже теперь скажет, что всегда хотел и только об этом мечтал, но никто теперь не узнает правды. В телеграме (в группах поддержки Максима) народ смеется. Там есть народ, который знает его в связи с анархическими взглядами, и они пишут комментарии типа “А-ха-ха, он теперь женатый анархист” — и много смайликов».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от xadad (@xadadbabax)

После бракосочетания Света сфотографировалась у дверей СИЗО, а вечером друзья устроили для нее свадебную вечеринку в «Пивной бороде». Племянница Максима нарисовала портрет жениха и невесты, который перенесли на свадебный торт. Играла любимая Светина музыка — Grauzone, Depeche Mode, «всякий французский постпанк». Примерно так она и представляла свою идеальную свадьбу — не хватало только жениха. Гости желали скорейшего его возвращения.

Когда в мае Максима забрали под стражу, его мама Татьяна Смольникова никак «не могла поверить, что Максим мог совершить что-то такое, чтобы его можно было отправить в СИЗО». Сейчас об уголовном деле против сына она говорит очень коротко: «Я думаю, это дело не стоит выеденного яйца, раздули из мухи слона, вот и все». Родителям нравились рисунки Максима еще со времен его жизни в Комсомольске-на-Амуре, они считали, что он в этом нашел себя. Его стрит-арт давно есть и на родительском доме, и на бане.

Новые графические работы Максим присылал родным и из СИЗО. На них страшные образы будто обрели новую, более законченную форму — здания-монстра, поглощающего мирные многоэтажки, клетки, откуда тянутся руки, лица с глазами-решетками. Для сокамерников на простыне он нарисовал настольную игру, как делал в детстве для своих сестер, когда в селе в Ульчском районе им было не во что играть.

Из ответов на вопросы, отправленные Максиму Смольникову в СИЗО

— Что сейчас ты думаешь о своем посте про Жлобицкого? Стал бы ты его писать, если бы знал, что все так обернется?

— Зная наперед, я бы не стал публиковать этот пост. Мне дорога моя свобода, нервы и силы моих родных, любимых, моих друзей. Вся эта ситуация — удар по дорогим мне людям, а не только по мне лично. Я бы хотел уберечь их от этого. Быть может, найдя иной способ выразить свою позицию, может быть, через очередной рисунок.

Но проблема здесь в том, что знать наперед тут было ничего нельзя. Ведь пост не содержит того, в чем меня обвиняют, — его смысл иной, прямо противоположный всякому оправданию терроризма. Невозможно предугадать произвол. Его можно предчувствовать, ощутить кончиками пальцев, на грани паранойи, если знаком с тем, как работают силовые структуры, если обладаешь выученным навыком самоцензуры, если страх — чувство, которое тобой руководит.

Встреча

Шестого сентября Света идет на новое заседание по избранию меры пресечения Максима, стараясь настроить себя: надеяться не надо. Искорка мелькает, только когда она видит фамилию судьи, про которого ей говорили, что он очень серьезно относится к назначению арестов. Но Максима забрали в мае, в июле продлили арест…

В этот раз все идет по-другому. 

Максима отпускают домой. 

На следующий день Света пишет: «У Макса можно лично взять интервью». 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от xadad (@xadadbabax)

Договариваемся встретиться у «Пивной бороды», но бар оказывается закрытым. По проливному дождю бежим в ближайшее кафе. 

У Максима оказываются серо-голубые глаза. Я не замечала этого на фотографиях. В руках он все время вертит кнопочный телефон — ему нельзя пользоваться интернетом, а звонить можно только ближайшим родственникам и адвокатам. На безымянном пальце — серебряное обручальное кольцо. Знаю, что Света замучилась, пытаясь узнать, какой ему нужен размер. Пыталась передать в СИЗО розовую пластмассовую линейку, но оказалось, что в изоляторе это запрещенный предмет. «Вы бы еще циркуль и карту принесли», — возмущались там. 

— Странно встречаться с человеком, о котором мне столько рассказывали. В основном хорошее, — говорю я и про себя думаю, что и не надеялась, что Максим выйдет к появлению текста про него.

— Значит, это правда, — посмеивается Максим.

— Может, ты такой хороший человек, а может, ситуация располагала.

Смеемся вместе. С нами за столом сестра Максима Саша, которая пришла с собакой — чихуахуа по кличке Берри. Пару раз за разговор девушка передает его на руки Смольникову. В эти моменты в модном кафе с чихуахуа на руках он кажется героем какого-то другого текста. 

Большую часть встречи перепроверяю, что мне рассказали про Смольникова. Несколько раз он удивляется и спрашивает, как я узнала.

В некоторых местах уточняет. Например, я узнаю, что после КПРФ он пытался вступить в «Пиратскую партию», ездил в Москву на всероссийский съезд, но ее так и не зарегистрировали. А Хадад — имя какого-то палестинского революционера, про которого он читал много лет назад. Тогда в чатах он часто использовал в качестве логинов имена исторических личностей, которые встречались ему на страницах книг, — отсюда и Петр Каховский. «Хадад» оказался мало используемым логином, и Максим решил взять его как псевдоним и наполнить собственным смыслом.

История его стрит-арта сложнее, чем мне рассказывали. 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от xadad (@xadadbabax)

Еще в университете Максим стал замечать, что к осени у него сильно ухудшается настроение. Весной становилось легче, но с каждым годом период тоски затягивался, пока просветов не оставалось. Уже в Хабаровске ему диагностировали депрессию. Часто ему снились страшные сны, и ужасающие образы из них он зарисовывал в блокнот — так становилось легче. 

«Это во многом превратилось в поиск какой-то художественной формы. Не потому, что меня это [сегодня] пугает. Я просто теперь от этого могу отталкиваться, чтобы рисовать. Мне интересно в этом копаться как в неких узорах», — говорит Максим и добавляет, что, если бы перед ним были сейчас бумага и ручка, он бы не вертел в руках телефон, а рисовал.

Отчасти из-за депрессии и на фоне ухода из КПРФ, чувствуя, будто ему уже трудно разговаривать, Максим занялся стрит-артом. Закинул несколько вариантов рисунков человечков, похожих на те, что он видел где-то в интернете, в чат с друзьями — они одобрили.

«Я подумал, что это очень хорошая тема для начала. Они просты, и ты можешь на них чему-то научиться. И одновременно это продолжение какого-то твоего активизма будет — самостоятельного, не зависящего от другого, когда тебе не нужно кого-то просить прийти, потому что баннер большой, ты не сможешь его повесить один, что-то такое… А здесь ты приходишь и один рисуешь, — Максим на несколько секунд задумывается и потом продолжает. — И твое рисование, которое всегда было, и этот второй кусочек пазла, этот активизм, — они соединяются и дают нечто абсолютно новое».

Трудно сказать, чего в его работах больше: активизма или самовыражения. Стрит-арт заключает в себе многое: возможность сохранить свой рисунок, возможность заговорить с кем-то, кого бы ты никогда не услышал в обычной жизни, когда они подходят и спрашивают, что такое Максим рисует и зачем.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от xadad (@xadadbabax)

Сюжеты — то, что Смольников услышал на лекции, прочитал в книге, увидел в новостях. Например, стрит-арт с перевернутой полицейской машиной, упомянутый в материалах его уголовного дела, он нарисовал, увидев яркую фотографию с протестов во Франции.

Выйдя из СИЗО, Максим уже нарисовал две картины — одну для короткометражного фильма, который будет участвовать в Дальневосточном фестивале игрового любительского кино. Его руками стрит-арт рисует главный герой. И рисунок с семьей из двух взрослых ниндзя и двух детей, окруженных толпой таких же человечков с закрытыми лицами, — это личная работа про всех людей, которые поддерживают его и Свету.

«Творчество — это всегда некоторое отражение того, что уже есть, но в другой форме. Пока я не знаю, как быть в этой ситуации… Раньше я просто не стеснялся нарисовать человечка с пистолетом, потому что это то, как это происходило. Не знаю… Может, это какой-то способ выйти на разговор с человеком, с обществом. Просто потому, что тебя это все время волнует, некоторые важные вещи, о которых почему-то принято молчать». 

Как рисовать что-то более острое и стоит ли это вообще делать в его ситуации, Смольников пока не знает. Впереди его ждет суд. Ему грозит до семи лет лишения свободы.


Редактор — Владимир Шведов

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

активисты стрит-арт Хабаровск

Документы

 

Государственное бюджетное учреждение Пензенской области

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области
г. Пенза, ул. Тимирязева, дом 125

  • О Центре
    • Сведения об организации
    • Новости
    • ППМС центр Пензенской области на сайте bus. gov.ru
    • «СПАРК: Служба Профессионального Активного Родительского Консультирования» 2021 г.
    • Отдел психолого-педагогической диагностики, коррекции и консультирования
      • Центральная ПМПК
      • Лекотека
      • Семейный клуб
    • Отдел научно-методического обеспечения деятельности Центра, психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
      • Консультативные пункты
      • Отдел психолого-педагогической профилактики девиантного поведения обучающихся
        • Базовые психолого-педагогические кабинеты
        • Главный внештатный педагог-психолог Министерства образования Пензенской области
        • Противодействие коррупции
        • Наши достижения
        • Контакты
        • Документы
          • Правоустанавливающие документы
          • Локальные акты
          • Финансово-хозяйственная деятельность
          • Отчеты
          • Планы
          • Нормативно-правовые акты
          • Общие документы
        • Информация
          • Предлагаемые услуги
          • Расписание занятий
          • Расписание консультаций
          • Приемные семьи
            • Сопровождение приемных семей
            • Служба помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
            • Учимся вместе
          • Обучение в Школе приемных родителей
          • Обследование ребенка специалистами ЦПМПК
          • Запись на ПМПК
          • Запись на консультацию
          • Для специалистов Центра
          • «Консультирование — точка отсчета самообразования родителей» 2022 г.
          • Мероприятия
            • Фестивали. Конкурсы
              • «Радуга жизни — 2022»
              • «Успешная семья — 2022»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2022»
              • «Радуга жизни – 2021»
              • «Под парусом надежды — 2021»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2021»
              • «Успешная семья — 2021»
              • Конкурс программ «Содружество семьи и школы»
              • «Под парусом надежды — 2020»
              • Конкурс фотографий от ДТД «Наша ёлка лучше всех!».
              • «Радуга жизни – 2020»
              • «Как мне помог телефон доверия!»
              • «Мое ведение о «Семьеведении»»
              • Фестиваль-конкурс ШСП
              • «Успешная семья — 2020»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2020»
              • Областной конкурс программ тренингов
              • «Новогоднее настроение!»
              • «Под парусом надежды — 2019»
              • «Синее перышко»
              • «Успешная семья — 2019»
              • Конкурс рассказов «Как я справился с проблемой в летние каникулы!»
              • «Радуга жизни — 2019»
              • Фестиваль видеофильмов и слайд-шоу среди приемных семей «Тепло моего дома» 2019
              • «Позитив в кругу семьи! — 2019»
              • Видеоработы участников финала конкурса «Позитив в кругу семьи!» 2017, 2018, 2019
              • Конкурсы «Детского телефона доверия» ВКонтакте
              • «Под парусом надежды — 2018»
              • «Радуга жизни — 2018»
              • Фестиваль видеофильмов и слайд-шоу среди приемных семей «Счастливы вместе» 2018
              • «Позитив в кругу семьи! — 2018»
              • «Успешная семья — 2018»
              • Областной конкурс «Внедренных в практику образовательных организаций эффективных профилактических технологий работы с семьей»
              • «Под парусом надежды — 2017»
              • «Успешная семья — 2017»
              • КВН: «Семья – волшебный символ жизни!» 2017
              • «Счастье в семье: до и после — 2017»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2017»
              • «Позитив в кругу семьи! — 2015»
            • Акции
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2022 год
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2021 год
              • Просветительская пятница: СЕМЬЯ+
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2020 год
              • Акция «Дома скучно не будет!»
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2019 год
              • Сборник рассказов победителей областной акции «Расскажи летнюю историю Детскому телефону доверия»
              • Областная акция «Расскажи летнюю историю Детскому телефону доверия»
              • Рекламно-информационная кампания ДТД 2018 год
              • «Давайте слышать детей!» 2016 год
              • Семинары. Конференции
                • ЕДИНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
                • МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ
                • XI конференция Уполномоченных по правам участников образовательных отношений
                • I Межрегиональная научно-практическая онлайн-конференция
                • V областные методические сборы
                • ШКОЛА МАСТЕРСТВА
                • СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
                • ОНЛАЙН МЕРОПРИЯТИЯ ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА
                • IV областные методические сборы для специалистов, работающих с семьей
                • Профилактический десант
                • Развитие школьной медиации
                • Организация деятельности Уполномоченных по правам участников образовательного процесса
                • Видеоконсультации специалистов
                • Межведомственная региональная служба экстренной психолого-психиатрической помощи
                • Электронная библиотека
                  • ИНСТРУМЕНТЫ ПРОФИЛАКТИКИ
                  • МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
                  • Разработки специалистов Центра
                  • Методические комплекты / рекомендации
                  • Материалы для проведения родительских собраний
                  • Бюро находок семейного психолога
                  • Информационная безопасность
                  • Правовая библиотека
                  • Буклеты. Брошюры. Листовки
                  • Учимся любить, учимся ценить
                  • Ресурсный центр по сопровождению обучения детей с РАС
                    • Рекомендации родителям детей с РАС
                    • Методические материалы по РАС
                  • «Психологическая Служба системы образования Пензенской области»
                  • Статьи
                    • Чем опасна перегрузка для детей и почему ее стоит избегать
                    • Задачи школьника в период дистанционного обучения
                    • Причины детских страхов в младшем школьном возрасте и способы их коррекции
                    • Почему детям важно ощущать свою значимость
                    • Как устранить подавленность?
                    • Что сделать, чтобы прийти к взаимопониманию с подростками
                    • Почему дети боятся учителя?
                    • Стоит запретить смартфоны в школах? Комментарии психологов
                    • Детская агрессивность
                    • Зачем ребенку логопед?
                    • Нарушение голосовой функции у детей с дизартрией
                    • Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ
                    • Дисграфия. Памятка для учителей начальной школы
                    • Работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи
                    • Как с помощью сказки развивать речь ребенка?
                    • Психологические маркеры юношеских личностных расстройств
                    • Детское конструирование как развивающий вид образовательной деятельности детей
                    • Жестокое обращение с детьми, с точки зрения психолога
                    • Модели семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с особенностями в развитии
                    • Психическое здоровье родителей, воспитывающих ребенка с особенностями в развитии
                    • Поощрения и наказания ребенка с особенностями в развитии
                    • Создание предметно-развивающей среды для ребенка с особенностями в развитии
                    • Социально-педагогическая помощь семье
                    • Почему подростки уходят из дома
                    • Обучение лиц с ОВЗ в условиях инклюзии
                    • Как успокоить гнев вспыльчивого ребенка
                    • Как с ребенком говорить об утрате
                    • Переживание горя. Как себя вести в отношении ребенка
                    • Важно знать!
                    • ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОВОДНИК
                    • Ты Нужен!
                    • Фотогалерея
                    • Организация питания в образовательной организации
                    • Главная страница
                    • Документы

                    Личный кабинет

                    Выйти

                    Иерархия потребностей Маслоу | Выброс

                    В этой статье

                    1. Какова иерархия потребностей?

                    2. 5 стадий необходимости

                    3. Как мы проходим через иерархию

                    4. Расширенная иерархия

                    5. Критика иерархии Маслоу

                    Даже если вы никогда не сдачи в психологии. , вполне вероятно, что вы все еще сталкивались с рядом способов, которыми психологи пытались разобраться в тайнах человеческого разума за последние пару столетий. Сетовал ли когда-нибудь друг на то, что не может заниматься любимым делом, потому что слишком занят работой, от которой зависел, чтобы платить за квартиру? Сознавали они это или нет, но они предлагали пример иерархии потребностей, изложенной американским психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу, модель для перевода сложных отношений между различными человеческими потребностями в простую, интуитивную визуализацию.

                    Абрахам Маслоу, специалист по психологии развития.

                    Что такое иерархия потребностей?

                    В своем эссе «Теория мотивации человека», впервые опубликованном в 1943 году в академическом журнале Psychological Review и впоследствии включенном в книгу Маслоу Мотивация и личность (1954), он определил иерархию человеческих потребностей, которая в его утверждения мотивируют поведение всех людей. Часто представляемая в виде пирамиды, эта иерархия начинается с основных физиологических требований внизу. Впоследствии оно протекает через потребности в индивидуальной безопасности и стабильности, личных и социальных связях и различных видах уважения. И, наконец, доходит до стремления к самореализации наверху. Подробнее об особенностях каждого из этих уровней мы поговорим в следующем разделе.

                    Теория Маслоу была поразительна с самого начала, поскольку она прямо противоречила одному из доминирующих интеллектуальных направлений его времени: культурному релятивизму, впервые теоретизированному антропологом Францем Боасом. Вместо того, чтобы исходить из предположения, что локальные культуры фундаментально определяют поведение своих жителей, Маслоу настаивал на существовании общих психологических форм, которые можно было бы применить к кому угодно и где угодно.

                    Иерархия потребностей Маслоу продолжает оказывать большое влияние, особенно в области позитивной психологии и связанных с ней подходов, таких как теория эвдемонического благополучия Риффа и Зингера. Это также остается актуальным для некоторых видов психотерапии, таких как гуманистический подход Карла Роджерса, который подчеркивает концепцию самоактуализации. Помимо академических кругов, мышление Маслоу часто можно встретить в образовательных и управленческих кругах.

                    5 стадий нужды 

                    Так из чего на самом деле состоит эта пирамида? Согласно Маслоу, все люди имеют одни и те же потребности, которые мотивируют наше поведение. Когда он впервые изложил 5 стадий в оригинальной версии «Теории мотивации человека», они были представлены в виде строгой иерархии, означающей, что каждый уровень иерархии должен быть удовлетворен, прежде чем переходить к следующему. Давайте теперь более подробно рассмотрим особенности каждого из этих 5 уровней:

                    1. Физиологические потребности: Это основные биологические потребности, такие как воздух, вода, пища и жилье, необходимые всем людям для выживания. Проще говоря, нет никакого способа обойти это.

                    2. Потребности в безопасности: Этот второй уровень включает личную безопасность, эмоциональную и финансовую безопасность и здоровье. Во времена отсутствия безопасности потребности в безопасности будут иметь большое влияние на поведение. Например, если вы находитесь в физической опасности, вы потратите все свои ресурсы на то, чтобы попытаться выбраться из этой опасности, исключая любые потребности на более высоких уровнях.

                    3. Потребности в любви и социальной принадлежности: Этот уровень характеризуется потребностью любить и чувствовать себя любимым, а также иметь взаимное чувство принадлежности. Маслоу считал, что одиночество, депрессия и тревога являются следствием неспособности удовлетворить эти потребности, которые мы можем представить себе как дружбу, близость, доверие и любовь.

                    4. Потребности в уважении: Удовлетворив физические, социальные и личные потребности первых трех уровней, Маслоу полагал, что люди смогут направить свою энергию на достижение стабильного уважения как со стороны других, так и самих себя. Важно отметить, что эта оценка не может быть необоснованной: она должна основываться на реальных достижениях. Потребность в уважении со стороны других проявляется как стремление к признанию, вниманию или статусу, в то время как самоуважение, которое Маслоу считал «высшей» формой уважения, проявляется в стремлении развивать такие качества, как сила, компетентность и независимость.

                    5. Самоактуализация: Этот заключительный этап относится к нашему стремлению полностью реализовать свой потенциал. Маслоу резюмировал это полезным афоризмом: «Человек может быть тем, кем он должен быть». Стремление к самореализации основано на личных целях или мотивах. Учитывая чрезвычайно личный характер этой потребности, неудивительно, что Маслоу оставляет ее самой открытой. В то время как каждый человек должен сам решить, как выглядит его идеальная жизнь, Маслоу предлагает широкий выбор примеров самореализации, которые варьируются от того, чтобы быть хорошим родителем, до создания художественного произведения, которое он чувствует себя обязанным создавать.

                    Как мы продвигаемся по иерархии

                    По мере продвижения вверх по пирамиде меняются не только потребности, но и вид мотивации, которая побуждает человека удовлетворять эти потребности. Маслоу определяет первые 4 стадии как потребности «дефицита», а 5-я стадия включает потребности «роста» или «бытия».

                    Дефицит потребностей мотивирует, когда они не удовлетворяются. Для них характерно чувство беспокойства или напряжения, когда они не выполняются, и мотивация к их выполнению становится только сильнее, чем дольше они не выполняются. При дефицитарных потребностях мотивация к их удовлетворению исходит из негативных последствий, возникающих в результате того, что человек не преследует их. Если, например, вы окажетесь в пустыне без капли воды в поле зрения, вы будете только усиливать жажду, пока не сможете удовлетворить потребность своего тела в воде.

                    В исходной иерархии Маслоу только самоактуализация определялась как потребность роста. Потребности роста обусловлены желанием развиваться. В отличие от потребностей дефицита, по мере удовлетворения потребностей роста мотивация к их удовлетворению фактически становится сильнее . Представьте, что вы учитесь играть на музыкальном инструменте или говорить на иностранном языке: поначалу это может разочаровывать, но по мере того, как вы продолжаете становиться все лучше и лучше, желание совершенствовать и углублять свои способности становится все сильнее, а ваше удовлетворение своими достижениями становится все сильнее. все более глубоким.

                    Расширенная иерархия

                    В первоначальном представлении Маслоу иерархии в разделе Мотивация и личность только самоактуализация фигурировала как потребность роста. Однако в более поздних работах, в том числе в более поздних изданиях Motivation and Personality , Маслоу определил 3 других вида потребностей роста, не охваченных самореализацией. Первая, когнитивная потребность, идет после потребности в уважении в иерархии и относится к человеческой потребности для творчества, предсказуемости, любопытства и смысла. С практической точки зрения это описывает потребность человека в том, чтобы иметь возможность понимать и осмысливать свое окружение, а также находить новые решения проблем.

                    После познавательных потребностей идут эстетические. Хотя он признает, что эта потребность относительно непрозрачна, Маслоу, тем не менее, утверждает, что почти каждый испытывает некоторую потребность в эстетическом удовлетворении. В его концепции это не влечет за собой высоких представлений об искусстве или красоте (хотя и не исключает их), а скорее простые потребности в структуре, симметрии или разрешении. Он резюмирует в свойственной ему лаконичности: «Что… значит, когда человек испытывает сильное сознательное побуждение поправить криво повешенную картину на стене?»

                    Восьмая и последняя стадия в расширенной иерархии, прошедшая самоактуализацию, — это трансцендентность. Трансцендентность как потребность описывает мотивацию выйти за пределы нашего личного я, будь то мистические, религиозные, эстетические, этические или идеологические занятия. Суть всего этого в том, что мотивация и цели человека связаны с чем-то большим, чем он сам, будь то общество в целом, какая-то группа людей или высшая сила. Как пишет Маслоу в своей книге «: Дальние пределы человеческой природы».0034 (1971): «Трансцендентность относится к самым высоким и наиболее инклюзивным или целостным уровням человеческого сознания, действующему и относящемуся скорее как цель, чем как средство, к самому себе, к значимым другим, к человеческим существам в целом, к другим видам, к природе и космосу».

                    Критика иерархии Маслоу

                    Как и в случае с любой широко влиятельной теорией, иерархия Маслоу неоднократно подвергалась критике на протяжении многих лет, но давайте рассмотрим здесь лишь некоторые из наиболее важных.

                    Смещение выборки

                    Методология Маслоу, особенно его использование биографического анализа, подвергалась критике за ненаучность и предвзятость. Первоначально его работа была основана на сочетании интервью и исторических исследований, касающихся 18 человек, которые считались либо «довольно уверенными», либо «весьма вероятными» случаями самоактуализации, группа, включающая как современников Маслоу, так и ряд значительных исторических личностей. цифры. (Его выводы были дополнены наблюдениями еще нескольких десятков индивидуумов, чья самоактуализация была менее определенной.) Цель состояла в том, чтобы найти то общее между этими индивидуумами и отсутствующее у несамоактуализировавшихся людей. Самая основная проблема с этим подходом заключается в том, что Маслоу сам выбрал 18 человек, а это означает, что выборка, вероятно, будет смещена в сторону того, что он надеялся найти. Следует также отметить, что выборка Маслоу состояла в основном из белых мужчин западного происхождения, что вызывает серьезные сомнения в ее способности идентифицировать общие мотивационные черты для всего человечества.

                    Рейтинг секса

                    Маслоу поместил секс в категорию физиологических потребностей, факт, который подвергался критике за игнорирование важных аспектов секса, таких как компонент эмоциональной связи. Его рейтинг также подвергался критике на том основании, что секс, в отличие от воздуха или еды, не является всеобщей потребностью.

                    Жесткость иерархии

                    Отсутствие гибкости в модели Маслоу также подвергалось критике. Утверждалось, что иерархия не универсальна и неизменна, а на самом деле варьируется в зависимости от культуры и в зависимости от различных экологических и социологических ситуаций. Одно недавнее исследование показало, что потребности людей на Ближнем Востоке и в США одновременно были совершенно разными. Луис Тэй и Эд Динер провели масштабное исследование, в котором приняли участие более 60 000 человек в 120 странах, и обнаружили, что хотя потребности, аналогичные категориям Маслоу, важны для благополучия людей, порядок их удовлетворения был гораздо менее жестким. Тэй и Динер приходят к выводу, что иерархия порядка гораздо более изменчива, чем предполагал Маслоу. Динер утверждал, что потребности больше похожи на витамины: «нам нужны все». Действительно, сам Маслоу отметил в третьем и последнем издании Мотивация и личность что его первоначальная модель была слишком жесткой.

                    Исследуйте отмеченные наградами курсы For-Credit от Outlier

                    Outlier (от соучредителя MasterClass) собрал лучших в мире преподавателей, дизайнеров игр и кинематографистов для создания будущего онлайн-колледжа.

                    Ознакомьтесь с родственными курсами:

                    Введение в психологию

                    Изучите курс

                    Введение в психологию

                    Наука о разуме.

                    Изучить курс

                    Введение в философию

                    Изучить курс

                    Введение в философию

                    Большие вопросы рассмотрены.

                    Обзорный курс

                    Творческий уход за собой: творческая иерархия потребностей

                    16.02.2022

                     

                    Иерархия потребностей от тренера по творчеству

                    Сегодня мы рассмотрим иерархию потребностей Маслоу и внесем некоторые коррективы, чтобы учесть ваши творческие потребности. Ваша творческая личность имеет фундаментальные аспекты с особыми потребностями. В частности, вам нужно создавать, чтобы быть здоровым. Это согласно моему собственному исследованию, моей собственной практике и моей практике с клиентами творческого коучинга и творческого консультирования.

                    Иерархия потребностей от Абрахама Маслоу

                    Абрахам Маслоу написал в 1943 году статью под названием «Теория мотивации человека», в которой он представил иерархию человеческих потребностей. Согласно Маслоу, существует пять уровней потребностей: физиологические, безопасность, любовь/принадлежность, уважение и самоактуализация. Уровни часто изображаются в виде пирамиды с физиологией внизу и самореализацией наверху. Согласно теории, потребности на нижнем уровне пирамиды должны быть полностью удовлетворены, прежде чем можно будет обратиться к следующему слою, и так далее. Важность примерно связана с потребностями в нижней части пирамиды в первую очередь и в последнюю очередь на вершине пирамиды.

                    Иерархия потребностей из психологии

                    Как и теоретики психологии, они годами обсуждали идеи Маслоу, некоторые соглашались, другие не соглашались, а большинство где-то посередине. По моему опыту, три верхних уровня пирамиды (самоактуализация, уважение, любовь и принадлежность) могут перекрываться и менять порядок в зависимости от любого количества личных переменных. Но две нижние потребности, физиологическая и безопасность, остаются довольно неизменно первичными потребностями, которые должны быть удовлетворены раньше, чем остальные три. Физиологические потребности, как правило, включают в себя некоторые основы ухода за собой, которым я учу своих пациентов, например, трехразовое питание, 7-часовой сон каждую ночь, поддержание здоровья и активности тела и так далее. В соответствии с Маслоу, я утверждаю, что эти потребности должны быть удовлетворены, прежде чем можно будет добиться значительного прогресса где-либо еще (нужно улучшить отношения? Убедитесь, что вы сначала удовлетворяете свои основные потребности!).

                    Иерархия потребностей творческого коучинга и творческого консультирования

                    Иерархия Маслоу помещает творчество в высшую категорию самоактуализации. Другими словами, Маслоу, по сути, считал, что физиологические потребности, потребности в безопасности, любви/принадлежности и уважении должны быть удовлетворены и расставлены по приоритетам, прежде чем можно будет заняться творчеством и достичь его. Я могу вообразить обстоятельства, при которых это верно. Тем не менее, я работаю с вами, творческий человек. Мои исследования и клиническая практика говорят мне, что если вы отдадите такой приоритет своему творчеству, вы пострадаете. Творчество для вас, дорогой креативщик, должно быть в той же группе, что и ваши физиологические потребности и потребности безопасности. Кажется экстремальным? Может быть, но тоже точно. На сеансе я буду призывать вас к творчеству одновременно с получением достаточного количества еды и сна. Ваша творческая душа должна творить, чтобы чувствовать себя хорошо, быть в безопасности, чувствовать себя любимой, иметь чувство собственного достоинства и самореализоваться!