Читать онлайн «Используй свой мозг на 100%! Книга-тренажер для развития ума и памяти», Антон Могучий – Литрес
© Могучий А., 2015
© ООО «Издательство АСТ», 2016
* * *
Вступление
Неиспользуемый потенциал вашего мозга огромен!
Если вам в жизни не хватает:
• успеха,
• везения,
• радости,
• удовлетворения,
• здоровья,
• уверенности в себе,
• материальных благ,
совет один: развивайте интеллект!
Небольшая оговорка: пусть этот совет не покажется вам обидным. В нем нет никакого намека на то, что уровень вашего интеллекта ниже, чем у других.
Дело в том, что практически у всех людей интеллект работает значительно ниже уровня своих реальных возможностей!
Неиспользуемый потенциал человеческого мозга огромен. Представьте себе: большинство людей используют свой мозг менее чем на десять процентов! И при этом многие из них весьма неплохо живут, не жалуются на недостаток ума, хорошо справляются с каждодневными житейскими задачами, а порой и преуспевают.
Что же будет, если начать использовать потенциал мозга не на десять, а хотя бы на двадцать-тридцать процентов? Вы сможете стать настоящим гением или, по крайней мере, обладателем выдающегося ума, неординарной личностью, способной достичь невиданных высот в науке, искусстве, бизнесе, политике и вообще в любом виде деятельности на ваш выбор.
Чем выше интеллект, тем меньше вероятность ошибок, тем больше шанс на наилучшие решения.
Но ведь и двадцать-тридцать процентов – не предел! Наш мозг устроен так, что способен развиваться и обучаться в любом возрасте, и пределов его совершенства практически не существует. Единственное, что для этого нужно – наше собственное желание и немного усилий, чтобы ежедневно посвящать некоторое время тренировкам.
Перемены в наше время происходят молниеносно. Тот, кто был успешен вчера, завтра вполне может оказаться в аутсайдерах! Просто потому, что упустил из виду какую-то информацию, неверно ее проанализировал, сделал ошибочные выводы…
То есть – не лучшим образом проделал необходимую для успеха интеллектуальную работу.
Хорошо развитый интеллект предполагает:
• способность воспринимать и усваивать как можно больше необходимой информации,
• способность правильно понять эту информацию,
• способность анализировать эту информацию и делать верные выводы,
• способность принимать наилучшие решения на основе имеющейся информации.
Все решения, которые мы принимаем в жизни, основаны именно на имеющейся у нас информации. Но если информации недостаточно или она неверно нами истолкована, мы принимаем ошибочное решение. Нужен развитый интеллект, чтобы усвоить и понять достаточное количество информации, сделать на ее основе правильные выводы и принять наилучшее решение. Вот почему только человек с развитым интеллектом может достигать успеха.
Необходимость развивать интеллект сегодня особенно актуальна еще и потому, что мы живем в информационную эпоху. Развитый интеллект в наше время ценится как никогда раньше – буквально на вес золота! Есть такая фраза: кто владеет информацией – тот владеет миром.
Но точнее было бы сказать: кто умеет работать с информацией – тот владеет миром. Информации вокруг нас великое множество, в информационных потоках можно захлебнуться, если не включить интеллект на полную мощь.
Что значит – включить интеллект на полную мощь?
Мы живем в удивительное время открытий! Да, человеческий мозг – это еще в большой степени «terra incognita» («неизвестная земля»). И все же сегодня нам известно о функционировании мозга гораздо больше, чем вчера. Знаете, почему мозг разных людей по-разному усваивает и обрабатывает информацию, поступающую от окружающего мира? Оказывается, это связано с тем, что у каждого человека есть три основных канала восприятия информации – зрительный, слуховой и кинестетический («ощущенческий»).
Кто-то хорошо воспринимает зрительную информацию, а слуховую и кинестетическую – хуже, кто-то, наоборот, все отлично усваивает на слух, но не замечает детали и подробности зрительных образов, а кто-то и видит, и слышит хорошо, но не разбирается в «голосе» ощущений. Да, именно эти три сенсорных канала создают для каждого из нас свою собственную, уникальную картину мира! Но вот только развиты они у большинства людей неравномерно.Людей, у который преобладает зрительный канал, называют визуалами, слуховой – аудиалами, кинестетический – кинестетиками.
Заметьте, речь идет вовсе не о каких-то нарушениях в работе органов чувств! Человек может вовсе не страдать глухотой или близорукостью, но все равно не усваивать и половины той информации, которая передается по каналам слуха или зрения. В итоге его картина мира оказывается неполной, а то и искаженной. Соответственно, он делает неверные выводы – и принимает неверные решения, потому что руководствуется недостаточной или искаженной информацией. Успех в очередной раз ускользает!
Выводы:
• нужно развивать все три основных канала восприятия информации,
• нужно учиться правильно обрабатывать информацию, поступающую по всем трем каналам,
• нужно уметь делать выводы и принимать решения на основе самой полной информации.
Пособие, которое вы держите в руках, предназначено для тренинга интеллекта. Но это необычный тренинг – он учитывает индивидуальные особенности работы мозга каждого человека. Уникальный тренинг дает и уникальные возможности! Если вы будете следовать всем рекомендациям книги и выполнять упражнения, то:
• возможности вашего интеллекта вырастут за короткий срок в несколько раз!
• вы начнете себя чувствовать как человек, в распоряжении которого оказался суперсовременный компьютер вместо конторских счет!
• проработав свои сенсорные каналы, вы будете мгновенно решать проблемы, которые не решались годами!
• вы легко и быстро найдете ответы на все волнующие вас вопросы!
Но это далеко не все преимущества, которые вы получите, пройдя уникальный тренинг по проработке и развитию трех сенсорных каналов!
В книге вы найдете упражнения, которые помогут вам:
• лучше узнать себя, начать в полной мере использовать свои возможности и способности и даже развить новые таланты;
• еще активнее и с наилучшими результатами использовать ваш ведущий канал восприятия информации;
• развить те каналы восприятия, которые работают у вас недостаточно активно, и сделать свою картину мира более полной и яркой;
• мгновенно усваивать и анализировать всю информацию, поступающую по трем каналам;
• улучшить память;
• повысить способности к обучению, пониманию и усвоению новой информации;
• схватывать нужную информацию «на лету»;
• прекрасно ориентироваться в любой ситуации;
• повысить скорость реакции в любой ситуации – мгновенно делать правильные выводы и принимать лучшие решения, продвигаясь таким образом от успеха к успеху.
Все, что от вас требуется, – внимательно читать и выполнять упражнения, затрачивая на это хотя бы по десять минут в день.
Часть 1
Как работает ваш мозг
От чего зависит стиль и качество вашего мышления
Мир вокруг нас невероятно разнообразен, в нем огромное количество «пищи» для наших органов чувств – сколько всего мы можем видеть, слышать, осязать, чувствовать. Порой нам кажется, что всем людям разностороннее восприятие мира доступно в равной степени. Ведь картина мира кажется нам объективной, и мы думаем, что другие люди видят, слышат, осязают и чувствуют то же, что и мы.
Но на самом деле это не так. Каждый человек воспринимает мир по-своему. Потому что мы воспринимаем мир посредством своих органов чувств и тех способов, какими мозг обрабатывает информацию. Мы воспринимаем не мир как таковой, а те картины, которые создает наш мозг на основе переработки информации от внешнего мира. Можно сказать, что наши органы чувств и наш мозг создают своеобразные «фильтры», или «линзы», через которые мы воспринимаем мир.
А значит, другие люди могут видеть, слышать и чувствовать совсем не то же самое, что и вы!
Один человек радуется красивому закату, а другой даже не замечает его.
Кто-то наслаждается музыкой, а кого-то она раздражает.
Одному важно, чтобы одежда была удобной, а другой легко мирится с неудобством, лишь бы было красиво.
Кто-то не запоминает лиц, но запоминает детали разговора, а кто-то – наоборот.
Кому-то нравится читать, кому-то – слушать аудиокниги.
Сравнения можно продолжать, они практически бесконечны. Суть в том, что все люди в той или иной степени воспринимают три типа сигналов от внешнего мира – зрительные (визуальные), слуховые (аудиальные) и «ощущенческие» (кинестетические) сигналы. Но каждый из этих способов восприятия развит у разных людей по-разному. Обычно ведущим является лишь один из этих трех типов восприятия, второй тип развит в меньшей степени, и третий тип развит совсем слабо.
Не существует человека, у которого от природы все три типа восприятия были бы развиты одинаково! А значит, кто-то из нас – по преимуществу визуал, кто-то – аудиал, а кто-то – кинестетик. Представители каждого из этих типов живут словно в трех разных мирах!
Визуал воспринимает прежде всего то, что можно видеть глазами. Его мир – это прежде всего мир визуальных образов. Он лучше всего запоминает и усваивает зрительную информацию.
Аудиал воспринимает мир в большей степени на слух. Его мир – это мир звуков, слов, речи. То, что он видит, усваивается и запоминается им в меньшей степени.
Кинестетик воспринимает мир через чувства и ощущения. Для него важно все потрогать, «почувствовать кожей» или ощутить через мышечное чувство и другие телесные ощущения. Вся прочая информация кажется ему недостаточной.
По статистике, сорок процентов всех людей являются визуалами, еще сорок процентов – кинестетиками, и лишь двадцать процентов человечества относятся к аудиалам.
«Перекос» в сторону одного из трех способов восприятия – вовсе не какая-то патология, не нарушение, не отклонение от нормы. Все мы разные, и это – норма.
Карта мозга может меняться, а значит, могут усиливаться интеллектуальные способности!
Мозг создает картину мира, пропуская его образы через органы чувств: зрительные образы – через глаза, слуховые образы – через уши. Что касается кинестетического восприятия, то для него не предусмотрен природой какой-то единый орган чувств: кинестетическое восприятие мира осуществляется как посредством осязания, обоняния и вкуса, так и через вестибулярный аппарат, а также особые телесные ощущения, такие как мышечное чувство, температурные и болевые ощущения, чувство движения, напряжения и расслабления, тяжести и легкости, «мурашек по коже» и т. п.
Различия в восприятии связаны вовсе не с состоянием здоровья органов чувств. Близорукий человек может быть прекрасным визуалом, а тот, у кого слух нарушился из-за болезни, не перестанет быть аудиалом, если был таковым раньше. Дело не столько в органах чувств как таковых, сколько в способах анализа и восприятия мозгом поступающей через них информации.
Информация от внешнего мира (и не только от внешнего, но также и от внутренней среды организма) поступает в первую очередь на рецепторы – это особые клетки, функция которых как раз и состоит в реагировании на те или иные раздражители.
Как только раздражитель попал на рецепторы – в них тут же происходит химическая реакция. В результате выделяется энергия, которая передается нерву. Нерв – это не что иное, как волокна нейронов, нервных клеток, являющихся основными элементами нервной системы. Нерв передает полученную информацию нейронам, затем она передается дальше, другим, третьим нейронам, и наконец доходит до того участка головного мозга, где происходит распознавание и анализ этой информации, а также рождается реакция на нее в виде определенных ощущений.
От того, как именно организован соответствующий участок головного мозга, как раз и зависит, насколько полным будет восприятие и усвоение этой информации. Если это развитый участок, с множеством нейронных связей, образующий устойчивую нейронную сеть – тогда информация будет воспринята и усвоена наилучшим образом. Если же это, скажем так, недостаточно тренированный участок мозга, где нейронные связи неустойчивы и их недостаточно – часть информации может остаться незамеченной, и картина мира понесет значительный ущерб!
Чем активнее работают наши нервные клетки – нейроны, тем богаче создаваемые ими нейронные сети, возникающие в результате взаимодействия нейронов. Каждая нейронная сеть создает нечто вроде программы, руководящей нашими навыками, способностями, восприятием и анализом информации. Таким образом в мозгу создаются системы, отвечающие за каждую нашу функцию и каждое действие. Совокупность этих систем ученые называют картой мозга.
Согласно этой карте, весь мозг, можно сказать, поделен на зоны, или области, каждая со своей функцией. Способность воспринимать звук закреплена за определенной зоной. Свет, цвет и создаваемые ими зрительные образы – прерогатива другой зоны мозга. За кинестетические ощущения также отвечает отдельная зона.
То, как мы воспринимаем соответствующие сигналы от внешнего мира, зависит от развитости ответственных за них зон мозга.
Почему они развиты у большинства людей не в равной мере? Трудно сказать – ведь мозг еще далеко не полностью изучен учеными, во многом он остается загадкой для науки! Наверняка играет свою роль и наследственность, и опыт, полученный в младенчестве, и воспитание. Но есть и другие, невыясненные еще пока факторы, определяющие, почему мы становимся визуалами, аудиалами или кинестетиками. Ясно одно: у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны в восприятии реальности. И надо научиться пользоваться своими сильными сторонами в полной мере – а слабые по возможности развивать путем тренировок.
То, что такое развитие возможно в любом возрасте – подтверждает практика. И современная наука дает обоснование тому факту, что тренировка мозга приносит большие результаты. Ведь если еще совсем недавно считалось, что карта мозга человека неизменна, то сегодня ученые приходят совсем к другим выводам: карта мозга может меняться!
Иначе как объяснить тот факт, что человек, у которого в результате травмы или болезни поврежден участок мозга, отвечающий за восприятие звука, через некоторое время может снова научиться слышать? Другой участок взял на себя функции поврежденного, так как там сформировались новые связи между нейронами взамен отсутствующих. Карта мозга изменилась, мозг заново обучился нарушенной функции.
Наш мозг пластичен – вот о чем это говорит!
Пластичен – значит, способен меняться, развиваться, приобретать новые функции, устанавливать новые связи между нейронами и создавать новые нейронные сети.
Недавние исследования ученых выявили такую удивительную вещь: участок головного мозга, обрабатывающий зрительную информацию, способен воспринимать и анализировать и звуковые сигналы. Именно благодаря этому мы можем в своем воображении создавать зрительные образы, когда слышим речь или музыку. Звуки превращаются в зрительные образы благодаря одной и той же области мозга, отвечающей за аудиальную информацию! И чем больше мы тренируемся в создании таких образов – визуализации, тем лучше работает данная область мозга.
Точно так же мы можем тренировать свой мозг лучше воспринимать любую информацию – зрительную, звуковую, кинестетическую.
По мере тренировок мозг будет создавать новые нейронные сети и совершенствовать уже существующие. Как следствие, наша картина мира будет становиться более полной, мы уже не будем пропускать мимо себя важную информацию, а значит, работа нашего интеллекта будет значительно более продуктивной, чем прежде.
Задумайтесь: чего больше в вашей картине мира – зрительных образов, звуков, ощущений? Достаточно ли ярко и полно вы воспринимаете мир? Не бывает ли такого, что не замечаете чего-то важного, пропускаете мимо ушей или не реагируете на сигналы, которые посылает тело (оно порой сообщает нам не менее важную информацию, чем та, что видима глазами и слышима ушами)? На основе неполной или недопонятой информации мы неизбежно делаем неверные выводы и принимаем неправильные решения. Вот почему нужно развивать свою карту мозга, тренируя его на полноценное зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Тайны мозга. Сверхвозможности опасны для их обладателя | Наука | Общество
Как устроен человеческий мозг? Способен ли он познать сам себя? Откуда берутся интуиция и творчество? Об этом и многом другом «АиФ» рассказал российский физиолог, академик, директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев.
Мыслящий студень
Владимир Кожемякин, «АиФ»: — Святослав Всеволодович, что в деятельности мозга кажется вам наиболее загадочным и необъяснимым?
Святослав Медведев: То, чему я посвятил, по сути, свою научную жизнь: нерешенный до сих пор вопрос, как нейроны мозга организуются в систему. Представьте себе: компьютер и мозг. Количество элементов в мозге — 100 млрд. нейронов. Для описания взаимодействия между ними нужен объем компьютерной памяти, сравнимый с числом частиц в видимой нами Вселенной. При этом, скорость распространения информации по мозгу – всего 1400 м в секунду. В компьютере же это – фактически скорость света. И, кстати, работает мозг на энергии, по мощности сравнимой с той, которую даёт автомобильный аккумулятор. Замечу, что в мощных компьютерах только на охлаждение идут десятки киловатт. Но при этом эффективность его неизмеримо выше, чем у любого из известных ныне сверхмощных компьютеров… Каким образом нейроны могут организовываться при столь медленной работе мозга? Почему до сих пор эффективность его деятельности далеко превосходит все, что сейчас достигается компьютерами? Мы не представляем себе, как это происходит с точки зрения законов физики.
— Вы видели живой человеческий мозг?
— Конечно, ведь я присутствовал на многих нейрохирургических операциях. И это на самом деле производит впечатление — что всё наше интеллектуальное сокровище выглядит как некий студень с прожилками. И даже нам, исследователям, бывает трудно осознать и до конца поверить, что 1,5 килограммах этой бугристой розовой студенистой массы в черепной коробке содержится все богатство нашего внутреннего мира, все разнообразие поведения!
Может быть, в этом и есть главная загадка мозга – как в этом студне заключены все связи Вселенной? Каким образом в нем происходит взаимодействие между идеальным и материальным? Как наши чувства превращаются в биохимические процессы, и наоборот – как эти процессы превращаются в эмоции? Вот вы не знаете? Я – тоже. Пока…
— На сколько процентов вообще изучен мозг?
— Ответа на этот вопрос не существует. Кстати, о процентах. Считается, будто человек использует только 10, 15 или 20% возможностей мозга. Это чепуха! Представим, что в эпоху XIX в. исследователи человеческого мозга высадились на неизведанный берег и понемногу начали разведку местности: постепенно продвигались вглубь континента, прокладывали дороги, осваивали земли, строили мосты, обходили горы. И в итоге освоили достаточно небольшую территорию, скажем, полуостров, а остальная земля осталась им неизвестной. Так продолжается и сейчас: у нас, выражаясь фигурально, до сих пор нет ни спутников, ни самолетов, и мы даже не знаем, насколько велик наш материк.
Часовой в голове
— Интуиция, внутренний голос, шестое чувство — что это?
— Я думаю, накопленный в течение жизни опыт и подсознательный анализ ситуации. Например, человек видит признаки опасности, но полностью осознать увиденное не успевает. Однако, основываясь на этих признаках, мозг молниеносно дает команду, которую мы считаем подсказкой внутреннего голоса. Мы можем инстинктивно остановиться посреди улицы или, напротив, резко ускорить шаг, заметив краем глаза падающую с крыши сосульку или кирпич.
В мозге человека есть механизм сравнения реальной ситуации с контрольной – то есть, некой матрицей стереотипов. Образно говоря, в нашей голове все время дежурит часовой, который собирает общую картину, обрабатывает ее, закрепляет, а потом мониторит текущую обстановку, проверяя, не поменялось ли что. Если возникают изменения, в мозге появляется сигнал – смутное беспокойство, ощущение, мол, что-то не так. Заметьте: мозг не говорит, что именно не в порядке, а просто «портит вам настроение». Задача «часового» – следить за отклонениями от стандарта, и обратить на них внимание, а там пусть уж человек сам принимает решение, что ему делать.
— Но тогда почему такое смутное беспокойство зачастую появляется задолго до события? Что это — предвидение?
— Отвечу присказкой: «Если господин гусар идет играть в карты на всю ночь, то еще днем, когда пока что ничего не случилось, его жена уже начинает беспокоиться, не проиграется ли он в пух и прах». Иначе говоря, вы приблизительно понимаете, что плохого может произойти, и начинаете переживать заранее, прикидываете шансы на успех. Предвидение – это анализ ситуации.
— Насколько, на ваш взгляд, велико влияние человеческой воли? Где черта, за которой она уже бессильна? Или человек способен на все, пока не умрет?
— Конечно, нет, не способен. Такая черта – это выход за нормальную ситуацию: тяжелая болезнь, серьезная травма, наркотическое отравление… Мозг хорошо работает в условиях стабильности. Когда возникающие нестабильности держатся в рамках, он прекрасно их выравнивает. Но бывают ситуации, когда ничего не поможет: будет сила воли, не будет – уже все. Например, есть воздействия, против которых мозг бессилен: если вводить в организм определенные вещества, например психотропные, наркотические, то сопротивление практически невозможно. Известны легенды о волевых разведчиках, которые молчали под любыми пытками. Но после обработки специальными психотропными препаратами человек теряет волю и отвечает на любой вопрос.
— Вы, помимо прочего, исследуете феномен творческого начала в человеке – «божьей искры», как говорится. Если не секрет, на каких приборах это делается?— Их достаточно много: позитронно-эмиссионный томограф, магнитно-резонансный томограф, различные устройства, использующие современные методы электроэнцефалографии. Мы предлагаем людям выполнять определенные творческие задания — например, придумать нестандартную фразу. И видим на приборах, как в этой ситуации происходит функционирование мозга.
Творчество – это, пожалуй, единственный вид деятельности, при котором активизируется весь мозг. Например, когда вы просто ведете беседу, то задействуется область мозга около виска, а когда слушаете речь – область чуть-чуть сзади. При творчестве этого не происходит, потому что человек не знает, какие ресурсы будут нужны для решения задачи. Как ни странно, одни и те же нейроны участвуют и в процессе мышления, и в выполнении каких-то действий, и в контроле за функциями внутренних органов.
Последняя научная монография моей матери, Натальи Петровны Бехтеревой была написана на тему «Умные живут дольше». О том же говорит и известный геронтолог Владимир Анисимов: ученые тех специальностей, где творчество обязательно, зачастую могут похвастаться своим долголетием.
Сверхвозможности опасны?
— Есть расхожее представление, что мозг обладает некими сверхвозможностями, скрытыми в подсознании. Это действительно так?
— Не стоит переоценивать роль идеального в работе мозга. Отсюда появляются мифы о его сверхвозможностях и скрытых резервах — мол, человек в обычной жизни якобы задействует всего лишь малую долю того, что ему на самом деле подвластно. Кто, например, не слышал историю о прохожем, который, спасаясь от собаки, перелез через трехметровую стену, хотя никогда ни до, ни после не мог перелезть даже через двухметровую… Вариаций на эту тему предостаточно. В финале обычно делается вывод, что у каждого из нас есть масса нереализованных возможностей, и вот если бы научиться их использовать… Что ж, это несложно. Вкатите себе лошадиную дозу допинга и дерзайте. Скорее всего, вы умрете уже при второй пробе…
Подобные представления похожи на миф о покорении природы. Да, у организма есть резервы. Но они потому и резервы, что приберегаются для редких, действительно экстремальных случаев. Человек может многое, но далеко не все – при этом за свершения приходится платить, иногда слишком высокую цену…
К примеру, существует теория, будто реальная сила мышц во много раз больше чем та, которую мы показываем на соревнованиях. Ситуация такая же, как с суперсовременными сверхмощными машинами, в которых скорость ограничена искусственно. Ограничения же на силу мышц происходят за счет ломкости костей, недостаточной прочности сухожилий. Почему же бесконечны истории о прыжках и невероятной силе? Да потому, что в момент опасности в организме выделяется лошадиная доза адреналина. Организм умно сконструирован. Он понимает, что, когда, скажем, нападает тигр, не время думать о правильном распределении энергии, а растянутые связки можно починить потом. Но когда обсуждают нераскрытые возможности мозга (сверхпамять, сверхбыстрый счет и другие феномены), скучные представления о естественных барьерах сразу забывают.Весь вопрос тут в цене сверхвозможностей. Известно, что практически все чемпионы олимпийского уровня – больные люди. Их рекорды связаны с запредельной мобилизацией сил организма: такое даром не проходит. Платой за медаль в 18 лет часто становится инвалидность в 40. Человек работает на износ, не думая о будущем. Или, скажем, есть люди, которые никогда не спят: как ни странно, им нельзя водить машину. Отсутствие нормального сна они компенсируют тем, что засыпают на секунду-другую. А за секунду, между прочим, автомобиль может проехать десятки метров…
Кстати, и сами по себе сверхвозможности – не всегда благо. Возьмем, к примеру, ту же память. Мгновенно и навсегда сохранять в голове огромные объемы информации – это великолепно. Но и способность забывать – тоже великое дело. Представьте себе, что один из супругов помнит обо всех семейных скандалах, психологических травмах, поражениях. С такой памятью трудно жить. Великий сыщик Шерлок Холмс избегал ненужных знаний. С подобной проблемой сталкиваются все, кто работает на компьютере: диск объемом 500 гигов можно заполнить очень быстро, но как потом найти нужный файл? Тот, кто помнит все, зачастую мало что может использовать: он завален информацией.
Пока что большинство случаев выдающихся возможностей человека вели к потерям в будущем или даже настоящем. Почти любое отклонение от стабильности человеческого организма не приводит к благу. Отсюда следует вывод: сверхвозможности, по идее, должны быть запрещены на биологическом уровне – стремлением самого мозга и организма к сбалансированности. Поэтому, мозг вносит достаточно жесткие ограничения в наше мышление, подобно тому, как в басовом регистре нельзя сыграть быструю мелодию.
Сверхвозможности опасны для их обладателя. Возьмем жизнь и смерть Владимира Высоцкого, который, несомненно, обладал сверхвозможностями, но они «сожгли» (в буквальном смысле, если говорить об энергетике) его организм. Или, скажем, судьбы Пушкина, Лермонтова… Если плата за развитие своих способностей и умений в пределах нормы — это тренировка и здоровый образ жизни, то цена сверхвозможностей — гипертрофия какого-то одного качества за счет других и, возможно, преждевременная смерть.
— Если мозг изучен не до конца, значит, нельзя отказывать ему и в каких-то паранормальных способностях?— Думаю, придет время заняться изучением явлений, которые сейчас считаются несуществующими: феноменом предвидения, выходом души из тела, возможностями телепатии, вещими снами. Например, телепатия: есть она или нет? Ясно одно: передача мыслей на расстояние сделала бы невозможным существование высокоразвитых форм жизни. А так называемый выход души из тела происходит только в критических состояниях, например, когда человек при смерти. Почему? Когда жизнь угасает, нарушается согласованная работа различных систем. Их еле-еле хватает на самообеспечение, но уже не на взаимодействие. И тогда, возможно, в мозге перестают действовать некоторые запреты и ограничения… У некоторых людей это врожденные качества (в этом случае мы говорим о таланте или даже гении). Они могут проявляться, например, при постановке сверхзадачи в виде озарений и сопровождаться изменением внутреннего режима времени.
— То есть время в мозге течет как-то иначе?
— Возможно, что и так. В особенно сложных структурах энергия может переходить во время или пространство и наоборот. Иначе говоря, не исключено, что мозг в своём объёме способен изменять законы пространства-времени. Теоретически можно себе представить, как сложная нейронная сеть (совокупность миллиардов нейронов) локально, в объёме головы, модифицирует свойства пространства в зависимости от своей структуры и состояния.
Можно ли пересадить голову?
— Вы не раз говорили о противоречии между огромной интеллектуальной мощью мозга и его зависимостью от состояния тела. А если бы мозг был совсем независим от тела – то что?
– Зависимость мозга от тела – это не всегда хорошо. Но, если бы её не существовало, то не было бы, скажем, и влияния стресса на работу мозга. А стресс, как известно, – великий стимулятор активной деятельности. Существует расхожая версия о том, что на исход Бородинской битвы и битвы при Ватерлоо косвенным образом повлияли недомогания Наполеона, в частности, пресловутый насморк в день сражения. В этом объяснении есть определённый смысл – ведь насморк вызывает гипоксию, кислородное голодание мозга, что снижает остроту и ясность мышления, скорость реакции. Возможно, именно это стало причиной того, что Наполеона не посетило свойственное ему озарение, помогавшее выигрывать другие сражения.
Если отделить мозг и сделать автономным, это резко его обеднит. Например, лишит эндогенных морфинов – химических соединений, которые обладают способностью влиять на эмоциональное состояние. Отнимите эти гормоны счастья – и человек не сможет получать удовольствие, потеряет огромное количество эмоций. Мозг должен зависеть от тела. Это насущная необходимость. И именно то, что делает человека человеком и отличает его от компьютера.
— В фантастических фильмах мозг перемещают в экзоскелет, и в результате рождается киборг. Возможно ли такое в будущем? Можно ли пересадить мозг в другое тело?
– Пока что, к сожалению, нельзя. Спинной мозг в итоге «не склеивается», и человек оказывается парализованным. Во времена Советского Союза мы изучали солдат, вернувшихся из Афганистана с полным перерывом спинного мозга. Восстановить это было невозможно, хотя улучшения в состоянии пациентов и были довольно значительными. Вот черепахи, например, вполне способны восстанавливаться и передвигаться с такой травмой, кошки тоже, а человек, увы, нет. Если подобную операцию всё-таки удастся успешно осуществить, тогда можно будет и пересаживать голову.
Интернет упрощает разум
— Вы как-то заметили, что интернет упрощает разум. Но так ли это? Находя ответы на все вопросы в Сети, люди действительно зачастую разучиваются думать. Но с другой стороны, мгновенное получение любого знания должно обогащать мозг…
— В мире нет абстрактно плохих и абстрактно хороших вещей. Например, наркотики – однозначно плохое дело, но без них невозможно проведение ни одной операции. Или, скажем, атомная бомба – она плохая или хорошая? Она сама по себе никакая. С ее помощью можно создавать гигантские подземные хранилища, а можно и уничтожать города. Или, скажем, сбить комету, которая летит на Землю.
Честно сказать, я больше люблю читать книгу, чем смотреть телевизор. Но смотрю – в разумных пределах. Телевидение меня не поработило, не сделало зависимым от «ящика». Вот и наркоманом человек, как правило, не становится, его заставляют таким стать. И если он поддается, то в итоге погибает. Приучение к наркомании – это огромная индустрия. И с интернетом та же самая история. Сейчас создано множество очень хитрых приемов для «отключения» людей от реальной жизни – и в том числе для того, чтобы они не задавали лишних вопросов. И так, к сожалению, происходит во всем мире.
И в самом деле, если исходить из подобной логики — зачем помнить наизусть цитаты, если все можно «по щелчку» найти в интернете? Зачем читать книгу – проще посмотреть экранизацию… На самом деле беда уже у ворот: мы не оглупляем наших детей, но упрощаем их разум. То же кино дает зрителю фабулу произведения и губит фантазию. Вы уже не можете представить себе истинные образы Миледи и д’Артаньяна у Дюма. Это однозначно Терехова и Боярский…
Мозговой штурм мозга
— Ваша новая книга называется «Мозг против мозга». Что имеется в виду?
— По-английски эта фраза звучит более близко к смыслу книги: «Мind vs brain». То есть мозг, который мыслит (сознание, знание, разум) против мозга как материального тела. Способен ли человеческий мозг познать мозг, то есть сам себя? Как можно с помощью понимания, науки, логики постичь работу невероятно сложного «устройства» (или, кто знает, может быть, «существа»), заключенного в нашей голове? Ученые впервые столкнулись с ситуацией, когда «прибор» и объект его изучения одинаково сложны. Вы не поверите, но все, что мы до сих пор исследовали, будь то атом или Галактика, было проще, чем мозг человека. Можно ли вообще познать его? Я думаю, что до конца — вряд ли. Надежду даёт только то, что число научных открытий в исследовании мозга не прекращается. Такое ощущение, что мозг шутя раскрывает свои тайны, полагая, будто их у него бесконечно много, а значит, можно немного «подкинуть» любопытствующим учёным.
— Вы выражаете сомнение в том, что человеческий мозг можно познать с помощью мозга, то есть «прибора», сопоставимого по сложности с исследуемым объектом. А значит, разгадать до конца все тайны мозга навряд ли возможно. Но, может быть, учёным поможет в этом мозговой штурм – метод коллективного поиска решений? Один мозг хорошо, а несколько – лучше…
– К сожалению, обычно при количественном увеличении числа мозгов качественное изменение не происходит. Просто собирается всё больше и больше слепцов, ощупывающих слона. Консилиум – это лишь увеличение числа попыток.
Метод мозгового штурма работает, но в случае с изучением мозга он пока не привёл ни к каким важным результатам. Может быть, потому, что мы не умеем задавать мозгу правильные вопросы.
Влияние диабета на мозг
Контроль уровня сахара в крови может помочь сохранить здоровье тела и мозга.
Вот кое-что, что может поразить вас. Знаете ли вы, что диабет может повлиять на ваш мозг? Ваш мозг чувствителен к количеству глюкозы (сахара), которое он получает. Как высокий, так и низкий уровень сахара в крови могут повредить кровеносные сосуды в головном мозге. Узнайте, как контроль уровня сахара в крови может помочь сохранить ваше тело и мозг здоровыми.
Вы, наверное, знаете, что поддержание уровня сахара в крови в целевом диапазоне является ключом к лечению диабета и предотвращению таких осложнений, как сердечные заболевания и потеря зрения. Но знаете ли вы, что эпизоды высокого и низкого уровня сахара в крови могут влиять на работу мозга? Это потому, что ваш мозг чувствителен к количеству сахара, которое он получает.
Вы можете помочь предотвратить или отсрочить проблемы, поддерживая уровень сахара в крови как можно ближе к целевому уровню. Узнайте о связи между диабетом и мозгом и о том, как контроль уровня сахара в крови может помочь сохранить здоровье вашего мозга и остального тела.
Связь между диабетом и мозгом
Ваш мозг — это командный центр вашего тела. Он состоит из нервных клеток, которые поддерживают работу вашего тела, даже когда вы спите. Он также контролирует, как вы чувствуете, учитесь и запоминаете. И чтобы выполнить всю эту работу, ваш мозг использует сахар в крови для получения энергии. Мозг является наиболее энергоемким органом: ему для нормального функционирования требуется половина всей энергии сахара в организме.
Если уровень сахара в крови выходит за пределы нормы, это может вывести из равновесия ваш командный центр. Точно так же, как диабет может вызвать повреждение нервов ваших глаз, ног и рук, он также может повлиять на ваш мозг, повреждая нервы и кровеносные сосуды. Это может привести к проблемам с памятью и обучением, перепадам настроения, увеличению веса, гормональным изменениям и со временем к другим серьезным проблемам, таким как болезнь Альцгеймера. Поскольку как высокий, так и низкий уровень сахара в крови может нанести вред, для людей с диабетом особенно важно поддерживать уровень сахара в крови на целевом уровне.
Гипергликемия и мозг
Поскольку ваш мозг использует сахар как источник энергии, вы можете подумать: « Чем больше сахара я даю, тем лучше будет мой мозг ». Но это не может быть дальше от истины. Частые эпизоды гипергликемии (высокий уровень сахара в крови) могут вызвать стресс для мозга. А поскольку последствия высокого уровня сахара в крови проявляются со временем и не проявляются сразу, многие люди не знают, что это влияет на их мозг.
Высокий уровень сахара в крови с течением времени повреждает кровеносные сосуды в головном мозге, несущие богатую кислородом кровь. Когда ваш мозг получает слишком мало крови, клетки мозга могут погибнуть. это называется атрофия мозга и может вызвать проблемы с памятью и мышлением и в конечном итоге может привести к сосудистой деменции.
Ваш врач установит для вас индивидуальный целевой уровень сахара в крови. Вы можете помочь защитить свой мозг, поддерживая уровень сахара в крови как можно ближе к целевому уровню и придерживаясь диеты, богатой овощами, клетчаткой и фруктами, наряду с регулярной физической активностью. Эти здоровые привычки могут помочь вам справиться с диабетом и поддержать здоровье вашего мозга.
Гипогликемия и мозг
Гипогликемия (низкий уровень сахара в крови) возникает, когда уровень сахара в крови падает ниже 70 мг/дл, и может быть чрезвычайно опасной, если ее не лечить. Когда ваш мозг не получает достаточного количества сахара, он перекрывает доступ кислорода к мозгу. И в отличие от высокого уровня сахара в крови, при котором требуется время, чтобы повлиять на мозг, когда у вас низкий уровень сахара в крови, признаки часто проявляются немедленно. Симптомы низкого уровня сахара в крови могут включать головокружение, дрожь или раздражительность, а также у вас могут возникнуть проблемы с ходьбой или речью. Сильный низкий уровень сахара в крови может привести к потере сознания или судорогам. Это может даже ввести вас в кому.
У некоторых людей с низким уровнем сахара в крови может не быть никаких симптомов, что затрудняет раннее лечение. Вот почему важно часто проверять уровень сахара в крови, чтобы вы могли лечить низкий уровень сахара в крови до того, как он вызовет серьезные проблемы. И хотя неясно, вызывает ли низкий уровень сахара в крови долгосрочные последствия для мозга, некоторые исследования действительно показывают, что большие падения уровня сахара в крови могут быть связаны с проблемами с депрессией, памятью и концентрацией внимания. Если у вас есть какие-либо из этих проблем и частые эпизоды низкого уровня сахара в крови, поговорите со своим врачом, который может помочь:
- Выясните, почему у вас могут быть эпизоды низкого уровня сахара в крови.
- При необходимости откорректируйте лекарство.
- Направит вас к консультанту по психическому здоровью, чтобы помочь с чувством депрессии.
Помните о здоровье мозга
Чтобы улучшить или предотвратить проблемы со здоровьем мозга и диабетом, вы можете предпринять следующие действия:
- Следуйте плану здорового питания, который соответствует вашим потребностям.
- Поддерживайте здоровый вес.
- Контролируйте уровень сахара в крови.
- Поддерживайте уровень сахара в крови в пределах целевого уровня.
- Регулярная физическая активность.
- Принимайте лекарства согласно предписаниям.
- Решите не пить или пейте умеренно.
- Бросьте курить, если вы курите.
- Управление стрессом.
- Поговорите со своим врачом о любых проблемах, которые могут у вас возникнуть.
Правое/левое полушарие, верно? — Здоровье Гарварда
Подпишитесь на меня в Твиттере @RobShmerling
Если вы похожи на меня, то знаете, что около 90% людей правши, и во многом причина в генетике. И это правда, хотя остается загадкой, почему наша генетическая эволюция привела к большему количеству правшей, чем левшей.
Но для некоторых задач ручность можно «преодолеть». Например, дети-правши, которые учатся играть в теннис, гольф или бейсбол, могут успешно бить «с другой стороны». Это может быть больше связано с тем, как их учат и что подкрепляется, чем с запрограммированным предпочтением той или иной руки.
Согласно недавнему исследованию, представление о том, что люди являются «левополушарными» или «правополушарными», также может быть менее фиксированным, чем мы думали.
Узнали себя?
В соответствии с общепринятым мнением, характер, стиль мышления или способ действий людей, как правило, относятся либо к правополушарным, либо к левополушарным.
Люди с правым полушарием мозга должны быть интуитивными и творчески мыслящими. Это «качественные» мыслители, воспринимающие мир в описательных или субъективных терминах. Например: «Небо серое и угрожающее; интересно, будет ли дождь?»
Между тем, люди с левым полушарием склонны к количественному и аналитическому анализу. Они обращают внимание на детали и руководствуются логикой. Их мнение о погоде более вероятно: «В прогнозе говорилось, что вероятность дождя составляет всего 30%, но эти кучево-дождевые облака, вероятно, принесут с собой грозу, а также дождь».
Популярная книга, впервые опубликованная в 1979 году, Рисунок правой стороны мозга , расширяет эту концепцию. Это предполагает, что независимо от того, как устроен ваш мозг, контакт с вашим «правым полушарием» поможет вам видеть и рисовать вещи по-другому.
Эти представления о «лево- и правополушарности» широко распространены и общеприняты. Но они также могут ошибаться.
Местоположение имеет значение
Идея о том, что некоторые функции мозга сосредоточены в большей степени на одной стороне мозга, чем на другой, верна. Мы знаем это отчасти из того, что теряется, когда инсульт затрагивает определенную часть мозга. Например, долгое время считалось, что у большинства людей контроль над речью находится в левом полушарии мозга. И есть области правой половины мозга, которые контролируют движения левой руки и ноги (и наоборот). Повреждение передней части мозга связано со снижением мотивации, трудностями планирования и нарушением творчества. Тем временем задняя часть мозга (затылочная кора) интегрирует визуальную информацию от глаза. Повреждение этой области может привести к частичной или полной слепоте. Это всего лишь несколько примеров того, как определенные части мозга кажутся ответственными за определенные функции. Итак, место имеет значение.
Но для более индивидуальных личностных черт, таких как творчество или склонность к рациональному, а не к интуитивному, было мало или совсем не было доказательств, подтверждающих пребывание в одной области мозга. На самом деле, если вы сделаете компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию или даже вскрытие мозга математика и сравните его с мозгом художника, вряд ли вы обнаружите большую разницу. И если вы проделаете то же самое для 1000 математиков и художников, маловероятно, что возникнет какая-либо четкая закономерность различий в структуре мозга.
Миф о правом и левом полушариях мозга?
Итак, идея «думать левым полушарием» — это миф? Может быть. Но отсутствие доказательств не доказывает обратного. Для людей, живших тысячи лет назад, неспособность доказать, что земля круглая, не доказывала, что земля плоская!
Но накапливаются данные, опровергающие концепцию левого/правого полушария. Согласно исследованию 2013 года, проведенному в Университете штата Юта, сканирование мозга показывает, что активность обоих полушарий мозга одинакова, независимо от личности человека.
Они изучили снимки мозга более 1000 молодых людей в возрасте от 7 до 29 лет и разделили различные области мозга на 7000 областей, чтобы определить, является ли одна сторона мозга более активной или связанной, чем другая сторона. Признаков «однобокости» не обнаружено. Авторы пришли к выводу, что представление о том, что у некоторых людей более левое или правое полушарие мозга, является скорее фигурой речи, чем анатомически точным описанием.
С другой стороны, исследователи продолжают изучать латеральность мозга, то есть, какие части (и стороны) мозга являются доминирующими при рассмотрении различных функций мозга, таких как языковые навыки или распознавание лиц.
Суть
Если вы всегда думали о себе как о «цифровом человеке» или творческом человеке, эта область исследований ничего не изменит.