Наблюдение это в психологии определение: наблюдение это

Никандров В. В. Экспериментальная психология

доктор психологических наук Е. П. Ильин (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена),

доктор психологических наук А. И. Худяков (Санкт-Петербургский государственный университет)

Н 62 Экспериментальная психология. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. ISBN 5-9268-0217-2

В учебнике экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений.

Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.

Книга предназначена для профессиональных психологов любой специализации, а также для студентов, аспирантов и слушателей психологическихвузов и факультетов.

Введение 5

Глава 1. ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 5

Глава 2. ИЗ ИСТОРИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 10

Часть I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 14

Глава 3. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14

Глава 4. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.1. ОБЩАЯ СХЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18

4.2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 18

4.3. ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ 21

4.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22

4.5. СБОР ДАННЫХ 23

4.5.1. Общее понятие о данных 23

4.5.2. Классификация данных 23

4.5.3. Процедура сбора данных 25

4.6. ОБРАБОТКА ДАННЫХ 25

4.6.1. Общее представление об обработке 25

4.6.2. Первичная обработка 27

4.6.3. Вторичная обработка 30

4.6. 3.1. Общее представление о вторичной обработке 30

4.6.3.2. Меры центральной тенденции 32

4.6.3.3. Меры изменчивости (рассеивания, разброса) 32

4.6.3.4. Меры связи 33

4.6.3.5. Нормальное распределение 35

4.6.3.6. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке 37

4.7. Интерпретация результатов 38

4.7.1. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации 38

4.7.2. Объяснение результатов 39

4.7.2.1. Общее представление об объяснении 39

4.7.2.2. Виды объяснения в психологии 40

4.7.3. Обобщение результатов 43

4.8. Выводы и включение результатов в систему знаний 44

Часть II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 46

Раздел А 46

Общее представление о системе методов в психологии 46

Глава 5. КАТЕГОРИЯ «МЕТОД» В СИСТЕМЕ СМЕЖНЫХ ПОНЯТИЙ 46

Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ 49

Раздел Б Неэмпирические методы 57

Глава 7. Организационные методы (подходы) 58

7. 1. Сравнительный метод 58

7.2. Лонгитюдный метод 58

7.3. Комплексный метод 59

Глава 8. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 60

8.1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ 60

8.2. Качественные методы 65

Глава 9. Интерпретационные методы (подходы) 68

Раздел В Эмпирические методы общепсихологического значения 71

Глава 10. Наблюдение 73

10.1. Общее представление о методе наблюдения 73

10.2. Виды наблюдения 76

10.3. Интроспекция – специфический метод психологии 81

Глава 11. Вербально-коммуникативные методы 88

11.1. Беседа 88

11.1.1. Сущность и специфика психологической беседы 88

11.1.2. Основные способы ведения и виды психологической беседы 91

11.1.3. Особенности беседы с детьми 94

11.2. ОПРОС 95

11.2.1. Общие сведения об опросных методах 95

11.2.2. Интервью 102

11.2.2.1. Интервью как единство беседы и опроса 102

11.2.2.2. Процедура интервьюирования 102

11.2.2.3. Требования к интервьюеру 106

11. 2.2.4. Виды интервью 107

11.2.3. Анкетирование 109

11.2.3.1. Специфика анкетирования как опросного метода 109

11.2.3.2. Анкета 112

11.2.3.3. Виды анкетирования 113

11.2.4. Сравнительный анализ интервью и анкетирования 114

Глава 12. ЭКСПЕРИМЕНТ 115

12.1. Общая характеристика психологического эксперимента 115

12.1.1. Определение 115

12.1.2. Основные элементы экспериментального метода 116

12.1.3. Уровни эксперимента 118

12.2. Процедурные особенности эксперимента 118

12.2.1. Предъявление независимой переменной 118

12.2.1.1. Виды НП 118

12.2.1.2. Требования к процедуре предъявления НП 120

12.2.1.3. Планирование эксперимента 120

12.2.2. Контроль дополнительных переменных 124

12.2.2.1. Контроль внешних ДП 124

12.2.2.2. Контроль внутренних ДП 125

12.2.3. Фиксация эксперимента 127

12.3. Виды эксперимента 129

12.4. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого 137

12. 4.1. Доэкспериментальное общение 138

12.4.2. Экспериментальное взаимодействие 141

12.4.3. Послеэкспериментальное общение 143

Глава 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 144

13.1. Общее представление о психологическом тестировании 144

13.2. Возникновение и развитие метода тестирования 145

13.3. Классификация психологических тестов 146

13.4. Субъективные тесты 146

13.5. Объективные тесты 150

13.6. Проективные тесты 152

13.7. Компьютерное тестирование 156

13.8. Требования к построению и проверке тестовых методик 157

Глава 14. Моделирование в психологии 160

14.1. Определение 160

14.2. Немного истории 160

14.3. Понятие «МОДЕЛЬ» 161

14.3.1. Общее представление о модели 161

14.3.2. Функции моделей 162

14.3.3. Классификация моделей 162

14.4. Специфика моделирования в психологии 164

14.5. Основные направления моделирования в психологии 165

14.5.1. Моделирование психики 166

14. 5.1.1. Общие сведения о моделировании психики 166

14.5.1.2. Моделирование физиологических основ психики 169

14.5.1.3. Моделирование психологических механизмов 179

14.5.2. Психологическое моделирование 179

Раздел Г Эмпирические методы частнопсихологического значения 181

Глава 15. ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 181

15.1. Метод семантического дифференциала 181

15.2. Метод семантического радикала 181

15.3. Метод репертуарных решеток 182

Глава 16. ПСИХОМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ 183

16.1. Методы исследования свойств нервной системы 183

16.2. Методы исследования моторики 184

16.3. Методика миокинетической психодиагностики 188

Глава 17. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ 191

17.1. Социометрия 191

17.2. Групповая оценка личности 193

17.3. Референтометрия 194

17.4. Методика фидлера 194

Глава 18. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 196

18.1. Общее представление о психотерапии 196

18. 2. Гипнотерапия 197

18.3. Аутогенная тренировка 198

18.4. Рациональная (разъяснительная) психотерапия 198

18.5. Игровая психотерапия 199

18.6. Психоэстетотерапия 200

18.7. Наркопсихотерапия 200

18.8. Телесная психотерапия 201

18.9. Социальная психотерапия 201

Глава 19. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ 203

203

Глава 20. БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 204

20.1. Общие сведения о системе биографических методов 204

20.2. Психобиография 205

20.3. Каузометрия 205

20.4. Формализованная биографическая анкета 205

20.5. Психологическая автобиография 206

Глава 21. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 208

21.1. Психофизиологические методы как объективные способы изучения психики 208

21.2. Методы исследования работы вегетативной нервной системы 209

21.2.1. Измерение кожно-гальванической реакции 209

21.2.2. Методы исследования работы сердечно-сосудистой системы 211

21.2.3. Методы исследования работы дыхательной системы 213

21.

2.4. Методы исследования работы пищеварительной системы 214

21.2.5. Методы исследования работы глаз 214

21.3. Методы исследования работы соматической нервной системы 216

21.4. Методы исследования работы центральной нервной системы 216

21.4.1. Электроэнцефалография (ЭЭГ) 216

21.4.2. Метод вызванных потенциалов 217

Глава 22. ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 218

22.1. Общее представление о праксиметрии 218

22.2. Общие методы исследования отдельных движений и действий 218

22.3. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности 219

ЛИТЕРАТУРА 221


Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов

common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию

Наблюдение как метод исследования в бизнес-психологии

Бизнес

Расскажем про один из методов бизнес-психологии, его достоинства и недостатки.

Автор:

Редакция

04.07.2022

4 минуты чтения

Методы психологии бизнеса очень разнообразны. Они основаны на общих принципах психологии, а также принципах смежных наук, таких как экономика, социология, менеджмент и т.д.

Среди методов бизнес-психологии можно выделить следующие группы: исследовательские, диагностические, коррекционные, консультационные.

Источник фото: hse.ru

Наблюдение – один из основных методов, используемых для диагностики деятельности предпринимателя, изучение его как личности, а также его поведения, взаимоотношений в коллективе и т.д. Важно использовать этот метод для исследований только в той среде, в которой человек проводит в жизни. Именно тогда результат исследования будет достоверным для дальнейшей работы. Ведь зачастую невозможно повторить ту же ситуацию в искусственно созданных условиях.

Метод наблюдение актуален не только в теоретической части работы психолога, но и в практической. Например, при работе в качестве «тайного покупателя» или оценке реакции сотрудников на нововведения в компании и т.д.

Достоинства и недостатки метода

У наблюдения как метода есть свои достоинства и недостатки. Среди положительных качеств можно выделить: возможность наблюдения процессов и явлений со стороны, при этом в стандартных, привычных условиях для испытуемого. В этом же есть и свой недостаток. Иногда человек, за которым наблюдают, может менять своё поведение и влиять на процессы не стандартным образом. А также возможно влияние настроения, симпатии или эмпатии к человеку или событию.

Источник фото: s9.travelask.ru

Но все же метод важен и необходим для получения общего представления происходящего и изучения поведения индивидов в различных ситуациях.

Наблюдение можно разделить на следующие разновидности:

  • открытое – исследуемый субъект знает о наблюдении со стороны;
  • закрытое – наблюдение со стороны, но при этом тот, за кем наблюдают, не знает об этом;
  • включенное – исследователь участвует в событии или процессах деятельности компании, но субъект наблюдения не знает об этом;
  • стороннее – наблюдение со стороны со стороны без вмешательства в ситуацию.

Первоначально может показаться, что наблюдение – это простой и понятный метод, который не требует подготовки. На деле это далеко не так. Для получения максимально достоверных исследований необходимо тщательно подготовиться к наблюдению:

  • разработать программу с учётом специфики и условий работы;
  • отметить наиболее важные объекты и этапы;
  • определить параметры, по которым оно будет проводиться;
  • подготовить протоколы для фиксации исследований или фото-, аудио-, видеоаппаратуру.
Источник фото: cdn-user30887.skyeng.ru

Наблюдение может проводиться не одним человеком, а несколькими. В этом случае полученные в результате исследования данные сопоставляются и обобщаются. Это позволяет изучить и оценить действия с разной стороны.

Для применения данной методики Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association) создана этический кодекс. В соответствии с ним для проведения наблюдения необходимо соблюдать определённые правила. Среди них:

  1. При проведении исследования в общественном месте, получение обоснованного согласия участников не считается необходимостью. В другом же случае, необходимо его получить.
  2. Исследователь должен исключить причинение вреда и максимально снизить возможный ущерб.
  3. Необходимо проводить исследование без вторжения в личную жизнь субъекта.
  4. Конфиденциальность информации об исследовании и данных субъекта.

Оцените статью

Больше статей

Как продать больше, зная поведение своего клиента Точки контакта с клиентом, или «сервис в мелочах» Самопрезентация: как быстро и эффективно себя пропиарить? Конфликтологическое мышление в персональном управленческом искусстве Ошибки в системе продаж. Реальные истории из реальных отделов продаж Как работают продажи товаров и услуг в 2023 году?

Наблюдательные исследования: наблюдения и корреляции | Экспериментальная психология

Обзор

Источник: Лаборатории Гэри Левандовски, Дэйва Строметца и Натали Чарокко — Университет Монмута

.

Если вы хотите узнать, что кто-то думает или чувствует, вы можете задать этому человеку вопросы. Другой подход заключается в наблюдении за тем, как человек действует, или в поиске индикаторов того, как он действовал в прошлом. Хотя наблюдения могут показаться показательными, не всегда легко понять, действительно ли они точны. Например, вы можете видеть человека улыбающимся и думать, что он счастлив, тогда как на самом деле он раздражен и просто вежлив.

Цель науки состоит в том, чтобы выйти за пределы собственных представлений человека о себе, потому что они по своей сути искажены ожиданиями этого человека, предыдущим опытом, личными предубеждениями, мотивами, эмоциями, и т. д. . Хотя у человека может быть уникальное понимание самого себя, это понимание может не точно отражать реальность. Проще говоря, то, что человек говорит, не всегда хорошо совпадает с тем, что он делает на самом деле. По этой причине исследователи должны использовать различные меры (9).0009 напр. , прося участников сообщить, что они чувствуют, а также наблюдая за реальным поведением), чтобы более точно уловить, что человек действительно чувствует.

В этом видео демонстрируется корреляционный дизайн, в котором исследователи измеряют тоску учащихся по дому двумя разными способами: (1) по шкале тоски по дому и (2) наблюдая за тем, как ученик украсил свою комнату в общежитии.

В психологических исследованиях часто используются более крупные выборки, чем в исследованиях по другим наукам. Большое количество участников помогает лучше представить изучаемую популяцию, т. е. , допустимая погрешность, связанная с изучением человеческого поведения, достаточно учтена. В этом видео мы демонстрируем этот эксперимент, используя только одного участника. Однако, как показано в результатах, мы использовали в общей сложности 63 участника, чтобы прийти к выводам эксперимента.

Процедура

1. Определите ключевые переменные.

  1. Создайте рабочее определение ( т. е. , точное описание того, что исследователь подразумевает под понятием) тоски по дому.
    1. Тоска по дому — это дистресс и функциональные нарушения, вызванные фактической или ожидаемой разлукой с домом, людьми и вещами, с которыми вы знакомы. (http://wellbeing.rice.edu/homesickness/)

2. Ведение участника посредством информированного согласия, которое представляет собой краткое описание исследования и смысл процедуры.

  1. Сообщите участникам, что им будет предложено заполнить несколько анкет, а затем разрешить исследователям осмотреть их комнату в общежитии.

3. Дайте участнику пакет со шкалой тоски по дому ( Рисунок 1 ) и несколько других вопросников.


Рисунок 1. Шкала тоски по дому. Этот вопросник был адаптирован из Archer et al. 1

  1. Дополнительные анкеты служат отвлекающими факторами, поэтому участник не знает истинной цели исследования.
  2. Попросите участников заполнить шкалы, уделяя особое внимание шкале тоски по дому.

4. Попросите двух наблюдателей посетить участника в его или ее комнате в общежитии, чтобы записать наблюдения о тоске по дому.

  1. Эти два наблюдателя отличаются от исследователя, проводившего опрос, поэтому в результатах опроса нет предвзятости.
  2. Наблюдатели просят у участника разрешения осмотреть комнату.
  3. Наблюдатели ищут доказательства тоски по дому, в том числе: фотографии родителей, семьи, друзей из дома; одежда из их средней школы против колледжа; школьный ежегодник; и малое количество университетских логотипов/атрибутов. Наблюдатели регистрируют эти наблюдения в своих буферах обмена.
    1. Попросите участников открыть ящики/шкафы и уточнить для наблюдателей, кто изображен на фотографиях.

5. Подведение итогов.

  1. Объясните, что истинный характер исследования заключается в том, чтобы определить, проявляется ли тоска по дому, осматривая комнату студенческого общежития. Скажите участникам, что опросы, кроме шкалы тоски по дому, служили отвлекающими факторами в исследовании, чтобы они не знали, что наблюдатели искали в своих комнатах в общежитии.
  2. Устраните риск, направив участника в консультационный центр, если он испытывает какую-либо тоску по дому.

6. Проанализируйте данные.

  1.  Оцените опрос по шкале тоски по дому, заполненный участниками.
  2. Наблюдатели обсуждают/просматривают свои записи, а затем оценивают участников по шкале от 1 до 7 (в диапазоне от «совсем не скучаю по дому» до «чрезвычайно скучаю по дому»).
    1. Эти же два наблюдателя используются для наблюдения за комнатами в общежитии всех участников, чтобы обеспечить согласованность подсчета очков.

Наблюдения включают различные методы измерения для точного сбора достоверной информации.

Например, психологи используют анкеты, чтобы выяснить, что кто-то думает или чувствует, и индивидуальные наблюдения, чтобы изучить текущее или прошлое поведение.

В этом видеоролике показано, как спланировать и провести обсервационное исследование, а также как анализировать данные и интерпретировать результаты измерения тоски учащихся по дому.

В этом эксперименте исследуется понятие тоски по дому, определяемое здесь как дистресс и функциональные нарушения, вызванные фактической или ожидаемой разлукой с домом, людьми и вещами, с которыми вы знакомы.

Чтобы измерить уровень тоски по дому, используются два различных метода, чтобы соотнести восприятие участниками того, как они себя чувствуют, с фактическими наблюдениями.

В первом методе участникам раздается анкета, которая называется «Шкала тоски по дому», и просят оценить, насколько правдивы для них утверждения по шкале от 1 до 4.

При втором методе квартиры участников наблюдают два человека, которые обучены искать доказательства тоски по дому, такие как фотографии родителей, семьи, друзей из дома; логотипы их средней школы; и низкое наличие университетской атрибутики.

Гипотеза состоит в том, что участники, набравшие высокие баллы по опроснику о тоске по дому, будут иметь жилые помещения, которые также отражают их самочувствие.

Чтобы начать эксперимент, проведите каждого участника через процесс информированного согласия, который состоит из краткого описания исследования и смысла процедуры.

Вручив участнику пакет, содержащий шкалу тоски по дому и несколько других вопросников, дайте ему время заполнить все формы. Обратите внимание, что дополнительные анкеты включены, чтобы скрыть истинную цель исследования.

После того, как участник заполнит анкеты, попросите его покинуть квартиру с двумя наблюдателями. Одни и те же два наблюдателя посещают жилые помещения всех участников, чтобы обеспечить беспристрастность и последовательность подсчета очков.

Придя в квартиру, подтвердите, что у вас есть разрешение осмотреться, а затем попросите участника открыть ящики и шкафы. Если какие-то картинки присутствуют, уточните, кто на них изображен. Помните, что оба наблюдателя делают заметки о том, что они видят во время визита.

В конце инспекции расспросите участника об истинном характере исследования и объясните, почему был необходим обман. Если участники испытывают какую-либо тоску по дому, направьте их в консультационный центр.

Сразу после инспекции обсудите и просмотрите записи наблюдений, а затем оцените уровень тоски участника по дому по шкале от 1 до 7, где более высокие числа соответствуют большему количеству признаков тоски по дому.

Чтобы проанализировать данные, сопоставьте оценку каждого участника по шкале тоски по дому с оценкой наблюдателя по их квартире. Выполните корреляционный анализ, чтобы определить, существует ли связь между двумя мерами.

Обратите внимание, что участники, набравшие более высокие баллы по шкале тоски по дому, имели больше признаков тоски по дому в своей комнате. Таким образом, эти два показателя имеют положительную корреляцию.

Теперь, когда вы знакомы с тем, как психологи-экспериментаторы интегрируют наблюдения, давайте рассмотрим другие способы применения наблюдения.

Недавно исследователи обнаружили, что наблюдатели, просматривающие онлайн-профили, могут точно определить личностные характеристики человека, составившего профиль.

В другом исследовании исследователи использовали комбинацию клинических опросов и образцов почерка для изучения связи между нарушениями мелкой моторики и психозом в подростковом возрасте.

В этом случае у лиц с высоким риском психоза движения пера были менее плавными, чем у контрольной группы, что позволяет предположить, что почерк можно использовать в качестве диагностического инструмента.

Вы только что посмотрели введение Юпитера в наблюдательные исследования. Теперь у вас должно быть хорошее представление о том, как настроить и провести эксперимент, а также проанализировать и оценить результаты.

Спасибо за просмотр!

Требуется подписка. Пожалуйста, порекомендуйте JoVE вашему библиотекарю.

Результаты

После сбора данных от 63 человек была проведена корреляция между оценкой участников по шкале тоски по дому и оценкой наблюдателя в их комнате, чтобы определить, может ли визуальный осмотр комнаты учащегося указать степень его тоски по дому ( Рисунок 2 ). . Результаты показывают, что участники, набравшие более высокие баллы по шкале тоски по дому, имели больше признаков тоски по дому в своей комнате в общежитии.

Результаты этого исследования аналогичны другому исследованию, проведенному Гослингом и его коллегами, которое показало, что офисы и жилые помещения людей являются хорошими индикаторами их личности. 2  


Рисунок 2. Корреляция между шкалой тоски по дому и показателями наблюдения за комнатой в общежитии.

Требуется подписка. Пожалуйста, порекомендуйте JoVE вашему библиотекарю.

Приложения и резюме

Это корреляционное исследование показывает, что поведение человека, даже такое простое, как то, как он украшает свою комнату, может указывать на то, что он чувствует (9).0009 т.е. , как они скучают по дому).

Использование наблюдений за другим человеком для определения чувств или мыслей этого человека может быть затруднено. Тем не менее, исследования обнаружили доказательства того, что мы можем быть точными в своих выводах, сделанных наблюдениями. Исследование Psychological Science показало, что наблюдатели могут точно вывести характеристики личности из профиля человека в Facebook. 3

Требуется подписка. Пожалуйста, порекомендуйте JoVE вашему библиотекарю.

Ссылки

  1. Арчер, Дж., Ирландия, Дж., Амос, С., Брод, Х., и Каррид, Л. Вывод шкалы тоски по дому. Британский журнал психологии. 89 (2), 205-221. doi:10.1111/j.2044-8295.1998.tb02681.x (1998).
  2. Гослинг, С. Д., Ко, С., Маннарелли, Т., и Моррис, М. Е. Комната с подсказкой: суждения о личности на основе офисов и спален. Журнал личности и социальной психологии. 82 (3), 379-398. doi:10.1037/0022-3514.82.3.379 (2002).
  3. Бэк, М. Д., Стопфер, Дж. М., Вазире, С., Гэддис, С., Шмукле, С. К., Эглофф, Б., и Гослинг, С. Д. Профили Facebook отражают реальную личность, а не самоидеализацию. Психологические науки. 21 (3), 372-374. doi: 10.1177/0956797609360756 (2010).

Наблюдательные исследования – определение и значение

Наблюдательные исследования или полевые исследования относится к наблюдению за поведением людей в их естественной среде. Исследователь наблюдает за участниками исследования в естественных ситуациях. Наблюдательные исследования — это один из способов сбора информации о рынке.

Другими словами, это набор методов исследования для наблюдения за взаимодействием потребителей с товарами и услугами. Прежде всего, исследователи наблюдают за участниками исследования в их естественной среде.

Например, наблюдательное исследование посетителей ресторана предполагает наблюдение за их поведением в ресторане.



Неэкспериментальный

Наблюдательное исследование — это тип корреляционного исследования, в котором исследователи наблюдают за текущим поведением. В этом контексте «корреляционный» означает «не экспериментальный».

Чтобы полевые исследования были эффективными, потребители обычно не знают, что люди наблюдают за ними. Это позволяет исследователям сделать объективный анализ.

Согласно Study.com , мы можем использовать этот тип исследования, когда мы очень мало знаем о типичном поведении в конкретной обстановке.

Полевые исследования также полезны, когда нам нужно получить глубокое понимание окружающей среды.

Наблюдательные исследования преобладают в маркетинге и социальных науках. Социальные науки включают экономику, политологию, гуманитарную географию, антропологию, психологию и демографию.

Менеджмент, гуманитарная география, археология, история и лингвистика также являются общественными науками.

В неучастных наблюдениях исследователи не вмешиваются. Однако в партиципаторных наблюдениях исследователи также являются участниками. Другими словами, они смешиваются с людьми, за которыми наблюдают.

Экспериментальные и наблюдательные исследования

Полевые исследования отличаются от экспериментальных. В экспериментальных исследованиях исследователи создают квазиискусственную среду для контроля фиктивных факторов.

Кроме того, в экспериментальных исследованиях исследователи манипулируют хотя бы одним из факторов.

В наблюдательных исследованиях исследователи не манипулируют какими-либо факторами. На самом деле следователи вообще ничем не манипулируют — они просто наблюдают.

Наблюдение – плюсы и минусы
Плюсы

– Предлагает реальный аспект гипотезы. Другими словами, это может помочь завершить исследование.

– Мы можем наблюдать за людьми, такими как потребители, действующими по отдельности или вместе. Таким образом, мы можем ответить на несколько вопросов, касающихся поведения потребителей.

Например, «Мы сами по себе поступаем иначе?» или «Изменяются ли наши решения о покупке в группе?»

— вместо использования данных в попытке предсказать события, он проверяет фактические результаты.

— Идеально подходит в ситуациях, когда нет возможности вербального общения.

— Данные более надежны, чем метрики самоотчетов. Например, если я хочу знать, курят ли люди, я могу понаблюдать за ними или спросить их. Просмотр их дает мне более надежные данные.

Минусы

– Существует риск предвзятости исследователя в наблюдательных исследованиях. На самом деле, эксперты говорят, что это может быть серьезной проблемой.

Предвзятость исследователей может возникнуть, потому что мы люди, и у нас есть подсознательные мнения относительно демографии. Наша предвзятость может повлиять на анализ.

– Непросто интерпретировать некоторые виды человеческой деятельности и поведения. Мы не можем «видеть» воспоминаний или отношений. Другими словами, во многих ситуациях наблюдение само по себе не является идеальным.

– Демографическая выборка, используемая исследователями, может не быть репрезентативной для всего населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *