Наблюдение метод в психологии это: Наблюдение как метод психологического исследования

Роль метода наблюдения в развитии психологии

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1662


Понятие валидности, надежности, объективности Понятие о методе наблюдения

Наблюдение является одним из старейших метод изучения человека, его поведения. Однако, наблюдение это не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение, наблюдать за ребенком, но при этом не производить исследование. Наблюдение как метод психологического исследования призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность. Можно предположить, что наблюдение возникло в процессе общения людей друг с другом, с целью познания и понимания другого человека, для эффективного взаимодействия и получения желаемого результата.

Результаты наблюдений, где есть характеристика человеческой сущности можно найти в пословицах, поговорках, а также в обычаях и традициях народов. К донаучному периоду развития психологии можно отнести использование людьми наблюдения как передачу способов и приемов деятельности. В начале необходимо внимательно наблюдать, запоминая содержание и последовательность действий, сохранить их в памяти, а затем воспроизвести. Исследования М. Мид подтверждают это — дети племени манус не умеют говорить, но уже умеют управлять каноэ.

С развитием психологии как науки в XIX веке и появлением объективного метода — эксперимента, метод наблюдения не потерял свою значимость.

Наблюдение как научный эмпирический метод с конца XIX века получил широкое распространение в клинической, социальной, педагогической психологии, а с начала XX века — в психологии труда. Так, например, были изучены застенчивость, тревожность, саморегуляция и другие явления, возникли такие понятия как «стиль общения», «лидер», внесен существенный вклад в характеристику таких феноменов как эмпатия, ответственность, общительность.

Получены данные о психическом развитии детей в младенческом и раннем дошкольном детстве. Большое значение имеют особенности поведения больного человека, характеристику которых можно дать при помощи наблюдения. Также необходимо подчеркнуть роль наблюдения в разработке и совершенствовании других методов психологии. Например, одним из первых этапов процесса создания опросников, анкет является наблюдение. Таким образом, наблюдение используется в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях.

Благодаря наблюдению возможно открывать новые психические феномены, типизировать и обобщать эмпирические данные, давать характеристики категориям, типам людей или отношений. Наблюдение используется как один из этапов при разработке других методов и при объяснении данных, полученных с помощью эксперимента, тестов, анкет. Важную роль играет наблюдение в работе практических психологов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Метод наблюдения

5 минут

Наблюдение является одним из основных элементов научного метода. Это позволяет получить ценную информацию об объекте исследования. Мы рассмотрим метод, основанный на этом процессе: метод наблюдения.

Последнее обновление:

20 октября 2022 г.

Наблюдательный метод, как следует из названия, связан с наблюдением. Это не что иное, как активное получение информации о явлении. Наблюдать — значит внимательно воспринимать объект, действие, при котором исследователь знает, что он хочет проанализировать и почему (Диас, 2011).

Наблюдение представляет собой процесс, основной функцией которого является сбор информации . Сбор предполагает деятельность по кодированию. Это означает, что выбранная необработанная информация транслируется с помощью кода для передачи (Fabbri, 1998). Наблюдение — это не просто процесс восприятия, который делает ощущения сознательными, это также процесс организации.

Как научный метод наблюдение характеризуется:

  • Служением цели исследования.
  • Планируется систематически.
  • Быть контролируемым и связанным с более общими утверждениями.
  • При условии проверки достоверности и надежности.

Метод наблюдения

Метод наблюдения — это научная процедура, в ходе которой выявляется возникновение воспринимаемого поведения. Это поведение организовано и проанализировано (как качественно, так и количественно). Он проводится с использованием инструментов и параметров, позволяющих выявить взаимосвязь между ними. (Ангуэра, 2003).

Метод наблюдения сопоставляет гипотезы, воспроизводит полученные результаты и способствует теоретическому развитию дисциплинарной области, к которой он относится. Кроме того, он помогает исследователю отслеживать переменные на протяжении всего процесса исследования (Anguera and Hernández, 2014).

В этом методе исследователь не манипулирует поведением, как в экспериментальных или квазиэкспериментальных исследованиях. Однако они контролируют возможные посторонние переменные, которые могут повлиять на данные или исказить их . С помощью этого контроля они гарантируют, что независимые переменные являются единственными, ответственными за влияние на зависимые переменные.

Этапы метода наблюдения

Далее мы рассмотрим восемь этапов метода наблюдения, предложенных Anguera (2003).

1) Исследовательская фаза

Целью этой фазы является уточнение объекта исследования и снижение или устранение реактивности наблюдаемого субъекта. Также повышать уровень подготовки наблюдателя и собирать информацию. На этом этапе  они получают подробные знания и знакомятся с ситуацией наблюдения.

2) Предварительное расположение

На этом этапе метода наблюдения исследователь должен принять во внимание следующие аспекты. Они призваны облегчить процедуру и избежать ошибок:

  • Поддержание межсессионного постоянства. Чтобы гарантировать максимальное равенство между различными сеансами наблюдения.
  • Поддержание внутрисессионного постоянства. Чтобы гарантировать, что сеанс не будет прерван непредвиденным событием, вызывающим перерыв в работе.
  • Лечение временных сбоев. Гарантировать решение ситуаций, прерывающих процесс наблюдения.
  • Время. Подготовка плана или повестки дня, связанной с последовательностью действий, которые должны выполняться на протяжении всего процесса наблюдения.
  • Идентификация сеанса наблюдения. Включает информацию, относящуюся к физическому окружению, деятельности, которую необходимо выполнить (инсценировка повествования, просоциальные эпизоды, изучение нового поведения и т. д.), социальному уровню наблюдаемых субъектов, информации институционального или институционального характера и организационные (длительность деятельности в их обычном контексте).

3) План выборки наблюдений

На этом этапе исследователь планирует, когда будут проводиться наблюдения для получения соответствующей записи . Оптимальной ситуацией для них было бы получение непрерывной записи, эквивалентной всей реальности, которую они намерены изучать.

Некоторые элементы, которые они должны учитывать, включают период наблюдения, частоту сеансов, минимальное количество сеансов и критерии начала и окончания сеансов.

4) Подготовка инструмента

На этом этапе исследователь создает инструмент для записи собранной информации . Двумя примерами являются система категорий и формат поля. Система категорий имеет более высокий ранг, а форматы полей более гибки и подходят для сложных эмпирических ситуаций.

5) Регистрация и шифрование

Этот этап метода наблюдения включает сбор данных из реальности и перевод их на конкретный носитель . Исследователь должен расшифровать данные в описательной записи. Затем они разбивают его на единицы поведения, чтобы получить полусистематизированную запись. Позже они постепенно систематизируют записи.

6) Получение параметров

На этом этапе исследователь записывает следующие параметры:

  • Частота. Количество наблюдаемых действий или проявлений поведения.
  • Заказ. Последовательность различных вариантов поведения.
  • Продолжительность. Время появления поведения.
  • Задержка. Время, которое проходит между предъявлением стимула и появлением поведения.

7) Контроль качества данных

После сбора данных они должны гарантировать качество данных. Самым основным требованием контроля является надежность записи наблюдений. Они также должны обеспечивать достоверность. Это означает, что они измерили то, что намеревались.

8) Анализ данных

Последним этапом метода наблюдения является анализ данных. Из этого исследователь получает свои результаты. Эти выводы должны быть логически связаны с целями, поставленными в начале расследования. А также к любой литературе по подобным вопросам.

Преимущества и ограничения метода наблюдения

Наконец, мы рассмотрим некоторые преимущества и ограничения метода наблюдения.

Преимущества
  • Исследователи получают информацию по мере ее поступления.
  • Они способны учиться и изучать многие формы поведения.
  • Они могут изучать субъектов, которые не могут предоставить устные отчеты. Например, младенцы, животные и т. д.
  • Они могут использовать метод в тех случаях, когда есть сопротивление исследованию со стороны субъектов.

Ограничения
  • Возможность вмешательства внешних и скрытых факторов.
  • Практическая возможность применения методов наблюдения ограничена продолжительностью событий.
  • Не все наблюдаемые данные могут быть определены количественно, хотя обычно это возможно.

В заключение, метод наблюдения не основан на обычном и простом наблюдении. На самом деле, это сложное и научное наблюдение. Он стремится предоставить объективные, действительные и надежные знания. Благодаря его строгому и систематическому применению исследователь может понять реальность, которую он хочет изучить. Они также могут собирать соответствующую информацию для достижения целей своего исследования.

Это может вас заинтересовать…

Методы наблюдения за поведением — IResearchNet

Наблюдение за поведением — это широко используемый метод оценки поведения. В отличие от других методов поведенческой оценки, большинство из которых основано на восприятии поведения людьми, поведенческое наблюдение включает в себя наблюдение и запись поведения человека в типичной среде (например, в классе). Таким образом, предполагается, что собранные данные более объективны, чем представления. Большинство методов наблюдения за поведением предоставляют количественные и объективные данные, которые можно использовать для определения текущего уровня поведения, постановки целей по улучшению поведения и измерения изменений после планов вмешательства.

В зависимости от характера поведения, вызывающего озабоченность, наблюдателей может интересовать любая одна или комбинация нескольких характеристик, связанных с поведением. Наиболее распространенной наблюдаемой характеристикой является частота, или как часто происходит поведение. Другие характеристики включают величину (насколько интенсивно поведение) и продолжительность (продолжительность поведения). Агент по изменению поведения может быть заинтересован в уменьшении частоты проблемного поведения, уменьшении его интенсивности или сокращении его продолжительности. Независимо от того, какая характеристика наблюдается, важно последовательно измерять эту характеристику на протяжении всего процесса поведенческого вмешательства.

Анекдотическая запись (ABC)

Единственным исключением из предположения о том, что методы наблюдения за поведением дают объективную и измеримую информацию о поведении, является запись отдельных случаев. Анекдотическая запись включает в себя запись и интерпретацию повествования о поведении в течение периода наблюдения с использованием формата предшествующее поведение-последствие (ABC) для интерпретации поведения. Чтобы провести анекдотическое наблюдение, наблюдатель записывает все наблюдаемое поведение, а также то, что наблюдалось до и после поведения. Для этого типа наблюдения важно регистрировать только наблюдаемое поведение. Никаких выводов о поведении делать не следует. Например, если замечено, что учащийся захлопывает книгу, наблюдатель должен записать «захлопнул книгу», а не «ученик расстроен». Либо во время периода наблюдения, либо после него полезно организовать наблюдения в диаграмму, которая определяет поведение, предшествующие события (что произошло до поведения) или последствия (что произошло в результате поведения). Также полезно отслеживать время, когда наблюдалось поведение.

Анекдотическая запись является предпочтительным методом, когда поведение, вызывающее озабоченность, неясно. Другими словами, если кто-то не уверен в точном характере поведенческого беспокойства, анекдотическая запись позволяет наблюдателю включить наблюдения за всем поведением. Часто это необходимый первый шаг в нацеливании на конкретное поведение для более целенаправленного или структурированного наблюдения. Однако после того, как поведение, вызывающее озабоченность, выявлено, субъективный и пространный характер анекдотических записей делает их непригодными для дальнейшего использования. В этот момент предпочтение отдается методам, которые обеспечивают более количественные и объективные данные. Эти методы обсуждаются ниже.

Методы записи интервалов

Методы записи интервалов производят запись количества интервалов, в течение которых наблюдается поведение. Существует три основных варианта записи интервалов — запись частичного интервала, запись всего интервала и мгновенная выборка времени, — но все они сосредоточены на наблюдении за частотой поведения и используют простые подсчеты «да» или «нет» того, было ли поведение замечено в происходят в течение каждого интервала.

Частичная интервальная запись

Запись с частичным интервалом начинается с того, что наблюдатель определяет размер необходимого интервала. Размер интервала зависит от характера поведения, но обычно выбирают 30 секунд. Затем наблюдатель создает на листе бумаги сетку ячеек, каждая из которых соответствует одному интервалу. Если наблюдение проводится без помощи компьютерной программы, для измерения интервалов обычно используется секундомер. Наблюдатель начинает наблюдать за студентом или клиентом на наличие целевого поведения. По истечении интервала наблюдатель записывает, происходило ли поведение в течение интервала. Если наблюдения записываются на бумаге, в соответствующем поле будет отмечен X, если поведение имело место. Затем наблюдатель наблюдает за оставшимися интервалами, пока период наблюдения не закончится.

Наблюдатели могут выбрать один из двух вариантов фактической регистрации того, происходило ли поведение в течение интервала. Один из вариантов — выделить заранее определенное количество времени для фактической записи поведения. Например, если продолжительность интервала составляет 30 секунд, последние 5 секунд этого интервала могут быть посвящены записи. В течение этих 5 секунд никакое поведение не записывается. Второй вариант — наблюдать и записывать одновременно. В этом варианте поведение будет наблюдаться в течение всех 30 секунд, и наблюдатель записывает, продолжая наблюдать. Преимущество первого варианта заключается в том, что при записи не пропускается ни одно поведение. Это особенно важно, если одновременно наблюдается более одного поведения. Недостатком, однако, является то, что 5 секунд каждого интервала недоступны для сбора данных. Если наблюдается только одно поведение, если желательно максимальное время наблюдения и если наблюдатель имеет опыт наблюдения за поведением, может быть предпочтительнее вариант наблюдения и записи одновременно.

Запись полного интервала

Запись полного интервала аналогична записи частичного интервала во всех аспектах, кроме одного. При записи с неполным интервалом поведение записывается как имевшее место (т. е. в поле ставится X), если оно наблюдалось в любой момент в течение интервала. Например, если поведение, представляющее интерес, бьется головой, оно будет зарегистрировано как имевшее место, даже если оно длилось всего 3 секунды. При записи всего интервала поведение должно иметь место на протяжении всего интервала, чтобы быть записанным как имевшее место. Удары головой в предыдущем примере будут отмечены как произошедшие, только если они продолжались в течение всего 30-секундного интервала.

Интерпретация данных одинакова, независимо от того, используется запись частичного или полного интервала. По окончании периода наблюдения собранные данные агрегируются, чтобы их было легко понять. Это включает в себя добавление количества интервалов, в течение которых происходило поведение, деление суммы на количество наблюдаемых интервалов и умножение на 100. Полученное произведение указывает процент интервалов, в течение которых наблюдалось поведение. Преобразование в проценты позволяет сравнивать интервалы различной длины.

Интервальная запись является предпочтительным методом, когда целевое поведение происходит с умеренной, но постоянной скоростью. Следует отметить, что интервальная запись имеет тенденцию завышать или занижать фактическую частоту поведения, в зависимости от того, используется ли частичная или полная интервальная запись. При записи с неполным интервалом частота поведения имеет тенденцию к завышению. Например, если целевое поведение происходит один раз каждые 30 секунд в течение 5-минутного наблюдения, но каждый экземпляр длится всего 2 секунды, наблюдатель запишет X в каждом поле. Полученный процент равен 100, что интерпретируется как означающее, что поведение имело место в течение 100% наблюдаемых интервалов. Хотя это правда, «100%» завышает фактическое время, которое человек потратил на поведение (которое в данном случае составляет всего 20 секунд из 5-минутного наблюдения). При полноинтервальной записи возможны недооценки. Например, при использовании тех же данных, представленных выше, крестики не будут расставлены ни в одном поле, потому что поведение никогда не длилось весь 30-секундный интервал. Наблюдатель интерпретировал бы эти данные как указывающие на то, что поведение имело место в течение 0% наблюдаемых интервалов. Хотя это верно, это занижает фактическую частоту. Как правило, запись всего интервала используется только тогда, когда важна продолжительность поведения.

Одним из существенных преимуществ использования интервальной записи является то, что она проще, чем некоторые другие методы. В частности, поскольку поведение само по себе не учитывается, наблюдателю нужно только отметить, имело ли место поведение в течение интервала. Независимо от того, сколько раз поведение происходит в течение интервала, в поле отмечен только один X.

Мгновенная временная выборка

Вторым основным типом интервальной записи является мгновенная временная выборка. Как и интервальная запись, временная выборка начинается с того, что наблюдатель определяет размер желаемого интервала. Интервалы обычно короче при выборке по времени, чем при записи с частичным или полным интервалом.

Создается сетка, в которой каждый квадрат представляет один интервал. Наблюдатель начинает наблюдение, запуская таймер, а затем на мгновение наблюдает за студентом или клиентом в конце интервала. Если наблюдаемое поведение имело место в момент наблюдения, в поле ставится X. Сразу следует следующий интервал. Основное различие между интервальной записью и временной выборкой заключается в том, что при интервальной записи записываются все действия, наблюдаемые в течение интервала. При временной выборке записываются только те действия, которые происходят в конце интервалов. Вполне возможно, что какое-то поведение может иметь место в течение каждого интервала, но никогда не будет зарегистрировано как имевшее место, если поведение не происходит в конце интервала. По этой причине временная выборка не является предпочтительным методом для поведения, которое проявляется только кратковременно (например, удары). Это относительно просто, как запись интервала, потому что наблюдатель должен отметить только то, происходило ли поведение в конце интервала. Чтобы интерпретировать данные временной выборки, наблюдатель складывает количество выборок, в течение которых наблюдалось поведение (т. е. количество X), делит сумму на количество наблюдаемых интервалов, а затем умножает это число на 100. результирующая цифра представляет собой процент выборок, в течение которых наблюдалось поведение.

Преимущества временной выборки заключаются в ее относительной простоте (как отмечалось выше) и в том, что между точками выборки наблюдатель может выполнять другие задачи (например, наблюдать за другими людьми поблизости). Основным недостатком временной выборки является то, что очень небольшая часть общего времени наблюдения тратится на реальное наблюдение за студентом или клиентом. Например, если предположить, что «мгновенный» означает 1 секунду, 5-минутное наблюдение, разделенное на 10-секундные интервалы, будет означать, что наблюдатель будет наблюдать 30 раз (т. е. 6 раз в минуту в течение 5 минут) или в течение 30 секунд из 5 минут. Многие виды поведения, которые можно было бы записать в течение этого времени, не записываются, если только они не происходят в конце интервала.

Запись события или частоты

Запись события или частоты включает в себя запись количества наблюдаемых проявлений поведения в течение периода наблюдения. Этот тип записи включает в себя подсчет количества отдельных случаев поведения. Наблюдатель, использующий запись событий, записывает время начала наблюдения. Затем наблюдатель отмечает каждый раз, когда поведение либо начинается, либо заканчивается, обычно используя отметки на листе бумаги (если компьютер не используется). В конце периода наблюдения наблюдатель добавляет количество контрольных отметок. Данные можно интерпретировать как количество раз, когда поведение имело место. Если желательны сравнения наблюдений разной продолжительности, данные могут быть записаны как скорость. Например, если за 10-минутное наблюдение произошло 10 действий, частота будет равна 1 поведению в минуту.

Хотя запись события или частоты кажется простой, на самом деле это сложнее, чем интервальная запись или временная выборка. В последних двух методах наблюдатель должен отметить только, имело ли место поведение во время наблюдения. При записи событий наблюдатель должен знать, когда поведение начинается или прекращается. Поэтому крайне важно, чтобы поведенческие определения были написаны достаточно всесторонне, чтобы сделать это определение. Например, если человек занимается самоповреждающим поведением в течение 3 секунд, делает паузу на 1 секунду, а затем возобновляет поведение, считается ли это одним событием или двумя? Ответ должен быть доступен в определении поведения, используемого для целей наблюдения.

Иногда можно использовать запись событий без необходимости присутствия наблюдателя, который действительно видит происходящее. Многие модели поведения производят постоянные продукты, которые можно сосчитать. Примеры включают количество выполненных задач по математике и количество дней, в течение которых учащийся опаздывает в школу (используя данные о посещаемости). Использование постоянных продуктов предпочтительнее живого наблюдения из-за их эффективности и проверяемости. Это особенно верно для поведения, которое происходит очень редко. Редкое поведение очень трудно «уловить» во время наблюдения. С постоянными продуктами поведение можно «наблюдать» постфактум.

Запись событий легко понятна тем, кто не обучен наблюдению за поведением, поскольку она включает в себя подсчет поведения. Предполагая, что определения поведения написаны для различения экземпляров поведения, запись событий является хорошим выбором для регистрации частоты поведения. Его недостатки включают, как упоминалось выше, требование очень точных поведенческих определений и тот факт, что ему не хватает полезности для поведения, которое нелегко подсчитать (например, невнимательность), а также для поведения, которое происходит очень редко (если нет постоянных результатов). от поведения).

Запись продолжительности

Запись продолжительности дает оценку количества времени, которое человек тратит на определенное поведение. Это единственный обсуждаемый до сих пор метод, который позволяет делать утверждения, связанные с процентом времени, затраченного на поведение (хотя данные интервальной записи и временной выборки часто неправильно интерпретируются как означающие это). Запись продолжительности — сложный метод записи, потому что наблюдатель должен отметить, когда поведение начинается и заканчивается. Таким образом, специфичность определения поведения является обязательной для этого метода.

Запись продолжительности начинается с момента, когда наблюдатель наблюдает за началом поведения цели. Секундомер запускается в это время, а затем останавливается, когда поведение заканчивается. Прошедшее время записывается, и секундомер сбрасывается. Эта процедура продолжается до конца периода наблюдения. После наблюдения общее количество времени, затраченное на поведение, вычисляется путем сложения каждого из количества времени для отдельных случаев поведения. Как правило, эта сумма делится на количество экземпляров поведения, чтобы получить среднюю продолжительность каждого поведения. Поскольку каждое записанное количество времени также соответствует одному поведению, запись длительности также предоставляет данные записи событий или частоты.

Запись продолжительности предоставляет очень полезную информацию, но ее сложно использовать. Кроме того, это рекомендуется только в том случае, если продолжительность поведения вызывает беспокойство. Например, такое поведение, как курение или удары, не особенно поддается регистрации продолжительности, потому что больше всего беспокоит частота курения или ударов (а не то, как долго они длятся). Однако для такого поведения, как истерики или мечтательность, целью может быть уменьшение их продолжительности.

Запись с задержкой

Запись задержки — это очень специфический метод наблюдения, который предоставляет информацию о количестве времени, прошедшем между событием окружающей среды и началом или завершением целевого поведения. Чаще всего этот метод используется для определения времени, необходимого человеку для выполнения команды. В этом случае событие среды — это команда, а целевое поведение — соответствие этой команде. Этот метод очень сложен в использовании, потому что не только «соответствие» должно быть очень четко определено, но и событие (то есть команда) также должно быть идентифицируемым.

При записи с задержкой наблюдатель запускает секундомер при подаче команды и останавливает его, когда клиент либо начинает подчиняться, либо полностью выполнил команду. Это выбор наблюдателя, измерять ли время до начала соблюдения или завершения задачи, но любой выбранный метод должен использоваться последовательно. Решение, скорее всего, будет основано на самих командах (т. е. запрашиваемом поведении) и характеристиках клиента. Например, если клиент, как правило, сразу начинает подчиняться, когда его просят почистить зубы, но затем отвлекается и так и не заканчивает задачу, наблюдатель, скорее всего, зафиксирует время до завершения задачи.

Независимо от метода, как только клиент выполнил условие, наблюдатель отмечает прошедшее время и сбрасывает секундомер до следующей команды. Эта процедура повторяется в течение периода наблюдения. После этого наблюдатель добавляет прошедшее время для каждой команды и делит на количество команд. Это дает среднее количество времени для соблюдения. Следует отметить, что для некоторых команд может не выполняться соответствие. В таких случаях наблюдатель замечал, что не было соответствия, и перезапускал секундомер при подаче следующей команды. При интерпретации результатов важно отметить, сколько случаев несоответствия было отмечено.

Другие методы наблюдения

За исключением регистрации продолжительности и задержки, каждый из обсуждавшихся выше методов касается поведенческой частоты. Как обсуждалось ранее, наблюдения могут производиться по частоте, величине/интенсивности и продолжительности. Запись продолжительности и запись задержки являются примерами методов измерения продолжительности поведения. Как правило, поведенческая величина/интенсивность оценивается путем присвоения рейтинга величине поведения (иногда это называется поведенческой записью на основе производительности). Оценочные шкалы могут быть разработаны для измерения величины поведения во время конкретного наблюдения.

Срок действия этого метода может быть неизвестен, так как срок действия обычно не определяется для мер, созданных для использования с одним клиентом. Некоторые опубликованные процедуры доступны для определенных видов поведения (например, членовредительства), но чаще всего шкалы создаются для использования с конкретными клиентами. Измерение величины/интенсивности поведения может быть затруднено, поскольку необходимо определить разные уровни величины. Например, если величина/интенсивность социальной изоляции измеряется по шкале от 1 до 4, необходимо записать определения того, какое конкретное поведение или характеристики составляют каждый из этих рейтингов.

Помимо измерения частоты поведения, постоянные продукты также могут использоваться для измерения интенсивности поведения. Например, величину или интенсивность трихотилломании (то есть навязчивого выдергивания волос) можно оценить путем измерения размера участков вырванных или тонких волос. Количество ночного недержания мочи можно наблюдать, измеряя размер мокрых пятен на кровати. Такое поведение оставляет постоянные продукты, которые делают ненужным фактическое наблюдение за поведением.

Наблюдение с помощью опубликованных инструментов

Несколько имеющихся в продаже шкал оценки поведения включают формы для наблюдения за поведением. Два из наиболее широко используемых включают Систему оценки поведения детей — 2-е издание (BASC-2) и Систему эмпирически обоснованной оценки Ахенбаха (ASEBA). Система наблюдения за учащимися BASC-2 использует формат моментальной выборки времени для оценки различных неадекватных и адаптивных форм поведения, которые также включены в другие компоненты BASC-2 (например, формы оценки родителей и учителей). ASEBA включает форму прямого наблюдения, которая включает 96 проблемных моделей поведения, которые также представлены в других формах ASEBA. В отличие от системы наблюдения за учащимися BASC-2, форма прямого наблюдения включает в себя наблюдение за учащимся и запись поведения в течение 10-минутного периода, а затем оценку проблемного поведения, наблюдаемого в течение этого времени.

Технология и наблюдение за поведением

Наблюдение за поведением все чаще проводится с использованием различных компьютерных инструментов и программ. Программное обеспечение для персональных компьютеров и портативных устройств часто используется для наблюдений. Эти программы уменьшают количество ошибок наблюдателя (например, наблюдателям предлагается записывать поведение, устраняя необходимость для наблюдателей отслеживать время во время наблюдения), собирают данные, собранные в формате, легко интерпретируемом участвующими специалистами, и позволяют использовать более сложные стратегии наблюдения. Например, некоторые программы позволяют оценивать последовательные условия поведения. Эта возможность позволяет наблюдателю измерить вероятность возникновения определенного поведения с учетом поведения, которое имело место до него. Другими словами, он позволяет прогнозировать поведенческие вероятности.

Проблемы при наблюдении за поведением

Реакция на оценку

Поскольку наблюдатели находятся в физическом присутствии клиента во время сбора данных наблюдения за поведением, сама процедура может изменить поведение клиента. Это называется оценочной реактивностью. Реактивность оценки может значительно повлиять на достоверность данных наблюдения, поэтому необходимо предпринять шаги, чтобы свести к минимуму ее влияние. Наиболее распространенный шаг, описанный в литературе, — дать клиенту время привыкнуть к присутствию и действиям наблюдателя. Привыкание относится к процессу, при котором человек при длительном воздействии раздражителя перестает реагировать на этот раздражитель. В случае поведенческого наблюдения стимулом является наблюдатель, а реакцией является изменение типичного поведения. Привыкания можно добиться, позволив клиенту привыкнуть к присутствию наблюдателя до того, как будут собраны какие-либо данные. Привыкания добиться легче, если наблюдатель максимально ненавязчив. Иногда бывает полезно сесть немного позади, но сбоку от наблюдаемого человека.

Надежность

Надежность относится к согласованности результатов, полученных в результате процедуры оценки, и важна для целей наблюдения за поведением. Существует несколько типов надежности, включая внутреннюю согласованность, повторное тестирование и межэкспертную надежность. Первые два менее применимы, чем третий, для наблюдения за поведением. Что касается надежности повторного тестирования, например, не ожидается, что поведение будет оставаться стабильным с течением времени, поэтому низкая надежность повторного тестирования зависит не столько от используемого инструментария, сколько от оцениваемых характеристик. Однако межэкспертная надежность является важным понятием в поведенческой оценке. Важно, чтобы два наблюдателя договорились о том, имеет ли место целевое поведение. Сильная межоценочная надежность в значительной степени зависит от четких поведенческих определений и всестороннего обучения поведенческих наблюдателей.

Определение поведения

Определения поведения должны иметь несколько характеристик. Они должны быть объективными, четкими и полными. Объективность означает, что определение должно включать только наблюдаемые аспекты поведения. При использовании определения не требуется никаких выводов или суждений. Определение должно быть четким, то есть понятным любому человеку, который захочет проводить наблюдения, используя это определение. Наконец, определение должно быть полным. Он должен очерчивать границы поведения, чтобы можно было принять решение о том, представляет ли конкретное поведение экземпляр наблюдаемого целевого поведения.

Использование результатов наблюдения за поведением

Результаты наблюдения за поведением обычно используются для трех целей, связанных с планированием вмешательства. Во-первых, они используются в качестве основы текущих уровней поведения. Исходный уровень сообщает участвующим специалистам, чего ожидать в будущем, если в отношении человека не будет вмешиваться. Исходные данные также используются для второй цели, а именно для формулирования целей. Цели должны основываться на текущем уровне поведения. Не использовать базовые данные при формулировании целей — значит ставить перед собой нереалистичные или слишком мягкие цели.

Третья цель, для которой используются результаты наблюдения за поведением, заключается в измерении результатов. Если первоначальные данные наблюдения используются для определения базовых уровней поведения и постановки целей, то более поздние данные можно использовать в качестве меры успешности вмешательств. Если собираются данные о проблемном поведении, то при успешном вмешательстве частота, масштабы или продолжительность поведения должны уменьшаться. И наоборот, если данные о соответствующем поведении собираются, число случаев такого поведения должно увеличиваться.

Наблюдения за поведением также проводятся в исследовательских целях. Данные могут быть использованы для описания поведения отдельного человека или группы, или они могут быть использованы для измерения изменений в поведении, зависящих от некоторых манипуляций со средой или индивидуального обращения. Иногда в исследованиях используются сложные схемы кодирования для категоризации или описания наблюдаемого поведения, но обычно они включают использование одного или нескольких методов, описанных выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *