Наблюдение в психологии: 3. Метод наблюдения в психологии.

8. Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемогообъекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдения считается одним из старейшим психологических методов. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Ме́тод опро́са – психол-ий вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Наблюдение | Psylist.net

Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом.

Различают несистематическое и систематическое наблюдение.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует корреляционному исследованию.

Различают «сплошное» и выборочное наблюдение.

В первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии, либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, например, при исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т.д.) внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

Есть два варианта включенного наблюдения:

наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;

наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога – его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезны последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя.

Кроме того, включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. Многие психологи считают недопустимым проведение исследований «методом обмана», когда его цели скрываются от исследуемых людей или когда испытуемые не знают, что они – объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Модификацией метода включенного наблюдения, сочетающей наблюдение с самонаблюдением, является «трудовой метод», который очень часто использовали зарубежные и отечественные психологи в 20-30-х годах нашего века.

Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Тест Мюнстерберга на восприятие
  • Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
  • Метод неоконченных предложений
  • Циклоидный тип
  • Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.
    Н. Воронина)
  • Схема психолого-педагогического обследования детей с ЗПР
  • Тренировка восприятия «Геометрия»
  • Полярные профили изучения подчиненных
  • Карта психологического обследования ребёнка с ЗПР
  • Раскрашивание кружков

Что такое наблюдательное обучение? — Водяной медведь учится

Эндрю ДеБелл | Последнее обновление: 6 декабря 2022 г.

Мы, люди, начинаем учиться в первый день своего существования.

Большая часть этого начального обучения происходит посредством наблюдения. Наблюдение за друзьями, членами семьи и окружающей средой. Вот как мы познаем мир.

В этой статье мы подробно рассмотрим теорию обучения через наблюдение: определение, четыре процесса, примеры и важность.

Мы также рассмотрим наблюдательное обучение на корпоративном рабочем месте. И как вы можете использовать наблюдательное обучение, чтобы улучшить свои корпоративные программы обучения и развития.

Что такое наблюдательное обучение?

Обучение через наблюдение — это процесс обучения путем наблюдения за поведением других. Целевое поведение наблюдают, запоминают, а затем имитируют.

Научение через наблюдение, также известное как формирование и моделирование, чаще всего встречается у детей, поскольку они имитируют поведение взрослых.

Хотя иногда мы намеренно наблюдаем за экспертами, чтобы узнать новую информацию, наблюдательное обучение не всегда является преднамеренным. Особенно у маленьких детей.

Ребенок может научиться ругаться матом или курить, наблюдая за взрослыми. Они постоянно учатся путем наблюдения, независимо от того, желательно ли целевое поведение или нет.

Что такое модель?

Модель — это человек, выполняющий имитируемую задачу. В примере с ребенком, который учится ругаться, моделью является родитель, произнесший ругательство. Ребенок использует своего родителя как модель , что они наблюдают за поведением.

Что делает модель хорошей?

Люди никому не подражают. Чаще всего мы подражаем людям, которые:

  • Похожи на нас
  • Находятся на высоких должностях
  • Являются экспертами или хорошо осведомлены
  • Вознаграждаются за их поведение
  • Обеспечьте нам заботу (родители или опекуны)

Четыре процесса обучения через наблюдение

Канадско-американский психолог Альберт Бандура был одним из первых психологов, открывших феномен обучения через наблюдение.

Его теория, Теория социального обучения, подчеркивает важность наблюдения и моделирования поведения, отношений и эмоциональных реакций других.

Он обнаружил, что, будучи социальными животными, люди естественным образом тяготеют к наблюдательному обучению. Дети наблюдают за членами своей семьи и подражают их поведению. Даже младенцы в возрасте всего 3 недель начинают подражать движениям рта и мимике окружающих их взрослых.

Согласно исследованиям Бандуры, есть четыре процесса, которые влияют на обучение через наблюдение:

  1. Внимание
  2. Удержание
  3. Репродукция
  4. Мотивация

Давайте рассмотрим каждый из них более подробно:

1. Внимание

Чтобы учиться, наблюдатель должен обращать внимание на что-то в окружающей среде. Они должны заметить модель и происходящее поведение. Уровни внимания могут варьироваться в зависимости от характеристик модели и окружающей среды, включая степень сходства с моделью или текущее настроение наблюдателя.

У людей вероятнее всего, наблюдатель будет обращать внимание на поведение моделей, обладающих высоким статусом, талантливых, умных или каким-либо образом похожих на наблюдателя.

Например, если вы хотите стать вице-президентом в своей компании, имеет смысл наблюдать за текущими вице-президентами (или другими известными вице-президентами в вашей отрасли) и пытаться подражать их поведению.

2. Удержание

Простого внимания недостаточно, чтобы научиться новому поведению. Наблюдатель также должен сохранить или запомнить поведение в более позднее время.

Чтобы увеличить шансы на запоминание, наблюдатель должен структурировать информацию в удобном для запоминания формате. Может быть, они используют мнемонический прием. Или сформируйте ежедневную привычку к обучению.

Поведение должно легко запоминаться, чтобы его можно было выполнить практически без усилий.

Используя приведенный выше пример с вице-президентом, предположим, что текущий вице-президент проводит презентацию для всей компании. Вы замечаете, что они спокойны, уверены в себе, привлекательны и используют зрительный контакт. Вы составляете список этих атрибутов и запоминаете их для следующей презентации.

3. Воспроизведение

Поведение запоминается. Но можно ли это реализовать в реальной жизни?

Воспроизведение — это процесс, при котором наблюдатель должен иметь возможность физически воспроизводить поведение в реальном мире. Проще сказать, чем сделать.

Часто для создания нового поведения требуются часы практики для приобретения навыков. Вы не можете просто смотреть, как ваш вице-президент проводит блестящую презентацию для всей компании, а затем использовать только наблюдаемую тактику в своей собственной презентации через 20 минут. На оттачивание и совершенствование этих навыков уходят годы.

Снова используя наш пример вице-президента, вы заметили и определили четыре навыка, которые нынешний вице-президент использует во время презентаций. Чтобы иметь возможность выполнять эти навыки самостоятельно, вам нужно сознательно практиковать эти навыки. Может быть, вы проводите небольшие групповые встречи, чтобы проверить свои навыки. Или вы просите членов команды оставить отзыв о ваших навыках презентации. Через несколько месяцев вы отточите свои навыки презентации и, возможно, будете готовы вести себя так же, как действующий вице-президент.

 

4. Мотивация

Любое обучение требует определенной степени личной мотивации. Для обучения через наблюдение наблюдатель должен быть мотивирован, чтобы произвести желаемое поведение.

Иногда эта мотивация присуща наблюдателю. В других случаях мотивация может проявляться в виде внешнего подкрепления — поощрений и наказаний.

Снова обратимся к нашему примеру с вице-президентом. Мотивация является внутренней. Вы понимаете, что путь к тому, чтобы стать вице-президентом в вашей компании, требует определенного набора навыков.

 

Что говорит наука?

Давайте взглянем на некоторые научные исследования в области обучения через наблюдение.

1. Эксперимент с куклой Бобо

Классический эксперимент Бандуры с куклой Бобо показал, что дети могут имитировать агрессивное поведение, просто наблюдая за другими.

В ходе эксперимента детям показывали видео, в котором модель проявляла агрессию по отношению к надувной кукле — била, пинала, пинала и словесно оскорбляла куклу. Было три разных концовки:

  1. Модель была наказана за свое поведение
  2. Модель была вознаграждена за свое поведение
  3. Последствий не было

После просмотра модели детям подарили куклу Бобо, идентичную той, что на видео. За их поведением наблюдали.

Исследователи обнаружили, что дети чаще подражали агрессивному поведению, когда наблюдали, как модель получает вознаграждение, или когда не было никаких последствий.

С другой стороны, дети, наблюдавшие, как модель наказывают за насилие, проявляли меньше фактического насилия по отношению к кукле.

 

Источник изображения: http://www.edpsycinteractive.org/

Примеры

Вот несколько реальных примеров обучения через наблюдение2: ребенок ест

с вилкой. Они наблюдают за поведением и быстро учатся пользоваться вилкой сами.

 

  • Баскетболист старшей школы смотрит, как Стивен Карри выполняет штрафные броски. Они наблюдают за такими деталями, как количество ведения мяча и движение рук по шаблону, а затем пытаются имитировать собственное поведение.

Объективное наблюдение в психологии | Внешнее наблюдение в психологии

Саим Среда, 06 мая 2020 г.

Внешнее или объективное наблюдение всегда называли инструмент науки. На самом деле, это всегда было предпосылкой для хорошего ученый, чтобы иметь хорошее наблюдение. Этот метод является респектабельным и научным способ сбора информации.

Процесс объективного наблюдения очень прост, но Последующая работа трудоемка.

  1. Наблюдатель только наблюдает людей и окружающую среду в что ему интересно. И записывает даже мельчайшие подробности о них с полная точность.
  2. Объективное наблюдение работает в соответствии с нормами и правилами.
  3. Вопрос или вопросы должны быть ясны в уме наблюдатель, до того, как он сделает объективное наблюдение объекта или индивидуальный.
  4. Могут быть тысячи или даже миллионы наблюдения. Итак, для наблюдателя очень важно сосредоточиться на аспекте персонаж, который необходимо наблюдать.  

Джейн Пиаже, , которая специализируется на ребенка психология. Он был решительным сторонником этого

метода объективного наблюдения. Согласно этому, как дети прогрессируют, они отвечают на лучшие вопросы, заданные в прошлом. То есть, с возрастом и опытом происходят значительные качественные изменения в ответы.

Характеристики эксперта по объективному наблюдению

Существуют некоторые важные качества эксперта по объективному наблюдению .  

  1. Также важно, чтобы наблюдатель был обучен и беспристрастный.
  2. Не только хорошее образование, но и его бдительность и преданность делу тоже наиболее востребованы.
  3. Наблюдатель не должен быть неуклюжим, чтобы чувствовать разница между реальными и частичными движениями.
  4. Он знает обстоятельства лица, находящегося под наблюдение.
  5. Он может не знать положительные и отрицательные факторы заинтересованного лица заранее.
  6. Он не должен любить или ненавидеть человека, находящегося под наблюдением, чтобы он не может понизить или повысить свой статус.
  7. В наблюдении не должны участвовать личные симпатии и антипатии.

Внешние или объективные наблюдательные исследования движений, которые имеют место в живых организмах. Чтобы понять внутреннее состояние других, мы должны изучить их роль.

Потому что, когда мы сравниваем характер других со своим внутреннее состояние, которое мы думаем и чувствуем так при данных обстоятельствах, другие будет думать и чувствовать то же самое в этих обстоятельствах.

Это как если бы мы стремились понять умы других в свете нашего собственного опыта. В связи с этим необходимо внимательно изучить движения и движения других, физические изменения и волнение, чтобы точно оценить свое психическое состояние.

Преимущества или преимущества объективного наблюдения

Есть некоторые преимущества или преимущества внешнего или объективного наблюдения .

  1. Помогает изучить роль других людей. Наблюдение за характер используется для понимания мыслей других. Мы можем изучать свои собственные умы, но чтобы понять другие умы, мы изучаем их внешние движения.
  2. Только посредством внешнего или объективного наблюдения мы можем изучать детей, животных и безумный. То, что наблюдается , является их характером и их внутренним о состоянии можно судить по самому персонажу. Потому что они не могут выразить их внутреннее состояние или чувства самих себя.
  3. Не все внутренние состояния известны посредством внутреннего изучения. Например, есть трудности с бессознательными состояниями. В этом случае только используется внешнее или объективное наблюдение . Именно через характер, который сознателен и известны бессознательные состояния.
  4. С помощью этого метода можно повторить полученные результаты и их здоровье также можно проверить. Этот метод изменил психологию в научное и объективное знание. Когда мы сравниваем наше внутреннее состояние с характер других в наших собственных обстоятельствах, становится ясно, что есть сходство между нашим характером и характером других под определенные обстоятельства и законы.
  5. Характер также изучается через различные испытания, для этого также были объяснены различные испытания, которые способствовали развитию психологии.
  6. Этот метод не только дает нам знание персонажа, но и также помогает нам контролировать человеческий разум, а также может делать предсказания о Это.
  7. Один из принципов Моргана состоит в том, что если есть два гипотезы о животном характере, одну простую, а другую сложную, мы должны всегда принимайте простую гипотезу . Например, если собака лежит, мы не следует предполагать, что собака думает о решении философских проблемы, а лучше сказать что собака отдыхает. Нет, это не так право приписывать животным человеческие качества.
  8. Этот метод сделал психологию наукой. Его доступ объектив и эталон. Его ширина также больше, чем внутреннего наблюдения.

Недостатки внешнего или объективного наблюдения

Существуют также некоторые недостатки внешнего или объективного наблюдения .  

  1. Первый недостаток этого метода заключается в том, что мы сравниваем наши внутренние государство с характером других. Тип характера, который мы проявляем при определенных обстоятельства. Предполагается, что другие люди и животные думают и чувствуют то же самое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *