Наблюдение в психологии и его виды: Виды наблюдения — Психологос

Содержание

Виды наблюдения — Психологос

Виды наблюдения — Психологос

01 октября 2022 г., 21:52

 

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

  • Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,
  • Явным и скрытым,
  • Непосредственным и опосредованным,
  • Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,
  • Прямым и косвенным,
  • Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение — такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плану и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения — регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

  • Методы психологии

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2014 г.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. ;;

5Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа
  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
  • Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц

Популярные статьи:

  • Эти глаза напротив…
  • Муж секс не выпрашивает
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие
  • Экстремалы

Хиты недели:

  • Дети не должны помогать своим родителям
  • Воспитание детей
  • Как правильно формулировать цель в работе над собой
  • Как влияют на нас гормоны
  • Не играю Жертву

Формы, способы и виды наблюдения в психологии

Двадцать четыре. Именно столько существует на сегодняшний день методов, форм, способов и видов наблюдения в психологии. Некоторые из них использовались только на начальных этапах развития науки, а некоторые были созданы совсем недавно, но о каждом из них следует поговорить отдельно.

О наблюдении в целом

Наблюдением считается целенаправленное исследование и регистрация поведения какого-либо объекта. Наблюдатель должен создавать условия для процесса, но они никоим образом не должны вмешиваться в жизнь.

Наблюдение отличается от пассивного созерцания действительности, поскольку имеет определенную цель, проводится по заранее составленному плану и имеет специальные предметные средства, позволяющие не только фиксировать результаты, но и поддерживать ситуацию на необходимом уровне.

Можно сказать, что наблюдение – это активная форма чувственного познания. С ее помощью можно накапливать эмпирическую информацию, формировать первоначальные представления или проверять заранее выдвинутые предположения, касающиеся объекта исследования. Считается, что именно этот способ стал первым научным методом психологических исследований, за время развития науки образовалось несколько специфических видов наблюдения.

Три значения

Обычно наблюдение рассматривают с трех разных сторон. В зависимости от ситуации и сферы использования различают:

  1. Наблюдение как метод.
  2. Как деятельность.
  3. Как методику.

Наблюдение может являться научным методом, тогда оно будет включать в себя систему принципов познания, положения о сущности и специфику психологического наблюдения о возможностях человеческой деятельности. Такой вариант считается универсальным и применяется для исследования широкого круга явлений. Метод наблюдения достаточно гибкий, и если возникает необходимость, исследователь может изменить «поле охвата», выдвинуть и проверить в ходе эксперимента дополнительные гипотезы. К тому же для такой деятельности необходимо минимальное аппаратурное обеспечение. Специфика заключается еще и в отношении к изучаемому объекту: исследователь не вмешивается в его жизнь, но при этом поддерживает визуальный и слуховой контакт.

Наблюдение как деятельность применяется в некоторых практических областях. К примеру, оператор энергетических систем смотрит за показателями приборов, врач осматривает больных, следователь наблюдает за преступником и т. д.

С третьей стороны, существует еще и методика наблюдения. Она является социально фиксированной предметной системой сбора и обработки данных, которая представлена на понятном для других языке и соответствует выявленным ранее задачам.

Особенности метода

Различные виды наблюдения широко применялись еще с конца XIX века в тех сферах, где особое значение имело поведение человека, попавшего в различные ситуации. Наблюдение применялось и применяется в случае, когда исследователь не может или ему не позволено вмешиваться в естественное течение жизненного процесса.

Наблюдение считается незаменимым источником информации, если психологу нужно составить целостную картину происходящего и отобразить поведение каждого участника во всей полноте. К главным особенностям метода относят такие характеристики:

  • Непосредственная связь исследователя и объекта наблюдения.
  • Эмоциональная составляющая эксперимента.
  • Сложно или невозможно провести подобный эксперимент повторно.

В естественных науках обычно исследователь не влияет на изучаемое явление. С другой стороны, в психологии существует проблема взаимодействия ученого и испытуемого. Если человек знает, что за ним ведется наблюдение, это может существенно отразиться на его поведении. Поэтому, чтобы минимизировать такое воздействие, наблюдателю необходимо «примелькаться» для испытуемого или обосновать свое присутствие какой-либо причиной, не акцентирующей внимание на человеке.

Виды наблюдения

Обычно тип наблюдения определяется целями, объектом и ситуацией исследования. Таким образом, принято различать:

  1. Объективное наблюдение и самонаблюдение.
  2. Полевое и лабораторное исследование.
  3. Индивидуальный и коллективный эксперимент.
  4. Случайное и преднамеренное изучение.
  5. Систематическое и несистематическое наблюдение.
  6. Полное и неполное исследование.
  7. Сплошной и выборочный эксперимент.
  8. Констатирующее и оценивающее изучение.
  9. Стандартизованное и нестандартизованное наблюдение.
  10. Исследования открытого и закрытого характера.
  11. Включенный и невключенный эксперимент.
  12. Прямое и косвенное исследование.

Таким образом, видим, что существует 12 пар форм, видов и способов наблюдения. Рассмотрим их по отдельности.

Объективное, лабораторное и полевое исследование

Первый вид метода наблюдения, на который следует обратить внимание, называется объективным. Это исследование объекта со стороны, то есть наблюдатель смотрит за теми объектами, которые являются внешними по отношению к нему. Такой вид наблюдения широко используется в психологии и социологии, а также в смежных с ними дисциплинах. Еще этот метод называют внешним наблюдением.

Интроспекция (самонаблюдение или внутреннее исследование) использовалась на ранних этапах развития психологии. Субъект самостоятельно наблюдал за собой и фиксировал изменения сознания. Сейчас как метод используется очень редко.

Полевое (оно же естественное наблюдение) заключается в исследовании объектов, которые находятся в естественной для них среде обитания. Этот вид метода наблюдения обычно считается самостоятельным способом сбора данных. Совмещать с другими методами исследования можно, если наблюдение является основным компонентом изучения, а все остальные способы – вспомогательными или будут проходить в другое время.

Экспериментальное, или лабораторное исследование проводится в искусственно созданных условиях. Степень этой искусственности может быть разной: минимальной (когда ведется непринужденная беседа) или максимальной (когда человека помещают в специальное помещение и выдаю инструкцию поведения). В отличие от полевого исследования, экспериментальное наблюдение почти всегда связана с другими эмпирическими методами исследования.

Индивидуальное, коллективное, случайное и преднамеренное наблюдение

Индивидуальное исследование — это такой вид статистического наблюдения, который совершается одним ученым. Наблюдатель может быть единственным, кто изучает этот проект, но также может входить в состав группы ученых. В последнем случае он будет изучать объект самостоятельно, но его работа будет входить в состав проекта.

Коллективное исследование осуществляется группой из нескольких лиц. Они имеют общий план действий, пользуются одинаковой методикой и преследуют одну и ту же цель. В некоторых случая предполагается, что этот вид наблюдения в психологии определяется одновременностью проведения исследования.

Случайное исследование не планируется заранее, а проводится из-за того, что так сложились обстоятельства. Ценность этот вид и способ наблюдения имеет в исследовании редких явлений, появление которых невозможно предугадать. Например, здесь речь может идти об НЛО или внезапных стихийных бедствиях. Случайные наблюдения делятся на два вида: житейские и профессиональные. Житейские наблюдения совершает каждый человек в повседневной жизни. Профессиональное случайное наблюдение происходит непреднамеренно в результате профессиональной деятельности. В этом случае ученный уже внутренне готов к проведению наблюдения и может увидеть что-то интересное там, где простой человек не может. Именно таким образом было совершено множество открытий прошлого. Преднамеренное наблюдение является запланированным и преследует определенные цели.

Систематические и полные исследования

В зависимости от систематичности виды наблюдения делятся на систематические и несистематические.

Систематические наблюдения совершаются по заранее созданному плану и графику. Понятие систематичность здесь рассматривается в двух аспектах:

  1. Процедурный. Имеются четко определенные задачи, цели, сформулирована рабочая гипотеза. Действия наблюдателя определенны и упорядочены заранее. Также можно наблюдать продуманную систему регистрируемых показателей.
  2. Временный. Многократные наблюдения спланированы и сбалансированы заранее. Проще говоря, за человеком наблюдают, фиксируют какие-то проявления характера и повторяют эту процедуру, когда изменится его жизненная ситуация или ему исполнится определенное количество лет. К примеру, благодаря временному наблюдению было установлено, что характер человека меняется каждые семь лет.

С другой стороны, существуют несистематические исследования, которые не имеют определенного плана действий. Процедурный аспект проявляется в неопределенности задач и здесь не предусмотрена регистрация фактов. Временной аспект выражается в проведении многократных наблюдений случайным образом.

Еще один вид статистического наблюдения называется полным. Основная задача исследователя заключается в охвате и фиксации все доступной информации о предмете изучения. Обычно этот метод применяют, чтобы лучше изучить объект исследования. Однако бывают ситуации, когда такой подход является вынужденной мерой. Это происходит в случаях, когда неизвестно какие именно факторы оказали влияние на поведение человека.

При неполном наблюдении исследователь обращает внимание на оптимальное количество факторов, по которым можно сделать определенные выводы. Прежде чем приступить к наблюдению, исследователь составляет список факторов, на которые нужно обратить внимание обычно это делается для того, чтобы исключить нежелательные информационные пробелы.

Выборочный эксперимент и констатация фактов

Сплошное наблюдение является постоянным и применяется для краткосрочного изучения объекта, чтобы получить более полную информацию о динамике.

Форму и вид наблюдения сплошного характера часто путают с полным наблюдением. Однако шкала «сплошной — выборочный» характеризует временную действительность, а шкала «полный — неполный» — количественную. То есть любое сплошное наблюдение может быть или полным или неполным. Выборочные наблюдения обычно проводятся в отдельных временных промежутках. Исследователь определяет на свое усмотрение.

Еще одним видом и способом статистического наблюдения является констатирующее. Любые явления фиксируются исследователем, но не подвергаются обсуждению или оцениванию. Как правило, зарегистрированные факты не требуют дополнительной интерпретации. К примеру, фотографии — сложно интерпретировать изображение как-то по-другому.

Оценивающее наблюдение – вид деятельности, при которой исследователь ставит оценку ситуации или фиксированному явлению. Обычно этот метод используют, когда выдвигают гипотезы и необходимо объяснить факторы, которые объединяют процесс восприятия. Оценивающие наблюдения бывают обобщающими и интерпретационными.

Стандарты. Открытые и закрытые исследования

Также наблюдения могут быть стандартизованными и нестандартизованными. Первые осуществляются по заранее оговоренной схеме, которая является эталонной для фиксации и регистрации параметров в конкретной ситуации. К примеру, если изучаемое явление понятно и нужно только зафиксировать некоторые элементы исследователи могут воспользоваться бланками, что сделаны по определенному стандарту. В свою очередь нестандартизованное наблюдение осуществляется в свободной форме. Как исследователь хочет, так и описывает происходящее. Этот способ дает возможность взглянуть на объект под другим углом и позволяет увидеть те закономерности, которые не были ранее замеченными.

При открытом наблюдении индивиды знают о своей роли «подопытных», временами даже знакомы с наблюдателем. Правда, этот способ несколько ограничивает поле действий исследователя. Скрытое исследование проводится незаметно для испытуемых и считается более распространенным, хотя часто может повлечь за собой трудности этического характера.

Включенное, прямое, спровоцированное

При включенном наблюдении исследователь входит в состав группы, которую он изучает. Так сказать, пытается понять ее изнутри. Несмотря на множественные достоинства, это наблюдение имеет существенный недостаток: ученые может потерять объективность, перейдя из позиции ученого в роль испытуемого.

Стоит отметить, что наблюдения могут проводить не только люди, заинтересованные в результатах, но и их представители. Когда наблюдает ученый – это прямое исследование, когда посредник – косвенное. Обычно косвенными наблюдениями называют получение информации от свидетелей события. К примеру, в правоохранительных органах важными являются показания людей, которые стали невольными свидетелями преступления.

Предмет наблюдения

В зависимости от того, каким будет предмет изучения, исследователь выбирает необходимые формы и виды статистических наблюдений. Обычно объектами выступают:

  1. Вербальное поведение — учитывается также содержание, продолжительность и интенсивность речи.
  2. Невербальное поведение – исследуется мимика и жесты.
  3. Перемещения людей.

Проще говоря, объектами могут быть любые ситуации, которые можно поддать четкой фиксации. Исследователя не интересуют свойства психики, только статистика и факты. Но исходя из положения, что свойства психики проявляются в поведении, психолог на основании собранных фактов может строить гипотезы на психических свойствах.

Правила проведения наблюдений

При проведении исследования важно выполнять такие требования:

  • Заранее определится с тем, какой вид наблюдения будет более оптимальным, и составить программу исследования, выделив самые важные объекты и этапы.
  • Никоим образом не влиять на естественный ход событий.
  • Наблюдение должно быть повторным и систематичным (особенно если это касается изучения личности).
  • Исследуя психические явления, наблюдения нужно проводить на разных объектах. Даже если нужно изучить человека, более подробную информацию можно получить, сравнивая его с другими.

Средства наблюдения и этический кодекс

Наблюдение может осуществлять сам исследователь, или же он может использовать различные фиксирующие приборы – диктофоны, камеры и т. д. Важно понимать, что наблюдение – это не эксперимент, поскольку: во-первых, не меняет окружающую действительность, а во-вторых, наблюдатель фиксирует только то, что видит.

В России наблюдения ученые могут осуществлять в любой удобный для них момент. В Америке все не так просто. Здесь существует этический кодекс Американской психологической ассоциации, который разрешает проводить наблюдение, при условии соблюдения некоторых правил, а именно:

  1. Необходимо заручиться согласием участников на проведение исследования. Исключением бывают только наблюдения, которые проводятся в общественных местах.
  2. Психологи не должны причинять вред испытуемым, а если его нельзя избежать – снизить возможный ущерб.
  3. Минимизировать вторжение в личную жизнь.
  4. Не разглашать конфиденциальных данных об участниках наблюдений.

В психологии наблюдение считается незаменимым источником эмпирической информации, ведь только находясь в одиночестве или привычных условиях человек сбрасывает все маски, позволяя эмоциям взять верх над разумом, оголяя тем самым свою истинную сущность.

Что такое обсервационное исследование?

Опубликован в 31 марта 2022 г. к Теган Джордж. Отредактировано 2 декабря 2022 г.

Наблюдательное исследование используется для ответа на исследовательский вопрос, основанный исключительно на том, что наблюдает исследователь. Нет никакого вмешательства или манипуляций с субъектами исследования, а также с контрольными и лечебными группами.

Эти исследования часто носят качественный характер и могут использоваться как в поисковых, так и в объяснительных целях. Хотя количественные обсервационные исследования существуют, они менее распространены.

Наблюдательные исследования обычно используются в точных науках, медицине и социальных науках. Часто это происходит из-за этических или практических соображений, которые мешают исследователю проводить традиционный эксперимент. Однако отсутствие контрольных и лечебных групп означает, что формирование выводов затруднено, и существует риск смешения переменных и предвзятости наблюдателя, влияющих на ваш анализ.

Содержание

  1. Типы наблюдения
  2. Типы обсервационных исследований
  3. Пример обсервационного исследования
  4. Преимущества и недостатки обсервационных исследований
  5. Обсервационное исследование по сравнению с экспериментом
  6. Часто задаваемые вопросы
  7. Виды наблюдения

    Существует множество типов наблюдения, и бывает сложно отличить их друг от друга. Вот некоторые из наиболее распространенных типов, которые помогут вам выбрать лучший для вашего обсервационного исследования.

    Тип Определение Пример
    Естествознание Исследователь наблюдает за тем, как участники реагируют на окружающую среду в «реальных» условиях, но никак не влияет на их поведение Наблюдение за обезьянами в вольере зоопарка
    Включенное наблюдение Также происходит в «реальных» условиях, но здесь исследователь погружается в группу участников в течение определенного периода времени Проведение нескольких месяцев в больнице с пациентами, страдающими определенным заболеванием
    Систематическое наблюдение Используя кодирование и строгий график наблюдения, исследователи наблюдают за участниками, чтобы подсчитать, как часто происходит определенное явление Подсчет количества смехов детей в классе
    Негласное наблюдение Зависит от того факта, что участники не знают, что за ними наблюдают Наблюдение за взаимодействием в общественных местах, таких как поездки на автобусе или в парке
    Количественное наблюдение Включает счетные или числовые данные Наблюдения, связанные с возрастом, весом или ростом
    Качественное наблюдение
    Задействованы «пять чувств»: зрение, слух, обоняние, вкус или слух
    Наблюдения, связанные с цветами, звуками или музыкой
    Практический пример Исследует человека или группу людей с течением времени, с идеей, что тщательное расследование может быть впоследствии распространено на других людей или группы Наблюдение за ребенком или группой детей во время их обучения в начальной школе
    Архивные исследования Использует первоисточники из библиотек, архивов или других хранилищ для изучения исследовательского вопроса Анализ данных переписи населения США или телефонных записей

    Виды обсервационных исследований

    Существует три основных типа обсервационных исследований: когортные исследования, исследования случай-контроль и перекрестные исследования.

    Когортные исследования

    Когортные исследования носят более лонгитюдный характер, поскольку они наблюдают за группой участников в течение определенного периода времени. Члены когорты выбираются из-за общей характеристики, такой как курение, и за ними часто наблюдают в течение нескольких лет.

    Исследования случай-контроль

    Исследования случай-контроль объединяют две группы: группу тематического исследования и контрольную группу. Группа тематического исследования имеет определенный атрибут, а контрольная группа — нет. Затем две группы сравнивают, чтобы увидеть, проявляет ли группа случаев конкретную характеристику больше, чем контрольная группа.

    Например, если вы сравните курильщиков (группа тематического исследования) с некурящими (контрольная группа), вы сможете увидеть, было ли у курильщиков больше случаев заболевания легких, чем у некурящих.

    Примечание: В исследованиях случай-контроль группа тематического исследования выбирается потому, что они
    уже обладают
    интересующим атрибутом — в данном случае курением.

    Поперечные исследования

    Поперечные исследования анализ изучаемой совокупности в определенный момент времени.

    Это часто включает сужение ранее собранных данных до одного момента времени, чтобы проверить распространенность теории — например, анализ того, у скольких людей было диагностировано заболевание легких в марте данного года. Это также может быть разовое наблюдение, например, провести один день в отделении болезней легких в больнице.

    Пример наблюдательного исследования

    Обсервационные исследования обычно достаточно просты в разработке и проведении. Иногда все, что вам нужно, это блокнот и ручка! При планировании исследования вы можете выполнить следующие шаги.

    Шаг 1. Определите тему и цели вашего исследования

    Первый шаг — определить, что вам интересно наблюдать и почему. Наблюдательные исследования отлично подходят, если вы не можете провести эксперимент по практическим или этическим причинам или если тема вашего исследования зависит от естественного поведения.

    Пример: Тема наблюдательного исследования. Вас интересует взаимодействие малышей в детском саду, особенно то, как они справляются с сильными эмоциями, такими как волнение, страх, гнев или печаль. Проведение эксперимента может быть затруднено по этическим причинам: дети младшего возраста являются уязвимой группой и не могут дать согласие на участие.

    Шаг 2. Выберите тип и метод наблюдения

    С точки зрения техники, есть несколько вещей, которые следует учитывать:

    • Вы заранее определяете, что хотите наблюдать, или идете непредвзято?
    • Есть ли другой метод исследования, который имел бы смысл в сочетании с наблюдением?
    • Имеет ли значение для вашего анализа, если ваши участники знают, что вы там?
      • Если да, обязательно проведите скрытое наблюдение.
      • Если нет, подумайте, что лучше подходит: наблюдение издалека или активное участие в вашем наблюдении.
    • Как вы можете упредить смешанные переменные, которые могут повлиять на ваш анализ?
    Пример: подходы к наблюдательному исследованию. Существует несколько способов, которыми вы можете продолжить свое исследование, в зависимости от темы вашего исследования:
    • Вы могли наблюдать за детьми, играющими на детской площадке, в натуралистическом наблюдении.
    • Можно месяц провести в детском саду в своем городе, проводя включенное наблюдение, погружаясь в повседневную жизнь детей.
    • Вы можете вести скрытое наблюдение за стеной или стеклом, где дети вас не увидят.

    В целом очень важно оставаться организованным. Придумайте сокращение для своих заметок или, возможно, создайте шаблоны, которые вы сможете заполнить. Поскольку эти наблюдения происходят в режиме реального времени, у вас не будет второго шанса с теми же данными.

    Шаг 3. Настройте обсервационное исследование

    Прежде чем приступить к наблюдениям, обратите внимание на несколько моментов:

    • Планируйте заранее: Если вас интересуют детские сады, вам нужно будет позвонить нескольким в вашем районе, чтобы запланировать посещение. Не все из них разрешают наблюдение, или может потребоваться согласие родителей, поэтому дайте себе достаточно времени, чтобы все настроить.
    • Определите свой метод ведения заметок:
      Наблюдательные исследования часто основаны на ведении заметок, потому что другие методы, такие как видео- или аудиозапись, могут изменить поведение участников.
    • Получите информированное согласие от ваших участников (или их родителей), если вы хотите записать:  В конечном счете, даже если это может облегчить ваш анализ, проблемы, связанные с записью участников, часто делают ручку и бумагу лучшим выбором.

    Шаг 4. Проведите наблюдение

    После того, как вы выбрали тип наблюдения, определились с техникой, выбрали время и место, пришло время провести наблюдение.

    Пример: наблюдательное исследование. Вы решили, что у малышей есть особая характеристика, которая вас интересует. Допустим, вы выдвинули гипотезу о том, что только дети чаще расстраиваются, когда их бросают в детский сад, чем дети, имеющие братьев и сестер.

    Здесь вы можете разделить их на контрольные и контрольные группы. У детей с братьями и сестрами есть интересующая вас характеристика (братья и сестры), а у детей из контрольной группы — нет.

    Затем вы можете присутствовать на утренней высадке на автобазе и наблюдать, действительно ли дети с братьями и сестрами меньше расстраиваются, когда их подвозят опекуны.

    При проведении обсервационных исследований будьте очень осторожны, чтобы не смешать или «скрыть» переменные. В приведенном выше примере вы наблюдали за детьми, когда их высаживали, оценивая, расстроены они или нет. Однако здесь могут быть задействованы и другие факторы (например, болезнь).

    Шаг 5. Анализ данных

    После того, как вы закончите наблюдение, немедленно запишите свои первоначальные мысли и впечатления, а также дополнительные вопросы или любые проблемы, которые вы заметили во время наблюдения. Если вы записали свои наблюдения на аудио- или видеокамеру, вы можете расшифровать их.

    В вашем анализе может использоваться индуктивный или дедуктивный подход:

    • Если вы проводили свои наблюдения более открытым способом, индуктивный подход позволяет вашим данным определять ваши темы.
    • Если у вас были определенные гипотезы до проведения ваших наблюдений, дедуктивный подход анализирует, подтверждают ли ваши данные те темы или идеи, которые у вас были ранее.

    Далее вы можете провести тематический или контент-анализ. Из-за открытого характера обсервационных исследований наиболее подходящим вариантом, вероятно, является тематический анализ.

    Шаг 6. Обсудите направления будущих исследований

    Наблюдательные исследования, как правило, носят исследовательский характер, и они часто недостаточно сильны, чтобы давать отдельные выводы, из-за их очень высокой чувствительности к предвзятости наблюдателя и смешанных переменных. По этой причине наблюдательные исследования могут показать только ассоциацию, а не причинно-следственную связь.

    Если вы воодушевлены сделанными вами предварительными выводами и хотите продолжить изучение темы, возможно, вам придется перейти на другой метод исследования, например на эксперимент.

    Преимущества и недостатки обсервационных исследований

    Преимущества

    • Наблюдательные исследования могут предоставить информацию о трудно поддающихся анализу темах экономичным и эффективным способом.
    • Они позволяют вам изучать предметы, которые не могут быть рандомизированы безопасно, эффективно или этично.
    • Часто их довольно просто проводить, поскольку вы просто наблюдаете за поведением участников или используете уже существующие данные.
    • Часто они бесценны для более поздних, крупномасштабных клинических испытаний или экспериментальных планов.

    Недостатки

    • Наблюдение изо всех сил пытается стать надежным методом исследования. Существует высокий риск систематической ошибки наблюдателя и необнаруженных смешанных переменных или опущенных переменных.
    • В них отсутствуют убедительные результаты, как правило, они не являются внешне достоверными или обобщаемыми и обычно могут служить лишь основой для дальнейших исследований.
    • Они не могут делать заявления о безопасности или эффективности изучаемых ими вмешательств или методов лечения, они только наблюдают за реакцией на них. Поэтому они дают менее удовлетворительные результаты, чем другие методы.

    Сравнение наблюдения и эксперимента

    Ключевое различие между обсервационными исследованиями и экспериментами заключается в том, что правильно проведенное обсервационное исследование никогда не попытается повлиять на ответы, в то время как экспериментальные планы по определению предусматривают какое-то условие лечения, применяемое к части участников.

    Однако могут быть случаи, когда невозможно, опасно или нецелесообразно влиять на поведение ваших участников. Это может иметь место в медицинских исследованиях, где неэтично или жестоко воздерживаться от вмешательства, потенциально спасающего жизнь, или в лонгитюдном анализе, когда у вас нет возможности следить за своей группой на протяжении всей их жизни.

    Обсервационное исследование может подойти для вашего исследования, если случайное распределение участников по контрольной и лечебной группам невозможно или очень затруднительно. Однако проблемы, возникающие в обсервационных исследованиях с точки зрения достоверности, смешанных переменных и убедительности, могут означать, что эксперимент более надежен.

    Если вы можете безопасно рандомизировать участников и ваш исследовательский вопрос определенно носит причинно-следственный характер, рассмотрите возможность проведения эксперимента.

    Часто задаваемые вопросы

    Как вы определяете обсервационное исследование?

    Наблюдательное исследование — отличный выбор для вас, если ваш исследовательский вопрос основан исключительно на наблюдениях. Если есть этические, логистические или практические проблемы, которые мешают вам провести традиционный эксперимент, наблюдательное исследование может быть хорошим выбором. В обсервационном исследовании нет вмешательства или манипулирования субъектами исследования, а также нет контрольных или лечебных групп.

    Что такое экспериментальный дизайн?

    Планирование эксперимента означает планирование набора процедур для исследования связи между переменными. Для разработки контролируемого эксперимента вам понадобятся:

    • Поддающаяся проверке гипотеза
    • Хотя бы одна независимая переменная, которой можно точно манипулировать
    • Хотя бы одна зависимая переменная, которую можно точно измерить

    При планировании эксперимента вы решаете:

    • Как вы будете манипулировать переменными
    • Как вы будете контролировать любые потенциальные смешанные переменные
    • Сколько субъектов или образцов будет включено в исследование
    • Как субъектам будут назначены уровни лечения

    Экспериментальный план необходим для внутренней и внешней достоверности вашего эксперимента.

     

    Процитировать эту статью Scribbr

    Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.

    Джордж, Т. (2022, 02 декабря). Что такое обсервационное исследование? | Руководство и примеры. Скриббр. Проверено 6 марта 2023 г., с https://www.scribbr.com/methodology/observational-study/

    Процитировать эту статью

    Полезна ли эта статья?

    Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса. ..

    Теган — американка, проживающая в Амстердаме, со степенью магистра политических наук и управления образованием. Хотя в душе она определенно является политологом, ее опыт работы в университетах привел к стремлению сделать темы социальных наук более доступными и интересными для студентов.

    Наблюдение: Метод исследования — PsychicMotivator

    Психолог Никита 2 комментария психическое здоровье, осведомленность о психическом здоровье, психообразование, психология

    Согласно Godde & Hatt , наука начинается с наблюдения и в конечном итоге возвращает к наблюдению для окончательной проверки.

    Согласно Мозеру, наблюдение справедливо можно назвать классическим методом научного исследования в строгом смысле, наблюдение подразумевает использование глаз, а не слуха и голоса.

    Наблюдение как фундаментальный метод сбора данных относится к наблюдению и прослушиванию поведения других людей с течением времени без манипулирования и контроля над ним и записи результатов способами, которые допускают некоторую степень аналитической интерпретации и обсуждения.

    Таким образом, наблюдение включает широкий выбор, запись и кодирование поведения для эмпирических целей описания или развития теории (Wieck, 1968).

    ХАРАКТЕРИСТИКИ:
    1. Существует естественный социальный контекст , в котором изучается поведение человека . Таким образом, наблюдение обычно происходит в естественных условиях , хотя оно также может использоваться в таких искусственных условиях, как лабораторные эксперименты и моделирование.
    2. Он фиксирует те значимые события или явления , которые влияют на отношения между изучаемыми людьми.
    3. Выявляет важные закономерности и повторения в общественной жизни путем сравнения и сопоставления полученных данных при изучении различных природных условий .

    НАЗНАЧЕНИЕ:
    1. Он фиксирует и изучает поведение человека, как оно происходит на самом деле. Это помогает в моментальном понимании деятельности человека в реальной жизни или социальной жизни.
    2. Предоставляет графическое описание реальной жизни, которое можно получить другими способами.
    3. Другая цель — разведка.

    ШАГИ:
    1. Правильное планирование
    2. Наблюдение за поведением
    3. Запись поведения
    4. Анализ поведения (статистические методы, среднее значение, медиана, мода и т. д.)
    5. Обсуждение наблюдаемого поведения
    6. Обобщение результатов.

    ТИПЫ:

    СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    Оно осуществляется в соответствии с некоторыми явными процедурами, а также в соответствии с логикой научного вывода. Психолог, изучающий агрессивное поведение детей в их игровой группе с некоторыми заранее установленными объективными и явными принципами, является примером систематического наблюдения.

    ПРЕИМУЩЕСТВА:

    • Переменными можно управлять,
    • Простой метод,
    • Экономия времени и средств,
    • Наблюдается в лабораторных условиях.

    НЕДОСТАТКИ:

    • Наблюдатель может искажать информацию,
    • Эффект реактивности,
    • Не может контролировать внешние переменные, которые могут повлиять на поведение.

    НЕСИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    Является разновидностью случайного наблюдения сделан следователем без указания каких-либо явных и объективных выводов. Психолог/социолог, наблюдающий за поведением людей на железнодорожной платформе без каких-либо явных принципов и процедур, является примером бессистемного наблюдения. Наблюдение также классифицируется на основе роли, которую играет исследователь. На основании этих критериев наблюдение можно разделить на включенное и неучастное наблюдение.

    НАБЛЮДЕНИЕ УЧАСТНИКА

    При этом следователь активно участвует в деятельности группы, за которой ведется наблюдение. Здесь следователь может уже быть членом группы или организации и решить наблюдать за ней в одной или нескольких ситуациях. Или он может присоединиться к группе специально для наблюдения за группой в одной или нескольких ситуациях.

    Процедура включенного наблюдения часто неструктурирована и, как правило, личность наблюдателя не известна другим членам группы. Это называется скрытым включенным наблюдением. Но иногда человек, за которым наблюдают, знает, что наблюдатель присутствует для сбора информации о нем. Это известно как неприкрытое включенное наблюдение. Поэтому другие члены группы воспринимают его как обычного члена и взаимодействуют с ним естественным образом.

    ДОСТОИНСТВА:

    • Выполненный в естественных условиях, исследователь может реалистично и естественно регистрировать поведение, после чего анализ дает осмысленные и убедительные выводы о поведении человека.
    • Полное наблюдение занимает несколько дней и месяцев. Как следствие, собранная информация является очень широкой и значимой для понимания человеческого поведения.

    НЕДОСТАТКИ:

    • Неструктурированный , нет точного порядка сбора данных. Меньше внимания уделяется точности и больше открытию.
    • Отнимает много времени, дорого.
    • Поскольку наблюдатель является активным участником, он/она иногда начинает проявлять человеческие слабости, такие как любовь, сочувствие, ненависть и т. д. По отношению к участникам и их поведению.

    Посмотреть эту публикацию в Instagram

    Публикация психолога Никиты (Она/ее) (@psychicmotivator)

    НЕУЧАСТНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

    Это наблюдение за поведением другого исследователя лиц в естественной среде, но не остается участником наблюдаемой деятельности. Наблюдение без участия обычно структурировано, и поэтому наблюдатель заранее планирует вероятный характер естественной обстановки, репрезентативность данных, проблемы, связанные с присутствием исследователя и т. д. Здесь наблюдатель/исследователь может перейти к разработке исследовательские стратегии или некоторые конкретные исследовательские вопросы для зондирования.

    ДОСТОИНСТВА:

    • Структурированные, полученные данные более достоверны и репрезентативны.
    • Наблюдатель может лучше концентрироваться на любом конкретном аспекте социального поведения и, следовательно, получает больше возможностей найти решение соответствующего исследования.

    НЕДОСТАТКИ:

    • Поведение наблюдаемого человека и настройки не остаются естественными. У человека может развиться сознание того, что за его поведением наблюдают, что слегка искажает естественный ход его поведения.
    • Он не может уловить естественный контекст социальной среды в той мере, в какой это может уловить включенное наблюдение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *