Наблюдение в психологии как метод исследования: Наблюдение как метод психологического исследования

Содержание

Наблюдение в психологическом исследовании


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2022
обратиться к администрации

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. « Волгоградский государственный социально – педагогический университет » (ФГБОУ ВПО «ВГСПУ») Факультет психологии и социальной работы

Реферат на тему: «Наблюдение в психологическом исследовании»
по дисциплине «Методы психологических исследований»
Выполнила: Студентка 1 курса

Группы ПС ПОБ 112

Гришина Светлана

Проверила: Ивушкина Наталья Юрьевна

г. Волгоград 2015 год

Наблюдение и его исследовательские возможности
Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений и их свойств с целью дальнейшего анализа и объяснений

Виды

1) сплошное (ход событий постоянно фиксируется)

2) выборочное (наблюдаемые процессы фиксируются лишь в определенные промежутки времени)

Возможности

1) получение объективных знаний (не вмешиваясь в процесс)

2) опора для проведения научного исследования

Ограничения

1) невозможность варьирования условий

2) недостаток данных для проведения дальнейшего исследования

3) неточность выводов

4) влияние личности наблюдателя на наблюдение

Виды наблюдения


  • Выборочное

наблюдение, при котором характеристика всей совокупности дается на основе обследования некоторой отобранной в случайном порядке ее части

  • Сплошное

наблюдение, в процессе

которого фиксируются

все особенности и

проявления психической

деятельности человека

в течение какого-то

периода.


  • Включенное

метод исследования, при котором психолог наблюдает за изучаемой группой, являясь при этом ее членом.

  • Не включённое

наблюдение, при котором исследователь получает информацию не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.

  • Опосредствованное — Непосредственное (Косвенное – Контактное

  • Полевое — Лабораторное (Естественное — Экспериментальное)

  • Открытое — Скрытое (Инкогнито)

  • Включенное — Не включённое

  • Случайное — Целенаправленное

  • Сплошное — Выборочное

  • Произвольное — Структурированное

  • Констатирующее — Оценивающее

Принимая во внимание особенности каждого вида наблюдение, оно должно быть использовано там, где возможны получения более точных результатов.


Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой подготовки наблюдения.

Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. 

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса


Особенности наблюдения:

  • Не наглядность т.е. недоступность непосредственного восприятия психических свойств, явлений и процессов; одни и те же явления могут быть связаны с разными психическими процессами; одни и те же внешние проявления могут быть связаны с психическими процессами разного уровня;

  • Присутствие наблюдателя влияет на наблюдательный процесс;

  • Влияние личности наблюдателя на наблюдаемое явление; присутствуют смысловые, целевые, поведенческие и персептивные установки;

  • Проекция «Я» на наблюдаемое проявление;

  • Влияние теоретических установок наблюдателя;

Сложности наблюдения в психологическом исследовании.
Сложность данного метода исследования психологии заключается в том, что не всегда возможно провести наблюдение повторно. Все дело в том, что изучаемые явления в процессе исследований подвергаются влиянию множества дополнительных обстоятельств, которые сложно повторить. Во время процесса проведения наблюдения возникает сложность однозначного понимания внутреннего, психического через наблюдение внешнего. В психологии существует многозначность связей внешних проявлений с субъективной психической реальностью и многоуровневая структура психических явлений, поэтому, как уже было сказано выше, одно и то же поведенческое проявление может быть связано с различными психическими процессами.

Организация наблюдения. Категории и единицы наблюдения. Способы фиксации результатов. Способы повышения точности и надежности наблюдения.


по способу организации выделяют несистематическое и систематическое наблюдение


Несистематическое наблюдение-


широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя здесь важно создание некоторой обобщенной картины изучаемого явления, поведения индивида или группы в определенных условиях.


 Систематическое наблюдение –


проводится по плану. Исследователь выделяет некоторые особенности поведения и фиксирует их проявление в различных условиях или ситуациях.

Выделяют также сплошное и выборочное наблюдение.


При сплошном наблюдении
исследователь фиксирует все особенности поведения,


при выборочном 


обращает внимание только на определенные поведенческие акты, фиксирует их частоту, продолжительность и т. п.
Результаты наблюдений, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Большим плюсом будет тот факт, если наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются.

При использовании метода наблюдения необходимо;


  • Предварительно намечать программу наблюдения, выделив при этом наиболее важные объекты и этапы самого процесса.

  • Проводимое наблюдение не должно влиять на естественный ход изучаемого процесса.

  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить не на одном испытуемом.

  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным.

этапы исследования методом наблюдения:


  • Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

  • Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

  • Создание плана наблюдения.

  • Выбор метода обработки результатов.

  • Собственно, наблюдение.

  • Обработка и интерпретация полученной информации.

  • Средства наблюдения

Способы регистрации


  • Способы регистрации и замера наблюдаемых событий отличаются по степени точности, полноты, надежности и обоснованности информации; техническим и психическим возможностям; форме и языку записи; трудоемкости процесса фиксации; кодировки и расшифровки; использованию различных шкал замера.

Регистрация эпизодов
Эпизоды — это короткие отображения определенных ситуации. Они предоставляют фактическую информацию о этом, то что произошло, если, в каком месте, то что стало толчком, какая реакция ребят, чем закончилось действие.
 Представлениеобязано являться коротким и никак не оценивающим, способен являться индивидуальным и массовым. С целью журнал исследований применяется блокнот либо тетрадь

Повествовательные или дневниковые заметки — это больше в целом журнал ощущений о групповой и личной деятельности, какие производятся в завершении любого дня. Они применяются присутствие многодневных надзорах. Ежедневник ведётся в тетради с пронумерованными листами и крупными полями с целью дальнейшей обрабатывания записей.
Карта наблюдения
Карта предоставляет базу с целью регулярного сбора сведений сравнительно формирования ребёнка в разных типах работы.Как правило в ней перечисляются способности, находящиеся в этой очередности, в какой они создаются. Игра в карты гарантируют данными о формировании интегративных свойств и о этом, то что ребёнок способен и чего никак не способен в любой с сфер формирования.
Видеозапись, фотосъемка и звукозапись
Категории_и_единицы_наблюдения’>Категории и единицы наблюдения
Единицами наблюдения называют элементы сформированной вы­борочной совокупности, которые непосредственно подвергаются ста­тистическому наблюдению.  Единица отбора и единица наблюдения представляют из себя социальные объекты, обладающие характери­стиками, существенными для предмета конкретного социологического исследования. Οʜᴎ могут совпадать (в простых схемах отбора) и различаться (при сложных комбинированных схемах отбора).
Выделение единиц действия дает возможность: 
а) уменьшить контроль некоторыми рамками: определить в каких свойствах, проявлениях, взаимоотношениях принимается наблюдателем изучаемый процесс; б) подобрать конкретный язык отображения, наблюдаемого; в) конфигурацию регистрации сведений исследования; г) классифицировать и осуществлять контроль вовлечение в процедура извлечения экспериментальных сведений абстрактного «мнения» в исследуемое проявление.

Условия к избранным единицам исследования: — они обязаны быть согласованы с целью изучения; — предоставлятьвероятные интерпретации итогов исследования с установленной абстрактной позицией.
Категории наблюдения

представляют собой регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки наблюдаемого объекта.


Способы повышения точности и надежности наблюдения

Анализ литературы позволил нам объединить различные мнения и выделить шесть факторов, влияющих на результаты наблюдения и повышающие вероятность ошибок:


  • И взрослые, и дети ведут себе несколько по-другому, понимая, что за ними следят.

  • Любому человеку станет никак не уютно в такого рода условия, следовательно

  • испытуемый никак не сумеет целиком открыться профессионалу и сконцентрироваться на
    самой работе.

  • Есть ряд методов уменьшения вероятности воздействия наблюдателя, что способствует увеличению правильности исследования:

Развитие способностей к наблюдению. Психологическая наблюдательность.

Наблюдательность – данное умение человека, что выражается в умении


подмечать и понимать значительные, отличительные особенности объектов и
явлений.
Развитие наблюдательности считается значительной проблемой формирования
познавательной установки и соответственного восприятия реальности

Список литературы.


  1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.

  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997

  3. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998.

  4. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. М.: ИНТЕРПРАКС, 1996

Каталог: doc -> groups -> 157 -> 1933
1933 -> Психологическое тестирование
groups -> 3 Глава Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью
groups -> Занятие №5 Групповая сплоченность и совместимость
groups -> Лабораторная работа №2 метод беседы
groups -> Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения 2007 ббк 88. 5 ц 34
groups -> Социальный интеллект. Тест Гилфорда
groups -> Проблемы компьютерной игровой наркомании
groups -> Самооценка методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей
groups -> Конформность (2 часа)


Скачать 88. 33 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Метод наблюдения в психологии — виды, характеристика, плюсы и минусы исследования

Определение понятия

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Тестирование

Тестирование
Метод получения психологических фактов с помощью перечня стандартизированных вопросов или задач (теста).

В настоящее время созданы тесты, предназначенные для исследования практически любых психических процессов, состояний и свойств личности. Широкое распространение тестирования в психологии обусловлено тем, что при помощи тестов стало возможным сравнивать и определять психическое развитие отдельных функций и качеств людей относительно нормы и патологии. Кроме того, тестирование позволяет за короткий промежуток времени собрать большое количество материала и достаточно легко его обработать.

Объект и средства наблюдения

Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:

  • вербальное и невербальное поведение;
  • дистанция между людьми;
  • их перемещение;
  • физические взаимодействия.

Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.

Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.

Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Суть метода

Наблюдение в психологической науке, в отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе, требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.

Отслеживанию доступны только внешние (речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:

  • интеллект, но исследователю доступно слежение за процессом решения задач;
  • общительность, но можно увидеть факт общения с другими людьми.

Наблюдаемые ситуации, явления, поведение объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет, задачу, гипотезу и основные критерии исследования.

Достоверность результатов наблюдения повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время, наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.

Качественное наблюдение возможно только, если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики, которыми наделяют его разные люди, отличаются.

Психологическое наблюдение не дает возможности субъекту вмешиваться в изучаемую ситуацию. Результаты наблюдения в обязательном порядке подкрепляются данными других методов исследования.

Преимущества и недостатки

Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.

Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.

Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.

Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.

Эксперимент

Эксперимент
Специально организованная форма исследования, которая заключается в получении научных знаний при помощи целенаправленного вмешательства в психическую жизнь испытуемого.

Основным признаком, который отличает эксперимент от наблюдения, является активная позиция исследователя.

По своему типу эксперименты бывают следующими: лабораторный, полевой (естественный), констатирующий, формирующий, патопсихологический, психолого-педагогический эксперимент и т. д.

Достоинствами эксперимента является то, что он позволяет исследователю создать определенные условия для того, чтобы вызвать те или иные психические явления или состояния (например, стресс, монотонию, когнитивный диссонанс и т.д.). Эксперимент также позволяет многократно повторять один и тот же опыт, что практически невозможно при помощи наблюдения. В процессе повторений возможно варьирование условиями эксперимента.

Классификации видов психологического наблюдения, Учебное пособие

метки:Наблюдение, Наблюдатель, Событие, Фиксация, Изучение, Явление, Процесс, Условие

Базылова Сабира 3 блок 13 вопрос

Наблюдение(в педагогике) — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется.

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Классификации видов психологического наблюдения

Выбор возможных критериев классификации видов наблюдения отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связанных с определением наблюдения как самостоятельного научного метода. Это проблемы выбора «единиц» наблюдения, связи организации наблюдения с теорией и этапом исследования, проблемы учета «позиции» исследователя, т. е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы и отчета о наблюдаемом событии.

2 стр., 968 слов

Кейс №31 Методы психологии. Классификация методов психологии …

… методы, включающие генетический и структурный метод 4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение … Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно включается в состав других методов … моделирование педагогического явления и условий его протекания. Описание …

Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследователя выделяют свободное наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям организации может быть сплошным и выборочным в зависимости от того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего исследователя процесса, все объекты или только некоторые.

Наблюдение в зависимости от уровня «единиц». Кроме описания психологической реальности в репертуарах единиц или в категориях, подразумевается еще один аспект членения целостного процесса наблюдения на отдельные «единицы» – не от использования речи или кодов наблюдателя, а от особенностей самих наблюдаемых событий, например в аспекте их неповторимости, скоротечности.

Подходы к выделению «единиц» наблюдения учитывают, с одной стороны, необходимость максимально интерсубъективного (т.е. не зависящего от индивидуальных особенностей и позиции наблюдателя) характера отчета о данных, с другой – уникальность и лишь относительную воспроизводимость психических явлений, имеющих процессуальный характер. С особенностью объектов наблюдения в психологии связываются и особенности фиксации отчетов данных: 1) фиксируется по существу то, что уже прошло в момент фиксации отчета; 2) повторений часто не существует, в связи с этим для изучения множества областей психической регуляции поведения определяется путь составления наборов событий.

Выбор «единиц» или категории в зависимости от исследовательских целей позволяет осуществлять наблюдение с разной степенью его стандартизации и формализации. В психологической науке отсутствует универсальный понятийный язык, поэтому исследователь должен лавировать между Сциллой и Харибдой «уникальное описание – соглашение». Осознание уровней кодирования данных в определенных «единицах» и категориях позволяет учитывать степень вмешательства теории в процесс организации наблюдения и отчета наблюдателя.

Систематическим обычно называют любое наблюдение (как в «единицах», так и в категориях), если оно осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для квалификации событий. Систематичность нельзя смешивать с принципами хронологической организации наблюдения. Систематичность наблюдения – очень емкое понятие, оно включает в себя соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта, которые необходимо описывать; язык описания данных наблюдения, способ их фиксации и порядок наблюдения. Степень систематичности является самостоятельным критерием подразделения видов наблюдения (систематическое и несистематическое), однако она определенным образом связана с выработкой теоретической интерпретации наблюдаемых явлений. Максимально систематическим оказывается категориальное наблюдение, поскольку система категорий, в отличие от других кодов описания объектов, должна удовлетворять требованиям полноты охвата отображаемой реальности в определенном аспекте.

4 стр., 1534 слов

Построение поведенческого портрета по методу наблюдения

… среды. Поэтому наблюдение также является включенным. Притом, наблюдение скрытое. То бишь наблюдатель не проявляет себя, как наблюдатель. Испытуемый не знает о наблюдении, и это … Объект наблюдения: Катя Т. Пол: Женский Возраст: 18 лет Образование: Является студентом дневной очной формы обучения на отделении Международных отношений в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Наблюдатель: …

Наблюдение в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическими, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения «объекта» и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных проявлений и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).

Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя. Можно выделить внешнее наблюдение – наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта», и включенное наблюдение. Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. При включенном наблюдении исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение «со стороны», может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы).

Оно имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «со стороны». Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.

Виды наблюдения в зависимости от его организации. В зависимости от ситуации выделяют наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «объекта». Требование такого наблюдения – отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях. Его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.

Лабораторное наблюдение позволяет изучать формы проявления психологической регуляции в поведении человека (или животного) в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения часто приближаются к форме «естественного эксперимента» в понимании этого метода А. Ф. Лазурским.

4 стр., 1799 слов

Организация наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися .

..

… людей, расширить свой кругозор, заинтересоваться связями природы. Одним из ведущих методов на уроках природоведения является метод наблюдения за объектами и явлениями природы. Наблюдать можно и в живой природе … или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. .[2,с.50] Наблюдение — одна из прогрессивных форм обучения в …

Хронологическая организация наблюдения. Выделяют лонгитюдное («продолженное»), периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно несколько лет. Оно предполагает постоянный контакт исследователя и «объекта» изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.

Периодическое наблюдение – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. Особое место в психологических исследованиях занимают лонгитюдные наблюдения единичного случая. Их ценность с точки зрения формирования исследовательских гипотез часто не менее важна, чем роль многократных, но менее длительных наблюдений.

Наблюдение и виды отчета наблюдателя.Организация отчета наблюдателя входит наряду с целью и созданием ситуации в план, или схему, наблюдения. В зависимости от избранного способа описания данных можно выделить стандартизованное и нестандартизованное наблюдение. При нестандартизованном наблюдении наблюдатель регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать.

Нестандартизованное наблюдение позволяет ознакомиться с теми проявлениями интересующей исследователя реальности, которые ему еще неизвестны и для которых не выработан репертуар «единиц» описания. Кроме того, оно применяется, если требуется скорее целостное описание психологической реальности, чем ее аналитическое представление.

Стандартизованное наблюдение отличается тем, что наблюдателю в более или менее четкой форме предписаны выделяемые категории наблюдения и те «единицы», которые он должен фиксировать, а также порядок наблюдения, его последовательность и т.п. Такое наблюдение применяется обычно там, где от наблюдателя требуется скорее выделять уже известные проявления психологических событий, чем описывать новые.

Перечисленные классификации видов наблюдения не противоречат одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

3 стр., 1490 слов

Сущность наблюдения как метода социологического исследования

… — анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта. Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью … симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, трудовая …

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).

В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Дружинин В. Н. Экспериментальная Психология. — Спб. 2000 Также смотри Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

Вербальное поведение Содержание речи Продолжительность речи Интенсивность речи и др. Невербальное поведение Экспрессия лица, глаз, тела Выразительные движени и др. Перемещения людей Дистанция между людьми Физические воздействия (касания, толчки, удары и др. )

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. Создание плана наблюдения. Выбор метода обработки результатов. Собственно наблюдение. Обработка и интерпретация полученной информации.

 

 

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

11 стр., 5251 слов

Методы исследования поведения личности в организации

… аспектов у разных субъектов будет аналогичной. Цель данной контрольной работы — изучение методов исследования поведения личности в организации. Контрольная работа предусматривает решение следующих важнейших задач: 1 Изучение …

2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ. ), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

 

Наблюдение: Метод исследования — PsychicMotivator

Психолог Никита 2 комментария психическое здоровье, осознание психического здоровья, психообразование, психология

Согласно Godde & Hatt , наука начинается с наблюдения и в конечном итоге возвращает к наблюдению для окончательной проверки.

Согласно Мозеру, наблюдение справедливо можно назвать классическим методом научного исследования в строгом смысле, наблюдение подразумевает использование глаз, а не слуха и голоса.

Наблюдение как фундаментальный метод сбора данных относится к наблюдению и прослушиванию поведения других людей с течением времени без манипулирования и контроля над ним и записи результатов способами, которые допускают некоторую степень аналитической интерпретации и обсуждения.

Таким образом, наблюдение включает широкий выбор, запись и кодирование поведения для эмпирических целей описания или развития теории (Wieck, 1968).

ОСОБЕННОСТИ:
  1. Существует естественный социальный контекст , в котором изучается поведение человека . Таким образом, наблюдение обычно происходит в естественных условиях , хотя оно также может использоваться в таких искусственных условиях, как лабораторные эксперименты и моделирование.
  2. Он фиксирует те значимые события или события , которые влияют на отношения между изучаемыми людьми.
  3. Выявляет важные закономерности и повторения в социальной жизни путем сравнения и противопоставления полученных данных при изучении различных природных условий .

НАЗНАЧЕНИЕ:
  1. Он фиксирует и изучает поведение человека, как оно происходит на самом деле. Это помогает в моментальном понимании деятельности человека в реальной жизни или социальной жизни.
  2. Предоставляет графическое описание реальной жизни, которое можно получить другими способами.
  3. Другая цель — разведка.

ШАГИ:
  1. Правильное планирование
  2. Наблюдение за поведением
  3. Запись поведения
  4. Анализ поведения (статистические методы, среднее значение, медиана, мода и т. д.)
  5. Обсуждение наблюдаемого поведения
  6. Обобщение результатов.

ТИПЫ:

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Оно осуществляется в соответствии с некоторыми явными процедурами, а также в соответствии с логикой научного вывода. Психолог, изучающий агрессивное поведение детей в их игровой группе с некоторыми заранее установленными объективными и явными принципами, является примером систематического наблюдения.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

  • Переменными можно управлять,
  • Простой метод,
  • Экономия времени и средств,
  • Наблюдается в лабораторных условиях.

НЕДОСТАТКИ:

  • Наблюдатель может искажать информацию,
  • Эффект реактивности,
  • Не может контролировать внешние переменные, которые могут повлиять на поведение.

НЕСИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Является разновидностью случайного наблюдения сделано следователем без указания каких-либо явных и объективных выводов. Психолог/социолог, наблюдающий за поведением людей на железнодорожной платформе без каких-либо явных принципов и процедур, является примером бессистемного наблюдения. Наблюдение также классифицируется на основе роли, которую играет исследователь. На основании этих критериев наблюдение можно разделить на участников и неучастников.

НАБЛЮДЕНИЕ УЧАСТНИКА

При этом следователь активно участвует в деятельности группы, за которой следует наблюдать. Здесь следователь может уже быть членом группы или организации и решить наблюдать за ней в одной или нескольких ситуациях. Или он может присоединиться к группе специально для наблюдения за группой в одной или нескольких ситуациях.

Процедура включенного наблюдения часто неструктурирована и, как правило, личность наблюдателя не известна другим членам группы. Это называется скрытым включенным наблюдением. Но иногда человек, за которым наблюдают, знает, что наблюдатель присутствует для сбора информации о нем. Это известно как неприкрытое включенное наблюдение. Поэтому другие члены группы воспринимают его как обычного члена и взаимодействуют с ним естественным образом.

ДОСТОИНСТВА:

  • Выполненный в естественных условиях, исследователь может реалистично и естественно регистрировать поведение, после чего анализ дает осмысленные и убедительные выводы о поведении человека.
  • Полное наблюдение занимает несколько дней и месяцев. Как следствие, собранная информация является очень широкой и значимой для понимания человеческого поведения.

НЕДОСТАТКИ:

  • Неструктурированный , нет точного порядка сбора данных. Меньше внимания уделяется точности и больше открытию.
  • Отнимает много времени, дорого.
  • Поскольку наблюдатель является активным участником, он/она иногда начинает проявлять человеческие слабости, такие как любовь, сочувствие, ненависть и т. д. По отношению к участникам и их поведению.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация, опубликованная Психологом Никитой (Она/ее) (@psychicmotivator)

НЕУЧАСТНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Это наблюдение за поведением другого исследователя лиц в естественной среде, но не остается участником наблюдаемой деятельности. Наблюдение без участия обычно структурировано, и поэтому наблюдатель заранее планирует вероятный характер естественной обстановки, репрезентативность данных, проблемы, связанные с присутствием исследователя и т. д. Здесь наблюдатель/исследователь может перейти к разработке исследовательские стратегии или некоторые конкретные исследовательские вопросы для зондирования.

ДОСТОИНСТВА:

  • Структурированные, полученные данные являются более достоверными и репрезентативными.
  • Наблюдатель может лучше концентрироваться на любом конкретном аспекте социального поведения и, следовательно, получает больше возможностей найти решение соответствующего исследования.

НЕДОСТАТКИ:

  • Поведение наблюдаемого человека и настройки не остаются естественными. У человека может развиться сознание того, что за его поведением наблюдают, что слегка искажает естественный ход его поведения.
  • Он не может уловить естественный контекст социальной среды в той мере, в какой это может уловить включенное наблюдение.

КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Используется квалифицированными клиницистами, врачами и терапевтами для сбора информации о своих пациентах или клиентах. Это наблюдения за поведением клиентов, которые используются для определения диагноза и плана лечения. Заметки систематически делаются во время интервью с клиентами. Клинические наблюдения являются основой терапии и лечения. Это средство, с помощью которого профессионал может узнать о своем клиенте.

Поделитесь с другими

16 преимуществ и недостатков естественных наблюдений в психологии – Green Garage

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, который часто используется социологами и психологами. Он использует технику, которая включает наблюдение за субъектами, пока они остаются в своей естественной среде. Этот процесс позволяет проводить исследования в ситуациях, когда пребывание в лаборатории либо непомерно дорого, либо нереально, либо может повлиять на поведение людей, участвующих в исследовании.

В лабораторных условиях люди ведут себя не всегда так, как в естественных условиях. Когда определенное поведение требует отслеживания, то единственный способ наблюдать за ним — это наблюдение за тем, как принимаются решения в конкретных ситуациях и стимулах в реальных условиях. Этот процесс позволяет социологам понять, как люди реагируют.

Оно отличается от структурированного наблюдения тем, что рассматривает поведение так, как оно происходит в естественной среде, без попытки вмешательства со стороны исследователя.

Есть несколько причин, по которым психологи используют этот метод, а также несколько ситуаций, когда он не подходит. Вот почему обзор плюсов и минусов натуралистического наблюдения важен для общего исследовательского процесса каждый раз.

Список плюсов натуралистического наблюдения

1. Это позволяет исследователям непосредственно наблюдать за людьми в их естественной среде.
Люди по-разному реагируют, когда оказываются в ситуации, которая выводит их из зоны комфорта. Люди в лабораторных условиях могут даже попытаться предоставить конкретные результаты, которые нужны исследователям, или сделать наоборот и попытаться саботировать проект. Применяя натуралистический подход к наблюдению, исследователи получают возможность непосредственного наблюдения при оценке испытуемых без изменения их уровня комфорта.

2. Это дает ученым непосредственный взгляд на социальное поведение.
Люди по-разному реагируют в естественных социальных ситуациях по сравнению с тем, как они реагируют в условиях, когда они знают, что за их взаимодействием наблюдают. Социальные исследователи могут наблюдать выбор в естественных условиях, что может даже позволить им увидеть вещи, которые никогда не происходят в лабораторных условиях. Эти уникальные наблюдения могут затем вдохновить на дальнейшее исследование конкретного поведения. Затем этот процесс может привести к пониманию, которое может помочь людям преодолеть проблемы, что в конечном итоге приведет к более счастливой и здоровой жизни, чем раньше.

3. Это позволяет исследователям изучать идеи, которыми нельзя манипулировать иначе.
Естественные наблюдения позволяют исследователям изучать концепции, которыми нельзя было бы манипулировать, если бы они находились в лабораторных условиях из-за вовлеченной этики. Возьмем в качестве примера исследование поведения заключенных. Было бы неэтично ограничивать субъектов исследования, чтобы создать возможности для сбора информации, но этот процесс может собирать данные с использованием принципов этого метода в реальной тюрьме или тюремных условиях.

4. Это помогает поддерживать внешнюю достоверность исследовательской работы.
Когда социологи наблюдают за поведением, выбор, сделанный в лабораторных условиях, не всегда приводит к обобщению, обнаруживаемому в большей части населения или демографических данных, стоящих за изучаемым. Если первоначальные результаты лабораторных исследований можно увидеть в естественных условиях в аналогичных условиях, то данные, полученные в результате первоначальной работы, получают подтверждение. Это делает результаты работы более правдоподобными и пригодными для использования в будущем.

5. Позволяет использовать несколько методов сбора данных.
Исследователям доступны различные методы, когда им нужно собрать данные с помощью естественных методов наблюдения. Они могут записать, сколько раз они видели определенный выбор или действие в течение определенного времени, сделать видеозапись вовлеченных лиц или составить рассказ наблюдателя, описывающий сеанс. Аудиозаписи также подходят в некоторых ситуациях. Эта структура позволяет исследователям вернуться к наблюдаемым сценариям, чтобы определить, имеется ли больше информации, чтобы сделать другой вывод.

6. Он предлагает различные окна для сбора данных, не влияя на результаты.
Исследователям нецелесообразно наблюдать и собирать информацию о каждом моменте жизни человека. Этот процесс даже нереалистичен при попытке собрать данные по конкретным снимкам времени для некоторых людей. Натуралистическое наблюдение решает эту проблему, позволяя проводить временную и ситуационную выборку как часть усилий по сбору данных.

Первый вариант позволяет собирать образцы в разное время, либо случайным образом, либо систематически (или и то, и другое) для сбора информации, позволяющей сделать вывод. Исследователи будут использовать второй вариант, чтобы наблюдать за выбором или поведением, когда они появляются в самых разных условиях.

7. Это создает потенциал для более искренней реакции.
Социологи, использующие натуралистический подход к своим исследованиям, могут получать реалистичные и точные реакции от людей, которых они отслеживают, по сравнению с другими методами сбора данных. Этот процесс подходит даже для нечеловеческих субъектов. Люди могут забыть, что они находятся под наблюдением, когда имеют дело со стрессовыми или эмоциональными ситуациями, что позволяет исследователям увидеть процесс нарастания, который в конечном итоге приводит к выбору или поведению.

8. Это может быть безопаснее для исследователей по сравнению с другими методами.
Социологи, использующие метод натуралистического наблюдения, не предъявляют одинаковых требований к взаимодействию с людьми или нечеловеческими субъектами, участвующими в их исследовательском проекте. Эти исследователи могут наблюдать за естественной средой обитания или окружающей средой из защищенной среды без ущерба для качества собираемых ими данных. Поведение непредсказуемо даже в условиях, которые кажутся спокойными, поэтому это преимущество часто является главным приоритетом при создании основы для нового исследования.

Список недостатков натуралистического наблюдения

1. Контролировать внешние переменные может быть сложно.
Возможно, самым существенным недостатком натуралистического наблюдения является то, что исследователи иногда не могут определить точную причину поведения или выбора из-за наличия внешних переменных. Когда вы работаете в естественных условиях, существует множество факторов, которые могут заставить людей реагировать определенным образом, которые могут оставаться незамеченными. Кто-то, у кого была ссора дома перед посещением занятий, может реагировать иначе с точки зрения социализации, чем тот, кто получил известие, которое сделало его счастливым.

2. Не всегда точные данные.
Люди по-прежнему реагируют по-разному, когда знают, что за ними наблюдают, даже если они находятся в естественной среде. Существует фактор подотчетности, к которому люди чувствительны, когда имеют дело с личным выбором, этикой и моралью. Если кто-то знает, что его выбор записывается, он попытается вести себя максимально «правильным» образом. Для социологов это означает, что люди, вовлеченные в мою деятельность, пытаются казаться приемлемыми или желательными с социальной точки зрения.

Даже когда исследователи пытаются избежать этого недостатка, полностью устранить проблему может быть непросто.

3. Это может вызвать проблемы с соответствием собранным данным.
Некоторые люди также будут пытаться вести себя определенным образом или предлагать варианты, которые, по их мнению, будут соответствовать их ожиданиям в целях исследования. В окружающей среде могут быть тонкие сигналы, которые могут видеть некоторые участники, сознательно или нет, которые сообщают им, что ученые надеются найти в своей работе. Когда эта проблема возникает в естественных условиях наблюдения, некоторые люди могут изменить свое поведение, чтобы «согласиться» с тем, что, по их мнению, исследователи хотят от них увидеть.

4. Он создает информацию, которая иногда может быть субъективной.
При наличии нескольких наблюдателей за поведением или выбором, вовлеченных в исследовательский продукт, каждый из них может сделать разные выводы на основе одного и того же поведения, свидетелями которого все были. Нередко два исследователя видят одни и те же действия, но затем приписывают их разным причинам.

5. Для выполнения натуралистических наблюдений требуется больше времени.
Этот метод исследования требует больше времени по сравнению с другими вариантами, доступными социологам. Для появления определенных вариантов выбора или поведения требуется больше времени, особенно когда кто-то может вспомнить, что за ним наблюдают. Даже со всеми преимуществами естественной реакции при сборе данных могут потребоваться значительные инвестиции в отношении количества времени, необходимого для получения результатов. Некоторые проекты длятся несколько лет, прежде чем у них будет достаточно информации для завершения исследовательского процесса.

6. Он не может учитывать потенциальные отвлекающие факторы в окружающей среде.
Исследователи могут контролировать некоторые переменные во время натуралистических наблюдений, но они не в состоянии контролировать все. Отвлекающие факторы могут изменить то, как люди взаимодействуют друг с другом. Подумайте об обстановке в классе, где социологи пытаются увидеть, как студенты учатся. Если бы за пределами этой контролируемой среды постоянно звучал громкий рог, это изменило бы взаимодействие вовлеченных людей. Вместо того, чтобы сосредоточиться на учителе, их внимание будет сосредоточено на шуме снаружи. Любые данные, собранные в этот период, будут по существу бесполезны.

7. Он предлагает информацию, которая может иметь ограниченную полезность.
Данные, которые социологи собирают в процессе натуралистических наблюдений, часто бывают полезны на первых этапах исследовательской программы. Это может помочь исследователям начать формировать основу мнения или создать возможность, которая приведет к проверенным результатам. Как только проект выходит за рамки этой первой стадии, ценность данных становится «хит или нет» с точки зрения ценности. Вот почему проект может начаться с этого метода, а в будущем перейти к чему-то другому.

8. Это не может объяснить предвзятость наблюдателя.
В процессе натуралистического наблюдения нет четких выводов, потому что невозможно объяснить погрешность наблюдения. Хотя этот недостаток относится практически к любому методу исследования, этот вариант опирается на прямое наблюдение за поведением для сбора информации. Даже неосознанная предвзятость может повлиять на окончательные данные, причем исследователи не подозревают, что они каким-то образом повлияли на информацию. Это означает, что социологи практически не контролируют ситуацию или результаты, которые они в конечном итоге получают от своих усилий.

Плюсы и минусы натуралистического метода наблюдения доказывают, что может быть эффективным наблюдение за людьми в их естественной среде, а не в лабораторных условиях. Это также может привести к ряду недостатков, которые исследователи не могут полностью контролировать. Вот почему к данным, собранным в ходе этого процесса, даже когда обобщения могут перейти к широкой публике, следует относиться с осторожностью.

Об авторе
Брэндон Миллер имеет степень бакалавра. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.

1.5. Методы исследования в психологии — Платформа электронного обучения Университета Вахемо

В начале этой главы мы сказали, что психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Это означает, что в психологии исследователи хотят видеть только то, что есть, а не то, что их предубеждения хотят, чтобы они видели. Это можно сделать с помощью научного метода (системы уменьшения предвзятости и ошибок при измерении данных).

  • Научный метод – процесс проверки идей посредством систематических наблюдений, экспериментов и статистического анализа.
  • Теория – это комплексный набор принципов, касающихся наблюдаемых фактов, предназначенный для описания и объяснения некоторых аспектов опыта.
  • Гипотезы – это предварительное предположение о связи между двумя или более переменными или явлениями. Например. У мужчин выше уверенность в себе при принятии решений, чем у женщин.
  • Основные виды методов исследования

В психологии различают три основных типа методов исследования: описательные, корреляционные и экспериментальные методы исследования.

Описательное исследование – i s описательное, поскольку исследователь просто записывает то, что он систематически наблюдал. Описательные методы исследования включают натуралистическое наблюдение, тематические исследования и опросы.

  1. Натуралистическое наблюдение : метод описательного исследования, при котором субъекты наблюдают в их естественной среде. Натуральное наблюдение позволяет исследователям получить реалистичную картину того, как происходит поведение, поскольку они наблюдают за этим поведением, которое не является искусственным. Ограничениями натуралистического наблюдения являются эффект наблюдателя (животные или люди, которые знают, что за ними наблюдают, не будут вести себя нормально) и предвзятость наблюдателя (исследователь может не наблюдать систематически или он / она может наблюдать поведение, которое он / она хочет наблюдать и игнорирует других).
    1. Пример из практики: — описательный метод, при котором человек изучается очень подробно. Его преимущество в том, что он обеспечивает огромное количество деталей. Недостатком тематического исследования является то, что исследователи не могут применить результаты к другим похожим людям, а это означает, что то, что исследователи найдут в одном случае, не обязательно применимо или обобщается для других.

Опрос: — это метод описательного исследования, используемый для сбора огромного количества данных об очень большой группе людей. Полезно получать информацию о частном (тайном) поведении, и она адресована сотням людей с одними и теми же вопросами одновременно.

  1. недостатком является необходимость тщательного отбора репрезентативной выборки фактического населения.

Корреляционное исследование — — это метод исследования, который измеряет взаимосвязь между двумя или более переменными. Переменная — это все, что может измениться или измениться: баллы за тест, температура в комнате, пол и так далее. Например, исследователю может быть любопытно узнать, связано ли курение сигарет с ожидаемой продолжительностью жизни.

Результат корреляции исследования выражается величиной и направлением. Например, если результат корреляции исследования должен быть +0,5, его величина (сила) равна 0,5 и показывает положительную связь между переменными. Это означает, что при увеличении одной переменной увеличивается и вторая, и наоборот. Сила связи между переменными всегда находится в диапазоне от +1,00 до -1,00.

Хотя корреляция сообщает исследователям, существует ли связь между переменными, насколько сильна эта связь и в каком направлении она идет, она не доказывает причинно-следственную связь (то есть не показывает причинно-следственную связь).

Экспериментальное исследование: это метод исследования, который позволит исследователям определить причинно-следственную связь между переменными. В экспериментальных исследованиях тщательно отрегулированная процедура, в которой манипулируют одним или несколькими факторами, которые, как считается, влияют на изучаемое поведение, а все остальные факторы остаются постоянными. Эксперименты включают по крайней мере одну независимую переменную и одну зависимую переменную. Независимая переменная — управляемый, влиятельный, экспериментальный фактор. Зависимая переменная — это фактор (поведение), который измеряется в эксперименте. Он может изменяться при манипулировании независимой переменной.

Например, исследователю может потребоваться узнать, влияет ли размер класса на академическую успеваемость учащихся, и выдвинуть гипотезу: «Ученики в небольших классах лучше успевают, чем учащиеся в больших классах?» В этом вопросе у исследователя есть две переменные: размер класса, , которая является независимой переменной, которой будут манипулировать, и успеваемость учащихся, , которая является зависимой переменной, которая будет измеряться при изменении размера класса. .

В экспериментах также участвуют случайно выбранные экспериментальные и контрольные группы. Экспериментальная группа – это группа, опытом которой манипулируют. В нашем примере экспериментальная группа состоит из учащихся, распределенных по классам небольшого размера. Контрольная группа — это сравнение, которое рассматривается во всех отношениях так же, как и экспериментальная группа, за исключением манипулируемого фактора (размера класса). Контрольная группа служит базой, с которой можно сравнивать эффекты манипулируемого состояния. В этом примере контрольная группа — это группа учащихся, распределенных по классам большого размера.

Хотя экспериментальные исследования позволяют выявить причины поведения, такие исследования необходимо проводить осторожно и с соблюдением мер предосторожности, поскольку ожидания и предубеждения со стороны как исследователя, так и участников могут повлиять на результаты.

  • Этапы научного исследования

Пробовали? Фантастика! В научных исследованиях необходимо следовать пяти шагам.

Шаг первый – Восприятие проблемы – Замечание чего-то привлекающего внимание в окружении, которому хотелось бы получить объяснение. Например, вы можете заметить, что дети становятся более агрессивными по отношению друг к другу после просмотра практически жестоких детских мультфильмов. Вы задаетесь вопросом, могло ли насилие в мультяшном видео вызывать агрессивное поведение у детей. Следовательно, вы можете поставить исследовательскую задачу, посвященную влиянию агрессивных видеороликов на поведение детей.

Шаг второй — Формирование гипотезы — после наблюдения за окружающим миром (восприятия проблемы) вы можете сформировать обоснованное предположение об объяснении ваших наблюдений, придав ему форму утверждения, которое можно каким-то образом попробовать на вкус. . Для нашего примера выше вы можете сформулировать гипотезу «дети, которые смотрят жестокие мультфильмы, станут более агрессивными».

Шаг третий – Проверка гипотезы – На этом этапе исследователь применяет соответствующую методологию исследования и собирает достаточно данных (информации), чтобы принять или отвергнуть предложенное утверждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *