Наблюдение в психологии: Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение как метод психологии

Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.

Определение 1

Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.

Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.

Классификация методов наблюдения

Рисунок 1. Классификация методов наблюдения

В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.

Определение 2

Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.

Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.

Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито.

Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США. Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.

Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).

Скрытое включенное наблюдение

Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения.

Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.

Пример 1

В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.

Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В. Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.

Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.

Техника наблюдения

Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.

Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.

Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.

Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.

Замечание 1

Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.

Объект и предмет наблюдения

Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.

Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.

Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.

Определение 3

Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.

Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.

Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза

Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения.

Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.

А – область эмоциональных выражений позитивного характера;

В,С – области постановки и решения задачи;

D – область эмоциональных выражений негативного характера;

а – ориентационные проблемы;

b – проблематика оценки мнений;

c – проблематика контроля;

d – проблематика нахождения решения;

e – проблематика преодоления напряженности;

f – проблематика интегрирования.

К недостаткам метода можно отнести:

  • высокий процент субъективизма при сборе данных;
  • качественный характер выводов наблюдения;
  • низкую степень обобщения результатов.

Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик. Ввиду роли, которую в методике психологического исследования играет генетический принцип, можно, далее, говорить о генетическом принципе или методе психологического исследования. Генетический метод в психологии, т. е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, — не сопоставляется с наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте.

При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой — либо другой метод может быть так эффективен, как экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности «экспериментировать» над человеком. Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика. 1. Психика, сознание изучается нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, от ступени к ступени и от момента к моменту изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики. В силу единства сознания и деятельности различие в психологической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это отношение не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу. Однако каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает обычно различное психологическое истолкование. Внутреннее психологическое содержание действия раскрывается обычно не из изолированно взятого акта, не из отдельного фрагмента, а из системы деятельности. Лишь учитывая деятельность индивида, а не только какой — нибудь изолированный акт, и соотнося ее с теми конкретными условиями, в которых она совершается, можно адекватно раскрыть то внутреннее психологическое содержание действий и поступков, которое может быть высказано и может быть утаено в высказываниях человека, но обнаруживается в его действиях.

Этот принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования.

2. Поскольку решение психофизической проблемы, из которого исходит наша психология, утверждает единство, но не тожество психического и физического, психологическое исследование, никак не растворяясь в физиологическом и не сводясь к нему, однако необходимо предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизических) процессов. Вряд ли, например, возможно научное изучение эмоциональных процессов, не включающее физиологического анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование никак не может и в этом отношении замкнуться в чисто имманентном — феноменологическом описании психических явлений, оторванном от изучения их психофизиологических механизмов. Неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в психологическом исследовании. В частности, павловская методика условных рефлексов является мощным средством анализа чувствительности. Однако физиологический анализ и, значит, физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную роль и должна занимать в нем поэтому подчиненное место. Решающим вопросом при этом является, однако, не столько разграничение и подчинение одного из них другому, сколько умение правильно их соотнести, так чтобы в конкретной практике психофизического исследования они образовали подлинное единство. Под этим углом зрения должна быть пересмотрена пронизанная дуализмом постановка исследований в традиционной психофизиологии ощущения и движения и развернута целая система психофизических исследований, конкретно реализующих общий принцип психофизического единства.

3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, поскольку образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознание — общественной практикой, методика психологического исследования, идущего к психологическому познанию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов, должна опираться на социально — исторический анализ деятельности человека.

Лишь правильно определив подлинное общественное содержание и значение тех или иных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно прийти к правильному их психологическому истолкованию. Психическое не должно при этом социологизироваться, т. е. сводиться к социальному; психологическое исследование должно поэтому сохранять свою специфичность и самостоятельность, не растворяясь, а лишь — где это требуется — опираясь на предварительный социологический анализ человеческой деятельности и ее продуктов в общественно — исторических закономерностях их развития.

4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом нашей методики. Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является поэтому не особой областью или объектом, но средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели — к установлению все более общих и существенных закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностей должна быть поставлена в нашей психологии во главу угла — в принципиальной противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать стандарты, оперируя статистическими средними.

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития психики является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Генетический принцип является существенным принципом нашей методики. При этом суть дела заключается не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать именно переход с одного уровня на другой предметом исследования и вскрыть таким образом динамику процессов и их движущие силы. В частности, при изучении психического развития в онтогенезе задача заключается не в том, чтобы зафиксировать посредством как бы моментальных снимков различные, по существу абстрактные, уровни умственного развития и отнести к ним различных детей, как бы разнеся их по различным этажам и полкам, а в том, чтобы в ходе самого исследования продвинуть детей с одного «уровня» на следующий, высший, и проследить в реальном процессе развития его существенные закономерности. 6. Поскольку продвижение детей с одного уровня или ступени психического развития на другой совершается в процессе обучения, генетический принцип в вышераскрытом его понимании требует в качестве существенного своего развития и дополнения применительно к психологии ребенка, помимо индивидуализации, еще «педагогизации» психологического исследования. Надо изучать ребенка, обучая его. Но принцип педагогизации психологического изучения ребенка означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент. То положение, что надо изучать детей, обучая их, является частным случаем более общего положения, согласно которому мы познаем явления действительности, воздействуя на них (в частности, самое глубокое и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки). Это одно из основных положений нашей общей методологии и теории познания. Оно может и должно получить многообразное конкретное осуществление в методике психологического исследования. Так, при изучении патологических явлений психики у больного индивида терапевтическое воздействие дает возможность не только выправить, но и глубже познать их. Таким образом, в самой методике, в «практике» исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических явлений и реальным практическим воздействием на них.

7. В рамках нашей общей концепции новый смысл и характер может приобрести использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (изучение продуктов умственной деятельности и творчества в исследовании мышления, воображения). Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться устанавливать в ней и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния. Один и тот же внешний результат может иметь самое различное психологическое содержание в зависимости от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требуют обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации. Это положение должно стать одним из основных в методике нашего психологического исследования, особенно при изучении высших, наиболее сложных проявлений личности, — в противоположность обезличению, по большей части господствующему в методике зарубежной психологической науки.

Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходят за пределы только психологических явлений, психологическое исследование, не утрачивая своего характера и специфичности своего объекта, требует тщательного учета целого ряда моментов, выходящих за пределы чисто психологического.

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

 


 


   RSS     [email protected] 

Что такое контролируемое наблюдение? — Психология уровня A (AQA) Revision-Up Learn

В прошлый раз мы видели, что когда исследователи наблюдают за участниками и измеряют или регистрируют их поведение, мы называем это…

Мы называем это методом наблюдения .

Есть три ключевых решения, которые исследователи должны принять, когда они используют метод наблюдения:

Им необходимо решить тип наблюдения, насколько осведомлены участники, и 0009 роль будет играть исследователь.

Итак, прежде всего, исследователям нужно решить, какие типа наблюдения проводить.

Существует два типа наблюдения: контролируемое и естественное наблюдение.

Сначала мы рассмотрим контролируемые наблюдения.

Например, вот Эмма, исследователь сна.

Эмму интересует связь между количеством часов сна ученика и количеством социальных взаимодействий учеников со своими друзьями.

Чтобы исследовать связь между сном и количеством времени, которое студенты проводят, общаясь со своими друзьями, Эмма приглашает участников в свою лабораторию.

Сначала она измеряет количество времени, которое студенты спят.

Затем, на следующий день, также в лаборатории, она наблюдает, сколько времени они проводят, общаясь со своими друзьями.

Эмма проводит корреляционное исследование.

Теперь, в ходе своего исследовательского эксперимента, Эмма решает, где и когда ученики будут спать, и следит за тем, чтобы уровни освещения и шума были одинаковыми для всех участников.

Другими словами, она контролирует свое окружение или переменные ситуации.

Теперь в своем эксперименте Эмма тщательно контролирует свое окружение.

И когда исследователи проводят наблюдения за участниками в такой контролируемой среде, мы называем это контролируемым наблюдением.

Теперь контролируемые наблюдения не должны проводиться в лаборатории, хотя они очень часто

Вместо этого мы говорим, что наблюдение контролируется, если исследователь может решить , который участников для наблюдения, , где и , когда наблюдение происходит, и может контролировать окружающую среду и использовать стандартную процедуру.

Итак, какое из них является контролируемым наблюдением?

Это контролируемые наблюдения, но это не так.

И это тоже не так, потому что исследователи использовали анкеты, метод самоотчета.

Итак, Эмма использует контролируемое наблюдение для изучения связи между сном и социальным взаимодействием.

Но с ее учебой есть несколько проблем…

Поскольку студенты спят в незнакомой лаборатории вместо своих кроватей, они спят хуже, чем обычно.

В своих собственных комнатах, когда они спят, они привыкли к разным уровням света и шума, к разным матрасам, поэтому смена обстановки нарушает их сон.

И когда Эмма измеряет взаимодействие между учениками и их друзьями, она наблюдает за ними в лаборатории…

Но студенты чувствуют себя странно из-за того, что находятся в исследовательской лаборатории, где исследователь наблюдает за каждым их шагом, поэтому они отстраняются и говорят меньше, чем обычно.

Это означает, что поведение учащихся в учебе может не обобщаться на то, как они вели бы себя в повседневной жизни!

Другими словами, исследованию не хватает экологической достоверности.

Поскольку ее исследованию не хватает экологической достоверности, Эмма решает изучить второе наблюдение, которое на этот раз будет натуралистическим наблюдением.

И мы увидим, что это значит дальше, но сначала, если обобщить, контролируемое наблюдение — это…

Контролируемое наблюдение — это когда исследователи проводят наблюдения за участниками в контролируемой среде.

При контролируемом наблюдении исследователь выбирает, за какими участниками наблюдать, где и когда их наблюдать, и стандартизирует процедуру.

Это означает, что исследователи имеют хороший контроль над посторонними переменными…

Но минус контролируемых наблюдений в том, что они могут не иметь экологической достоверности.

[Решено] Задание по натуралистическому социальному наблюдению в классе психологии …

Ответ на вопрос JusticeScience3372 на сайте coursehero.com

Задание по естественному социальному наблюдению в классе психологии напишите краткое натуралистическое наблюдение. Ответить двум одноклассникам.

Следуйте приведенным ниже инструкциям.

1) Решите, что вы будете наблюдать, и разработайте гипотезу — Что, по вашему мнению, вы увидите во время наблюдения. Например, «предполагается, что 60% женщин будут смотреться в зеркало, в то время как только 25% мужчин будут смотреться в зеркало, проходя мимо».0003

2) Выберите настройку и время наблюдения. Вы должны провести примерно пятнадцать-двадцать минут, наблюдая и делая подробные записи субъекта (ов), собирая данные, которые «начнут» проверять вашу гипотезу. Спланируйте свой наблюдательный «метод» так, чтобы быть уверенным, что вас не «обнаружат» (чтобы не было потеряно «натуралистическое» качество наблюдения). Делайте заметки обо всем, что вы можете наблюдать о предмете (ах). Прикрепите заметки к своему сочинению. (Примечания не нужно печатать.)

После того, как вы закончите наблюдение, 3) сообщите о своих наблюдениях. Старайтесь быть максимально объективным, но не стесняйтесь делать аргументированные выводы об увиденном. Ваш отчет должен включать следующее:

 Параграф 1     Введение, в котором рассказывается, о чем наблюдение. Вы должны объяснить, как вы пришли к своей гипотезе и почему вы выбрали конкретную обстановку и предмет (ы) для проверки.

Параграф 2-3     Необходим подробный отчет об объекте(ах) и поведении, которое вы наблюдали. Должен включать данные в виде процентов или необработанных чисел.

Параграф 4-5   Обсуждение любых выводов, которые вы можете сделать из наблюдения, должно быть включено. Наконец, также требуется оценка (или критика) вашего наблюдения с упоминанием любых проблемных областей, в которых, по вашему мнению, вы могли бы улучшить свои результаты. Вы могли бы, например, объяснить любые недостатки вашего «метода», которые привели к неточным данным.

Возможные идеи (но, пожалуйста, ТВОРИТЕ!)

Если вы ничего не можете придумать, используйте возможные идеи, перечисленные ниже:

  1. Обратите внимание на бездомного, который просит денег, сколько людей помогают?
  2. Наблюдайте за учениками, выходящим из школы, прогуливающимися по торговому центру или сидящими в ресторане, сколько разговаривают по мобильному телефону?
  3.  Сколько водителей разговаривают по мобильному телефону?
  4.  Сколько человек проезжает на желтый свет?
  5.  Наблюдать за поведением родителей. Сколько повышают голос?
  6.  Наблюдайте за детьми, взаимодействующими на игровой площадке. Какие типы поведения они демонстрируют?
  7.  Понаблюдайте за определенной «социальной группой». Какое сходство они показывают? Какие различия они показывают?
  8.  Сколько человек протирают тренажерный зал после использования?
  9.  Сколько людей возвращают свои тележки в корзину?
  10.  Какой процент людей заказывают воду, а не безалкогольные напитки? Есть ли корреляция в размерах тела?

 

ПОМНИТЕ — ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ НИ ЗА КЕМ ШПИОНИТЬ! ЕСТЬ РАЗНИЦА. ВЫ МОЖЕТЕ НАБЛЮДАТЬ ЗА ЛЮДЬМИ ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ. НЕ ВМЕШАЙТЕСЬ НИКОМУ И НЕ ДАЙТЕ ИХ ЗНАТЬ, ЧТО ВЫ СМОТРИТЕ ЗА НИМ… ВСЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, ЭТО НАБЛЮДАЕТ И ПРИНИМАЕТ НА ЗАМЕТКУ.

Искусство и гуманитарные науки Философия

Ответ от президентаHyenaPerson848 на сайте coursehero.com

sectetur adipi

sec

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante,

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. N

sectetur

Разблокировать доступ к этому и вместо
10 000 пошаговых объяснений

Разблокировка Объяснение

Есть учетная запись? Войти

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia p

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante,

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar torto

 

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *