Наглядно-действенное мышление
19.02.2019
Наглядно-действенное мышление
Что это такое и как оно работает у детей
Наглядно-действенное мышление – это первая ступень в развитии мозговой активности. В основе его реальные действия, которые ребёнок совершает с предметами. Оно начинается уже с простого касания, которое помогает осознать структуру предмета и прийти к простым заключениям: плюшевый мишка мягкий и приятный на ощупь, кастрюля холодная и тяжёлая, вода жидкая, снег холодный и так далее.
Раннее развитие мышления
С самого раннего возраста ребёнок начинает контактировать с окружающим миром через предметы, которые оказываются рядом с ним. И задача родителей на начальном этапе – это познакомить ребёнка с разными предметами, дать ему возможность взаимодействия с ними.
Касание переходит в более активную форму. Дети стремятся разъединить части одного предмета. Они могут ломать игрушки или рвать бумажные страницы. Это этап исследования, который помогает понять, как устроен мир вокруг.
Пока ещё ребёнок не способен делать сложные выводы или мыслить теоретически. Мышление основывается на практике и методе проб и ошибок. Именно поэтому ребёнок часто повторяет одно и то же действие несколько раз. Например, сбрасывает игрушку со стола и наблюдает за её падением. Когда одно и то же действие приводит к одинаковому результату, мозг записывает его как ожидаемую модель действительности. И если в этот момент заменить машинку, звонко падающую на пол, на мячик, который подпрыгивает обратно, можно увидеть, что ребёнок удивится и будет стремиться повторить эксперимент ещё и ещё, чтобы закрепить результат.
Углубленное познание мира
После того, как ребёнок научился ползать, мир вокруг расширяется вместе с количеством предметов доступных для взаимодействия. Когда он начинает ходить, то контакт с предметами переходит на следующий уровень, ведь теперь он может переносить предметы и пытаться понять, как они взаимодействуют друг с другом.
Всё чаще ребёнок прибегает к опосредованному воздействию вместо прямого контакта с ним. Например, вначале малыш играет с ложкой. Для него это просто один из ряда предметов. Но когда он, повторяя движения взрослого, старается зачерпнуть ложкой кашу, то она становится средством достижения цели. Мозг ребёнка закрепляет за разными предметами определенные функции, которые они выполняют. Происходит формирование орудийной деятельности.
Навык замещения
Важный этап – это овладение навыком замещения, когда ребёнок в отсутствии привычного предмета-средства использует похожий на него по каким-то признакам, чтобы получить результат. При этом, он вскоре понимает, что замещение не всегда работает в обе стороны. Например, омлет можно съесть и ложкой вместо вилки, но суп вилкой не поешь.
Развитие по возрасту
Наглядно-действенное мышление активно развивается в период с 6-7 месяцев и до 3-х лет. Вместе с ним формируется навыки построения причинно-следственных связей, на основании которых ребенок сможет перейти на следующий этап развития мозговой деятельности: наглядно-образное мышление. Варианты решения проблемы перебираются в уме без необходимости проверять каждый из них на практике. Наглядно-образное мышление преобладает у ребенка в возрасте 4-5 лет. После этого идёт освоение логического мышления как завершающего типа мозговой активности ребёнка.
Важность наглядно-действенного мышления
Наглядно-действенное мышление – это первая ступень развития мозговой активности, поэтому полноценное прохождение этого этапа имеет большое значение в дальнейшем развитии мозга.
Хоть наглядно-действенное мышление и называют начальным этапом, этот вид мышления активно используется многими и во взрослой жизни. Речь прежде всего идёт о профессиях производственного труда: механик, ремонтник и так далее. Конечно, в этом случае это не чистый наглядно-действенный тип мышления, а его смесь с другими типами мозговой деятельности. Отличительная черта взрослого мозга – это умение переключаться между разными типами мышления в зависимости от поставленных задач.
Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников
Автор: Филяева Елена Николаевна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.
Дата публикации: 28.04.2018 2018-04-28
Статья просмотрена: 4319 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 3 (pdf)
Библиографическое описание:Филяева, Е.
В статье рассматриваются современные условия развития наглядно-действенного мышления дошкольников. Проанализированы исследования А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой в области наглядно-действенного мышления.
Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.
Формы развития мышления в разных психологических системах рассматриваются с разных точек зрения. Согласно концепции Ж.Пиаже, схема мышления ребенка до 7–8 лет построена таким образом, что он делает выводы относительно единичных случаев, не замечая между ними наличия или отсутствия противоречия, то есть начальные формы мышления трансдуктивны [3].
В советской психологии в соответствии с концепцией Л. С. Выготского, генезис мышления проходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к логическому [1].Основные исследования по зарождению и развитию наглядно-действенной формы мышления характеризуют ее как первая и исходная [2]; [4].
Эта форма мышления требует от ребенка умения справиться с практической задачей, используя метод проб и ошибок.
Проблема изучения наглядно-действенного мышления по прежнему является актуальной. В современных условиях развития дошкольников наблюдается вытеснение игрушек компьютерными играми, практически отсутствует ручной труд, все это может привести к более низкому уровню развития наглядно -действенного мышления. Поэтому на сегодняшний день необходимо дополнительное изучение мышления детей с учетом современных условий развития.
К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, другие выдающиеся педагоги придавали большое значение трудовой деятельности как развивающей функции.
К. Д. Ушинский писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. …Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать ему и привычку к труду».
При недостаточном уровне развития наглядно-действенного мышления впоследствии ребенок может столкнуться с трудностями при обучении в школе, где перед ним встает задача планирования своей деятельности и предвидения ее результата.
Современными исследованиями в области наглядно-действенного мышления занимались: А. А. Катаева, Т. И. Обухова, Е. А. Стребелева. В результате было выявлено, что многие практические задания оказываются сложными не только для детей в возрасте от трех до пяти лет, а иногда и старше [5].
По мнению авторов, сложности в выполнении заданий происходят потому, что ребенком должна быть правильно воспринята цель, проанализированы и
оценены все препятствия на пути к цели. И эти процессы должны происходить не только на уровне восприятия, но и осмысления.
Многие дети не смогли проанализировать условия задания ни мысленно, ни действенно, не использовали целенаправленные пробы, неоднократно повторяли ошибочные варианты действия.
В связи с этим авторами исследования были сделаны выводы, что наглядно-действенное мышление, появляющееся у детей достаточно рано, нельзя назвать исходной, примитивной формой мышления.
Для сформированности наглядно-действенного мышления у ребенка должно быть развито восприятие, умение анализировать данные восприятия, представление о назначении предмета, иными словами, образное и логическое мышления.
Более того, для успешного решения задач по наглядно-действенному мышлению, ребенок должен иметь навык замешения предмета, чтобы воспользоваться им в незнакомой ситуации.
По мнению Е. А. Стребелевой, необходимо обеспечивать условия для создания у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Способствовать развитию целенаправленных действий с предметами; показывать предметно-игровые действия; знакомить детей с практическим использованием предметов- орудий, предметов-заместителей; разбирать с ребенком практические проблемные ситуации и задачи; развивать фиксирующую функцию речи.
Для успешного развития наглядно-действенного мышления необходимо использовать конструирование, лепку, всевозможные дидактические игры и упражнения, привлекать ребенка к ручному труду в практической жизни.
Литература:
- Выготский Л. С. Психология развития человека.-М.:Эксмо,2005
- Запоржец А. В. Психология.-М.:Учпедгиз,1953
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-Педагогика-Пресс,1994
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.-М.: Педагогика, 1997
- К генезису развития мышления в дошкольном возрасте- статья А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой http://www.voppsy.ru/issues/1991/913/913017.htm
Ключевые слова
наглядно-действенное мышление, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышлениенаглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление
Похожие статьи
Изучение
развития наглядно—действенного мышления детей…Развитие наглядно—действенного мышления современных… Ключевые слова: наглядно—действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное.
Условия развития логического мышления детей старшего…Развитие мышления
Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и…
Идея
развития мышления в работах Л. С. Выготского…Развитие наглядно—действенного мышления современных… В статье рассматриваются современные условия развития наглядно—действенного мышления дошкольников.
Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе…У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление
Дошкольники моделируют условие на предметах (элементах модели) и «перебирают» варианты решения.
Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
Формирование мышления младшего школьника на уроках. ..Развитие наглядно—действенного мышления современных… Ключевые слова: наглядно—действенное
Особенности
наглядно-образного мышления старших…Полноценное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования у дошкольников с ЗПР более сложных форм мыслительной деятельности.
У детей с ЗПР наблюдается снижение уровня развития наглядно-образного мышления; низкий. ..
Формирование наглядно-образного мышления у детей…Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование наглядно — действенной формы мышления. Задания, требующие наглядно — образного мышления, вызывают у детей с…
Особенности
наглядно-образного мышления у детей с общим…Формирование наглядно-образного мышления у детей… Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование наглядно — действенной формы мышления.
Научно-теоретические основы
развития дизайнерского…Цель статьи — раскрыть основные теоретические положения развития дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста.
Наглядно—действенное мышление меняется на наглядно-образное.
Похожие статьи
Изучение
развития наглядно—действенного мышления детей…Развитие наглядно—действенного мышления современных… Ключевые слова: наглядно—действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное.
Условия развития логического мышления детей старшего…Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.
Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и…
Идея
развития мышления в работах Л. С. Выготского…Развитие наглядно—действенного мышления современных… В статье рассматриваются современные условия развития наглядно—действенного мышления дошкольников.
Развитие наглядно-образного мышления детей в процессе…У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление
Дошкольники моделируют условие на предметах (элементах модели) и «перебирают» варианты решения.
Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
Формирование мышления младшего школьника на уроках…Развитие наглядно—действенного мышления современных… Ключевые слова: наглядно—действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.
Особенности
наглядно-образного мышления старших…Полноценное развитие наглядно-образного мышления является важным условием формирования у дошкольников с ЗПР более сложных форм мыслительной деятельности.
У детей с ЗПР наблюдается снижение уровня развития наглядно-образного мышления; низкий…
Формирование наглядно-образного мышления у детей…Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование наглядно — действенной формы мышления. Задания, требующие наглядно — образного мышления, вызывают у детей с. ..
Особенности
наглядно-образного мышления у детей с общим…Формирование наглядно-образного мышления у детей… Мыслительная деятельность дошкольников с нарушениями в развитии формируется с большими трудностями. Для них характерно использование наглядно — действенной формы мышления.
Научно-теоретические основы
развития дизайнерского…Цель статьи — раскрыть основные теоретические положения развития дизайнерского мышления детей старшего дошкольного возраста.
Наглядно—действенное мышление меняется на наглядно-образное.
Наглядное определение и значение — Merriam-Webster
очевидное di-ˈmän(t)-strə-bəl
1
: можно продемонстрировать
2
: очевидный, очевидный
наглядность
ди-ман(т)-стрə-би-лə-тэ
существительное
явно
ди-ман(т)-стрə-бле
наречие
Синонимы
- проверяемый
- подтверждаемый
- эмпирический
- эмпирический
- доказуемый
- поддерживаемый
- экологичный
- проверяемый
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Нет доказуемых свидетельство того, что лечение эффективно. как серьезного ученого ее интересуют только доказуемые явления
Недавние примеры в Интернете Отличительными чертами этих высококачественных соединений являются очевидных уровня доверия и уважения, сильной эмпатии и товарищей по команде, которые находят место и уважают различные точки зрения. — Энн Коваль Смит, Forbes , 8 марта 2023 г. Клиника больше не была нужна: доказуемая победа для юридического прецедента, который больше не действует. — Софи Гилберт, The Atlantic , 30 июня 2022 г. Однако крупное клиническое исследование, проведенное недавно, не выявило демонстративный эффект . — Боб Холмс, Discover Magazine , 18 февраля 2023 г. Партнеры и поставщики также ищут наглядных действий в отношении инициатив ESG (экологических, социальных и управленческих). — Джагмит Ламба, Forbes , 25 июля 2022 г. Социологи говорят, что существует доказуемых доказательств того, что общественность становится более восприимчивой к людям с депрессией. — Эллен Бэрри, 9 лет.0053 New York Times , 17 февраля 2023 г. Чрезвычайная древность таких историй, представляющих собой знания, передаваемые в основном устно, до недавнего времени не была доказуема . — Патрик Д. Нанн, Discover Magazine , 23 октября 2018 г. Помимо подтвержденных убытков в токене, есть опасения, что Binance может использовать его в качестве залога для кредитов, точно так же, как ныне обанкротившаяся FTX сделала со своим собственным токеном FTT. — Байвилл Дэниел, 9 лет.0053 Fortune , 11 января 2023 г. Тем не менее, это не совсем благоприятное начало 2023 года — года, в котором компания сталкивается с огромным давлением, чтобы показать наглядных шагов к восстановлению. — Виктория Сонг, The Verge , 5 января 2023 г. Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «демонстрируемый». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Первое известное использование
15 век, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование демонстративного было в 15 веке
Посмотреть другие слова из того же века жало демона
доказуемый
демонстрация
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Доказуемо».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/demonstrable. По состоянию на 26 апреля 2023 г.Копия цитирования
Детское определение
демонстративное
прилагательное
очевидное di-ˈmän(t)-strə-bəl
: может быть продемонстрировано или доказано
явно
-бле
наречие
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Можете ли вы решить 4 слова сразу?
Можете ли вы решить 4 слова сразу?
кутить
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Терапевтические отношения, основанные на доказательствах: выводы исследований и клиническая практика
Метаанализ
. 2011 март; 48(1):98-102.
doi: 10.1037/a0022161.
Джон К. Норкросс 1 , Брюс Э. Вампольд
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Скрэнтонский университет, Скрэнтон, Пенсильвания 18510-4596, США. [email protected]
- PMID: 21401280
- DOI: 10.1037/а0022161
Метаанализ
John C Norcross et al. Психотерапия (Шик). 2011 март
. 2011 март; 48(1):98-102.
doi: 10.1037/a0022161.
Авторы
Джон К. Норкросс 1 , Брюс Э. Вампольд
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Скрэнтонский университет, Скрэнтон, Пенсильвания 18510-4596, США. [email protected]
- PMID: 21401280
- DOI: 10.1037/а0022161
Абстрактный
В этой заключительной статье специального выпуска мы представляем выводы и рекомендации межведомственной целевой группы по доказательным терапевтическим отношениям. Работа была основана на серии метаанализов эффективности различных элементов взаимоотношений и методов адаптации лечения. Группа экспертов пришла к выводу, что некоторые элементы отношений были явно эффективными (союз в индивидуальной психотерапии, союз в молодежной психотерапии, союз в семейной терапии, сплоченность в групповой терапии, эмпатия, сбор отзывов клиентов), в то время как другие, вероятно, были эффективными (консенсус цели, сотрудничество, положительное отношение). Три других элемента отношений (конгруэнтность/подлинность, устранение разрывов союзов и управление контрпереносом) считались многообещающими, но не имели достаточных доказательств, чтобы сделать вывод об их эффективности. Выдвигаются многочисленные рекомендации по практике, обучению, исследованиям и политике.
(Запись базы данных PsycINFO (c) 2011 APA, все права защищены).
Похожие статьи
Психотерапевтические отношения, которые работают II.
Norcross JC, Ламберт MJ. Норкросс Дж. К. и др. Психотерапия (Шик). 2011 март; 48(1):4-8. doi: 10.1037/a0022180. Психотерапия (Шик). 2011. PMID: 21401268 Обзор.
Устранение разрывов альянса.
Safran JD, Muran JC, Юбэнкс-Картер С. Сафран Д.Д. и соавт. Психотерапия (Шик). 2011 март; 48(1):80-7. DOI: 10.1037/a0022140. Психотерапия (Шик). 2011. PMID: 21401278
Психотерапевтические отношения, которые работают III.
Norcross JC, Ламберт MJ. Норкросс Дж. К. и др. Психотерапия (Шик). 2018 дек;55(4):303-315. дои: 10.1037/pst0000193. Психотерапия (Шик). 2018. PMID: 30335448
Что работает для кого: Адаптация психотерапии к человеку.
Norcross JC, Wampold BE. Норкросс Дж. К. и др. J Clin Psychol. 2011 февраль; 67(2):127-32. doi: 10.1002/jclp.20764. J Clin Psychol. 2011. PMID: 21108312
Тренировочные последствия вредного воздействия психологических методов лечения.
Castonguay LG, Boswell JF, Constantino MJ, Goldfried MR, Hill CE. Castonguay LG, et al. Я психол. 2010 Январь; 65 (1): 34-49. doi: 10.1037/a0017330. Я психол. 2010. PMID: 20063908 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Разработка поддерживаемого коллегами отношения к открытому диалогу и перечня компетенций для практиков: исследование Delphi.
Федосеев В., Ши Дж., Хопфенбек М.С. Федосеев В. и соавт. Фронт Псих. 2023 30 марта; 14:1059103. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1059103. Электронная коллекция 2023. Фронт Псих. 2023. PMID: 37063576 Бесплатная статья ЧВК.
Начало конца: сравнение завершивших лечение и досрочно прекративших лечение в рамках ограниченной по времени когнитивно-поведенческой терапии, предоставленной стажерами.
Урманче А.А., Липнер Л.М., Блох-Элкоуби С., Хантер Э., Кауфманн Дж., Уоррен Дж.Т., Вейл Г.Т., Юбэнкс С.Ф., Муран Д.К. Урманче А.А. и соавт. Couns Psychol Q. 2022;35(4):763-788. дои: 10.1080/09515070.2021.1997916. Epub 2021 11 ноября. Counts Psychol Q. 2022. PMID: 36684503 Бесплатная статья ЧВК.
Эффект визуальной обратной связи во время гидродиссекции под ультразвуковым контролем при миофасциальном болевом синдроме: исследовательское, проспективное, обсервационное клиническое исследование ожиданий от лечения.
Хасуо Х., Оомори Х., Ёсида К., Фукунага М. Хасуо Х. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 авг 22;13:794425. doi: 10.3389/fpsyt.2022.794425. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36072451 Бесплатная статья ЧВК.
Учат ли клиенты терапевтов становиться эклектичными и использовать общие факторы? Качественное исследование с участием опытных психотерапевтов.