Самые распространенные причины детской лжи. Как отучить ребенка врать
Самые распространенные причины детской лжи
Как мы наверняка уже поняли и сами, по поводу хороших, приятных маме поступков нашему чаду врать незачем – напротив, такими действиями не грех и похвастаться… Поэтому необходимость скрывать с помощью лжи поступки, преимущественно, неблаговидные проистекает из самой ее сути – приема, с помощью которого кто-то пытается скрыть истину от остальных. Поэтому ясно, что, если истина нуждается в сокрытии, наверняка хорошего в ней мало!.. Впрочем, не все так просто. Как и взрослые, дети быстро учатся лгать наполовину (привирать) или лгать в целях не всегда таких уж «плохих», «преступных» и прочих.
Напомним, что врать мы обучаем детей сами – причем, сопровождая это обучение заверениями, что так делать нехорошо. Фактически, мы создаем в их головах изрядную путаницу, где стремление подражать родителям и увиденные результаты обманов между взрослыми говорят чаду о том, что врать зачастую выгодно, необходимо и даже правильно. Одновременно, наши запреты утверждают обратное и, более того, намекают ему на неотвратимость наказания. В то же время неправда в исполнении родителей всегда остается безнаказанной – ведь взрослые не будут наказывать сами себя при ребенке!.. Да и лгут они всегда так, чтобы по возможности не быть пойманными на «горячем» никогда… И что в конце концов должен думать по поводу всего этого наш юный сорвиголова?..
Обычно дети быстро выбирают сторону лжи, проводят с нею ряд экспериментов и в итоге становятся такими же умелыми «врунишками», как и мы сами. Подтвердить, что большинство детей со временем перестает видеть во лжи что-то плохое, очень легко – для этого достаточно спросить себя, много ли на своем веку мы встречали правдивых взрослых… Понятно, что все эти взрослые когда-то были детьми, так что пример достаточно показателен. Увы, наше чадо тоже научится – ему просто нужно для этого немного времени, смекалки и наблюдательности. И от нас в данной ситуации требуется только перестать ставить его в неловкое положение, прибегая к обману и наказаниям за обман и при этом утверждая, что все это – «очень плохо». Другими словами, основной задачей родителей в период, когда ребенок учится говорить неправду, состоит в том, чтобы:
1) научить его, когда ложь является делом благим, а когда – может испортить очень многое в жизни;
2) создать такие личные взаимоотношения с ним, чтобы именно с нами он хотел быть и был всегда откровенен – не прибегал к этому распространенному методу взаимодействия с другими людьми в семейном кругу.
Пытающийся пройти этот путь самостоятельно ребенок может наделать, так сказать, в дороге массу ошибок. Например, многие уже уверенные в своих навыках врунишки прибегают к обману банально из ложного чувства чести – чтобы выгородить друзей, взяв их вину на себя по их наущению или нет. А вина эта не всегда бывает такой уж мелкой – в подростковом возрасте она может иметь отношение даже к статьям административного и уголовного кодекса!.. На начальных же этапах склонность ко лживости или особенности темы, выбранной для вранья, могут рассказать очень многое о конфликтах в семьях, даже если они скрытые. Кроме того, они не менее красноречиво повествуют о сути проблем, мучающих ребенка, являющихся для него, что называется, «самым наболевшим». Одним словом, особенности детской лжи – это очень интересно, но часто также и опасно. Причем дело не только в создаваемых ложью ребенка проблемах для родителей.
Один из таких неумелых экспериментов может принести самому лжецу куда больше неприятностей, чем его взрослым защитникам – отцу и матери. Поэтому постараемся не судить о мотивах сгоряча. Понятно, что нам в момент вскрытия истины станет и стыдно, и очень обидно – скорее всего, нас даже охватит такой гнев, что «руки зачешутся» сами и сильно… Тем не менее, возможно, наш малыш соврал из побуждений не столь уж, так сказать, греховных. И наказывать его за вранье хоть каким-то из пришедших нам на ум способов ни в коем случае нельзя, так как мы рискуем получить неисправимого в дальнейшем лжеца – профессионала. Итак…
1. Обычно дети врут из желания скрыть поступок, который не будет одобрен родителями – то есть поступок из числа тех, за которые родители ранее уже подвергали его наказанию, выражали свое недовольство. В таких случаях ложь призвана полностью скрыть этот факт или выгородить лжеца в глазах родителей – изменить долю его участия или роль в случившемся. Например, из этой серии случаи с потерянными («украденными собакой») варежками и шапочками, съеденными без разрешения («съеденными котом») вкусностями, а также случайно сломанными («потерянными» или «подаренными друзьям») игрушками и др. С возрастом ложь этого типа становится все более распространенной, так как именно на нее родители, пока шалости в общем безобидны, «не обращают внимания» чаще, чем на ложь по поводу проступков более серьезных. Узнав о таких мелочах, родители безошибочно чувствуют, что ребенок солгал из страха быть наказанным, поэтому предпочитают сделать вид, будто до сих пор ничего не знают.
Львиная доля таких шалостей происходит сама с малышней подвижной, всегда любопытной, азартной и не удержимой ни в какой узде запретов – безо всякого их желания или по чистой случайности. Так что вину самого ребенка можно проследить лишь в небольшой части случаев. Скажем, «состав преступления» налицо, когда он тайком ест запретные сласти или берет «поиграться» (считай, разобрать на мелкие запчасти) вещи, которые его уже просили не трогать. Но даже если жертвой детского любопытства на сей раз стал хороший мобильный телефон или планшет, родителям для детей все равно не жалко ничего. Поэтому в глубине души они готовы вздыхать над грудкой запчастей, в которую превратились папины наручные часы, молча, сообщив малышу, максимум, что эта «штучка» была очень дорогой/любимой, и потеря их огорчает…
Что же касается порванных курточек или, тем более, съеденного без спросу печенья, такие мелочи мы прощаем еще легче, чем поломку предметов с высокой стоимостью. С другой стороны, ложь из-за таких невинных в общем проказ должна заставить нас задуматься вот над чем: если наш малыш запуган до такой степени, чтобы бояться прямо сказать, что он упал и порвал брючки совершенно случайно (или его толкнули), не слишком ли мы с ним строги?.. Во всяком случае, боязнь признаться даже в таких пустяках, показательна. Она означает, что ребенок больше боится нас, чем уважает, поскольку он готов лгать до последнего и по поводу каждой провинности, лишь бы не получить в очередной раз наказание. Наверняка он настолько запуган не из-за собственной робости, и истинной причиной его лживости является именно преувеличенный страх перед нами.2. Впрочем, детские страхи бывают и другими, но они тоже подталкивают ко вранью. Например, ребенок может банально испугаться в момент какого-то события, повести себя в результате неправильно, а после – устыдиться, что он и испугался, и не остановил всего, что последовало за его ступором. Скажем, такое сплошь и рядом имеет место в ситуациях действительно небезопасных – когда что-то съестное у ребенка и в самом деле отбирает крупное бродячее животное. Нередко потом наше благородное чадо боится указать на одну конкретную собаку из опасений, что мы можем учинить с нею что-нибудь в отместку за нападение… В таком случае он может солгать, что съел все сам, лишь бы не показывать родителям, что он испугался, и не указывать на голодное животное, которое может от этого пострадать. Аналогично дети лгут «он сам упал!», когда они не смогли удержать падающего с дерева товарища – или, что еще хуже, подтолкнули его к падению, решив, что это будет забавно, а товарищ ударился неожиданно сильно.
Ну, а самым распространенным враньем такого типа являются постыдные результаты типичных детских страхов по ночам. В частности, из этой серии уже упомянутый случай, когда ребенок боится ходить по темным комнатам и в результате опорожняется по ночам в постель, хотя днем уже уверенно пользуется указанными родителями местами – скажем, горшком или уборной. Считать это провинностью не совсем верно – малыш просто боится темноты, что для его возраста вполне нормально. А запрещенное действие, осуществляемое в постели, здесь является только следствием страхов, а не изначальным намерением поступить назло родителям. Но мы о столь сложном сочетании мотивов (когда он оказывается шкодником и лгуном как бы поневоле) часто даже не подозреваем. И, следовательно, наверняка накажем его за очередной проступок просто по привычке.
3. Самые забавные случаи вранья у детей обычно связаны с растущей неудовлетворенностью уровнем жизни или социальным статусом – своим или всей семьи. Именно ложь такого типа звучит почти исключительно для других – когда ребенок находится вне дома и за пределами родительского надзора. Она, как правило, носит характер обмана длительного – родители выясняют, что они «космонавты», «тайные агенты» и другие «известные», «влиятельные», «знаменитые» личности, почти всегда случайно, по прошествии некоторого периода времени. В большинстве случаев, содержание таких рассказов производит в момент раскрытия обмана эффект, скорее, комический, чем трагический. О таких случаях и говорят: «Наврал с три короба». Родителям остается лишь посмеяться, пожать плечами, остановиться подробнее на истинном положении вещей и увести красное, как рак, от стыда дитятко домой для объяснений…
К такого рода «головокружительной карьере», придуманной для них отпрыском, родители относятся даже без обид, поскольку видят в рассказах чада даже нечто схожее с комплиментом – попытку малыша лучше показать то, как он гордится своими родителями и любит их. Словом, единственная нотка, которая портит им в таких случаях веселье, состоит разве что в горечи, что на самом деле папа вовсе не меценат и не космонавт, а рядовой служащий… Тем не менее нужно учитывать (в том числе при беседе на эту тему с малышом), что едва ли ребенок приписал своим родителям или себе (дети часто ставят в таких фантазиях себя на роль глав семьи) столь длинный список «заслуг» просто так. По систематическим обманам такого рода хорошо видны их основные, не изменяющиеся от раза к разу подробности. То есть, если, например, малыш однажды сказал, что его папа (на самом деле, допустим, инженер) является директором завода, в дальнейшем он будет придерживаться именно этой версии. Точно так же впредь он не забудет и другие значимые подробности – вроде жизни всей семьи в трехэтажном особняке вместо «хрущевки», количества машин в семье и др. Некоторые части такой «легенды» изменяться уже не будут. А прекрасная память на сделанные ранее утверждения, согласимся, не может не настораживать – особенно с учетом общего непостоянства, характерного для детей, их забывчивости и не слишком высокой внимательности.
В самом деле, разум ребенка непрерывно учится новому, интерпретирует подмеченное и пр. Все психические и физиологические процессы у ребенка протекают в несколько раз быстрее, чем у взрослого. Поэтому детям так свойственно быстро отвлекаться, забывать обиды, менять настроение. В норме для них такая четкая память на основные подробности фантазий нехарактерна – в противном случае они лучше бы учились и не придумывали бы каждый раз новые версии старых игр… Эта неожиданно хорошая способность запоминать краеугольные подробности обмана говорит о том, что ребенок, по сути, давно придумал себе «параллельную реальность». В данном случае он уже нарисовал себе полноценную воображаемую жизнь своей семьи, во всех подробностях. Если эта желаемая жизнь постоянно мельтешит у него перед глазами так же настойчиво, как и жизнь реальная, додумывать на ходу новые детали и четко помнить прежние ему легко – он видит их перед собой, словно наяву! И в таком описании мы уже понимаем, что здесь ненормального, не так ли?..
Совершенно очевидно, что, будь перед нами взрослый, мы уже сочли бы его не вполне адекватным, близким к помешательству, так как галлюциногенные фантазии свойственны многим расстройствам психики. Но не стоит пугаться больше, чем нужно, да еще раньше времени! Такие состояния у детей, как правило, безопасны для деятельности коры мозга и не говорят о ее нарушении. Дети вообще отличаются бурной фантазией и игрой воображения – им легко поверить в собственную выдумку и представить ее, словно наяву. Конечно, длительное и непрерывное нахождение всецело в одной такой «фантазии» нездраво и говорит о многом. Но о помешательстве оно не говорит точно, а все остальное, в принципе, решаемо.
Такие фантазии у детей становятся постоянными потому, что постоянной является их неудовлетворенность текущим положением дел. Например, дети добавляют себе «важности» в случаях, когда отношение к ним со стороны родителей больше всего похоже на игнорирование, невнимание, отсутствие заботы. Если ребенок добавляет «статуса» своим родителям, его наверняка не устраивает собственное материальное положение как отражение положения всей семьи. Другими словами, он обделен таким количеством чисто материальных признаков благополучия (игрушек, красивых бантиков и курточек), какими могут похвастать его сверстники. Таким образом, папа-«начальник» вместо простого служащего появляется в историях этого типа как «человек значительный» вместо «человека состоятельного». При этом очевидно, что проблемы такого рода (изъяны в отношениях родителей или материальном положении семьи) носят длительный характер. То есть их невозможно изменить и исправить в течение нескольких недель даже при большом желании…
Аналогично дети могут врать о несуществующем статусе родителей из-за неуверенности в себе – особенно в большом и чужом коллективе (скажем, в детсадовской группе), при самостоятельном (ведь родителей здесь нет!) общении со взрослыми (воспитателями). В таком случае нашего ребенка эти самые воспитатели дополнительно могут охарактеризовать как заносчивого, не слишком общительного и, возможно, агрессивного.
4. У случаев «социальной» лжи, кстати, имеется и одна из наиболее опасных разновидностей. Она обычно связана с острыми семейными конфликтами, драмами – например, разводами, смертями близких, случаями насилия, наркотической/алкогольной/игровой зависимости и др. Правда, в большинстве случаев этот обман вскрывается быстро, поскольку дети в таких случаях могут рассказывать истории самые разные, подчас – откровенно пугающие. В частности, при очевидном конфликте с одним из родителей (побои, скандалы – как с другими членами семьи, так и с ребенком) малыш может компенсировать невозможность изменить эту ситуацию в реальности возможностью изменить ее в своем воображении. В такие моменты и появляются приводящие посторонних в ужас рассказы «моя мама умерла», «наш дом сгорел», «папа сбежал с другой тетей на Канары» и пр.
Это тоже ложь, но ложь на темы страшные. Она в равной степени четко отражает реальное положение дел и глубину наносимой (нанесенной, если событие было единичным, как чья-то смерть) малышу травмы. Нередко обороты вроде «умерла», «убили» и др. по отношению к живым, но отнюдь не любимым домочадцам звучат в устах фантазирующих в этом направлении детей как пожелание – то есть как словесная реализация того, что малыш хотел бы на деле… Однако на столь шокирующие россказни иногда способны и дети из семей внешне благополучных, но – только внешне.
Склонность врать об «умерших» родственниках, об ужасных случаях с ними или знакомыми родителей характерна для детей, остро неудовлетворенных отношениями в семье – в частности, отношением именно к нему. Кроме того, ею страдают дети, склонные к социопатии – опасной особенности воспитания, которая взращивает в ребенке ненависть и презрение к любым правилам комфортного сосуществования, принятым в обществе. В самом общем виде, социопатия формируется в условиях подмены родительской любви вседозволенностью. Социопаты любят провоцировать окружающих именно за счет шокирующих, запрещенных поступков – отсюда и название патологии. Точно в том же ключе они и лгут – рассказывают «страшные истории», поскольку они действительно пугают окружающих…
Наконец, как единичный случай (разово, не на постоянной основе) ребенок может брякнуть нечто подобное и сгоряча. Фактически, только потому, что он, подобно социопату, надеется впечатлить «аудиторию» по-настоящему, а опыт подсказывает ему, что смерть и иные похожие несчастья впечатляют сильнее других. Так что, в последнем случае ребенок как бы «шалит» – с той же целью, с которой затевается и обычная шалость… А его вранье, пусть оно и может серьезно напугать окружающих, задумывается с целью безобидной – хотя бы временно привлечь к себе повышенное внимание взрослых.
5. Многие в остальном послушные (что называется, шелковые) дети с годами превращаются в неисправимых врунов только по одной причине. А именно по той, что их обычное послушание, которому не могли нарадоваться родители, было следствием безответности – неспособности отказывать в чем-либо кому-либо. В сущности, ложь, к которой прибегают дети с таким характером, звучит всегда с той же целью, что и у взрослых. Иными словами, таким способом ребенок, которому по ряду причин сложно или невозможно сказать обычное «нет», говорит это же «нет» другими словами. В данном случае так, чтобы избежать самого отказа или оправдать его аргументами более весомыми, чем его личное нежелание.
Вообще нормально сформированному характеру безответность несвойственна – дети от природы достаточно решительны и инициативны, чтобы быстро обучаться использованию слова «нет». Но, во-первых, это касается лишь большинства детей, а не их всех. А во-вторых, ребенка, в отличие от взрослого, значительно проще запугать до состояния безответности – притом в самом начале жизни. К тому же изначально ребенок находится в не самом лучшем положении для частых отказов, так как он любит родителей и стремится быть «хорошим» для них. То есть родители являются для него безусловным авторитетом, и он боится навлечь на себя их недовольство.
Период, когда личное мнение у нашего чада отсутствует настолько, что полностью подменяется родительским, достаточно длителен – минимум от первых месяцев жизни до 3 лет. В это время все решения за ребенка принимает кто-то другой – причем не обязательно папа и мама. Наше чадо еще долго будет подчиняться авторитарному тону любого, даже незнакомого, взрослого. И родители обычно учитывают это свойство детской психики, обучая своих чад «не разговаривать с чужими людьми и не слушаться их». Однако усвоит ребенок этот совет или нет – для нас пока не главное. Важнее то, что его собственное мнение сформировано недостаточно четко, поэтому ребенок даже нуждается в подмене своих решений родительскими, и эта подмена до некоторых пор проходит безболезненно. А уже по мере оформления его психики, выделения в ней слоев, которые психология условно называет «Я», «Сверх-Я» и др., разница сказывается все заметнее. И, следовательно, ребенку становится все проще отказывать другим в просьбах/приказах.
Так вот, у одних детей способность говорить «нет» проявляется быстрее и сильнее, у других – позже и слабее. На степень самостоятельности детской личности можно заметно повлиять с помощью воспитания. Поэтому многие дети, чьи родители нетерпимы к возражениям и по жизни, и в семье, вырастают безответными, послушными, тихими. Их способность отказывать еще в детстве сталкивается с превосходящим ее многократно сопротивлением. Ведь папа или мама – уже сложившиеся люди, и они куда лучше ребенка поднаторели в деле настояния на своем!.. Вследствие систематических попыток подавить волю ребенка, она сильно замедляется в развитии.
Своеобразной расплатой за воспитание, подавляющее всякую личную волю чада, для таких родителей становится систематическая ложь этих чад в ответ. Ее эпизоды повторяются чаще от месяца к месяцу – по мере того как у ребенка оформляются собственные интересы и цели и он стремится сделать растущие разногласия с родителями незаметными для них. Обычно, «законченный враль» формируется из такого ребенка уже к 7–10 годам. Причем нужно заметить, изощренная наблюдательность и дотошность родителя с таким «стервозным» характером учит ребенка и еще кое-чему, помимо безответности. В частности, ложь детей, выросших среди таких взрослых, всегда невероятно правдоподобна. Они постигают суть и назначение вранья слишком рано и слишком глубоко, а неудачные пробы обходятся им слишком дорого, чтобы навык лгать убедительно формировался у них подолгу… Поэтому такие дети всегда поразительно расчетливы в мелочах своей «легенды», рассчитывают ее в зависимости от конкретного адресата, предполагают сразу несколько возможных последствий («что будет, если скажу то или это») лжи. В том числе их расчет касается поступков родителя в ответ на то или иное сообщение… Одним словом, дети, воспитанные слишком властными взрослыми, – это самые виртуозные лгуны на свете. Поймать их «на горячем» очень сложно, так как они легко поддерживают созданные ими «легенды» годами, следя за каждой способной выдать их мелочью.
Впрочем, безответные дети систематически лгут не только авторитарным домочадцам. Дело в том, что исправить с помощью собственных ресурсов личности вред, нанесенный таким воспитанием, очень сложно. А это значит, что человек, не научившийся правильно отказывать в детстве, продолжает лгать всем подряд, всю дальнейшую жизнь, каждый раз, когда ему необходимо отказать кому-то в чем-то. А стало быть, жертвами его лжи становится еще огромное количество людей. В частности, начиная с коллег и друзей и заканчивая уже собственной «второй половинкой». Люди с таким характером часто выглядят людьми не просто скрытными, но с «двойным дном». То есть окружающие рано или поздно начинают чуять постоянную фальшь, исходящую от их слов и поступков. А невозможность уличить лжеца в течение длительного времени начинает и раздражать, и даже пугать, хотя сам лжец подобного эффекта, скорее всего, не хотел.
6. Следует обязательно иметь в виду, что не у всякой детской лжи имеется своя собственная, отдельная и прямая цель. Как мы помним, мы стремимся навязать ребенку общее представление, что врать нехорошо. Это значит, что ребенок в основном оценивает эпизоды своей лжи как «нехорошие». Просто в ряде случаев эта низкая оценка собственных действий не препятствует повторному использованию вранья, так как ребенок уже понимает и выгоды, им приносимые…
Тем не менее отношение к своим поступкам как к «плохим» нередко порождает любопытное явление. При нем однажды солгавший ребенок тотчас пугается, что его обман когда-нибудь раскроется. А вот уже испуг после совершенных почти автоматически действий (в зависимости от обстоятельств, дети часто успевают солгать раньше, чем решить, не лучше ли сказать правду) сплошь и рядом бывает чрезмерным. В этом виноваты мы и наши предыдущие попытки запугать чадо «ужасным будущим», которое ожидает всех врунишек на свете. На стыке понимания «порочности» и одновременно полезности вранья, ребенок начинает бояться не столько его самого, сколько ответственности за него или, если угодно, момента, когда откроется правда. А этот страх обычно влечет за собой новую ложь – теперь уже призванную поддержать предыдущую «легенду».
Мы, несомненно, знакомы с эффектом, когда одна ложь порождает другую, часто – большую… Но наши дети – это не мы, они не обладают столь же солидным жизненным опытом. Поэтому страх быть уличенным, преследующий ребенка еще с «тех самых» пор, в дальнейшем приводит к отчуждению между ним и родителями. То есть наше чадо больше не может общаться с нами доверительно, поскольку вынуждено впредь следить за каждым сказанным словом, чтобы ненароком не выдать себя. Плюс его опасения насчет наказания за проступок стремительно усиливаются, поскольку его вина уже усугубилась за счет попытки ее скрыть. Наконец, ему и самому уже наверняка стыдно, что он солгал и вынужден теперь продолжать лгать. А в сумме весь этот, как ему кажется, замкнутый круг вновь и вновь, каждый раз удерживает его от затеи просто сказать родителям правду…
Симптомом такой мучающей ребенка лжи является его резкое отстранение от родителей, схождение его желания поговорить с ними о чем-либо на «нет». Малыш становится молчаливым, грустным, теряет аппетит, начинает плохо спать по ночам. А заканчивается вся эта внутренняя борьба одинаково – в один прекрасный момент наше чадо устает таиться и само выкладывает нам всю историю, которую оно так долго скрывало… Мы можем не сомневаться, что больше всего это будет походить на истерику – изложение будет торопливым, громким (чтобы победить собственную нерешительность), и закончится потоком слез.
Впрочем, не все дети заканчивают первый эпизод лжи именно так. Среди них немало и тех, кто сначала тоже пугается, но спустя некоторое время (особенно если обман так и не будет раскрыт) успокаивается и, стало быть, получает первый положительный результат от знакомства с ложью. Впоследствии им лгать будет все проще с каждым разом – ведь первый опыт был таким удачным!.. Так что в известном смысле основательно запуганный «ужасными» последствиями обмана ребенок – это и неплохо (хотя бы в первый раз страх подтолкнет его к признанию в проступке). Но, в то же время, это и не так уж хорошо. Ведь в период борьбы со своей робостью ребенок может и преодолеть ее, так ничего нам не сказав… А значит, этот первый же пример подскажет ему, что успех любой лжи зависит даже не от степени ее правдоподобности, а от актерского мастерства лжеца и его уверенности в своих словах.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Ребенок говорит неправду: основные причины
Причины детской лжи
1. Страх. Самая распространенная причина детской лжи — страх наказания, и обман является попыткой его избежать. Особенно часто это встречается в семьях, где практикуется жесткое наказание. Объяснить ложь можно: никто не любит, когда его наказывают или кричат. Но оправдывать такое поведение нельзя.
Илья учится в третьем классе. Контрольную работу по математике он выполнил на двойку. По дороге домой он вырвал лист из дневника, а родителям сказал, что контрольной работы не было.
Интересно то, что ребенок не думает о последствиях. Он действует ситуативно, избегая наказания именно сейчас, не думая о том, что будет наказан вдвойне — и за двойку, и за ложь.
2. Нежелание что-либо делать. Дети врут не только во избежание наказаний, но и при нежелании выполнять нелюбимые дела. В ход идет разыгрывание симптомов болезней, придумывание нереальных ситуаций и так далее.
Кирилл не хочет заниматься в музыкальной школе. Почти каждый раз по дороге в школу искусств ему встречается злая собака, которую он очень боится, поэтому он убегает домой. Если его провожает кто-то из родителей, то собака отсутствует. Но все остальные занятия оказываются пропущенными.
Подобных ситуаций множество. Дети, если не хотят выполнять домашнее задание, врут, что им ничего не задавали или они уже сделали уроки. И конечно, все сталкивались с ситуацией «больного» горла или головы как попытки не идти в детский сад или в школу.
3. Желание вписаться в новую компанию или поднять свой рейтинг вызывает стремление преподнести себя в лучшем свете. Иногда дети не находят ничего лучшего, чем врать о себе, своих достижениях, благосостоянии, пагубных привычках. Они врут, чтобы получить одобрение сверстников. Дети могут придумывать негативные истории о себе, чтобы их пожалели или проявили к ним снисхождение. Все зависит от компании, которую ребенок хочет впечатлить.
В пятом классе появился новый ученик Серёжа. Сергей рассказал, что живет с бабушкой, так как его родители — секретные агенты, работающие за границей. У него есть свой дом в Германии, и он обязательно сделает всем визы и пригласит как-нибудь в гости. Соседу по парте «признался», что курит и пробовал спиртные напитки. Учительнице он по секрету рассказал, что бабушка с дедушкой постоянно выпивают, поэтому он сам о себе заботится, готовит на всю семью, и ему некогда делать уроки. Преподавателю удивительно было увидеть на родительском собрании интеллигентную маму, работающую врачом.
Такое поведение характерно для неуверенных в себе детей.
4. Слишком строгие ограничения. Если родители ограничивают свободу детей, то это может привести к тому, что дети будут нарушать запреты, обманывая родителей.
Девочке-подростку не разрешают встречаться с мальчиком, поэтому она придумывает истории, что они с подружками ходят в кино и в развлекательные центры.
Десятилетнему мальчику хочется иметь собаку, но родители не разрешают общаться с животными, опасасаясь за здоровье ребенка. Мальчик нашел щенка на улице, спрятал его в подвале и тайно носит ему из дома еду и старые вещи для подстилки.
Ложь позволяет ребенку жить нормальной жизнью. Если же он скажет родителям правду, то его возьмут под особый контроль и усилят запреты. Однако постоянная нечестность беспокоит ребенка, вызывая тревожность. Это негативно сказывается на детской психике.
5. Подражание. Дети всегда берут пример со значимых для него взрослых, подражая их поведению. Если родители постоянно врут своим родным, коллегам и ребенку, то детям кажется такое поведение нормой. При этом ребенок не понимает, почему взрослые недовольны его враньем, а сами ведут себя так же.
Мама утром позвонила на работу и сказала, что приболела и не сможет прийти на совещание, а сама включила музыку и стала готовиться к приходу подруги.
Так почему ребенку нельзя сказать, что болен, и не пойти на контрольную?
Коррекция лживости
Несколько простых правил помогут вам правильно выстроить линию поведения с ребенком.
Доверяйте своим детям. Не обижайте их подозрениями.
При обнаружении лжи рассказывайте о своих чувствах и эмоциях. Договаривайтесь о том, чтобы всегда говорить правду. Родители и дети должны доверять друг другу.
Смягчайте наказание, если ребенок признает свою вину. Стыд за свой поступок — уже наказание для ребенка.
Проводите нравственные беседы о честности, но избегайте нотаций.
Показывайте пример правдивого поведения своим детям.
Не оставляйте ложь безнаказанной. Внушайте детям, что всё тайное обязательно становится явным.
Учите детей делиться своими проблемами. Детские проблемы нужно решать, а вместе легче преодолеть любые сложности.
Помните: чаще всего ребенок врет, чтобы защитить себя от окружающего мира. Очень важно, чтобы он не пытался защитить себя от собственных родителей.
Светлана Садова
Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.
Пройти тестwww.ya-roditel.ru
Наиболее распространенной причиной лжи у детей является — Детки-конфетки
Особенности проявления лжи у детей младшего школьного возраста
Постановка и актуальность проблемы. Современная социокультурная ситуация характеризуется всё более возрастающей ролью морально-нравственных норм и ценностей, в том числе и отношение ко лжи. Исследование детской лжи в процессе личностного развития младшего школьника – одна из актуальных проблем психологии.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит скачок в понимании обмана. Ребёнок научается распознавать обман и обманывать сам, используя всё более совершенные стратегии. В дошкольном возрасте ложь была позитивным признаком развития интеллекта, позже, в младшем школьном возрасте, это уже негативный признак, который свидетельствует об изощрённой направленности ума на поиск обходных путей достижения желаемого результата.
Согласно С.И.Ожегову, ложь – это намеренное искажение истины, неправда, обман [1, с.331]. Иногда обман имеет весьма серьёзные последствия. Мир был бы сегодня совершенно иным, если бы люди полностью представляли себе истинные намерения Гитлера перед Второй мировой войной [2, c.11].
Однако, несмотря на тот факт, что мы ежедневно сталкиваемся
с обманом и что обман может порой приводить к трагическим последствиям, люди имеют массу ошибочных представлений о том, как лжецы преподносят свою ложь и как эту ложь можно распознать.
Люди лгали бы меньше, если бы думали, что существуют верные признаки обмана.
Изучение особенностей проявления лжи у младших школьников даст возможность глубже проникнуть в сферу нравственных представлений и требований группы данного возрастного периода, тем самым расширяя знания об их психических особенностях. Важно изучить условия, факторы и индивидуальные различия формирования моральной системы отношений детей к действительности, к окружающим людям и к самому себе именно у детей младшего школьного возраста, ведь через определённый промежуток времени именно они будут определять морально-нравственный облик граждан нашей страны, от которых в значительной мере будет зависеть её развитие.
Современные тенденции развития психологической науки доказывает возможность определения и фиксирования лжи у детей младшего школьного возраста при специально организованной деятельности, направленной на её выявление.
Анализ школьной практики показывает, что проблема выявления лжи у учеников начальной школы не нашла полного отражения и решения в современном учебно-воспитательном процессе.
Поэтому возникает потребность в развитии навыков выявления лжи и изучения отношения младших школьников к ней. Всё вышесказанное определило выбор темы нашего исследования и подтвердило её актуальность.
Цель статьи. Изучение психологических особенностей проявления лжи у детей младшего школьного возраста и отношения ко лжи у детей и их родителей.
Анализ научной литературы показывает, что проблема особенностей проявления лжи у детей младшего школьника является предметом внимания широкого круга исследователей. Проблемам выявления лжи у людей, в целом, и у младших школьников, в частности, посвящён ряд психологических исследований.
Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что отдельные аспекты выявления лжи освещены в работах Т.П.Авбуловой, Г.Н.Авхач, В.В.Знакова, И.Ф.Клименко, О.Г.Ковалёва, В.С.Мухиной, А.Папкина, В.И.Свинцова, А.Н.Тарасова, Ю.Щербатых и др.
Исследованием проблемы выявления лжи занимались такие зарубежные психологи, как М.Т.Бурке-Бельтран, Д.Зигнер, О.Липман, Д.Стоун, О.Фрай, Л.Хьелл, В.Штерн, П.Экман.
Обман окружающих людей является неотъемлемой составляющей повседневных социальных взаимодействий. Ребёнок может говорить, что ему нравится преподнесённый другом подарок на день рождения, хотя
в действительности он не представляет для него никакой
deti.medicalfirst.ru
причины детской лжи. Как бороться?
Кто не сталкивался с детской ложью? Некоторые родители хвастаются, что их дети кристально честны, однако такого не бывает. Все дети рано или поздно пытаются воспользоваться обманом. Причем детская ложь обычно ничем не замаскирована и родители могут ребенка с легкостью раскусить. Это позже он научится прятать свою ложь и манипулировать. Первая ложь всегда безобидна. Проступок произошел «сам по себе» и ребенок тут якобы не причем. Малыш может изворачиваться так и эдак, интуитивно придумывая несуществующие аргументы.
Порой достаточно одного раза, чтобы ложь сработала и кроха взял ее на вооружение. Ложь может возникнуть впервые до того, как ребенку исполнится 5 лет. Она настолько наивно выражается, что многие родители умиляются и не придают ей особого значения, списывая на богатое воображение. Но следует нащупать золотую середину между поощрением лжи и наказанием, иначе есть возможность упустить момент, когда детская ложь станет частью привычки.
Понятие детской лжи
Детская ложь – это высказывания ребенка, предназначенные для того, чтобы замаскировать свою провинность или получить выгоду. Зачастую ложь диктуется чувством опасения перед наказанием. Во время вранья пульс ребенка учащается, глаза бегают и он боится, что его раскусят. Если ложь воспринялась за правду, ребенок вздыхает с облегчением и радуется, что ему удалось выкрутиться.
Если ребенок часто врет, потом он не переживает в момент обмана, а чувствует себя в своей тарелке. В случае, когда ложь не наказывается, малыш уже не замечает, где он соврал и почему. В такой ситуации совесть заглушается и больше не проявляется в виде тяжести в груди или переживания.
Чем больше ребенок видит лжи в своей жизни, тем меньше он станет задумываться о честности. Фильмы и мультики могут привить эту привычку ребенку, но больше всего он учится лгать на примере родителей и своего окружения.
В начале достаточно будет посмотреть ребенку в глаза, чтобы он не мог соврать. Позже ситуация меняется и распознать ложь становится трудно. Но все же существуют некоторые признаки, по которым можно понять, кто перед вами: честный ребенок или врунишка. Распознайте, а потом разберемся, как научить ребенка говорить только правду.
Признаки лжи у детей
1. Не знает, куда себя деть. Налицо явное перевозбуждение.
2. Непривычное поведение.
3. Не смотрит вам в глаза. Если вы поймаете его взглядом, врунишка тут же отвернется.
4. Пытается перевести тему разговора.
5. По несколько раз переспрашивает вопрос.
6. Пытается куда-то деть свои руки – чешет затылок, трогает лицо или волосы, теребит одежду.
7. У ребенка краснеет лицо.
8. Начинает быстро моргать, взгляд становится «бегающим».
9. Запинается при разговоре или говорит тихо.
10. Закрывает рот ладошкой.
11. Откашливается.
12. Пытается уйти от разговора.
13. Речь становится нелогичной.
Маленькие врунишки – это нормально?
Нормально ли то, что ребенок врет и стоит ли предпринимать попытки, чтобы бороться с детской ложью? Ложь может возникать как защитная реакция психики на агрессию, чрезмерный контроль или требования. До 5 лет ребенок начинает выстраивать логические цепочки. Он еще может не понимать, где правда, а где выдумка. Поэтому задача родителей – научить его правде и объяснить, почему обманывать нехорошо.
Можно столкнуться с детской ложью после чтения сказок. Любую сказочную историю и персонажей кроха воспринимает всерьез. Иногда ему не удается понять смысл сказки, и тогда включается его психика и он начинает додумывать детали. Отсюда возникают выдумки и фантазии. Малыш понимает, что если существует сказочный сюжет, значит, существует и тот сюжет, который он придумал. Причем кроха будет искренне себе верить и очень обидится, если вы отнесетесь к этому негативно.
Для ребенка чуждо понятие честности, если в его семье царит строгость и контроль. Он начинает выкручиваться, чтобы защитить себя от нагрузки или обязательств. Вранье часто возникает из-за лени, если родители настаивают на том, чего ребенок делать не хочет, он придумает множество причин избежать этого.
Бывает ли детская ложь во благо?
Трудно бороться родителям с детской ложью, если они сами ее используют якобы на благо. Ложь всегда ею остается. Например, вы обещаете ребенку, что ему не сделают укол, но потом входите с ним в манипуляционный кабинет. Вас понять тоже можно – вы хотите смягчить обстоятельство. Но ребенок запоминает, что его обманули. То же самое касается запрета мультиков. Вы наказали ребенка и запретили ему в выходные смотреть мультики. Наступает суббота, а вы забываете о своем наказании или включаете мультфильм, чтобы ребенок не мешал вам говорить по скайпу. У крохи в подсознании откладывается, что ваши слова ничего не стоят.
После таких ситуаций детскую ложь можно заметить на каждом шагу. Ребенок начинает вас обманывать и прикрываться благими намерениями, если его раскусят.
Выдумщик или врунишка?
Грань между ложью и фантазией тонкая, но найти ее можно. Детская ложь-фантазия вполне безобидная сама по себе. Ребенок придумывает в своем воображении события, которых не было и преподносит их вам, чтобы потешиться. Также он может врать, чтобы заглушить свою боль или обиду. Ложь никогда не несет в себе ничего хорошего. Она применяется, чтобы скрыть неблаговидный проступок, избежать наказания или навешанных обязательств либо чтобы извлечь для себя выгоду.
Выдумщик. Таким детям скучно без выдумки, они непослушны и изворотливы. Имеют яркий темперамент и, соответственно, богатое воображение. Вместо того, чтобы сказать «я хочу быть полицейским», ребенок говорит, что у него есть полицейская машина, значок и он настоящий полицейский. Он может подойти к вам с жалобным лицом и сказать, что его медвежонок заболел. При этом кроха будет действительно верить в это. Иногда дети врут, потому что многого хотят. Они могут придумывать, что у них в доме живет хомячок или есть родственники за границей. Такая ложь совершенно безобидна и проходит с возрастом.
Врунишка. Лгунишки обманывают осознанно и не могут придумать стратегию, которая позволит эту ложь хорошо замаскировать. Зачастую дети врут, чтобы им уделили внимание, пожалели или похвалили.
Если вы столкнулись именно с ложью, то важно выявить причины и научить ребенка говорить правду.
Причины детской лжи
Если ребенок врет из-за бурной фантазии – переживать не стоит. Но ложь во спасение – это повод задуматься о техниках воспитания, которые вы применяете.
Наглая ложь. Применяется вследствие малодушия или трусости. При помощи такой лжи ребенок пытается избежать наказания. Поэтому боится сказать правду. Он может также переложить ответственность на другого – друга, кошку или постороннего человека. Такая ложь особенно нуждается в проработке.
Что делать? Следует признать, что из-за такой детской лжи страдают все, особенно невиновные. Это вранье уже становится грубой манипуляцией. Если оно происходит постоянно, ребенку нужна работа с психологом, который выявит причины патологической детской лжи, заложенные глубоко в подсознании.
Ложь как следствие давления родителей. Если родители постоянно давят на ребенка, то они виноваты в том, что он врет. Например, малыш не хочет есть суп, приходя из школы. Когда вы придете с работы, то можете заметить, что супа мало, а тарелка стоит грязная. Чтобы родители не ругались, кроха может налить суп и тут же его вылить, оставив видимость свершившейся трапезы. Или же вы записали малыша на уроки флейты, а они ему не нравятся. Тогда ребенок будет ссылаться на болезнь и пропадать в положенное время на улице, чтобы только туда не ходить.
Что делать? Не нужно проецировать свои ожидания на детскую психику. Подумайте: а не навязываете ли вы малышу свои цели и не хотите ли, чтобы он реализовал то, что не смогли вы в свое время? Чтобы ребенок не врал, старайтесь с ним считаться и не нагружать тем, что ему совсем не по душе. Ребенок может вам врать не со зла, а просто для защиты своей личности.
Хочет то, что есть у других. Зачастую дети неудовлетворены своим текущим положением. Они начинают придумывать того, чего нет и искренне верить в это, чтобы жить стало веселее. Например, вы можете столкнуться с таким обманом: девочка говорит друзьям, что ее папа уехал работать в Новую Зеландию (на самом деле — в соседний город). Кто-то может сочинить, что ходил в детстве на танцы (хотя родителям это было не по средствам). Школьница может обманывать, что она тоже смотрит тот же сериал, что и другие девочки, чтобы вписаться в коллектив. И отучить ребенка раз и навсегда врать в таких ситуациях затруднительно.
Что делать? Когда ребенок видит, что кто-то живет лучше, ему становится очень плохо и при помощи вранья он повышает себе настроение. Чтобы бороться с такой детской ложью, следует попытаться улучшить жизнь ребенка. Старайтесь никогда не оставлять его в праздники без подарков и выполнять небольшие желания. Если же ребенку все покупают, а ему и этого мало, то объясните, что все на свете купить невозможно.
Обман как защита. Дети часто используют ложь, чтобы защититься от наказания или насмешки. В таком случае речь идет о сильном психологическом дискомфорте. При такой детской лжи ребенок может начать оправдываться и говорить, что противник начал первым драку или спровоцировал его на плохие слова.
Что делать? С такой детской ложью необязательно сразу начинать бороться. Возможно, ваш ребенок прав. Покажите ему, что верите ему и понимаете. Если же он сам первый начал задираться и теперь прибегает к обману, поговорите с ним о том, что его тревожит, расскажите о понятии честности.
Обман для родителей. В 90% случаев причиной детской лжи становится поведение родителей в проблемной ситуации. Если вы ругаете за малейшую провинность или шлепаете по попе, то малыш постарается никогда не говорить правду. Такое вранье случается и у подростков. Например, вашего ребенка исключили из колледжа, но он боится вам говорить.
Что делать? Если ребенок вам врет, научитесь соблюдать холодное самообладание в любой ситуации. Попытайтесь ко всему относиться твердо и менее эмоционально, чтобы исключить страх наказания. Если проступок был серьезным, то выберите в качестве наказания отказ от общения или лишение приятного. Но не устраивайте скандалы, которые действуют на психику скорее отрицательно, чем положительно. Дайте ребенку самому загладить свою вину поступками и скажите, что ждете от него впредь только честности.
Ложь, чтобы выделиться. Если родители мало уделяют внимания ребенку, он будет пытаться достичь его другими путями. Он может говорить о мнимых успехах в учебе или среди сверстников. Такая детская ложь направлена на получение одобрения, любви и похвалы.
Что делать? Чтобы ребенок не пытался вас заинтересовать таким образом, старайтесь не воспринимать как должное его успехи. Обязательно выделяйте их среди других поступков, и тогда с подобной детской ложью вы не столкнетесь. Скажите, что любите его честным и именно таким, какой он есть. Скажите, что у всех детей способности разные и ваш малыш обязательно в чем-то способен тоже.
Хочет добиться выгоды. Такая причина детской лжи возникает в том случае, когда ребенку мало того, что ему дали. Он съел торт и хочет еще. Поэтому может попросить у вас кусок, чтобы отнести его братику в другую комнату и съесть самому по дороге. Он может сказать, что ему разрешила школьная медсестра сладости (хотя они под запретом из-за аллергии).
Что делать? Чем больше запретов, тем чаще случаи детской лжи. Придумайте альтернативу. Если ваш ребенок хочет вкусности, замените их чем-нибудь. Такую ложь нежелательно оставлять без внимания. Расскажите, почему ему нельзя то или иное и к чему это может привести. Многие причины детской лжи в том, что родители запрещают, но ничего не объясняют своему ребенку.
Ложь и возраст
Когда вам впервые придется столкнуться с детской ложью? Ребенок может проявить себя как врунишка уже в 3 годика. Он спрячет вашу расческу и скажет, что не знает о ее местонахождении. Этакая шалость вызвана, чтобы посмотреть на вашу реакцию. Чтобы отучить маленького ребенка врать, порой достаточно твердого голоса и сурового взгляда. К 5 годам можно наблюдать осознанную ложь, к которой приводят вышеперечисленные причины.
Ложь до 5 лет. Говорить правду или нет? Об этом малыш не задумывается. Он живет весь в своих детских фантазиях. Сказки и театры помогают ребенку погрузиться в волшебный мир. Поэтому вам не стоит воспринимать выдуманные истории с опаской, лучше подыграйте своему малышу.
Ложь до 9 лет. Такое вранье возникает вполне осознанно. Дети уже точно знают, что есть выдумка, а что нет. Поэтому прибегают к обману в своих корыстных целях.
Ложь до 15 лет. Может возникать из-за многочисленных запретов со стороны родителей. Если вы не смогли научить ребенка говорить правду до этого возраста, вам будет трудно привить понятие честности подростку.
Как бороться с детской ложью?
Обязательно покажите, что вы знаете о вранье, если оно не подкреплено детской фантазией. Скажите, как вам неприятно и вы ожидали от ребенка лучшего. Он должен это видеть по интонации и выражению лица. Какое-то время (недолго) будьте прохладны с провинившимся чадом. Помните, с детской ложью лучше бороться как можно быстрее. Добейтесь того, чтобы малыш попросил у вас прощения и пообещал впредь говорить правду.
Далее постарайтесь не напоминать о лжи. Как только он извинится, сделайте вид, что все забыто и вы снова верите своему малышу. Самое главное – это всегда давать право на ошибку и тогда вы научите ребенка говорить правду без проблем.
Как научить ребенка говорить правду?
Беседы за мультиками. Как можно чаще занимайтесь своим ребенком, станьте сами осознанными. Читайте книгу со сказками не просто так, лишь бы уложить скорее ребенка и побежать к сериалу. Обсудите характеры персонажей и расскажите, кто хороший, кто плохой. Постоянно поднимайте тему честности, особенно при просмотре мультфильмов. Ребенок должен знать, как поступать не следует и понимать, что только правда имеет место быть. Если вы часто общаетесь с малышом, с детской ложью вы будете сталкиваться редко.
Честные родители. Будьте с мужем примером кристальной честности. Вы не сможете научить ребенка говорить правду, если будете обманывать при ребенке. Например, сидя за семейным ужином, вы придумываете с мужем, как бы не пойти на день рождения друга и придумываете несуществующую историю.
Ложь или тактичность? Скажите своему ребенку, что вранье не имеет ничего общего с тактичностью. Если бабушка спросит о своей прическе, можно сказать, что другая ей идет лучше. Но не говорить, что она выглядит старой.
Золотые родители. Порой научить ребенка говорить только правду легко, если воспитывать его в атмосфере заботы, доброты и ласки. Отбросьте цинизм и сарказм, не подрывайте веру ребенка в себя, и тогда он захочет сам быть честным с вами.
Без доверия никак. Чтобы избавиться от детской лжи, скажите ребенку, что доверие – это самое ценное, что может быть между вами. Если оно пошатнется, то вы больше не поверите ему на слово. Здесь неплохо бы подкрепить свои слова притчей о мальчике и волке.
Хорошие друзья. Объясните, что невозможно сохранить дружбу, если без конца прибегать к вранью. Никто не любит хвастунишек, а если они мнимые, то и подавно. Порой легко отучить своего ребенка врать друзьям, если сказать, что правда рано или поздно станет явью и ребенку будет очень стыдно.
Сказки о вранье. Отлично проникнуться честностью можно на чужом опыте. Такая сказка как «Мишкина каша» или сборник «Денискиных рассказов» — тому пример. Вы отучите ребенка врать после того, как он узнает, что за этим последует.
Обещания. Всегда держите данное ребенку слово, и тогда детская ложь станет редкостью в вашей семье. Не обещайте того, чего выполнить не сможете. Глупо говорить, что сейчас малыша накажите и при этом улыбаться.
Как сохранить воображение?
Благодаря фантазии у ребенка развивает творческое мышление, поэтому не стоит отучать врать совсем в раннем возрасте. Но как же сохранить эту способность придумывать и творить, при этом рассказывая о честности? Дадим вам несколько советов.
1. Пусть фантазии станут реальностью. Покажите, что мечты сбываются. Если ваш ребенок ведет себя как доктор, дайте ему наиграться и сшейте белый халат с красным крестиком. Можете попробовать вместе нарисовать придуманную машину. Когда фантазия отразится на бумаге, ребенок поймете, что творить – это весело.
2. Развивайте талант. Пусть воображение сыграет добрую шутку. Отдайте ребенка на кружок рисования, актерского мастерства или лепки. Ему непременно понравится воплощать свои необычные идеи. Можете посоветовать написать школьнику фантастический рассказ и выставить его на конкурс.
3. Не ругайте за фантазию и не считайте, что это детская ложь, которая требует скорейшей проработки. Детство у ребенка непременно должно быть волшебным.
Как видите, существует много решений на тему как же научить ребенка в любых ситуациях говорить правду и только правду. Найдите границу между ложью и фантазией и покажите ее ребенку. Понятие честности вы сможете привить, если сами будете следить за своим поведением и мягко, без нажима, корректировать поведение ребенка.
ritty.ru
Как мы растим лгунов: 4 причины детской лжи
Детское вранье чаще всего свидетельствует не о моральных проблемах ребенка, а о его психологическом дискомфорте в обществе окружающих его взрослых людей. Поэтому главным для родителей должен быть не вопрос, как реагировать на обман. Куда более важно задуматься над причинами детской лжи, понять их, а затем постараться устранить то, что побуждает ребенка говорить неправду. Ведь лжецами дети не рождаются, они ими становятся под чутким руководством взрослых…
Причина №1: личный пример взрослых
В каком случае проявляется?
Именно близкие люди порой подают ребенку пример так называемой невинной лжи. С целью облегчить себе жизнь или кого-то не обидеть, выйти из затруднительного положения или избежать неприятных объяснений мы прибегаем к искажению фактов.
Например, как часто ваш ребенок слышит, что вы отклоняете приглашение своих друзей, мотивируя это недомоганием, а потом, положив трубку, говорите: «Да ну их, они такие скучные!» А бывает и такое, что родители сами вынуждают ребенка лгать. Например, когда звонит телефон, папа просит сына: «Скажи, что меня нет дома».
Что делать?
Помните, что маленькие дети не могут отличить просто вранье от «лжи во спасение». Они с детства перенимают жизненные принципы своих родителей и их отношение к другим людям. Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности во все времена остается личный пример. Поэтому, чтобы не столкнуться с подобной проблемой, родителям необходимо быть честными даже в мелочах, и не только по отношению к ребенку, но и к другим людям. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, и старайтесь сдерживать те, которые уже дали. И, если вам не удается сдержать свое слово, обязательно извинитесь, рассказав о причинах случившегося. Не лгите, когда ребенок задает щекотливые вопросы.
В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить.
Не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Как здорово ты нарисовал!», глядя при этом в телевизор. Если вы заняты, скажите, что посмотрите рисунок позже, и сделайте так, как сказали.
Совет от PARENTS.RUНаши дела никогда не должны расходиться со словами. Но если вы уличили малыша во лжи, сохраняйте спокойствие, никогда не занимайтесь воспитанием «под горячую руку». Цените, когда он говорит правду, скажите: «Я очень горжусь тобой, потому что ты нашел в себе смелость сказать правду!» Избегайте длинных нотаций, лучше расскажите поучительную историю из своего детства или приведите другой пример, иллюстрирующий негативные последствия лжи. Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз.
Причина №2: боязнь неприятных последствий
В каком случае проявляется?
Когда в семье принята излишняя строгость и ребенка наказывают за малейший проступок или наказание по своей суровости несоизмеримо с самим проступком, остается последний способ избежать наказания – ложь. Даже если речь не идет о физическом наказании, вполне вероятно, что «выговоры» заставляют ребенка чувствовать себя униженным.
Что делать?
Во-первых, проанализируйте, всегда ли вы справедливы по отношению к своему крохе. Во-вторых, никогда не отчитывайте и не стыдите малыша при посторонних и тем более при его друзьях – это очень унижает. Если вы поймали ребенка на вранье, не набрасывайтесь на него со словами обвинения, дайте понять, что не будете сердиться или наказывать за проступок, в котором он честно признался. Так, например, если ребенок говорит вам, что это не он сломал игрушку или разбил вазу, и очевидно, что это сделать больше никто не мог, спокойно скажите: «Ты, наверное, боишься, что я рассержусь, но я ведь понимаю, что вещи ломаются (вазу ты разбил нечаянно, такое случается)». Тогда необходимость в обмане отпадет сама собой.
Совет от PARENTS.RUЕсли поступок малыша вывел вас из равновесия, отложите разговор до тех пор, пока вы не успокоитесь и не сможете себя контролировать. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, вы рискуете лишь спровоцировать его на последующие попытки обмануть. Самое эффективное средство борьбы с детской ложью – это построение доверительных отношений в семье, основанных на взаимном уважении.
Причина №3: желание получить одобрение
В каком случае проявляется?
Если родители слишком требовательны к своему ребенку. Когда взрослые мало хвалят своего малыша, часто выказывают свое недовольство и дают понять ему, что он не оправдывает их ожиданий, ребенок начинает чувствовать себя неудачником. Ощущение отверженности, недостаток любви заставляет ребенка прибегать ко лжи ради того, чтобы привлечь внимание дорогих людей, повысить свою значимость всеми возможными способами. Неправда помогает малышу если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление окружающих людей о себе.
Читать на эту тему:Ребенок теряет уверенность в себе и пытается снова обрести ее, рассказывая о вымышленных геройствах, которые он якобы совершил, о несуществующих родственниках-миллионерах или материальных благах, чтобы стать одобренным в компании ребят.
Что делать?
Нельзя ругать ребенка, который вынужден самоутверждаться с помощью лжи. Не сравнивайте его с «более удачливыми» детьми. Чаще хвалите и сделайте все от вас зависящее, чтобы он вновь поверил в себя. Вы должны убедить ребенка, что не выдумки делают человека интересным для других, а он сам, что успех зависит от личных качеств, а не от богатства и знакомств. Любите своего ребенка любым, дайте понять, что он вам дорог – особенно тогда, когда он в чем-то ошибся. Ребенок должен научиться делать ошибки, не ощущая, что он ни на что не годен. Не делайте вид, что вы совершенны, и, если бываете не правы, не забывайте извиняться. Объясните, что все мы порой делаем что-то не то или не так, но правда сохраняет доверие и оставляет возможность изменить ситуацию, а ложь не поможет сохранить уважение. Чем лучше малыш будет чувствовать себя в обществе родителей, тем более успешен будет в общении с другими.
Совет от Parents.ruНе стоит бороться с фантазией ребенка, так как она развивает в нем творческое начало. Научиться отличать фантазию от реальности – это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький кроха. Секрет детской убедительности прост – он сам верит в то, что рассказывает. Помогите ребенку научиться отличать невинные выдумки от лжи. Фантазии – это воображаемые события, а ложь – искажение реально происходящих событий или поступков. Ребенок со временем научится понимать, что придумывать интересные рассказы совсем неплохо и очень даже увлекательно и полезно.
Причина №4: защита своих интересов или интересов значимого человека
В каком случае проявляется?
Взрослые часто провоцируют ребенка на ложь, осуществляя повышенный, жесткий контроль над его жизнью. Иногда ребенка заставляют свидетельствовать против кого-то из сверстников, чтобы изобличить или наказать того за какое-либо деяние. Не проявляя уважения к ребенку, не доверяя ему, не уважая чувство товарищества в среде сверстников своего малыша, мы невольно обрекаем его рано или поздно встать на тропу лжи. Оправдывая свое поведение исключительным беспокойством за свое чадо, мы подслушиваем, подглядываем и во всем его контролируем, вызывая справедливое негодование и потерю доверия со стороны ребенка.
Что делать?
Родителям ни в коем случае не надо забывать, что любой человек, и даже совсем маленький малыш, нуждается в собственных тайнах. Эта проблема особенно драматична и часто ставит нас в тупик, потому что мы ответственны за благополучие наших детей. А это очень часто порождает у нас ложную уверенность, что нам необходимо знать о детях абсолютно все: что они думают, чувствуют, делают. В итоге мы сталкиваемся с неискренностью, ложью и скрытностью наших детей.
Совет от Parents.ruРебенку нельзя расти под стеклянным колпаком, так как это препятствует естественному процессу развития личности. Чем больше вы будете вмешиваться в личную жизнь ребенка, постоянно держа его под надзором, тем больше он будет бороться за свою свободу. Если вас что-то беспокоит, лучше говорите с малышом, открывайте ему свои тревоги. Проявляйте такт и терпение. Вовремя увидеть проблему, уберечь малыша от опасности поможет взаимная открытость, которую можно сохранить в семье, только проявляя доверие и участие. В том случае, если в основе ваших отношений лежит доверие друг к другу, вы получите самую необходимую информацию о жизни сына или дочери, не шпионя за ними. Лучшее, что вы можете сделать для него, пока он еще не повзрослел, это предложить ему свою любовь, заботу и доверие.
www.parents.ru
причины детской лжи, как отучить ребёнка от вранья
Многие родители периодически ловят своих детей на том, что они говорят неправду. Малыши склонны придумывать разные истории, приукрашать факты и фантазировать. Если никак на это не реагировать, ребенок продолжит врать в более старшем возрасте и вырастет патологическим лжецом. Как же отучить ребенка врать? Воспользуйтесь советами психологов — они помогут вам установить доверительные отношения с сыном или дочкой и сделать так, чтобы чадо всегда говорило вам правду.
Детская ложь — норма или патология?
По мнению ряда психологов, склонность привирать — это нормальный этап развития ребенка. Все, что малыш видит, слышит и чувствует в первые годы жизни, является для него новым и непонятным. Ребенку приходится обрабатывать массу информации, учиться использовать ее каждый день.
Для взрослого человека очевидно, где факт, а где — выдумка, но малышу только предстоит это понять. Его логическое мышление находится на этапе формирования. Поэтому кроха искренне верит в Деда Мороза, бабайку и сказки, которые рассказывают ему родители. Если ребенок не может что-то понять или объяснить, он подключает воображение. В определенные моменты реальность и фантазии перемешиваются друг с другом. В результате родители ловят малыша на лжи, хотя сам ребенок искренне уверен в том, что говорит правду.
Другое дело, если дети осознанно начинают привирать. Обычно это случается, если взрослые что-то запрещают ребенку. Малыш в таком случае начинает размышлять о том, как бы добиться желаемого, а самый очевидный способ — схитрить. Детская логика примерно такова: «Раз нельзя так, то это станет можно, если я скажу по-другому». Поэтому малыши начинают осознанно лгать и манипулировать взрослыми. Родителям важно вовремя принять меры, иначе невинный детский обман превратится в привычку всегда добиваться желаемого с помощью вранья.
Причины детской лжи
Часто малыши говорят неправду, так как принимают свои фантазии за реальность. Однако детская ложь может быть и вполне осознанной. К ней приводят разнообразные причины, в том числе:
- стремление получить то, что запрещают родители;
- недостаток внимания со стороны родителей или желание показаться лучше чем он есть на самом деле;
- страх наказания за проступок;
- самооправдание;
- неудовлетворенность условиями жизни;
- несоответствие ожиданиям родителей;
- патологическая ложь.
Рассмотрим причины детской лжи подробнее, чтобы родителям было проще разобраться в том, что происходит с их чадом.
Стремление получить то, что запрещают родители
Пример: ребенок уже покушал сладостей, но хочет еще. Он говорит маме, что папа разрешил взять конфеты (хотя тот еще не приходил домой с работы). «Я не знал сколько времени вот и опоздал домой»… и т.д.
Решение проблемы: перестаньте запрещать все подряд. Малыши начинают врать, если постоянно слышат слово «нельзя», ведь это вызывает протест. Поэтому они стараются использовать ложь ради отстаивания своих интересов. Пересмотрите запреты, уменьшите их количество и оставьте только те из них, которые напрямую касаются здоровья ребенка, безопасности, воспитательных моментов, режима, традиции питания. Только если вы дадите ребенку больше самостоятельности, он сможет учиться нести ответственность за свои действия. Не лишним будет рассказать малышу, что получить желаемое можно не только с помощью обмана. Скажите ему, что ту же игрушку достаточно просто попросить, объяснив, почему она так нужна. Кроме того, ребенок должен понять, что важно хорошо себя вести — тогда взрослые будут поощрять его за послушание.
Читаем также: Как правильно говорить ребенку «НЕЛЬЗЯ»
Недостаток внимания со стороны родителей или желание показаться лучше чем он есть на самом деле
Пример: ребенок стал всерьез рассказывать о своих сверхспособностях — невероятной силе, ловкости, уме, смелости, выносливости — хотя для взрослого человека очевидно, что ребенок пытается выдать желаемое за действительное.
Решение проблемы: как к этому относиться родителям? Как ко лжи или как к фантазии? Если малыш врет и пытается выдать желаемое за действительное, это тревожный сигнал. Он указывает на то, что ребенок ищет способы заинтересовать близких людей, а, значит, ему не хватает тепла, ласки, внимания и поддержки со стороны родителей. Дайте малышу почувствовать свою любовь. Уделяйте ребенку больше внимания и развивайте способности своего ребенка. Объясните, что каждый человек имеет свои какие-то таланты. Кто-то хорошо катается на скейте, кто-то великолепно поёт или танцует, а кто-то знает всё про египетские пирамиды или космос. Вот и надо развивать и показывать свои реальные способности, и тогда врунишкой или хвастунишкой никто не будет считать. Читайте вместе с ним книги и детские энциклопедии, гуляйте, общайтесь. Отведите ребенка в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. Так он будет развивать свои настоящие способности, станет более уверенным в себе и сможет хвастаться реальными достижениями.
Страх наказания за проступок
Пример: ребенок разбил вазу и пытается переложить вину на кота или младшего брата, чтобы его не отругали, не лишили чего-то хорошего или, хуже того, не отлупили.
Решение проблемы: будьте спокойнее в отношениях с малышом, наказывайте его только за серьезные проступки, но не слишком строго. Если на ребенка кричат за мельчайшую провинность, пугают поркой, постоянно лишают его сладостей и просмотра телевизора, он начинает бояться собственных родителей. Слишком часто и строго наказывая ребёнка, родители провоцируют его желание избежать их любым способом. Принимайте решения по факту: если малыш разбил чашку — пусть убирает, если обидел кого-то — пусть извиняется, если сломал игрушку — пусть сам пытается починить, получил двойку — нужно позаниматься и исправить. Такие условия справедливы. Они не оскорбляют достоинство маленького человека, поэтому необходимость во вранье отпадает сама собой.
Читаем также: Как нельзя наказывать ребенка
Самооправдание
Пример: ребенок поступил плохо и изо всех сил старается оправдаться — лопочет что-то невнятное, находит тысячи оправданий, обвиняет других людей чтобы оправдать себя и рассказывает, как сильно его самого обидели («Он первый начал»). После чего выдаётся рассказ о том, как обидчик начал первым, какие обиды он причинил и т. д. Заметьте, что «обидчик» рассказывает аналогичную историю.
Решение проблемы: поддерживайте ребенка в любой ситуации и обсуждайте с ним все, что происходит в его жизни. Детскую ложь, направленную на самооправдание, искоренить очень сложно. Гордость не позволяет ребенку признавать себя виноватым, поэтому он ищет способы, как обелить себя. Поговорите с ним мягко и дружелюбно, объясните, что не перестанете его любить, даже если он первый отобрал игрушку у другого мальчишки или полез в драку. Когда ребенок будет уверен, что родители поддержат его в любой ситуации, он станет больше им доверять.
Неудовлетворенность условиями жизни
Пример: ребенок начал выдумывать невероятные истории о своих родителях, что его родители очень богаты, постоянно дарят ему игрушки, возят на море, в дальние страны, что папу часто показывают по телевизору. Это мечты о лучшем существовании говорят о неудовлетворённости ребёнка своим социальным статусом. Такие вещи ребёнок может понимать уже в 3–4 года, а в 5 лет он уже неплохо будет ориентироваться в том, кто богат, а кто беден.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
Решение проблемы: постарайтесь хотя бы иногда исполнять желания ребенка и боритесь с детской жадностью. Уже в возрасте 3-4 лет дети начинают осознавать, что люди различаются по социальному статусу, а к 5 годам приходит четкое понимание богатства и бедности. В детском саду всегда находится ребенок, которому подарили больше подарков на день рождения, который интереснее провел лето с родителями. Это вызывает зависть, и малыш начинает озвучивать свои мечты, выдавая их за реальность.
Если ребенок врет, потому что считает себя хуже других детей из-за более низкого социального статуса, поищите возможность дать ему хотя бы часть того, о чем он так мечтает.Может, не «просто так», а чтобы ребёнок приложил немного своих собственных усилий. В отношении «жадных» дошколят, которые безудержно желают получить все игрушки на земле, поясните, что это нереально, но зато можно время от времени получать хорошие подарки.
Несоответствие ожиданиям родителей
Пример: девочка любит рисовать, а мама видит её музыкантом; мальчик желает записаться в радиокружок, а папа видит его талантливым переводчиком. Пока родители отсутствуют дома, они рисуют и конструируют, а потом обманывают, что усердно занимались музыкой или английским. Или ребёнок с вполне средними способностями, которого родители хотят видеть отличником, рассказывает о необъективности учителей, оправдывая свой невысокий уровень успешности.
Решение проблемы: к сожалению, происходит так, что ожидания родителей — тяжкий груз для детей. Часто взрослые хотят, чтобы дети сделали то, что не получилось у них. Подумайте, не противоречат ли ваши ожидания задаткам и интересам ребёнка? Нечестно заставлять его проявлять способности и достигать целей вместо вас (в соответствии с вашими не исполненными детскими мечтами), «за вас в детстве». Например, мама не смогла стать переводчиком, а теперь заставляет сына учить иностранный язык. Эти ожидания могут не соответствуют интересам малыша. Родителям стоит прислушаться к желаниям детей. Не желая расстраивать близкого человека, ребенок начнет врать и изворачиваться, но все равно не добьется успехов в нелюбимом занятии. Лучше дайте своему чаду пойти собственным путем — тогда и обмана в вашей семье станет меньше.
Патологическая ложь
Пример: ребенок постоянно использует ложь в корыстных целях — врет, что сделал домашнее задание, чтобы его отпустили гулять, перекладывает вину на другого, чтобы избежать наказания и т.д.
Решение проблемы: требуется помощь специалиста. Патологическое вранье — достаточно редкое явление в детском возрасте. Если ребенок обманывает постоянно, пытается манипулировать окружающими, то его нужно показать психологу. Он поможет подобрать решение для вашего конкретного случая.
Как проявляется ложь у детей разных возрастов?
Первую ложь родители могут услышать от своих 3-4 летних детей. К 6 годам ребенок уже отдает отчет своим действиям и понимает, что врет. Однако в целом бывает сложно понять, лжет ли малыш осознанно или действительно верит в то, что придумал.
По мере взросления ребенка изменяются и мотивы, которые толкают его на обман:
4-5 лет. Дети этого возраста отличаются бурным воображением. Они еще верят в сказки, волшебство и нередко путают реальность с вымышленным миром. Часто дошкольники врут неосознанно — они просто выдают желаемое за действительное (таковы особенности их развития). Поэтому то, что говорит ребенок в 4-5 лет, нельзя расценивать как ложь. Нужно относиться к этому как к фантазиям.
7-9 лет. В этом возрасте все поступки и слова человека становятся осознанными. Школьники уже способны проводить границу между своими фантазиями и реальностью. Они начинают обманывать намеренно, изучая возможности лжи, пользуясь ей в своих целях. Если ребенок начинает часто врать, родителям стоит насторожиться. За постоянной ложью могут скрываться серьезные проблемы.
Как объяснить ребенку, что врать — плохо?
Детская ложь — это проблема, которую нужно устранять. Если вы заметили, что ваш ребёнок пытается использовать ложь во благо себе, прежде всего необходимо проанализировать поведение ребенка, откровенно с ним поговорить и постараться понять, в чем причина нечестности. Ведь дети обычно не врут просто так, к этому их всегда подталкивают определенные обстоятельства. Когда вы в них разберетесь, вы сможете найти способ пресечь детское вранье.
Воспользуйтесь следующими советами, чтобы донести до ребенка то, что обманывать других людей — это не есть хорошо:
- Чаще разговаривайте со своим чадом, обсуждайте темы добра и зла. В качестве примеров можно приводить ситуации из кино, мультиков, сказок. Ребенок должен понять, что счастье, успех и удача сопутствуют положительным героям, а добро всегда побеждает зло.
- Доказывайте недопустимость лжи на личном примере. Если папа, находясь дома, просит маму ответить на звонок и сказать, что его нет, у ребенка формируется лояльное отношение к вранью. Не допускайте таких ситуаций, требуйте от домочадцев честности.
- Расскажите ребёнку, что существует «вежливая ложь», которая предполагает тактичное отношение к людям с целью их не обидеть (например, когда не понравился подарок на день рожденья).
Рекомендации психологов по воспитанию честного ребенка
Психологи дают родителям ряд полезных рекомендаций, которые помогают справиться с детской ложью:
- Отличайте фантазии от обмана. Помните, что у дошкольников часто бывает размыта граница между выдумкой и реальностью. Если у малыша слишком разыгралось воображение, возможно, ему просто нечем заняться — разнообразьте досуг ребенка.
- Не наказывайте за обман. Ваши крики, негодования и скандалы только подскажут ребёнку, что ложь следует скрывать сильнее и как следствие приведут к тому, что ребенок не перестанет врать, а лишь начнет лучше скрывать свою ложь.
Чтобы потребность во лжи отпала, ребенок должен быть уверен, что близкие люди:
- доверяют ему и друг другу;
- никогда не унизят его;
- встанут на его сторону в спорной ситуации;
- не отругают и не отвергнут;
- поддержат в любых непростых ситуациях и дадут хороший совет;
- если накажут, то справедливо.
Лучше научить ребёнка не лгать, чем всё время его наказывать. Хотите, чтобы ребёнок был честным? Сделайте правду культом в вашей семье. Хвалите ребёнка за честность.
Читаем также:
Видео сюжет: ребенок врет. Что делать?
Детская ложь — интервью с детским психологом Александрой Бондаренко
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
razvitie-krohi.ru
Причины детской лжи | Ребенок говорит неправду: основные причины
Отношения детей и родителей гармоничны, если строятся на доверии. Но далеко не каждый родитель может с уверенностью сказать, что ребенок абсолютно честен с ним.
Согласно статистике, четырёхлетние дети могут обманывать каждые два часа, а шестилетние — каждый час. 96% детей ежедневно говорят неправду. Примерно до 11 лет они уверены в том, что неправда плоха только потому, что за нее наказывают.
В дошкольном периоде вранье еще не является большой проблемой. Все люди иногда привирают, но мамам и папам стоит насторожиться, если за их чадом давно наблюдается такая привычка.
Впервые столкнувшись с детским обманом, родителям необходимо рассказать ребенку о нравственной стороне проблемы. Всякая ложь рождается по какой-то причине, и нужно понять, по какой именно.
Причины детской лжи
1. Страх. Самая распространенная причина детской лжи — страх наказания, и обман является попыткой его избежать. Особенно часто это встречается в семьях, где практикуется жесткое наказание. Объяснить ложь можно: никто не любит, когда его наказывают или кричат. Но оправдывать такое поведение нельзя.
Илья учится в третьем классе. Контрольную работу по математике он выполнил на двойку. По дороге домой он вырвал лист из дневника, а родителям сказал, что контрольной работы не было.
Интересно то, что ребенок не думает о последствиях. Он действует ситуативно, избегая наказания именно сейчас, не думая о том, что будет наказан вдвойне — и за двойку, и за ложь.
2. Нежелание что-либо делать. Дети врут не только во избежание наказаний, но и при нежелании выполнять нелюбимые дела. В ход идет разыгрывание симптомов болезней, придумывание нереальных ситуаций и так далее.
Кирилл не хочет заниматься в музыкальной школе. Почти каждый раз по дороге в школу искусств ему встречается злая собака, которую он очень боится, поэтому он убегает домой. Если его провожает кто-то из родителей, то собака отсутствует. Но все остальные занятия оказываются пропущенными.
Подобных ситуаций множество. Дети, если не хотят выполнять домашнее задание, врут, что им ничего не задавали или они уже сделали уроки. И конечно, все сталкивались с ситуацией «больного» горла или головы как попытки не идти в детский сад или в школу.
3. Желание вписаться в новую компанию или поднять свой рейтинг вызывает стремление преподнести себя в лучшем свете. Иногда дети не находят ничего лучшего, чем врать о себе, своих достижениях, благосостоянии, пагубных привычках. Они врут, чтобы получить одобрение сверстников. Дети могут придумывать негативные истории о себе, чтобы их пожалели или проявили к ним снисхождение. Все зависит от компании, которую ребенок хочет впечатлить.
В пятом классе появился новый ученик Серёжа. Сергей рассказал, что живет с бабушкой, так как его родители — секретные агенты, работающие за границей. У него есть свой дом в Германии, и он обязательно сделает всем визы и пригласит как-нибудь в гости. Соседу по парте «признался», что курит и пробовал спиртные напитки. Учительнице он по секрету рассказал, что бабушка с дедушкой постоянно выпивают, поэтому он сам о себе заботится, готовит на всю семью, и ему некогда делать уроки. Преподавателю удивительно было увидеть на родительском собрании интеллигентную маму, работающую врачом.
Такое поведение характерно для неуверенных в себе детей.
4. Слишком строгие ограничения. Если родители ограничивают свободу детей, то это может привести к тому, что дети будут нарушать запреты, обманывая родителей.
Девочке-подростку не разрешают встречаться с мальчиком, поэтому она придумывает истории, что они с подружками ходят в кино и в развлекательные центры.
Десятилетнему мальчику хочется иметь собаку, но родители не разрешают общаться с животными, опасасаясь за здоровье ребенка. Мальчик нашел щенка на улице, спрятал его в подвале и тайно носит ему из дома еду и старые вещи для подстилки.
Ложь позволяет ребенку жить нормальной жизнью. Если же он скажет родителям правду, то его возьмут под особый контроль и усилят запреты. Однако постоянная нечестность беспокоит ребенка, вызывая тревожность. Это негативно сказывается на детской психике.
5. Подражание. Дети всегда берут пример со значимых для него взрослых, подражая их поведению. Если родители постоянно врут своим родным, коллегам и ребенку, то детям кажется такое поведение нормой. При этом ребенок не понимает, почему взрослые недовольны его враньем, а сами ведут себя так же.
Мама утром позвонила на работу и сказала, что приболела и не сможет прийти на совещание, а сама включила музыку и стала готовиться к приходу подруги.
Так почему ребенку нельзя сказать, что болен, и не пойти на контрольную?
Коррекция лживости
Несколько простых правил помогут вам правильно выстроить линию поведения с ребенком.
Доверяйте своим детям. Не обижайте их подозрениями.
При обнаружении лжи рассказывайте о своих чувствах и эмоциях. Договаривайтесь о том, чтобы всегда говорить правду. Родители и дети должны доверять друг другу.
Смягчайте наказание, если ребенок признает свою вину. Стыд за свой поступок — уже наказание для ребенка.
Проводите нравственные беседы о честности, но избегайте нотаций.
Показывайте пример правдивого поведения своим детям.
Не оставляйте ложь безнаказанной. Внушайте детям, что всё тайное обязательно становится явным.
Учите детей делиться своими проблемами. Детские проблемы нужно решать, а вместе легче преодолеть любые сложности.
Помните: чаще всего ребенок врет, чтобы защитить себя от окружающего мира. Очень важно, чтобы он не пытался защитить себя от собственных родителей.
Светлана Садова
Источник: http://www.ya-roditel.ru
top-cat.ru