13. Направленность личности. Формы направленности.
Направленностью личности называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта.
желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;
мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).
Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.
Направленность личности в психологии: основные виды и формы
У каждого человека есть собственные стремления, желания и в том числе возможности для достижения своих целей. Таким образом, можно кратко охарактеризовать направленность личности. В психологии данный термин подразумевает ответ на несколько вопросов о том, что ты хочешь, что можешь и, кто ты есть (каков твой стержень?).
Что такое направленность личности в психологии?
В современной психологии понимание направленности личности связано, прежде всего, с мотивационной сферой. Когда у индивида существует определенная система ценностей, к которой он стремится и, которая побуждает к активным действиям. За счет этого свойства человек способен выразить, как глобальную цель, так и выделить более мелкие задачи.
Направленность личности в психологии – это общая совокупность мотивов, потребностей и убеждений, которые ориентируются на деятельность человека. Такое свойство неразрывно связано с особенностями характера, кому-то присущи трудолюбие и активная жизненная позиция, у других внутренний стержень слабее, что приводит к лени и отсутствию мотивации.
Формы направленности личности в психологии
Мотивы человеческой личности могут выражаться в самых разнообразных формах и только в зависимости от силы стремления можно уже говорить о характеристиках человека. Именно психологическое направление индивида представляет собой центр, главный побуждающий фактор или, как говорят, многие психологи «стержень», на котором держится дальнейшее достижение цели и мировоззрение.
Основные аспекты эмоциональной направленности личности в психологии могут иметь различные формы:
- Влечение отличается примитивностью, когда человек на уровне биологических инстинктов хочет достичь желаемого;
- Желание – это уже осознанная потребность, когда индивид понимает, что он хочет и может себе представить, как этого достичь.
Желание представляет собой стартовую площадку для последующего формирования целей; - Стремление проявляется под воздействием волевых качеств, т.е. осознанность желание подкрепляется побуждением что-то сделать;
- Интерес помогает построить четкую познавательную направленность деятельности или по-другому, это мотив к изучению предмета цели;
- Склонность характеризует более устойчивый интерес к какому-либо роду деятельности;
- Идеал – это созданный абсолютный и доминирующий образ в голове конечного результата при достижении задуманного;
- Мировоззрение выстраивает систему взглядов на окружающую действительность, что приводит к развитию у личности определенных ценностей, появляются четкие убеждения, мотивы и линия поведения при осуществлении желаемого результата;
- Убеждения становятся руководящим фактором и предусматривают возникновение мотивов индивида, которые призваны побуждать к действию.
Степень любой из форм в основном зависит от того, насколько человек мотивирован, как внешне, так и внутренне. При этом важную роль будут играть дополнительные характеристики – умение ставить цель, уверенность в себе, волевые черты, осознанность действий и трудолюбие.
Виды направленности личности в психологии
Гуманистическое направление психологии личности включает в себя также определенные виды направленности деятельности человека. В зависимости от сферы интересов различают следующее взаимодействие:
- Личная — подразумевает действия индивида, которые связаны исключительно с собственным благополучием. В этом случае преобладают эгоистичные характеристики, а также проявляется стремление к первенству. Среди положительных качеств можно выделить уверенность в собственных силах, целеустремленность, организованность и ответственность.
- Деловая — характеризует лидеров и хороших управленцев. Индивид способен занимать руководящие должности и с успехом делегировать обязанности. Продуктивность профессиональной деятельности у таких личностей значительно выше, чем у людей другой направленности.
- Направленность на взаимодействие часто связана с социальной и эмоциональной подоплекой, когда человеку требуется одобрение общества, а мнение других людей значительно влияет на индивида. Работники такого типа проявляют интерес к совместной деятельности, т.к. видят смысл в общении и в коммуникациях, при этом руководящие должности их не интересуют.
Понимание рыночной ориентации и принципов ее работы
Что такое рыночная ориентация?
Ориентация на рынок — это подход к бизнесу, который ставит во главу угла выявление потребностей и желаний потребителей и создание продуктов и услуг, которые их удовлетворяют. Компании, ориентированные на рынок, рассматривают мнения и потребности своего целевого рынка как важнейший компонент своих исследований и разработок (НИОКР) для новых продуктов.
Это может показаться очевидным, но сторонники рыночной ориентации утверждают, что традиционный подход к разработке продукта противоположен. То есть маркетинговые стратегии сосредоточены на создании ключевых точек продаж для продвижения существующих продуктов, а не на разработке продуктов, которые обладают качествами, которые, по словам потребителей, они хотят.
Ключевые выводы
- Ориентация на рынок – это стратегическая направленность на выявление потребностей и желаний потребителей с целью определения новых продуктов, которые необходимо разработать.
- Устоявшиеся компании, такие как Amazon и Coca-Cola, используют принципы рыночной ориентации для улучшения или расширения своих продуктов или услуг.
- Даже потребительские требования, которые сегодня нецелесообразны, могут повлиять на принятие долгосрочных решений.
Как работает рыночная ориентация
Ориентация на рынок — это клиентоориентированный подход к разработке продукта. Он включает в себя исследование рынка, направленное на определение того, что потребители считают своими неотложными потребностями, основными проблемами или личными предпочтениями в рамках определенной категории продуктов.
Компании также могут использовать дополнительный анализ данных для выявления тенденций и желаний потребителей, которые не выражены конкретно. Знание этих тенденций в идеале может помочь разработчикам продуктов удовлетворить или даже предвосхитить потребности потребителей. Они могут даже вдохновить на улучшения, о которых потребитель не знал как о возможном варианте.
Это позволяет компании сосредоточить свои усилия по разработке продукта на характеристиках, которые наиболее востребованы. В условиях все более глобальной экономики и расширения возможностей выбора для потребителей компании, которые адаптируются к рыночной ориентации, могут извлечь выгоду из конкурентного преимущества перед другими компаниями.
Преимущества рыночной ориентации
Ориентация на рынок часто включает улучшения в обслуживании клиентов и поддержке продуктов, направленные на решение проблем, поднятых потребителями. Это помогает поддерживать высокий уровень удовлетворенности клиентов компанией в целом и способствует лояльности к бренду и положительной рекламе из уст в уста.
Чтобы добиться успеха, компании должны обеспечить, чтобы все отделы приняли и продвигали подход, ориентированный на рынок, чтобы он стал неотъемлемой частью корпоративной культуры. Когда ориентация на рынок эффективна, она может помочь компании увеличить удержание клиентов и стимулировать рост новой демографической группы.
Иногда рыночная ориентация может выявить желания клиентов, которые просто неэффективны с точки зрения затрат или непрактичны для реализации. Затем бизнес должен определить, как наилучшим образом удовлетворить ожидания клиентов.
По крайней мере, непрактичные идеи могут стать основой для долгосрочных стратегий развития. Варианты, которые сегодня неэффективны с точки зрения затрат, могут стать вполне возможными в будущем из-за изменений в технологии, науке, регулировании или других рыночных условиях.
Ориентация на рынок в сравнении с другими стратегиями
Развитие, ориентированное на рыночную ориентацию, ставит желания потребителей на первое место, создавая продукт на основе выраженных ими потребностей и желаний. Это контрастирует с ориентацией на продукт, бизнес-философией, которая делает упор на том, чтобы потребитель узнал и полюбил особенности и преимущества конкретного продукта.
Дифференциация продукта часто идет рука об руку с подходом, ориентированным на продукт. При таком подходе компания использует рекламную стратегию, направленную на четкое определение атрибутов, отличающих бренд от конкурентов.
Ориентация на продажи направлена на убеждение потребителя в немедленных действиях с помощью таких средств, как онлайн-реклама, социальные сети, телевизионная реклама, демонстрации в магазине или маркетинг прямого отклика.
Любой из этих подходов или все они могут потребоваться для успешной маркетинговой стратегии, но большинство компаний сосредотачиваются на одном или нескольких из них в качестве основного.
Реальные примеры рыночной ориентации
Amazon
Amazon является примером компании, ориентированной на рынок. По мере роста и развития компания постоянно добавляла процессы и функции, которые четко учитывали проблемы и желания, выраженные потребителями.
Например, многие потребители, особенно горожане, беспокоятся о доставке посылок, когда их нет дома. Компания ответила Amazon Locker, сетью самообслуживания.
Плата за доставку, какой бы разумной она ни была, является главным раздражителем для потребителей и причиной покупать на месте, а не заказывать онлайн. Amazon Prime взимает ежегодную плату за бесплатную доставку большинства своих продуктов.
Кока-Кола
Coca-Cola — еще одна компания, известная своей ориентацией на рынок. Значительные исследования проводятся для выявления новых вкусов, которые действительно понравятся потребителям, таких как земляника и лайм. Но эти новые вкусы не помогут Coca-Cola справиться с растущим вниманием потребителей к своему здоровью. Вот почему компания приобрела такие бренды, как Dasani, Honest Tea, Smartwater, Simply Orange, Minute Maid и Vitaminwater.
Что такое ориентация сотрудников? | BambooHR
Что такое ориентация на работу?
Ознакомление с новыми сотрудниками обычно происходит в первый день на новой работе, предоставляя сотруднику основную организационную информацию, необходимую для навигации в новой команде, отделе и роли в компании.
Эффективная ориентация на новых сотрудников:
- Сообщает о политике и ожиданиях компании
- Обрабатывает важные документы
- Отвечает на любые возникающие вопросы или проблемы
- Подготовить новых сотрудников к переходу на новые должности
Эксперты рекомендуют создать стандартизированный общекорпоративный процесс ориентации новых сотрудников. Это не только гарантирует, что все новые сотрудники получают постоянный опыт, но и помогает снять нагрузку с менеджеров и обучающего персонала, позволяя им оставаться продуктивными в своей повседневной работе, продолжая при этом начинать работу нового сотрудника.
Сделайте первые дни лучше.
BambooHR® поможет вам создать эффективный процесс адаптации с помощью одобренных экспертами настраиваемых контрольных списков адаптации, приветственных писем и новых пакетов для найма, чтобы каждый новый сотрудник чувствовал себя желанным гостем с первого дня.
Вам платят за ориентацию?
Да — ориентация новых сотрудников обычно начинается в первый день приема на работу. Из-за этого сотрудникам обычно выплачивается оговоренная заработная плата или оклад за время, которое они проводят на обучении.
Некоторые компании могут предлагать бонусы или другие поощрения после того, как сотрудник прошел ориентацию или этапы адаптации. Поскольку обучение новых сотрудников сопряжено с расходами, крайне важно создать оптимизированный процесс, который будет приветствовать новых коллег и даст им возможность как можно скорее стать удобными и продуктивными.
Сколько длится ориентация?
Обычно инструктаж нового сотрудника занимает около трех часов или не более полного рабочего дня .
Однако правильное количество времени, затрачиваемое на ориентацию новых сотрудников, варьируется от организации к организации. В разных отраслях также требуются разные уровни обучения и инструктажа, прежде чем новые сотрудники смогут в полной мере выполнять свои обязанности.
Ориентация и адаптация
Ориентация новых сотрудников является частью более широкого процесса адаптации, но эти два действия не являются взаимозаменяемыми.
Инструктаж начинается в первый день работы и состоит из введения и информации первого дня.
Адаптация начинается с момента, когда кандидат принимает свое предложение, включает ориентацию и продолжается в течение более длительного переходного периода. Короче говоря, ориентация — это часть адаптации, но это не одно и то же.
» Подробнее: Что такое адаптация в HR?
Почему ориентация важна для новых сотрудников
Новая ориентация при приеме на работу важна, потому что она означает начало отношений между работником и работодателем. В идеале первый рабочий день должен подтвердить решение нового сотрудника присоединиться к организации.
Ориентация также обеспечивает успех остальной части процесса адаптации. Четко сообщая об ожиданиях, политиках и обязанностях, специалисты по персоналу и менеджеры будут готовить новых сотрудников к последующему более длительному периоду обучения. Тщательная и увлекательная ориентация также может снизить текучесть кадров из-за неправильно понятых или неудовлетворенных ожиданий. Наконец, четкая политика ориентации на новых сотрудников гарантирует, что все новые члены команды получат одинаковое обучение и информацию.
Когда новые сотрудники получают необходимую им информацию в первый же день, они с большей вероятностью плавно перейдут к своей новой роли.
Идеи для ориентации новых сотрудников
- Не перегружайте новых сотрудников фактами, цифрами, блок-схемами и новыми лицами в первый же день.
- Убедитесь, что у новых сотрудников есть полностью оборудованный офис и оборудование (например, телефон, ноутбук, учетная запись электронной почты и т. д.)
- Соедините новых сотрудников с «приятелем», который ответит на вопросы и покажет им, как все работает.
- Сделайте этот день особенным, запланировав командный обед и подарив приветственный набор, включающий фирменную футболку или другой сувенир.
- Для сотрудников на месте предоставьте экскурсию по офисным помещениям, список близлежащих ресторанов или удобств и другие указатели на местные достопримечательности.
- Поделитесь глоссарием корпоративного жаргона.
- Предоставьте организационную схему и обсудите, как собственные обязанности сотрудника вписываются в более крупную структуру компании.
- Приглашайте новых сотрудников предлагать идеи по улучшению текущих процессов, включая саму адаптацию.
- Поручите новым сотрудникам один-два простых проекта для начала работы.
Совет: создайте новый контрольный список для ориентации при приеме на работу
Новый контрольный список для ориентации при приеме на работу описывает формализованный процесс ориентации, чтобы убедиться, что каждый новый сотрудник получает адекватное представление о компании, знакомится с нужными людьми и имеет правильные инструменты, чтобы быстро стать продуктивный работник.
Мы рекомендуем заполнить все документы перед ориентацией, чтобы вы могли максимально использовать свое время. Например, BambooHR предоставляет платформу самообслуживания, в которой сотрудники могут самостоятельно перемещаться, включая автоматические напоминания, которые гарантируют своевременное оформление всех документов.
Оставьте документы в прошлом.
Знаете ли вы, что электронные подписи могут помочь вам сэкономить до 300 долларов и 30 часов на каждого нового сотрудника?
Часто задаваемые вопросы об ориентации
Что такое ориентация для работы?
Инструктаж сотрудников — это процесс ознакомления новых сотрудников с их работой, коллегами, обязанностями и рабочим местом. Эффективная ориентация на новых сотрудников отвечает на любые вопросы или опасения, которые могут возникнуть у нового коллеги; информирует их о политике и ожиданиях компании; и облегчает им более длительный процесс адаптации на новые должности.
Вам также может понравиться
В ходе этой панельной дискуссии эксперты из PayScale, BambooHR, BizLibrary и OfficeVibe расскажут о том, как сосредоточить действия по адаптации новых сотрудников на долгосрочной цели удержания, а не просто ставить галочки в полях соответствия и предоставлять менеджерам возможность выяснить отдых.