Направленность внимания это: Внимание 💡 Виды, свойства, особенности и теории

Тема 2.2 . Внимание. Направленность, виды, роль внимания в учебном процессе.

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или какой-либо деятельности.

Виды внимания по У.Джеймсу:

Он выделил 6 видов внимания по критериям произвольности, направленности на внешний или внутренний мир человека и способу связи акта внимания с наличным мотивационным состоянием (непосредственно или опосредствованно ассоциативной связью).

Непроизвольное

Произвольное

Чувственное

Опосредственное

Опосредствованное

Непосредственное

Интеллектуальное

Опосредственное

Опосредствованное

Непосредственное

Например: спешащий на работу человек вдруг замирает у витрины магазина, увидев на обложке журнала фотографию девушки, похожей на одноклассницу, в которую он когда- то был влюблен. В этом случае его внимание можно классифицировать как чувственное непроизвольное опосредствованное внимание. Когда выпускник института мысленно продумывает план разговора с потенциальным работодателем, от успеха которого зависят его дальнейшие служебные перспективы, мы говорим об интеллектуальном произвольном опосредствованном внимании.

Рассмотрим основные виды внимания.

  1. По критерию происхождения:

Природное (или генетически обусловленное) – внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательного реагировать на внешние и внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Физиологической основой такого внимания выступает ориентировочный рефлекс.

Социально обусловленное внимание — формируется прижизненно в результате научения. Оно связано с волевой регуляцией поведения человека, его избирательным сознательным реагированием на объекты и явления.

  1. По способу реализации:

  1. Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание – возникает стихийно, без видимых волевых усилий, как бы автоматически, независимо от состояния человека. Непроизвольное внимание вызывают объективные (интенсивность, новизна, динамичность, контрастность объектов) и субъективные (интересы, склонности) факты. Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями. Так, книга по собаководству вызовет непроизвольное внимание кинолога (человек, профессионально изучает собак). И она будет не интересной и не привлечет внимание человека, которому собаки безразличны.

В свою очередь непроизвольное внимание включает следующие его подвиды (разновидности):

  1. Вынужденное – включающееся при воздействии многократно повторяющихся сигналов (например, мерцание рекламных щитов) или раздражителей высокой интенсивности (звук сирены проезжающей мимо спецмашины).

  2. Невольное – ориентировано на объекты, связанные с потребностями человека (например, выпускника университета вряд ли привлечет новый справочник для поступающих в вузы).

  3. Привычное – обусловлено постоянной сферой интересов человека ( в книжном магазине нас прежде всего привлекают издания, которые соответствуют нашей профессии или нашему хобби).

  1. Произвольное (преднамеренное, активное) внимание — это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий.

В произвольном внимании выделяют:

  1. Волевое – включающееся в ситуациях конфликта между осознанно выбранными действиями и действиями, вызывающими непроизвольное внимание.

  2. Выжидательное – вызываемое сознательно ожидаемым объектом или явлением (внимание охотника, поджидающего зверя в засаде, или внимание человека, ожидающего прибытия поезда).

  3. Спонтанное – первоначально вызываемое интересом к объекту, но впоследствии удерживаемое в сознании усилием воли.

  1. Постпроизвольное внимание – содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности. Ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной деятельности.

  2. Послепроизвольное внимание – носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий. Оно обладает устойчивостью произвольного и энергетической экономностью непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание – это, то непроизвольное внимание, которое «рождается» из ранее организованного произвольного внимания.

    Так, иногда бывает трудно сосредоточить внимание при чтении книги, статьи, но вот ее содержании захватило, увлекло читателя, и он не заметил, как произвольное внимание перешло в послепроизвольное внимание. Это самый продуктивный вид внимания, с которым связывается наиболее эффективная интеллектуальная и физическая деятельность. Если у человека возникло послепроизвольное внимание, ему трудно переключиться на другой объект.

42 Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Направленность и сосредоточенность – это качества внимания. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: а) сенсорное; б) интеллектуальное; в) моторное (двигательное). В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание: зрительное и слуховое. Внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, потому что оно как бы проявляется изнутри них.

Функции внимания.

1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы.

2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания.

1. Природное дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы новизны. Основной механизм такого внимания – ориентировочный рефлекс.

2. Социально–обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.

3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

5. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

6. Интеллектуальное, связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. Здесь объектом интереса является мысль.

7. Непроизвольное.

8. Произвольное.

9. Послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного.

Понятие «послепроизвольное внимание» ввел Н.Ф.Добрынин. Оно возникает, если в целенаправленной деятельности для личности интересным и значимым становятся не только результат, но и сам процесс деятельности, его содержание. Деятельность так захватывает человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.

Его отличие от произвольного – появляется вслед за ним и не требует волевых усилий. Отличие от непроизвольного в том, что связано с сознательно поставленной целью и не вызывается непосредственно раздражителями.

1. Устойчивость внимания. Это временная характеристика внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания.

2. Переключение внимания. Проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.

3. Распределение внимание. Это свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – обязательное условие многих профессий.

4. Объем внимания. Определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов.

35 Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Основные функции памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Различаются по структуре, исходным данным и результатам, а так же различным индивидуальным развитием.

Виды памяти

Фокус внимания | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Фокус внимания — это психологический термин, используемый в основном в психологии восприятия, а также в когнитивной психологии, относящийся к способности разума направлять свое внутреннее осознание на конкретную цель.

Исторически этот термин встречается в древних сочинениях и методах медитации таких мастеров йоги, как Патанджали в Индии в первом веке нашей эры, и в буддийских сочинениях по медитации того же общего исторического периода. В истории психологии было проведено много исследований, чтобы определить, как мозг использует сфокусированное внимание как перцептивную функцию.

Когнитивная наука также исследовала, как разум фокусируется на идеях и внутренней мыслительной деятельности.

В большинстве терапевтических методов большое внимание уделяется привычкам клиента к концентрации и фиксации внимания. В последнее время в обучении управлению бизнес-осведомленностью значительные усилия были приложены к методам управления бизнес-сознанием для повышения бдительности, производительности и инноваций.


Содержимое

  • 1 См. также
  • 2 Ссылки и библиография
  • 3 Ключевые тексты
    • 3.1 Книги
    • 3.2 Документы
  • 4 Дополнительный материал
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Документы
  • 5 Внешние ссылки

См. также[]

Ссылки и библиография[]

Основные тексты[]

Книги[]

Статьи[]

Дополнительный материал[]

Книги[]

Статьи[]

  • Google Scholar

Внешние ссылки[]

Когнитивная психология Восприятие Когнитивная терапия

Внимание!
Аспекты внимания
Рассеянность | Контроль внимания | Концентрация внимания | Переключение внимания | Управление вниманием | Внимательное моргание | Предвзятость внимания | Экономия внимания | Внимание и эмоции | Оптимизация внимания | Изменить слепоту | Концентрация |Дихотическое слушание | Усталость направленного внимания | Отвлечение | Отвлекаемость | Распределенное внимание | Гиперфокус | Невнимательная слепота | Осознанность |Блуждание ума | Медитация | Заметность | Избирательное внимание | Избирательное невнимание | Теория обнаружения сигналов | Постоянное внимание | Бдительность | Визуальный поиск |
Аспекты развития внимания
центрирование | [[]] |
Нейроанатомия внимания
Внимание и память в префронтальной коре | Сеть в режиме по умолчанию | Дорсальная сеть внимания | Медиальное коленчатое ядро ​​| | Нейронные механизмы | Вентральная сеть внимания | Внутристеночная борозда |
Нейрохимия внимания
Глутаматергическая система | [[]] |
Внимание в клинических условиях
СДВГ | споры о СДВГ | ДОБАВИТЬ | ААДД | Внимание и старение | Теория восстановления внимания | Привлечение внимания | Тренировка внимания | Центрирование | Отвлекаемость | Сверхбдительность | Гиперпросексия | Когнитивное смещение | Когнитивная терапия, основанная на осознанности |
Внимание в образовательных учреждениях
Концентрация |
Оценка внимания
Бентон | Непрерывная задача производительности | ТОММ | Шкала памяти Векслера |
Лечение проблем с вниманием
ТОС | Психотерапия |
Выдающиеся работники во внимании
Баддели | Бродбент | [[]] | Трейсман | Пещера |
редактировать
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Связь внимания, фокуса и намерения

Связь внимания, фокуса и намерения

Санта-Моника | 20 июня 2018 г.

Многие действия, которые мы совершаем ежедневно, являются результатом привычки. Например, мы просыпаемся, завтракаем (или не завтракаем) и выбегаем на работу. Когда мы приходим домой на ночь, у нас может быть определенный распорядок, например, чтение газеты, ужин и, возможно, просмотр телевизора перед сном. Эти действия не требуют много размышлений или умственных усилий. Они просто привычны.

Однако на ринге каждое действие должно выполняться с предельной продуманностью. Бокс является стратегическим; ничего не случайно. Вы двигаетесь в зависимости от вашего противника, вашего тела в пространстве и вашей лучшей возможности нанести удар или избежать его. За каждым действием должны стоять три основных фактора: внимание, сосредоточенность и намерение.

Давайте узнаем больше о внимании, концентрации и намерении, чтобы мы могли начать жить не по привычке, а по назначению.

Внимание


Внимание — это акт приложения ума к определенной мысли или действию, игнорируя при этом другие случайные или отвлекающие мысли. Сознание — это суть внимания, так как вам нужно осознавать свои мысли, поведение и окружение.

Внимание играет ключевую роль на ринге. В нашей занятой жизни так много всего происходит, что легко позволить отвлекающим мыслям взять верх. Вы можете столкнуться с противником, но вместо того, чтобы сосредоточиться на своем следующем шаге, вы думаете о приближающемся сроке выполнения вашего рабочего задания. С таким количеством мыслей, проносящихся в вашем никогда не отдыхающем мозгу, легко позволить противнику опередить вас.

Вам нужно подключиться к своему разуму и сосредоточить внимание на поставленной задаче. Речь идет о том, чтобы присутствовать, осознавать и осознавать, что вы делаете, отталкивая при этом любые отвлекающие факторы. Когда вы уделяете все свое внимание бою, вы с меньшей вероятностью совершите ошибку или упустите возможность. Вместо этого ваше осознание повышается, и вы можете сделать все возможное, чтобы двигаться вперед.

Фокус

Фокус и внимание могут показаться одним и тем же, но на самом деле это разные вещи. Фокус — это повышенная версия внимания. Это не просто фиксация вашего ума на конкретной задаче, но использование концентрации для дальнейшего сосредоточения на этой конкретной мысли или действии.

Например, вы можете внимательно следить за лекцией, сидя впереди, глядя на выступающего и слушая, что он говорит. Если вы сосредоточены, вы будете делать заметки, задавать вопросы и думать, как практически применить то, что вы изучаете, в своей жизни. Или вы можете обратить внимание на общую тему, но сосредоточиться на одном конкретном моменте, который делает лектор и который имеет отношение к вам. В двух словах, внимание немного шире, а фокус четкий как лазер.

Итак, как можно сосредоточиться, а не просто быть внимательным на ринге? Не просто обращайте внимание на общий бой, а действительно приближайте своего противника. Познакомьтесь с их паттернами или, так сказать, их «боевым характером». Посмотрите, сможете ли вы узнать их настолько хорошо, что сможете угадать их следующий шаг, но при этом держите открытыми все варианты и будьте готовы ко всему.

Намерение

Намерение имеет фундаментальное значение как для внимания, так и для концентрации. Прежде чем вы сможете уделить чему-либо свое внимание или внимание, вам нужно на самом деле посвятить себя этому делу. В противном случае вы делаете то, что делаете по привычке. Когда что-то делается по привычке, этому обычно не хватает внимания и концентрации.

Намерение уникально в том смысле, что оно обычно возникает до того, как событие произойдет. Он включает в себя предшествующую умственную деятельность, такую ​​как планирование и подготовка. Когда у вас есть намерение что-то сделать, это означает, что вы заранее готовы выложиться на полную.

Бой с намерением означает бокс с целью или целями. Вы можете боксировать, чтобы победить, стать сильнее, снять стресс, получить немного времени и т. д. Какими бы ни были ваши доводы, когда вы делаете намерение заранее, вы с гораздо большей вероятностью уделите внимание и сосредоточитесь на том, что вам нужно. стать неудержимым.

Применение всех трех приемов на ринге и за его пределами

Мы уже говорили о том, как эти три менталитета могут принести вам огромную пользу на ринге. Внимание, сосредоточенность и намерение — все это позволяет вам бороться с осознанием как себя, своего противника, так и тех, кто вас окружает. Внимание помогает вам сосредоточиться на том, что вы делаете, фокус заставляет вас сосредоточиться на своем противнике и узнать, кто он на ринге, а намерение гарантирует, что вы будете действовать осознанно.

Эти три характеристики следует применять не только к боксу. При регулярной практике они могут оказать большое влияние на вашу повседневную жизнь. В обществе, которое так сильно сосредоточено на «повседневной рутине», мы чаще всего идем по жизни с небольшим вниманием, фокусом или намерением. Скорее, мы спешим с каждой задачей, стремясь перейти к следующей, чтобы мы могли вычеркнуть ее из нашего контрольного списка и начать все сначала завтра.

Нам нужно жить с большей осознанностью, которая является сущностью всех трех менталитетов. Когда мы присутствуем и осознаем, мы можем замедлиться, вспомнить, почему мы делаем то, что делаем, и находить в этом радость.

Три практики для развития внимания, концентрации и намерения

1. Медитация

Медитация — отличный способ улучшить внимание, концентрацию и намерение. Ведь вся его цель — умственная тренировка внимания. Во время медитации вы фактически тренируете свой мозг фокусироваться, одновременно отталкивая отвлекающие мысли, которые в данный момент не служат цели. Медитация настолько эффективна, что всего за пару недель можно значительно улучшить внимание и память.

Выделите несколько минут в день, чтобы расслабиться и помедитировать. Вы можете медитировать самостоятельно или использовать управляемую медитацию, которая поможет вам ориентироваться в практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *