Входная контрольная работа по биологии для обучающихся 6 класса — 4ЕГЭ
10 января 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Пробные работы ОГЭ по истории
Работа проводится в форме тестирования. На выполнение всей диагностической работы отводится 30 минут.
20 заданий с ответами: bio6.docx
1.Биология это наука, изучающая:
1) строение объектов живой и неживой природы;
2) жизнь во всех её проявлениях;
3) взаимодействия объектов живой и неживой природы;
4) рациональные пути использования природных ресурсов.
2. Изучение объекта с помощью весов и линейки относится к методу:
1) разглядывания;
2) измерения;
3) наблюдения;
4) экспериментирования.
3. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций по отношению к нему, называется
1) наблюдением
2) рассматриванием
3) экспериментированием
4) измерением
Прочитайте текст и выполните задания 4 и 5.
4. Предположите, наличие какого вещества смог доказать Дима в своём опыте?
1) Белка
2) Крахмала
3) Жиров
4) Минеральных солей
5. Дима попытался повторить опыт и использовал йод для срезов стебля фиалки, цветка фиалки, корня фиалки. Но похожего результата не получил. Какой вывод можно сделать по результатам этого опыта?
1) Запасные вещества фиалке не нужны.
2) Йод не подходит для определения большинства органических веществ.
3) Фиалка не синтезирует органические вещества.
4) Органические вещества откладываются только в запасающих органах растения, например, в клубне.
Прочитайте текст и выполните задания 6–10.
Трудно себе представить изучение живой природы без микроскопа.
На протяжении трёх последних столетий микроскоп является одним из основных инструментов учёного-биолога. В настоящее время этим оптическим прибором активно пользуются врач-лаборант и хирург-офтальмолог, учёный-генетик и инженер-эколог. Число профессий, где специалисты применяют микроскоп в своей деятельности, с каждым годом только увеличивается. На уроках биологии вы также пользовались этим прибором. Вспомните его устройство и назначение и выполните задания 6−10.6. Буква Б на рисунке:
1) зеркало
2) объектив
3) тубус
4) окуляр
7. Основная часть микроскопа
1) тубус
2) штатив
3) предметный столик
4) зеркало
8. Николаю необходимо изучить строение растительной клетки. Для успешного выполнения исследования ему необходим микроскоп с увеличением, равным ×200. У него есть объектив, дающий увеличение в 20 раз (×20). Какое увеличение окуляра ему необходимо?
1) ×4000
2) ×220
3) ×180
4) ×10
9. Рассмотрите рисунки.
Укажите, на каком из них изображена растительная клетка:
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
10. Какой компонент клетки управляет всеми её функциями и содержит всю наследственную информацию?
1) оболочка
2) цитоплазма
3) ядро
4) вакуоль
Ответы
1) 1
2) 2
3) 2
4) 2
5) 4
6) 1
7) 1
8) 4
9) 2
10) 3
Контрольная работа 5 класс | Тест по биологии (5 класс):
Тематический контроль по биологии 5 класс, УМК Сонин.
«Живой организм: строение и изучение».
ВАРИАНТ №1.
Часть 1(А). Выберите один ответ из предложенных четырех.
А.1. Биология-это наука
1) о звездах; 3) о живой природе;
2) о вещества; 4) о Земле, её форме и строение.
А.2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
1) Н. Коперник; 3) Р. Гук;
2)А. Левенгук; 4) К. Птолемей .
А.3. Структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют
1) деталями; 3) органами;
3) органоидами; 4) отделами.
А.4. Раздражимость характерна
1) для всех природных тел; 2) только для животных;
3) только для растений; 4) для всех живых существ.
А.5. Клеточное строение имеют
1) все природные тела ; 3) митохондрии;
2) только животные; 4) все живые существа.
А.6. Органоиды, отвечающие за дыхание клетки,-
1) рибосомы ; 3) митохондрии;
2) лизосомы; 4) хромосомы.
А.7. Цитоплазма клетки
1) осуществляет связь между частями клетки; 2) способствует соединению клеток между собой;
3) выполняет защитную функцию; 4) обеспечивает поступление веществ в клетку.
А.8. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций с изучаемым объектом, называется
1) наблюдением; 3) рассматриванием;
2) экспериментированием; 4) измерением.
А.9. Изучением объектов с помощью линейки и весов получило название
1) разглядывание; 3) наблюдение;
2) измерение; 4) экспериментирование.
А.10. К. Линней создал
1) классификацию организмов ; 2) изучение о строение Вселенной;
3) учение об изменяемости живых организмов; 4) учение о биосфере.
Часть 2 (В). Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В 1. Микология изучает
1) деревья; 4) одноклеточные грибы;
2) плесневые грибы; 5) кустарники;
3) муравьев; 6) шляпочные грибы.
В 2. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ НАУКИ
А) береза 1) ботаника
Б) зяблик 2) зоология
В) корова
Г) дуб
Д) яблоня
Е) бабочка
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть 3 (С). Дайте развернутый ответ на вопрос.
С1. Перечислите обязательные компоненты ядерной клетки.
Тематический контроль по биологии 5 класс, УМК Сонин.
«Живой организм: строение и изучение».
ВАРИАНТ №2.
Часть 1(А). Выберите один ответ из предложенных четырех.
А.1. Биология-это наука
1) о звездах; 3) о живой природе;
2) о вещества; 4) о Земле, её форме и строение.
А.2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
1) Н. Коперник; 3) Р. Гук;
2)А. Левенгук; 4) К. Птолемей .
А.3. Структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют
1) деталями; 3) органами;
3) органоидами; 4) отделами.
А.4. Раздражимость характерна
1) для всех природных тел; 2) только для животных;
3) только для растений; 4) для всех живых существ.
А.5. Клеточное строение имеют
1) все природные тела ; 3) митохондрии;
2) только животные; 4) все живые существа.
А.6. Органоиды, отвечающие за дыхание клетки,-
1) рибосомы ; 3) митохондрии;
2) лизосомы; 4) хромосомы.
А.7. Цитоплазма клетки
1) осуществляет связь между частями клетки; 2) способствует соединению клеток между собой;
3) выполняет защитную функцию; 4) обеспечивает поступление веществ в клетку.
А.8. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций с изучаемым объектом, называется
1) наблюдением; 3) рассматриванием;
2) экспериментированием; 4) измерением.
А.9. Изучением объектов с помощью линейки и весов получило название
1) разглядывание; 3) наблюдение;
2) измерение; 4) экспериментирование.
А.10. К. Линней создал
1) классификацию организмов ; 2) изучение о строение Вселенной;
3) учение об изменяемости живых организмов; 4) учение о биосфере.
Часть 2 (В). Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В 1. Микология изучает
1) кустарники; 4) одноклеточные грибы;
2) плесневые грибы; 5) птиц;
3) термитов; 6) шляпочные грибы.
В 2. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОРГАНИЗМЫ НАУКИ
А) липа 1) ботаника
Б) тетерев 2) зоология
В) лошадь
Г) малина
Д) груша
Е) стрекоза
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть 3 (С). Дайте развернутый ответ на вопрос.
С1. Перечислите отличительные особенности растительной клетки.
Ответы контрольной работы по теме «Живой организм: строение и изучение» 5 класс.
Вариант № 1.
Часть 1(А)
№ отв.
А1-3
А2-3
А3-2
А4-4
А5-4
А6-3
А7-1
А8-1
А9-2
А10-1
Часть 2 (В).
В1
2,4,6
В2
1-А,Г,Д
2-Б,В,Е
Часть 3 (С)
Оболочка, цитоплазма с органоидами и ядро.
Ответы контрольной работы по теме «Живой организм: строение и изучение» 5 класс.
Вариант № 2.
Часть 1(А)
№ отв.
А1-3
А2-3
А3-2
А4-4
А5-4
А6-3
А7-1
А8-1
А9-2
А10-1
Часть 2 (В).
В1
2,4,6
В2
1-А,Г,Д
2-Б,В,Е
Часть 3 (С)
Клеточная стенка, пластиды, вакуоль,(запасающее вещество-крахмал, деление клетки) .
Обзор неэкспериментальных исследований – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание
Глава 7: Неэкспериментальные исследования
- Дайте определение неэкспериментальным исследованиям, четко разграничьте их с экспериментальными исследованиями и приведите несколько примеров.
- Объясните, когда исследователь может предпочесть проведение неэкспериментального исследования экспериментальному.
– это исследование, в котором отсутствует манипулирование независимой переменной, случайное распределение участников по условиям или порядкам условий, или и то, и другое.
В некотором смысле несправедливо определять этот большой и разнообразный набор подходов в совокупности тем, чем они не являются. Но это отражает тот факт, что большинство исследователей в области психологии считают различие между экспериментальным и неэкспериментальным исследованием чрезвычайно важным. Это различие связано с тем, что, хотя экспериментальные исследования могут предоставить убедительные доказательства того, что изменения в независимой переменной вызывают различия в зависимой переменной, неэкспериментальные исследования, как правило, этого не могут.
Как мы видели в главе 6, экспериментальное исследование уместно, когда у исследователя есть конкретный исследовательский вопрос или гипотеза о причинно-следственной связи между двумя переменными, и возможно, осуществимо и этично манипулировать независимой переменной и случайным образом распределять участников по условиям. или на заказы условий. Поэтому само собой разумеется, что неэкспериментальные исследования уместны и даже необходимы, когда эти условия не выполняются. Есть много способов, которыми можно отдать предпочтение неэкспериментальным исследованиям.
- Вопрос исследования или гипотеза могут касаться одной переменной, а не статистической связи между двумя переменными (например, насколько точны первые впечатления людей?).
- Вопрос исследования может касаться некаузальной статистической связи между переменными (например, существует ли корреляция между вербальным интеллектом и математическим интеллектом?).
- Вопрос исследования может касаться причинно-следственной связи, но независимая переменная не может быть изменена или участники не могут быть случайным образом распределены по условиям или порядкам условий (например, влияет ли повреждение гиппокампа человека на формирование следов долговременной памяти?) .
- Вопрос исследования может быть широким и исследовательским, или он может касаться того, каково это иметь определенный опыт (например, каково быть работающей матерью с диагнозом депрессия?).
Опять же, выбор между экспериментальным и неэкспериментальным подходами обычно диктуется характером исследовательского вопроса. Если речь идет о причинно-следственной связи и включает в себя независимую переменную, которой можно манипулировать, экспериментальный подход обычно предпочтительнее. В противном случае предпочтение отдается неэкспериментальному подходу. Но эти два подхода можно также использовать для решения одного и того же исследовательского вопроса взаимодополняющими способами.
Неэкспериментальные исследования делятся на три широкие категории: исследования с одной переменной, корреляционные и квазиэкспериментальные исследования и качественные исследования. Во-первых, исследование может быть неэкспериментальным, поскольку оно фокусируется на одной переменной, а не на статистической взаимосвязи между двумя переменными. Хотя широко распространенного термина для такого рода исследований не существует, мы будем называть его 9. 0013 . Первоначальное исследование послушания Милгрэма не было экспериментальным в этом смысле. В первую очередь его интересовала одна переменная — степень, в которой участники подчинялись исследователю, когда он велел им ударить током сообщника, — и он наблюдал, как все участники выполняли одно и то же задание в одинаковых условиях. Исследование Лофтуса и Пикрелла, описанное в начале этой главы, также является хорошим примером исследования с одной переменной. Переменная заключалась в том, «вспоминали ли» участники пережитые в детстве слегка травмирующие события (например, заблудились в торговом центре), которых они на самом деле не испытали, но о которых их неоднократно спрашивали в ходе исследования. В этом конкретном исследовании почти треть участников «вспомнили» хотя бы одно событие. (Как и оригинальное исследование Милгрэма, это исследование вдохновило на несколько более поздних экспериментов по изучению факторов, влияющих на ложные воспоминания.)
Как видно из этих примеров, исследования с одной переменной могут дать ответы на интересные и важные вопросы. Однако он не может ответить на вопросы о статистических взаимосвязях между переменными. Эта деталь — момент, который начинающие исследователи иногда упускают. Представьте себе, например, группу студентов, занимающихся методами исследования, интересующихся взаимосвязью между детьми, ставшими жертвами буллинга, и детской самооценкой. Первое, что, вероятно, придет в голову этим исследователям, — это получить выборку учащихся средней школы, над которыми издевались, а затем измерить их самооценку. Но этот дизайн будет исследованием с одной переменной и самооценкой в качестве единственной переменной. Хотя это могло бы рассказать исследователям кое-что о самооценке детей, над которыми издевались, это не сказало бы им того, что они действительно хотят знать, а именно то, как самооценка детей, над которыми издевались, сравнивается с самооценкой детей, у которых нет. Это ниже? Это то же самое? Может быть даже выше? Чтобы ответить на этот вопрос, их выборка также должна включать учащихся средней школы, которые не подвергались издевательствам, что вводит еще одну переменную.
Исследования также могут быть неэкспериментальными, поскольку они сосредоточены на статистической взаимосвязи между двумя переменными, но не включают в себя манипулирование независимой переменной, случайное назначение участников условиям или порядкам условий, или и тому, и другому. Этот вид исследования принимает две основные формы: корреляционное исследование и квазиэкспериментальное исследование. В исследователь измеряет две интересующие переменные, практически не пытаясь контролировать посторонние переменные, а затем оценивает взаимосвязь между ними. Учащийся, изучающий метод исследования, который выясняет, подвергался ли травле каждый из нескольких учеников средней школы, а затем измеряет самооценку каждого ученика, проводит корреляционное исследование. В , исследователь манипулирует независимой переменной, но не распределяет участников случайным образом по условиям или порядкам условий. Например, исследователь может запустить программу борьбы с травлей (своего рода лечение) в одной школе и сравнить частоту издевательств в этой школе с частотой в аналогичной школе, в которой нет программы борьбы с травлей.
Последний способ, которым исследование может быть неэкспериментальным, — это то, что оно может быть качественным. Все типы исследований, которые мы обсуждали до сих пор, являются количественными, имея в виду тот факт, что данные состоят из чисел, которые анализируются с использованием статистических методов. В качественном исследовании данные обычно нечисловые и поэтому не могут быть проанализированы с использованием статистических методов. Исследование Розенханом переживаний людей, находящихся в психиатрическом отделении, было прежде всего качественным. Данные представляли собой записи, сделанные «псевдопациентами» — людьми, которые притворялись, будто слышат голоса, — вместе с их больничными картами. Анализ Розенхана состоит в основном из письменного описания переживаний псевдопациентов, подкрепленного несколькими конкретными примерами. Чтобы проиллюстрировать склонность персонала больницы «обезличивать» своих пациентов, он отметил: «После госпитализации я и другие псевдопациенты проходили первоначальный медицинский осмотр в полуобщественной комнате, где сотрудники занимались своими делами, как будто нас там не было». (Розенхан, 1973, с. 256). [3] Качественные данные имеют отдельный набор инструментов анализа в зависимости от вопроса исследования. Например, тематический анализ будет фокусироваться на темах, которые появляются в данных, или анализ разговора будет сосредоточен на том, как слова были сказаны в интервью или фокус-группе.
Напомним, что внутренняя валидность — это степень, в которой дизайн исследования поддерживает вывод о том, что изменения в независимой переменной вызвали любые наблюдаемые различия в зависимой переменной. На рис. 7.1 показано, как экспериментальные, квазиэкспериментальные и корреляционные исследования различаются по внутренней достоверности. Экспериментальные исследования имеют тенденцию быть самыми высокими, потому что они решают проблемы направленности и третьей переменной посредством манипулирования и контроля посторонних переменных посредством случайного назначения. Если средний балл зависимой переменной в эксперименте различается в зависимости от условий, вполне вероятно, что независимая переменная ответственна за это различие. Корреляционное исследование является самым низким, потому что оно не решает ни одну из проблем. Если средний балл зависимой переменной различается по уровням независимой переменной, это может быть причиной того, что независимая переменная ответственна, но есть и другие интерпретации. В некоторых ситуациях направление причинно-следственной связи может быть обратным. В других может быть третья переменная, которая вызывает различия как в независимых, так и в зависимых переменных. Квазиэкспериментальное исследование находится посередине, потому что манипулирование независимой переменной решает некоторые проблемы, но отсутствие случайного распределения и экспериментального контроля не решает других. Представьте, например, что исследователь находит две похожие школы, запускает программу борьбы с травлей в одной из них, а затем обнаруживает меньше случаев травли в этой «лечебной школе», чем в «контрольной школе». Здесь нет проблемы направленности, потому что очевидно, что количество случаев издевательств не определяло, какая школа получила программу. Однако отсутствие случайного распределения детей по школам все же может означать, что учащиеся лечебной школы отличались от учащихся контрольной школы каким-то другим образом, что могло объяснить разницу в издевательствах.
Рис. 7.1. Внутренняя достоверность корреляционных, квазиэкспериментальных и экспериментальных исследований. Эксперименты, как правило, обладают высокой внутренней достоверностью, квазиэксперименты — ниже, а корреляционные исследования — еще ниже.Обратите также внимание на Рисунок 7.1 , что существует некоторое совпадение во внутренней валидности экспериментов, квазиэкспериментов и корреляционных исследований. Например, плохо спланированный эксперимент, включающий множество смешанных переменных, может иметь более низкую внутреннюю валидность, чем хорошо спланированный квазиэксперимент без очевидных смешанных переменных. Внутренняя валидность также является лишь одной из нескольких валидностей, которые можно было бы рассмотреть, как отмечено в Главе 5.9.0005
- Неэкспериментальное исследование — это исследование, в котором отсутствует манипулирование независимой переменной, контроль посторонних переменных посредством случайного назначения или и то, и другое.
- Существует три широких типа неэкспериментальных исследований. Исследования с одной переменной фокусируются на одной переменной, а не на отношениях между переменными. Корреляционные и квазиэкспериментальные исследования сосредоточены на статистической взаимосвязи, но в них отсутствует манипуляция или случайное назначение. Качественные исследования сосредоточены на более широких вопросах исследования, обычно включают сбор больших объемов данных от небольшого числа участников и нестатистический анализ данных.
- В общем, экспериментальные исследования обладают высокой внутренней валидностью, корреляционные исследования имеют низкую внутреннюю валидность, а квазиэкспериментальные исследования занимают промежуточное положение.
Обсуждение: Для каждого из следующих исследований решите, к какому типу относится исследование, и объясните, почему.
- Исследователь проводит подробные интервью с неженатыми отцами-подростками, чтобы узнать, что они чувствуют и думают о своей роли отцов, и обобщает их чувства в письменном повествовании.
- Исследователь измеряет импульсивность большой выборки водителей и изучает статистическую зависимость между этой переменной и количеством штрафов за нарушение правил дорожного движения, полученных водителями.
- Исследователь случайным образом распределяет пациентов с болью в пояснице либо для лечения, включающего гипноз, либо для лечения, включающего физические упражнения. Затем она измеряет их уровень боли в пояснице через 3 месяца.
- Преподаватель колледжа проводит еженедельные тесты для студентов одного раздела своего курса, но не проводит еженедельные тесты для студентов другого раздела, чтобы узнать, повлияет ли это на их успеваемость.
- Бушман, Б.Дж., и Хьюсманн, Л.Р. (2001). Влияние телевизионного насилия на агрессию. В D. Singer & J. Singer (Eds.), Справочник детей и СМИ (стр. 223–254). Тысяча дубов, Калифорния: Sage. ↵
- Милграм, С. (1974). Подчинение власти: экспериментальный взгляд . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper & Row. ↵
- Розенхан, Д.Л. (1973). О том, чтобы быть в здравом уме в безумных местах. Наука, 179 , 250–258. ↵
6.1 Обзор неэкспериментальных исследований – методы исследования в психологии
Цели обучения
- Дайте определение неэкспериментальным исследованиям, четко отличите их от экспериментальных исследований и приведите несколько примеров.
- Объясните, когда исследователь может предпочесть проведение неэкспериментального исследования экспериментальному.
Неэкспериментальное исследование – это исследование, в котором отсутствует манипулирование независимой переменной. Вместо того, чтобы манипулировать независимой переменной, исследователи, проводящие неэкспериментальные исследования, просто измеряют переменные в том виде, в каком они возникают в природе (в лаборатории или в реальном мире).
Большинство исследователей в области психологии считают различие между экспериментальным и неэкспериментальным исследованием чрезвычайно важным. Это связано с тем, что, хотя экспериментальные исследования могут предоставить убедительные доказательства того, что изменения в независимой переменной вызывают различия в зависимой переменной, неэкспериментальные исследования, как правило, этого не могут. Однако, как мы увидим, эта неспособность делать причинно-следственные выводы не означает, что неэкспериментальное исследование менее важно, чем экспериментальное.
Когда использовать неэкспериментальное исследованиеКак мы видели в предыдущей главе, экспериментальное исследование уместно, когда у исследователя есть конкретный исследовательский вопрос или гипотеза о причинно-следственной связи между двумя переменными — и это возможно, осуществимо, и этично манипулировать независимой переменной. Поэтому само собой разумеется, что неэкспериментальные исследования уместны и даже необходимы, когда эти условия не выполняются. Во многих случаях предпочтение отдается неэкспериментальным исследованиям, в том числе когда:
- исследовательский вопрос или гипотеза относится к одной переменной, а не к статистической взаимосвязи между двумя переменными (например, насколько точны первые впечатления людей?).
- вопрос исследования относится к непричинной статистической связи между переменными (например, существует ли корреляция между вербальным интеллектом и математическим интеллектом?).
- вопрос исследования касается причинно-следственной связи, но независимая переменная не может быть изменена или участники не могут быть случайным образом отнесены к условиям или порядкам условий по практическим или этическим причинам (например, влияет ли повреждение гиппокампа человека на формирование долгосрочных следы памяти?).
- исследовательский вопрос носит широкий и исследовательский характер или касается того, каково это иметь определенный опыт (например, каково быть работающей матерью с диагнозом депрессия?).
Опять же, выбор между экспериментальным и неэкспериментальным подходами обычно диктуется характером вопроса исследования. Напомним, три цели науки — описывать, предсказывать и объяснять. Если цель состоит в том, чтобы объяснить, а вопрос исследования касается причинно-следственных связей, то обычно предпочтение отдается экспериментальному подходу. Если цель состоит в том, чтобы описать или предсказать, будет достаточно неэкспериментального подхода. Но эти два подхода можно также использовать для решения одного и того же исследовательского вопроса взаимодополняющими способами. Например, Точно так же после своего первоначального исследования Милгрэм провел эксперименты, чтобы изучить факторы, влияющие на послушание. Он манипулировал несколькими независимыми переменными, такими как расстояние между экспериментатором и участником, участником и сообщником, а также место проведения исследования (Милграм, 19 лет).74) [1] .
Типы неэкспериментальных исследованийНеэкспериментальные исследования делятся на три широкие категории: перекрестные исследования, корреляционные исследования и наблюдательные исследования.
Во-первых, поперечное исследование включает сравнение двух или более ранее существовавших групп людей. Что делает этот подход неэкспериментальным, так это отсутствие манипулирования независимой переменной и случайного распределения участников по группам. Представьте, например, что исследователь применяет шкалу самооценки Розенберга к 50 американским студентам колледжей и 50 японским студентам колледжей. Хотя это «похоже» на эксперимент между испытуемыми, это перекрестное исследование, потому что исследователь не манипулировал национальностью студентов. В качестве другого примера, если бы мы хотели сравнить результаты теста памяти группы потребителей каннабиса с группой не употребляющих, это можно было бы считать поперечным исследованием, потому что по этическим и практическим причинам мы не смогли бы случайным образом назначить участников групп, употребляющих и не употребляющих каннабис. Скорее нам нужно было бы сравнить эти ранее существовавшие группы, что могло бы привести к смещению выбора (группы могут отличаться другими способами, которые влияют на их ответы на зависимую переменную). Например, потребители каннабиса с большей вероятностью употребляют больше алкоголя и других наркотиков, и эти различия могут объясняться различиями в зависимой переменной между группами, а не употреблением каннабиса как таковым.
Планы поперечного сечения обычно используются психологами, изучающими старение, и исследователями, интересующимися половыми различиями. Используя этот дизайн, специалисты по психологии развития сравнивают группы людей разного возраста (например, молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет и пожилых людей в возрасте от 60 до 75 лет) по различным зависимым переменным (например, память, депрессия, удовлетворенность жизнью). ). Конечно, основным ограничением использования этого плана для изучения эффектов старения является то, что различия между группами, кроме возраста, могут объяснять различия в зависимой переменной. Например, различия между группами могут отражать поколение, из которого происходят люди (когортный эффект), а не прямое влияние возраста. По этой причине лонгитюдные исследования, в которых наблюдают за одной группой людей по мере их старения, предлагают превосходные средства изучения последствий старения. Опять же, для изучения половых различий широко используются схемы поперечных сечений. Поскольку исследователи не могут с практической или этической точки зрения манипулировать полом своих участников, они должны полагаться на модели поперечного сечения для сравнения групп мужчин и женщин по разным результатам (например, вербальные способности, употребление психоактивных веществ, депрессия). Используя эти дизайны, исследователи обнаружили, что мужчины чаще, чем женщины, страдают от проблем со злоупотреблением психоактивными веществами, а женщины чаще, чем мужчины, страдают от депрессии. Но при использовании этого дизайна неясно, чем вызваны эти различия. Таким образом, используя этот дизайн, неясно, связаны ли эти различия с факторами окружающей среды, такими как социализация, или биологическими факторами, такими как гормоны?
Когда исследователи используют характеристику участника для создания групп (национальность, употребление каннабиса, возраст, пол), независимая переменная обычно упоминается как выбранная экспериментатором независимая переменная (в отличие от независимых переменных, манипулируемых экспериментатором, используемых в экспериментальное исследование). На рис. 6.1 показаны данные гипотетического исследования взаимосвязи между тем, составляют ли люди ежедневный список дел («список дел») и стрессом. Обратите внимание, что неясно, является ли это экспериментом или перекрестным исследованием, потому что неясно, манипулировал ли исследователь независимой переменной или просто выбирал исследователь. Если исследователь случайным образом поручил некоторым участникам составлять ежедневные списки дел, а другим — нет, то экспериментатор манипулировал независимой переменной, и это настоящий эксперимент. Если исследователь просто спрашивал участников, составляют ли они ежедневные списки дел или нет, то независимая переменная выбирается экспериментатором, и исследование является перекрестным. Это различие важно, потому что если бы исследование было экспериментом, то можно было бы сделать вывод, что составление ежедневных списков дел снижает стресс участников. Но если бы это было перекрестное исследование, можно было бы сделать вывод только о том, что эти переменные статистически связаны. Возможно, стресс негативно влияет на способность людей планировать заранее. Или, возможно, более добросовестные люди чаще составляют списки дел и меньше подвержены стрессу. Важным моментом является то, что то, что определяет исследование как экспериментальное или перекрестное, — это не изучаемые переменные, не то, являются ли переменные количественными или категориальными, не тип графика или статистики, используемые для анализа данных. это как проводится исследование.
Рисунок 6.1 Результаты гипотетического исследования того, испытывают ли люди, которые ежедневно составляют списки дел, меньше стресса, чем люди, которые не составляют таких списков
исследовать. Корреляционное исследование считается неэкспериментальным, поскольку оно фокусируется на статистической взаимосвязи между двумя переменными, но не включает манипулирование независимой переменной. Точнее, в корреляционное исследование , исследователь измеряет две непрерывные переменные, практически не пытаясь контролировать внешние переменные, а затем оценивает взаимосвязь между ними. Например, исследователь, интересующийся взаимосвязью между самооценкой и успеваемостью в школе, может собрать данные о самооценке учащихся и их среднем балле, чтобы увидеть, связаны ли эти две переменные статистически. Корреляционное исследование очень похоже на перекрестное исследование, и иногда эти термины используются взаимозаменяемо. Различие, которое будет сделано в этой книге, заключается в том, что вместо сравнения двух или более ранее существовавших групп людей, как это делается в поперечном исследовании, корреляционное исследование включает в себя корреляцию двух непрерывных переменных (группы не формируются и не сравниваются).
В-третьих, наблюдательное исследование не является экспериментальным, поскольку оно направлено на наблюдения за поведением в естественных или лабораторных условиях без каких-либо манипуляций. Первоначальное исследование послушания Милгрэма не было экспериментальным в этом смысле. В первую очередь его интересовала степень, в которой участники слушались исследователя, когда он велел им ударить током сообщника, и он наблюдал, как все участники выполняли одно и то же задание в одинаковых условиях. Исследование Лофтуса и Пикрелла, описанное в начале этой главы, также является хорошим примером наблюдательного исследования. Переменная заключалась в том, «вспоминали ли» участники пережитые в детстве слегка травмирующие события (например, заблудились в торговом центре), которых они на самом деле не испытали, но о которых исследователи неоднократно спрашивали их. В этом конкретном исследовании почти треть участников «вспомнили» хотя бы одно событие. (Как и оригинальное исследование Милгрэма, это исследование вдохновило на несколько более поздних экспериментов по изучению факторов, влияющих на ложные воспоминания.
Типы исследований, которые мы обсуждали до сих пор, являются количественными, ссылаясь на тот факт, что данные состоят из чисел, которые анализируются с использованием статистических методов. Но, как вы узнаете из этой главы, многие наблюдательные исследования носят более качественный характер. В качественном исследовании данные обычно нечисловые и поэтому не могут быть проанализированы с использованием статистических методов. Обсервационное исследование Розенханом переживаний людей, находящихся в психиатрическом отделении, было прежде всего качественным. Данные представляли собой записи, сделанные «псевдопациентами» — людьми, которые притворялись, будто слышат голоса, — вместе с их больничными картами. Анализ Розенхана состоит в основном из письменного описания переживаний псевдопациентов, подкрепленного несколькими конкретными примерами. Чтобы проиллюстрировать тенденцию персонала больницы «обезличивать» своих пациентов, он отметил: «После госпитализации я и другие псевдопациенты проходили первоначальный медицинский осмотр в полуобщественной палате, где сотрудники занимались своими делами, как будто мы не там» (Розенхан, 1973, с. 256) [2] . Качественные данные имеют отдельный набор инструментов анализа в зависимости от вопроса исследования. Например, тематический анализ будет фокусироваться на темах, которые появляются в данных, или анализ разговора будет сосредоточен на том, как слова были сказаны в интервью или фокус-группе.
Пересмотр внутренней валидностиНапомним, что внутренняя валидность – это степень, в которой дизайн исследования поддерживает вывод о том, что изменения в независимой переменной вызвали любые наблюдаемые различия в зависимой переменной. На рис. 6.2 показано, как экспериментальные, квазиэкспериментальные и неэкспериментальные (корреляционные) исследования различаются по внутренней достоверности. Экспериментальные исследования, как правило, имеют наивысшую внутреннюю валидность, потому что использование манипулирования (независимой переменной) и контроля (посторонних переменных) помогает исключить альтернативные объяснения наблюдаемых взаимосвязей. Если средний балл зависимой переменной в эксперименте различается в зависимости от условий, вполне вероятно, что независимая переменная ответственна за это различие. Неэкспериментальные (корреляционные) исследования имеют самую низкую внутреннюю валидность, потому что в этих планах не используются манипуляции или контроль. Квазиэкспериментальное исследование (которое будет описано более подробно в следующей главе) находится посередине, потому что оно содержит некоторые, но не все черты настоящего эксперимента. Например, он может не использовать случайное назначение для распределения участников по группам или не использовать уравновешивание для контроля потенциальных эффектов порядка. Представьте, например, что исследователь находит две похожие школы, запускает программу борьбы с травлей в одной из них, а затем обнаруживает меньше случаев травли в этой «лечебной школе», чем в «контрольной школе». Несмотря на то, что проводится сравнение с контрольным состоянием, отсутствие случайного распределения детей по школам все же может означать, что учащиеся лечебной школы отличаются от учащихся контрольной школы каким-то другим образом, что может объяснить разницу в издевательствах (например, может иметь место эффект отбора).
Рис. 6.2. Внутренняя достоверность корреляционных, квазиэкспериментальных и экспериментальных исследований. Эксперименты, как правило, обладают высокой внутренней достоверностью, квазиэксперименты — ниже, а корреляционные исследования — еще ниже.
Обратите также внимание на Рисунок 6.2 , что существует некоторое совпадение внутренней валидности экспериментов, квазиэкспериментов и корреляционных исследований. Например, плохо спланированный эксперимент, включающий множество смешанных переменных, может иметь более низкую внутреннюю валидность, чем хорошо спланированный квазиэксперимент без очевидных смешанных переменных. Внутренняя валидность также является лишь одной из нескольких валидностей, которые можно было бы рассмотреть, как отмечалось в главе 59.0005
Key Takeaways
- Неэкспериментальное исследование — это исследование, в котором отсутствует манипулирование независимой переменной.
- Существует два основных типа неэкспериментальных исследований. Корреляционное исследование, фокусирующееся на статистических взаимосвязях между переменными, которые измеряются, но не манипулируются, и наблюдательное исследование, в котором за участниками наблюдают, а их поведение регистрируется без вмешательства исследователя или манипулирования какими-либо переменными.