Навыки самообслуживания: формирование в 3-4 года, 5-6-7 лет

Навыки самообслуживания: что и когда?

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

26284 просмотров

10 апреля 2020

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Малыш растет быстро — так же быстро увеличиваются и изменяются его потребности. После рождения малыша перед родителями выстраивается целый ряд вопросов.

Сначала: как и когда кормить, сколько раз в день менять подгузники, как наладить режим малыша. Позднее появляются вопросы о том, когда малыш должен научиться сидеть, ползать и ходить. Когда найдены ответы и на эти вопросы, то приходит очередь не менее важных: когда малыш освоит те или иные навыки самостоятельности и как помочь малышу побыстрее их приобрести?

Главное, что должны помнить родители: их ребенок индивидуален, и не надо сравнивать его с ребенком соседа, брата или подруги, который в год уверенно ест ложкой, а в 3 года уже читает наизусть стихи. То, что одним легко дается раньше, другие осваивают позднее — и это не является признаком патологии. И если малыш проходит медицинские осмотры в декретированные сроки и специалисты не находят никаких отклонений в его психомоторном развитии, то и вам не о чем беспокоиться. Важно наблюдать за малышом и не торопить события, не требовать от годовалого крохи пользоваться ножом и вилкой, но и не стремиться делать за трехлетку всю его работу по сборам на прогулку.

К году малыш легко может научиться вытирать руки и лицо после умывания, к полутора годам он уже вполне может сам долго и тщательно мыть руки, а к 2 годам карапуз может научиться пользоваться носовым платком и убирать за собой игрушки вместе со взрослым. Главное — помнить, что ребенок не научится всему сам по себе, ему обязательно надо уделять внимание, показывать, проводить «мастер-классы» и обязательно хвалить, если все получилось правильно.

Когда пора пить из чашки?

Одни дети могут освоить это умение уже в 6–8 месяцев, другие и после года не расстаются с бутылочкой и наотрез отказываются пить из чашки. Здесь дело не в развитии, а в привычке.

Как помочь?

Странно требовать от годовалого малыша пить из чашки, если он никогда не видел этот предмет и привык пить через соску или из поильника. Чем раньше вы начнете его учить, тем раньше он освоит этот навык. Оптимально начинать приучение к чашке в возрасте 6 месяцев. Сначала учим пить с ложечки, а после переходим к чашке.

Как правило, дети, которые пьют из бутылочек, позже начинают пить из чашки просто потому, что им это привычнее, а родителям — удобнее.

Когда пора самостоятельно есть ложкой?

В это трудно поверить, но даже годовалый карапуз вполне может сам есть ложкой, а к 1,5–2 годам он будет ловко орудовать этим столовым прибором и не пачкаться, но лишь при условии, что ложку ему дали тогда же, когда начали вводить прикорм.

Как помочь?

Дайте ложку! Не раздражайтесь и не нервничайте, если малыш на первых порах отправит еду не в свой рот, а на одежду, на стол и окружающие предметы. Проявите терпение — дайте ему поупражняться, и он освоит этот навык.

Когда вводите прикорм, обзаведитесь сразу двумя ложками. Одной вы кормите малыша, а второй он кормит себя сам. Первое время он будет лишь играть, а после начнет пытаться есть сам.

Когда пора самому ходить в туалет?

Этот вопрос вызывает, как правило, наибольшее количество споров. Однако и в этом вопросе все индивидуально для каждого малыша.

Как помочь?

Не форсируйте события и не заставляйте малыша садиться на горшок, у малыша это вызовет лишь негативные эмоции и неприятие горшка как нелюбимого предмета.

Высаживание на горшок должно быть комфортным, иногда даже следует позволить малышу самому выбрать себе горшок, «примерить» его.

Когда пора самому следить за внешним видом?

  • Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке — самостоятельно с двух с половиной лет.
  • Пользоваться расческой, стоя перед зеркалом — с полутора-двух лет.
  • Ухаживать за ногтями с помощью щеточки — с двух с половиной лет.

Когда пора научиться самому раздеваться?

К 2 годам ребенок уже вполне может сам снять носки, колготки, брюки, туфли и даже ботинки, если взрослый поможет развязать шнурки. С верхней одеждой — сложнее, этот навык придет чуть позже.

Как помочь?

Давайте ребенку больше свободы. Помните, что носочки кроха мог легко стянуть с себя еще в годик, да и первые ботиночки на липучке тоже. Даже если вы очень спешите, позвольте малышу самому раздеться, не торопите его.

Когда пора научиться самому одеваться?

К 2 годам малыш может сам надеть носки, шорты и даже натянуть колготки, пусть и наизнанку. Научиться надевать куртку (не застегивая ее), шапку, варежки и сапожки или валенки. К 3 годам ребенок уже должен не только полностью уметь сам одеваться, но и отмечать, если что-то было сделано неправильно.

Как помочь?

В первую очередь необходимо поощрять самостоятельность малыша и показывать ему, как правильно. Ни в коем случае нельзя торопить или прерывать, а тем более ругать малыша. Надел наизнанку? Покажите ему, что не так и как это исправить.

Помогайте малышу стать самостоятельным:

  • поддерживайте стремление к самостоятельности;
  • поощряйте, хвалите малыша даже за небольшие достижения;
  • показывайте собственным примером, что и как нужно делать правильно и в каком порядке;
  • не торопите кроху, дайте ему возможность сделать самому, пусть и медленно;
  • не спешите на помощь, пока он сам о ней не попросит;
  • в процессе обучения навыкам используйте потешки и стихи;
  • обучайте играя;
  • мыслите позитивно — тогда ваш положительный настрой передастся малышу, и все трудности он преодолеет играючи.

Одним из важных условий легкого формирования навыков самообслуживания является создание удобной для малыша среды.

Согласитесь: тяжело учиться пить из большой чашки, которую и в руки-то взять неудобно. А уж доставать с верхней полки свои штанишки и колготки — и подавно.

Сделайте дом удобным для малыша:

  • пусть полотенце в ванной висит так, чтобы малыш мог сам его снять;
  • в ванной должна стоять ступенька, встав на которую, ребенок сможет дотянуться до крана и до своего стаканчика с зубной щеткой и пастой;
  • все туалетные принадлежности малыша должны быть расположены так, чтобы ему было удобно ими пользоваться;
  • дверь в туалет должна легко открываться, и если на первом году жизни вы поставили везде круглые ручки, которые нужно поворачивать, самое время их сменить, ведь малышу до 3–4 лет они не под силу;
  • пусть в туалете всегда будут влажные салфетки — так вы снизите риск грязных штанишек, если вдруг малыш решит проявить чудеса самостоятельности и сам попробует вытереть себе попу;
  • столовые приборы должны быть подходящего размера;
  • одежда малыша должна храниться там, где он легко сможет ее сам достать, он должен знать, где лежат трусики, где майки, где носочки, а где кофты.

Дом должен быть не только удобным для малыша, но и безопасным. Сделайте максимально безопасными те области, в которых малыш действует самостоятельно: не ставьте рядом с его вещами тяжелых и колюще-режущих предметов, уберите подальше токсичные вещества и электроприборы.

Самый простой способ научить малыша одеваться — это одевать кукол и игрушки. Первыми малыши осваивают липучки, затем молнии, пуговицы и в последнюю очередь шнурки.

Дети любят быть самостоятельными, просто ненавязчиво помогите им в этом.

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

%PDF-1. 5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста
  • Дмитриева С. О.1.52019-03-05T12:02:15+05:002019-03-05T12:02:15+05:00 endstream endobj 6 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents [87 0 R 88 0 R 89 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 0 /Annots [90 0 R] >> endobj 7 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Annots [91 0 R 92 0 R 93 0 R] /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 94 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 1 >> endobj 8 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 96 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 5 >> endobj 9 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 97 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 6 >> endobj 10 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 99 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 7 >> endobj 11 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 101 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 8 >> endobj 12 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 102 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 9 >> endobj 13 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 104 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 10 >> endobj 14 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 105 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 11 >> endobj 15 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 107 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 12 >> endobj 16 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 108 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 13 >> endobj 17 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 109 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 14 >> endobj 18 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 110 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 15 >> endobj 19 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 111 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 16 >> endobj 20 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 112 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 17 >> endobj 21 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 113 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 18 >> endobj 22 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 114 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 19 >> endobj 23 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 115 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 20 >> endobj 24 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 116 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 21 >> endobj 25 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 118 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 22 >> endobj 26 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 120 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 23 >> endobj 27 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 121 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 24 >> endobj 28 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 122 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 25 >> endobj 29 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 123 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 26 >> endobj 30 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 124 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 27 >> endobj 31 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 125 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 28 >> endobj 32 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 126 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 29 >> endobj 33 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 127 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 30 >> endobj 34 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 128 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 31 >> endobj 35 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 129 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 32 >> endobj 36 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 130 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 33 >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 131 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 34 >> endobj 38 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 132 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 35 >> endobj 39 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 133 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 36 >> endobj 40 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 134 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 37 >> endobj 41 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 135 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 38 >> endobj 42 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 136 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 39 >> endobj 43 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 137 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 40 >> endobj 44 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 138 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 41 >> endobj 45 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 140 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 42 >> endobj 46 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 142 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 43 >> endobj 47 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 143 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 44 >> endobj 48 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 145 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 45 >> endobj 49 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 147 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 46 >> endobj 50 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 148 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 47 >> endobj 51 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 149 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 48 >> endobj 52 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 841.92 595.32] /Contents 150 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 49 >> endobj 53 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 841.92 595.32] /Contents 151 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 50 >> endobj 54 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 841. 92 595.32] /Contents 152 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 51 >> endobj 55 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 841.92 595.32] /Contents 153 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 52 >> endobj 56 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 154 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 53 >> endobj 57 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 155 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 54 >> endobj 58 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 156 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 55 >> endobj 59 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 157 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 56 >> endobj 60 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 158 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 57 >> endobj 61 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 159 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 58 >> endobj 62 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 160 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 59 >> endobj 63 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 161 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 60 >> endobj 64 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 162 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 61 >> endobj 65 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 163 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 62 >> endobj 66 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 164 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 63 >> endobj 67 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 165 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 64 >> endobj 68 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 166 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 65 >> endobj 69 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 167 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 66 >> endobj 70 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 168 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 67 >> endobj 71 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 169 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 68 >> endobj 72 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 170 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 69 >> endobj 73 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 171 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 70 >> endobj 74 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 172 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 71 >> endobj 75 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 174 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 72 >> endobj 76 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 176 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 73 >> endobj 77 0 obj > endobj 78 0 obj > endobj 79 0 obj > endobj 80 0 obj > endobj 81 0 obj > endobj 82 0 obj > endobj 83 0 obj > endobj 84 0 obj > endobj 85 0 obj > endobj 86 0 obj > stream x

    CSLOT: Центр речи, языка, трудотерапии и прикладного анализа поведения

    Развитие навыков самообслуживания у ребенка имеет решающее значение в процессе развития детей, особенно в возрасте от 1 до 8 лет. Навыки самообслуживания включают в себя одевание/раздевание, самостоятельное кормление, посещение туалета и уход за собой (например, мытье рук, чистка зубов, купание и т. д.).

    Улучшение навыков самообслуживания вашего ребенка может принести ему пользу, развивая его двигательные, зрительно-моторные, последовательные, внимание и организационные навыки, а также уверенность в себе. Повышение навыков вашего ребенка также принесет пользу вам и другим членам вашей семьи, так как у вас будет больше времени для выполнения других задач.

    Факторы, влияющие на развитие навыков

    Существует несколько факторов, которые могут повлиять на участие вашего ребенка в выполнении задач по уходу за собой. Биомеханические проблемы (например, мышечный тонус, сила, диапазон движений и т. д.) могут повлиять на способность ребенка участвовать в самообслуживании. Например, у ребенка со сниженной силой могут возникнуть трудности с надеванием и снятием носков. Ребенок с ограниченным диапазоном движений может быть не в состоянии поднять руки, чтобы расчесать волосы.

    Сенсорная обработка также может повлиять на способность ребенка заниматься самообслуживанием. Ребенок с тактильной защитной функцией может с трудом переносить различные текстуры, что может повлиять на его способность одеваться, купаться, мыть руки или чистить зубы. У ребенка с проблемами моторного планирования могут возникнуть проблемы с маневрированием тела, чтобы одеваться самостоятельно.

    Кроме того, интерес и уверенность в своих силах могут повлиять на участие ребенка в выполнении задач по уходу за собой. Поэтому важно изначально сделать задания как можно более увлекательными и простыми. Затем, когда ребенок становится более самостоятельным, требования к задаче могут возрасти. Например, одевание (включая застежки) может начинаться с куклы во время игры, и по мере того, как ребенок демонстрирует возросшую самостоятельность, эти навыки могут быть перенесены на самостоятельное одевание/раздевание.

    Наконец, важным компонентом является возможность. Для адекватного развития навыков детям следует предоставлять частые возможности практиковать навыки. Часто родители выполняют много задач по уходу за своими детьми из-за нехватки времени, культурных влияний или других факторов. Сосредоточив внимание на одной задаче по уходу за собой или на одной части этой задачи, родители могут легко предоставить больше возможностей, пока навык не будет достигнут. Например, если родитель решил переодеться, возможно, лучше попробовать это сделать вечером после купания, а не утром, когда все остальные пытаются подготовиться к новому дню. Затем, когда ребенок становится более самостоятельным, одевание может переноситься на утро, освобождая родителей для выполнения других действий. Одежда также может быть разбита на части. Родитель может сосредоточиться на одевании, сначала работая со своим ребенком над снятием и подтягиванием штанов после каждой смены подгузника или посещения туалета.

    В следующей таблице указаны основные этапы развития навыков самообслуживания.

    Развитие навыков самообслуживания

    Важно помнить, что у всех детей навыки развиваются по-разному. Некоторые могут освоить многие из перечисленных навыков до указанного возраста, в то время как другие могут продемонстрировать навыки через несколько месяцев после указанного возраста. Приведенная здесь последовательность предназначена только для руководства.

    Развитие навыков самообслуживания

    Возраст: 1 1/2 года
    • Содействует одеванию, вытягивая руки и ноги.
    • Палец подает маленькие кусочки еды и начинает пить из чашки-непроливайки.
    • Указывает на дискомфорт при намокании или загрязнении, имеет регулярный стул и может сидеть на туалете под присмотром.
    Возраст: 2,5 года
    • Снимает расстегнутые пальто и рубашки, носки, обувь и спущенные брюки; расстегивает большие пуговицы.
    • Умеет есть с ложки, пьет через соломинку и начинает самостоятельно пить из открытой чашки.
    • Туалет регулируется взрослым и может нуждаться в помощи, чтобы войти в туалет.
    • Моет руки и чистит зубы с посторонней помощью.
    Возраст: 3,5 года
    • Платья с приспособлением для ориентации одежды; самостоятельно стягивает штаны; расстегивает разделительные молнии; пуговицы большие пуговицы; использует кнопки на передней части одежды; расстегивает обувь или ремни.
    • Начинает протыкать еду вилкой.
    • Самостоятельно ходит в туалет, но может нуждаться в помощи, чтобы вытереть и застегнуть одежду.
    • Самостоятельно моет руки и начинает умывать лицо.
    Возраст: 4,5 года
    • Самостоятельно раздевается; ориентирует одежду; обувь со шнурками; пряжки для обуви и ремней; продевает ремни через петли; молнии, разделяющие молнии.
    • Самостоятельно моет лицо и чистит зубы; начинает расчесывать и расчесывать волосы; купается с посторонней помощью.
    Возраст: 5 лет
    • Одевается без присмотра и учится завязывать и развязывать узлы.
    • Начинает резать еду ножом.
    • Полностью автономный с туалетом.
    • Самостоятельно расчесывает и расчесывает волосы.
    Возраст: 8 лет
    • Ванны самостоятельно.

     

    Также см. наш более полный контрольный список дополнительных этапов самопомощи для детей в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

    Теперь, когда понятно типичное развитие, мы сосредоточимся на общих стратегиях и стратегиях для конкретных задач, чтобы улучшить дальнейшую независимость вашего ребенка.

    Общие стратегии

    Визуальные расписания можно использовать для многих задач по уходу за собой (например, одевание, посещение туалета, мытье рук, чистка зубов, купание). Визуальные расписания — это реальные изображения, значки или слова, изображающие ежедневное расписание или шаги для отдельной задачи. Расписания могут быть очень конкретными или общими.

    Цепочка — это еще один метод, который можно использовать с многочисленными задачами по уходу за собой. Существует два типа цепочек: вперед и назад. В прямой цепочке задача изучается шаг за шагом, начиная с первого шага. Например, при мытье рук ребенка можно сначала научить включать воду, затем мочить руки, доставать мыло и так далее. В обратной цепочке задача изучается, начиная с последнего шага и работая в обратном направлении. Этот метод часто полезен для обеспечения немедленного успеха, поскольку ребенок завершает последний шаг и задача выполнена. Обратная цепочка также может использоваться для мытья рук. Например, ребенка можно сначала научить вытирать руки о полотенце, затем смывать мыло с рук, растирать мыло по рукам и т. д.

    Стратегии для конкретных задач

    Одевание/раздевание  Использование одежды большого размера или одежды с большими отверстиями (например, с V-образным вырезом, вырезом-лодочкой) может помочь ребенку научиться одеваться и раздеваться. Кроме того, шорты и плавки легче надеть, чем брюки. Визуальные подсказки часто помогают детям ориентироваться в своей одежде (например, обучение ребенка искать свою бирку или маркировать свою одежду может помочь им ориентироваться сзади/спереди, носки с другим цветом носка и пятки могут помочь детям ориентироваться). Детям часто сложно надевать и снимать носки, поэтому, начав с носков-труб, это может облегчить задачу. Также есть два метода снятия носков. Большинство детей пытаются снять носки, потянув за носок. Этот метод часто труден для узких носков. Альтернативным методом является метод крючка для большого пальца, при котором ребенок вставляет большой палец в носок у пятки и стягивает его. Застежки на одежде — еще один сложный аспект одевания. Во-первых, используйте крупные застежки на одежде, которую ребенок не носит. Затем, когда ребенок станет более самостоятельным, уменьшите размер застежек и попробуйте их, пока ребенок носит одежду.

    Чистка зубов  Одна из самых больших проблем при обучении детей чистке зубов – заставить их чистить зубы дольше. Сейчас на рынке есть зубные щетки, которые светятся и показывают количество времени, в течение которого дети должны чистить зубы. Кроме того, использование вибрирующей щетки может повысить эффективность уборки без дополнительных усилий со стороны ребенка. Другая стратегия состоит в том, чтобы иметь структурированный метод чистки зубов каждый раз, когда задача выполнена. Например, начните с нижней правой стороны для пяти штрихов, затем с нижней левой стороны для пяти штрихов и так далее.

    Купание  Использование банной рукавицы вместо мочалки может облегчить купание. Кроме того, использование полотенца для рук для сушки часто легче контролировать, чем большое сухое полотенце. Пенное или жидкое мыло — забавная альтернатива кусковому мылу, которое также упрощает купание.

    Это всего лишь несколько советов, как повысить самостоятельность вашего ребенка с помощью самообслуживания. Помните, что дети любят играть, поэтому сначала начните обучать навыкам ухода за собой в игре, а затем внедрите их в привычный уход за собой. Ваш ребенок будет более уверен в себе и с большей готовностью будет участвовать.

    Навыки самообслуживания

    Уход за собой | NHS GGC