Невербальная коммуникация | Блог 4brain
Общение – это гораздо больше, чем только явный смысл слов. Оно также включает неявные сообщения, преднамеренные или нет и выражаемые через невербальное поведение.
Невербальная коммуникация включает мимику, тон и высоту голоса, жестикуляцию, отображаемые посредством языка тела , а также соблюдение личного пространства и физического расстояния. Эти сигналы могут давать подсказки, намеки, а также дополнительную информацию и смысл сверх устного сообщения. Они помогут лучше понять человека, мотивы и причины его поведение — а это, в свою очередь, позволит вам выстроить свою тактику поведения.
Таким образом, невербальная коммуникация помогает людям:
- усилить или изменить то, что было сказано словами;
- передать информацию о своем эмоциональном состоянии;
- определить или укрепить отношения между людьми;
- предоставить обратную связь;
- регулировать поток диалога (например, сигнализировать о том, что пора закончить беседу или что вы хотите что-нибудь сказать).
Невербальные сигналы могут выполнять пять ролей:
Роль первая: повторение. Невербальные сигналы могут «повторить» сообщение, которое человек делает устно.
Роль вторая: противоречие. Они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать.
Роль третья: замещение. Они могут заменить словесное сообщение.
Роль четвертая: дополнение. Начальник, который похлопывает подчиненного по спине в дополнение к похвале, увеличивает влияние сообщения.
Роль пятая: акцентирование. Можно подчеркнуть словесное сообщение. Например, удар по столу кулаком.
Типы невербальной коммуникации и языка тела
Различные типы невербальной коммуникации включают в себя:
Движения и позы тела
Подумайте о том, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя – это процесс обмена информацией с миром.
Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, опору, стойку и едва уловимые движения.
Выражения лица
Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря при этом ни слова. И в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, мимика лица универсальна.
Выражения лица для счастья, грусти, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах. Это значит, что, изучив эту тему, вы сможете применять данные знания практически со всеми людьми на планете.
Зрительный контакт
Поскольку визуальное восприятие является доминирующим для большинства людей, роль зрительного контакта при невербальной коммуникации трудно переоценить. То, как вы смотрите на кого-то, может передавать много информации, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение.
Зрительный контакт также имеет важное значение для поддержания плавности разговора, а также оценки и реакции собеседника.
Жесты
Жесты плотно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем пальцем и активно используем свои руки, когда спорим или говорим оживленно. Часто жесты являются неосознанными.
Однако смысл жестов может сильно различаться в разных культурах и странах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильной интерпретации.
Личное пространство
Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше личное пространство?
У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта она частично зависит от культуры, ситуации и близости отношений.
Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.
Прикосновения
Мы передаем огромное количество информации при помощи прикосновений. Задумайтесь о сообщениях, которые один человек передает другому при помощи следующих взаимодействий: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, успокаивающий шлепок по спине, покровительственное похлопывание по голове или контролирующий захват руки.
Голос
Дело не только в том, что вы говорите, сколько в том, как именно это делаете. Когда мы говорим, другие люди «считывают» наш голос в дополнение к осмыслению слов.
Вот на что обращает внимание ваш собеседник:
- тон;
- тембр;
- темп;
- высота голоса;
- интонация;
- звуки, которые передают понимание: ага, ох, ах.
Подумайте о том, как чей-то тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанности или уверенность.
Как оценить невербальные сигналы другого человека?
Чтобы научиться этому, нужно просто задавать себе вопросы после каждого диалога. Заведите дневник, назовите его как-то интригующе и беритесь за дело. Все это вам также поможет улучшить свое восприятие, деятельность органов чувств, память и внимание.
Зрительный контакт. Был ли он? Если да, то насколько интенсивный?
Выражение лица. Каким было выражение лица человека на протяжении большей части диалога? Была ли это маска, невозмутимость, эмоциональное присутствие, заинтересованность, скука?
Тон голоса. Был ли теплым, уверенным, заинтересованным или же напряжен?
Поза и жесты. Тело собеседника было расслабленным или жестким и неподвижным? Плечи напряжены, подняты или расслаблены?
Прикосновение. Был ли физический контакт? Насколько это уместно в этой ситуации? Было ли вам некомфортно?
Напряженность. Был ли человек спокойным, расслабленным, незаинтересованным, либо же чрезмерно драматичным?
Тайминг. Была ли задержка между ответами собеседника и его невербальной реакцией?
Это упражнение очень полезно, потому что после разговора может выясниться, что все на самом деле не так, как об этом было сказано. Наши органы чувств считывают всю информацию, однако сознание неспособно уследить за всем. А придя домой, взяв в руки ручку и блокнот и вспомнив все подробности, можно отыскать в памяти моменты, которые проскользнули мимо вашего сознания. Конечно, это лишь начало. Приобретая опыт в профайлинге, нужно добиваться считывания непосредственно в процессе.
Это же упражнение желательно выполнять и в отношении себя. Как мы уже говорили, сознательно попросту невозможно контролировать все сигналы своего тела, однако можно сделать акцент на наиболее важных в данной ситуации. Записывайте и анализируйте, как вы себя вели во время диалога, что делали неправильно. Меняйте свою стратегию, чтобы достичь максимального взаимопонимания.
Таким образом, вы сможете развить так называемую эмоциональную осознанность. Для того, чтобы отдавать точные невербальные сигналы, вы должны знать свои эмоции и то, как они влияют на вас. И делать то же самое в отношении других людей: распознавать их истинные чувства, стоящие за репликами.
Эмоциональная осведомленность позволяет:
- Точно считывать других людей, включая эмоции, которые они испытывают, и невысказанные сообщения, которые отправляют.
- Создать доверие в отношениях, отправляя невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам.
- Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете и заботитесь о них.
- Знать, соответствуют ли отношения вашим эмоциональным потребностям, давая вам возможность либо исправить их, либо двигаться дальше.
Если говорить о наблюдении за собой, то в первую очередь обратите внимание не несоответствия ваших слов и невербальных сигналов. В конце концов, общение – это не только изучение собеседника, но и своей личности. Когда вы научитесь быть цельными и гармоничными, то есть когда слова и невербальные сигналы будут соответствовать друг другу, то сможете выстраивать наилучшие взаимоотношения.
При наблюдении за собеседником никогда не игнорируйте шестое чувство или ощущение, что «что-то здесь не так». Многие люди попросту заглушают этот голос, а затем оказываются втянутыми в неприятные истории. Оказывается, что собеседник на самом деле был настроен враждебно, а не дружелюбно. Что вы не хотели покупать этот мобильный телефон. Что на самом деле ваш друг не хочет ехать с вами на море, а соглашается вынужденно.
Как же понять, что «что-то здесь не так»? Дело именно в несоответствии слов и невербальных сигналов. Рот говорит одно, а тело – другое. Не обольщайтесь, желая услышать лишь то, что хотите. Люди часто врут и говорят не то, что чувствуют. И выражается это на их лице, теле, голосе, выражении глаз.
Книги
Так как тема невербальной коммуникации очень объемна, вы можете продолжить изучать тему при помощи следующих книг.
- «Узнай лжеца по выражению лица» Пол Экман, Уоллес Фризен.
- «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пол Экман.
- «Новый язык телодвижений. Расширенная версия» Алан Пиз, Барбара Пиз.
- «Я вижу, что вы думаете» Джо Новарро.
- «Менталист. Настольная книга развития сверспособностей сознания» Джордж Крескин.
- «Как читать человека словно книгу. Язык тела» Джерард Ниренберг, Генри Калеро, Антон Штангель.
- «Я читаю ваши мысли» Лиллиан Гласс.
- «Чтение мыслей. Примеры и упражнения» Торстен Гавенер.
- «Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования» Владимир Морозов.
- «Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак» Мауро Коццолино.
Еще один вариант – пройти наш курс по профайлингу, где тема невербальной коммуникации рассматривается в комплексе с навыками чтения человека, определения лжи, манипуляций.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Невербальная Коммуникация — это… Что такое Невербальная Коммуникация?
- Невербальная Коммуникация
- Невербальная коммуникация (от лат. verbalis — устный и лат. cоmmunicatiо — общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к
Психологический словарь. 2000.
- Небылицын Владимир Дмитриевич
- Неврастения
Смотреть что такое «Невербальная Коммуникация» в других словарях:
Невербальная коммуникация — (англ. nonverbal communication) система несловесных форм О. и взаимопонимания людей. Реализуется как интонационно тембровыми особенностями голоса (просодическими характеристиками речи), так и выразительными движениями (жест, поза, мимика).… … Психология общения. Энциклопедический словарь
невербальная коммуникация — общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов, имеет свои специфические характеристики (см.: Коммуникация национальная) … Этнопсихологический словарь
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов, имеет свои специфические характеристики (см.: Коммуникация национальная). * * * ( лат. verbum… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Невербальная коммуникация, — коммуникация с использованием вместо речи телодвижений, жестов и выражений лица … Словарь-справочник по социальной работе
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (nonverbal communication) см. Язык тела; Коммуникация … Большой толковый социологический словарь
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — Общий термин, охватывающий все аспекты коммуникации, которые выражаются без использования внешнего, произносимого языка. Жесты, положения тела, выражения лица, факторы контекста, предвосхищение и т.п., все это попадает в сферу компонентов… … Толковый словарь по психологии
Коммуникация (социальные науки) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коммуникация (значения). Коммуникация от лат. «communicatio» что означает сообщение, передача и от «communicare» делать общим, беседовать, связывать, сообщать,… … Википедия
Невербальная информация — (англ. nonverbal information) система несловесных форм О., позволяющих распознавать психол. и психофизич. свойства и состояния говорящего. В рамках канала невербальной коммуникации реципиенту передается до 9 осн. видов Н. и. и сотни возможных их… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Невербальная интеракция — несловесное взаимодействие; несловесный контакт. Это единицы невербального О., в процессе к рого невербальное поведение партнеров представляет разл. уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования поведения друг друга до… … Психология общения. Энциклопедический словарь
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — (от лат. сообщение, передача; communicare делать общим, связывать) процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией… … Энциклопедия культурологии
Книги
- Невербальная коммуникация. Теория, функции, язык и знак, Коццолино М.. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее Купить за 378 руб
- Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак, Коццолино Мауро. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее Купить за 306 руб
- Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак, Мауро Коццолино. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее Купить за 270 руб
dic.academic.ru
Понятийный аппарат психологии невербальных коммуникаций — Мегаобучалка
Теории ничего не доказывают, зато позволяют
выиграть время и отдохнуть, если ты вконец
запутался, стараясь найти то, что найти невозможно.
М. Твен
Обратимся к многочисленным определениям невербальных коммуникаций, имеющимся в социально-психологической литературе.
Невербальная коммуникация является преимущественно проявлением смысловой сферы личности. Она представляет непосредственный канал передачи личностных смыслов[125].
Невербальная коммуникация – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации[126].
Невербальная коммуникация– система неязыковых (не словесных) форм и средств передачи информации[127].
Невербальная коммуникация – это образ действий, в котором люди осуществляют коммуникацию намеренно или ненамеренно, без слов; невербальные сигналы включают лицевые экспрессии, тон голоса, жесты, прикосновения и взгляд[128].
В.А. Лабунская отмечает, что, несмотря на огромный интерес к психологии невербального общения специалистов из различных областей, на большое количество работ, выполненных исследователями различных ориентаций, на появление специальных журналов, психология невербального общения переживает не лучшие времена[129]. Одной из ее первых и основных проблем является терминологическая путаница.
Позиция В.А. Лабунской состоит в том, невербальное общение не может быть сведено как к феномену «невербальные коммуникации», так и к феноменам «невербальное поведение», «паралингвистика», «кинесика», «экспрессия», что достаточно часто наблюдается в психологии[130].
Исходя из вышесказанного, Лабунская предлагает авторскую терминологическую систему.
Невербальное общение – наиболее широкое и абстрактное понятие. Невербальное общение – это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций[131].
Невербальное поведение – более широкое понятие, чем невербальные коммуникации, но более узкое, чем невербальное общение. Это явление включено в понятие невербальное общение и обладает следующими характеристиками: целостность, непроизвольность и вариабельность. Важной характеристикой здесь является непроизвольность, которая подразумевает неосознанное использование невербальных символов, которые формируют имплицитные, т.е. скрытые коммуникации.
Невербальные коммуникации – это система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система. Т.е. невербальные коммуникации – это в основном произвольные жесты, телодвижения, позы, которые приняты в конкретном социуме и которые могут варьироваться в зависимости от культурной среды или места проживания (в качестве примера можно привести жесты приветствия и т.п.). Основными характеристиками невербальных коммуникаций, отличающими их от невербального поведения, являются дискретность, произвольность и инвариантность[132]. За невербальными коммуникациями признается статус автономного «текста», имеющего план выражения, содержания и интерпретации, «текста», заменяющего «вербальный текст»[133].
Невербальное поведение, пишет В.А. Лабунская, в отличие от невербальных коммуникаций, – это просто средство информации, средство, улучшающее ориентировку одного человека в другом, не просто внешнее сопровождение психических явления. Если и можно говорить о невербальном поведении человека как инструменте познания внутреннего мира человека, то только потому, что оно и есть часть этого мира. Невербальное поведение – это не маска, которую можно снять или надеть, это сама личность во всех ее проявлениях. Совокупность вышеперечисленных характеристик придает особый статус невербальному поведению и отделяет его от невербальных коммуникаций[134].
Исходя из вышеприведенных определений, представим наше понимание объемов рассматриваемых понятий (по В.А. Лабунской) в виде рисунка 5.1.
Данная терминологическая система является практически единственной в отечественной психологии, в которой соотнесены объемы и содержания вышеуказанных феноменов.
Тот факт, что невербальная коммуникация является понятием более узким, чем невербальное общение, полностью согласуется с приведенным нами в первой главе анализом содержания объемов понятий «социальная коммуникация» и «общение». Напомним, что общение – понятие более широкое, чем понятие «социальная коммуникация», которая входит в его состав и в литературе чаще всего представлена как коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова (кроме социальной коммуникации общение включает в себя социальную перцепцию и интеракцию).
Рисунок 5.1. Соотношение понятий «невербальное общение», «невербальное поведение» и «невербальные коммуникации» по В.А. Лабунской
(исходя из представленных определений)
Но в то же время при анализе данной терминологической системы возникает ряд вопросов.
Во-первых, с одной стороны невербальное поведение противопоставляется по ряду основных характеристик невербальным коммуникациям; с другой – онопредставленокак более широкое понятие, нежели невербальные коммуникации. Правомерно возникает вопрос: по каким критериям сравниваются объемы понятий, имеющие прямо противоположные характеристики? Также не вносят ясности представленные во второй главе книги «Экспрессия человека: общение и межличностное познание» два типа невербального поведения[135], первый из которых по характеристикам полностью соотносится с понятием «невербальные коммуникации» (по данной терминологической системе). Из этого напрашивается вывод, что невербальное поведение включает в себя невербальные коммуникации. В таком случае, приведенная выше схема трансформируется, и будет иметь следующий вид:
Во-вторых, если исходить из множества понятий «социальная коммуникация», приведенных нами в первой главе, то в них не указано, что социальная коммуникация – это обмен только произвольной информацией между субъектами. Кроме того, в определении межличностной коммуникации Казаринова Н.В. указывает, что это – процесс намеренного или случайного обмена сообщениями между двумя или несколькими партнерами[136].
В-третьих, Лабунская говорит о том, что невербальная коммуникация отчуждена и независима от психологических и социально-психологических качеств личности. В связи с чем возникает вопрос о правомерности изучения невербальных коммуникаций психологией.
Рассмотрим другую точку зрения: А. Меграбян понятие «невербальное поведение» относит к действиям, которые отличаются от речи. По его представлению, сюда входят мимика, жесты кисти и руки, позы, положения тела и разнообразные движения тела, или ног, или ступней. Далее он пишет, что в более широком смысле, в котором это понятие традиционно употреблялось, оно являлось недостаточно точным, поскольку в обсуждение феноменов невербального поведения часто включалось множество неуловимых аспектов речи. Сюда относятся паралингвистические или голосовые явления, такие как основной частотный диапазон и диапазон интенсивности, речевые ошибки или паузы, скорость и длительность речи[137]. Таким образом, Меграбян включает в понятие «невербальное поведение» лишь кинесическую структуру, тем самым, исключая другие (проксемику, такесику, хеморецепцию, паралингвистику и экстралингвистику).
Приходится констатировать, что в настоящее время все еще остаются некоторые противоречия в определении понятий «невербальные коммуникации» и «невербальное поведение», что показывает на необходимость дальнейшего детального осмысления заявленной проблемы.
Классификация видов невербальной коммуникации. Существуют разные подходы к классификации видов невербальной коммуникации. На рисунке 5.2. представлена наиболее полная классификация, построенная по принципу максимального приближения к природной сущности невербальной коммуникации, т.е. учитывающая ее полисенсорную природу (разные сенсорные субканалы).
|
Рисунок 5.2. Общая система невербальных коммуникаций
В дополнение к описанной структуре необходимо также упомянуть такое явление как проксемика. Проксемика или пространственная психология – термин антрополога Э. Холла, который первым провел детальный анализ закономерностей пространственной организации общения, влияния расстояния между людьми и их ориентации в пространстве на характер межличностных отношений. Проксемика включает в себя такие аспекты, как расстояние между собеседниками, ориентация корпуса каждого из собеседников друг относительно друга и т.п.
Все эти виды невербальной коммуникации не изолированы друг от друга, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тем не менее, каждый вид экспрессии имеет самостоятельную традицию исследования.
megaobuchalka.ru
невербальная коммуникация — это… Что такое невербальная коммуникация?
- невербальная коммуникация
общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.
Смотреть что такое «невербальная коммуникация» в других словарях:
Невербальная Коммуникация — (от лат. verbalis устный и лат. cоmmunicatiо общаться) поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к … Психологический словарь
Невербальная коммуникация — (англ. nonverbal communication) система несловесных форм О. и взаимопонимания людей. Реализуется как интонационно тембровыми особенностями голоса (просодическими характеристиками речи), так и выразительными движениями (жест, поза, мимика).… … Психология общения. Энциклопедический словарь
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов, имеет свои специфические характеристики (см.: Коммуникация национальная). * * * ( лат. verbum… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Невербальная коммуникация, — коммуникация с использованием вместо речи телодвижений, жестов и выражений лица … Словарь-справочник по социальной работе
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (nonverbal communication) см. Язык тела; Коммуникация … Большой толковый социологический словарь
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — Общий термин, охватывающий все аспекты коммуникации, которые выражаются без использования внешнего, произносимого языка. Жесты, положения тела, выражения лица, факторы контекста, предвосхищение и т.п., все это попадает в сферу компонентов… … Толковый словарь по психологии
Коммуникация (социальные науки) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коммуникация (значения). Коммуникация от лат. «communicatio» что означает сообщение, передача и от «communicare» делать общим, беседовать, связывать, сообщать,… … Википедия
Невербальная информация — (англ. nonverbal information) система несловесных форм О., позволяющих распознавать психол. и психофизич. свойства и состояния говорящего. В рамках канала невербальной коммуникации реципиенту передается до 9 осн. видов Н. и. и сотни возможных их… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Невербальная интеракция — несловесное взаимодействие; несловесный контакт. Это единицы невербального О., в процессе к рого невербальное поведение партнеров представляет разл. уровни соответствия, гармоничности, целостности: от полного дублирования поведения друг друга до… … Психология общения. Энциклопедический словарь
КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ — (от лат. сообщение, передача; communicare делать общим, связывать) процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией… … Энциклопедия культурологии
Книги
- Невербальная коммуникация. Теория, функции, язык и знак, Коццолино М.. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее Купить за 378 руб
- Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак, Коццолино Мауро. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее Купить за 306 руб
- Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак, Мауро Коццолино. Невербальная коммуникация — одна из наиболее интригующих тем в психологическом исследовании. Проявление эмоций, взгляд, изменение тона и ритма голоса, жесты, позы, межличностное пространство,… Подробнее Купить за 270 руб
ethnopsychology.academic.ru