Вербальное и невербальное общения
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее — знаковым систем. При простейшем делении различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (применяются различные неречевые знаковые системы) коммуникации.
В вербальном общении обычны два варианта речи — устная и письменная.
Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, — это не безграмотная письменная речь, а самостоятельная речь со своими правилами и даже грамматикой. Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной — экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.
К недостаткам устного выражения мысли относятся речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство.
В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т.
п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т. п.Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
♦ регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
♦ обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
♦ выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Невербальные средства общения обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово — с солистом на фоне оркестра. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере.
Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно-кинестетические и ольфакторные.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
Согласование и координация позиций партнеров происходят посредством обмена взглядами, мыслями, чувствами. Этот процесс подчинен целям корректировки планов совместной деятельности. В ходе общения формируются цели, мотивы и программы поведения включенных в него индивидов. В это же время осуществляются также взаимная стимуляция и взаимный контроль поведения.
8. Виды речи. Вербальное и невербальное общение.
Выделяют 2 основных вида речи: устную и письменную.
Устная речь – это внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Она может быть диалогической и монологической (по количеству активных участников речи).
Диалогическая речь – это речь двух и более людей. Это речь разговорная, не полностью развёрнутая, т.к. она ситуативная. В диалогической речи большое значение имеет мимика говорящего.
Монологическая речь
Письменная речь реализуется в форме, доступной для зрительного восприятия, она закреплена в виде письменного текста. В ней используется графический код, выразительные средства языка. Письменная речь требует более продуманного построения, точного изложения мысли.
И устная, и письменная речь являются видами внешней речи, которая связана с процессом общения, обменом информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления, она не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется этой речью, когда обдумывает что-то или планирует свои действия. Главным показателем внутренней речи является беззвучие, отрывочность, она сильно сокращена. Внешняя и внутренняя речь человека находятся в тесной связи.
Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
Коммуникативная – язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
Познавательная – язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
Аккумулятивная – язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
Конструктивная – язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
Эмоциональная – язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
Контактоустанавливающая – язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
К основным невербальным средствам общения относятся:
— жесты;
— мимика;
— пантомимика.
Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.
Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.
Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего – означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.
По своей специфике взгляд может быть:
— Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
— Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
— Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
— Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.
Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.
Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.
Проксемика – определяет зоны наиболее эффективного общения. Э. Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) – в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный – зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д.
В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.
Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.
Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов, мимические выражения несут в себе до 70% информации.
Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.
Невербальная подача – Высказывайтесь, звоните: публичное выступление как адвокация
Эстетика и подача
Опишите важность невербального выражения в публичных выступлениях
Выделите распространенные невербальные ловушки
Используйте специальные методы для улучшения невербального выражения
Вы играли в шарады? Многие из вас, вероятно, «разыгрывали» человека, место или вещь для публики, используя только свое тело и без слов. Шарады, как и многие другие игры, демонстрируют повышенное или преувеличенное использование невербальных сигналов — посредством отыгрывания игра подчеркивает, насколько мощной может быть невербальная коммуникация для общения с аудиторией.
Когда вы разговариваете, подобно шарадам, ваша задача состоит в том, чтобы создать у аудитории захватывающий опыт, который приведет их к новой информации или к рассмотрению нового аргумента. Невербальные сигналы обеспечивают важный аспект этого опыта, подчеркивая ваш контент и внося свой вклад в эстетический опыт.
Невербальная часть вашей речи — это представление себя, а также вашего сообщения. Как мы обсуждали в главе 7, публичное выступление воплощено, и ваши невербальные сигналы являются ключевой частью жизни и общения в вашем теле и через него. С помощью зрительного контакта, вокала, позы, жестов и выражения лица вы усиливаете свое сообщение и приглашаете свою аудиторию уделить серьезное внимание ему — и вам. Ваше доверие, ваша искренность и ваше знание своей речи становятся очевидными через ваше невербальное поведение.
В этой главе мы исследуем различные невербальные компоненты, которые влияют на ваше сообщение, чтобы создать эстетическое впечатление для вашей аудитории. Вместо контрольного списка наборов навыков мы предлагаем вам прочитать их как ряд взаимосвязанных моделей поведения и практик, начиная со зрительного контакта.
Зрительный контакт
Представьте, что вы нашли двух подходящих кандидатов на вакансию, которую вы должны были заполнить. Собеседование интимное, и каждый соискатель сидит прямо напротив вас и трех других коллег, которые вам помогают.
Отвечая на вопросы, заявитель 1 никогда не прерывает с вами зрительный контакт. Вполне вероятно, что по ходу интервью вы начнете чувствовать себя некомфортно, даже будете чувствовать угрозу и начнете неловко водить глазами по комнате. Когда заявитель уходит, вы, наконец, делаете глубокий вдох, но понимаете, что не можете вспомнить ничего, что сказал заявитель.
Входит второй заявитель и, в отличие от первого, смотрит на свои записи, и они никогда не смотрят в глаза друг другу. Когда вы пытаетесь сосредоточиться на их ответах, они кажутся настолько неудобными, что вы не можете сосредоточиться на обмене репликами.
Оба подхода являются распространенными ошибками при включении зрительного контакта в речь. Наверняка мы все видели выступающих, которые читают свою презентацию по заметкам и никогда не поднимают глаз. Оратор также часто приближает одного члена аудитории (например, учителя!) и никогда не отрывает от него взгляда.
Зрительный контакт создает интимный и межличностный опыт для отдельных членов аудитории и помогает поддерживать взаимопонимание. Частью создания значимого эстетического опыта является зрительный контакт, и общее эмпирическое правило заключается в том, что 80% всего времени вашего выступления должно быть потрачено на зрительный контакт с вашей аудиторией (Лукас, 2015, стр. 250). Когда вы можете установить контакт, используя зрительный контакт, вы создаете более интимный, доверительный и прозрачный опыт.
Заглядывая вперед: В главе 11 мы обсудим методы репетиции, которые помогут усилить зрительный контакт. Было создано множество техник для «имитации» зрительного контакта, и ни одна из них не выглядит естественной. Например, это не очень хорошо:
- Три точки на задней стене — Возможно, вы слышали, что вместо зрительного контакта вы можете просто выбрать три точки на задней стене и посмотреть в каждую точку. Однако в конечном итоге происходит то, что вы выглядите так, будто смотрите в пространство, и ваша аудитория потратит большую часть вашей речи, пытаясь понять, на что вы смотрите. Этот метод может работать лучше для большой аудитории, но в более интимном пространстве (например, в классе) аудитория находится достаточно близко, чтобы вызвать подозрение. Проще говоря: мы можем сказать, что вы не смотрите на нас.
- Метод плавания – Это происходит, когда кто-то читает свою речь и быстро и кратко поднимает взгляд, подобно пловцу, который высовывает голову из воды, чтобы вдохнуть, прежде чем вернуться под воду. Зрительный контакт — это больше, чем просто движение головой; речь идет о взгляде на вашу аудиторию и установлении связи.
Вместо этого постарайтесь поддерживать зрительный контакт в течение примерно 3 секунд со зрителями по всей комнате. В конце концов, вы разговариваете с ними, так что используйте глаза, чтобы установить контакт. Это также может уменьшить некоторую тревогу, потому что вы можете представить, что разговариваете непосредственно с одним человеком, а не с комнатой, полной незнакомцев.
Помните: вы сделали работу. Вы готовы. Вам есть что сказать. Люди хотят слушать.
Движение
Когда вы (и ваше тело) двигаетесь, вы общаетесь. Например, у вас может быть друг, который, рассказывая захватывающие истории, отчаянно жестикулирует и ходит по комнате — их движения являются частью того, как они рассказывают свою историю. Скорее всего, они делают это бессознательно, и именно так часто происходит наше неформальное движение.
У многих из нас, как и у вашего друга, есть определенные элементы движения, которые мы легко интегрируем в наши повседневные взаимодействия. Важно знать свои движения, чтобы задаться вопросом: как я могу использовать их (или контролировать их), чтобы улучшить впечатления аудитории? В этом разделе мы познакомим вас с тем, как и почему движение должно быть целенаправленно интегрировал в ваше публичное выступление. Мы сосредоточимся на ваших руках, ногах и на том, как передвигаться по пространству.
Опросить F Друг: Не знаете, какие невербальные средства вы обычно используете при общении? Спроси друга! Ваши друзья наблюдательны, и они, скорее всего, могут сказать вам, если вы чрезмерно жестикулируете, смотрите вниз, сохраняете равновесие и т. д. Используйте этот список, чтобы определить, на чем следует сосредоточиться в своих речах.
Жесты и руки
Каждый, кто произносит речь публично, пугается или нервничает. Даже профессионалы, которые этим зарабатывают на жизнь, чувствуют себя так, но они научились бороться с этими нервами благодаря опыту и практике. Когда мы боимся или нервничаем, наши тела выделяют адреналин в наши системы, чтобы мы могли справиться с любой проблемой, которая заставляет нас чувствовать себя так. В речи вас просят говорить в течение определенного промежутка времени, так что всплеск адреналина попытается выйти из вашего тела и каким-то образом проявить себя. Один из основных способов – через руки.
3 реакции на этот прилив адреналина:
- Джазовые руки! Это может показаться забавным, но нервные ораторы могут неосознанно использовать «джазовые руки» — трясти руками по бокам с широко раскрытыми пальцами — в различных моментах своей речи. Хотя это, безусловно, экстремальный пример, это и подобное поведение могут легко отвлекать.
- Жесткий как доска . На другом конце шкалы люди, которые не знают, что делать со своими руками или используют их «слишком мало», иногда держат руки неподвижно по бокам, за спиной или в карманах, что также может выглядеть неестественно и отвлекать.
- Держись за жизнь! Наконец, некоторые выступающие могут крепко сжимать свои ноты или трибуну руками. Это также может привести к постукиванию по подиуму, столу или другому объекту поблизости.
Важно помнить, что только потому, что вы не уверены, что делают ваши руки, не означает, что они ничего не делают . Нерёжка, джазовые руки, хватание за подиум или руки в карманах — всё это обычное дело, и в результате выступающие спрашивают: «Я действительно это сделал? Я даже не помню!»
Как мы упоминали во введении к этому разделу, ключом к пониманию того, что делать с руками, является знание собственного воплощенного движения и доверие к своему естественному стилю или корректировка его по мере необходимости.
Жесты Эла Гора во время предвыборной кампании.Вы из тех, кто использует жесты при разговоре? Если так, отлично! Используйте свои естественные жесты, чтобы создать целенаправленный эстетический акцент для вашей аудитории. Если бы вы стояли, разговаривая с друзьями, и хотели бы перечислить три причины, по которым вам всем следует отправиться в путешествие на этих выходных, вы, вероятно, подняли бы пальцы, считая причины («Во-первых, у нас почти никогда не бывает такой возможности. Во-вторых, мы можем…»). Постарайтесь обращать внимание на то, что вы делаете руками в обычных разговорах, и включите это в свою речь. Однако помните о том, что нужно переусердствовать и жестикулировать при каждом втором слове. Помните, что жесты выделяют и акцентируют информацию для аудитории, поэтому слишком много жестов (например, руки в стиле джаз) могут отвлекать.
Аналогично, вы обычно кладете руки по бокам? Тоже норм! Старайтесь сохранять естественный (а не чопорный) вид, но бросьте себе вызов и интегрируйте в речь несколько дополнительных жестов.
Ноги и осанка
Как и ваши руки, нервная энергия может попытаться выйти из вашего тела через ваши ноги. Общие трудности включают:
- Из стороны в сторону. Вам может быть неудобно стоять без подиума и пытаться переносить вес вперед и назад. Что касается «слишком много», то чаще всего это происходит, когда люди начинают «танцевать» или ходить из стороны в сторону.
- Кривая нога. Другой вариант — скручивание стоп друг вокруг друга или вокруг голени.
- Жесткий как доска. На другом конце находятся ораторы, которые ставят ноги вместе, сцепляют колени и никогда не двигаются с этой позиции. Заблокированные колени могут ограничивать поступление кислорода к вашему мозгу, поэтому есть много причин избегать этой трудности.
Эти параметры выглядят неестественно и поэтому будут отвлекать вашу аудиторию.
По умолчанию ваши ноги расставлены на ширине плеч, колени слегка согнуты. Поскольку публичные выступления часто приводят к определенной степени физического напряжения, вы должны относиться к выступлениям как к физической активности. Публичное выступление слишком часто рассматривается просто как передача информации или сообщения, а не как полностью телесный опыт. Если вы будете настроены и настроены на свое тело, это позволит вам говорить так, как удобно и вам, и аудитории.
В дополнение к тому, чтобы держать ноги на ширине плеч, вам также нужно сосредоточиться на своей осанке. Как зритель, вы, возможно, видели ораторов со сгорбленными плечами или прислонившихся к трибуне (если она есть) всем телом.
Проблемы с хорошей осанкой — это не только проблема публичных выступлений. Вспомните, как часто вы садитесь в кафе, достаете свой ноутбук и через какое-то время понимаете, что наклоняетесь, а поясница корчится от боли. Вероятно, вы отводите плечи назад и выпрямляете позвоночник в ответ. Если вы не сосредоточитесь на этой позе (и будете напоминать себе «сидеть прямо»), ваше тело может вернуться к старым привычкам. Итак, вы догадались: сосредоточение внимания на хорошей осанке — это именно то, на чем вы должны сосредоточиться со временем, чтобы это стало привычным.
Сосредоточение внимания на хорошей осанке и прочном заземлении, помимо повышения вашей уверенности, поможет вам поддерживать зрительный контакт и сосредоточиться на проецировании голоса в пространстве.
Исследования S Прожектор: «Поза силы». Расслабленная, но устойчивая осанка поможет вам в эстетическом воплощении, но также может повысить вашу уверенность в себе. Некоторые исследования (Cuddy, 2012), по-видимому, указывают на то, что стоя в силовой позе с расставленными ногами и руками на бедрах (представьте себе супергероя), вы можете обмануть свой разум, заставив его испытать более высокий уровень уверенности.
Перемещение в пространстве
Мы знаем, что, вероятно, вы задаетесь вопросом: «Должен ли я делать какие-либо другие движения по комнате?»
К сожалению, простого ответа нет. Движение зависит от двух всеобъемлющих соображений: 1) Что такое пространство? И, 2) Каково сообщение?
Во-первых, движение всегда определяется пространством, в котором вы будете говорить. Мы рассмотрим это более подробно в советах по репетициям (см. главу 11), но здесь мы выделим несколько важных деталей. Рассмотрим два следующих примера:
- Вы будете проводить презентацию в университете, где установлена трибуна со стабильным микрофоном.
- Вы выступаете на местном мероприятии TedTalk с открытой сценой.
Оба сценария предоставляют ограничения и возможности для передвижения.
В университетском пространстве микрофон может ограничивать ваши движения, если вы решите, что проекция голоса недостаточна для гарантии того уровня речи, который будет слышен во всем пространстве.
Использование кафедры дает невербальные возможности и ограниченияДругими словами, вам нужно оставаться за микрофоном, чтобы гарантировать звук. Частично ограничивая, это позволяет разместить ваши заметки в стабильном месте, микрофону для помощи в проецировании и позволяет вам сосредоточиться на других вербальных и невербальных техниках.
В примере с TedTalk вы не ограничены устойчивым микрофоном, и у вас есть сцена для телесных движений. Открытая сцена означает, что все пространство становится частью эстетического опыта для зрителей. Однако, если вам менее комфортно двигаться, открытое пространство может показаться пугающим, потому что зрители могут предположить, что вы будете использовать все пространство.
В дополнение к пространству ваше сообщение и контент помогают решить, как и почему вы можете перемещаться по пространству. Необходимо спросить: «Как движение поддерживает, усиливает или отвлекает внимание от сообщения?» и «как движение может поддерживать, улучшать или умалять эстетическое восприятие аудитории?»
Помните, что большинство публичных выступлений эфемерны, когда аудитория пытается понять ваше сообщение одним кадром или пробежаться по нему. Учитывая эти обстоятельства, аудитории может быть сложно отслеживать развитие аргумента, особенно если вы имеете дело с аудиторией с разным уровнем опыта в вашей теме. Как и в случае с пространством, первостепенное значение имеет продумывание того, где ваше движение может помочь в передаче информации.
Как только вы освоите пространство для речи и завершите содержание речи, вы сможете начать использовать движение, чтобы добавить размерности эстетическому опыту для вашей аудитории.
Одним из преимуществ движения является то, что оно позволяет вам взаимодействовать с различными сегментами аудитории. Если вы не привязаны к одному месту (например, в случае с подиумом или сиденьем), вы можете использовать движение для взаимодействия с аудиторией, регулируя свою пространственную динамику. Вы можете буквально перемещать свое тело в разные стороны сцены и зрителей. Это позволяет каждой стороне комнаты быть вовлеченной в контент, потому что вы сокращаете физическое расстояние и создаете четкие пути для зрительного контакта.
Некоторые речевые сцены допускают, даже ожидают движения.Без этих изменений часть аудитории может чувствовать себя потерянной или забытой. Подумайте о своей роли студента. Сталкивались ли вы с профессором или учителем, который остается в одиночестве и не отходит в разные стороны комнаты? Может быть трудно оставаться мотивированным, чтобы слушать или делать заметки, если говорящий доминирует в одной области пространства.
Изменение пространственной динамики выходит за рамки перемещения из стороны в сторону. Вы также можете двигаться вперед и назад (или то, что практикующие театры могут назвать вниз или вверх по сцене). Это позволяет вам приблизиться к аудитории или отступить — в зависимости от того, какой опыт вы пытаетесь создать.
В дополнение к взаимодействию с аудиторией движение часто сигнализирует о переходе между идеями или попытке визуально изложить важный компонент вашей информации. Вы можете подать сигнал об изменении времени или отметить прогресс. Если вы проводите свою аудиторию через информацию в хронологическом порядке, движение может отметить временную прогрессию, когда ваше тело становится визуальным маркером течения времени.
Вы также можете сигнализировать о переходе между основными идеями, и в этом тоже может помочь движение! Перемещение в качестве основного перехода воплощает связи между вашими идеями, позволяя аудитории понять, что «мы собираемся продвинуться в споре». Если интеграция движения в качестве перехода кажется вам странной, прерывистой или неуклюжей, эти чувства помогают сигнализировать о том, что организация ваших основных моментов, возможно, нуждается в некоторой переработке.
Таким образом, целенаправленное движение может улучшить вашу эстетику, но целенаправленное здесь ключевое слово. Хотя движение может усиливать, оно также может отвлекать и ограничивать. Помните об этих распространенных ловушках:
- Мастер темпа. Мы все знаем эту отвлекающую ловушку, когда (вероятно, из-за нервозности) говорящий ходит взад-вперед без какой-либо ясной причины движения. — Что они делают? Вы могли бы задаться вопросом как член аудитории. К сожалению, если вы задаете этот вопрос внутренне, вы, скорее всего, не обращаете внимания на содержание говорящего. Хотя можно, так сказать, «ходить и говорить», избегайте постоянных прогулок и разговоров. Как оратор, сохраняйте твердую опору, когда вы не двигаетесь.
- Препятствие просмотру: Вполне вероятно, что в какой-то момент вы будете использовать объекты или другие улучшения презентации, такие как PowerPoint или видео, во время выступления. Убедитесь, что вы не двигаетесь прямо перед глазами зрителей. Даже если вы не ссылаетесь на что-то, может быть неудобно идти перед проекционным светом.
- Робот : В танце робот может быть великолепен, но в публичных выступлениях он обычно не так эффективен. Мы часто сталкиваемся со студентами, которые используют метод «треугольника», когда каждая основная мысль в речи отображается в виде невидимого треугольника. Это может быть сделано хорошо, но это также может привести к тому, что движение будет выглядеть неестественно. Работайте, чтобы найти баланс между заранее запланированным и роботизированным.
Когда вы говорите, перемещение в пространстве может быть полезным. Когда вы планируете свое целенаправленное движение, помните о сообщении, которое вы предоставляете, и о пространстве, в котором вы говорите.
Выражение лица
Представьте, что вы ужинаете с другом, и, когда вы заканчиваете рассказывать историю о шутке, которую вы разыграли со своим партнером, вы поднимаете глаза на гримасу.
«Что?» ты спрашиваешь. Но их лицо говорит само за себя.
«Да ничего», — отвечают они. Понимая, что их лицо, так сказать, «проболталось», они могут исправить свое выражение, пожав плечами и закусив губу — движение, которое может намекать на нервозность или тревогу. Вы понимаете, что они не нашли ваш рассказ таким забавным, как вы надеялись.
Выражения лица взаимодействуют с другими (и аудиторией) способами, которые соответствуют или не соответствуют вашему сообщению. В приведенном выше примере отзыв вашего друга «о, ничего» не соответствовал выражению его лица. Однако их вербальные слова не преобладали над выражением лица, и их невербальная обратная связь была частью общения.
Выражение лица обычно классифицируется как одно из следующих: счастливое, грустное, злое, испуганное, удивленное и отвращение. Ваше выражение лица имеет значение; ваша аудитория будет смотреть на ваше лицо, чтобы направлять их в речи, поэтому они являются неотъемлемой частью передачи смысла и демонстрации вашей аудитории прочувствованного смысла.
На самом деле, если ваши выражения лица кажутся несоответствующими или противоречивыми тону аргумента, аудитория может зайти так далеко, что почувствует недоверие к вам как к говорящему. Дети могут, например, сказать: «Я в порядке» или «Мне не больно» после того, как упадут и поцарапают колено, но их лицо часто сообщает об уровне дискомфорта. В этом случае их выражение лица не соответствует их словесному сообщению. Если вы хмуритесь, представляя информацию, которую аудитория воспринимает как положительную, они могут чувствовать себя неловко или не знать, как обрабатывать эту информацию. Таким образом, конгруэнтность может повысить ваш дух.
Вместо этого постарайтесь добиться соответствия между вашим сообщением и выражениями. Во время пафосных дискуссий в классе мы часто шутим о рекламных роликах ASPCA, на фоне которых играет песня Сары Маклахлан «In the Arms of an Angel». Музыка предназначена, конечно, для того, чтобы передать чувства печали по поводу жестокого обращения с животными, и это правильно. В речи, похожей на использование музыки, выражение лица может помочь задать эстетический тон; они являются частью развивающегося пафоса.
Учитывая количество информации, с которой мы все сталкиваемся ежедневно, включая информацию о глобальной несправедливости, часто бывает недостаточно просто указать проблему и способы ее решения. Члены аудитории должны купить вас как спикера. Например, использование выражений лица для передачи эмоций может продемонстрировать вашу приверженность и общее отношение к проблеме.
Для ясности: выражения лица, как и другие формы невербальной коммуникации, могут сильно повлиять на восприятие говорящего слушателями, но не все зрители могут одинаково интерпретировать ваши выражения. Пересмотрите главу 2, посвященную аудитории.
Одежда
То, что вы носите, подобно другим эстетическим компонентам, может либо улучшить, либо отвлечь внимание зрителей. Как и выражение лица, вы хотите, чтобы ваша одежда соответствовала сообщению, которое вы передаете. В главе 7 мы отмечали, что эстетика часто определяется определенными контекстуальными нормами. Здесь также важен контекст, так как цель и аудитория будут информировать о соответствующем наряде.
При выборе наряда мы рекомендуем ответить на два вопроса:
Во-первых, «какой наряд подходит для случая?» Это случайный случай? Требует ли это более профессионального или делового подхода? Например, если вы выступаете на митинге организации, вы можете решить надеть одежду с логотипом организации и джинсы. В других случаях, например, в классе или на собрании городского совета, может потребоваться профессиональная одежда более высокого уровня.
Во-вторых, «выбрала ли я одежду, которая может отвлекать во время разговора?» Некоторые виды украшений, например, могут создавать дополнительный шум или двигаться вокруг вашей руки, а зрители могут слишком много внимания уделять украшениям. Помимо шумоподавителей, на некоторых предметах одежды могут быть отвлекающие принты, включая буквы, надписи или изображения.
Ваша одежда может влиять на то, как аудитория воспринимает вас как оратора (кхм: на ваш авторитет), что, как мы уже обсуждали, является ключом к влиянию на слушателей. Прежде чем закончить эту главу, мы вернемся к доверию и рефлексивности.
Эстетика и доверие
До сих пор в части 3, посвященной эстетике, мы обсуждали, как доставить эстетический опыт вашей аудитории. Как спикер, важно помнить, что аудитория остается центральным компонентом публичного выступления и имеет центральное значение при принятии эстетических решений.
Да, это означает, что вы должны думать о своей аудитории (как подробно обсуждалось в главе 2), когда вы выступаете. Этот эстетический выбор повлияет на вашу аудиторию и поможет им определить, заслуживаете ли вы доверия и, честно говоря, хотят ли они слушать ваше сообщение.
Например, публика может рассматривать вокализованные паузы как свидетельство того, что говорящий не уверен в своей теме или не знает материала. Точно так же вы можете обдумать свой наряд перед выступлением, предполагая, что ваша аудитория будет уважать вас и относиться к вам с профессиональной точки зрения, если вы выберете повседневную деловую одежду.
Эстетический выбор также важен, когда вы находитесь в аудитории, и крайне важно быть критическим и размышлять (или практиковать рефлексию) о том, как вы фильтруете информацию говорящего через его эстетику. Фильтр, определяющий нашу готовность считать говорящего заслуживающим доверия, часто основан на мифической норме или на том, что Одре Лорд (1984) обычно определяет как молодых, белых, худых мужчин из среднего класса. Эта классификация, безусловно, не подходит для всех говорящих, и если вы относитесь к этой классификации, ничего страшного! Мифическая норма предостерегает нас от осознания того, что эти категории считаются «лучшими» или предпочтительными, особенно в отношении того, что считается доверием. Другими словами, способствуют ли эти категории бессознательно более позитивному эстетическому опыту?
Например, вы можете решить носить деловую повседневную одежду, чтобы повысить вероятность того, что ваша аудитория будет считать вас заслуживающим доверия, но как член аудитории будьте осторожны, предполагая, что кто-то не заслуживает доверия из-за его одежды. Деловая одежда может быть привилегией, которую не каждый может себе позволить.
Попадание в глаза также может быть исследовано. Мы упоминали, что зрительный контакт повышает доверие среди вашей аудитории, и это часто так и есть; однако связь между зрительным контактом и более высоким уровнем доверия специфична для американского культурного контекста. Таким образом, культура определяет, как мы интерпретируем и понимаем определенный эстетический выбор, включая зрительный контакт. Помните, что культура всегда является основным компонентом общения. Будучи членом аудитории, будьте осторожны и не судите о выступающем на основе ваших собственных культурных ожиданий, идентичности или позиции.
Заключение
Ваша невербальная подача помогает задать эстетический тон аудитории, давая воплощенное представление о том, как аудитория должна думать, действовать или чувствовать. Пространство — или буквальный контекст, в котором вы будете говорить, — также невербально влияет на сообщение. Мы обсудим пространство более подробно в главе 11, посвященной репетициям.
Далее: средства презентации.
Media Attributions
- Жесты Эла Гора 1992 © Kenneth C. Zirkel под лицензией CC BY-SA (Attribution ShareAlike)
Публичные выступления: Невербальные: Лаборатория биологической инженерии
Критерии успеха
- Вы чувствуете себя уверенно в своих движениях и осанке.
- Во время разговора вы поддерживаете зрительный контакт и двигаетесь вперед.
- При необходимости вы включаете силовые позы.
- Движения вашего тела естественны во время презентации и слайдов.
- Любое движение, которое не поддерживает ваше основное сообщение, сводится к минимуму.
Определите свою цель
Публичная презентация — это больше, чем просто представление информации, это также способ привлечь аудиторию и привлечь ее внимание. Если бы это не было связано с нашим физическим участием, мы могли бы вместо этого дать членам аудитории аудиозапись или слайд-колоду. Как ведущий, мы пытаемся оживить вербальные сообщения невербальными жестами. Будь то язык тела, движения или присутствие на сцене, эти невербальные компоненты так же важны, как слайды и разговоры, которые вы отрабатывали и к которым готовились. Включение сознательных движений, которые служат для улучшения восприятия вашего сообщения аудиторией, может помочь вам:
- Привлекайте свою аудиторию. Поза, жесты или движения, а также ваше физическое положение на сцене — все это факторы, которые можно использовать для создания эффекта повествования, который будет поддерживать интерес аудитории на протяжении всей презентации.
- Почувствуйте себя увереннее. Сильные позы тела (например, силовые позы) передают уверенность и чувство важности во время разговора.
Проанализируйте свою аудиторию
Многие зрители придут с намерением узнать больше о вашей работе и получить некоторое представление о вашей области. Вы можете сделать больше, выступив с впечатляющей и увлекательной речью, которую зрители смогут забрать домой и запомнить. Типы аудитории будут диктовать, как вы представляете себя. Например, официальные разговоры требуют формальной одежды, и это также верно в отношении типов невербального общения, которые вы можете использовать. Определенная поза и продуманные движения необходимы для профессиональных разговоров, в то время как более динамичные движения могут быть привлекательными для более непринужденных и дружеских презентаций.
Точно так же среда, в которой вы выступаете, также определяет ваш стиль. Постерные презентации могут быть более неформальными, с непринужденными движениями, направляющими зрителя. Выступления отдела, с другой стороны, должны иметь движения, которые плавно перетекают в ваше выступление, чтобы направлять аудиторию в ваших более длинных дискуссиях.
Навыки
Используйте зрительный контакт, чтобы привлечь аудиторию
Возможно, один из самых пугающих аспектов выступления — это смотреть на аудиторию и видеть, как их глаза смотрят на вас. Очень часто избегают зрительного контакта, глядя в свои заметки, на пол или поворачиваясь спиной к аудитории, чтобы посмотреть на слайды. Однако, чтобы быть эффективным докладчиком, необходимо преодолеть эти костыли, чтобы привлечь аудиторию. Зрительный контакт поможет аудитории почувствовать себя важной, как будто вы на самом деле разговариваете с их , а не просто произнести отрепетированную речь.
Если вы уже чувствуете себя комфортно, поддерживая зрительный контакт, не забудьте задействовать всю аудиторию. Несколько предложений:
- Если это большая комната, поверните голову или даже корпус, чтобы поговорить со всеми углами комнаты, а не только с людьми в середине.
- Вместо того, чтобы просто сканировать аудиторию, можете ли вы найти время, чтобы установить зрительный контакт с людьми один на один? Используйте это как возможность оценить уровень интереса аудитории. Наблюдение за тем, как они реагируют на ваши слайды, переходы и т. д., может помочь вам скорректировать свою речь по ходу дела.
Если вам сложно поддерживать зрительный контакт, вот два совета, которые помогут вам развить этот навык:
- Вместо того, чтобы пытаться установить зрительный контакт с отдельными людьми, попробуйте посмотреть на чей-то лоб, яркую рубашку или подушку чьего-нибудь сиденья, чтобы создать иллюзию того, что вы смотрите в глаза широкой аудитории. В качестве альтернативы, если выделение деталей слишком отвлекает, вы можете смотреть на головы людей или прямо над ними, чтобы создать иллюзию зрительного контакта.
- Как только вы почувствуете себя комфортно, глядя в аудиторию, выберите одно или два места и перемещайтесь между ними во время выступления, чтобы задействовать всю комнату.
Подчеркните преднамеренные движения и сведите к минимуму ненужные отвлекающие факторы (максимальное отношение сигнал/шум)
Здесь мы определяем сигнал как любые движения, которые добавляют содержания к вашему выступлению и еще больше вовлекают аудиторию, например, передача сообщения руками или установление зрительного контакта с аудиторией.
Шум, с другой стороны, это любые ненужные движения, которые отвлекают зрителей, такие как ерзание или повторяющиеся движения. Двигайтесь целенаправленно. Не ройте карманы и не раскачивайте взад-вперед. Вместо этого представьте прямую, вертикальную позу с движениями рук, которые соответствуют темпу и течению вашего выступления. Добавление целенаправленного движения, чтобы обозначить изменения в идеях или подчеркнуть важные моменты, может добавить еще один уровень вовлеченности в ваше выступление. Некоторые примеры включают:
- Если вы сравниваете два понятия, физически взвесьте их руками, чтобы показать разницу, как если бы ваши руки были весами.
- Небрежно подходите к другой стороне сцены при переходе между идеями, чтобы физически показать зрителям, что тема меняется.
- Прямой рукой укажите направление слайда с важным сообщением. Сделайте свое движение отчетливым, чтобы показать, что аудитория должна сосредоточиться на слайде, а не на вас.
В целом, эта «форма искусства» уникальна для каждого человека в зависимости от уровня комфорта и способностей. Мы настоятельно рекомендуем использовать Коммуникационную лабораторию, чтобы узнать, как лучше всего использовать движения тела для дальнейшего улучшения вашего выступления. В качестве альтернативы попросите друга оставить отзыв, снимите себя или потренируйтесь перед зеркалом, чтобы понять, какие действия вы обычно совершаете во время разговора, и подумайте, как изменить или улучшить их.
(Метафора «отношение сигнал/шум» взята из книги Жан-Люка Думона Деревья, карты и теоремы .)
Используйте хорошую осанку и применяйте силовые позы
Многие из нас редко осознают свою позу, но это первое впечатление, которое вы произведете на свою аудиторию еще до того, как начнете говорить. Прямая спина и ровный подбородок, обращенный взглядом к зрителям, покажут, что вы подготовлены и готовы.
Энергичные позы могут помочь утвердить уверенность и важность во время вашего выступления. На самом деле вы самый важный человек в комнате, так что используйте силовые позы, чтобы это выглядело именно так! Что отличает силовые позы от маломощных (или покорных) поз, так это контроль над пространством. Руки в стороны и чуть более широкая стойка создают пространство на сцене и требуют внимания. Конечно, следует избегать чрезмерно драматичных, высокомерных или иным образом отталкивающих поз и поз. Используйте друга или видео, чтобы найти мощную позу, которая вселяет в вас уверенность, но не отвлекает вас от общей речи.
Как практиковать
Невербальное взаимодействие является частью нашей повседневной жизни, поэтому следите за своими движениями, когда общаетесь с друзьями или коллегами. С практикой вы сможете естественным образом провести сильную презентацию, когда придет время. В целом, на что следует обратить внимание:
- Следите за своей осанкой, когда стоите и общаетесь с друзьями.
- Смотри людям в глаза! Попытайтесь установить зрительный контакт с теми, с кем вы разговариваете.
- Обратите внимание на свои мелкие и ерзающие движения, даже если вы находитесь в одиночестве. Если эти нежелательные привычки остаются незамеченными в повседневной жизни, вы можете ожидать, что эти привычки прокрадутся в вашу речь без вашего ведома.
Наконец, запишитесь на прием в Лабораторию связи, если вы когда-нибудь захотите попрактиковаться один на один или обсудить свои проблемы, связанные с вашим невербальным стилем презентации.
Дополнительные ресурсы
- Общие проблемы и исправления для вербального и невербального общения — обширная справочная таблица, созданная BE Communication Lab
- «Важность невербального общения» — краткое руководство с забавной статистикой о важности невербального общения и дополнительными конкретными предложениями по улучшению ваших навыков.