Невидимая горилла: Невидимая горилла, или насколько избирательно наше внимание

Содержание

Невидимая горилла, или насколько избирательно наше внимание

Каждый человек в своей жизни бывал в ситуации, когда, увлекшись чем-то, не замечал ничего вокруг. Казалось бы, и что тут такого? Оказывается, мы не замечаем гораздо больше, чем можно было бы подумать! Вовлеченный в мыслительный процесс, человек может не заметить очень многое, что на самом деле находится рядом. Ученые провели несколько опытов, подтверждающих избирательность нашего внимания.

«Гориллу-то я и не заметил»: эксперимент с вниманием

Если вы тоже хотите поучаствовать в эксперименте, то просмотрите ролик, прежде чем читать дальше. Он находится здесь:

Эксперимент, доказывающий избирательность нашего сознания, был проведен учеными по имени Дэниел Саймонс и Кристофер Чаприс в 1975 году в институте Бекмана при Университете Иллинойса.

Сам эксперимент заключался в следующем: испытуемым давались инструкции, что сейчас будет исследоваться их внимание, для этого им нужно подсчитать количество пасов в показанном видеоролике. Затем демонстрировалось видео, где группа людей примерно из 10 человек бросает мячи друг другу. Эти пасы и предлагалось считать.

В конце объявлялся результат и задавался вопрос: «А заметили ли вы гориллу?». И затем заново быстро перематывался ролик, где было хорошо видно, что в разгар действия в толпу кидающих мяч людей входит человек в черном костюме гориллы. Он некоторое время стоит, смотрит на всех, затем бьет себя в грудь и уходит. Этот человек очень заметный и явно отличается от всех остальных персонажей ролика!

Оказалось, что в 50 и более процентах случаев испытуемые не заметили никакой гориллы! Они усердно считали мячи, и прошедший прямо у них перед глазами человек в странном костюме буквально выпал из поля зрения. Пересматривая ролик повторно, эти же люди хорошо видели, когда входит человек в костюме гориллы, и удивлялись, как они могли его не заметить.

Даже у автора статьи не сразу получилось заметить гориллу, при условии частичной осведомленности о содержании опыта. Это удивительное ощущение, когда «горилла» вдруг появилась в поле внимания будто из ниоткуда, на самом деле уже стоящая среди игроков в мяч. Можно сравнить это с внезапным пробуждением или резким выходом из транса.

Этот эффект в 1992 году получил название «Inattentional Blindness» — слепота невнимания или перцептивная слепота. Термин ввели психологи Эриен Марк и Ирвин Рок в одноименной книге, посвященной этому эффекту.

Повторный эксперимент с «гориллой»

Вдохновленные успехом, ученые снова повторили свой опыт, но на этот раз изменили условия. На этот раз испытуемые знали, что горилла появится в кадре. Был записан новый ролик, который находится здесь.

Несмотря на то, что зрителям была известна цель эксперимента и содержание ролика, они все равно увлекались наблюдением за мячами и подсчитыванием пасов. Да, горилла была на сей раз замечена. Вероятно, и читатели тоже сразу заметили ее, если просмотрели ролик.

Но ученые добавили на этот раз и другие изменения, которые ускользнули от внимания испытуемых. Во-первых, это изменение цвета занавеса с красного на желтый. Во-вторых, это уход одной из девушек из кадра с появлением гориллы.

При этом был отмечен любопытный факт. Из тех участников, что знали о появлении гориллы, заметили хотя бы одно изменение только 17%. А среди тех, кто не знал про гориллу, заметили изменения 29%. Таким образом ученые обнаружили, что люди, которые ждут чего-то необычного, в итоге оказываются еще более рассеянными, чем те, кто просто выполняет задание.

Опыт Ульрика Найссера с баскетболистами

Мало кому известно, что самым первым начал заниматься проблемой избирательности и распределения внимания еще в 70-е годы XX века Ульрик Найссер — основатель когнитивной психологии. Он хотел доказать, что в нашем восприятии нет никаких специальных фильтров, которые помогали бы сосредоточиться на цели и отбросить ненужное. Нам достаточно просто знать, на чем мы должны сосредоточиться.

Найссер провел следующий эксперимент, который и лег в основу знаменитого опыта с гориллой. Его запись находится здесь.

Зрители должны были наблюдать за игрой двух баскетбольных команд и считать подачи мяча. С этой задачей испытуемые справлялись успешно. Затем Найссер усложнил задачу: по середине поля из угла в угол проходила девушка с зонтиком. Выяснилось, что если зрители не были увлечены выполнением задачи, они замечали такой дополнительный стимул. Если же задание было считать подачи, то девушка оставалась в большинстве случаев незамеченной. В дальнейшем Саймонс и Чаприс заменили девушку гориллой, отчего опыт стал более зрелищным.

Опыт с самолетом

Саймонс и Чаприс написали одноименную книгу о своем эксперименте, которая, правда, не была переведена на русский язык. Зато на русском языке вышла другая интересная книга: «Невидимая горилла или История о том, как обманчива наша интуиция», ее автор – Кристофер Шарби. В ней описан еще один интересный эксперимент с симулятором полетов — камерой, где обучают профессиональных пилотов.

Пилотов обучали управлению при помощи новой технологии — проектора на лобовое стекло. Все данные, необходимые для посадки, появлялись на стекле прямо перед ними: скорость, высота, угол и т. д. В какой-то момент прямо перед ними на посадочной полосе появлялся самолет. И увлеченные анализом данных проектора пилоты его не замечали.

Самое интересное заключается в том, что данные приборов проецировались на лобовое стекло намеренно, чтобы пилоты не отвлекались на них и постоянно держали в поле зрения взлетную полосу. Однако эффект получился обратный. У пилотов было достаточно времени для того, чтобы заметить самолет, как только они выйдут из облачного покрова, и безопасно прервать посадку. Но те испытуемые, что уделяли внимание приборам, в реальной ситуации врезались бы в самолет на посадочной полосе, так как не видели его и не могли вовремя среагировать.

Чем опасна «слепота невнимания»?

Эффектом избирательности нашего внимания испокон веков пользовались фокусники и мошенники. Они пошли еще дальше и сознательно манипулировали вниманием в своих целях. Этот прием назывался в народе «отвод глаз».

Фокусник обычно показывает зрителям яркую картинку и предлагает наблюдать, например, за рукой или картами, в это время ловко подменяет какие-то предметы, и вот результат — зритель поражен! Например, фокусник вытаскивает заказанную карту из колоды не глядя. Выглядит, как чудо, не правда ли? А на самом деле он показал ее в самом начале и припрятал, пока зритель отвлекался на посторонние действия.

Также часто этот эффект используют цыгане. Очевидцы рассказывают: «Но я же сам видел монету в руке, а потом она исчезла». Цыганки берут человека за руку, начинают бормотать, совершают бессмысленные действия, а их подельницы в этот момент воруют кошелек. Мелкие воришки используют этот прием для отвлечения. Например, подбегают к человеку и начинают с ним здороваться, обниматься, как со старым другом, а пока тот соображает, что происходит и кто это может быть — обчищают его карманы.

К сожалению, этот эффект может стать и причиной ДТП. Если внимание водителя отвлечет, например, чрезмерно яркий и вызывающий плакат или что-то неординарное на дороге, спидометр или что-то в салоне, он может не заметить и не пропустить находящуюся рядом машину.

Вероятно, с этой же особенностью внимания связан эффект, когда мы ищем что-то и не можем найти, хотя оно лежит на видном месте. В таких случаях суеверные люди просят чертика или домового поиграться и отдать вещь — считается, что это он спрятал ее. Также мы часто не замечаем изменений в привычных местах пребывания, где привыкаем ходить, погруженные в свои мысли, концентрируясь на внутренних проблемах.

Эффект перцептивной слепоты также используют адвокаты и СМИ, раздувая какое-либо событие до сенсации чрезвычайной важности, чтобы скрыть другое, на самом деле важное. Поэтому всем, кто смотрит и читает новости, необходимо сохранять критичность мышления.

Как избежать «слепых пятен»?

Наш мозг работает таким образом, что, концентрируясь на чем-то, он держит в поле внимания только этот объект. Внимание в данном случае можно сравнить с лучом прожектора, направленным на объект, а все окружающее как бы «погружается во тьму». Мозг не воспринимает эту картинку и поэтому дорисовывает ее по памяти. Примерно как компьютер подгружает уже загруженные ранее иллюстрации из кэша.

Интересный факт: опыт Саймонса и Чаприса был использован для социальной рекламы на британском телевидении, призывающей велосипедистов быть внимательнее на дорогах. Вместо гориллы в ролике фигурировал медведь, исполняющий известное движение «лунная походка».

Итак, как же избежать негативных последствий эффекта перцептивной слепоты?

  1. Знать об эффекте. Достаточно держать в памяти, что такое может быть.
  2. Избегать предельной концентрации в потенциально опасных ситуациях. Например, во время вождения машины не разговаривать по телефону и не изучать приборную панель, не вовлекаться слишком сильно в беседу или прослушивание музыки.
  3. Осознанность и постоянный анализ ситуации. Необходимо всегда быть бдительным, наблюдать за происходящим, подмечать как можно больше деталей. Такой навык хорошо развит у телохранителей, охранников, военных. Всегда думайте о том, что происходит и какие причины у происходящего.
  4. Выделяйте главное и концентрируйтесь на нем, распределяйте внимание так, чтобы главному объекту доставалось больше внимания, а остальным — поменьше.
  5. Давайте своему мозгу отдохнуть, восстановиться. Уставший мозг менее способен к концентрации, анализу, распределению внимания и осознанности. Главное — всегда сохранять критичность к ситуации.
Список использованной литературы:
  • 1. Эксперимент с «невидимой гориллой»: https://www.youtube.com/watch?v=vJG698U2Mvo#t=54
  • 2. Повторный эксперимент: http://www.youtube.com/watch?v=IGQmdoK_ZfY#t=11
  • 3. Опыт Найссера с девушкой: https://www.youtube.com/watch?time_continue=52&v=nkn3wRyb9Bk&feature=emb_logo
  • 4. Ульрик Найссер, биография http://psypress.ru/psynews/25623.shtml
  • 5. Сайт, посвященный эксперименту и книге «Невидимая горилла» Саймонса и Чаприса. http://www.theinvisiblegorilla.com/gorilla_experiment.html

Автор: Надежда Козочкина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Что такое «Эффект невидимой гориллы» или Почему мы не замечаем слона в комнате?

Вам хотя бы раз приходилось так увлечься чтением в метро или автобусе, что вы пропускали свою остановку? А, может, вы так увлеченно работали, что пропустили самые смешные шутки или забавный внешний вид коллеги? Человеческое внимание — не самая надежная вещь, это ученые выяснили и подтвердили в 1975 году.

Феномен, когда человек настолько увлечен решением поставленной задачи, что упускает из внимания все остальное, назвали «Эффектом невидимой гориллы». Разбираемся, что это такое и при чем тут приматы.

При чем тут приматы?

Научное название этого феномена — перцептивная слепота или слепота невнимания. Она не связана с нарушениями функции органов зрения и имеет абсолютно психологическую природу. Она вызывается тем, что человек настолько сильно концентрирует внимание на поставленной перед ним задаче, будь то подсчет годового бюджета или просмотр видео в TikTok, что он упускает из виду все остальное.

Образ перцептивной слепоты был известен людям довольно давно, но применялся он в основном как элемент комедии, например, у Аркадия Гайдара.

Свое народное название «Эффект невидимой гориллы» перцептивная слепота получила в 1975 году благодаря серии экспериментов, подтвердивших ее существование. Тогда ученые Дэниэл Симмонс (Иллинойс) и Кристофер Чаприс (Гарвард) описывали это психологическое явление и провели «эксперимент с гориллой» — это один из экспериментов в исследовании ученых. Группу добровольцев попросили понаблюдать за игрой в ##баскетбол двух команд, им была задача — считать количество передач мяча, которое сделает та или иная команда.

Вот как это выглядело

В ходе игры на поле выходил еще один человек, одетый в костюм гориллы. Он не вмешивался в игру и не оставался на поле долгое время. После того, как подсчет был окончен, наблюдателей спросили, не заметили ли они чего-то странного. В результате опроса респондентов выяснилось, что гориллу заметили только 50% участников эксперимента.

Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.

Чем опасна перцептивная слепота?

В первую очередь тем, что человек, подверженный ей, может подвергать себя и других опасности. Перцептивная слепота может случиться у любого человека один раз в жизни или на регулярной основе, независимо от когнитивных функций, нарушений, расстройств и так далее. Это просто баг человеческого поведения, который иногда приводит к комичным ситуациям. Но порой она может настигнуть человека, когда он совершает поворот на светофоре, находясь за рулем разных видов транспорта. И тогда неготовность обратить внимание на других участников движения может обернуться трагично.

Что с этим сделать?

В первую очередь смириться. Этому феномену все мы подвержены в равной степени. И все же, не забывайте смотреть по сторонам и развивать свой фокус внимания.

Иллюстрация: manjunaths88 / Depositphotos.com

Александра Иваницкая

Теги

#наука

#психология

#эрудиция

И другие способы, которыми наша интуиция нас обманывает

видео | эксперимент с гориллой | попробуй | видео с учебы | говоря | другой

Демонстрации, видео из наших исследований, видео с нашими выступлениями и т. д. Канал Дэна на YouTube включает в себя большинство этих видео, а также избранное из Интернета, связанное с нашей книгой или упомянутое в ней. Вы можете просмотреть больше видео на его личном сайте

Оригинальная задача избирательного внимания
Это видео положило начало нашему сотрудничеству и вдохновило на создание книги.

Вы можете прочитать больше об этом здесь.

Иллюзия обезьяньего бизнеса
Это была заявка Дэна на конкурс «Лучшая иллюзия года 2010».

Тест восприятия кино — беседа
Это видео иллюстрирует, как работает восприятие фильмов. Оно взято из исследования Дэна и его коллеги Дэниела Левина.

Тест восприятия кино
Это видео иллюстрирует, как работает восприятие фильмов. Оно было взято из исследования Дэна и его коллеги Дэниела Левина.

Оригинальный «дверной» кабинет
В этом видео показан участник исследования по изменению личности, проведенного Дэном и его коллегой Дэниелом Левиным.

Интуитивное восприятие
В этом видео показано, как Дэн берет интервью у людей об их представлениях о восприятии с неожиданным гостем.

Презентация Дэна на TEDxUIUC 2011
Выступление Дэна под названием «Видеть мир таким, каким он не является».

Презентация Криса на PopTech 2010
Выступление Криса под названием «Когда интуиция подводит».

Презентация Криса 2010 года в Google
Рассказ Криса о Горилле-невидимке в серии Authors@Google

Презентация Дэном иллюзии обезьяньего бизнеса
В этом 5-минутном видео показана презентация Дэна на конкурсе «Иллюзия года». Он провел свою презентацию в костюме гориллы. Он включает в себя Иллюзию Обезьяньего Бизнеса и некоторые другие хитрости.

Презентация Дэна на TEDxUIUC 2010
Доклад Дэна под названием «Контринтуиция».

Интервью Дэна
Дэн и специальный гость дали интервью для этого фильма, снятого Институтом Бекмана.

Невидимая горилла в городе
Посмотрите, что происходит, когда Дэн надевает костюм гориллы и гуляет по Шампейну, штат Иллинойс.

See Through Your Focus – Academy 4SC

Введение

Вы решили посмотреть последний триллер со своим младшим братом. Вы покупаете билеты, закуски и напитки. Осталось только занять свои места. Когда вы входите в театр, вы просматриваете ряды, ища идеальное место. О чудо, вы находите одно: два свободных места посередине. Вы собираетесь идти к ним, когда кто-то зовет вас по имени.

Вы прослеживаете шум на два ряда назад и видите Джеки, девочку из вашего класса естествознания. Она с энтузиазмом машет обеими руками. Когда ваши взгляды встречаются, она улыбается и кричит: «Привет!» Вы машете в ответ. Как ты ее не заметил?

Вот почему

Избирательное внимание привело к эпизоду невнимательной слепоты. Ваше внимание было сосредоточено на поиске места, поэтому вы не заметили Джеки, хотя она была хорошо видна.

Определение/избирательное внимание

Избирательное внимание — это процесс сосредоточения внимания на определенном стимуле или стимулах, который приводит к игнорированию других одновременно возникающих стимулов. Поскольку ваше внимание уже достигло своего предела, может произойти невнимательная слепота. Вы можете не увидеть что-то полностью видимое, но неожиданное, например, одноклассника в кинотеатре, потому что вы сосредоточены на чем-то другом, например, на поиске места. Это явление было зафиксировано Даниэлем Саймонсом и Кристофером Чабри в их тесте на осведомленность «невидимая горилла».

Эксперимент

Исследование проводилось в 1999 году в Гарвардском университете. В нем было показано короткое видео, на котором люди в белых и черных футболках передают баскетбольный мяч людям в футболках того же цвета. Участников попросили посмотреть это видео и подсчитать количество пасов, сделанных белой командой. Большинство могли правильно указать количество передач и думали, что это относительно простая задача. Тем не менее, несмотря на это, более половины участников не заметили, как человек в костюме гориллы проходит между баскетболистами, встает лицом к камере, стучит себя в грудь и уходит за кадр.

Это противоречит почти всем интуициям: мы ожидаем, что сможем обнаружить такое очевидное явление. Тем не менее повторные исследования дали схожие результаты: мы не так наблюдательны, как нам хотелось бы думать. Если мы не ожидаем увидеть что-то, скорее всего, мы этого не заметим. Избирательное внимание имеет свои преимущества, но оно может привести к тому, что вы упустите что-то столь же очевидное, как горилла, бьющая себя в грудь.

Зачем заботиться?

Участники не пострадали, если им не удалось обнаружить гориллу при подсчете передач, но последствия избирательного внимания могут быть далеко идущими и опасными. Исследования, аналогичные тесту «Невидимая горилла», были воспроизведены с участием экспертов, и они показали лишь немногим лучшие результаты, чем участники первоначального исследования. При внимательном рассмотрении снимков легких на наличие признаков рака большинство рентгенологов не видели наложенного изображения гориллы, пока им на него не указали. Если им не удалось заметить что-то столь неуместное, как горилла, само собой разумеется, что даже эксперты могут быть слепы к медицинским аномалиям или ранним предупреждающим признакам болезней.

Гораздо более банальный пример связан с ложным убеждением, что существует такая вещь, как настоящая и эффективная многозадачность. Например, хотя вы можете никогда не отправлять текстовые сообщения и не садиться за руль, иногда вы можете ответить на телефонный звонок, пока едете на работу. «Я не отвожу глаз от дороги, — можете возразить вы, — я должен уметь слушать и смотреть одновременно». Однако зрение имеет мало общего с проблемой невнимательной слепоты. Фактически, из участников, которым не удалось обнаружить гориллу, многие из них смотрели прямо на нее. Так что даже если вы смотрите на дорогу, это не значит, что вы можете отслеживать каждую деталь, которую видите. Ваше внимание по-прежнему разделено, и вы рискуете ослепнуть по невнимательности, например, не заметив, как мотоцикл переключается на вашу полосу движения.

Невозможно постоянно обращать внимание на все подряд, поэтому не существует простого способа избавиться от избирательного внимания. Скорее, лекарство заключается в признании его существования и принятии обоснованных решений, основанных на этой истине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *