Нигилизм в философии: Нигилизм — значение и история понятия

Содержание

Нигилизм Ницше — странное открытие для общества

ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Реклама.

ЛГ online

Посоревнуйся с Солнцем русской поэзии!

25.05.2023
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское» предлагает придумать «Сказку о прекрасной царевне Лебеди».

Прекрасная необходимость

21.05.2023
В Санкт-Петербурге при участии «Литературной газеты» состоялся поэтический батл.

Кто они, номинанты XII сезона Патриаршей литературной премии?

15.05.2023
Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, разъясняет.

ЛГ плюс

Шаман жил далеко за городом…

21.05.2023
В коротких рассказах Вячеслава ХАРЧЕНКО самые обычные ситуация приобретают дополнительные оттенки и смыслы.

Когда зачинаются правнуки…

14.05.2023
В прозе Нины ВЕСЕЛОВОЙ провинция предстает печальной, вымирающей, но при этом родной, единственной, незаменимой.

В день весенний, майский, ветровой…

09.05.2023
Дмитрия МЕЛЬНИКОВА представлять нашим читателям не надо. В данной подборке собраны разные стихи Дмитрия – о жизни, о смерти, обо всем.

Спецформат

Эпоха Бельмасовского литфеста

24.05.2023
В Кузбассе состоялся Х Всероссийский литературный фестиваль имени А.Бельмасова.

Незаменимый ум

23. 05.2023
В ЦДЛ состоялся творческий вечер литературного критика и прозаика Елены САФРОНОВОЙ.

Книга как дело государственной важности

22.05.2023
Вместо послесловия к прошедшему на Дворцовой площади Северной столицы  Санкт-Петербургскому книжному  салону

Позиция

Оказывается, так можно было…

25.05.2023
Андрей ПЕСОЦКИЙ о том, какие суммы платят участникам специальной военной операции.

Герман Захарьяев: «Наша благодарность за Спасение и Освобождение будет вечной!»

17.05.2023
День Спасения и Освобождения считается иудейским продолжением Дня Победы. В этом году он выпал по иудейскому календарю на 17 мая и отмечается уже в десятый раз.

«Фейсбук» – осиное гнездо

16. 05.2023
Писатель Нат ВЕСЕНИН считает, что эта соцсеть оккупирована склочниками, псевдоинтеллигентами и русофобами.

Колумнисты ЛГ / Философские беседы
Гиренок Фёдор

Теги: общество , мнение , самосознание , Ницше , нигилизм , значение , культура


Оценить:

Оценка: 5.29 — Голосов: 21

 

12+





Новости

25.05.2023

«Молодой Пушкин» в Подмосковье

Фестиваль новых литературных форматов пройдет со 2 по 6 июня 2023 года.
24.05.2023

В «Артеке» отобрали лучших чтецов

В Международном детском центре состоялся финал конкурса юных чтецов «Живая классика».
24.05.2023

В Пскове готовятся к пушкинским дням

Церемонией открытия памятника «Музейщикам Пушкиногорья» начнется праздник поэзии и русской культуры.
23.05.2023

«Я проживу и вымыслом своим…»

Премию имени Александра Казинцева вручат в Доме Ростовых.
23.05.2023

Московский мотив Михаила Зенкевича

В Центре ремесел «Славич» отметят 100-летие переезда поэта в столицу.

Все новости

Книга недели

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ

События и мнения

Циничный Генри

«В политике жить нужно долго», – гласит мудрость на многих языках. Генри Киссинджер…

Культура

Время крупным планом

Ускоренная съёмка, или, как любили говорить раньше, рапид – один из немногих тех…

События и мнения

Ребёнок как ЭЕ

Как только 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника, естественно, самым ч…

Общество

Министерка обороны

Время от времени медиа показывают нам военных министров европейских стран. Чаще …

Литература

Войнич и её Эверест

Когда-то, в конце XIX века, Этель Войнич ненадолго приехала в Россию. Чтобы навс…


Нигилизм (Nihilisme). Философский словарь

Нигилизм (Nihilisme)

Нигилист это человек, не верящий ни во что (nihil), даже в то, что есть на самом деле. Нигилизм есть своего рода отрицательная религия – Бог умер, унося с собой все, что считалось плодом его творения, – бытие и ценность, истину и благо, мир и человека. Не осталось ничего, кроме ничто, во всяком случае, ничего стоящего, ничего заслуживающего любви, ничего, что хотелось бы защищать, – все на свете стоит друг друга, и ничто ничего не стоит.

Насколько нам известно, слово «нигилизм» придумал Якоби (175) для обозначения неспособности разума постичь конкретное существование, которое открывается только интуиции – чувственной и мистической. Отрезанный от веры разум не способен совершить переход от понятия к бытию (свидетельством тому – опровержение Кантом онтологического доказательства), следовательно, он может охватить мыслью только сущности без экзистенции (субъект и объект при этом растворяются в чистом представлении).

Именно в этом смысле Якоби объявил всякий рационализм нигилизмом. Во Франции широкое распространение термина «нигилизм» в его менее специальном значении связано с именем Поля Бурже (176), который определял его как «смертельную усталость от жизни, вялое признание тщеты любых усилий». Но мыслителем, вручившим нигилизму философские «верительные грамоты», стал, разумеется, Ницше, продолживший нить рассуждений и Якоби, и Бурже. Разум – ни в коей мере не причина, чтобы жить; он способен оперировать лишь мертвыми абстракциями. Для Ницше рационализм также является разновидностью нигилизма. Но это не просто одно из философских течений; это целая вселенная духа, которая ждет всех нас. «То, что я повествую, – пишет Ницше, – это история двух ближайших столетий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не может прийти в ином виде: появление нигилизма» («Воля к власти», Предисловие, 2). Вот оно и пришло. Теперь вопрос, как из этого выбираться.

«Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность, – отвечает Ницше.  – Нет цели. Нет ответа на вопрос:

“Зачем?”» (там же, книга 1, § 2). Наука, вознамерившаяся заменить религию, не объясняет смысла жизни; исповедуемый ею культ истины на самом деле есть культ смерти. Отсюда и учение о «великой усталости»: «Зачем все? Нет ничего, ради чего стоило бы трудиться!» Ницше надеялся вырваться из этого круга благодаря эстетизму, т. е. поклоняясь культу прекрасного обмана, полезной для жизни ошибки, иллюзии творчества («искусство на службе иллюзии, вот наш культ», III, 5, 582). Но в результате появляется всего лишь еще один экземпляр небытия, который и царит сегодня в наших музеях. «Все лживо, все позволено» – это тоже слова Ницше, и в них находит выражение сегодняшний нигилизм. Выпутаться из него можно единственным способом – вернуться, как сказал бы Хайдеггер, к истине бытия и, как хотел сам Ницше, к истине жизни, но такой жизни, которая не была бы ни обманом, ни иллюзией; которая была бы могучей и хрупкой одновременно, могучей и способной к сопротивлению

(conatus), которая выражала бы желания человека и его истину. Для этого нам придется предпочесть Ницше Спинозу, иллюзии – ясность мысли, «опрокидыванию всех ценностей» – верность, наконец, сверхчеловеку – человечность. «Вид человека отныне утомляет – что же такое сегодня нигилизм, – вопрошает Ницше, – если не это? Мы устали от человека…» («К генеалогии морали», рассмотрение I, 12). Э, нет, так не пойдет. Давайте-ка говорить каждый за себя. Нигилизм есть философия людей, которым представляется неимоверным трудом наслаждаться, желать и любить. Это философия усталости, или усталость философии. Нигилист утратил способность любить, как говорил Фрейд о больных депрессией, и делает вывод, что на свете нет ничего достойного любви. Сомнительное утверждение. Жизнь и мир надо любить не потому, что они этого достойны; они достойны нашей любви именно потому, что мы их любим. Обесценивание ценностей грозит только тому, кто, чтобы познать любовь, нуждается в Боге. Для всех остальных ценности так и остаются ценностями, мало того, они ценятся все дороже. Почему? Потому что нет Бога, который сотворил бы их и обеспечил своими «гарантиями», потому что их «стоимость» прямо пропорциональна нашей к ним любви, потому что оценить их способны только мы и они имеют смысл только для нас – тех, кто в них нуждается.
И для нас это – еще одна причина служения нашим ценностям. Не следует думать, что релятивизм – одна из форм нигилизма. Напротив, это средство против нигилизма. Относительность ценностей (их зависимость от наших желаний, интересов, истории) – лишний и весьма убедительный довод не отрекаться от отношений, благодаря которым ценности и существуют. Мы не потому должны подчиняться справедливости, что она существует (это догматизм), и не потому должны от нее отмахнуться, что ее нет (это нигилизм), – именно потому, что справедливости нет (она живет только в наших мыслях и сердце, что и есть релятивизм), мы должны за нее бороться.

Что же мы можем противопоставить догматизму? Ясный ум, релятивизм, терпимость.

А нигилизму? Любовь и смелость.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

14.

Мультикультурный нигилизм

14. Мультикультурный нигилизм Питер ШварцЧтобы подняться выше первобытного уровня, человеку пришлось осознать факт существования ценностей. Каждый шаг вперед требовал понимания не только того, как сделать этот шаг, но и того, почему это действие представляет ценность,

5. Нигилизм?

5. Нигилизм? Мы не согласны ни с тем, что слово «техника», даже если заставить откликнуться в нем греческое ?????, пригодно, чтобы указать на сущность нашего времени, ни с тем, что имеется некоторое полезное для мысли соотношение между «планетарным господством техники» и

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ НИГИЛИЗМ (лат. nihil — ничто) — исходно — одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и

Русский нигилизм

Русский нигилизм Нигилизм есть характерно русское явление, в такой форме неизвестное Западной Европе. B узком смысле нигилизмом называется эмансипационное умственное движение 1860-х годов и его главным идеологом признается Писарев. Тип русского нигилиста был изображен

Русские нигилизм и хулиганство

Русские нигилизм и хулиганство Слово нигилизм не в старом богословском, а в публицистическом смысле употребил впервые в русской литературе Николай Иванович Надеждин (1804–1856) в статье «Сонмище нигилистов» в журнале «Вестник Европы» в 1829 г., когда редактором его был

НИГИЛИЗМ И ИСТОРИЯ

НИГИЛИЗМ И ИСТОРИЯ В течение ста пятидесяти лет метафизического бунта и нигилизма вновь и вновь под различными масками упорно являл свое изможденное лицо человеческий протест. Все, восставшие против удела человеческого и его творца, утверждали одиночество человека,

«Бог умер» — европейский нигилизм

«Бог умер» — европейский нигилизм Предпоследнее десятилетие прошлого века было временем оптимизма и прогресса. И как раз в это время Ницше обнародовал свое ужасающее откровение: «…величайшее из новых событий — что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то

Марксистский нигилизм

Марксистский нигилизм Многих приверженцев марксизма привлекают в нем его пози­тивные аспекты: социалистические идеалы и решимость искать действенные методы для их осуществления. Однако нигилисти­ческий аспект марксизма — это его важнейшая черта, определя­ющая

ЕСТЬ ЛИ ЙОГА НИГИЛИЗМ?

ЕСТЬ ЛИ ЙОГА НИГИЛИЗМ? Тут и конец философии йоги, и не удивительно, что Кузен и другие принимали ее за полный нигилизм. Но прежде всего, игра пракрити, хотя и прекращающаяся для одного пуруши, получившего истинное знание, предполагается всегда продолжающейся ради блага

VII. Формализм и нигилизм

VII.  Формализм и нигилизм Одна из инкарнаций смысла?– технические изобретения. Если в театрализованной социокультуре смысл воплощает себя так, как будто бы он был всего-навсего значением, утаивая свою амбивалентность (мы значим что-то, исполняя публичныe роли, но никогда

V. Нигилизм и реализм

V. Нигилизм и реализм В условиях тюремного режима продолжало формироваться мировоззрение Писарева. Друзья и сотрудники по «Русскому слову» часто навещали его, приносили ему книги, журналы, письма и вести с воли. В письмах к матери Писарев неоднократно упоминал, что,

2. «Нигилизм» богословского апофатизма

2. «Нигилизм» богословского апофатизма Богословский апофатизм как отречение от любой рассудочной необходимости предполагает нигилизм в отношении умственных идолов Бога[89]. Как утвердительные, так и отрицательные определения Бога лишь символизируют факт Его бытия, но

Что такое нигилизм? Почему вы должны бороться с нигилизмом, чтобы найти смысл

Время чтения: 14 минут

Бесконечный Уроборос

Любой, кто боролся с экзистенциальными проблемами, вероятно, сталкивался с проблемой нигилизма, философии, которая, кажется, так сильно влияет в наши дни. Нигилизм проявляется во многих формах, но на уменьшенном уровне он более или менее утверждает следующее: в бесконечности космоса и абсурдной природе человеческой жизни нет внутреннего смысла или ценности.

Люди по-разному реагируют на это заявление, от инстинктивного отвращения до полного согласия. Но и игнорировать нигилизм, и поддаваться ему — плохие решения. Лучший путь — полностью бороться с нигилизмом — интеллектуально воздать ему должное — с целью его преодоления и соединения с более глубоким инстинктом смысла.


Нигилизм и вопрос Камю

Бесспорно, огромная часть жизни состоит из тьмы — каждому грозит смерть, страдание и злоба. Такие философы, как Камю, описывали человеческое состояние как абсурдное, доходя до того, что говорили, что фундаментальным философским вопросом является самоубийство:

«Есть только одна действительно серьезная философская проблема — самоубийство. Судить о том, стоит или не стоит жить, равносильно ответу на фундаментальный вопрос философии».

Альбер Камю, миф о сизифе

Это довольно напряжённая формулировка, но она затрагивает суть того, имеет ли жизнь смысл или, по крайней мере, достаточно, чтобы уравновесить тьму. Многие люди отвечают на такой вопрос, веря в этерналистскую философию. Будь то через Бога, космический план или какую-то другую абстракцию, они делают смысл определенным, удаляя его из ненадежной субъективности людей.

Другие избегают по-настоящему сомневаться в смысле жизни из-за отвлечения внимания и притворства, молчаливо игнорируя вопросы о жизни, страданиях и смысле. И, честно говоря, нелегко честно бороться с темной стороной человеческого существования, особенно без какой-либо религиозной или этернализмовой основы. В таком случае тянуть за нить смысла рискованно — если все это распутается, вы останетесь страдать и бессмысленностью.

Но можно ли избежать вопроса Камю? Возможно, в краткосрочной перспективе будет лучше игнорировать вопросы об абсурде и смысле жизни или смотреть на мир через розовые очки. Но, на мой взгляд, мы игнорируем борьбу с нигилизмом на свой страх и риск, поскольку нигилистические цыплята обычно возвращаются домой на насест.

Колючий интеллект

Тем, кто игнорирует тьму, противостоят «интеллектуально строгие» люди, которые гордятся тем, что честно в ней признаются. Столкнувшись с вопросом «почему человеческая жизнь имеет смысл?», они смотрят в бездну бесконечной регрессии и понимают, что только религиозный ответ может создать аксиоматический смысл. Поэтому для них единственным интеллектуально строгим выводом является то, что в жизни нет внутреннего смысла — многие находят утешение в честности и последовательности этого нигилистического вывода.

И, как мы утверждали в нашем выпуске подкаста о нигилизме и кризисе смысла, честный человек должен бороться с нигилизмом, потому что он понимает некоторые вещи правильно. В своих космических, экзистенциальных и моральных проявлениях нигилизм имеет веские основания, от которых не следует легкомысленно отбрасывать. С нигилизмом следует бороться и бороться с его аргументами, но с одной загвоздкой: вы должны делать это с целью преодолеть его, найти более глубокое и более устойчивое ощущение смысла в этом процессе.

Потому что в конце концов — и независимо от того, какой нигилизм прав — кажется, что страдание только усугубляется, когда распространяются нигилистические философии. Нигилизм может быть более последовательным в интеллектуальном плане, но, возможно, интеллект не должен быть единственным источником истины. Как сказал духовный учитель Рам Дасс, «интеллект — прекрасный слуга, но ужасный хозяин».

Итак, в этой статье мы кратко рассмотрим историю и философию нигилизма, а также то, как он проявляется в современном обществе. После этого он исследует способы определения значения вне религиозных рамок, значения, которое может помочь вам преодолеть нигилизм честным и прочным способом.


Что такое нигилизм?

Нигилизм, происходящий от латинского nihil (ничего не означающего), — это философия, утверждающая, что нет основы для ценностей и смысла жизни. Этот термин стал широко популярным после его использования в романе Ивана Тургенева 1862 года « Отец и дети » и представлял своего рода радикальный скептицизм по отношению к эпистемологии. Если нет Бога, чтобы придавать смысл вещам, как мы можем быть уверены в том, что знаем что-то? Вы можете найти тот же латинский корень в слове «уничтожить», что помогает объяснить влияние нигилизма на анархистские политические группы и революционные движения.

Для некоторых уничтожение означало терроризм и насильственную революцию. Но аннигиляционный аспект нигилизма не обязательно должен быть физическим — он также может означать крайний скептицизм по отношению к знаниям и ценностям. Этот эпистемологический нигилизм уничтожает структуры знания, указывая на то, что знание и истина не имеют фундаментальной основы — ничто не мешает вам бесконечно задавать вопрос «но почему это так?». Это отражено во многих популярных сегодня постмодернистских философиях.

Но скептицизм внутри нигилизма имеет давнюю историю, особенно связанную с эпохой Просвещения 17-го и 18-го веков. Концепции Просвещения и научное мышление заставляли людей подвергать сомнению все, включая фундаментальные аксиомы своей культуры. Помимо эпистемологии, другие популярные ветви нигилизма включают политический, моральный и космический.

Но, вероятно, наиболее распространенное и всеобъемлющее определение нигилизма — и наиболее подходящее для нашей личной психологии — это экзистенциальный нигилизм.

Экзистенциальный нигилизм

Экзистенциальный нигилизм утверждает, что жизнь не имеет внутреннего смысла или ценности. Он пересекается с космическим нигилизмом, указывая на отсутствие цели во всем космосе, но мыслители-экзистенциалисты сосредоточились на человеческом состоянии и экзистенциальной тревоге, которую мы испытываем в поисках смысла и цели.

Абсурдность экзистенциального нигилизма заключается в том, что даже в бессмысленном мире люди все равно ищут смысл. Даже те, кто открыл для себя абсурд, все еще не могут не желать смысла и цели. Некоторые из моих любимых телешоу, такие как «Конь Боджек», «Рик и Морти» и «Безумцы», прекрасно исследуют это напряжение.

Фридрих Ницше и нигилизм

«Что означает нигилизм? Что высшие ценности обесценивают себя. Цель отсутствует; «почему?» не находит ответа.

Фридрих Ницше, Воля к власти

Нигилизм тесно связан с философом Фридрихом Ницше. В своей работе 1901 года « Воля к власти » он предупреждал о приходе нигилизма и катастрофе, с которой европейская культура столкнется из-за него. Высшие ценности человеческого интеллекта, ищущие истину и все подвергающие сомнению, в конце концов уничтожили бы саму возможность ценности.

По словам Ницше, люди обнаружат, что не существует «истинного мира», в котором можно было бы обосновать любые заявления об истине. Это открытие является конечной точкой крайнего скептицизма, уничтожающего знания и ценности. Некоторые космические версии нигилизма пассивны, но для Ницше это разрушение было активной частью нигилизма: «нигилизм… это не только вера в то, что все заслуживает гибели; но на самом деле плечо к плугу прислоняют; один разрушает».

Когда вы обесцениваете фундамент, на котором коренятся все остальные ценности, нигилизм становится единственным честным способом смотреть на мир. С этой точки зрения ни одна система ценностей не имеет законной основы для существования, поскольку основа любой такой системы произвольна.

Решение Ницше

Несмотря на свой мрачный диагноз, Ницше не считал нигилизм конечной точкой и, как многие экзистенциальные философы, изо всех сил пытался его преодолеть. С этой целью Ницше говорил о том, чтобы стать уникальными личностями, создающими для себя ценности:

«Мы, однако, хотим стать теми, кто мы есть — людьми новыми, уникальными, несравненными, которые сами себе дают законы, которые сами себя создают».

Фридрих Ницше, «Веселая наука»

Ницше, казалось, верил, что мы можем найти смысл внутри себя, нацелившись на свой уникальный потенциал. Он сказал, что люди «боятся своего высшего Я, потому что, когда оно говорит, оно говорит требовательно». Но если у нас хватит мужества прислушаться к этому высшему голосу, возможно, нам удастся максимально развиться в то, кем мы могли бы быть. И, возможно, эта цель создает достаточно смысла, чтобы бросить вызов нигилизму. Лично у меня другой субъективный опыт в отношении совести и того, как она создает ценности. Как практикующий медитация, я склонен полагать, что мы гораздо меньше контролируем свою психологию, чем, кажется, предполагает Ницше. Эмоции и мысли накладываются на нас в большей степени, чем наше субъективное «я» создает их. Если у нас есть свобода, то для меня она существует в нашей реакции на явления, возникающие в сознании. Я чувствую, что то же самое верно и в отношении того, как наша совесть направляет нас и определяет наши ценности. Даже если люди не могут «давать себе законы» и «создавать себя», возможно, они все же могут соединиться с высшим «я». Даже если нам навязывают ценности, я верю, что мы все равно можем стать личностями, если сознательно сформулируем эти ценности, глубже их поймем и выстроим вокруг них жизненную философию.

Amor Fati

Помимо идеи стать нашим уникальным высшим Я, Ницше также принял Amor Fati , концепцию принятия страдания и любви к судьбе. Это идея, которая была центральной для стоицизма, и Ницше резюмировал ее следующим образом:

«Тот, кто хочет, чтобы ничего не было другим, ни вперед, ни назад, ни во всей вечности. Не только нести необходимое, тем более скрывать… но любить».

Фридрих Ницше

Я думаю, что amor fati имеет большое значение для того, чтобы принять жизнь и избежать негативных эмоций, таких как обида, которые могут склонить человека к нигилизму.

Борьба с нигилизмом

«Осознание того, что жизнь абсурдна, не может быть концом, а только началом».

Альбер Камю

Я думаю, что в один или несколько моментов жизни мы все должны столкнуться с проблемой нигилизма. И то, как вы подойдете к этой конфронтации, во многом повлияет на философию жизни, которую вы в конечном итоге создадите для себя.

Принятие нигилизма способствует разрушению, о котором предупреждал Ницше. И насколько я могу судить, игнорирование этого только отодвигает эти мысли в тень разума, где они могут более обманчиво влиять на поведение.

Принятие нигилизма

Вы можете принимать нигилизм активно и пассивно, и то и другое приводит к проблемам. Пассивный нигилизм — это скорее космический нигилизм, на который обращают внимание такие писатели, как Курт Воннегут — «мы здесь только для того, чтобы пукнуть» — и такие сериалы, как «Рик и Морти».

Пассивные нигилисты не желают разрушения, но они также изо всех сил пытаются создать надлежащий аргумент против нигилизма. Оглядываясь назад на себя в молодости, я мог бы выразить свой пассивный нигилизм как отношение «какие человеческие заботы действительно важны в этой гигантской вселенной». И знание астрофизики о возможной тепловой смерти Вселенной не помогло…

Пассивный нигилизм может быть менее разрушительным, а его честность по отношению к темным аспектам жизни может странно успокаивать. Но это создало сопротивление самосовершенствованию, и с возрастом комфорт постепенно сменился чувством экзистенциальной тревоги.

Активный нигилизм

Активный нигилизм означает, что вы действительно следуете логике философии в той или иной степени. Доведенный до крайности, активный нигилист может обидеться на само Бытие — они верят, что было бы лучше, если бы никого не существовало.2 Существует крайний философский взгляд на этот вопрос, называемый антинатализмом, который утверждает, что люди не должны производить потомство. Я не могу сказать, питается ли эта философия нигилизмом или нет, но могу сказать, что она так же кажется потерянной в интеллекте и лишенной чувства духовного. Для меня это в корне неправильно.

Для большинства активный нигилизм побуждает подвергать сомнению все заявления об истине с помощью колючих интеллектуальных методов, которые делают все относительным — своего рода философия «абсолютной истины не существует». Скептицизм может быть здоровым, но крайний скептицизм/релятивизм нигилиста может быть слишком легко использован для оправдания аморального поведения.

Используя метафору дома, релятивисты отмечают, что расположение первого этажа — аксиомы вашей культуры — произвольно. Приверженцы Мишеля Фуко и других постмодернистских мыслителей, утверждая, что нельзя разделить знание и власть, сказали бы, что базовые аксиомы знания в основном касаются того, что те, кто обладает властью, сохраняют контроль над другими.

В этом образе мышления есть некоторые законные аспекты, но заявление о том, что знание является либо произвольным, либо основанным на силе, упускает самый важный аспект нашей реальности: либо Бытие продолжается, либо нет — либо дом рушится, либо нет. т. Таким образом, хотя теоретически вы можете разместить первый этаж дома где угодно, дома, построенные на твердом основании с высокой несущей способностью, более устойчивы, чем дома, построенные на зыбкой почве. И та же логика справедлива для аксиоматических утверждений и их несущей способности поддерживать цивилизацию.

Но активный нигилизм, который я наблюдаю сегодня, похоже, не заботится о том, насколько прочным будет дом, так сказать. Он ставит под сомнение и разрушает культурные нормы и ценности без заботы, может быть, даже со злорадством. Этот чрезмерно активный скептицизм — «приложить плечо к плугу», по словам Ницше, — уничтожает ценность за ценностью, не зная (а может быть, даже не заботясь о том), сможет ли человеческое общество выжить в отсутствие определенных несущих ценностей.

Некоторые культурные нормы и истины следует подвергнуть сомнению и уничтожить , но я не думаю, что релятивизм и нигилизм когда-либо могут быть надлежащими оправданиями. И ирония в том, что жизнь согласно абсолютной истине «абсолютной истины не существует», кажется, ускользает от внимания релятивистских нигилистов.

Бытие

«Знание того, что ничто не имеет значения, хотя и является точным, никуда вас не приведет».

Дэн Хармон

Для меня преодоление нигилизма сводится к одному фундаментальному допущению, которое мы можем найти глубоко внутри себя: быть хорошим. Свет человеческого сознания есть тайна и чудо, и позволить этому чуду уступить тьме было бы трагедией. Но поскольку жизнь полна страданий и трагедий, нам нужны веские причины, чтобы поддерживать себя и свой вид.

Итак, если нам нужно верить в смысл для поддержания Бытия, тогда мы должны сделать своей жизненной миссией непрерывный поиск его — для меня это оправданная основа. Такого рода смысл, основанный на вере в Бытие, исходит не из внешних идеологий или интеллектуально умных аргументов, а из глубины души.

Нигилизм на подъеме?

Попытка эмпирическим путем выяснить, растет ли нигилизм, выходит за рамки этой статьи, но я хочу кратко прокомментировать мою мотивацию для написания этой темы. По своему опыту за последние несколько лет я начал подозревать неявный/пассивный нигилизм, влияющий на поведение многих людей. Академически это отражается в постмодернистских традициях, а культурно — в популярных политических идеологиях, которые небрежно разрушают давние западные ценности — здесь уместна «Забор Честертона».

Изменение устаревших, неинклюзивных и несправедливых культурных норм важно для прогресса. Но также важно делать это вдумчиво, смиренно и с направляющей мотивацией, что Бытие — это хорошо, что мы должны продолжать чудо человеческого сознания. Я думаю, что идеология опасна, откуда бы она ни исходила в политическом спектре, но многие левые идеологии социальной справедливости, кажется, заигрывают с нигилизмом в наши дни. В то время как эти идеологии заявляют, что руководствуются добродетелью и состраданием, на поверхности кажется, что в них скрыты гнев, негодование и даже иногда нигилистическое стремление к разрушению.

Одна из гипотез состоит в том, что неспособность сознательно бороться с нигилизмом отбрасывает его в наше подсознание, где он может влиять на наше поведение более обманчивым образом. Другая гипотеза состоит в том, что тревога нигилизма заставляет многие умы имплицитно искать свою противоположность: догматическую идеологию и тоталитарную уверенность. Эта вторая гипотеза объясняет, почему многие политические движения приобрели религиозный пыл.

Честно говоря, я не знаю, что происходит, и мое мнение на эту тему все еще достаточно открыто и любопытно. Но мой инстинкт подсказывает мне, что догматичные и звучащие праведно идеологии, популярные сегодня, имеют какое-то отношение к нигилизму. Для некоторых идеология может быть прикрытием их стремления к разрушению. Но большинство может не осознавать, насколько саморазрушительны некоторые философии — они верят этикетке на коробке с идеологией, не зная, что внутри. Что бы ни происходило, это выше моего понимания, но мой инстинкт улавливает растущую нигилистическую тьму в наших обществах.

Образ уробороса в верхней части этой статьи — мифического змея, который уничтожает сам себя — отражает бесконечный регресс нигилистического скептицизма в сочетании с желанием разрушать, пусть даже и подсознательно.

Поиск смысла смысла

«В вашем теле больше мудрости, чем в вашей глубочайшей философии».

Фридрих Ницше

С одной стороны, выбор смысла вместо нигилизма имеет простое объяснение: нигилизм не помогает вам справиться со страданиями в жизни. Это либо не влияет на страдания и трагедию, либо, что более вероятно, усугубляет их. Так что для меня интеллектуальная причина выбора смысла основывается на предположении, что Бытие — это хорошо, и уменьшение страдания — это тоже хорошо.

Но чтобы понять, что такое смысл, я думаю, мы должны выйти за пределы интеллекта. Интеллект жаждет точности и последовательности, но для меня смысл — это инстинкт, исходящий из неинтеллектуальных частей меня, включая тело.

Что означает?

Колючий скептицизм внутри нигилизма хочет доказать, что смысл пуст, если ты не можешь его точно определить. Интеллект стремится понять мир, распределяя вещи по четким категориям, особенно когда речь идет о языке. Точное определение отлично подходит для того, чтобы сказать вам, что есть что-то, но заключить что-то в коробку — значит также и заключить в коробку. Когда вы даете чему-то слишком точное определение, вы выделяете это из всех возможных проявлений.

И некоторые слова слишком глубоки, чтобы быть чем-то одним. Мы все еще можем использовать это слово, но мы должны знать, что это слово — просто ярлык для переживания. Он указывает на понятие, происходящее из мест более глубоких, чем интеллект, включая тело. Тело — наша основная связь с миром, и его сигналы более честны, чем обманчивая природа слов и интеллектуальная колкость.

Наши предки соединялись со смыслом и Бытием через свои тела задолго до того, как появился язык, как и мы в процессе развития. Как говорит Иэн Макгилкрист в своей книге о нашей разделенной структуре мозга:

« Сами слова,  которые образуют строительные блоки эксплицитной мысли, сами по себе изначально являются метафорами, основанными на человеческом теле и его опыте»

Иэн МакГилкрист, Мастер и его посланник Если вы утверждаете, что конечного значения не существует, поскольку все явное знание должно определяться по отношению к другому знанию — подобно определению слов с помощью других слов, — то хороший ответ состоит в том, что мы можем обосновать смысл в человеческом теле и его опыте.

Таким образом, чтобы найти смысл, мы не должны поддаваться искушению интеллекта думать о себе как об абстрактных биологических машинах, обладающих интеллектом. Вместо этого мы являемся воплощенным сознанием, и вполне нормально руководствоваться более глубоким воплощенным инстинктом по отношению к смыслу.

Смысл в сдаче

«Мы не должны притворяться, что понимаем мир только интеллектом; мы схватываем это точно так же, чувствуя. Поэтому суждение рассудка есть в лучшем случае только половина истины и должно, если оно будет честным, также прийти к пониманию своей неадекватности».

Карл Юнг

Другой способ выразить смысл — это сказать, что смысл — это отречение, в частности отречение от интеллекта. Смысл, созданный интеллектом, ошибочен, и он склонен заигрывать с догмами и идеологией. Но чувство смысла, которое исходит прежде всего от наших тел, является более глубоким и неявным. Оно проявляется для нас вне нашего сознания, например, когда что-то вызывает мурашки по коже или слезы. Значимые сигналы тела также убеждают меня в решающие моменты, что любовь — это более глубокая ценность, чем что-либо еще, даже истина.

Таким образом, верить в смысл означает подчиняться сигналам смысла, которые исходят от всей нашей нервной системы. Инстинкт смысла может быть эволюционно адаптивной направляющей системой, которая поддерживала правильную ориентацию наших предков. С этой эволюционной точки зрения инстинкт делать значимые вещи, то, что мы чувствуем, а не думаем, может быть тем, что удерживает нас на сбалансированном пути, поддерживающем Бытие.

Смысл указывает

Для тех, чей интеллект все еще держится, есть еще одна концепция, которая может помочь вам выбрать смысл вместо нигилизма. Впервые я столкнулся с ним в статье Кевина Симлера под названием «Руководство нигилиста по смыслу», в которой делается попытка более четко определить смысл.

После аналогичного описания имплицитного смысла значения, изложенного выше, — значения как телесного ощущения/восприятия — Симлер пытается более точно определить значение, на которое следует указывать: это связано с другими значимыми вещами в C».

В этой формулировке значение связано со связностью. Нечто имеет смысл, если от него зависят другие значимые вещи. Ваша жизнь имеет смысл, потому что другие значимые люди и вещи зависят от вас. И в такой среде, наполненной смыслом, наличие большего количества связей, указывающих вовне, делает вашу жизнь более значимой.

Эта концепция «значение как указание» является повествовательным инструментом, используемым во многих фильмах, возможно, наиболее известным из которых является «Эта замечательная жизнь». В нем мы понимаем взаимосвязь значений, наблюдая за эффектами удаления точек из сети значений.

«Странно, не так ли? Жизнь каждого человека затрагивает так много других жизней. Когда его нет рядом, он оставляет ужасную дыру, не так ли?

Эта концептуализация не решает проблему бесконечной регрессии — вам все равно придется где-то допустить какой-то неотъемлемый смысл, чтобы запустить смысловую сеть. Но для меня понимание этой взаимосвязанности делает жизнь более значимой, и это намного лучше, чем сосредотачиваться на темной бездне.

Нигилизм: блестящее возмущение

«Как известно, после нигилизма никуда не деться. Это ни к чему не ведет, это высказывание возмущения, каким бы блестящим оно ни было»

Алан Мур

Интеллектуальные аргументы в пользу нигилизма сильны, а эмоции усталости и обиды на жизнь могут сделать его еще более заманчивым. Особенно, если мы думаем, что вера в какую-то вечную/религиозную сущность является единственной альтернативой, нигилизм, по крайней мере, приходит с некоторой интеллектуальной честностью и последовательностью.

Но я думаю, что дихотомия нигилист/этерналист ложна, и вполне нормально оказаться где-то между этими двумя полюсами. Вы можете бороться с нигилизмом и понимать, где он прав, не становясь нигилистом, и вы также можете подключиться к более туманному и таинственному источнику смысла, не будучи религиозным. Оставаясь на срединном пути, подобном этому, вы создаете истинное для себя значение, которое сделает вас менее искушаемым комфортом догматизма или идеологии.


Чтобы было ясно, я не претендую на то, что разрешил кризис смысла, интеллектуально опровергая аргументы нигилизма. Я намеренно обхожу интеллект, чтобы обосновать смысл в личном опыте. Нигилист мог бы назвать это интеллектуальным фолом, который никоим образом не доказывает объективного или окончательного случая значения. Но если сравнить такой интеллектуальный скептицизм с неоспоримым смыслом таких вещей, как плакать на свадьбе, плакать на похоронах, мурашки по коже в кульминации симфонии, держать ребенка на руках, безудержно смеяться животом с любимым человеком, мечтательно вспоминать о заветная память — список можно продолжать и продолжать — колючие/блестяще острые аргументы в пользу нигилизма кажутся жалкими мелкими.

Так что не бойтесь нигилизма — боритесь с ним и разумом понимайте его. Но чтобы преодолеть это, отдайте свой интеллект, вернитесь домой к своему телу и соединитесь с очевидной истиной смысла.


Нигилизм в современном мире: почему и как вести нигилистический образ жизни | Алехандро Бетанкур | Bottomline Talks

Нигилизм в современном мире: почему и как вести нигилистический образ жизни | Алехандро Бетанкур | Итоговые переговоры | Medium

ФИЛОСОФИЯ

Если вы ищете другой взгляд на жизнь, возможно, стоит изучить нигилизм.

Алехандро Бетанкур. 2022

Фотография пользователя Cottonbro с сайта Pexels.

«Почему мы спорим? Жизнь такая хрупкая, успешный вирус, цепляющийся за пятнышко грязи, подвешенный в бесконечном ничто». — Алан Мур

Автор Алехандро Бетанкур

702 Подписчики

· Редактор

Я предприниматель, инвестор и коуч. Я создал две фирмы венчурного капитала. Я также отец-одиночка, который пишет о философии и самосовершенствовании.

Еще от Алехандро Бетанкура и Bottomline Talks

Алехандро Бетанкур

в

Теория супермена Ницше: что это такое и как она связана с современным миром?

Трудно говорить о теории Фридриха Ницше о «сверхчеловеке», не обсуждая нарциссизм и психопатию.

·5 мин чтения·20 октября 2021 г.

Алехандро Бетанкур

в

Психология страха быть отвергнутым и как его преодолеть

Не позволяйте отказу определять, кто вы есть.

·Чтение через 8 мин·27 августа 2022 г.

Алехандро Бетанкур

в

Извините, но не все является социальной конструкцией. Есть и факты!

Остерегайтесь того, что есть что.

·5 мин чтения·14 июня 2022 г.

Алехандро Бетанкур

в

Через день ваша жизнь изменится навсегда: день, когда Хуан Пабло Медина потерял ногу

Невероятная история о силе и стойкости.

·4 минуты чтения·24 марта 2022 г.

Просмотреть все от Алехандро Бетанкура

Рекомендовано на Medium

Zulie Rane

в

Если вы Хотите стать творцом, удалите все (кроме двух) социальные сети Платформы

В октябре 2022 года, во время всего фиаско Илона Маска, я наконец-то удалил Твиттер со своего телефона. Примерно в то же время я также вышел из…

·Чтение через 8 мин.·19 апреля

Неприлично

10 секунд, положивших конец 20-летнему браку

В Северной Вирджинии август, жарко и влажно.

Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…

·Чтение на 4 мин·16 февраля 2022 г.

Списки

Самосовершенствование 101

20 историй·85 сохранений

Продуктивность 101

20 этажей·86 сохраняет

историй, которые помогут вам жить лучше

21 рассказ · 68 сохранений

Руководство по выбору, планированию и достижению личных целей

13 рассказов · 78 сохранений

Neeramitra Reddy

in

PhiloGPT’s Удивительно мудрый ответ на вопрос «В чем смысл жизни?»

И еще 7 экзистенциальных вопросов, которые время от времени ставят нас в тупик

·15 минут чтения·6 дней назад Разум — Вот Как их выселить

Вы не станете выбирать жильцов, основываясь на том, насколько они вас напрягают, поэтому не делайте того же с мыслями, которые вы допускаете в своем уме.

·9 мин чтения·16 мая

Райан Холидей

31 урок, который я усвоил о деньгах

Я помню, как учился играть на блокфлейте в начальной школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *