Характеристики внимания
Внимание обладает целым рядом качественных и количественных характеристик и свойств: объем, переключаемость, распределение; рассеянность, устойчивость, флюктуация (колебание), концентрация и отвлекаемость.
Объем внимания измеряется количеством одновременно воспринимаемых объектов (букв, цифр и т.д.). Объем внимания и кратковременную память — из-за их тесной связи часто определяют экспериментально по одним и тем же методикам. Измерение этого параметра производится тахистоскопом. Чтобы увеличить объем внимания, необходимо научиться систематизировать и группировать по смыслу и содержанию воспринимаемый материал. Обычная «норма» взрослого человека — от 3 до 7 объектов.
Переключаемость внимания определяется скоростью переноса внимания с одного объекта на другой это свойство позволяет человеку оперативно реагировать на изменение текущей ситуации. Переключаемость внимания может выступать как фактор утомления и как фактор поддержания работоспособности.
Педагогу, например, часто в течение дня приходится перестраиваться: в одном классе он проводит занятие по одной теме, в другом — по другой. Затем он должен переключить свое внимание на проведение родительского собрания, на индивидуальную работу с учениками и т.д. Каждый человек должен знать свои возможности по «перестройке» внимания.
Конечно, легкость переключения внимания зависит от отношения человека к тому, чем он занят в данный момент, и к тому, чем ему предстоит заняться. Кстати, по переключаемости внимания мужчины значительно уступают женщинам (конечно, в среднестатистическом смысле). Около 45% женщин могут быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, 15% этого не умеют. У мужчин эти цифры соответственно таковы: 18 и 38%.
Слабую способность людей переключать внимание нередко используют воришки. В обязанности одного может входить привлечение внимания к какому-либо нейтральному объекту или явлению, а второй в это время должен освобождать карманы законопослушных граждан (так называемый криминальный эффект «Держи вора!»).Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько видов деятельности (или действий). Цицерон, говорят, мог выполнять одновременно семь важных дел. А французский психолог Полан демонстрировал свое мастерство, читая публике одно стихотворение и одновременно сочиняя другое. Этот параметр важен, например, для педагога. Ведь в его поле зрения одновременно должна находиться вся аудитория и каждый ученик в отдельности. Более того, педагогу нужно следить за логикой изложения урока и своей речью, не упуская из виду степень усвоения материала учениками и многое другое.
Объективности ради хочется отметить, что обычно человеку не под силу выполнять одновременно несколько равнозначных дел. Даже если это и выглядит так, то одно из дел обычно человеком усвоено до уровня автоматизма. Видимость «многостаночника» можно объяснить характерной для данного человека быстрой переключаемостью с одного дела на другое.
Рассеянность внимания выражается в неспособности к длительному сосредоточению, в частом непроизвольном переключении с объекта на объект.
Наблюдается рассеянность:
- мнимая;
- подлинная.
Мнимая рассеянность (ее можно назвать переконцентрацией) выражается в высокой избирательности и трудной переключаемости внимания. Это результат большой сосредоточенности индивида на чем-то. Человек ничего вокруг себя не замечает, погружен в свои мысли и с ними живет, создавая вокруг себя массу проблем для других людей, которые вынуждены «контачить» с ним. В повседневности этот тип рассеянности носит название «профессорской» и воспет во многих шутках и анекдотах. Говорят, что как-то Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск.
По дороге он так ушел в свои мысли, что остановился в задумчивости, да так и простоял несколько часов.Физиологическая причина рассеянности заключается в возникновении сильного очага возбуждения в коре головного мозга, который тормозит активность соседних участков коры.
Подлинная, или «порхающая», рассеянность (недоконцентрация внимания) выражается в слабой интенсивности внимания и в еще более слабой переключаемости. Это явление наблюдается, как правило, в ситуациях переутомления и чрезмерного эмоционального возбуждения. С точки зрения физиологии этот вид рассеянности объясняется недостаточной силой внутреннего торможения, в то время как процессы возбуждения возникают легко и беспорядочно.
Устойчивость внимания характеризуется способностью человека продолжительное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Эта характеристика внимания должна постоянно находиться в поле зрения представителей многих профессий. Например, педагог должен знать, что устойчивость внимания в начале урока невысока, затем улучшается, а к концу урока вновь наблюдается спад. Лектор должен помнить, что внимание аудитории в его устойчивой фазе можно удерживать 18-20 мин. Это сослужит пользу и предпринимателю, проводящему презентацию товаров и услуг перед клиентами в выставочном зале.
Необходимо учитывать и личностные особенности человека, его эмоциональное и физическое состояние. Внимание холерика, например, легко привлечь, но куда труднее удержать.
Колебания (флюктуация) внимания — это кратковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания. Колебания внимания наблюдаются даже при устойчивом внимании (обычно с периодом 6-12 с). В этом можно убедиться на простом примере.
Всмотритесь пристально в рис. 4.3. Вообразите себе две картины:
- меньший квадрат находится ближе к вам, чем больший, — это крыша какого-то дома;
- меньший квадрат находится дальше — это дальний выход длинной подземной автострады.
Зафиксируйте в своем внимании одну из этих возможных картин (любую) и постарайтесь удержать ее в течение примерно одной минуты. Удерживаемая фигура «уплывает», переключается на другую помимо вашего желания, непроизвольно.
Концентрация внимания зависит от свойств нервной системы человека, от его темперамента. Так действия дополнительных раздражителей при выполнении какой-то работы представляют помеху для меланхолика, но повышают концентрацию внимания у флегматика.
Отвлекаемость внимания — это явление непроизвольного перемещения внимания с одного объекта на другой при воздействии посторонних внутренних и внешних раздражителей, несовместимых с выполняемой в данный момент деятельностью.
Отвлекаемость наблюдается из-за чередования состояний возбуждения и торможения коры головного мозга через 15-20 мин сосредоточенной работы.Один из возможных приемов повышения устойчивости внимания основан на последовательном раскрытии в объекте, на который направлено в данный момент внимание, того нового, что может заинтересовать человека.
Из перечисленных выше свойств внимания формируются свойства личности, такие как внимательность (и обратное — невнимательность) и наблюдательность.
Внимательность — это свойство личности обусловленное как организацией процесса деятельности, так и индивидуально-типологическими особенностями самой личности.
Наблюдательность — способность замечать в предметах и явлениях неброские, но в то же время существенные или важные для какой-то цели детали, признаки или свойства. И. Павлов велел высечь на фасаде главного корпуса своего института слово «наблюдательность» — он высоко ценил это свойство личности.
Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта)
Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.
Оценка распределения внимания.
Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.
Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.
Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.
Определение объема внимания.
Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста — подросткам и юношам.
Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница — 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних — 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних — 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.
В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:
10 баллов — объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов — объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов — объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3 балла — объем внимания меньше 2 единиц.
Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.
Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.
Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.
Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Средняя продолжительность концентрации внимания человека по возрасту: 31 Статистика
Какова средняя продолжительность концентрации внимания?
Средняя продолжительность концентрации внимания 8,25 секунды . Он может различаться у разных людей и может зависеть от различных факторов, таких как возраст, окружающая среда и тип деятельности.
Средняя продолжительность концентрации внимания человека Статистика
Источник: Cross River Therapy- Средняя продолжительность концентрации внимания человека составляет 8,25 секунды .
- Объем внимания может варьироваться от от 2 секунд до более 20 минут .
- Средняя продолжительность концентрации внимания человека снизилась почти на 25% с 2000 по 2015 год.
- Продолжительность концентрации внимания у людей короче, чем у золотых рыбок (9 секунд).
- Продолжительность концентрации внимания зависит от возраста, у молодых людей продолжительность концентрации внимания обычно выше.
- У женщин обычно более продолжительное внимание, чем у мужчин.
- На чью-то концентрацию внимания могут влиять различные внешние раздражители и действия, такие как просмотр телевизора или игра в видеоигры.
- Уровень вашего внимания также может зависеть от того, насколько эмоционально вы вовлечены в задачу.
- Каждый четвертый подросток забывает важную информацию о своей семье и друзьях.
- Почти каждый десятый человек время от времени забывает свой день рождения.
- Почти 40% американцев забыли одну простую информацию, а некоторые даже потеряли одну вещь, которую они используют ежедневно за последнюю неделю.
- Концентрацию внимания можно улучшить с помощью различных методов, таких как внимательность и медитация.
- В среднем человек тратит 2,7 минуты на просмотр видео в Интернете.
- Средняя продолжительность концентрации внимания аудитории составляет всего от 8 до 10 минут , а это значит, что вы должны делать свои речи короткими и увлекательными, чтобы удерживать внимание аудитории.
Продолжительность концентрации внимания по возрасту Инфографика
Средняя продолжительность концентрации внимания взрослого человека
Средняя продолжительность концентрации внимания взрослого интернет-пользователя составляет 8,25 секунды. Интернет, социальные сети и окружающая среда отвлекают больше, чем когда-либо прежде, и большинство людей не могут сосредоточиться в течение более длительных периодов времени.
По некоторым оценкам, продолжительность концентрации внимания некоторых взрослых может достигать 5-6 часов. Однако у большинства взрослых очень короткая продолжительность концентрации внимания, и они не могут концентрироваться в течение такого длительного времени.
Средняя продолжительность концентрации внимания ребенка в зависимости от возраста
Специалисты по развитию детей обычно говорят, что продолжительность концентрации внимания ребенка составляет в среднем две-три минуты в год его возраста. Но как долго длится внимание ребенка? В приведенной ниже таблице показано:
Ниже приведены средние показатели продолжительности концентрации внимания в зависимости от возраста до 18 лет:
- 2 года: от 4 до 6 минут
- 4 года: от 8 до 12 минут
- 6 лет: от 12 до 18 минут
- 8 лет: от 16 до 24 минут
- 10 лет: от 20 до 30 минут
- 12 лет: от 24 до 36 минут
- 14 лет: от 28 до 42 минут
- 16 лет: от 32 до 48 минут
Средняя продолжительность концентрации внимания подростка
Средний возраст подростка от 128 до 48 лет Продолжительность концентрации внимания составляет 42 минуты, а у среднего 16-летнего подростка продолжительность концентрации внимания составляет от 32 до 48 минут. Эта тенденция может указывать на то, что наша продолжительность концентрации внимания увеличивается по мере того, как мы становимся старше.
Ссылки
- https://www.wyzowl. com/human-attention-span/
- https://time.com/3858309/attention-spans-goldfish/
- https://www.bbc. com/news/health-38896790
- https://en.wikipedia.org/wiki/Attention_span
- https://www.brainbalancecenters.com/blog/normal-attention-span-expectations-by-age
Миф о концентрации внимания и почему это проблематично для маркетологов
Расчетное время прочтения
5 минут
25 февраля 2021 г.
Автор: Наташа Кири
Опубликовано в: Производство контента
Существует много противоречивой информации о концентрации внимания. «Нью-Йорк таймс», журнал «Тайм» и газета USA Today сообщают, что продолжительность концентрации внимания человека составляет всего восемь секунд — на одну секунду меньше, чем продолжительность концентрации внимания средней золотой рыбки. Forbes сообщает, что внимание зависит от поколения, а миллениалы могут концентрироваться на целых четыре секунды дольше, чем представители поколения Z. Между тем, BBC утверждает, что вообще сложно определить цифру продолжительности концентрации внимания, поскольку концентрация внимания сильно различается в зависимости от задачи и контекста. .
Эта путаница вызывает множество маркетинговых проблем. Наряду с существующим давлением по созданию высококачественного контента при ограниченном бюджете маркетологи должны решить, как сжать свои основные сообщения до восьмисекундных кусочков, чтобы соответствовать размаху на уровне золотой рыбки. В последнее время это подпитывает тенденцию к закусочному контенту, когда маркетологи создают короткие, сканируемые фрагменты контента с кликбейтными заголовками, чтобы свести время чтения к минимуму. Проблема в том, что полагаясь только на захватывающий контент, мы жертвуем качеством контента. Это оставляет позади всесторонний, захватывающий опыт для достижения быстрых побед.
К счастью, измерение концентрации внимания — это нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Давайте посмотрим, почему миф о восьми секундах не соответствует действительности, как преодолеть одну из самых распространенных маркетинговых проблем и почему читатели на самом деле совсем не похожи на золотых рыбок.
Развенчание мифа о золотых рыбкахЕсли вы не слышали идиому «у людей короткая продолжительность концентрации внимания, чем у золотых рыбок» в известном новостном издании, вы, вероятно, слышали ее в отделе маркетинга или продаж коллега. Когда группа Microsoft Consumer Insights сообщила, что продолжительность концентрации внимания среднего человека на одну секунду отстает от концентрации внимания золотой рыбки, они попали в заголовки газет по всему миру. Однако вскоре заявление начало выглядеть подозрительно.
Утверждение, что у людей продолжительность концентрации внимания составляет восемь секунд, а у золотых рыбок — девять секунд, не было основано на исследованиях Microsoft, а цитировалось из другого источника. Как сообщает BBC, этот источник не был связан с какими-либо известными исследованиями или исследованиями. Ученые и психологи до сих пор озадачены тем, как статистика попала в обращение.
Помимо сомнительных источников, у мифа о концентрации внимания золотых рыбок есть один существенный контраргумент, с которым нужно бороться: обжорство. Просмотр всей серии за один присест, объединение эпизодов подкастов и чтение всей книги за один день — все это повседневные привычки, особенно во время пандемии. Опрос Netflix показал, что 61% пользователей регулярно смотрят от двух до шести эпизодов за один присест. Большинство предпочло проглотить сериал, а не по одному эпизоду за раз. Фактически, 361 000 человек посмотрели весь второй сезон популярной драмы «Очень странные дела» в день его выхода.
Тем не менее, мы все знаем, что у нас нет неограниченных возможностей для переедания, поэтому Netflix спрашивает: «Вы все еще смотрите?» после автоматического воспроизведения значительного количества эпизодов. Как оказалось, концентрация внимания сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Три типа вниманияУченые обнаружили, что внимание — это не один процесс, а группа более мелких процессов, используемых в различных контекстах. Это:
- Постоянное внимание
Это наша способность сосредотачиваться на одном деле в течение длительного периода времени. Устойчивое внимание — это то внимание, которое вы можете проявлять на деловых встречах, экзаменах или во время просмотра фильма (или нескольких).
- Избирательное внимание
Это наша способность сосредоточиться на чем-то одном, в то время как вокруг нас много других отвлекающих факторов. Вот как мы можем сосредоточиться на разговоре с другом на оживленном вокзале. Избирательное внимание — это также то, как мы можем работать дома, пока наши кошки/дети бегают вокруг нас.
- Распределенное внимание
Это тип концентрации, который имеет место во время многозадачности. Мы можем разделить наше внимание между двумя задачами одновременно. Это означает, что мы можем делать заметки во время встречи или писать электронное письмо во время приготовления обеда. Мы изо всех сил пытаемся поддерживать разделенное внимание в течение долгого времени. Обычно мы менее продуктивны в обоих делах, когда пытаемся делать их одновременно.
Каждый тип внимания применим к разным обстоятельствам, и продолжительность каждого из них варьируется от человека к человеку. Важно отметить, что когда мы применяем устойчивое и избирательное внимание, мы с большей вероятностью усваиваем информацию и совершаем меньше ошибок. Когда мы применяем разделенное внимание, мы с большей вероятностью отвлекаемся и пропускаем информацию.
Правда об объеме вниманияОбъем внимания меняется, но не потому, что мы хуже фокусируемся. Вместо этого наша цифровая среда усложняет нам применение наиболее эффективных видов внимания.
Исследование, проведенное Датским техническим университетом, показало, что продолжительность нашего коллективного внимания снижается из-за огромного количества информации, которую мы постоянно получаем. Социальные сети, круглосуточные обновления новостей и реклама постоянно конкурируют за наше внимание. Это означает, что становится все труднее и труднее уделять контенту постоянное или выборочное внимание. Вместо этого мы часто полагаемся на свое рассеянное внимание, пытаясь сосредоточиться на нескольких вещах одновременно, и часто не можем этого сделать.
Что это значит для маркетологовКак обеспечить кратковременное внимание давно стоит за многими маркетинговыми проблемами. Хорошая новость заключается в том, что ответ заключается не в том, чтобы сжимать весь ваш контент в восьмисекундные фрагменты. Высококачественный иммерсивный контент по-прежнему является решением для привлечения читателей и удержания внимания.
Как и в случае с сериалами Netflix, длинными книгами или популярными подкастами, мы можем выборочно сосредоточиться на чем-то интересном, актуальном и приятном для восприятия. К счастью, тот факт, что мы тратим время на то, что нам нравится делать (мы можем поблагодарить за это теорию самоопределения), означает, что мы по-прежнему можем сосредотачивать свое внимание в течение длительного периода времени в правильном контексте.
Решение маркетинговых проблем концентрации внимания заключается в создании высококачественного иммерсивного контента.