О чем говорят детские рисунки
Расшифровываем «каляки-маляки»
Детские каракули, овальное солнышко и смешные человечки-огурцы — все это не только первые творческие опыты, но и ключ к эмоциям детей. Психологи уверены, что рисунки — прямое отражение состояния и мыслей ребенка, того, как он воспринимает этот мир. А исследования показывают, что с помощью рисунков ребенок учится вести диалог с самим собой. Вместе с Kinder®Шоколад мы спросили у арт-терапевта и психолога Людмилы Азаровой, как родителям расшифровать детские рисунки (и нужно ли это делать).
Чтобы разбирать детский рисунок по частям, нужно понимать его ценность в целом. Рисование очень важно для развития психики: в процессе задействованы высшие психические функции (например, зрительно-пространственное восприятие, моторная координация, мышление), но главное — во время рисования ребенок систематизирует и фиксирует знания, которые получает из окружающей среды. Многие исследователи придавали особенное значение рисованию.
- Советский психолог Лев Выготский назвал его графической речью.
- Религиозный философ П. Флоренский писал, что быстрые, плавные, округлые или угловатые линии — это не рисование, а графический перевод своего внутреннего движения в реальные черты.
- М. Осорина, психолог, много лет изучавшая детские рисунки, считает, что рисование — это способ заявить о себе, показать всем, что Я есть в этом мире. Ей также принадлежат слова: «Когда ты берешь чей-то рисунок, надо осознавать, что это душа человека».
Детский рисунок, действительно, может многое рассказать о его авторе. Но понимание начинается не с поиска информации о том, что означает тот или иной цвет или расположение предметов, а с диалога. К пяти годам у ребенка складывается индивидуальная символическая система для выражения своего внутреннего мира.
Чтобы понимать ее, родитель должен начать с каракульного периода. Нередко мама и папа упрекают ребенка: «Опять каляки-маляки! Что же ты солнышко не нарисовал?» А ведь эти каляки-маляки уже рассказывают о развитии ребенка:
- До 1,5 лет каракули могут быть хаотичными, похожими на небольшие черточки — этот период называется «чирканье».
- После 2 лет в рисунке появляется ритм, каракули становятся более упорядоченными, увеличивается время работы.
- Ближе к возрасту 3 года в рисунках появляется фигура человека. Пока это всего лишь круг и две линии, такую фигуру итальянский археолог Коррадо Риччи называл «головоногом», — и это совершенно нормальный этап развития, скоро появятся и руки, и туловище.
Чем дальше, тем сложнее и многообразнее становятся рисунки ребенка. Вот на что надо обращать внимание родителям, чтобы не пропустить изменения в развитии или состоянии ребенка.
1. Цветовая гамма
В цветотерапии мы на первых занятиях с ребенком составляем так называемую цветовую карту, где отмечаем, какие цвета любит ребенок, и в дальнейшем обязательно учитываем ее при анализе.
Родителям самостоятельно пытаться проанализировать что-то по цветам на рисунке не стоит. Да, цвет, который доминирует, важен, но не всегда надо волноваться, если в рисунках появляется много красного или черного. Сначала понаблюдайте — возможно, вы обнаружите, что фигура папы на рисунках черная, потому что он носит темное пальто, или ребенок просто «открыл» для себя красный и сейчас все раскрашивает им.
Однажды ко мне пришла взволнованная мама и рассказала, что ее пятилетний сын закрашивает листы в черный цвет. Я предложила мальчику порисовать и увидела, что сначала он нарисовал дерево и собачку, а потом взял черную краску и все закрасил. Я сказала: «Как жалко, была такая милая собачка, а теперь ее нет», на что мальчик ответил: «Ничего не жалко, теперь она в домике. Сейчас вечер и темно, и она должна быть в домике». Таким способом ребенок проявлял заботу о персонажах своего рисунка.
2. Расположение объектов
В классической диагностике с расположением объектов все просто: их размещение по центру говорит о нормальной самооценке, выше или ниже — о сниженной или повышенной.
На самом деле не все так просто: нужно обязательно учитывать возрастные нормы. Знакомство ребенка с рисованием состоит из нескольких этапов, и на одном из них он пробует изобразить перспективу, помещает на задний план предметы, которые находятся дальше, поэтому они получаются маленькими — и об этом он сам скажет, если его спросить.
3. Фигуры родителей, если ребенок рисует семью
Рисунок семьи — одна из методик, с помощью которой родители могут оценить состояние психики ребенка. Ребенок может изобразить не только людей — иногда на рисунке появляются семьи зверей или цветов. Недавно у меня на консультации был восьмилетний мальчик, который нарисовал в центре листа огромный колокольчик, склонившийся над двумя небольшими ромашками и почти задавивший их своими цветами. Из рассказа выяснилось, что колокольчик — это ребенок, а ромашки — папа и мама. Понятен и запрос, с которым пришли родители: ребенок не слушается. А как он может слушаться, если в этой семье он главный?
4. Поведение ребенка во время рисования
Ни один хороший специалист не возьмется за интерпретацию детского рисунка, если он:
- не знает этого ребенка,
- не видел, как выполнялся рисунок,
- не видел других работ этого ребенка.
Анализ рисунков должны начинать не психологи, а родители — задайте вопросы ребенку о героях его работы, и он с удовольствием все пояснит.
Обращайте внимание на главного героя, на его отношения с миром, с людьми, на его эмоциональное состояние.Только в том случае, когда в рассказах ребенка часто присутствуют грустные нотки, пониженный эмоциональный фон, недоверие к окружающим и отсутствие веры в себя, можно обращаться к специалисту. Все эти проявления абсолютно нормальны для процесса роста и созревания — дело только в их количестве. И, если они проявляются ситуативно, просто поддержите своего ребенка, покажите ему, что он услышан, увиден, понят.
5. Сюжет
Ребенок никогда не изображает точно то, что есть в реальности, — он рисует то, о чем думает, передает свое состояние и фантазии. Главное, что требуется от родителя, — экологичность в отношении к детскому рисунку, которая проявляется в максимальном уважении к каждой черточке, проведенной ребенком, даже если она оставлена совсем не там, где хотелось бы.
Вот почему ребенок может рисовать собачку, которой у него нет, фантазировать, что произойдет, чем он будет заниматься. Весной я работала с детьми онлайн — они рисовали на свободную тему. Ребята мечтали:
- как пойдут гулять на улицу,
- поедут на дачу,
- увидят цветы.
Здорово, если ребенок фантазирует и рисует моменты радости, о которых мечтает, будь это постройка шалаша, веселый праздник с друзьями или поездка в парк аттракционов. Такие рисунки родителям хочется не анализировать, а сохранить на память.
В новой акции «Маленькие идеи для моментов радости» от Kinder® Шоколад можно поделиться рисунком вашего ребенка и выиграть интересные призы!
- Попросите ребенка нарисовать лучший момент радости, который он может представить.
- Загрузите фотографию рисунка на сайт акции вместе с чеками, подтверждающими покупку трех продуктов Kinder® Шоколад (в акции участвует молочный шоколад Kinder® Chocolate массой 50 или 100 граммов).
- Рисунок появится в онлайн-галерее, и вы получите гарантированный приз: сертификат «Создатель момента радости», а также онлайн-курс из 20 уроков по рисованию!
- Приглашайте ваших родственников и друзей голосовать за вас и попадайте в топ-100.
- Верьте в удачу! Возможно, именно ваш ребенок станет одним из трех победителей конкурса, которых выберет жюри среди топ-100 работ по итогам голосования. Фото победителей появятся на упаковке Kinder® Шоколад, а их идеи станут реальностью!
О чем говорят нам детские рисунки?
Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.
В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.
Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».
Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации.
Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист.
Для вас, как родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще почувствовать энергетику, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает.
Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx, паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.
Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.
Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности.
В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.
То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.
О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».
Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.
Анализ расположения рисунка на листе бумаги.
Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.
Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.
Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.
Aнaлиз линий и цветовых предпочтений
Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.
Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.
Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.
Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.
Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ваш ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.
Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.
Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.
Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.
Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.
Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.
Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.
Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.
Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.
Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.
Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.
Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.
Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.
- О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
- Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
- Не забудьте, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
- Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
- Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
- Не высказывайте свои версии (Как похоже на зайку!), вероятнее всего вы ошибетесь. Ваше поверхностное суждение может разочаровать малыша и даже отдалить ребенка от близких взрослых. Подобный случай описал Антуан де Сент Экзюпери в замечательной книге «Маленький Принц.
- Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал, яркий зеленый цвет, оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)
Понимание и расшифровка детских рисунков
Что означают детские рисунки?
Научитесь расшифровывать детские рисунки, и вы сможете лучше узнать своего ребенка и его внутреннюю личность. Детские рисунки могут многое рассказать об их страхах, радостях, мечтах, надеждах и кошмарах, но они также дают вам прекрасное представление об их личностях.
Когда дети могут рисовать свободно, без домашних заданий и комментариев, они неосознанно рисуют то, что касается или проценты им. Обладая небольшими познаниями универсальной символики в рисунках, вы сможете многое узнать о своем ребенке через его творения.
Дети начинают рисовать с того момента, когда они становятся достаточно большими, чтобы держать мелок или карандаш и наносить их на бумагу. Для самых маленьких рисование представляет собой естественную деятельность, обычно доставляющую большое удовольствие. Они тяготеют к выражению эмоций, потому что часто не знают, как выразить словами разные чувства. Они выражают свои страхи, радости, мечты, надежды и кошмары через рисунки, а также дают вам подсказки о своих отношениях с миром и другими вещами.
Рисунок — это выход для общения , и детские иллюстрации представляют собой видение их личностей. Детские рисунки уникальны и могут дать нам точную информацию о юных художниках.
Все родители надеются найти смысл в рисунках своих детей. Иногда рисунки — это просто рисунки, в которых нет ничего, кроме веселого игрового момента. Но иногда интерпретация некоторых детских рисунков означает открытие более глубокого слоя того, что они думают и чувствуют.
Поэтому не нужно много вчитываться в каждый рисунок, а позвольте ребенку рассказать вам, что для него значит этот рисунок. Задавая вопросы, например о том, что люди делают на рисунке, вы можете узнать о вашем ребенке то, что иначе вы бы никогда не заметили.
Этапы рисования по возрасту
Детские рисунки можно разделить на три этапа:
2-4 года
На данном этапе нет реализма в изображениях, и в основном это просто пометки на одной странице. Может показаться, что там ничего нет, но иногда дети создают нечто, называемое «случайным реализмом». Это означает, что когда они рисуют, вы можете увидеть определенные формы, например машину или дом.
4-7 лет
На этом этапе дети пытаются создавать предметы, которые видят своими глазами. Они могли рисовать самые простые вещи, такие как лица, фигурки, автомобили, грузовики, деревья и дома. Для этих рисунков обычно нет реалистичных деталей. В конце этого этапа они начинают добавлять определенные вещи, которые отличают их идеи, например, цветы перед домом или одежду на фигурках из палочек.
В возрасте 4 лет большинство детей рисуют кукол с телом, ногами, руками и головой. Перед этим обычно рисуют круги с глазами и ртом и сразу под двумя ногами. Они рисуют эти фигурки примерно с 2-3 лет, когда обнаруживают, что они самостоятельные люди, отделенные от Мамы и окружающего мира. Они выражают это осознание «я» в форме круга, представляющего единство и предел «других».
Дети готовы к школе в возрасте от четырех до шести лет. Они могут распознавать и называть свои эмоций. Растет его самосознание, личность становится более расслоенной. Вы видите, что на его рисунках становится больше деталей. На ноги надевают уши, волосы, пальцы и обувь. Также будут рисунки с домиками, деревьями и солнышками с полосками. Внешний мир, такой как школа и друзья, постепенно становится более ярким, чем мир безопасного дома. Детей становится больше независимый.
Более 7 лет
На данном этапе имеется некоторое свидетельство структуры. Например, рисунок океана может включать чаек, звездные рынки, пляжный мяч, людей в купальниках и т. д. Вы можете добавить слова и символы, чтобы дать больше поясняющих сообщений из рисунка. Человеческие наброски будут иметь больше деталей, возможно, включая веснушки. Здесь больше глубины и реализма, можно использовать новые точки зрения.
Выбор цвета может иметь значение:
- Черный и фиолетовый предполагают доминирование и могут быть одобрены относительно требовательным ребенком.
- Синий azul популярен среди детей, которые любят любящую природу и любят компанию.
- Красный — это цвет эмоций, который особенно подходит детям, чтобы ничего не пропустить, и является одним из самых популярных цветов.
- Розовый показывает потребность в любви и признательности и нравится девушкам.
- Зеленый — это цвет тех, кто любит быть другим, любит космос, артистичен и интеллигентен.
- Желтый и демонстрируют ум и веселый характер.
Положение рисунка на странице.
Когда дело доходит до позиционирования себя на странице, очевидно, что левая сторона страницы традиционно ассоциируется с прошлым и воспитанием детей. Это также связано с матерями.
Правая сторона связана с интересом к будущему и потребностью в общении. Эта сторона связана с родителями.
Ребенок, который размещает рисунок хорошего размера на видном месте страницы, считается уравновешенным и безопасным, в то время как, напротив, маленькие фигуры, нарисованные на нижнем краю бумаги или рядом с ним, выражают чувства, которые могут вызвать неуверенность.
Какие эмоции раскрывают ваши рисунки?
Из рисунков можно раскрыть многие эмоции, как я уже говорил выше, но лучше дать ребенку время и место, чтобы объяснить ему это. Тем не менее, исследователи обнаружили некоторые моменты, которые могут показать, что на самом деле чувствует ребенок.
- Детальные и тщательные рисунки могут выявить ребенка, который чувствует необходимость усердно работать.
- Сильные поглаживания, особенно если они вместе, могут быть признаком стресса, сильных чувств, решимости или гнева, в то время как более мягкие метки говорят о более спокойном характере.
- качество линии также может иметь значение, фигура, нарисованная светлыми линиями, нерешительная и ломаная, показывает нерешительного и неуверенного в себе ребенка, который, кажется, думает по мере своего продвижения. Напротив, смелая, непрерывная и свободно проведенная линия является выражением уверенности в себе и чувства безопасности.
- При рисовании фигур значимым считается относительный размер нарисованных фигур, а наиболее важные или доминирующие фигуры рисуются крупнее.
- отсутствие рук иногда интерпретируется как указание на застенчивость, признак неагрессивности детей, а преувеличение размера рук считается символом импульсивных наклонностей, если фигура является автопортретом. Точно так же маленькие ступни выглядят как признак ненадежности, буквально неустойчивого основания.
- Импульсивный ребенок : большие фигуры, без шеи и асимметрия конечностей.
- Встревоженный ребенок : облака, дождь, летающие птицы, нет глаз на фигурках
- Застенчивый ребенок: Короткие фигурки, без носа и рта, маленькие фигурки и руки возле тела
- Злой ребенок: Большие руки и зубы, длинные руки, косоглазие
- Небезопасный ребенок : чудовищные фигуры, крошечные головы, отсутствие рук и наклонные фигуры.
Интерпретации некоторых символов
Солнце символизирует внешний мир.
Согласно некоторым теориям, солнце , которое рисуют почти все дети, часто символизирует внешний мир. Солнце дает свет и тепло, питает и стимулирует. Он побуждает вас действовать, исследовать мир. Часто именно отец представляет для ребенка внешний мир и побуждает его выходить на улицу.
Удивительно, как геймтерапевты во всем мире видят, что, когда ребенок никогда не рисует солнце в этом возрасте, родитель часто находится за кулисами. Если ребенок рисует солнце в отсутствие родителя, вероятно, поблизости находится альтернативная фигура отца, которая активирует и поощряет его. Например, замешан учитель, дядя или сосед. Но мать, конечно, может играть и роль отца. Нет причин паника, если ваш ребенок нарисует картинку без солнца.
Дома: семья и я интерьер.
Дома символизируют семейное положение, а также внутреннюю жизнь ребенка. Глобальное исследование психолога и педагога Роды Келлог («Анализ детского творчества», 1967) показывает, что все дети, в том числе живущие в квартире или в стране, где почти нет домов с остроконечными потолками, рисуют дома как квадрат с треугольником как крыша. . Считается, что квадрат является символом защиты, разграничения и стабильности, а треугольник представляет отношения родитель-ребенок. Другие эксперты видят в потолке макушку головы; мозг, в котором хранятся мысли, воспоминания и мечты.
Через окна вы можете смотреть изнутри наружу и наоборот. Если ребенок никогда не рисует окна, это может означать, что он мало показывает свое внутреннее существо, которое застенчиво или закрыто. Решетки перед окном могут указывать на страх, что ваш эмоциональный мир рухнет. Вы можете войти и выйти через парадную дверь. Если нет входной двери, контакт становится затруднительным.
Дым в камине означает, что ребенок может выразить свои чувства, которые можно выразить дома.
Значение дерева
Дерево часто рассматривается психологами и терапевтами как отражение течения жизни. Удивительно, но если 6-летний ребенок рисует ветку, полость или шишку посредине ствола, он часто испытывал что-то, что его обрамляло. Например, переезд, болезнь или развод.
Если ребенок рисует фрукты на дереве или рядом с ним, это указывает на положительное развитие в его или ее жизни, что-то приносит плоды. Но что в основном выражает дерево, так это рост.
Как мотивировать детей рисовать
Очень полезно научиться интерпретировать и расшифровывать детские рисунки. Однако постарайтесь поощрять эту творческую деятельность как .
Художественный опыт помогает детям развивать независимость в определенных рамках и дает им возможность представлять свои идеи на бумаге или в других форматах. Самое главное, что творческое самовыражение позволяет детям использовать волшебство собственного воображения, а это то, что нужно ребенку.
Вот что вы можете сделать, чтобы побудить вашего ребенка больше рисовать:
- Сделайте искусство неотъемлемой частью игры раз. Предлагаем вам различные принадлежности для рисования, такие как мелки, толстые карандаши и смываемые маркеры. Разрежьте бумажные пакеты для рисования. Иногда маленьким детям помогает, если вы наклеиваете бумагу на стол, чтобы она не двигалась, пока они рисуют.
- Нет необходимости в инструкциях . Позвольте ему испытывать, исследовать и выражать свои творческие способности по-своему. Вы будете чувствовать себя в безопасности, компетентным и умным.
- Посмотрите на процесс , а не только результат. Участвуйте в процессе рисования, а не просто поздравляйте с успехом. Помогите ему нарисовать что-нибудь посложнее или вместе выберите подходящие цвета для домика на дереве.
- Используйте искусство, чтобы помочь ребенку выразить сильные чувства. Если вы злитесь, помогите ему выразить эти эмоции, нарисовав очень злой образ.
Вся информация, которую мы даем вам в этой статье, является ориентировочной, поскольку каждый человек индивидуален, поэтому для установления диагноза и лечения необходимо обратиться к врачу.
Каролина Гонсалес Рамос
Эдда Виртуальные решения
У вас есть вопросы или комментарии? Писать!
Вам понравилась статья? Дайте нам лайк или поделись с друзьями!
Поделиться в WhatsApp
Вам также может понравиться:
Блог Образование Избранные советы Parentsboy Drawings Feelings
О чем говорят ваши детские рисунки? — Клаудия Тревитик
scribble stage
Вы когда-нибудь задумывались, о чем говорят рисунки ваших детей? Хотите знать, как чувствуют себя ваши дети? У наших детей так много вариантов поведения: любящие, тревожные, любопытные, грустные, одинокие, активные, боязливые.
Глядя на их фотографии, можно узнать, что они чувствуют. На самом деле «видеть» то, что у них на сердце.Есть поговорка, которую знает каждый арт-терапевт: «Положи мелок ей в руку, и она откроет рот». И это работает. По нескольким причинам. При розыгрыше наша защита обойдена. А когда мы перекладываем свои чувства на бумагу или в глину, на них можно смело смотреть издалека. Принятие работы вашего ребенка — это первое, что вы можете сделать, чтобы помочь ему обрести свободу самовыражения
История, рассказанная детским рисунком, может указывать на этап развития вашего ребенка. Это также может намекать на некоторые эмоциональные проблемы. Например, нарисованная 6-летним ребенком улыбающаяся девочка, держащая улыбающийся воздушный шарик под улыбающимся солнцем среди счастливых цветов, может быть просто рисунком счастливого ребенка. Однако это может указывать на стремление к счастью, протест против внутренних тревожных переживаний.
Книга МАМА, ПАПА, ПОСМОТРИТЕ, ЧТО Я ГОВОРЮ: Что дети рассказывают вам через Их искусство , доктора Миры Левик, помогает нам расшифровывать рисунки наших детей. Квалифицированный арт-терапевт знает, что один рисунок не может передать всю «картину» (каламбур случайно). Но серия рисунков может впустить нас в их мир.
Доктор Левик описывает следующие этапы развития детских рисунков, а также дает нам некоторые предупреждающие знаки, на которые следует обратить внимание:
СТУПЕНЬ/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ БОЛЕЗНИ : 18–30 месяцев. Детям нужно давать свободу исследовать, совершать большие движения.
ЭТАП/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЛОВ : 2 ½ – 3 года – Организация фигур, раскатывание глины и изготовление глиняных лепешек. Предупреждающие знаки – неорганизованность
ПРЕДЛОЖЕНИЕ-ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАДИЯ/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ : 4–7 лет. Картинки с более чем одним объектом. Предупреждающие знаки : что-то опущено, некоторые элементы зачеркнуты. 5 лет – цифры чуть более реалистичные. Истории можно рассказывать. Предупреждающие знаки – плавающие изображения
6-7 лет – более реалистичные цвета. Предупреждающие знаки – детали опущены, плавающие, рассказы об опасности.
ФАКТ-ФАНТАЗИЯ СОСТОЯНИЕ/ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ : 7–11 лет. Фигуры, узнаваемые как мальчик или девочка. Размер и организация. Сосредоточьтесь на 3 объектах (представляющих триаду мать/отец/ребенок).
Возраст 9–11 лет – более реалистичные фигуры, обращенные лицом вперед и/или в профиль. Предупреждающие знаки – некоторые области регрессированы или нарисованы темным цветом, опущены. Непоследовательные способности в выражении и мастерстве. Нереальные пропорции.
Все, что мы создаем, является отражением какой-то части нас самих . Рисуя людей и предметы, наши дети могут овладеть чувствами и мыслями. Детское искусство может отражать то, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам или трудности, с которыми они сталкиваются. Опять же, чтобы сделать вывод, требуется более одного рисунка.
КОГДА НУЖНО НАПРАВИТЬ РЕБЕНКА К АРТ-ТЕРАПЕВТУ?
Вас что-то беспокоит в рисунках?
Часто ли появляются предупреждающие знаки?
Ваш ребенок страдает от эмоционального стресса?
Предпочитает ли он выражать себя через искусство и творческую игру?
АРТ-ТЕРАПЕВТЫ обучены не только тому, какие художественные материалы могут быть подходящими, но и тому, как «видеть» картины, которые делает ваш ребенок, и как говорить о них с ребенком.
НЕКОТОРЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМА
- Нарисуйте свою семью.
- Оторвите и наклейте картинки из журналов на цветную бумагу.
- Придумать воображаемое животное и историю
- Сделай что-нибудь из палочек для рукоделия или рулонов туалетной бумаги
- Сделай еду из пластилина и придумай сказку
- Рисунок губкой
- Скрапбукинг
- Марионетки из бумажных пакетов
- Маски из бумажных тарелок
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВА, КОТОРЫЕ НУЖНО ИМЕТЬ ПОД РУКОЙ : темпера или акварельные краски, восковые мелки, масляная пастель, губки, газета, цветная бумага, большая бумага для рисования, бумага для компьютера, карандаши, кисти разных размеров, лента для васи, клей-карандаши, обувь коробки.