Предмет и объект психологии | Студент-Сервис
Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, — это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?
Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д.
Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении.
Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука.
Применительно к предмету психологии это закономерности душевной (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.
С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается. Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми определениями.
Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего… факты, закономерности и механизмы психики.
Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
Предметом психологии являются изучение закономерностей про- явления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
Объектом психологии как науки выступает психика, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психи- ка человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.
Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).
По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики.
К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.
Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии — это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.
Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям.
Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии. Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека.
При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
Общее — это то, что предметом психологии всегда выступает вы- явление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.
Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, — это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.
В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.
В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом: «Объект психологии… основным объектом психологии… является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных».
«…Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».
Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.
Психика как объект исследования психологии
12.08.2010 admin 0
Стандартный
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка…
Психология прошла длинный путь развития, при этом изменялось понимание ее объекта, предмета и целей.
Можно выделить несколько основных этапов:
- Психология как наука о душе. Такое определение было дано более 2 тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
- Психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
- Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть непосредственно, а именно поведение, поступки, реакции человека. (Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.)
- (современный). Психология — наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Эту область знания определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Для чего обращаются к изучению психологии?
Все мы живем среди людей и должны понимать их психологию, а также учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Мы все в той или иной степени психологи. И наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы пополним ее научными знаниями.
Каждому из нас важно понять, что хотят и могут окружающие нас люди, как сориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится идти вслепую, совершать ошибки, быть порой бестактными, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки — одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Эти задачи как раз и решает система знаний, именуемая психологией. Она полезна любому человеку, так сказать, в личных целях — понимать состояние своей собственной души, а при необходимости осознанно изменять его (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация). Она нужна родителям и педагогам, дабы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать психическое развитие. Совершенно необходима психология и для делового человека, чтобы принимать ответственные решения, учитывая психологическое состояние партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы. Без нее не обойтись и инженеру, решающему проблемы надежности действий операторов.
Цели и задачи обучения — Факультет психологии
Программа докторантуры по когнитивной психологии обучает психологов научным исследованиям обработки информации человеком и животными.
Обзор
Наша программа направлена на подготовку ученых, которые являются экспертами в области исследований и теории современной когнитивной психологии. В частности, наша программа предусматривает обучение по изучению познания животных, внимания, слухового восприятия, категоризации, когнитивной нейробиологии, вычислительного моделирования, развития, движений глаз и познания, языка, обучения, памяти, моторного контроля и музыкальной психологии. Программа также предоставляет расширенные инструкции по статистике, планированию экспериментов и современным научным методам (например, слежение за взглядом, вызванные потенциалы и различные поведенческие методы), используемым для изучения психических процессов.
Модель обучения программы является последовательной, кумулятивной и усложняется по мере продвижения учащегося, поскольку программа предназначена для подготовки независимых ученых. Цели программы в области образования и обучения решаются посредством взаимосвязанной программы академической курсовой работы и исследовательского опыта. Студенты постоянно участвуют в эмпирических исследованиях с момента поступления на программу. Единство программы достигается за счет основного опыта, необходимого всем когнитивным учащимся. Разнообразие также поощряется и доступно благодаря специальному обучению, факультативам и исследовательской деятельности в исследовательских лабораториях факультета за пределами основного наставника.
Студенты также участвуют в других менее структурированных мероприятиях, включая коллоквиумы, познавательные презентации коричневых сумок, мероприятия профессиональных ассоциаций, презентации на конференциях, междисциплинарные мероприятия в кампусе, управление отделами и консультации с коллегами. Таким образом, студенты не только завершают строгую академическую программу, но и становятся членами психологического сообщества, взаимодействуя с преподавателями программы, профессиональными когнитивными психологами вне программы и сокурсниками как на академическом, так и на личном уровне.
Конкретные цели и задачи для аспирантов в области когнитивной психологии
Задача 1-A: Все студенты продемонстрируют навыки критического обзора и оценки текущего объема знаний, доступных по интересующей проблеме.
Ожидаемые компетенции: Об этом будет свидетельствовать: (1) успешное завершение курсов, включающих обзор литературы, (2) успешное завершение квалификационного проекта (выполняемого вне домашней лаборатории студента), (3) подготовка к диссертации годичный проект, (4) кандидатские диссертации и окончательные продукты, демонстрирующие точный и эффективный обзор соответствующей литературы, и (5) участие в подготовке рукописей по пунктам 2-4.
Задача 1-B: Учащиеся продемонстрируют компетентность в статистике и методах исследования.
Ожидаемые компетенции: Компетентность в этой области будет подтверждена успешным завершением двух обязательных курсов по статистике и квалификационного проекта, проекта перед диссертацией и проекта докторской диссертации, включающего надежные методы исследования и процедуры анализа данных.
Задача 1-C: Все учащиеся продемонстрируют умение планировать и проводить все более независимые теоретические и эмпирические исследования. Это исследование будет качественным и выполненным в установленные сроки.
Ожидаемые компетенции: Свидетельство компетентности в достижении этой цели включает успешное завершение студентами: (1) преддиссертного проекта к концу 4-го семестра, (2) квалификационного проекта к концу 6-го семестра, ( 3) предложение кандидатской диссертации и (4) защита кандидатской диссертации.
Задача 1-D: Студентам предлагается сотрудничать с когнитивными и некогнитивными факультетами в других исследованиях, помимо квалификационных и преддисертных проектов и докторской диссертации.
Ожидаемые компетенции: Это участие может включать оплачиваемые должности ассистента-исследователя или неоплачиваемую работу в качестве ассистента или сотрудника. Ожидается, что студенты продемонстрируют доказательства исследовательской деятельности, включая помощь в планировании, выполнении, контроле и/или анализе исследований, а также в подготовке научных публикаций и презентаций.
Задача 1-E: Учащимся предлагается распространять результаты своей теоретической и эмпирической работы среди специалистов и более широкого сообщества.
Ожидаемые компетенции: Учащиеся могут демонстрировать компетенции, связанные с этой целью, различными способами, включая презентации студентов на региональных и национальных конференциях, публикации в профессиональных изданиях, проведение семинаров и подготовку технических отчетов. Кроме того, все студенты должны представить свои квалификационные и преддипломные проекты на Cognitive Brown Bags, на котором присутствуют студенты и преподаватели.
Задача 1-F: Все учащиеся продемонстрируют понимание важности вопросов разнообразия в исследованиях.
Ожидаемые компетенции: Компетентность для этой цели подтверждается (1) успешным завершением курсов, которые включают информацию и обсуждение разнообразия, и (2) чувствительностью учащихся к этим вопросам в их теоретических и эмпирических исследованиях.
Задача 1-G: Все учащиеся продемонстрируют понимание этических вопросов в исследованиях.
Ожидаемые компетенции: ожидается, что учащиеся повысят свои знания и чувствительность к вопросам, связанным с ответственным проведением исследований с участием людей и других животных, улучшат их способность делать этический и юридический выбор перед лицом конфликтов, связанных с научными исследованиями, чтобы узнать о правилах, политике, законах и руководствах, регулирующих проведение исследований, а также получить представление и знания о федеральных правилах и руководствах, применимых к когнитивным исследованиям.
Задача 2-A: Все учащиеся продемонстрируют знание современных научных подходов к исследованиям обработки информации человеком и животными.
Ожидаемые компетенции: Учащиеся успешно пройдут обязательные курсы в этих областях и продемонстрируют понимание научных основ когнитивной психологии.
Задача 2-B: Все учащиеся должны продемонстрировать знания в специализированных областях когнитивной психологии.
Ожидаемые компетенции: учащиеся успешно завершат несколько когнитивных факультативов, а также будут посещать исследовательские презентации, мастер-классы и семинары, относящиеся к когнитивной психологии.
Задача 2-C: Все учащиеся продемонстрируют понимание этики и профессиональных вопросов.
Ожидаемые компетенции: Учащиеся успешно завершат необходимые познавательные курсы, в которые интегрированы эти вопросы.
Задача 3-A: Все учащиеся должны задокументировать знания в различных областях психологии.
Ожидаемые компетенции: Об этих компетенциях свидетельствует успешное выполнение требований по распределению по отделам, которые влекут за собой прохождение курсов в каждой из областей отдела, а именно, поведенческой неврологии, когнитивной психологии, социальной личности и клинической, а также успешное завершение аспирантуру по истории и системам психологии.
Задача 3-B: Студенческие проекты докторских диссертаций будут отражать понимание различных областей психологии.
Ожидаемые компетенции: Студенческие кандидатские диссертации, устные защиты и письменные проекты должны включать удовлетворительное освещение областей психологических наук, имеющих отношение к теме исследования, рассматриваемой в диссертации.
В дополнение к вышеупомянутым занятиям, в ходе которых учащиеся знакомятся с академической когнитивной психологией, от них ожидается профессиональное поведение.
Задача 4-A: Все студенты и преподаватели примут участие в Когнитивном коричневом пакете по текущим проблемам когнитивной психологии.
Ожидаемые компетенции: Посещение Cognitive Brown Bag обязательно для учащихся.
Задача 4-B: Прогресс учащихся в программе будет отражать активное участие, своевременный прогресс и удовлетворительную успеваемость по всем аспектам когнитивной программы.
Ожидаемые компетенции: Конкретные темпы прогресса будут отражать индивидуальные потребности учащихся в обучении, хотя программа структурирована таким образом, чтобы ее можно было завершить в течение четырех-шести лет.
Задача 4-C: Ожидается, что студенты будут участвовать в профессиональной деятельности на уровне факультета, университета, сообщества и на профессиональном уровне.
Ожидаемые компетенции: Компетенции для этой цели включают участие в профессиональных организациях, членство в комитетах департамента, университета или профессиональной организации, участие в обзорных мероприятиях, презентациях, публикациях, написании грантов и преподавании.
1.E: Введение в психологию (упражнения)
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 4025
- OpenStax
- OpenStax
1.1: Что такое психология?
Контрольные вопросы
Q1
Что из следующего было упомянуто в качестве навыка, которому должны овладеть студенты-психологи?
- критическое мышление
- использование научного метода
- критическая оценка источников информации
- все вышеперечисленное
Q2
Психея — греческое слово, означающее ________.
- эссенция
- душа
- поведение
- любовь
Q3
До того, как психология стала признанной академической дисциплиной, вопросами разума занимались люди в ________.
- биология
- химия
- философия
- физика
Q4
В научном методе гипотезой является (n) ________.
- наблюдение
- измерение
- тест
- предложенное объяснение
Вопросы критического мышления
Q5
Как вы думаете, почему курсы психологии, подобные этому, часто являются обязательными для столь многих различных программ обучения?
Q6
Как вы думаете, почему многие люди могут скептически относиться к психологии как к науке?
Вопрос личного заявления
Q7
Почему вы проходите этот курс? О чем вы надеетесь узнать в ходе этого курса?
Solution
S5
На курсах психологии рассматривается ряд вопросов, которые могут оказаться полезными в различных условиях. В тексте упоминаются типы навыков, а также база знаний, с которой знакомятся студенты-психологи. Как упоминалось в ссылке на обучение, психология часто бывает полезной/ценной в тех областях, где взаимодействие с другими является основной частью работы.
S6
Одной из целей психологии является изучение разума. Наука не может напрямую изучать разум, потому что он не является формой материи или энергии. Это может вызвать некоторый скептицизм в отношении научной природы психологии.
1.2: История психологии
Вопросы для повторения
Q1
Судя по вашему прочтению, какой теоретик скорее всего согласился бы с этим утверждением: явления восприятия лучше всего понимать как комбинацию их компонентов.
- Уильям Джеймс
- Макс Вертхаймер
- Карл Роджерс
- Ноам Хомский
Q2
________ наиболее известен тем, что предложил свою иерархию потребностей.
- Ноам Хомский
- Карл Роджерс
- Абрахам Маслоу
- Зигмунд Фрейд
Q3
Роджерс считал, что искренность, сочувствие и ________ в терапевтической среде для его клиентов имеют решающее значение для того, чтобы они могли справиться со своими проблемами.
- структурализм
- функционализм
- Гештальт
- безусловное положительное отношение
Q4
Камера оперантного кондиционирования (также известная как ________ коробка) — это устройство, используемое для изучения принципов оперантного кондиционирования.
- Скиннер
- Ватсон
- Джеймс
- Коффка
Вопросы критического мышления
Q5
Как объект изучения в психологии изменился за всю историю психологии со времен \(19{й}\) век?
Q6
В частности, какой аспект психологии был реакцией на бихевиористский подход к психологии?
Вопросы личного характера
Q7
Фрейд, вероятно, является одной из самых известных исторических фигур в психологии. Где вы встречали ссылки на Фрейда или его идеи о роли бессознательного в детерминации сознательного поведения?
Solution
S5
На заре своего существования психологию можно было определить как научное исследование разума или психических процессов. Со временем психология стала больше смещаться в сторону научного изучения поведения. Однако, когда произошла когнитивная революция, психология снова начала сосредотачиваться на психических процессах, необходимых для понимания поведения.
S6
Бихевиористы изучали объективно наблюдаемое поведение отчасти в ответ на психологов разума, которые изучали вещи, не поддающиеся непосредственному наблюдению.
1.3: Современная психология
Контрольные вопросы
Q1
Исследователь, интересующийся тем, как изменения в клетках гиппокампа (структура мозга, связанная с обучением и памятью) связаны с формированием памяти, скорее всего, как (n) ________ психолог.
- биологический
- здоровье
- клинический
- социальный
Q2
Постоянный образ мыслей и поведения человека известен как (n) ________.
- психосексуальная стадия
- постоянство объекта
- личность
- восприятие
Q3
В противоречивом исследовании Милгрэма о послушании почти ________ участников были готовы применить то, что казалось смертельным, к другому человеку, потому что им сказал сделать это авторитетный человек.
- \(1/3\)
- \(2/3\)
- \(3/4\)
- \(4/5\)
Q4
Исследователь, интересующийся тем, какие факторы делают работника наиболее подходящим для данной работы, скорее всего, идентифицирует себя как(n) ________ психолог.
- личность
- клинический
- социальный
- В/О
Вопросы критического мышления
Q5
Учитывая невероятное разнообразие различных областей психологии, описанных в этом разделе, как они все сочетаются друг с другом?
Q6
Какие потенциальные этические проблемы связаны с исследованиями Милгрэма в области послушания?
Личный вопрос
Q7
Теперь, когда вы вкратце познакомились с некоторыми основными областями психологии, о каких из них вам больше всего интересно узнать? Почему?
Решение
S5
Хотя разные точки зрения работают на разных уровнях анализа, имеют разные фокусы интересов и разные методологические подходы, все эти области сосредоточены на понимании и/или коррекции моделей мышления и/или поведение.
S6
Многие задаются вопросом, насколько этичным было это конкретное исследование. Хотя в исследовании Милгрэма на самом деле никто не пострадал, многие люди задавались вопросом, как знание того, что вы были бы готовы причинить невероятную боль и/или смерть другому человеку просто потому, что кто-то, наделенный властью, сказал вам сделать это, повлияет на чье-то самосознание. концепция и психологическое здоровье. Более того, степень обмана, использованного в этом конкретном исследовании, вызывает недоумение.
1.4: Карьера в области психологии
Контрольные вопросы
Q1
Если кто-то хочет стать профессором психологии в \(4\)-годичном колледже, то ему/ей, вероятно, потребуется ________ степень в области психологии.
- бакалавр наук
- бакалавр искусств
- мастерская
- Кандидат наук
Q2
________ уделяет меньше внимания исследованиям и больше внимания уделяет применению терапевтических навыков.
- Кандидат наук
- ПсиД
- программа постдокторской подготовки
- диссертация
Q3
Какая из следующих степеней будет минимальной, необходимой для преподавания курсов психологии в средней школе?
- Кандидат наук
- ПсиД
- степень магистра
- степень бакалавра
Q4
Чтобы работать школьным психологом, необходимо иметь как минимум ________ степень.
- сотрудник
- бакалавриат
- мастерская
- докторская
Вопросы критического мышления
Q5
Почему бакалавриат по психологии так полезен в различных сферах деятельности?
Q6
Помимо потенциально более высокой зарплаты, по каким причинам человек будет продолжать получать ученую степень в области психологии?
Вопрос личного заявления
Какой из вариантов карьеры, описанных в этом разделе, вам больше всего нравится?
Solution
S5
Высшее психологическое образование оттачивает навыки критического мышления. Эти навыки полезны во многих различных рабочих условиях.
S6
Ученая степень будет более надежной гарантией работы в области, связанной с психологией, и будет иметь больший контроль над специальностью этой работы. Это позволило бы практиковать в клинических условиях. В целом, это позволило бы кому-то работать в более независимом или руководящем качестве.
Авторы и авторство
Роуз М. Спилман со многими значительными участниками. Название OpenStax, логотип OpenStax, обложки книг OpenStax, название OpenStax CNX и логотип OpenStax CNX не подпадают под действие лицензии Creative Commons и не могут воспроизводиться без предварительного и явного письменного согласия Университета Райса. По вопросам, касающимся этой лицензии, обращайтесь по адресу [email protected]. Содержание учебников, созданное OpenStax College, распространяется по лицензии Creative Commons Attribution License 4.0. Скачать бесплатно на http://cnx.org/contents/4abf04bf-93a.