Объем внимания в психологии это: Объем Внимания | это… Что такое Объем Внимания?

Характеристики внимания

Внимание обладает целым рядом качественных и количественных характеристик и свойств: объем, переключаемость, распределение; рассеянность, устойчивость, флюктуация (колебание), концентрация и отвлекаемость.

Объем внимания измеряется количеством одновременно воспринимаемых объектов (букв, цифр и т.д.). Объем внимания и кратковременную память — из-за их тесной связи часто определяют экспериментально по одним и тем же методикам. Измерение этого параметра производится тахистоскопом. Чтобы увеличить объем внимания, необходимо научиться систематизировать и группировать по смыслу и содержанию воспринимаемый материал. Обычная «норма» взрослого человека — от 3 до 7 объектов.

Переключаемость внимания определяется скоростью переноса внимания с одного объекта на другой это свойство позволяет человеку оперативно реагировать на изменение текущей ситуации. Переключаемость внимания может выступать как фактор утомления и как фактор поддержания работоспособности.

Если, например, психика не успевает адаптироваться к смене вида занятий, то у человека постепенно нарастает усталостный процесс. Если же адаптация протекает быстро, то смена занятий и соответствующее переключение внимания способствуют высокой работоспособности.

Педагогу, например, часто в течение дня приходится перестраиваться: в одном классе он проводит занятие по одной теме, в другом — по другой. Затем он должен переключить свое внимание на проведение родительского собрания, на индивидуальную работу с учениками и т.д. Каждый человек должен знать свои возможности по «перестройке» внимания.

Конечно, легкость переключения внимания зависит от отношения человека к тому, чем он занят в данный момент, и к тому, чем ему предстоит заняться. Кстати, по переключаемости внимания мужчины значительно уступают женщинам (конечно, в среднестатистическом смысле). Около 45% женщин могут быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, 15% этого не умеют. У мужчин эти цифры соответственно таковы: 18 и 38%.

Слабую способность людей переключать внимание нередко используют воришки. В обязанности одного может входить привлечение внимания к какому-либо нейтральному объекту или явлению, а второй в это время должен освобождать карманы законопослушных граждан (так называемый криминальный эффект «Держи вора!»).

Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько видов деятельности (или действий). Цицерон, говорят, мог выполнять одновременно семь важных дел. А французский психолог Полан демонстрировал свое мастерство, читая публике одно стихотворение и одновременно сочиняя другое. Этот параметр важен, например, для педагога. Ведь в его поле зрения одновременно должна находиться вся аудитория и каждый ученик в отдельности. Более того, педагогу нужно следить за логикой изложения урока и своей речью, не упуская из виду степень усвоения материала учениками и многое другое.

Объективности ради хочется отметить, что обычно человеку не под силу выполнять одновременно несколько равнозначных дел. Даже если это и выглядит так, то одно из дел обычно человеком усвоено до уровня автоматизма. Видимость «многостаночника» можно объяснить характерной для данного человека быстрой переключаемостью с одного дела на другое.

Рассеянность внимания выражается в неспособности к длительному сосредоточению, в частом непроизвольном переключении с объекта на объект.

Наблюдается рассеянность:

  • мнимая;
  • подлинная.

Мнимая рассеянность (ее можно назвать переконцентрацией) выражается в высокой избирательности и трудной переключаемости внимания. Это результат большой сосредоточенности индивида на чем-то. Человек ничего вокруг себя не замечает, погружен в свои мысли и с ними живет, создавая вокруг себя массу проблем для других людей, которые вынуждены «контачить» с ним. В повседневности этот тип рассеянности носит название «профессорской» и воспет во многих шутках и анекдотах. Говорят, что как-то Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск.

По дороге он так ушел в свои мысли, что остановился в задумчивости, да так и простоял несколько часов.

Физиологическая причина рассеянности заключается в возникновении сильного очага возбуждения в коре головного мозга, который тормозит активность соседних участков коры.

Подлинная, или «порхающая», рассеянность (недоконцентрация внимания) выражается в слабой интенсивности внимания и в еще более слабой переключаемости. Это явление наблюдается, как правило, в ситуациях переутомления и чрезмерного эмоционального возбуждения. С точки зрения физиологии этот вид рассеянности объясняется недостаточной силой внутреннего торможения, в то время как процессы возбуждения возникают легко и беспорядочно.

Устойчивость внимания характеризуется способностью человека продолжительное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Эта характеристика внимания должна постоянно находиться в поле зрения представителей многих профессий. Например, педагог должен знать, что устойчивость внимания в начале урока невысока, затем улучшается, а к концу урока вновь наблюдается спад. Лектор должен помнить, что внимание аудитории в его устойчивой фазе можно удерживать 18-20 мин. Это сослужит пользу и предпринимателю, проводящему презентацию товаров и услуг перед клиентами в выставочном зале.

Необходимо учитывать и личностные особенности человека, его эмоциональное и физическое состояние. Внимание холерика, например, легко привлечь, но куда труднее удержать.

Колебания (флюктуация) внимания — это кратковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания. Колебания внимания наблюдаются даже при устойчивом внимании (обычно с периодом 6-12 с). В этом можно убедиться на простом примере.

Всмотритесь пристально в рис. 4.3. Вообразите себе две картины:

  • меньший квадрат находится ближе к вам, чем больший, — это крыша какого-то дома;
  • меньший квадрат находится дальше — это дальний выход длинной подземной автострады.


Зафиксируйте в своем внимании одну из этих возможных картин (любую) и постарайтесь удержать ее в течение примерно одной минуты. Удерживаемая фигура «уплывает», переключается на другую помимо вашего желания, непроизвольно.

Концентрация

внимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте. Тот, кто умеет добиться концентрации своего внимания в нужный момент способен на труд высокой степени продуктивности. Обычно внимание в максимальной степени должно быть сконцентрировано в моменты критической ситуации (например, при изучении наиболее трудных для усвоения фрагментов урока, рождении идеи произведения искусства, ожидании сигнала от воздушной цели при ее сопровождении по экрану радиолокатора и др.).

Концентрация внимания зависит от свойств нервной системы человека, от его темперамента. Так действия дополнительных раздражителей при выполнении какой-то работы представляют помеху для меланхолика, но повышают концентрацию внимания у флегматика.

Отвлекаемость внимания — это явление непроизвольного перемещения внимания с одного объекта на другой при воздействии посторонних внутренних и внешних раздражителей, несовместимых с выполняемой в данный момент деятельностью.

Отвлекаемость наблюдается из-за чередования состояний возбуждения и торможения коры головного мозга через 15-20 мин сосредоточенной работы.

Один из возможных приемов повышения устойчивости внимания основан на последовательном раскрытии в объекте, на который направлено в данный момент внимание, того нового, что может заинтересовать человека.

Из перечисленных выше свойств внимания формируются свойства личности, такие как внимательность (и обратное — невнимательность) и наблюдательность.

Внимательность — это свойство личности обусловленное как организацией процесса деятельности, так и индивидуально-типологическими особенностями самой личности.

Наблюдательность — способность замечать в предметах и явлениях неброские, но в то же время существенные или важные для какой-то цели детали, признаки или свойства. И. Павлов велел высечь на фасаде главного корпуса своего института слово «наблюдательность» — он высоко ценил это свойство личности.

32. Свойства внимания.

Шпаргалка по общей психологии 32. Свойства внимания. Шпаргалка по общей психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич

Содержание

32. Свойства внимания

Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4–6 объектам, не связанным между собой.

Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга.

Но реальные условия деятельности всегда требуют постоянного распределения внимания.

Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.

Устойчивость внимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное время выдерживать процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.

Переключение внимания – это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Темперамент и его свойства

Темперамент и его свойства Попробуем сначала разобраться с понятием «темперамент». По мнению большинства психологов, особенности темперамента являются врожденными. Уже в первые дни своей жизни младенцы сильно отличаются друг от друга: один малыш очень подвижен,

СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ

СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ Давайте подумаем о времени – его характеристиках и аспектах. Но при этом следует постоянно помнить, что эта задача сродни попытке вместить океан в бутылку. Понимая, что мы не сможем закупорить весь океан времени в сосуде, давайте же постараемся найти

32. Свойства внимания

32. Свойства внимания Внимание характеризуется следующими свойствами: а) объемом; б) распределением; в) концентрацией; г) устойчивостью; д) переключением.Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный

39.

 Свойства восприятия

39. Свойства восприятия Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа

Выработка устойчивого внимания, снижение агрессии и формирование произвольности у детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Психокоррекционная программа Пояснительная запискаСиндром дефицита внимания с

Характер и его свойства

Характер и его свойства Как часто нам приходится слышать: слабохарактерный человек, сильный характер, безвольный или волевой человек, выработать свой характер, воспитать свою волю и т. д. Слова «характер», «воля» уходят своими корнями в глубокую древность. Уже тогда люди

§25. Основные свойства внимания

§25. Основные свойства внимания 1) Устойчивость вниманияУстойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивому вниманию будет

Основные свойства внимания

Основные свойства внимания Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о концентрированности внимания.Концентрированностьвнимания — в

16. Свойства внимания

16. Свойства внимания Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения

Свойства обиды

Свойства обиды Свойства обиды, как вытекает из самого текста, следующие:1. Она искажает и переворачивает зрение (малое стали почитать за великое), значит, обида – это ложь.2. Она рождает безразличие и заставляет опустить руки, внутри больше нет желания сопротивляться

Свойства личности

Свойства личности Это второй по порядку, но первый по важности компонент, составляющий мужскую сексуальную привлекательность.Качества, которые иметь крайне нежелательно:• Бесхарактерность или предельная «мягкость» характера: всегда – повторяю «ВСЕГДА!» – женщина

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.

УРОК № 7. Тема: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение. Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.Концентрация вниманияЭта тема уже частично знакома тебе. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую

Врождённые свойства

Врождённые свойства Итак, ребёнок появляется в мир как дикий необузданный ослёнок. Так его у нас и определяют: «дикий ослёнок», толкаемый в разные стороны сильными «ослиными» желаниями, которые исходят из животного начала человека. Так по Б-жественному плану человек

Приобретённые свойства

Приобретённые свойства Теперь обратимся к качествам приобретённым. В момент появления в мир человек – как бы «чистый лист бумаги». Ещё ничего не прожито. Но постепенно события жизни, окружающая среда в активной и пассивной форме начинает формировать личность

ГудТерапи | Диапазон внимания

    org/BreadcrumbList»>
  • Главная >
  • Блог GoodTherapy >
  • Психопедия >
  • Концентрация внимания

Продолжительность концентрации внимания — это мера времени, в течение которого человек может оставаться сосредоточенным на определенной задаче, мысли или разговоре, не отвлекаясь.

Что такое концентрация внимания?

Продолжительность концентрации внимания — это мера того, насколько легко человек отвлекается, а более длительная продолжительность концентрации внимания обычно помогает людям выполнять задачи и сохранять организованность. Продолжительность концентрации внимания человека также влияет на социальные взаимодействия; некоторым людям трудно оставаться сосредоточенными на разговорах, не отвлекаясь и не ерзая.

Продолжительность концентрации внимания человека зависит от контекста и типа задачи. Некоторые люди могут дольше концентрироваться на определенных видах задач, таких как игры, чтение или разговоры, чем на других типах задач. Отвлекающая среда может уменьшить продолжительность концентрации внимания человека. Обычно у людей меньше продолжительность концентрации внимания в шумной, хаотичной обстановке или когда они находятся в состоянии стресса.

Некоторые исследователи выразили обеспокоенность тем, что распространение технологий и социальных сетей снижает концентрацию внимания людей. Необходимость быстро реагировать на сообщения, электронные письма, онлайн-чаты и статусы в социальных сетях может затруднить концентрацию на одной задаче в течение длительного периода времени. У людей также может быть меньше возможностей практиковать концентрацию в течение длительных периодов времени, и они могут жаждать большего количества отвлекающих факторов и стимуляции, что может затруднить концентрацию.

Оценки средней продолжительности концентрации внимания варьируются от 5 до 20 минут, но это только оценки, и они могут сильно различаться у разных людей.

Внимание и психическое здоровье

Различные психические расстройства, включая депрессию, тревогу и СДВГ, могут повлиять на способность человека сосредоточиться. Сочетание психотерапии, изменения образа жизни и, в некоторых случаях, лекарств может помочь улучшить концентрацию внимания человека. Некоторым людям необходимо ввести определенные стратегии, такие как частые перерывы или выключение электроники, чтобы оставаться сосредоточенными.

Ссылки:

  1. Хеффернан, В. (21 ноября 2010 г.). Миф об охвате внимания. Нью-Йорк Таймс . Получено с http://www.nytimes.com/2010/11/21/magazine/21FOB-medium-t.html
  2. .
  3. Видьярти, Н. (2011, 14 декабря). Продолжительность концентрации внимания снизилась с 12 до 5 минут. Социальные сети . Получено с http://socialtimes. com/attention-spans-have-dropped-from-12-minutes-to-5-seconds-how-social-media-is-ruining-our-minds-infographic_b86479.

Последнее обновление: 18.02.2016

Оставить комментарий

Почему наше внимание сокращается, с Глорией Марк, доктором философии

Ким Миллс : Когда в последний раз у вас был целый день, полностью свободный от цифровых отвлекающих факторов? Никаких текстовых сообщений, уведомлений по электронной почте, социальных сетей и бесцельного серфинга в Интернете. Возможно, вам будет трудно вспомнить, когда в последний раз у вас был свободный час от технологий. В наши дни большинство из нас живет своей жизнью, привязанной к нашим компьютерам и смартфонам, которые являются бесконечными источниками отвлечения. Иногда может казаться невозможным глубоко сконцентрироваться на чем-либо в течение значительного промежутка времени.

Исследователи действительно обнаружили доказательства того, что за последние пару десятилетий продолжительность концентрации внимания людей значительно сократилась. Так как же распространение Интернета и цифровых устройств повлияло на нашу способность сосредотачиваться и концентрировать внимание? Что значит все-таки обращать внимание на что-то? Когда вас засыпают различными задачами, уведомлениями и электронными письмами, возможно ли работать в режиме многозадачности и эффективно справляться со всеми ними? Или продуктивная многозадачность — это миф? Как понимание науки о внимании может помочь нам снова сосредоточиться, когда это необходимо для повышения продуктивности и счастья?

Добро пожаловать в Talking of Psychology , флагманский подкаст Американской психологической ассоциации, в котором исследуются связи между психологией и повседневной жизнью. Я Ким Миллс.

Сегодня у меня в гостях доктор Глория Марк, психолог и профессор информатики при канцлере Калифорнийского университета в Ирвине. Доктор Марк изучает, как люди взаимодействуют с технологиями в своей повседневной жизни и как технологии влияют на наше внимание, многозадачность, настроение и уровень стресса. Она изучает поведение людей в реальных условиях и обнаружила, что за последние два десятилетия объем нашего внимания сократился. Ее новая книга, вышедшая в январе, называется Концентрация внимания: новаторский способ восстановить баланс, счастье и продуктивность .

Доктор Марк, спасибо, что присоединились ко мне сегодня.

Глория Марк, доктор философии : Большое спасибо, что пригласили меня.

Миллс : Большинство из нас, вероятно, думает, что мы знаем, что это значит, когда мы говорим, что обращаем внимание на что-то, но вы написали в своей книге, что существуют разные виды внимания. Можешь об этом поговорить? Каковы различные виды внимания, которые мы испытываем в нашей повседневной жизни?

Марк : Позвольте мне начать с того, что Уильям Джеймс, отец психологии, говорит о внимании. Итак, еще в 19 веке он сказал: «Все знают, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких, казалось бы, одновременно возможных объектов или цепочек мыслей». Конечно, все знают, что такое внимание. Мы все верим, что знаем, что такое внимание, но все гораздо сложнее.

Итак, когда я изучал внимание, мне пришло в голову, что можно быть чем-то очень занятым и приложить много умственных усилий. Если я читаю статью, для меня это сложно. С другой стороны, есть много вещей, которые мы делаем, и это совсем не сложно, но мы очень увлечены. Поэтому, когда мы раскладываем пасьянс или играем в простые онлайн-игры, или если человек занимается садоводством, они могут очень занят и совсем не оспаривается. Поэтому мы решили изучить различные виды внимания, когда люди используют свои устройства. И что мы делали, так это опрашивали людей в течение дня и спрашивали их в этот момент времени, хотите, чтобы вы ответили очень быстро и рассказали нам, насколько вы были вовлечены в то, что вы только что сделали, и насколько сложно вы были в том, что вы только что сделали. ?

Мы обнаружили, что когда люди вовлечены и бросают вызов, кажется, что у дня, когда это происходит, есть определенные ритмы. И у людей, похоже, бывают пики времени, когда они это делают. Мы называем это сфокусированным вниманием, как правило, поздно утром и снова в середине или конце дня, примерно от двух до трех. И когда люди очень заняты чем-то и совсем не испытывают трудностей, мы называем это механической деятельностью.

Многие вещи, которые люди делают в сети, являются механическими. Это могут быть простые игры, это может быть даже чтение новостей или общение в социальных сетях. Они, как правило, делают это относительно равномерно в течение дня. Но мы обнаруживаем, что сфокусированное внимание происходит ритмично и, кажется, соответствует приливу и отливу наших умственных ресурсов, которые у нас есть.

Миллс : Ну, я упомянул во введении, что вы нашли доказательства того, что в последние годы объем нашего внимания сократился, по крайней мере, если судить по тому, сколько времени люди тратят на задачи и экраны на работе. Можешь об этом поговорить? Насколько сократилась продолжительность нашего внимания?

Отметка : Итак, мы начали измерять это еще в 2004 году, и в то время мы использовали секундомеры, потому что это было самое точное, что у нас было в то время. Мы следили за людьми с секундомерами для каждого действия, которое они делали. Мы будем записывать время начала и время остановки. Итак, вы находитесь на экране, где вы работаете с документом Word, как только вы попадаете на этот экран, мы нажимаем время начала, как только они отворачиваются и проверяют электронную почту, мы нажимаем время остановки для документа Word, начните время для электронной почты. Но, к счастью, были разработаны сложные компьютерные методы каротажа, и мы, конечно, перешли на них. Итак, еще в 2004 году мы обнаружили, что средняя продолжительность концентрации внимания на любом экране составляет в среднем две с половиной минуты. С годами он стал короче. Примерно в 2012 году мы обнаружили, что это 75 секунд.

Это с помощью методов регистрации. Это среднее значение. А потом, за последние пять-шесть лет, мы обнаружили, что в среднем это около 47 секунд, а другие повторили этот результат за несколько секунд. Так что он кажется довольно прочным. Теперь другой способ думать об этом результате — медиана. Медиана означает середину наблюдений. Медиана составляет 40 секунд. И это означает, что половина всех измерений, которые мы нашли, составляли 40 секунд или меньше продолжительности концентрации внимания людей. Теперь очевидно, что, поскольку мы говорим о средних значениях и медианах, иногда люди тратят больше времени, но довольно большую часть времени их продолжительность концентрации внимания намного короче и в среднем приближается к 47 секундам.

Миллс : Так почему это проблема? Поскольку на данный момент это происходит почти повсеместно, является ли это просто новой нормой?

Отметка : Кажется, это новая норма, потому что мы, кажется, достигли стабильного состояния за последние пять или шесть лет, когда мы наблюдаем эти меры. Это хорошо? Я бы сказал, что это не очень хорошо по следующим причинам. Во-первых, в нашем исследовании мы обнаруживаем корреляцию между частотой переключения внимания и стрессом. Таким образом, чем быстрее происходит переключение внимания, тем стресс измеряется людьми, которые носят мониторы сердечного ритма. Мы показываем, что стресс растет. Из десятилетий исследований в лаборатории мы знаем, что, когда люди работают в режиме многозадачности, они испытывают стресс, у них повышается кровяное давление. В организме есть физиологический маркер, указывающий на то, что люди испытывают стресс. И в наших исследованиях мы также просто просили людей с хорошо работающими инструментами сообщать о своем стрессе, о своем воспринимаемом стрессе, и сообщалось, что он тем выше, чем быстрее мы измеряем переключение внимания.

Итак, все эти меры кажутся последовательными. Я также измерю, что когда люди переключают свое внимание так быстро, а это многозадачность, когда вы продолжаете переключать свое внимание между разными видами деятельности, люди совершают больше ошибок. И это было показано в исследованиях в реальном мире с участием врачей, медсестер, пилотов. Мы также знаем, что производительность замедляется. Почему? Потому что есть нечто, называемое стоимостью переключения. Поэтому каждый раз, когда вы переключаете свое внимание, вам приходится переориентироваться на эту новую деятельность, на ту новую вещь, на которую вы обращаете внимание, и это занимает немного времени.

Итак, представьте, если вы пишете, скажем, вы пишете главу, и вы внезапно прекращаете то, что делаете, и переключаетесь и делаете что-то другое, а затем вы возвращаетесь к этому, это займет у вас какое-то время, чтобы восстановить, что я писал? О какой теме я думал? Какие слова я использовал? Это занимает немного времени. И поэтому мы несем эти затраты на переключение в течение дня, когда переключаем наше внимание, и это создает больше усилий. Он использует больше наших очень ценных умственных ресурсов помимо работы, которую нам действительно нужно делать.

Миллс : Вы также обнаружили, что некоторое переключение полезно. Это нормально в течение дня, так что вы можете сосредоточиться на чем-то в течение длительного времени, а затем вы делаете перерыв и, возможно, выходите в интернет или, может быть, если вы работаете из дома, вы загружаете белье. или вы прогуляетесь. Разве это не то, что нам действительно нужно сделать?

Марк : Абсолютно. Это так важно, что мы делаем перерывы, потому что если вы работаете до изнеможения, то, конечно, вы можете получить выгорание. Очень важно делать перерывы и пополнять запасы. А благодаря перерывам у нас появляется больше энергии, больше внимания, и мы действительно можем сделать больше. Мы можем быть более продуктивными. Проблема в том, что в нашем нынешнем мире, во многих рабочих средах, люди пренебрегают значимыми перерывами, и в результате мы оказываемся в положении, когда наша производительность страдает.

Теперь, если вы собираетесь сделать перерыв, очень важно сделать перерыв в той точке задачи, которая называется точкой останова. А точка останова — это естественная точка остановки в задаче. Итак, возвращаясь к примеру с письмом, если я что-то пишу, точка останова будет в конце раздела или даже в конце абзаца, но в точке, где, когда я вернусь к этому, не будет чтобы мне пришлось приложить много усилий, чтобы реконструировать то, что я делал. Я уже закончил эту часть. Если вы прерываете себя в середине выполнения чего-либо, а не в естественной точке остановки, вы расходуете гораздо больше умственных ресурсов, и это также вызывает больший стресс.

Миллс : Что ж, для людей, которые хотят планировать перерывы, которые действительно хотят преднамеренно внести изменения, о которых вы говорите, что вы думаете о таких программах, как интернет-блокировщики, которые не позволяют людям выходить в интернет в определенные часы? дня, чтобы заставить себя быть более сосредоточенным? Как вы думаете, они эффективны?

Марк : Мы провели исследование с интернет-блокировщиками, и оказалось, что это очень сильно зависит от личности человека. Таким образом, люди с плохими навыками саморегуляции могут извлечь выгоду из таких блокаторов. По сути, вы перекладываете работу по саморегулированию на программное обеспечение, и оно становится для вас прокси-агентом. Это делает работу. Оказывается, люди с хорошими навыками саморегуляции, то есть люди с низким показателем импульсивности как черты, люди с высоким уровнем добросовестности, — это люди, которым эти блокираторы на самом деле вредят.

Почему? Потому что это люди, которые очень хорошо умеют делать перерывы и сразу же возвращаться к работе. Они могут сделать перерыв, они могут зайти в социальные сети, они могут зайти на новостной сайт, и они могут сделать перерыв, расслабиться, а затем вернуться к работе. В этом исследовании мы лишили их возможности сделать небольшой онлайн-перерыв, и они перегорели. Работали напролом. Они не делали перерывов. В целом я предпочитаю, чтобы люди развивали свою собственную свободу воли, собственную эффективность в управлении своим вниманием. Эти программные блокировщики могут быть хорошими время от времени, но я думаю, что гораздо важнее, чтобы люди научились развивать свои собственные навыки контроля своего внимания.

Миллс : Много было написано о технике Pomodoro, которая заключается в том, что вы устанавливаете таймер на каждые 25 минут, а затем соглашаетесь, что будете работать в течение 25 минут, таймер срабатывает, и вы получаете пятиминутный перерыв. А как насчет низкоуровневого блокатора?

Отметка : Ну, это хорошо, но есть индивидуальные различия, и некоторые люди смогут работать дольше, чем диктует техника Помидора. Кто-то будет работать меньше. Я думаю, что гораздо важнее, чтобы люди осознали свой собственный уровень энергии и количество ресурсов внимания, которые у них есть, и делали перерывы в соответствии с их собственными уровнями.

Итак, я научился этому. Я научился лучше осознавать свои способности, и когда я начинаю чувствовать усталость, я делаю перерыв. Если я знаю, что мне нужно выполнить очень сложную задачу, я могу запланировать перерыв перед тем, как приступить к выполнению этой задачи, чтобы восстановить силы, а затем сразу после нее, чтобы восполнить потраченные ресурсы. Худшее, что вы можете сделать, худшее, что вы можете сделать, это планировать встречи в Zoom без перерывов, которые просто утомляют нас. Между этими встречами нет перехода. Поэтому нам нужно запланировать переходы между такими трудными задачами.

Миллс : И когда мы говорим о внимании и концентрации внимания, есть нечто немного другое, но родственное, а именно понятие потока. Можете ли вы объяснить, что это такое? Потому что это своего рода внимание, и оно очень, очень отличается от того, о чем мы только что говорили.

Марк : Верно. Итак, поток — это тип внимания, который открыл психолог Михай Чиксентмихайи, и это то, что он называет оптимальным состоянием внимания. Это когда люди настолько поглощены чем-то, что время просто не имеет значения. И поэтому, когда мы находимся на пике творчества, мы используем оптимальное количество вызовов наших навыков. Поэтому, если мы не испытываем достаточного напряжения в ваших навыках, вы не войдете в поток. Если вам слишком бросают вызов в своем мастерстве, вы не войдете в поток. Это будет слишком сложно. Так что есть то самое приятное место, в которое вы должны попасть, чтобы войти в поток. Так что до того, как я занялся психологией, я на самом деле изучал изобразительное искусство и раньше был художником, и я регулярно попадал в поток, и природа работы художника и творчества заключается в том, что я мог регулярно входить в поток.

Теперь, как ученый, я редко попадаю в поток из-за характера моей работы, где я должен быть очень аналитическим и должен использовать очень тщательное мышление. Это плохо? Нет, совсем нет. Это очень полезно. Просто я осознаю, что природа моей работы и природа большей части умственной работы такова, что она может не способствовать потоку, но иногда я впадаю в поток. Если я, скажем, участвую в мозговом штурме с другими людьми, мы можем попасть в своего рода групповой поток, где все подпитываются идеями друг друга. Но в моей обычной повседневной жизни я обычно не впадаю в поток, и это неплохо.

Миллс : Давайте поговорим о влиянии Интернета и гаджетов на концентрацию внимания детей. Большая часть ваших исследований проводилась со взрослыми, но дети тоже проводят много времени на устройствах. Будут ли у них еще больше проблем с вниманием, чем у тех из нас, кто впервые столкнулся с такой степенью рассеянности во взрослом возрасте?

Марк : Я думаю, что это то, о чем мы должны быть очень обеспокоены как общество. Вот и получается, что дети в возрасте от двух до четырех лет уже в среднем проводят у экрана два с половиной часа в день. А когда им от пяти до восьми, они в среднем проводят около трех часов экранного времени в день. Теперь большую часть этого экранного времени занимает просмотр телевизора и YouTube, но дети также много играют. Итак, из множества лабораторных исследований мы знаем, что, когда дети очень маленькие, они гораздо более восприимчивы к отвлечениям, чем дети старшего возраста. А когда они отвлекаются, им требуется больше времени, чтобы вернуться и снова сосредоточиться на том, от чего они отвлеклись. Поэтому я беспокоюсь, что, когда маленькие дети проводят так много времени у экрана, это прививает им культуру и думать, что это нормальное поведение — быть у экрана.

Проблема в том, что когда дети очень маленькие, некоторые части их мозга еще не созрели. Так что их способность к самоконтролю и часть мозга, называемая исполнительной функцией и исполнительной функцией, можно рассматривать как управляющую разумом. Таким образом, он управляет такими вещами, как принятие решений и установление приоритетов того, на что мы должны обращать внимание. Это помогает справляться с вмешательством периферийных раздражителей в окружающую среду, а исполнительная функция еще недостаточно развита, а дети сидят перед экранами и подвергаются всевозможным потенциальным отвлечениям.

Так что я думаю, что это не очень хорошая идея. Детям нужен самоконтроль для обучения, и мы все больше и больше видим школ, предлагающих много онлайн-обучения для детей, а детям нужен самоконтроль как навык, чтобы иметь возможность искать информацию, решать математические задачи онлайн, читать и писать, не отвлекаясь. Я считаю проблематичным то, что мы помещаем детей в цифровой мир до того, как некоторые очень важные психические функции полностью разовьются. Я не думаю, что дети действительно готовы к этому.

Миллс : Можно ли научиться концентрации? Я имею в виду, вы, кажется, намекаете, что нам нужно что-то особенно делать с детьми, чтобы они постоянно не отвлекались. Но как научить кого-то сосредотачиваться на чем-то?

Марк : Ну, для детей, я думаю, лучшее, что дети могут сделать, это заниматься чем-то за кадром. И я думаю, что они научились бы концентрироваться, будь то игра на свежем воздухе, чтение книг — отличный способ заставить детей сосредоточиться. Если мы говорим о взрослых, я думаю, что одна из лучших вещей, которые могут сделать взрослые, — это убедиться, что ваш внутренний резервуар умственных ресурсов поддерживается на высоком уровне. Поэтому, когда у вас полный бак ресурсов, вы можете сосредоточиться гораздо лучше, чем когда вы только что потратили, когда ваши ресурсы только что истощены, потому что вы делаете тяжелую работу весь день, вы много переключаете свое внимание. Будет очень, очень трудно сосредоточиться, и мы можем кое-что сделать, чтобы накопить эти ресурсы. Так что лучшее, что вы можете сделать, это хорошо выспаться ночью. Все говорят, конечно, мы знаем, что вы должны хорошо выспаться, но позвольте мне рассказать вам, что происходит, когда вы этого не делаете. Когда люди накапливают то, что называется недосыпанием, а недосыпание — это накопление потери сна.

Если вам нужно восемь часов сна в сутки — а мне нужно восемь часов сна в сутки — но если вы получаете только шесть часов в сутки, эта разница называется дефицитом сна. И если вы постоянно спите по шесть часов в сутки, у вас накапливается дефицит сна. И мы знаем, что чем больше дефицит сна, тем короче продолжительность концентрации внимания. И что делают люди, когда у них много недосыпания? Мы обнаружили, что они, как правило, занимаются более легкими видами деятельности, такими как социальные сети. У них просто нет ресурсов, чтобы сосредоточиться и выполнять тяжелую работу, поэтому они делают то, что легко, исходя из количества имеющихся у них ресурсов.

Миллс : Давайте на минуту переключим тему на что-то другое, о чем вы говорите в своей книге, а именно о том, как изменилось телевидение и кино за последние несколько десятилетий. Вы правы в том, что темп телевидения и кино ускорился, и такие вещи, как продолжительность каждого снимка камеры, становятся короче. Почему это? И влияют ли эти изменения на наше внимание, или это происходит потому, что люди, создающие эти вещи, уже знают, что у нас больше нет внимания?

Отметка : Поэтому я был очень удивлен, узнав, что с годами продолжительность теле- и киносъемок уменьшилась. Они начинались гораздо дольше. Теперь они составляют в среднем около четырех секунд на длину выстрела. Это в среднем. Если вы посмотрите музыкальные клипы MTV, они намного короче. Они всего на пару секунд. Итак, мы привыкли видеть очень короткие кадры, когда смотрим телевизор и фильмы. Даже рекламные ролики стали короче. Раньше реклама была намного длиннее. Сейчас нередко можно увидеть шестисекундные рекламные ролики, даже короче. Теперь это вопрос курицы и яйца. Мы не знаем, повлияли ли телевидение и кино на нашу концентрацию внимания на компьютерах и телефонах. Мы не знаем, повлияло ли наше внимание на решения монтажеров и режиссеров. Мы точно не знаем, есть ли какая-то причинно-следственная связь, которую мы видим в этих двух параллельных тенденциях.

Возможно, на режиссеров и монтажеров повлияла их собственная короткая продолжительность концентрации внимания, когда они создают эти кадры фильма, или может быть так, что они создают короткие кадры фильма, потому что думают, что это то, что зритель хочет видеть. Но это стало довольно повсеместным. На самом деле, на YouTube есть особая эстетика YouTube, в которой используются переходы. Поэтому, когда вы смотрите фильм на YouTube, фильм становится очень нервным. Естественные паузы, которые люди делают, когда говорят, убраны. Таким образом, идея состоит в том, чтобы упаковать больше контента за более короткий промежуток времени. Таким образом, мы видим короткие отрезки контента со всех сторон. Мы занимаемся не только компьютерами и телефонами.

Миллс : Но я думаю, вы обнаружили, что часть этого мы делаем с собой. Я знаю некоторых людей, которые чувствуют, что у них так мало времени, что, когда они хотят послушать подкаст, они увеличивают скорость до 1,5 или 2, а затем слушают его. Почему мы делаем это с собой и помогает ли это?

Марк : Я сам иногда так делал?. Почему мы это делаем? Есть ряд причин. Я не могу точно сказать, почему мы это делаем. Это может быть потому, что мы хотим уместить больше контента за более короткий промежуток времени, потому что доступно так много контента, верно? Мы говорим о доступе к крупнейшему в мире кондитерскому магазину и хотим попробовать все доступные товары. Так что, конечно, вы можете ускорить подкаст, чтобы вы могли просто взять больше и быстро перейти к следующему любимому подкасту. Так что я точно не знаю, почему мы делаем это на самих себе. Это может быть и по привычке. Мы просто привыкли слушать вещи быстрее, но у нас есть весь этот контент, доступный нам на кончиках пальцев в течение миллисекунд, и поэтому, возможно, мы просто хотим попробовать как можно больше.

Миллс : Теперь, во время пандемии, многие люди перешли на удаленную работу, что, как я предполагаю, означало больше электронных писем, больше сообщений в Slack и Teams, и работникам приходится со всем этим справляться. Как вы думаете, как это влияет на внимание и концентрацию людей? Ты хоть знаешь? Слишком рано говорить?

Марк : Да, я работал над опросом с коллегами. Итак, у нас есть самоотчеты людей, которые сообщают, что им трудно сосредоточиться. Я проделал другую работу, в которой мы рассматриваем командное взаимодействие при удаленной работе, и почерпнул оттуда некоторую информацию. Люди сообщают, что им трудно сосредоточиться. Это другой вид отвлечения, чем на рабочем месте. Конечно, вас отвлекает куча грязного белья, на которое вы смотрите. На рабочем месте вас может отвлекать окружающий шум на рабочем месте. Мы знаем, что имеет значение, есть ли у людей уединенное рабочее место дома, где может быть тихо, или им приходится делить общественное рабочее пространство с другими, что больше отвлекает. Некоторые люди могут пойти в кафе на работу, и, конечно же, это создает еще один тип отвлечения. Так что многое очень сильно зависит от среды, в которой работает человек.

Мы также знаем, что если вы находитесь далеко от своих коллег, вы не можете сигнализировать им, когда пора их прервать. Если вы находитесь на рабочем месте, и особенно если вы можете видеть своих коллег, вы можете видеть, когда они только что повесили трубку, то вы знаете, что это может быть хорошее время, чтобы подойти и поговорить с ними, или вы могли бы стоять за пределами их офис и ждать, и тогда вы можете видеть, когда можно прервать. Когда мы удалены, у нас нет этой визуальной информации, и поэтому мы можем просто отправлять электронные сообщения нашим коллегам в любое время. Есть еще одно исследование, которое я провел с моим постдоком, и она обнаружила, что многие люди чувствуют, что хотят выйти за рамки того, что они обычно делают, чтобы иметь возможность сигнализировать своим коллегам, своим руководителям, что они усердно работают. И поэтому они спешат ответить на свою электронную почту, свои сообщения в Slack, чтобы продемонстрировать: «Эй, я работаю — вы меня не видите, но я хочу, чтобы вы знали, что я здесь и я усердно тружусь, и именно поэтому я собираюсь прыгать на эти сообщения.

Миллс : Мы много говорили о том, что люди могут сделать, чтобы улучшить концентрацию внимания, но есть ли изменения, которые должны сделать организации, или даже изменения на общественном уровне, которые могли бы помочь всем нам в повышении нашего внимания? способность концентрироваться на важных вещах?

Марк : Есть, и я большой сторонник перемен на коллективном уровне. И причина в том, что если кто-то решит просто отказаться и полностью отрезать себя от технологий, он может наказать себя. Если вы являетесь работником умственного труда любого рода, вы отсекаете себя от важных рабочих коммуникаций. Вы можете отрезать себя от общения с родными, друзьями, близкими, от важных новостей в мире. Таким образом, не всегда выгодно для любого человека отрезать себя, но организация может сделать что-то. Например, они могут контролировать время в течение дня, когда отправляются электронные сообщения. Они могут создать временное окно, когда сообщения не будут отправляться, и это будет спокойное время, когда люди смогут работать. В нашем исследовании мы обнаружили, что люди проверяют электронную почту в среднем 77 раз в день. И если у вас есть это тихое время, по крайней мере, вы можете сократить эту проверку.

Возможно, мы сможем сократить количество проверок, потому что нет смысла проверять, электронной почты не будет. На общественном уровне начинает действовать то, что называется законом о праве на отключение, и во Франции есть один, он называется законом Эль-Хомри. Есть также Ирландия и Онтарио, у которых есть свои правила, поэтому другие страны начинают это понимать, и идея заключается в том, что ни один работник не может быть наказан, если он не отвечает на электронные сообщения до и после рабочего дня. Нью-Йорк попытался ввести закон о праве на отключение на заседании городского совета. Которую очень быстро закрыли. И мой любимый, я читал стенограммы встречи, и мой любимый ответ, мой любимый аргумент против этого был от Бюро по туризму, который сказал, что мы величайший туристический город в мире, мы город, который никогда не спит.

Так что, если у нас есть право отключать законы, это позволяет людям отвлекаться от работы, а это приносит психологическую пользу людям. Вам действительно нужен перерыв в работе. Мы не можем работать 24/7, и вот что происходит. Границы между нашей личной жизнью и трудовой жизнью просто стерлись, так что в личное время, когда люди остаются дома после работы, они занимаются рабочими проблемами и рабочим общением. Людям нужно время, чтобы по-настоящему расслабиться, оторваться от работы. Это такое большое психологическое преимущество, и если они могут это сделать, это позволяет им лучше привязаться к работе на следующий день, потому что они свежие, они пополнены. Так что я большой сторонник права на отключение политики.

Миллс : позвольте задать вам совершенно другой вопрос, что вас ждет дальше? Над чем вы работаете сейчас? На какие важные исследовательские вопросы вы хотите получить ответы?

Марк : Да, так что я хотел бы продолжить смотреть на наше внимание. Меня интересует многое. Меня интересует, как мы можем получить больше пользы от Интернета. У нас есть этот невероятный ресурс, и поэтому вместо того, чтобы расстраиваться из-за того, что он отвлекает нас, как мы можем изменить его и найти в нем ценность? И как мы можем использовать наше время наилучшим образом и оптимизировать его, если мы используем ресурсы, которые предлагает Интернет, не уставая от этого?

И я также рассматривал командную работу, удаленную командную работу и то, как ее можно оптимизировать, потому что все больше и больше компаний начинают использовать гибридную и удаленную работу, и каковы последствия этого? Каковы преимущества от этого? Поэтому я хотел бы понять это лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *