обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Особенности
Содержание статьи
С наступлением старости органы чувств подвергаются негативным изменениям, в результате чего у стареющего человека возникают различные проблемы: ухудшается слух, снижается зрение, становится хуже обоняние и осязание. Эти возрастные изменения оказывают огромное влияние жизнь стареющего человека, возникают проблемы с общением.
Это объясняется тем, что при помощи органов чувств человек получает информацию из внешней среды, которая передается в мозг и интерпретируется ним. Если функции органов чувств нарушены, то у человека возникает чувство изоляции от внешнего мира.
Возрастные изменения слуха и зрения
Слух начинает понемногу снижаться у людей в возрасте 50 лет, что вызывается изменениями в слуховом нерве и снижением способности мозга перерабатывать звуки в информацию об окружающем мире. Примерно у трети всех людей в возрасте 65 лет и старше значительно ухудшается слух.
Возрастные изменения глаз начинаются уже в возрасте 30 лет. Роговица постепенно теряет чувствительность, вырабатывается меньше слез. К 60 годам зрачки уменьшаются на одну треть от того, какими они были у 20-летнего человека. Хрусталик желтеет и мутнеет, сокращается способность к сокращению у глазных мышц. Уже после 55 лет почти каждый нуждается в очках для чтения, поскольку развивается старческая дальнозоркость.
Возрастные изменения обоняния, вкуса и осязания
Способность человека различать запахи и вкусы используются им для распознания опасности и для получения удовольствия. В возрасте 40 лет у женщин и 50 лет у мужчин начинает сокращаться количество вкусовых рецепторов. Первым снижается восприятие соленого и сладкого, затем горького и кислого. Обоняние особенно заметно снижается после 70 лет. Все это уменьшает интерес к еде и удовольствие от приемов пищи, неспособность воспринимать ароматы отражается на социальном взаимодействии.
Проблемы со способностью ощущать боль, вибрации, тепло, холод и т.
п. сказываются на том, что пожилым людям постоянно холодно, повышается риск получения ними травм, ожогов и обморожений. Изменения в восприятии этих ощущений объясняется приемом лекарств, возникновением проблем в головном мозге, влиянием хронических заболеваний (например, диабета).Сильнее всего с возрастом страдает зрение и слух. Но перечисленные возрастные изменения зрения и слуха происходят не всегда: очень многое зависит от генетики, здоровья и образа жизни человека. К тому же благодаря современным достижениям многие возрастные изменения могут быть компенсированы при помощи очков и слуховых аппаратов, лечебных процедур, оперативных вмешательств. А травмы и увечья от притупления чувств могут быть предотвращены заботой младшего поколения над старшим.
Калькулятор стоимости
Заполните поле
Самостоятельный? данет
Возраст родственника
Примечания
Ваш телефон*
Ваш комментарий
раздел 2 | IWP WhitmanWeb
Предисловие
Во втором стихотворении Уитмен стремится к преодолению всяких ограничений, как физического, так и ментального характера. В одной из ранних заметок поэта была строка «Литература полна запахов», указывавшая, что большинство книг, философий и религий предлагают лишь закостенелую, отфильтрованную точку зрения на мир. Опьяняющую, несомненно, заманчивую и — отравляющую.
Мы всегда пребываем в искушении прожить собственные жизни согласно установкам тех, кто жил до нас, в то время как Уитмен призывает освободиться от привычных рамок, позволить чувствам полностью раскрыться и самим вдохнуть свежего неотфильтрованного воздуха. Здесь процесс дыхания становится в буквальном смысле средством «вдохновения», подлинной возможности вдоха для всего мира.
В стихотворении Уитмен воспроизводит традицию «выпевания», «выговаривания» поэмы, напоминая нам, что поэзия изначально проистекает не из рассудка, и даже не из души, но, в первую очередь, из тела. Вдохновение приходит через дыхание — атомы воздуха, поглощаемые при дыхании, возвращаются в мир песней.
Уитмен говорит, что в написании стихов участвует каждая часть организма: легкие, сердце, руки, гениталии – вместе с воздухом, насыщающим нашу кровь через легкие, подающимся в мозг и далее разносящимся по всем клеткам нашего тела. Мы пишем (как, впрочем, и читаем) используя физическое тело, наравне с разумом.
Поэт позволяет миру вступить с ним в близкий контакт – вплоть до ощущения полного единения с тем, что прежде было чужеродным – корни и ветви виноградной лозы отныне кажутся ему частью интимной энергии, которую он чувствует в своем обнаженном теле («любовный корень, шелковинка, стволы-раскоряки»). Чувство соприкосновения и взаимообмена хорошо знакомы поэту, ибо он дышит миром лишь для того, чтобы «выдохнуть» его обратно — потоком живого стихотворения. Для этого он призывает на помощь все органы чувств: обоняние («Запах свежей листвы и сухой листвы»), слух («Мой голос, извергающий слова»), осязание («Легкие поцелуи»), зрение («Игра света и тени»), вкус («Пар моего дыхания», «он же практически дым, предвещающий уже вспыхнувший пожар»).
Уитмен мягко усмехается над теми, кто полагает, что в совершенстве освоил искусство чтения и толкования прочитанного. Поэт любопытствует, столь ли мы, читатели, «горды, оттого, что удалось добраться до смысла поэм» и приглашает побыть «день и ночь» с ним, как бы внутри «Песни о себе» — поэмы, не стремящейся к намеренному сокрытию смыслов и в то же время требующей мастерства оккультной герменевтики для их постижения. Он предлагает нам стихотворение, рожденное из чистых, не отфильтрованных человеком, источников природы, слово, извергнутое (высказанное со всей неприкрытой мощью, выкрикнутое, с яростью брошенное), а отнюдь не жеманно-светское. Вся поэма есть не руководство действию, не призыв к чужой вере, но нечто способное помочь Вам «испытать» этот мир, увидев его собственными глазами. Мы принимаем Слово поэта лишь для того, чтобы после пропустить его через самое себя, совсем как частички воздуха и парящие в нем, сливающиеся атомы мироздания.
—EF
i Стихотворные фрагменты цикла представлены в переводе Корнея Чуковского Уолт Уитмен. Листья травы. М., Художественная литература, 1982.
Перевод K. Чуковского
Пахнут духами дома и квартиры, на полках так много духов,
Я и сам дышу их ароматом, я знаю его и люблю,
Этот раствор опьянил бы меня, но я не хочу опьяняться.
Воздух не духи, его не изготовили химики, он без запаха,
Я глотал бы его вечно, я влюблен в него,
Я пойду на лесистый берег, сброшу одежды и стану голым,
Я схожу с ума от желания, чтобы воздух прикасался ко мне.
Пар моего дыхания,
Эхо, всплески, жужжащие шепоты, любовный корень,
шелковинка, стволы-раскоряки, обвитые лозой,
Мои вдохи и выдохи, биение сердца, прохождение крови
и воздуха через мои легкие,
Запах свежей листвы и сухой листвы, запах морского берега
и темных морских утесов, запах сена в амбаре,
Мой голос, извергающий слова, которые я бросаю навстречу
ветрам,
Легкие поцелуи, объятия, касания рук,
Игра света и тени в деревьях, когда колышутся гибкие ветки,
Радость — оттого, что я один, или оттого, что я в уличной
сутолоке, или оттого, что я брожу по холмам и полям,
Ощущение здоровья, трели в полуденный час, та песня, что
поется во мне, когда, встав поутру, я встречаю солнце.
Ты думал, что тысяча акров — это много? Ты думал, что
земля — это много?
Ты так долго учился читать?
Ты с гордостью думал, что тебе удалось добраться до смысла
поэм?
Побудь этот день и эту ночь со мною, и у тебя будет источник
всех поэм,
Все блага земли и солнца станут твоими (миллионы солнц
в запасе у нас),
Ты уже не будешь брать все явления мира из вторых или
третьих рук,
Ты перестанешь смотреть глазами давно умерших или питаться
книжными призраками,
И моими глазами ты не станешь смотреть, ты не возьмешь у меня
ничего,
Ты выслушаешь и тех и других и профильтруешь все через себя.
Перевод A. Дадевoй
Пропахли комнаты и дома, полки заполонили запахи,
Я сам вдыхаю их аромат, знаю его, люблю его.
Духи одурманили бы меня, да я не позволю.
Воздух – не парфюмерия, он не пахуч, в нем нет химического привкуса,
Влюбленный в него, я глотал бы его вовеки,
Пойду на лесистый берег, разденусь и сброшу маски,
Хочу — до безумья – чтоб воздух касался меня,
Дым моего дыхания,
Отзвуки, рябь на воде, жужжание и шепотки, любовный корень и шелковинка, разлапившийся виноград.
Выдох – и вдохновение, биение сердца, движение крови и воздуха через легкие.
Запах свежей листвы, и сухой листвы, и берегов, и мрачных морских утесов, и сена в амбаре,
Звуки изверженных слов моих, отданных ветру.
Поцелуи, объятия, прикосновения рук.
Игры света и тени в деревьях, покуда качаются тонкие ветки.
Восторг – в одиночестве ли, в суматохе ли улиц или покое полей и холмов.
Ощущенье здоровья, полуденной трели и песни во мне: встающем с постели или встречающем солнце.
Ты думал, что тысяча акров – много? ты думал, земля – это много?
Ты так долго учился читать?
Ты гордился, будто добрался до смысла стихов?
Задержись в этом дне и ночи со мной, и получишь первоисточник
стихов,
Получишь блага земли и солнца (а солнц у нас миллионы).
Ты больше не станешь довольствоваться товаром вторых или третьих рук,
ни смотреть глазами умерших,
ни кормиться книжными призраками,
И у меня не возьмешь ничего, не моими глазами станешь смотреть,
Ты всякого выслушаешь и всё сквозь себя процедишь.
Послесловие
Какой поэт мог бы противиться соблазну «владеть первоначалом всех стихов» и «непрерывно пить из источника вдохновения»? Именно это Уитмен предлагает нам во втором стихотворении «Песни о себе» — и даже более: «все блага земли и солнца», и всех звезд – а главное, готовность из первых рук обучить читателя принятию нового опыта: видеть истинное и выстраивать, по выражению Эмерсона, «первозданные отношения со Вселенной». Ради этих отношений поэт отказывается дышать «опьяняющим ароматом человеческого общества», предпочитая воздух-без-запаха, вдохновляющий дух природы, с присущим тому состоянием свободы и живости, пребывая в которых поэт самораскрывается – в потоке мира.
Во втором фрагменте стихотворения, состоящем из одного длинного предложения, Уитмен призывает на помощь все чувства: вкус, осязание, обоняние, слух, зрение — дабы быть готовым ощутить «Запах свежей листвы и сухой листвы, запах морского берега и темных морских утесов, запах сена в амбаре…» (пер. Чуковского – прим. автора). Поэт вбирает в себя все окружающее – и слагает песнь «встречи с солнцем»; протягивает руку каждому, кто пожелает «побыть с ним этот день и эту ночь». Он обещает научить нас видеть и петь — для самих себя, вне всяких сторонних влияний, в то числе и влияния учительского. Ибо именно в этом таится ключ к Царствию безграничного воображения. Ибо только так можно принять масштабность Вселенной – масштабность, в коей и будут слагаться стихотворения будущего.
—CM
Вопрос
Что, по Вашему мнению, Уитмен имеет в виду, говоря: «Побудь этот день и эту ночь со мною», и «у тебя будет источник все поэм»? Как одно стихотворение может стать «источник всех поэм»?
Из каких источников вообще «произрастают» стихи?
Как осязание, вкус и обоняние меняются с возрастом
Общеизвестно, что слух и зрение часто ухудшаются в результате старения. А как же остальные три чувства – осязание, вкус и обоняние?
«Все пять чувств, как правило, в некоторой степени угасают по мере того, как мы становимся старше, и могут возникать как проблемы со здоровьем, так и функциональные проблемы», — говорит специалист по внутренним болезням Лорен Хэдни, DO. «Хотя эти типы сенсорной потери часто вызывают меньше беспокойства по сравнению со зрением и слухом, важно знать об этом. Эти изменения могут повлиять на ваше здоровье, качество жизни и создать проблемы с безопасностью, особенно у пожилых людей».
К счастью, есть способы управлять изменениями осязания, вкуса и запаха и свести к минимуму их влияние на вашу повседневную жизнь.
Прикосновение
Кожа — самый большой орган человеческого тела. Он содержит миллионы нервных окончаний, которые позволяют вам воспринимать различные текстуры и испытывать целый ряд ощущений, включая боль, тепло и холод. Возможно, самое главное, прикосновение является важным компонентом предоставления и получения заботы и комфорта — будь то с ребенком, супругом, родителем или домашним животным.
«Потеря тактильной чувствительности может произойти с возрастом из-за постепенного уменьшения количества нервных окончаний в коже и потери тканей под кожей. Это может снизить чувствительность кожи и сделать ее более рыхлой и менее эластичной. Иногда снижение притока крови к рукам, артрит, болезнь Паркинсона или мини-инсульты также могут быть способствующими факторами», — говорит доктор Хэдни.
Хотя способность прикасаться и чувствовать может считаться само собой разумеющейся, ее ослабление или утрата могут сильно повлиять на эмоциональное и физическое здоровье. Если вы не можете ощущать боль, давление или сильный холод, вы можете не реагировать должным образом, чтобы предотвратить физический вред. И если вы не можете почувствовать мягкое успокаивающее прикосновение, это может привести к ощущению изоляции и печали.
Несколько советов, как сохранить здоровье кожи и сохранить осязание:
- Оставайтесь активными, чтобы способствовать хорошему кровообращению
- Соблюдайте здоровую сбалансированную диету
- Избегайте обезвоживания
- Держите кожу чистой и увлажненной
Всегда обращайтесь к врачу, если ухудшение осязания влияет на качество вашей жизни.
Вкус
Взрослые люди имеют около 10 000 вкусовых рецепторов, в основном на языке. Каждый крошечный бугорок содержит набор специализированных клеток, которые помогают определять вкусы продуктов, которые вы едите, включая сладкий, соленый, горький, кислый и пикантный. Ваше чувство вкуса позволяет вам наслаждаться едой и предупреждает вас о еде, которая имеет «забавный» вкус и может быть небезопасной для употребления.
«По мере того, как мы становимся старше, наши вкусовые рецепторы начинают сжиматься и уменьшаться в количестве, — говорит доктор Хэдни. «Кроме того, рот со временем производит меньше слюны. Более сухой рот и меньше вкусовых рецепторов приводят к постепенному снижению нашей способности ощущать вкус пищи. Возрастная дегенерация нервов также может повлиять на чувствительность вкусовых рецепторов».
Другие распространенные причины снижения вкусовых ощущений включают:
- Лекарства, такие как антибиотики, лекарства от холестерина и кровяного давления, иногда могут влиять на вкус пищи. Другие, такие как антидепрессанты, могут вызвать сухость во рту, что также может изменить вкус пищи и затруднить ее глотание. Всегда говорите со своим врачом, если вы считаете, что лекарства, которые вы принимаете, влияют на ваше чувство вкуса. Не прекращайте принимать лекарство.
- Болезни десен или проблемы с зубными протезами могут изменить вкус пищи. Поможет тщательная гигиена полости рта, включающая частую чистку зубов щеткой и зубной нитью. Посещайте своего стоматолога каждые шесть месяцев и обсуждайте любые постоянные проблемы со вкусом, которые могут у вас возникнуть.
- Курение и алкоголь могут изменить вкус пищи. Бросьте курить и сократите или исключите употребление алкоголя — эти два изменения образа жизни не только улучшат ваше чувство вкуса, но и улучшат общее состояние здоровья.
- Некоторые инфекции, такие как COVID-19, могут привести к временной потере вкуса. Если потеря сохраняется после исчезновения всех других симптомов, поговорите со своим врачом.
- Лечение рака может временно повлиять на ваше чувство вкуса.
Потеря вкусовых ощущений может серьезно сказаться на вашем здоровье. Если еда перестала быть вкусной, вы можете попытаться улучшить ее вкус, добавив больше соли или сахара. Это может способствовать возникновению проблем со здоровьем, таких как высокое кровяное давление и диабет. Кроме того, когда еда перестает приносить удовольствие, это может привести к потере веса и недоеданию, особенно у пожилых людей.
Попробуйте использовать специи, травы и разнообразные разноцветные овощи, чтобы сделать еду более привлекательной.
Если потеря вкуса сохраняется или ухудшается, она всегда должна оцениваться врачом.Обоняние
Ваша способность чувствовать запахи – как приятные, так и неприятные – возникает в нервных окончаниях высоко в носовой полости. Помимо возможности «нюхать розы», острое обоняние может сыграть жизненно важную роль в обеспечении безопасности, предупреждая о потенциальных опасностях, таких как дым от огня, утечка газа, испорченная еда и опасные бытовые химикаты. Наряду с чувством вкуса обоняние также стимулирует аппетит и помогает вам наслаждаться едой.
«С возрастом нервные окончания в носу начинают дегенерировать, а выработка слизи замедляется, — говорит доктор Хэдни. «Одна из функций носовой слизи — «улавливать» запахи и удерживать их в носу достаточно долго, чтобы их можно было обнаружить нервными окончаниями. С меньшим количеством нервных окончаний и меньшим количеством слизи обоняние ухудшается, особенно после 70 лет».
Помимо старения, хроническая потеря обоняния также может возникать после травмы головы или как симптом болезни Паркинсона или болезни Альцгеймера.
Временная потеря обоняния может возникнуть у людей всех возрастов по следующим причинам:
- Заложенность носа вследствие простуды, гриппа или аллергии.
- Полипы в носу или пазухах. Удаление этих наростов может улучшить ваше обоняние.
- Некоторые лекарства, такие как антибиотики или лекарства от кровяного давления. Поговорите со своим врачом, если вы считаете, что лекарства, которые вы принимаете, влияют на ваше обоняние. Не прекращайте принимать лекарство.
- Заражение COVID-19иногда приводит к потере обоняния. Если потеря сохраняется после исчезновения всех других симптомов, поговорите со своим врачом.
- Некоторые лекарства от рака могут временно уменьшить ваше обоняние.
- Курение вызывает воспаление и повреждение деликатных тканей внутри носа и может ухудшить ваше обоняние.
Пять чувств работают вместе, чтобы помочь вам познать мир, распознать опасности и наслаждаться жизнью. Хотя постепенные изменения являются нормальными и ожидаемыми, внезапное ухудшение зрения, слуха, осязания, вкуса или обоняния может быть признаком серьезного заболевания и должно быть оценено врачом.
Ссылки по теме:
Университетские больницы имеют широкую сеть поставщиков первичной медико-санитарной помощи и ЛОР (уха, носа и горла) в удобных местах по всему региону. Наши специалисты обладают знаниями и опытом для диагностики и лечения полного спектра состояний, включая потерю чувствительности любого рода.
Значок пяти чувств осязание вкус слух зрение обоняние векторное изображение
значок пять чувств осязание вкус слух зрение обоняние векторное изображение- лицензионные векторы
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
Станд. | Экспл. | |
---|---|---|
Печатный/редакционный | ||
Графический дизайн | ||
Веб-дизайн | ||
Социальные сети | ||
Редактировать и изменять | ||
Многопользовательский | ||
Предметы перепродажи | ||
Печать по запросу |
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.
Оплата с | Цена изображения |
---|---|
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00Существует два способа оплаты расширенных лицензий.