Обращение к личности человека проявлению ее лучших и худших сторон: Тест по истории России для 11 класса «Россия в конце XIX начале XX веков»

Содержание

Тест по истории России для 11 класса «Россия в конце XIX начале XX веков»

Методическая разработка по истории России для 11 класса

Тест «Россия в конце XIX – начале XX вв»

1.Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Вид набережной и… улиц был необычный. Всюду виднелись разъезды кавалерии и пехотные патрули. Площади охранялись взводами и эскадронами…

…Весь угол Александровского сада был занят толпой рабочих… Некоторые влезли на деревья… Подростки и даже просто мальчишки… повисли на самой решётке. Вся эта толпа по временам орала, свистела, шикала…

И вот в момент прохода войск, или при угрожающих движениях оружием, толпа облаивала эти войска, обзывая их опричниками, убийцами, мерзавцами и проч.

…Толпа прибывала, конница их разгоняла…

Вдруг усилившиеся крики заставили меня обратить всё внимание на толпу, занимавшую самый угол Александровского сада.

Очевидно, толпа принимала всё более угрожающий тон и вызывающее поведение. Усилившиеся крики, надо думать, были ответом на предупреждение о стрельбе (в этот день войска были исключительно с боевыми патронами)… Большинство, вероятно, были до последнего момента уверены, что будут стрелять холостыми, а о настоящих и не думали. Слышались возгласы: Господи, да что же такое? Неужели в своих-то! в братьев!! Мгновения летели… Офицеры отошли за строй, быстро сняли фуражки и перекрестились…

Залп, хороший выдержанный залп раздался в морозном воздухе… Почти весь первый ряд повалился… Раздался второй такой же залп… Затем несколько одиночных выстрелов (пачками)… Толпа бросилась бежать…

Какая-то дама нервно говорила: Вы слышали, Гапона убили!.. Они стреляли в крестный ход». 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Описываемые в воспоминаниях события происходили в царствование Николая II.

2) Описываемые в тексте события вошли в историю как Ленский расстрел.

3) В воспоминаниях отмечается, что свидетели событий были убеждены в том, что военные не откроют огонь на поражение.

4) Большую часть толпы, о которой говорится в тексте, составляли рабочие

5) Описываемые в тексте события происходили в период Русско-турецкой войны.

6) Современником событий, описываемых в тексте, был А. И. Герцен.

2. Рассмотрите изображение и выполните задание.

 

 

Какие суждения, связанные с изображением, которое Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России.

2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин.

3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте.

4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо.

5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.

3.Какие три условия были включены в Портсмутский договор между Россией и Японией (1905 г.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) выплата Японией крупной контрибуции России

2) признание Кореи сферой японских интересов

3) передача Японии права аренды Порт-Артура

4) закрепление за Россией прав на Курильские острова

5) передача Японии южной части Сахалина

6) признание Маньчжурии сферой русских интересов

4. Установите соответствие между писателями, их произведениями и темами, поднятыми в них

1) А.П. Чехов

а) «Живой труп», «Воскресенье», «После бала»

I. обращение к личности человека, проявлению ее лучших и худших сторон, поискам путей совершенствования личности

2) М. Горький

б) «Вишневый сад», «Три сестры»

II. изображение жизни рабочих, тема зарождения революционной борьбы против бесправия

3) Л.Н. Толстой

в) «Дети подземелья»

III.изображение жизни низов, безысходности нищеты

4) В.Г. Короленко

г) «Поединок»

IV. тема духовного состояния солдат и офицеров

5) А.И. Куприн

д) «Песня о Буревестнике», «Мать»

V. разорение дворянства, поиски своего места в изменяющемся мире

5. Установите соответствие между деятелем культуры и его произведением

Автор

А) Н.А.Римский-Корсаков

Б) В.В.Маяковский

В) К.С.Малевич

Г) М.А.Врубель

Д) С.М.Эйзенштейн

Произведение

1) «Демон»

2) «Облако в штанах»

3) « Броненосец Потемкин»

4) опера «Сказка о царе Салтане»

5) «Черный квадрат»

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

6. . Установите соответствие между именем учёного и его вкладом в науку

Ученые

А) К.А.Тимирязев

Б) И.И.Мечников

В) В.И.Вернадский

Г) К.Э.Циолковский

Д) А.Н.Крылов

Е) И.П.Павлов

Вклад в науку

1) исследования по высшей нервной деятельности

2) основоположник русской научной школы физиологии растений

3) разработал теоретические основы увеличения защищенности военных судов

4) разрабатывал принципы конструирования космических ракет

5) исследования в области иммунологии

6) разработал учение об эволюции биосферы

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

7. Назовите имена русских художников, входивших в группу «Мир искусства»

1) М.А.Врубель 2) А.Н.Бенуа 3) К.С.Малевич 4) В.В.Кандинский 5) К.А.Сомов 6) Б.М.Кустодиев

7) К.С.Петров-Водкин

8.  Представителями символизма в русской литературе начала XX века были:
1) В. Маяковский 2) А. Белый 3) З. Гиппиус 4) К. Бальмонт 5) А. Ахматова 6) В. Иванов 7) О.Мандельштам

8) В. Брюсов 9) Н.Гумилев  10) Д. Мережковский

9. Кто из данного перечня НЕ относится к художникам Серебряного века?

1) Л.С. Бакст, 2) А.Скрябин, 3) М.А. Врубель, 4) Н.К. Рерих, 5) Е.Е. Лансере

10. Укажите область исследований следующих учёных

Имя учёного

Область исследования

А) П.Н. Лебедев

1) физиология

Б) И.П. Павлов

2) иммунология

В) Н. Е. Жуковский

3) физика

Г) С.Ф. Платонов

4) история

5) самолётостроение

11. Кто из названных деятелей культуры входил в общество «Голубая роза»?

1) К.А. Сомов 4) Н.К. Рерих

2) Н.Н. Сапунов 5) М.В. Нестеров

3) П.В. Кузнецов 6) М.С. Сарьян

12. Кто автор картины?

13. Кто из данного перечня НЕ относится к поэтам Серебряного века?

1) Н.С. Гумилёв, 2) А.А. Ахматова, 3) О.Э. Мандельштам, 4) А.А. Блок, 5) Н.А. Некрасов

14. Кто автор картины?

15. .Великий русский естествоиспытатель, чьи учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии:

1) С.И. Вавилов 2) П.П. Лазарев 3) А.Р. Колли 4) В.И. Вернадский

Trojden | Обобщающий урок к темам V—IX

Цель урока: обобщить знания учащихся по истории России второй половины XIX — начала XX в.

Вариант 1

1. Военная реформа 1874 г. ввела новый принцип формирования русской армии

а) крестьяне освобождались от воинской повинности

б) устанавливалось равенство всех сословий в отношении воинской повинности

в) мещане были освобождены от воинской повинности

г) вводилась рекрутская повинность для городского сословия

2. По реформе 1864 г. был введен институт

а) присяжных заседателей в) земских начальников

б) мировых посредников г) военнообязанных

3. За помещиками реформа 1861 г. сохраняла право

а) собственности лишь на четвертую часть их прежних владений

б) собственности на принадлежащие им земли

в) собственности на всех людей, работавших в усадьбе помещика

г) телесных наказаний временнообязанных крестьян

4. Теорию «незаметного служения» и «практику малых дел» пропагандировали

а) консерваторы в) марксисты

б) земские либералы г) народники

5. В 1877 г.

а) был создан «Союз трех императоров»

б) окончательно разрешился вопрос о границах между Россией и Китаем

в) Кокандское ханство признало зависимость от России

г) началась русско-турецкая война

6. Свидетельство развития капиталистических отношений в России в третьей четверти XIX в.

а) специализация промышленных районов

б) отказ крестьян от денежной формы выплаты налогов

в) сохранение крепостного труда на фабриках и заводах

г) медленные темпы железнодорожного строительства

7. В организацию «Народная воля» входили

а) М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, П. Л. Лавров

б) Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Л. Г. Дейч

в) А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов

г) М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, П. А. Шувалов

8. Сторонник повышения налогов, ограничения государственного финансирования промышленности

а) И. А. Вышнеградский в) Н. X. Бунге

б) С. Ю. Витте г) Н. П. Игнатьев

9. О ком идет речь? Автор проекта политических реформ, предполагавшего развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов к обсуждению общегосударственных вопросов.

а) К. П. Победоносцев в) М. Т. Лорис-Меликов

б) Д. А. Толстой г) И. Д. Делянов

10. Цель земской и городской реформ 90-х гг. XIX в.

а) усиление дворянского сословия в деревне и городе

б) сокращение излишних звеньев управления

в) расширение представительного начала в органах местного самоуправления

г) борьба с террором

Вариант 2

1. Железнодорожный «бум» разразился

а) в 50-е гг.

б) в конце 60-х — начале 70-х гг.

в) в конце 80-х — начале 90-х гг.

г) в конце 90-х гг.

2. Государственные деятели, входившие в окружение Александра II, —

а) Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, И. Д. Делянов, Н. К. Тирс

б) М. Т. Лорис-Меликов, П. П. Гагарин, Я. И. Ростовцев, П. Н. Игнатьев

в) П. Д. Киселев, Е. Ф. Канкрин, С. С. Уваров, А. X. Бенкендорф

г) В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, А. Б. Куракин, А. А. Аракчеев

3. Временнообязанные крестьяне в соответствии с законом 1861 г. должны были

а) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца

б) отбывать всеобщую воинскую повинность

в) один раз в неделю отрабатывать бесплатно в пользу государства

г) участвовать в заседаниях суда присяжных

4. Событие, произошедшее раньше других, —

а) введение винной монополии

б) введение всеобщей воинской повинности

в) раскол организации «Земля и воля» на «Черный передел» и «Народную волю»

г) введение таможенного тарифа, повышающего пошлины

5. Процесс укрупнения городов и усиление их роли в жизни общества называется

а) урбанизация в)консолидация

б) конвенция г) индустриализация

6. Отказ от условий Парижского мира, запрещавшего России иметь флот на Черном море, но при сохранении запрета на проход российских военных кораблей через Босфор и Дарданеллы, содержался

а) в Лондонской конвенции 1871 г.

б) в Петербургском договоре 1875 г.

в) в Сан-Стефанском договоре 1878 г.

г) в Берлинском трактате 1878 г.

7. Должностное лицо, представляющее интересы обвиняемого или истца в суде, —

а) земский начальник

б) мировой посредник

в) присяжный поверенный

г) присяжный заседатель

8. Отметьте, о ком идет речь. Один из основателей «Русского вестника» — издания либерального направления. Один из арендаторов «Московских ведомостей», со страниц которых критиковал поляков за сепаратизм, революционеров из «Земли и воли», нигилистов, выступал противником женского образования. Верный подданный Александра II, в его сыне — Александре III видел идеального государя. В 1887 г. (год смерти), «Вестник Европы» написал о нем так: «Говорят, что (он) много сделал для русской печати, что он поднял ее на небывалую высоту.

.. Более ошибочного мнения нельзя себе и представить…»

а) М. Н. Катков в) Б. Н. Чичерин

б) В. О. Ключевский г) К. Д. Кавелин

9. 1887 г. — дата опубликования

а) Городового положения, лишившего избирательных прав мелких торговцев и приказчиков

б) нового университетского устава

в) Положения о губернских и уездных земских учреждениях

г) указа «о кухаркиных детях»

10. Подушная подать, введенная еще Петром I, была отменена

а) в 1861 г. в) в 1890 г.

б) в 1887 г. г) в 1894 г.

Вариант 3

1. Докажите, что процесс модернизации повлиял на развитие системы образования в России в начале XX в.

2. Приведите примеры, свидетельствующие о вкладе российских ученых в мировой научно-технический прогресс.

Вариант 4

Соотнесите автора, название произведения и тему, поднятую в них.

Автор

Произведение

Поднятая тема

1) А. П. Чехов

А) «Живой труп», «Воскресение», «После бала»

I) обращение к личности человека, проявлению ее лучших и худших сторон, поискам путей совершенствования личности

2) М. Горький

Б) «Вишневый сад», «Три сестры»

II) изображение жизни рабочих, тема зарождения революционной борьбы против бесправия

3) Л. Н. Толстой

В) «Дети подземелья»

III) изображение жизни «низов», безысходности нищеты

4) В. Г. Короленко

Г) «Поединок»

IV) тема духовного состояния солдат и офицеров

5) А. И. Куприн

Д) «Песня о Буревестнике», «Мать»

V) разорение дворянства, поиски своего места в изменяющемся мире

Соотнесите термин, определение и поэтов, творивших в этом стиле.

Термин

Определение

Поэты

1) Символизм

А) Разрушение старого мира, увлечение формами, стремление к «искусству будущего»

I) А. А. Блок, В. Я. Брюсов

2) Акмеизм

В) Направление в искусстве 1870—1910 гг. Его сторонники стремились приобщиться к вечным тайнам мироздания через конкретные типы образов

II) В. Хлебников, В. В. Маяковский

3) Футуризм

В) Сторонники этого направления в поэзии стремились отобразить мир человеческих чувств. Название происходит от греческого слова, означающего высшую степень чего-либо, цветущую силу

III) Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. А. Мандельштам

Соотнесите между собой художников, их работы и стили, которые нашли отражение в творчестве художников.

Художники

Работы

Стили

1) А. Н. Бенуа

А) «Демон», «Царевна-Лебедь»

I) Авангардизм

2) Н.

К. Рерих

Б) «Сумеречное»

II) Импрессионизм

3) К. А. Коровин

В) «Парад при Павле I»

III) Символизм

4) В. В. Кандинский

Г) «Посад берендеев»

IV) Реализм

5) П. Н. Филонов

Д) «Заморские гости»

 

6) М. А. Врубель

Е) «Коровницы»

 

7) И. Е. Репин

Ж) «Заседание Государственного совета»

 

Вариант 5

1. Процесс преобразований во всех сферах жизни общества и государства, существенно изменяющий традиционные устои и усиливавший темпы развития, называется

а) индустриализация в) революция

б) модернизация г) социализация

2. Отличительная черта экономики России конца XIX — начала XX в.

а) низкие темпы железнодорожного строительства

б) превышение вывоза капитала над ввозом

в) более высокие, чем в большинстве капиталистических стран, темпы развития промышленности

г) ликвидация помещичьего землевладения

3. Отметьте основные сражения русско-японской войны

а) «Брусиловский прорыв»; оборона Порт-Артура; взятие Карса

б) оборона Порт-Артура; сражение на р. Шахе; Цусимское сражение

в) Синопское сражение; сражение у Чемульпо; сражение под Мукденом

г) сражение под Верденом; Шипкинское сражение; Цусимское сражение

4. Слова «Вам нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия» принадлежат

а) В. И. Ленину в) С. Ю. Витте

б) П. А. Столыпину г) А. И. Гучкову

5. Для либеральных партий, возникших в России в 1905 г., были характерны требования

а) демократических свобод, введения принципа разделения властей и решения земельного вопроса путем частичного отчуждения помещичьих земель

б) сохранения «общинного» существования и основ самодержавного строя, решения рабочего вопроса путем создания системы социального страхования

в) демократических свобод, уничтожения самодержавного строя, отмены выкупных платежей и национализации земли

г) демократических свобод, ликвидации самодержавия и социализации земли

6. 27 апреля 1906 г. — дата

а) Кровавого воскресенья

б) издания «Манифеста 17 октября»

в) созыва I Думы

г) опубликования нового положения о выборах в Государственную думу

7. Первый Совет рабочих уполномоченных возник в ходе

а) Кровавого воскресенья в Санкт-Петербурге

б) забастовки текстильщиков в Иваново-Вознесенске

в) восстания на броненосце «Потемкин»

г) Московского декабрьского восстания

8. Аграрная реформа П. А. Столыпина предусматривала

а) ликвидацию помещичьего землевладения

б) социализацию земли

в) создание частных крестьянских хозяйств

г) национализацию земли

9. Свержения самодержавия и установления диктатуры пролетариата добивалась партия

а) эсеров

б) социал-демократов (большевиков)

в) кадетов

г) октябристов

10. Результат революции 1905—1907 гг.

а) создание конституционной монархии

б) создание Государственной думы

в) ликвидация помещичьего землевладения

г) расширение прав национальностей, проживающих на территории Российской империи

Вариант 6

1. Когда была начата реформа, о которой писал А. Ф. Кони: «…суд присяжных в своем живом осуществлении соединял в себе, как в фокусе, все общие начала, внесенные Судебными Уставами в отправление уголовного правосудия, а именно — независимость и самостоятельность судьи, внутреннее убеждение при решении дела, свободное от предустановленной оценки доказательств, решительный вывод о вине или невинности, не подлежащий отмене или пересмотру. .. и, наконец, участие самого общества в отправлении правосудия». (1864)

2. Когда был принят документ, в котором содержатся следующие положения: «1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. 2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается… 17. Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жеребью, определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе»? (в 1874)

3. О каком явлении в народническом движении вспоминал С. Ф. Ковалик: «Весною 1874 года молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр. .. Пропагандист не считал потерянным временем, если ему удавалось возбудить в своих случайных собеседниках — крестьянах или рабочих — какую-нибудь отдельную революционную мысль или даже только усилить существующее у них недовольство своим положением… Оседлая пропаганда по существу своему должна была вестись более осторожно и медленно, чем летучая. Пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги»? («хождение в народ»)

4. Укажите точную дату события, описанного в воспоминаниях Б. Н. Чичерина: «Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах — пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно…» (1 марта 1881 г.)

5. А. И. Герцен: «В России тогда был лишь один живописец, пользовавшийся широкой известностью… В чем же художник искал вдохновения? Каков сюжет его главной картины, этого шедевра, который доставил ему некоторую известность в Италии? Посмотрите на это странное произведение. На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей; они стараются спастись; они погибают среди землетрясения, извержения вулкана, настоящего катаклизма; они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере» (К. Брюллов. «Последний день Помпеи»)

6. О ком идет речь в документе? С. С. Ольденбург: «И друзья, и враги Императорской России одинаково признают, что император значительно повысил международный вес Российской Империи, а в ее пределах утвердил и возвеличил значение самодержавной власти. Он повел русский государственный корабль иным курсом, чем его отец. Он не считал, что реформы… безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России». (Александр III)

7. В каком году были внесены изменения в деятельность земств, описываемые К. П. Победоносцевым в письме императору: «…предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто вроде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей… Далее изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с участием 2 гласных от земства»? (1889)

Предыдущая

Страница

Следующая

Страница