Раскрытие понятия «образ мира»
Возникновение понятия «образ мира»
А. Н. Леонтьев ввел понятие «образ мира» с целью решить проблемы обобщения огромной системы эмпирических данных, которая была накоплена в процессе исследований восприятия человека. Если провести аналогию, можно сказать, что понятие «образ» представляет собой интегрирующее понятие для системного описания процесса восприятия, учитывая совокупность его активных и реактивных составляющих, а «образ мира» представлен интегрирующим термином для описания всех феноменов познавательной деятельности человека. На сегодняшний день эта концепция обладает большим описательным потенциалом для любого направления отечественной психологии.
Если предположить, что предметом психологического отражения могут стать многоуровневые отношения реальности, имеющие значение для регуляции деятельности, Алексей Николаевич Леонтьев доказал в своих экспериментах по развитию неспецифической чувствительности, что испытуемые в соответствии с заданием обучались различать цвет кожей ладони (исследования Леонтьева 1981 года).
При обобщении результатов большого числа исследований и достижений науки в области восприятия, психолог и исследователь А. Н. Леонтьев выдвинул «гипотезу уподобления». В соответствии с ней сущность механизма чувственного уподобления состоит в уподоблении динамики перцептивных действий свойствам отражаемого.
- Человек осуществляет познание целостного предмета на ощупь после момента, когда движения его пальцев и ладони произведут описание контура, подобного форме предмета.
- Человек зрительно опознает изображение (предмет) после момента, когда линия его взора, которая фиксируется посредством присоски с микро фонариком вокруг зрачка (луч фонарика отражает движение взора на фотобумаге), опишет контур, подобный рассматриваемому объекту.
- Человек может трансформировать звук после момента, когда частота колебаний барабанной перепонки будет подобна частоте звуковых колебаний.
Эксперименты (исследования неспецифической чувствительности и слуха) дали возможность ученому предположить, «что процесс уподобления, исключая возможность внешнего практического контакта моторного органа и предмета, осуществляется с помощью «компарирования» сигналов в систем (внутреннем поле). Подобное предположение можно считать первой формулировкой тезиса о полимодальности и вероятной амодальности образа.
Развитие понятия «образ мира» в работах Леонтьева
При решении вопросов возникновения психики, А. Н. Леонтьев сузил условия (мир) до предмета потребности, включая его свойства, а решая вопрос возникновения и превращения образа, он, напротив, пытался доказать зависимость восприятия и всего предметного мира в общем. Он писал: «Одно из условий адекватности восприятия отдельного предмета представлено адекватным восприятием предметного мира в целом и отнесенностью предмета к этому миру».
Леонтьевым особо подчеркивалась: «а) предзаданность означенного, осмысленного предметного мира к определенному акту восприятия, необходимость «включить» этот акт в уже готовую картину мира; б) картина мира, выступающая в качестве единства индивидуального и социального опыта».
Акцентирование роли опыта человека и значения систем общественно-выработанных значений в ходе осознания опыта, отсутствие тождественности образа мира к наглядному или любому другому образу, всем комбинациям образов. А. Н. Леонтьев описал «вычерпывание» субъективного образа из мира, а Е. Ю. Артемьевой была впервые предложена интерпретация его в качестве впервые предложенной модели слияния в одном психическом акте процессов, образов и реальности.
Замечание 1Проект ненаписанной книги Леонтьева включал информацию о развитии презентации расширяющегося времени, что завершается общественно-исторической перспективой, а расширяющееся пространства – космической перспективой («Оно уже не мое, а принадлежит всему человечеству»).
Образ мира помимо четырех пространственно-временных измерений также наделен пятым «квазиизмерением», которое представляет собой переход через чувственность, за ее границы, через сенсорные модальности к амодальному миру! Леонтьев утверждал, что предметный мир выступает в значении, при этом картина мира наполнялась значениями. Вводя пятое измерение, ученый подчеркнул тот факт, что образ мира возможно определить не только пространственными и временными характеристиками реальности (4-х мерная модель пространства и времени), но и значением того, что отражается в глазах субъекта. Значения выступают не в качестве того, что лежит перед вещами, а в том, что лежит за их обликом (познанные объективные связи предметного мира, различные системы, в которых они существуют и способны раскрывать свои свойства. Субъективность значения событий, предмета или действия над ними могут структурировать образ мира, но не по аналогии со структурацией метрических пространств, аффективно «стягивая и растягивая» пространство и время, расставляя акценты значения и нарушая их последовательность. Это ставит под сомнение (часто вообще ни во что не ставит) всю совокупность логических связей, что является элементом иррационального. «Образ мира» можно считать категорией, которая описывает пристрастную, субъективную картину мира, которая состоит из рационального и иррационального.
Труд А. Н. Леонтьева «Образ мира» в двух томах определяет вероятностное осуществление трансформирования пятимерной модели, которая описывается категорией «образ мира». Можно сказать, что 4 измерения пространства и времени «пронизываются» пятым измерением в качестве значения. Оно представляет собой еще одну координату каждой точки четырехмерного пространства-времени. После проведения интерпретации, можно отметить, что подобно тому, как две точки, которые далеко отстоят на плоской геометрической фигуре, способны соприкасаться при складывании листа в трехмерном пространстве, далеко находящиеся по временно-пространственным координатам события, предметы и действия способны прикоснуться лишь по значению. Они могут оказаться «до», хотя происходя «после». Это происходит только по той причине, что «пространство и время образа мира» — субъективные категории. Если же принять ко вниманию концепцию представленности значений и смыслов будущего, то становится понятно «кружение» субъективного времени образа мира, включая его «опережение» и «отставание» от конвенциональной реальности.
При использовании подобной модели, люди отказываются от равномерной модели неизменного пространства, которое заполнено предметами, и равномерных моделей времени, которые заполнены событиями и предметами в пространстве. при строгом логическом рассуждении, человек вообще должен при формулировании категории «образ мира» использовать уже не структуры описания материального мира, а структуры описаний определенных идеальных явлений, включая идею, мысль, понятие, значение, представление и др. Именно это и предполагал Леонтьев, отражая образ мира в качестве системы значений. Непринятие этого момента представляет собой методологический тупик для исследователей, которые предлагают модели, отражающие субъективно равномерные пространство или время, что позволяет с большой натяжкой описывать экспериментально полученные факты, беспомощные в прогнозировании субъективных временно-пространственных структур. Вопрос времени в образе мира в процессе разработки модели требует кардинально решить пока неразработанные проблемы синхронизации процессов «внутреннего» и «внешнего» мира и «переквалифицировать» экспериментальные данные обо всех познавательных процессах (главным образом, памяти) как таких, которые выстроены не только «в результате», но, прежде всего, «для» осуществления деятельности.
Определения по теме «образ мира»
Существует несколько разработанных рабочих определений, которые можно сформулировать на основе рассмотренного материала.
Определение 1«Образ мира» является понятием, которое ввел в оборот А. Н. Леонтьев с целью формирования и описания интегральной системы значений человека. Категория выстраивается на основе выделения значимого (существенное, функциональное) в системе реализуемых субъектом деятельностей опыта (чувства, признаки, впечатления, нормы, представления). Образ мира презентирует познанные связи предметного мира, определяя, в свою очередь, само восприятие мира.
Для разных людей характерны разные образы мира по причине их различной культурно-исторической обусловленности в формировании, что включает культуру, социум, национальность. Различия существуют и в индивидуальных образах жизни, которые могут быть личностные, профессиональные, возрастные, бытовые и географические.
Пример функционального расчленения системы представлен проделанным А. Н. Леонтьевым расчленением сознания на его элементы или функциональные подсистемы. Они включают значение, личностный смысл и чувственную ткань сознания. Функция личностного смысла и значения в качестве составляющих сознания включают структурирование (трансформация чувственных образов сознания в соответствии с общественно-исторической практикой и опытом).
Замечание 2«Образ мира» – понятие, созданное для описания интегрально идеального продукта процесса сознания, который может быть получен через постоянную трансформацию чувственной ткани сознания в значение.
Образ мира рассматривается в качестве процесса настолько, насколько изменяется идеальный интегральный продукт сознательной работы.
Понятие «сознание» нельзя отождествлять с категорией «образ мира». Это обусловлено тем, что чувственное (по Леонтьеву «чувственная ткань») не считается частью идеального образа. Среди детерминирующих факторов трансформации чувственных образов сознания в значения можно выделить закономерность функционирования образа мира и систему реализуемой субъектом деятельности, которая представляет собой движущую силу изменения (развития, превращения) образа мира.
При рассмотрении образ мира как сложившейся динамической системы, важно учесть, что она обладает устойчивой структурой, которая сохраняет систему от разрушения (часто от развития). Это способно придавать образу мира определенную степень консервативности. Вероятно, баланс между консервативностью и изменчивостью представляет собой одну из характеристик образа мира, которая позволяет определить типологию «образов мира» (например, возрастная) и алгоритм описания индивидуального образа мира.
Тамерьян Т
Т.Ю.Тамерьян
Психологическая концепция образа мира в отечественной психологии была предложена А.Н.Леонтьевым и явилась дальнейшей разработкой теории сознания, заложенной в трудах Л.С.Выготского. Нейрофизиологические и психологические исследования, анализируя мир, пытаются объяснить механизмы, сопровождающие когнитивную деятельность человека (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов, Б. М.Величковский, А.Wierzbicka).
Согласно концепции А.Н.Леонтьева, мир приобретает пятое квазиизмерение – своего рода переход через чувственность, за границу этой чувственности, через сенсорные модальности к амодальному мир. Картина мира наполняется знаниями, представленными невидимыми свойствами предметов. Эти свойства подразделяются на амодальные (открываемые экспериментом, мышлением) и сверхчувственные (некие «функциональные» свойства, которые в субстрате предмета не содержаться, а представлены только в значениях).
А.Н.Леонтьев подчеркивает, что «природа значения не только в теле знака, но и не в формальных знаковых операциях, не в операциях значения. Она – во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира» [1].
Предметные значения как составляющие образов опосредуют их существование в сознании человека. При мировосприятии в ситуативном фрагменте образа мира последовательно выделяются отдельные предметы. Это непрерывное переключение сознания с одного предмета на другой предполагает, как утверждает А.А.Леонтьев, одновременно переход предмета, т.е. его означенного образа, с одного уровня осознанности на другой: в сознании человека сосуществует и то, что является объектом актуального осознания, и то, что находится на уровне сознательного контроля [2]. Следовательно, движение сознания в образе мира имеет не планиметрический, а стереометрический характер. Образ мира предстает таким же многомерным, как и сам мир.
Реальный мир отражается в сознании как образ мира в виде многоуровневой системы представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности. Образ мира – это «универсальная форма организации знаний, определяющая возможности познания и управления поведением [3]. Он предстает как «отображение в психике человека предметного мира, опосредованного предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами, и поддающееся при этом сознательной рефлексии» [4].
Образ мира, не будучи рациональной конструкцией, отражает практическую «вовлеченность» человека в мир и связан с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни. Он отражает конкретно-исторический (экологический, культурный, социальный) фон, в рамках которого протекает вся психическая деятельность человека [5]. Следовательно, «образ мира должен являться тем постоянным и никогда не исчезающим фоном, который предваряет любое чувственное впечатление и на основе которого последнее только и может приобрести статус составляющей чувственного образа внешнего объекта» [6].
А.А.Леонтьев выделяет две формы образа мира: 1) ситуативный (или фрагментарный) – т.е. образ мира, не включенный в восприятие мира, а полностью рефлексивный, отдаленный от нашего действия в мире, в частности, восприятия. Как, например, при работе памяти или воображения; 2) внеситуативный (или глобальный) – т.е. образ целостного мира, своего рода схема (образ) мировоздания. Такой образ всегда рефлексивен, хотя глубина его осмысления, уровень рефлексии могут быть различными [7]. Д.А.Леонтьев предлагает построить континуум уровней рефлексии глобального мира: «предельный уровень такой рефлексии соответствует научного и – еще далее – философскому осмыслению мира» [8]. А образ мироздания он рассматривает как идеальное образование, связанное с нашей деятельностью в «непосредственном» мире только генетически [9].
Глобальный образ мира, формируемый в сознании человека, создается в процессе всестороннего постижения и познания окружающей действительности и воспринимается «как всеобъемлющая данность, в которую включен он сам наряду с другими людьми» [10]. Этот образ состоит из зафиксированных в виде понятий отраженных фрагментов окружающей человека реальности, который «содержит всегда с неизбежностью черты человеческой субъективности, специфичности» [11], так как в отличие от всех других существ человек, по выражению Х. Г.Гадамера, «имеет мир», всегда находясь внутри, а не вне его.
Образ мира как отображение в психике предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии, имеет сложную иерархическую и динамическую структуру. Принято различать инвариант образа мира и вариант образа мира.
Инвариант образа мира обусловлен лежащими в его основ социально выработанными опорами (прежде всего значениями). Он является единым как для всего социума (социально-культурной общности, этноса), так и для некоторой социально-культурной группы внутри этого социума. Иными словами, система инвариантных образов мира или определенные абстрактные модели описывают общие черты в видении мира [12].
Инвариантный образ мира соотносится в особенностями национальной культуры и психологии, поскольку «в основе мировидения и миропонимания каждого народа лежит своя система предметных значений, социальных стереотипов, когнитивных схем. Поэтому сознание человека всегда этнически обусловлено; видение мира одним народом нельзя простым «перекодированием» перевести на язык культуры другого народа» [13]. Такой вариант мира непосредственно соотнесен со значениями и другими социально выработанными опорами, такими как социальные роли и социальные нормы, которые также относятся к классу значений [14]. Системы инвариантных абстрактных моделей («образов мира») описывают общие черты в видении мира носителями одной культуры.
Когда Д.А.Леонтьев отмечает, что сознание человека всегда этнически обусловлено (если эта обусловленности не преодолевается специально), он подразумевает обыденное сознание, т.е. образ мира в собственном смысле [15].
Возможно существование любого количества образов мира в зависимости от социальной структуры общества, культурных, профессиональных, этнических и языковых различий. Н.В.Уфимцева предложила также понятие «национальный образ мира» [16].
Вариант образа мира – это индивидуально-личностное «видение» мира конкретным человеком через призму личностных смыслов, установок и других компонентов структуры личности. Мир представляется человеку через систему предметных значений, как бы наложенных на восприятие мира [17]. Человек не «номинирует» чувственные образы предметов, поскольку предметные знания являются компонентом этих образов, тем что их цементирует и что делает возможным само существование этих образов [18].
Представляется возможным описать индивидуально-личностное видение мира, опосредованное личностно-смысловыми образования, которые обладают культурной основой, свойственной всем представителям определенной социальной группы или общности.
Индивидуально-личностное «видение» мира допускает два способа оперирования им. В виде рефлексивного образа, отделенного от непосредственного действия в мире (в частности, восприятия), и непосредственного движения в образе мира. Последнее характеризуется переключением внимания с одного объекта на другой и динамическими переходами от одного уровня осознания объекта к другому уровню осознания [19].Таким образом, движение сознания имеет не планиметрический, а стереометрический характер: сознание имеет глубину, а образ мира также многомерен, как и сам мир.
С.Д.Смирнов в монографии «Психология образа: Проблемы активности психического отражения» выделяет ряд свойств, характеризующих понятие «образа мира». Среди них:
1) образ мира не складывается из образов отдельных явлений и предметов, а с самого начала развивается и функционирует как некоторое целое. Это значит, что любой образ есть не что иное, как элемент образа мира, и сущность его не в нем самом, а в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности. Эта характеристика образа мира определяется взаимосвязями и взаимозависимостями между элементами самой объективной реальности;
2) любой образ есть не что иное, как элемент образа мира;
3) образ мира в функциональном плане предшествует актуальной стимуляции и вызываемым ею чувственным впечатлениям;
4) в качестве главной составляющей познавательного образа выступает познавательная гипотеза, формируемая на основе широкого контекста образа мира в целом, то из этого следует, что сама гипотеза на уровне чувственного познания должна формулироваться на языке чувственных впечатлений;
5) деятельностная и социальная природа образа мира обеспечивает ему возможность функционирования в виде активного начала отражательного процесса, причем в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало [20].
Автор заключает, что главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом. Образ мира не выступает в качестве промежуточной переменной, которая обрабатывает, модифицирует и превращает в чувственный образ сенсорные полуфабрикаты, появляющиеся в результате воздействия стимуляции на органы чувств, наоборот, сенсорные «полуфабрикаты уточняют, подтверждают и перестраивают исходный образ мира» [21]. Из этого следует, что воспринимаемый мир есть форма существования схемы мира в той или иной модальности, но это схема получает свое «очувствление» лишь после апробации потоком сенсорных данных, вызываемых стимуляцией [22].
Резюмируя, С.Д.Смирнов выводит основные качества, присущие образу мира – целостность и системность, а также сложная иерархическая динамика. С.Д.Смирнов предлагает различать ядерные и поверхностные структуры образа мира [23]. Он полагает, что образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает виде чувственно (модально) оформленной картины мира» [24]. Ядерные (представление мира) и поверхностные (знание о нем) структуры выделяются иначе, чем глубоки уровни познания. «Слои образа мира, глубинные и поверхностные, с разной степенью конкретности фиксируют окружающие предметы и способы действия с ними» [25]. При наблюдении объекта как явления и выявлении его сущности происходит движение ко все новым «поверхностям», вскрывая их одну за другой, при этом ядерными являются общие, структурные основы этого движения, которые действуют на любых его уровнях, но не сводятся к ним, отличаясь функционально.
Поскольку в современной когнитивной психологии считается, что представление мира присуще человеку по его родовому определению как носителю сознания, оно отражает практическую «вовлеченность» человека в мир, универсально и связано с реальными условиями его существования. Представление мира является основой познания человека в филогенезе и онтогенезе. Отсюда вытекает, что ядерные структуры – это фундаментальные опоры существования человека как сознательного существа, отражающие его действительные связи с миром и не зависящие от рефлексии по их поводу. В то время как поверхностные структуры связаны с познанием мира как специальной целью, построением какого-либо представления о нем (более или менее глубокого).
Содержательное различие между ядерными и поверхностными структурами объясняется с функциональных позиций, а не по своему психическому материалу. Ядерные структуры не проявляют себя самостоятельно. По мнению В.В.Петухова, ядерные структуры образа мира «амодальны в том смысле, что они безразличны по отношению к модальности своего поверхностного оформления. Они могут находить свое воплощение в любой конкретной психической действительности» [26].
Изменчивость слоев образа мира определяется их близостью к миру предметов, поэтому познание новых свойств предметов, выработка новых способов действий изменяют содержание и форму образа мира. С точки зрения отражения и действий субъекта понятие «образ мира» можно представить с внешней и внутренней сторон, в которой формируются цели и потребности, а также программа действий разной степени детализации. Причем на разных уровнях детальность представлений предметов определяется детальностью породивших их схем [27]. Образ мира выявляет более глубинные связи и отношения, которые могут проявляться за пределами профессиональных ситуаций, по сравнению с неотрефлексированным опытом, фиксирующим знания, навыки и умения.
Изучение представления об образе мира и описание его структуры и функциональных единиц заключается в выделении, описании и изучении тех явлений и процессов, которые образуют психологические опоры и способы представления мира. Психические образы сознания в разной степени доступны для анализа. Психические образы сознания, используемые в речевом общении и овнешняемые при помощи языковых знаков, отображаются не прямо, а превращенно. Кроме того, сама форма языковых знаков, часто имеющая не осознаваемое коммуникантами собственное значение, искажает их содержание.
В.В.Петухов предлагает использовать метод систематической интроспекции для обнаружения субъектом «естественных» и «незаметных» основ своей собственной психической деятельности [28]. Для этого необходимы определенные обстоятельства ее «проявления», условия, провоцирующие некую «потерю» или смену привычных объектов, знаний, способов поведения [29]. Указанные условия отчасти открывают путь к объективному изучению вариантов представлений мира.
Итак, образ мира как достояние индивида многообразен, он является продуктом переработки перцептивного, когнитивного и аффективного опыта, функционирует на разных уровнях осознаваемости при обязательном сочетании знания и переживания и лишь в неполной мере поддается вербальному описанию.
Образ мира представляет собой сложную иерархическую систему, характеризующуюся целостностью, системностью, актуальностью, субъективностью, неполной экспликацией, континуальностью, динамичностью и недоступностью полному восприятию.
Выделяются две формы образа мира – ситуативный (фрагментарный) и внеситуативный (глобальный).
Различают инвариант образа мира – абстрактные модели, описывающие общие черты в видении мира носителями одной культуры, и вариант образа мира – индивидуально-личностное видение мира в зависимости от социальных, культурны, профессиональных, этнических, языковых и прочих различий.
1. Леонтьев А.Н. Образ мира//Избранные психологические произведения: В 2-х т. М., 1983. Т.II. С.261.
2. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира//Язык и сознание: парадоксальная реальность. М., 1993. С.18.
3. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов//А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983. С.152.
4. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира//Языковое сознание: Тезисы докладов IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1966. С.105.
5. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления//Вестник МГУ. Серия III. Психология. 1984. № 4. С.15.
6. См. сноску 3. С.61.
7. См. сноску 2. С.13.
8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999. С.271.
9. Там же.
10. Лебедева Л. Б. Высказывания о мире: содержательные и формальные особенности//Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность теста. М., 1990. С.52.
11. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека//Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С.44.
12. См. сноску 8. С.272.
13. См. сноску 2. С.20.
14. Там же. С.19.
15. См. сноску 8. С.272.
16. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русским//Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998.
17. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира//Языковое сознание: Тезисы IX симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1988. С.105.
18. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999. С.269.
19. Там же.
20. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблемы активности психического отражения. М., 1985. С.144-149.
21. Там же. С.142-143.
22. Там же. С.144.
23. См. сноску 3.
24. См. сноску 3. С.61.
25. Там же.
26. См. сноску 5. С.18.
27. См. сноску 3. С.61.
28. См. сноску 5. С.16-17.
29. Спивак Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л., Наука, 1989.
500+ фотографий мира | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
500+ World Pictures | Download Free Images on Unsplash- A photoPhotos 9.3k
- A stack of photosCollections 10k
- A group of peopleUsers 2. 4k
travel
nature
world map
global
planet
people
Unsplash logoUnsplash+
В сотрудничестве с Planet Volumes
Unsplash+
Разблокировать
планетаHd обоиАфрика
Hq фоновые изображенияКосмос картинки и картинкиHd обои
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Joshua Rawson-Harris
HD Grey Wallpapersglobalorb
Juliana Kozoski
Curitibabrazilhd Dark Wallpapers
Ben White
Foundsslightslight
GREG ROSENKE
GLAGEEN.0011
In collaboration with Planet Volumes
Unsplash+
Unlock
Earth images & pictureswallpaperaaus
The New York Public Library
Nature imageshistorycollage
Brett Zeck
Travel imagesmappin
William Navarro
handsastronomyOuter space pictures
Saketh Гаруда
Нью-Йорк0011 Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Planet Volumes
Unsplash+
Unlock
adventuredotsindia
Louis Reed
united kingdomwalesfield
Greg Rakozy
Star imagesmagicDesktop backgrounds
Tom Ritson
Hd city wallpapersnewyork
CHUTTERSNAP
geoglobeglobe axisuniverse
Gaël Gaborel — OrbisTerrae
HD обои для рабочего столаsterrestrial Globeplanet Earth
Unsplash LogoUNSPLASH+
В сотрудничестве с планеты Volumes
UNSPLASH+
Разблокировать
HQ FOOSARMAPSHD 3D Обои
Кристин Рой
. Изображения и изображения Землиобои aausИзображения путешествийmappin
Нью-Йорк картинки и изображенияочкиone world observatory
adventuredotsindia
Звездные изображениямагияФоны рабочего стола
Hd обои городанью-йорк
Hd обои для рабочего стола неземной шарпланета земля
Деньги изображения и картинкидоходфонд
–––– –––– –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Hq фон фотографииКосмос фото hd обои
curitibabrasilHd темные обои
глобусзащита окружающей средызабота
Природа фотоисторияколлаж
HiessAstronomyouter Space Pictures
United States Nightlight Founds
Великобритания
Geoglobeglobe Axisuniverse
HQ FOONAL Imagesmapshd 3D WOLPAPER
Связанные коллекции
World: Oraric6. · Куратор Антон Лофи
Мир
365 фотографий · Куратор Бекка МорриспланетаHd wallpapersafrica
curitibabrazilHd dark wallpapers
Earth images & pictureswallpaperaaus
handsastronomyOuter space pictures
united kingdomwalesfield
Hq background imagesmapsHd 3d wallpapers
Hq background imagesSpace images & picturesHd wallpapers
Website backgroundssunlight
Nature imageshistorycollage
united statesnightLight backgrounds
adventuredotsindia
Hd city wallpapersnewyork
Hd обои для рабочего стола sterrestrial gloplanet earth
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– – ––– – –.
Hd grey wallpapersglobalorb
globeenvironmental protectioncare
Travel imagesmappin
New york pictures & imagesglassesone world observatory
Related collections
World: Organic World
653 photos · Curated by RRTWorld
387 photos · Curated by Антон ЛофиМир
365 фото · Куратор Бекка МоррисStar imagesmagicФоны рабочего стола
geoglobeglobe axisuniverse
Money images & imagesincomefund
Просматривайте премиум-изображения на iStock | Скидка 20% на iStock
Логотип UnsplashСделайте что-нибудь потрясающее
100+ Карт мира | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
100+ изображений карт мира | Скачать Free Images на Unsplash0004Universe
Внешнее пространство
Астрономия
Веб -сайт
Планета
Travel
. windows 11 обоиредактирование фоновinstagram профильBrett Zeck
Путешествия imagespinHd деревянные обои
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Марьян Блан | @marjanblan
kievukrainebenjamin espresso bar
Andrew Stutesman
mapla crossewi
Louis Hansel
Hd pink wallpapersrugatlas
Christine Roy
Money images & picturesfundincome
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
на природефотографиясчастье
Природа фотографииКосмос фото hd обои
Krzysztof Hepner
europeHd grey wallpapersworldwide
Arpit Rastogi
globewanderlustindoor
Kyle Glenn
worldglobalinternational
Jack Stapleton
diagramplotpainting
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Getty Images
Unsplash+
Unlock
вид с воздухамореЗакат изображения и фотографии
ночьЗемля изображения и изображенияСоединенные Штаты
climate changeweathermeteorological
George Bakos
indoorsprojection map
Martin Sanchez
covid19coronaviruscovid
Adem AY
socialTwitter backgroundstechnology
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Getty Images
Unsplash+
Unlock
People images & фоторебенокобразование
Гаэль Габорель — OrbisTerrae
земной шарпланета земляастрономия
windows 11 wallpaperediting backgroundsinstagram profile
kievukrainebenjamin espresso bar
Hd pink wallpapersrugatlas
Nature imagesSpace images & picturesHd wallpapers
globewanderlustindoor
diagramplotpainting
nightEarth images & picturesunited states
climate changeweathermeteorological
covid19coronaviruscovid
People images & imageschildeducation
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Travel imagespinHd wood wallpapers
mapla crossewi
Money images & picturesfundincome
outdoorsphotographyhappiness
europeHd grey wallpapersworldwide
worldglobalinternational
aerial viewseaSunset images & pictures
indoorsprojection map
socialTwitter backgroundstechnology
Related collections
World — карта
47 фото · Куратор Kaite MirekWorld Map
14 photos · Curated by Ryann FarrisWORLD MAP
8 photos · Curated by Barbara Ginebraterrestrial globeplanet earthastronomy
windows 11 wallpaperediting backgroundsinstagram profile
Hd pink wallpapersrugatlas
europeHd grey wallpapersworldwide
globewanderlustindoor
АэрофотоснимкимореЗакат картинки и картинки
Люди картинки и картинкиребенокобразование
— Изображения путешествий — деревянные обои
— изображения и картинки и картинки.