📖 1.1. Образ как феномен психического отражения, Глава 1. Проблема образа как фундаментальная проблема психологии и ее значение в исследовании трудовой деятельности человека. Образ в системе психической регуляции деятельности. Завалова Н. Д. Страница 2. Читать онлайн
Образ в системе психической регуляции деятельностиНаталья Завалова | Ломов Б. Ф. | Пономаренко В. А.
В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности, согласовании технических устройств (в первую очередь систем передачи информации) с характеристиками и возможностями человека.
Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как «сколки с действительности» образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде.
Когда речь идет об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Имеется в виду отношение образа к чему-то другому, к тому, что принято называть оригиналом. Что же это за отношение?
С позиций, разработанных в советской психологии, это есть отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. (Подробнее об отражательной сущности психических явлений см.
[7, 8, 87, 100]).Продолжая линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, советские психологи пришли к пониманию того, что категории отражения принадлежит в психологической науке основополагающая роль: именно данной категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. В этой связи
они обратились к ленинской теории отражения, которая выступила в качестве общей методологической платформы, дающей возможность разобраться в лабиринте психологических понятий, концепций и направлений, определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем, разработать методы исследования.
Именно с освоения категории отражения в ее диалектико-материалистической трактовке и началось развитие советской психологии.
Психология bookap
Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика [2].
Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления.
В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности (Б.Г. Ананьев [7-9], С.В. Кравков [78], А.Н. Леонтьев [87, 88], С.Л. Рубинштейн [132], А.А. Смирнов [137], Б.М. Теплов [147] и др.).
Психология bookap
Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа. Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений [135, с. 433].
По замечанию К. Маркса, «световое воздействие вещи на зрительной нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза» [1, с. 82]. В работе Б. Г. Ананьева мысль о предметности образа выражена так: «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа» [7, с. 227].
С.Л. Рубинштейн же пишет: «Образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует» [133, с.34]. По его мнению, под образом в собственном смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания.
Психология bookap
Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету (и в зависимости от целей деятельности, которые человек ставит перед собой). Этот процесс не является монотонным; в ходе его развития неизбежно возникают противоречия: например, между ощущениями разных модальностей, уровнями дифференциации и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т.д. В развертывании динамики образа возможны «зацикливания», отступления и искажения.
Решающая роль в преодолении противоречий, возникающих в процессе отражения, принадлежит деятельности субъекта.
Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. Но что такое субъект?
В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект трактуется как некоторый внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира; при этом утверждается, что субъективное может быть познано только путем интроспекции, интуиции и веры.
Психология bookap
Марксистская психология исходит из принципиально иной трактовки: субъект это не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия. Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект. При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности.
Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, «обслуживая» его как целостность, оно не может не быть субъективным.
Эта субъективность по-разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью. Поэтому для изучения образа методы кратковременных проб (тестов) недостаточны. Они должны дополняться данными, которые позволяли бы судить о том, как в изучаемом образе проявляется опыт человека, сложившаяся у него система установок, субъективных отношений, мотивов и целей.
Именно поэтому в данной книге большое внимание уделяется самоотчетам летчиков. Они дают возможность раскрыть влияние профессионального опыта на формирование тех образов, которые включены в летную деятельность, выполняя функцию ее психической регуляции.
Тема 2.2. Отражение и образ в психологии Образ как феномен психического отражения.
Когда речь идет об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Имеется в виду отношение образа к чему–то другому, к тому, что принято называть оригиналом. Что же это за отношение?
С позиций, разработанных в советской психологии, это есть отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.
Продолжая линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, советские психологи пришли к пониманию того, что категории отражения принадлежит в психологической науке основополагающая роль: именно данной категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики.
В этой связи они обратились к ленинской теории отражения, которая выступила в качестве общей методологической платформы, дающей возможность разобраться в лабиринте психологических понятий, концепций и направлений, определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем, разработать методы исследования.Именно с освоения категории отражения в ее диалектико–материалистической трактовке и началось развитие советской психологии.
Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения:
а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний;
б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания;
в) ощущение выступает как субъективный образ;
г) критерием истинности отражения является практика.
Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления.
В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности (Б.Г. Ананьев, С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.).
Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа. Предметность исходного, сенсорно–перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений.
По замечанию К. Маркса, «световое воздействие вещи на зрительной нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза». В работе Б. Г. Ананьева мысль о предметности образа выражена так: «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно–зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа».
С.Л. Рубинштейн же пишет: «Образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует». По его мнению, под образом в собственном смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания.
Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету (и в зависимости от целей деятельности, которые человек ставит перед собой). Этот процесс не является монотонным; в ходе его развития неизбежно возникают противоречия: например, между ощущениями разных модальностей, уровнями дифференциации и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т. д. В развертывании динамики образа возможны «зацикливания», отступления и искажения.
Решающая роль в преодолении противоречий, возникающих в процессе отражения, принадлежит деятельности субъекта.
Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. Но что такое субъект?
В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект трактуется как некоторый внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира; при этом утверждается, что субъективное может быть познано только путем интроспекции, интуиции и веры.
Марксистская психология исходит из принципиально иной трактовки: субъект — это не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия. Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект. При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности.
Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, «обслуживая» его как целостность, оно не может не быть субъективным. Эта субъективность по–разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально–неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.
Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью. Поэтому для изучения образа методы кратковременных проб (тестов) недостаточны. Они должны дополняться данными, которые позволяли бы судить о том, как в изучаемом образе проявляется опыт человека, сложившаяся у него система установок, субъективных отношений, мотивов и целей.
Именно поэтому в данной книге большое внимание уделяется самоотчетам летчиков. Они дают возможность раскрыть влияние профессионального опыта на формирование тех образов, которые включены в летную деятельность, выполняя функцию ее психической регуляции.
Ментальный образ | Когнитивная психология
Психологи обычно определяют мышление как мысленное представление и манипулирование информацией. Когда мы думаем, мы часто представляем информацию в уме в виде образов.
Мысленный образ — это мысленная картина или представление объекта или события. Люди формируют мысленные образы множества различных объектов — лиц знакомых людей, расстановки мебели в их домах, букв алфавита, выпускных или религиозных церемоний.
Мысленный образ не является реальным или фотографическим представлением. Скорее, это реконструкция объекта или события по памяти.
Способность удерживать мысленные образы и манипулировать ими помогает нам выполнять множество когнитивных задач, включая запоминание направлений. Вы можете использовать словесные описания («Посмотрим, это было два левых и одно правое, верное?»). Но формирование мысленного образа — например, представление церкви, где вы поворачиваете налево, и заправочной станции, где вы поворачиваете направо, — может работать лучше.
Ментальные образы также могут привести к творческим решениям головоломных проблем. Многие творческие идеи Альберта Эйнштейна возникли в результате личных мысленных экспериментов. Его творческий путь в разработке его знаменательной теории относительности начался в 16 лет, когда он представил себе, каково это — лететь на световом луче со скоростью света (Isaacson, 2007). Позднее он говорил, что слова не играли никакой роли в его творческой мысли. Слова появились только после того, как он смог создать мысленные образы новых идей, которые он сформулировал в своих мысленных экспериментах.
Части зрительной коры, которые мы используем для формирования мысленных образов, очень похожи на те, которые мы используем при непосредственном наблюдении за объектами. Тем не менее между воображаемым и увиденным образом есть важное различие: первым можно манипулировать, а вторым нельзя. Например, мы можем манипулировать воображаемыми изображениями в уме, вращая их или рассматривая под разными углами. Рисунок X дает возможность проверить вашу способность манипулировать мысленными образами.
Рисунок X. Одинаковы ли объекты, образующие пару на этом рисунке? Ответ на этот вопрос зависит от вашей способности вращать объекты мысленным взором. |
Рисунок X. Ментальное вращение | Одинаковы ли предметы, образующие пару на этом рисунке? Ответ на этот вопрос зависит от вашей способности вращать объекты мысленным взором. |
Исследователи обнаруживают гендерные различия в ментальных образах. Например, женщины, как правило, лучше мужчин запоминают пространственное расположение объектов (Aamodt & Wang, 2008).
Может быть, поэтому мужья так часто спрашивают своих жен, куда они положили ключи или очки. Женщины могут лучше запоминать, где находятся предметы, потому что они лучше умеют визуально сканировать образ определенного места в своем сознании.
Ментальные образы не ограничиваются визуальными образами. Большинство людей могут переживать мысленные образы других сенсорных переживаний, например, «слышать» в своем уме первые аккорды Пятой симфонии Бетховена, вспоминать вкус свежей клубники или ощущение легкого прикосновения хлопка к щеке. Тем не менее, людям обычно легче формировать визуальные образы, чем образы других сенсорных переживаний.
- Цитаты
Психологическое воздействие потоков изображений
В наш медиа-богатый век каждый день мимо наших глаз течет непрерывный поток изображений. Как мы реагируем на этот поток визуальной стимуляции? Сколько из этого регистрируется в нашем сознательном и бессознательном уме? Что привлекает наше внимание, а что нет?
Подобные вопросы интересуют меня как психолога, изучающего влияние изображений на современные средства массовой информации, особенно на онлайн-сообщества по обмену фотографиями, где фотографы могут щелкнуть сотни изображений за считанные минуты. Поэтому я решил провести исследование, которое могло бы пролить свет на эти вопросы.
На нескольких занятиях по психологии для студентов я демонстрировал слайд-шоу из 200 пронумерованных фотографий в довольно быстром темпе по пять секунд каждая. Изображения включали самые разные типы, такие как пейзажи, животные, архитектура, уличные сцены, натюрморты, абстракции, люди и портреты. Перед началом показа слайдов я попросил студентов записать номера любых изображений, которые им понравились, на которые они по какой-либо причине вызвали значительную положительную или отрицательную реакцию. Когда слайд-шоу закончилось, я попросил их закрыть глаза, а затем позволить одному из изображений из слайд-шоу появиться перед их сознанием. Дав им несколько минут, чтобы они сосредоточились на этом изображении, я обратил их внимание на лист инструкций, в котором им предлагалось записать то, что они запомнили из фотографии, и описать свою реакцию на несколько вопросов, которые Джуди Вайзер часто использовала в своем подходе к психотерапии. которые она назвала «фототерапией», например: Какие мысли, чувства или воспоминания приходят на ум в связи с этим изображением? Если бы вы могли войти в это фото, что бы вы сказали или сделали? Что бы вы изменили в этом образе? Какое сообщение может дать вам это фото?
Вот некоторые выводы из этого исследования.
Наше сознание немеет, но не наше бессознательное
Было ясно, что количество фотографий, которые выделялись для студентов, исчезло в ходе показа слайдов. Это говорит о том, что, когда нас наводняют изображения в СМИ, мы становимся немного невосприимчивыми ко всему этому. Это заставило меня подумать о фильмах, переполненных спецэффектами: мы начинаем думать «вау», а к концу фильма уже зеваем. Однако, когда показ слайдов закончился, и я попросил студентов позволить любой из фотографий всплыть на поверхность сознания, образы, которые они запомнили, оказались случайным образом распределены по всему показу слайдов. Это, как мне показалось, было очень интересно. Приглашение чего-либо всплыть на поверхность вашего разума побуждает бессознательное взять верх. Таким образом, хотя сознательный разум студента несколько оцепенел от парада картинок, его бессознательный разум помнил образы, которые могли появиться в любом месте слайд-шоу. Бессознательный ум не оцепенел. Он готов заметить что-то интересное в потоке зрительной стимуляции.
Есть высокие и низкие ответы
Некоторые учащиеся назвали много фотографий, выделяющихся для них во время показа слайдов, в то время как другие указали очень мало. Ясно, что некоторые люди сильнее или, по крайней мере, чаще реагируют на непрерывный поток изображений, чем другие люди. Таким образом, мы можем заключить, что существуют «высоко реагирующие» и «низко реагирующие» на постоянную зрительную стимуляцию. Что касается изображений, всплывающих в сознании после презентации слайдов, то участники с низкой реакцией, как правило, реагировали на эти вспоминаемые фотографии чувством беспокойства, беспокойства и страха, потребностью уйти в сон и желанием расслабиться. Эти результаты заставили меня задаться вопросом, может ли оцепенение, которое у некоторых людей развивается в отношении непрерывного потока визуальной стимуляции в средствах массовой информации, быть пронизано образами, которые вызывают тревогу или потребность в облегчении от нее — образами, которые могут задерживаться в их сознании и проявляться позже. С другой стороны, почти все респонденты с высоким уровнем ответа, перечислившие множество выдающихся изображений во время слайд-шоу, позже вспомнили фотографию, которая вызвала представление о счастливых и любящих отношениях с друзьями и семьей, что редко случалось среди участников с низким уровнем ответа. Возможно, история полных отношений побуждает нас с большей готовностью реагировать на разнообразные жизненные события, которые изображаются в многочисленных образах наших средств массовой информации.
Индивидуальные различия превыше визуального дизайна и концепции
В соответствии с традиционными стандартами визуального дизайна и концепции, фотографии варьировались от приемлемой до превосходной композиции, причем некоторые из них изображали прямолинейные идеи (например, тропинка, изгибающаяся через лес), в то время как другие изображают загадочные и даже причудливые сцены (например, клоун на кладбище, держащий утку и фотографирующий зрителя). Любопытно, что эти различия в «популярности» визуального дизайна и концепции, похоже, не повлияли на то, какие изображения испытуемые вспоминали после показа слайдов. Некоторые из воспоминаний были попсовыми, а некоторые были совершенно обыденными. Например, несмотря на то, что кладбищенский клоун был одним из 20 лучших изображений, которые выделялись студентами во время показа слайдов, впоследствии только один человек вспомнил об этом фото. Фактически, было очень мало совпадений в том, какие конкретные изображения студенты запомнили после презентации слайдов, и только половина из 20 лучших изображений, которые выделялись во время показа слайдов, позже вспоминались после окончания показа слайдов. О чем может свидетельствовать это открытие? Возможно, популярность визуального дизайна и концепции оказывает непосредственное сознательное влияние на то, что выделяется для людей, когда они просматривают непрерывный поток изображений, но то, что они позже вспоминают, что задерживается в их сознании и, скорее всего, в их бессознательном, определяется в большей степени. по их индивидуальным личностям и происхождению.
Мы стремимся к единству и спокойствию
Наиболее распространенной реакцией студентов на образы, которые они вспомнили после показа слайдов, было своего рода симбиотическое желание состояния «спокойствия, радости, удовлетворенности, любви, расслабления, комфорта». безопасность, единство, омоложение, синхронизация, погружение и чистое спокойствие» (используя их слова). Это стремление к мирному и счастливому чувству принадлежности возникало в ответ на изображения природы, а также на множество других типов изображений, включая те изображения, которые пробуждали идеи о воссоединении с друзьями и членами семьи, мирном сне, погружении в книги. и стать единым целым со спортом и командой. Некоторые из студентов жаждали освобождения от стрессов и требований нашего современного, многозадачного, вечно занятого образа жизни и возвращения к состоянию простоты, ясности ума и присутствия здесь и сейчас. В некоторых случаях это казалось внутренней духовной потребностью, независимо от уровня стресса в жизни. Как это ни парадоксально, современные средства массовой информации непрерывно бомбардируют нас нескончаемым потоком фантастических, заряженных и волнующих образов, тогда как на самом деле людей привлекает просто возвращение в состояние единства и спокойствия.
Негативные эмоции вызываются сказочными изображениями
После окончания показа слайдов только десять студентов вспомнили фотографию, вызвавшую исключительно негативные эмоции. Было три основных темы: нападение со стороны угрожающей фигуры, потеря любимого человека и сдерживание или попадание в ловушку либо какой-то внешней силой, либо собственными ограничениями. Мне показалось интересным, что все эти изображения не были реалистично выглядящими фотографиями, а скорее сюрреалистическими, темными или размытыми сценами, очень похожими на состояния сознания, подобные сновидениям, как в ночных кошмарах. Что это может подсказать? Возможно, многие из нас обычно защищаются от запоминания изображений в средствах массовой информации, которые вызывают негативные чувства, но если образ действительно преодолевает эти защитные барьеры, он, скорее всего, будет успешным, когда имитирует бессознательные, похожие на сон режимы восприятия, или он будет успешным в течение длительного времени. те люди, которые более восприимчивы к этим мечтательным стилям мышления.
Так и должно быть
Из всех вопросов, заданных студентам о фотографиях, которые они вспомнили после показа слайдов, я нашел наиболее интригующим их реакцию на этот: «Что бы вы изменили в этом изображении?» Многие люди не ответили на этот вопрос, а если и ответили, то почти всегда сказали, что ничего менять не будут. Конечно, это имело смысл, когда они связывали с фотографией положительные чувства и воспоминания. Однако даже в тех случаях, когда изображение вызывало негативные эмоции, студенты по-прежнему были склонны говорить, что не будут ничего менять в фотографии. Несколько человек отметили, что если бы они могли войти в кадр, то оказали бы какую-то помощь или поддержку человеку на фотографии, который выглядел расстроенным, но при этом не изменили бы само изображение. «Так и должно быть», — сказал один из студентов. Как психолог, изучающий фотографию, я нашел это весьма важным, потому что это подтверждает то, что многие фотографы говорят о своей работе, включая и, возможно, особенно их изображения, запечатлевшие момент, изображающий страдание в человеческом состоянии.