Общение младших школьников | PSYERA
Дети с конфликтным отношением к учителю выбирают друга чаще всего с благополучным положением в группе детей (его любят все дети, с ним играют). Отношения этих детей со сверстниками затруднены вследствие повышенной обидчивости, мнительности, эгоцентризма. В целом взаимоотношения первоклассников характеризуются неустойчивостью. Дети разобщены, их дружеские привязанности переменчивы и не вызывают глубоких переживаний. Устойчивые дружеские отношения имеют место у тех, кто был знаком до школы. В то же время объективные условия обучения ставят первоклассников в ситуации заинтересованности, сотрудничества. Но в силу отсутствия навыков коллективных взаимоотношений эта положительная тенденция порой не находит правильных средств воплощения (дети списывают, подсказывают и т. д.). Часто прибегают к помощи взрослых для разрешения конфликтных ситуаций, распространены жалобы друг на друга.
Общение младших школьников со сверстниками также проходит через призму учебной деятельности. В процессе совместной учебной работы у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель обучения у большинства первоклассников проходят робость и смущение от большого количества новых впечатлений. Младшие школьники начинают обращать внимание на поведение соседа по парте, устанавливают контакты с симпатизирующими им одноклассниками, которые проявляют сходство интересов. На первых этапах социально-психологической адаптации в новом коллективе у многих детей проявляются в целом несвойственные им черты характера (у одних – застенчивость, у других – развязность, агрессивность). Но по мере установления устойчивых взаимоотношений с одноклассниками каждый ребенок обнаруживает свои подлинные индивидуальные личностные свойства.
Общение младших школьников со сверстниками характеризуется тем, что их дружба основана преимущественно на общности конкретных жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном районе, интересуются фантастическими кинофильмами и т. п.). Сознание младших школьников еще не достигает такой степени развития, чтобы мнение сверстников являлось критерием подлинной оценки самого себя. Младшие школьники в целом с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники и могут остро переживать из-за несоответствия этой оценки желаемой оценке. Но такие эмоциональные переживания чаще являются кратковременными, легко изменчивыми под влиянием оценки со стороны взрослых или учителя, мнение которого является для большинства младших школьников наиболее существенным и безоговорочным.
К концу младшего школьного возраста дети становятся все более самостоятельными и менее зависимыми от взрослых в оценке сверстников и обретают новую сферу жизни, полную своих собственных предпочтений и склонностей, своих взаимоотношений со сверстниками, постепенно значимость учителя в этом снижается и все большую роль начинает играть общение со сверстниками. Организуемая школой общественная жизнь детей формирует среди младших школьников общественное мнение, приводит к возникновению школьных традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя.
В классном коллективе школьников нет и не может быть «равностояния», здесь формируется целая система взаимоотношений и взаимозависимостей, в которой каждый ребенок в связи с возложенными на него обязанностями, своими индивидуальными особенностями и наклонностями занимает свое определенное положение, имеет свой статус. В основе избирательных привязанностей младших школьников могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в учебной деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников, способности к самовыражению и т. д. Популярные и непопулярные младшие школьники по-разному ощущают себя в коллективе. Статус младшего школьника в коллективе класса, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его отношение к коллективу, эмоциональное благополучие и психическое развитие в целом.
В целом в учебных группах можно выделить две категории детей: младших школьников с благоприятным статусом, к которым относятся предпочитаемые и принятые сверстниками дети, имеющие высокий уровень удовлетворенности отношениями, являющиеся членами микрогрупп учащихся; младших школьников с неблагоприятным статусом, к которым относятся непринятые, изолированные и отвергаемые одноклассниками дети, имеющие низкий уровень удовлетворенности отношениями, не входящие в объединения сверстников. Статус младшего школьника в коллективе класса взаимосвязан со многими факторами, среди которых отношения с учителями, психологический климат в семье, стиль семейного воспитания, личностные и поведенческие особенности ребенка, его коммуникабельность и общественная активность, характер школьного и внешкольного общения, отношение к педагогическим воздействиям и общественному мнению и др. Многие дети с неблагоприятным статусом в группе сверстников, в отличие от школьников с благоприятным статусом, отличаются замкнутостью, тревожностью, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, низкой коммуникативной компетентностью, недисциплинированностью, низким уровнем коммуникативной успешности в целом, состоящей из трех компонентов: когнитивного (способность определять собственные коммуникативные проблемы), поведенческого (способность управлять своим поведением) и эмотивного (способность владеть эмоциями).
Оптимизации общения со сверстниками в младшем школьном возрасте способствует целенаправленная психолого-педагогическая работа по формированию коммуникативной успешности детей в образовательной среде, модель которой предложила И.А. Гришанова (рис. 1.4).
В младшем школьном возрасте меняется содержание и характер общения детей с родителями и другими близкими взрослыми. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного возраста сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам школьной жизни. Родители начинают по-новому контролировать младшего школьника в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние учебные задания, строго организовать режим дня и следовать ему. Возрастание и ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, повышает его ответственность за самого себя.
Рис. 1.4. Модель процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде.
Требуемое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и эмоциональных проявлений, обязательная самоорганизация могут приводить к субъективному ощущению одиночества у ребенка, состоянию отчужденности себя от близких, поскольку он сам в связи с новым социальным положением школьника должен нести ответственность и организовать свою новую жизнь. Поэтому младший школьный возраст начинается с перестройки отношений с родителями, с трудного периода испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (прилежно вести себя в классе, быть внимательным на уроке, к учебным заданиям, которые надо выполнять при исполнении поручений учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня вне школы – дома, в семье. В семьях с гармоничными типами семейного воспитания у ребенка создаются благоприятные условия для освоения новых требований учебной деятельности и принятию их как неизбежных и необходимых.
Можно выделить несколько главных аспектов общения младших школьников с родителями:
• о процессе учебной работы в школе и дома;
• обсуждение вопросов, связанных с бытом семьи и организацией свободного времяпровождения ее членов;
• информирование родителей о своих делах и делах в школе;
• запрашивание информации у родителей по различным конкретным вопросам;
• запрашивание у родителей оценки своей деятельности и поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.
Родители могут существенным образом поддерживать успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях и стимулировать у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Отношение к младшему школьнику со стороны родителей во многом определяют его эмоциональное состояние и развитие его чувства личности. В условиях семьи, чувствительной к изменившемуся социальному статусу ребенка, он обретает новое положение и внутри семейной системы: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с его мнением считаются. Потребность в признании проявляется в стремлении младшего школьника утвердиться в своих моральных свойствах: он анализирует свое поведение, стремится проецировать свой поступок на будущие реакции родителей, при этом он хочет, чтобы они признавали и ценили его хороший поступок. Для младшего школьного возраста характерна сильная потребность обращаться к родителям за оценкой результатов своей деятельности и своих достижений.
В семье, где ребенок проходит первичную социализацию, он учится на примере взаимоотношений между членами семьи поведению и формам отношений. В частности, на формирование свойств его личности оказывают влияние такие факторы, как характер отношений между родителями и детьми, стиль семейного воспитания, уровень семейной гармонии или дисгармонии. Исследования показали, что если у младших школьников дисгармония в отношениях с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают неуспешными, неспособными, или они не ощущают родительской поддержки, то у таких детей возрастает риск формирования негативных черт характера и возникают затруднения и проблемы в общении со сверстниками.
Практический пример
Валера В., 7,5 лет. Воспитывается в семье с либерально-попустительским стилем общения, где ему все позволено и нет никаких обязанностей и требований, он почти всегда добивается своего с помощью демонстративной обиды, капризов и требований. В классе Валера не может ни с кем подружиться, поскольку проявляет свою эгоистичность и конфликтность, не приучен уступать.
А.Я. Варгой выделены следующие типы детско-родительских отношений:
• Принятие/отвержение – отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Либо родителю нравится ребенок таким, какой он есть, либо он воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого.
• Кооперация – социально желательный образ родительского отношения, при котором родитель высоко оценивает способности ребенка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка и старается быть с ним на равных.
• Симбиоз – отражает межличностную дистанцию в отношениях с ребенком. При этом родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится оградить его от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка. Тревога родителя увеличивается, когда ребенок начинает обретать автономию.
• Авторитарная гиперсоциализация – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается во всем навязать свою волю, не в состоянии принять его точку зрения.
• Маленький неудачник – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При таком родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. В связи с этим родитель старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Большинство авторов выделяют такие параметры общения и взаимодействия родителя с ребенком: автономия – контроль; отвержение – принятие; требовательность; степень эмоциональной близости, привязанности; непоследовательность – последовательность, степень удовлетворенности родителей процессом взаимодействия с детьми. В целом характер общения младших школьников с родителями определяется соотношением позиций обоих партнеров по совместной деятельности – как родителя, так и ребенка. Тип взаимодействия в диаде ребенок-родитель обусловлен особенностями родительской позиции: характером эмоционального принятия ребенка, содержанием родительской дисциплины, определяющей тип воспитания (санкции, требования, запреты), характером контроля и мониторинга. Особенности переживания ребенком детско-родительских отношений обусловливают его позицию и тактику во взаимодействиях с родителем, определяя вид взаимодействия в диаде ребенок – родитель.
Таким образом, все компоненты системы общения и отношений ребенка с учителями, родителями и сверстниками тесно взаимосвязаны и опосредованы учебной деятельностью, поскольку главная особенность социальной ситуации развития младших школьников заключается прежде всего в том, что ребенок включается в учебную деятельность.
psyera.ru
§ 6.4. Особенности общения младшего школьника
Общение в семье. Обретенная, относительно возможностей самого ребенка, свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких — ведь он сам должен нести ответственность и организовать свою новую жизнь. Начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье (10).
Самое главное, что может дать семья для младшего школьника, — научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время – потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумная и любящая ребенка семья помогает ребенку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять их как неизбежное и необходимое.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях поддерживаются прежде всего в семье и формируют у него потребность в признании не только а прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи он обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются (10).
Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он рефлектирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать ребенка самим родителям (10).
Общение в школе. В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем не свойственные им черты характера (у одних — застенчивость, у других — развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми, каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности (4).
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети 9-10 лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны, и, главное, их легко изменить г оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным и безапелляционным (4).
Л.И.Божович считала, что не отдельные формы общения, а сам школьный коллектив имеет решающее значение для развития личности младшего школьника (3). В коллективе школьников нет и не может быть «равностояния», здесь складывается целая система взаимоотношений и зависимостей, в которой каждый ребенок в связи с теми обязанностями, которые на него возложены, и в соответствии со своими индивидуальными особенностями и, наклонностями занимает свое определенное место. Организуемая школой общественная жизнь детей с необходимостью приводит к формированию среди учащихся общественного мнения, к возникновению традиций, обычаев и правил, которые создаются под руководством учителя и закрепляются в каждом школьном коллективе. Итак, вступление ребенка в школьный коллектив имеет огромное значение для формирования его личности (3).
Общение с учителем организует не только учебную деятельность, но и все формы жизни в школе. Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам — от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителями своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает общим нравственным арбитром (4). Авторитет учителя в младшей школе огромен, он обусловлен не только личными качествами учителя, но и социальной ситуацией в этом возрасте. Однако уже в следующем, в подростковом возрасте вся система общения в школе подвергается существенным изменениям.
Таким образом, в младшем школьном возрасте складывается новая детская общность. Взаимоотношения детей в классе не возникают сами собой; они имеют свою логику изменения и развития. На первых порах обучения школьники не проявляют особого внимания друг к другу, мало общаются, не интересуются успехами товарищей. Но постепенно взаимоотношения детей изменяются: они начинают присматриваться друг к другу, завязывать контакты, находить общие интересы. Совместная учебная деятельность рождает общую устремленность, ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У них возникают интересы, связан- ные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами (14).
К концу обучения в начальных классах у детей возникает стремление занять определенное место среди товарищей. Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребенка среди других. Мнение и оценки сверстников становятся постепенно основными мотивами поведения школьника.
Формирование системы связей и отношений среди младших школьников на основе учебной деятельности предполагает особую технологию ее развертывания. Сама по себе она не содержит предпосылок построения совместности ее субъектов. Более того, Д.Б.Эльконин отмечал, что одним из существенных противоречий учебной деятельности является то, что, будучи общественной по содержанию и форме осуществления, она вместе с тем индивидуальна по результату (усвоенные в процессе учебной деятельности знания и умения являются приобретениями отдельного ученика). Поэтому всегда есть опасность превращения учебной деятельности в деятельность, индивидуалистически направленную; при этом теряется ее общественной смысл. Подобная противоречивость препятствует установлению взаимных отношений среди учащихся, приобретению умений сотрудничества, формированию коллективистских черт характера и качеств личности (14).
Задачам общего психического развития, становления личности младших школьников отвечает совместная учебная деятельность. Роль совместной учебной деятельности младших школьников в становлении их субъектности исследовали В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и другие. Было выявлено влияние кооперации со сверстниками, характера их общения на развитие мышления у младших школьников. Координация точек зрения относительно учебного содержания, обмен и перераспределение учебными действиями образуют то социально-психологическое пространство, в котором оформляются индивидуально-психологические способности — самостоятельное мышление и понимание (13).
studfiles.net
Психологические особенности общения младших школьников
Уже с рождения ребенок нуждается в общении с окружающими людьми. Мотивы общения развиваются параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей.
Общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника, поэтому проблема общения младших школьников в настоящее время актуальна. С появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть появляется негативная тенденция – отношение детей к непосредственному общению ухудшается.
Психологические особенности общения
Одним из важнейших факторов психического развития ребенка является общение. Оно понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, которое направлено на согласование их усилий с целью достигнуть определенный результат.
Замечание 1
Как всякая деятельность общение предметно. Предметом деятельности общения служат качества и свойства коммуникатора, проявляющиеся при взаимодействии. В общении выделяется ряд аспектов: цель, содержание и средства.
Цель общения – для чего субъект вступает в акт общения? Цель человека может содержаться в познавательных, культурных, социальных потребностях.
Содержание общения – информация, передающаяся от одного субъекта к другому.
Средства общения – кодирование (способ передачи) информации, передающейся в процессе общения.
Психологи выделяют 3 типа межличностного общения:
- Императивное – авторитарная форма воздействия на партнера по общению. Цель этого типа общения – подчинение одного партнера к другому, достижение контроля над его мыслями, поведением и принуждение к определенным действиям и решениям. Особенность общения в том, что принуждение к чему-либо не скрывается. Средством влияния выступают указания, приказы, требования.
- Манипулятивное похоже на императивное. Цель общения – оказание воздействия на партнера, однако достижение намерений осуществляется скрытно.
- Диалогическое является альтернативой двум предыдущим типам общения. Общение основано на равноправии партнеров.
Средствами общения являются:
- Язык;
- Интонация;
- Мимика, поза;
- Жесты;
- Расстояние собеседников.
Замечание 2
Именно в процессе общения проявляются и формируются межличностные отношения. Функции общения многообразны – оно является важным условием становления личности человека, осуществления личностных целей и удовлетворения потребности в информации, в межличностном контакте.
Общение младших школьников
Ребенок, пришедший в школу, занимает новое место в системе отношений людей. У него появляются обязанности, связанные с учебной деятельностью. Индивидуальные особенности ребенка дошкольника не мешали его естественному развитию, поскольку принимались близкими людьми; в школе же происходит стандартизация условий жизни ребенка.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится трудным в отношении воспитания. Такой характер становится переходной ступенью в развитии.
Школьная система обучения предполагает, как особые отношения ребенка с учителем, так и отношения с другими детьми. Школьники должны учиться деловому общению друг с другом, умению взаимодействовать, выполнять совместные учебные действия. С самом начале школьного обучения складывается новая форма общения со сверстниками.
Дружеские отношения формируются в младшем школьном возрасте между детьми одного пола, так как ослабляет связь с родителями, ребенок ощущает потребность в товарищеской поддержке, а также эмоциональной безопасности.
Группа сверстников является для ребенка своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, определяя, на какие из них ориентироваться, а какие отбросить. Для 6-7-летних детей характерно кооперативно-соревновательное общение. Они следуют общей цели, друг в друге видят соперников.
Сотрудничество сверстников встречается редко, когда дети могут принять общую для них задачу и проявить сопереживание. Умеющие сотрудничать друг с другом дети пытаются найти общий способ решения задач, составить план действий.
Ребенок в младшем школьном возрасте представляет собой личность. Как личность он отдает отчет в том, какое место занимает среди людей. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих взаимоотношений. К моменту поступления в школу ребенок много достигает в межличностных отношения, а также может ориентироваться в семейно-родственных отношениях. Развивается умение построения отношений со взрослыми и сверстниками и с этого момента складывается система поступков и мотивов, появляется самоотчет, самооценка.
Устноречевое общение школьников охватывает такие темы как учеба, природа, фильмы, родственные отношения, игра и т.д. Младшие школьники могут осмыслить и обсудить политические, социальные, нравственно-этические, бытовые вопросы.
Вместе с обсуждением общих тем среди сверстников для каждого пола выделяются специфические темы, обусловленные нормами и воспитанием. Ожидания родителей и педагогов от детей различны: как правило, от мальчиков ожидают достижения уважения, власти, продолжения рода, а от девочек – чуткости, заботы, помощи по дому.
В тематическом плане общение мальчиков разнообразно, свободно от школьных дел, привязано к предметной деятельности. Они чаще всего обсуждают спорт, игры, технику. Наряду с этими вопросами в разговорах детей присутствуют диалоги о военной службе, героях и т.д. Стоит отметить, что в общении мальчиков немалое место занимают анекдоты, секреты, страшные истории, шутки, дразнилки – это считается развлечением, способом выйти за рамки обыденного. В кругу общения мальчиков – 3-4 сверстника. Предпочитаемое место общения – улица, двор. Как правило, мальчики избегают общения с девочками, не принимают в свои игры и переносят форму общения на них – дерутся, толкаются и т.д. В общении мальчики независимы, самостоятельны, встречаются ссоры, драки.
Девочки чаще всего ведут разговоры о школе, игрушках, животных, делятся секретами, тайнами, рассказами о родственниках. Рассказы девочек содержат информацию о красоте, одежде, привлекательности. Не малый интерес вызывают темы, связанные с человеком, его возможностями. Для девочек характерно общение в группах из 2-3 человек, важно хранение тайны и секрета, который никто не должен знать. По сравнению с мальчиками девочки терпимо относятся к мальчикам, играют в их игры, но ожидают от них обиды, драки. Место общения – школа, дом, улица, в гостях.
Общение между мальчиками и девочками происходит в играх и видах деятельности, организованных педагогом. В процессе совместной деятельности вполне характерно разделение детей на однополые объединения, которые сопутствуют становлению психологического пола.
Итак, общение младших школьников со взрослыми и сверстниками в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует развитию характера взаимодействия с окружающими. Младший школьник становится субъектом межличностных отношений.
spravochnick.ru
Глава 4. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми
При поступлении ребёнка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие.
С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития.
4.1 Отношения со сверстниками
В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?»
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока ещё сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведённый Я. Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдаёт её товарищу сам. Он подаёт ручку учительнице, которая и передаёт её ученику».
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Если у ребёнка к 9–10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддержать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определённую динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5 – 7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребёнком школьной действительности, у ребёнка складывается система личных отношений в классе. Её основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звёзды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учатся; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладают некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности общения со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Перечисленные общие качества имеют определённую специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учёба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушением дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определённые личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.
Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания им другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно–следственных отношений и т. д.
Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается и на особенностях их первого впечатления о другом человеке. В целом становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Поэтому взрослые, работающие с младшими школьниками (впрочем, не только с ними), должны обязательно учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.
Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т. е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают своё положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определённое положение в группе сверстников. Напряжённость этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9 – 10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.
Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фактор для ребёнка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребёнка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестаёт осознавать и не очень переживает своё объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребёнка из «отверженного» в признаваемого.
studfiles.net
Особенности общения детей младшего школьного возраста
Особенности общения детей младшего школьного возраста…
Человек не способен жить, работать, удовлетворять свои потребности без общения с людьми. Общение младших школьников, как и любой возрастной группы, имеет свои особенности и является важным аспектом развития личности. Общение – это социальная форма взаимодействия людей, посредством которой они обмениваются мыслями и чувствами, действиями и мотивами при помощи знаковых, в частности, языковых средств, при этом цель общения – взаимопонимание, а также согласование совместной деятельности. Чтобы правильно выстраивать общение с детьми 7-10 лет, то есть младшими школьниками, нужно, прежде всего, знать их психолого-возрастные особенности развития. С началом учебной деятельности у ребенка меняется характер мышления, его память и внимание, он приобретает в обществе новое положение: теперь это человек, занятый важной работой, которая оценивается обществом. В этой связи он начинает по-другому воспринимать себя и других, меняется и роль общения в жизни школьника. Придя в школу, ребенок осваивает новые, общественно направленные по содержанию правила поведения, впервые встречается с новым способом взаимодействия со взрослым человеком – учителем, постигая опять же новую для него систему деловых отношений. Одновременно с этим, дети младшего школьного возраста, в большинстве своем, необычайно любознательны, отзывчивы и доверчивы, они открыто проявляют свои чувства, однако их интересы неустойчивы и ситуативны. По своей направленности в этом возрасте все дети являются индивидуалистами и лишь постепенно, со временем, у малышей начинает формироваться коллективная направленность. Младший школьник – это человек, который только начинает овладевать навыками общения, он открывает для себя разные стили коммуникации, учится отстаивать свою позицию, свою автономность и свое мнение в реальных отношениях. Основными задачами на данном этапе развития ребенка являются умение заводить друзей и овладение навыками социального взаимодействия с большой группой сверстников. С началом учебной деятельности общение ребенка становится более целенаправленным благодаря постоянному и активному воздействию, с одной стороны, учителя, с другой стороны, одноклассников, то есть особенности общения младших школьников состоят в том, что для таких малышей реально существуют только две сферы социальных отношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети», которые взаимодействуют между собой через иерархические связи. Как уже говорилось ранее, в такой сфере, как «ребенок-взрослый», появляются новые отношения – «ребенок-учитель», причем именно учитель становится для младшего школьника фигурой, которая определяет его психологическое состояние в классе, а также в общении с товарищами.
Учащиеся принимают то, как учитель оценивает того или иного ребенка в качестве главной характеристики его личностных качеств, поэтому отношение детей с тому или иному товарищу определяется отношением к нему учителя. Особенно значимой в этом плане личность учителя является для первоклассников, так как дети еще совсем не знают друг друга и не в состоянии самостоятельно определить как свои собственные достоинства, недостатки и возможности, так и все вышеперечисленные качества своих одноклассников. Более того, влияние учителя распространяется и на отношения в семье, центром которой теперь становится учебная деятельность ребенка, его отношения с учителем и одноклассниками. Традиционное общение в семье теперь включает все события школьной жизни ребенка. Как правило, мальчики и девочки в первые годы школьного обучения представляют две независимые подструктуры, а все межличностные отношения выстраиваются на эмоциональной основе, однако к моменту окончания начального звена все эмоциональные связи, как правило, уже подкрепляются собственной нравственной оценкой каждого одноклассника, дети начинают глубже осознавать различные качества личности. Другими словами, происходит качественная переоценка межличностных отношений, а также их осознания. За переделами школы общение детей младшего школьного возраста с людьми также имеет свои особенности. Ребенок старается четко обозначать как свои права, так и свои обязанности, а от взрослых он ожидает доверия к его новоприобретенным умениям. В этом возрасте велика потребность ребенка в уважении, внимании и сопереживании, взрослым необходимо дать почувствовать малышу, что он – индивидуален, помочь осознать ему свою неповторимость и ценность, а также помочь реализовать все потенциальные возможности, заложенные в нем природой….
А настоящее время в педагогической среде огромное внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции – овладению младших школьников различными коммуникативными навыками, развитию адекватных умений общения в новых для детей социальных структурах, обучение их культурным нормам и ограничениям в общении, этикету общения, соблюдению приличий. Согласно современным требованиям, на учителя ложится задача воспитать человека, компетентного, прежде всего, в плане общения, поскольку на сегодняшний день именно компетентность, а также грамотность в общении являются одной из составляющих успеха в любой из сфер жизнедеятельности. Если навыки общения отсутствуют, это становится причинами конфликтов в семье, как и в любом коллективе, где люди занимаются какой-либо совместной деятельностью. Залогом успеха в современном мире становятся коммуникативная активность, хорошая адаптированность к социальной действительности, социальная компетентность и способность эффективно взаимодействовать с людьми и и управлять различными процессами общения. Именно поэтому в начальной школе одна из основных задач учителя – это воспитание не только образованной, разносторонне развитой личности, но и личности коммуникативно компетентной. Коммуникативная компетентность не развивается сама по себе, она формируется постепенно, при этом основные источники ее приобретения – это опыт народной культуры и опыт межличностного общения, опыт восприятия искусства, а также знание языков, которые используются в народной культуре. И прежде всего, эти приобретения начинают осуществляться в начальной школе на уроках литературного чтения и уроках русского языка…
Коммуникативное развитие, как и культура общения младших школьников, формируется по разным направлениям: это и количественное накопление (увеличивается словарный запас школьника, объем его суждений) , и качественные изменения (речь становится более связной, меняется произношение, речь ребенка можно уже понимать без особых проблем) . Достижению устойчивых положительных результатов способствует введение специально подобранных упражнений и ситуаций на уроках литературного чтения, которые должны быть направлены на то, чтобы ребенок пропустил все поступки, совершенные литературным героем, через себя, учась таким образом любить, дружить, верить и анализировать различные ситуации, возникающие в жизни. То, как ребенок будет выстраивать свое общение в дальнейшей жизни зависит, прежде всего, от учителя, который должен помочь ему овладеть коммуникативной компетентностью, однако немаловажную роль играют при этом и родители.
infourok.ru
Консультация (2 класс) на тему: Общение младших школьников со сверстниками
Родительское собрание «Общение ребенка со сверстниками»
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада встрече с вами! Сегодня хотелось бы поговорить о наших с вами детях.
Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Тема нашего разговора – общение. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.
Упражнение «Пословицы»
Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни каждого человека. Предлагаю соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц)
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Итак, дружеские отношения – важная составляющая жизни детей.
Упражнение «Круг общения»
Давайте подумаем, с кем общается ваш ребёнок.
Возможные варианты: родители и прародители, учитель, другие педагоги, знакомые и незнакомые взрослые, дети в школе и во дворе, сестры, братья.
У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.
В школьном возрасте взаимодействие со взрослыми играет важную роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.
Общение со взрослыми важно для детей, но к школьному возрасту дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить.
Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт.
Кроме того, школьный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей (Немов Р.С) :
— разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят, навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.
— эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9 — 10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.
— нерегламентированность. Со взрослым дети соблюдают общепринятые нормы поведения, а со сверстником используют раскованные действия: прыгают, кривляются, передразнивают , придумывают новые слова. Так ребёнок проявляет себя.
В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом — навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Наша задача — помочь ему в этом.
ПРОБЛЕМА: Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении с детьми, но не знают, как ему помочь.
Причина:
Возможно, родители этого ребенка сами испытывали трудности в общении со сверстниками и поэтому они не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
Совет:
Необходимо всячески способствовать участию ребенка в походах, поездках. Не стоит запрещать ребенку оставаться после уроков, если намечается какое-нибудь классное мероприятие. Иначе все ребята сдружаться между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. Запишите ребенка в какой-нибудь клуб, кружок, секцию, где есть друзья и одноклассники со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте общение с ними.
ПРОБЛЕМА: Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.
Причина:
Иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
Совет:
Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиком своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Ребенку нужно, научиться не бояться сверстников и доверять им.
Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
ПРОБЛЕМА: Проблема отвергаемых детей. Никому из родителей не хочется, чтобы ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
Причина:
Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки.
Совет:
В таком случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах, которые испытывает жертва. Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.
Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться толерантности.
В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим детям, родителям, учителям.
nsportal.ru