|
|
|
|
|
Читать онлайн «Эмоциональный интеллект.
Российская практика», Сергей Шабанов – Литрес, страница 2Итак, логически понятно, что одного только познавательного интеллекта недостаточно для того, чтобы достичь успеха. Именно поэтому в свое время известный ученый Говард Гарднер ввел теорию множественного интеллекта, который включал в себя, кроме логико-математического, еще лингвистический, телесно-кинестетический и другие виды интеллектов. Что имеется в виду? Если мы понимаем под интеллектом способность человека обрабатывать определенную информацию, то различные виды интеллекта будут связаны с обработкой различной информации. Недаром «Википедия» определяет «интеллект» как «
Давайте задумаемся, почему в данном случае правомерно говорить именно об интеллекте?
Эмоции несут в себе информацию
Поскольку эмоции, как правило, противопоставлялись разуму, они часто и воспринимались как нечто неразумное, бессмысленное и нелогичное и поэтому не несущее в себе никакой информации. Специалисты в области логики непременно обнаружили бы здесь логическую ошибку. Все, что существует в этом мире, является информацией; другое дело – умеем ли мы ее «считывать» и использовать или не умеем.
Возникновение и изменение эмоций имеет логические закономерности
Эмоции появляются и исчезают. Развиваются во времени и передаются в пространстве (от одного человека к другому). Нарастают и ослабевают. Имеют свои причины и последствия. Часто этот процесс кажется нам спонтанным, хаотическим и неуправляемым, однако он происходит по определенным законам.
Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решений
Принято считать, что мы, homo sapiens, принимаем решения, руководствуясь только логикой. Также распространенным является мнение, что эмоции мешают принимать «правильные» решения. С этим представлением о роли эмоций в процессе принятия решений связаны следующие фразы, которые мы часто используем в своей речи: «Давайте не будем руководствоваться эмоциями», «Нам не нужно эмоций, будет прагматический подход», «Следует относиться к этому с позиции здравого смысла и без эмоций». О не самых лучших решениях их критики часто говорят: «Она руководствовалась эмоциями», «Это был эмоциональный выбор» и т. п.
В то же время, по данным последних нейрофизиологических исследований, без эмоций вообще невозможно принимать какие бы то ни было решения. Известный нейрофизиолог Антонио Дамасио даже написал об этом книгу под названием «Ошибка Декарта»[9]. Название книги связано с известной фразой Декарта: «Я мыслю – значит, существую». С точки зрения современной науки более правильным является вариант: «Я чувствую – значит, существую».
Дамасио исследовал людей с повреждениями эмоциональных отделов мозга. Один из его пациентов, Эллиот, получив травму мозга, сохранил способность логически мыслить, его результат по тестам IQ практически не изменился. При этом Эллиот потерял способность принимать любые, даже незначительные решения. Потому что
В ситуации мучительного выбора оказалась и героиня фильма «Секс в большом городе» Миранда, когда пыталась решить, простить ли мужу измену и вернуться к нему или все-таки развестись. В фильме показано, как она сидит в кафе, перед ней – разделенный вертикальной чертой лист бумаги. Над одной колонкой «+», на другой «–». Обе колонки целиком исписаны. Некоторое время она вздыхает над своим листком, затем внезапно поднимается и выбегает из кафе. Голос за кадром произносит: «И она приняла эмоциональное решение»…
Впрочем, что касается нашей личной жизни, тут предпочтение в принятии решений как раз обычно отдавалось эмоциям. «Руководствуйся сердцем» – вот ключевая рекомендация для успешной личной жизни. Однако мы-то здесь говорим про работу и про бизнес, не так ли? Самое удивительное, что в бизнесе происходит по сути то же самое. В 2002 году психолог Дэниел Канеман получил Нобелевскую премию по экономике (!) за доказательство того факта, что на принятие экономических решений влияют нерациональные факторы, в том числе и эмоции[10].
Это не означает, что на принятие решений влияют только эмоции. Интеллект по-прежнему необходим для просчета последствий выбора каждой из альтернатив. Однако учет эмоционального фактора позволяет делать более разумный выбор – как это ни парадоксально!
Эмоциональный интеллект на практике – эмоциональная компетентностьИтак, теперь, когда мы убедились, что словосочетание «эмоциональный интеллект» все же имеет право на существование, и даже получили некое общее определение, давайте рассмотрим, что включается в это понятие.
Пока еще ученые не смогли прийти к единому мнению, что же такое «эмоциональный интеллект». На данный момент существует несколько основных моделей эмоционального интеллекта (Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, П. Сэловея и Дж. Майера и др.). Кто-то считает необходимым включать в свою модель EQ личностные качества (например, оптимизм) или определенные навыки из категории так называемых soft skills[11], например управление конфликтами. И хотя и то и другое имеет определенное отношение к эмоциональному интеллекту, в нашем понимании речь в первую очередь должна идти о способностях, связанных именно с эмоциональной сферой человека. А поскольку мы практики, то предпочитаем использовать термин «эмоциональная компетентность» как набор определенных навыков, связанных с эмоциональной сферой.
Модель эмоциональной компетентности тренинговой компании EQuator состоит из четырех навыков:
1) умение осознавать свои эмоции;
2) умение осознавать эмоции других;
3) умение управлять своими эмоциями;
4) умение управлять эмоциями других.
Когда мы приводим эту модель на различных тренингах и презентациях, руководители часто говорят: отлично, давайте начнем с последнего навыка! Понятно, почему многих людей интересует в первую очередь именно навык управления эмоциями других: в нем кроется больше всего возможностей для руководства и более эффективного взаимодействия с окружающими. При этом важно понимать, что данная модель является иерархической – другими словами, каждый следующий навык можно нарабатывать, уже имея в своем арсенале предыдущий. Для того чтобы управлять эмоциями других, сначала необходимо управлять своими эмоциями. А чтобы управлять своими эмоциями, нужно сначала их осознать. Ибо, как говорил еще в I веке до нашей эры Публий Сир[12], «можно управлять только тем, что мы осознаем. То, что мы не осознаем, управляет нами».
А учили ли нас когда-нибудь планомерно осознавать свои эмоции?
Даже если родители или учителя иногда обращали на это внимание детей, назвать этот процесс планомерным весьма трудно.
И что нас в основном учили делать со своими эмоциями? Вспоминайте. Какие слова говорили?
…«Скрывать», «подавлять», «контролировать» – слышим мы чаще всего от участников в группе. Это тот единственный способ управления своими эмоциями, которым многие из нас владеют практически в совершенстве. В то же время это один из самых несовершенных способов управления. Почему?
Двум правилам должен следовать каждый сановник: всегда сдерживать свои чувства и никогда не сдерживать своих обещаний.
Джонатан Свифт
Во-первых, этот способ не избирателен. Подавляя свои эмоции, мы подавляем их все. Невозможно каждый день подавлять свои тревоги и раздражение и продолжать сохранять способность радоваться.
Во-вторых, давайте задумаемся, чем мы подавляем свои эмоции? С помощью какого инструмента?
– Силой воли! – практически не задумываясь отвечают участники.
– Каким образом? – спрашиваем мы (слегка ехидно).
Участники теряются. Следующей обычно возникает идея: «Мозгом». В этом месте кто-нибудь из тренеров обычно предлагает участнику подержать какой-нибудь предмет «мозгом» или «силой мысли». Других идей в группе, как правило, не возникает.
– Чем я держу маркер? – наконец спрашиваем мы. – Правильно, рукой! А рука у меня к чему приделана?..
Тот же самый инструмент мы используем и когда нам надо «держать» эмоции.
Это наше тело.
Вспоминайте, когда мы сдерживаем гнев, руки сжимаются в кулаки, челюсти тоже сжимаются (недаром есть выражение «скрипеть зубами»). Сжатие происходит и на внутреннем уровне: сжимаются даже наши сосуды (отсюда большое количество сердечно-сосудистых заболеваний у руководителей, которым, может быть, чаще других приходится сдерживать свои эмоции). А в конце трудного дня бывает головная боль. Так что подавление эмоций вредит нашему здоровью.
В-третьих, подавленные эмоции никуда не деваются. Как только появляется возможность эти эмоции выплеснуть, они вырываются наружу. К сожалению, такая возможность появляется чаще всего дома, рядом с нашими близкими. Помните у Высоцкого: «Тут за день так накувыркаешься, придешь домой, там ты сидишь!» Часто именно близким достается все то раздражение, которое мы накопили за день. Так что подавление эмоций вредит не только нам самим, но и нашим близким.
В-четвертых, подавление эмоций… ухудшает память. Особенно сильно теряется вербальная информация. Существует даже версия, что именно по этой причине мужчины хуже могут вспоминать и воспроизводить диалоги (поскольку мужчины больше подавляют эмоции)[13].
Скептический участник тренинга: Что же, вы предлагаете все эмоции выплескивать?
Да, иногда такой вывод и делают некоторые участники. И здесь стоит обратить особое внимание на следующее: навык сдерживать свои эмоции остается необходимым во многих случаях. Важно понимать, что он не единственный, есть другие способы управления эмоциями, позволяющие нам сохранять здоровье и отношения с близкими людьми (для чего и написана эта книга). Но чтобы развивать эти навыки, требуется сначала осознать то, чем мы будем управлять, поскольку «сдерживание» очень часто происходит у нас неосознанно, мы с детства приучены подавлять эмоции и делаем это автоматически. Умению осознавать свои эмоции и необходимо будет учиться в первую очередь.
Эмоциональная компетентность начинается с осознания собственных эмоций. Человек в любой момент времени испытывает какую-либо эмоцию. Между тем, понимать, что я сейчас чувствую, очень сложно – никто и никогда не помогал нам развивать эту способность. Чаще мы говорим, что думаем, и не можем назвать конкретную эмоцию, тем более определить источник ее возникновения. Особенно если речь идет о мимолетных, несильных эмоциях. Выглядит это примерно так:
– Какую эмоцию испытываешь?
– Ну, я думаю, что я что-то неправильно понял.
– Это ты думаешь, а чувствуешь-то что?
– Какое-то недоумение, непонимание…
– Это все ментальные процессы. А чувствуешь-то что?!
– Да, в общем-то, это мелочь такая, тут и переживать-то не из-за чего.
– …
– Ну… наверное, я немного расстроен.
Человек с высоким уровнем эмоциональной компетентности способен четко осознавать, какую эмоцию он испытывает в тот или иной момент, различать степени интенсивности эмоций, представлять источник эмоции, замечать изменения своего состояния, а также прогнозировать, каким образом данная эмоция может отразиться на его поведении.
Вторая группа навыков эмоциональной компетентности связана с пониманием эмоций другого человека. Эмоционально компетентный человек способен определить, каково эмоциональное состояние собеседника в данный момент, предположить причины возникновения у того эмоций, их изменения и возможные последствия их влияния на его поведение. Он также способен прогнозировать, какие эмоции могут вызвать у партнера по взаимодействию его собственные слова или действия.
Эмоционально компетентный человек может управлять своими эмоциями: не контролировать их, не подавлять, а именно управлять ими. Как выразился по этому поводу наш выпускник, генеральный директор компании Futures Telecom Иван Калениченко, «при управлении эмоциями требуется не сила, а ловкость». В тот момент, когда человек понял, какую эмоцию он испытывает и почему, он выбирает способ управления эмоциями – в зависимости от ситуации. Такой человек зачастую может управлять и возникновением эмоций: разозлиться или «включить» радость, если она требуется, например, для вдохновенной речи. Более того, он способен управлять эмоциями и в более долгосрочной перспективе: например, быть в состоянии поддерживать более позитивный настрой даже в трудных ситуациях.
И наконец, развитая эмоциональная компетентность позволяет управлять эмоциями других людей. Такой человек умеет поддержать и помочь другому справиться с неприятными эмоциями, например успокоить разозленного собеседника. В то же время это человек, который понимает, что и как надо сказать, чтобы вдохновить людей на какие-то действия, или умеет это делать. Это человек, за которым, что называется, «люди идут». Важно понимать, что управление эмоциями других бывает и манипулятивным. Однако такие способы не относятся к эмоционально компетентным (об этом подробнее мы расскажем в главе про управление эмоциями других людей).
Мифы об эмоциональной компетентностиЭмоциональная компетентность = эмоциональность
В 2009 году в статье специалиста одной из российских бизнес-школ мы встретили такую цитату: «[в кризисе]… появляется излишняя эмоциональная компетентность: человек начинает навязывать окружающим свои эмоции или личностные проблемы, не соотнося их с целями группы»[14].
Давайте задумаемся: а может ли быть компетентность излишней? С тем же успехом можно выразиться, что, например, Андрей Аршавин, играя за «Арсенал», как-то раз проявил излишнюю футбольную компетентность: забил в одном матче целых четыре гола команде противника!
Если компетентность излишней быть не может, то что тогда имел в виду автор данного высказывания? По всей видимости, дело в одном из наиболее распространенных мифов об эмоциональной компетентности и об эмоциях: эмоциональная компетентность (эмоциональный интеллект), по сути, то же самое, что и эмоциональность.
Кто такой эмоциональный человек в традиционном понимании? Тот, который проявляет все свои эмоции, как правило, в достаточно высокой степени интенсивности: громко кричит или смеется, стучит кулаком по столу и т. д.
Эмоциональная компетентность связана с осознанием и управлением эмоциями. Ни один из авторов моделей эмоционального интеллекта не призывает проявлять и выплескивать все свои эмоции. Однако как только взрослый умный человек слышит слово «эмоциональный»… у него в голове рисуются картинки «эмоционального» человека и крайние проявления эмоций, и слово «компетентность» или «интеллект» он уже не воспринимает. В то время как ключевое слово в сочетании «эмоциональная компетентность» – именно компетентность. Основа EQ – умение выбрать действия, наилучшим образом подходящие к ситуации.
Человек с высоким EQ всегда спокоен и в хорошем настроении
Распространено мнение, что эмоционально компетентный человек всегда спокоен или всегда находится в хорошем настроении, а также стремится к тому, чтобы все вокруг него чувствовали себя так же хорошо и спокойно. Этакий душка и по-американски позитивный человек с улыбкой до ушей. Это в корне неверно. Эмоционально компетентный человек вполне может выйти из себя и повысить голос на собеседника. Разница между ним и эмоционально некомпетентным человеком состоит в том, что первый использует свой эмоциональный репертуар осознанно, выбирая тот способ взаимодействия, который на данный момент окажется наиболее эффективным.
Пример Сергея
(из интервью журналу «Русский Репортер»)
Когда я учился в университете, нас как-то отправили в колхоз на картошку. И вот там некие трактористы вовремя не выехали, и мы вынуждены были простаивать без дела. Почему-то нам это было крайне важно, поэтому мы очень эмоционально обратились с вопросом к своему руководителю – одному из профессоров университета. Выслушав нас, он очень вежливо и спокойно ответил: «Товарищи, понимаете, ситуация неоднозначная и оптимизации поддается очень сложно». А потом пошел к бригадиру трактористов, и мы слышим его крик: «А… так-разэтак вашу мать… где трактора???» и т. д. Трактора появились очень быстро…
Вот это пример осознанного управления эмоциями. Каждой аудитории свои слова, интонации и эмоции.
Именно поэтому мы часто говорим на тренингах о том, что невозможно чувствовать себя «нормально». Нормально для чего? Нормально как? Если я поздно вечером иду в одиночестве по неосвещенной улице, нормально чувствовать некоторое беспокойство и поглядывать по сторонам. Если я иду на свидание, нормально чувствовать радость и легкое волнение. А если я собираюсь устроить кому-то разнос, то нормальным для меня будет состояние некоторого раздражения.
Человек с высоким уровнем EQ выбирает наиболее подходящий способ влияния в зависимости от ситуации, и этот спектр включает в себя использование совершенно различных эмоциональных состояний.
Эмоциональный интеллект (EQ) важнее, чем познавательный интеллект (IQ)
Книга Дэниела Гоулмана, благодаря которой эмоциональный интеллект стал популярным, носила название «Эмоциональный интеллект: почему он может быть важнее, чем IQ». Возможно, на тот момент Гоулман действительно так думал, а возможно, название было выбрано с расчетом, чтобы книга лучше продавалась. В более поздних работах, в частности, например, в книге «Эмоциональное лидерство»[15], он высказывался более аккуратно, отмечая, что познавательный интеллект по-прежнему является значимым. Но было поздно. Популяризаторы идеи эмоционального интеллекта подхватили эту идею и стали утверждать, что IQ совсем не важен – мол, в современном мире гораздо важнее быть эмоциональным. Между тем, точно так же как один только IQ не является надежным критерием успешности, так и один только EQ им не является. Как показывает наш опыт, для развития EQ необходим достаточно высокий уровень познавательного интеллекта. Таким образом, на наш взгляд, более уместно говорить о сочетании познавательного и эмоционального интеллекта как о неком «общем уме» человека.
Все новое – это хорошо забытое старое… или Цитаты великих об EQ
Как измерить эмоциональную компетентность?Все довольные своей судьбой вполне уверены в том, что довольны; те же, что рассуждают, не уверены в том, что рассуждают здраво. Таким образом, ясно, – говорил я, – что предпочтительнее не обладать здравым смыслом по той простой причине, что здравый смысл способствует нашему несчастью. Все согласились со мною, и тем не менее никто не хотел быть дураком, чтобы быть счастливым. Отсюда я заключил, что если мы дорожим счастьем, то еще больше дорожим разумом. Но если пораздумать, окажется, что предпочитать разум счастью – значит быть безрассудным. Как же объяснить это противоречие?
Вольтер
Пока в России не существует общепризнанных тестов измерения эмоционального интеллекта, аналогичных, например, тестам на измерение IQ. Адаптацию в РАН сейчас проходит MSCEIT, один из признанных американских тестов на EQ. В России разрабатываются и свои тесты (например, «ЭмИн» Д. В. Люсина), однако пока еще они находятся на стадии исследования. Различные же тесты, которые можно встретить в интернете или журналах, не являются научно достоверными (и если вы обладаете достаточным уровнем IQ, вы легко получите хороший результат ☺).
Мы предлагаем оценивать эмоциональную компетентность с помощью самооценки по конкретным навыкам. Список навыков в определенной области эмоциональной компетентности вы обнаружите в начале каждой главы. Оцените для себя каждый из этих навыков по 10-балльной шкале. Можно также попросить близких вам людей выразить свое мнение, насколько вы владеете тем или иным навыком, тогда картина станет более объективной, чем простая самооценка. Хотя такой способ и не является тестом, вы получите достаточно объективную картину того, какие навыки у вас уже есть, а какие стоит нарабатывать.
Можно ли развивать эмоциональную компетентность?Этому и посвящена наша книга. Эмоциональная компетентность, как и другие навыки, развивается и нарабатывается. При этом, так же как и другие навыки, она нарабатывается не за один день. Невозможно сходить на один семинар или тренинг, чтобы у вас появились навыки EQ. И даже если вы от корки до корки прочитаете эту книгу, этого также будет недостаточно. Существует единственный способ наработать какой-то навык – терпеливо и планомерно… нарабатывать его в безопасной обстановке: на тренингах, программах обучения и в реальных условиях. Для того чтобы помочь вам нарабатывать навыки эмоциональной компетентности, мы приводим в книге задания для самостоятельного выполнения. Возможно, какие-то из них покажутся вам нудными. Или вам будет лень… Но помните: есть только один способ развивать эмоциональную компетентность – старательно и терпеливо развивать ее.
Итак, начнем! А начинается все с осознания своих эмоций…
РезюмеМноголетняя борьба с излишними проявлениями эмоций на работе привела к практически полному их вытеснению. Однако современные тенденции в менеджменте и управлении таковы, что пришло время перейти на новый уровень отношения к эмоциям и той информации, которая в них заложена. Для современного руководителя эмоции являются скорее ресурсом, чем помехой.
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека оперировать информацией, содержащейся в эмоциях. Человек с высоким уровнем EQ может учитывать эту информацию и наиболее эффективным (компетентным) образом ее использовать. Поэтому мы предпочитаем использовать термин «эмоциональная компетентность».
Эмоциональная компетентность – это набор следующих навыков: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей и умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Эта модель является иерархической, то есть процесс развития EQ начинается с осознания своих эмоций. Чаще нас учили не осознавать, а подавлять свои эмоции. Между тем подавление эмоций вредно сказывается на здоровье и отношениях с окружающими, поэтому имеет смысл учиться осознавать эмоции и нарабатывать другие способы управления ими.
Важно разделять понятия «эмоциональный интеллект», «эмоциональность» и «проявление эмоций». С путаницей между этими понятиями связаны довольно распространенные мифы об EQ: например, что человек с высоким уровнем EQ всегда спокоен и находится в хорошем настроении.
В России пока не существует надежных тестов для измерения эмоционального интеллекта, поэтому мы предлагаем вам воспользоваться таблицами для качественной оценки навыков в начале 2–5-й глав. С их помощью вы сможете определить, какими навыками уже хорошо владеете, а какие стоит развивать, основываясь на материалах этой книги.
16 важных когнитивных навыков, как их улучшить
Содержание:Что такое когнитивные навыки?
Когнитивные навыки, также называемые когнитивными способностями, когнитивными функциями или когнитивными способностями, представляют собой умственные способности, используемые для получения знаний, обработки информации, рассуждений и решения проблем.
Когнитивные навыки можно рассматривать как инструменты человека для обучения. С правильными инструментами можно легко и эффективно выполнять задачи. Представьте, например, что вы пытаетесь смешать цемент ложкой, а не бетономешалкой. Представьте, что вы пытаетесь косить газон ножницами!
Одна из наиболее частых жалоб педагогов заключается в том, что их учащимся не хватает когнитивных или умственных способностей для выполнения учебной программы. Хотя это в лучшем случае анекдотично, обучение когнитивным навыкам игнорируется на всех уровнях образования.
Что такое основные когнитивные навыки?Слово «ядро» относится к центральной, самой внутренней или наиболее существенной части чего-либо. Таким образом, основных когнитивных навыка (далее именуемые когнитивными навыками) являются важными навыками мозга, без которых обучение, скорее всего, не удастся.
– ВосприятиеОщущение – это получение информации нашими сенсорными рецепторами, например, глазами, ушами, кожей, ноздрями и языком. При зрении ощущение возникает, когда лучи света собираются глазом и фокусируются на сетчатке. При слухе ощущение возникает, когда волны пульсирующего воздуха собираются наружным ухом и передаются через кости среднего уха к улитковому нерву.
С другой стороны, восприятие — также называемое обработкой — это интерпретация того, что ощущается. Например, физические события, передаваемые на сетчатку, могут интерпретироваться как определенный цвет, узор или форма. Точно так же физические события, воспринимаемые ухом, могут интерпретироваться как музыкальные звуки, человеческий голос, шум и т. д. В сущности, восприятие означает интерпретацию.
- Зрительное восприятие — когнитивный компонент интерпретации визуальных стимулов. Проще говоря, визуальное восприятие равно 9.0044 что делает мозг с тем, что видит глаз .
- Слуховое восприятие — это способность идентифицировать, интерпретировать и придавать значение звуку; это то, что мозг делает с тем, что слышат уши.
- Фонологическое осознание , способность слышать отдельные звуки (фонемы) в словах, лежит в основе чтения и требует ряда навыков слуховой обработки. Слуховой синтез и слуховой анализ, например, являются двумя навыками обработки, необходимыми для сегментации и смешивания звуков.
- Скорость обработки включает одну или несколько из следующих функций: количество времени, необходимое для восприятия информации, обработки информации и формулирования или осуществления ответа. Другой способ определить скорость обработки — это время, необходимое для выполнения интеллектуальной задачи, или объем работы, который можно выполнить за определенный период. Еще проще, можно определить скорость обработки как , сколько времени требуется, чтобы что-то сделать.
Недостаток опыта может привести к неправильной интерпретации увиденного или услышанного. Другими словами, восприятие представляет собой наше восприятие настоящей ситуации в терминах нашего прошлого опыта , или, как сказал философ Иммануил Кант в своей книге Критика чистого разума (1781): «Мы видим вещи не такими, какими они есть». такие же, как мы».
.
На процесс восприятия очень сильно влияет внимание, феномен, связанный с фильтрацией поступающих стимулов. Люди не обращают внимания ни на все, что их окружает, ни на все раздражители, воздействующие на их органы чувств. Вместо того, чтобы ошеломляться невероятной сложностью физического мира, мы обращаем внимание на одни стимулы и не замечаем других.
Уильям Джеймс (1842-1910) очень рано осознал важность внимания. «Вещь может быть представлена человеку сто раз, но если он упорно не замечает ее, нельзя сказать, что она вошла в его опыт», — писал он в своей книге 9.0044 Психология: краткий курс.
Мы можем разделить внимание на сфокусированное , устойчивое и разделенное внимание :
- Сфокусированное внимание
- Постоянное внимание позволяет нам оставаться сосредоточенными в течение длительного времени.
- Распределенное внимание требует, чтобы один выполнял две (или более) задачи одновременно, и один требовал внимания для обоих (или всех). .
Память – это способ кодирования, хранения и последующего извлечения знаний. Хотя слово память может вызвать в воображении образ единственного процесса «все или ничего», ясно, что существует множество видов памяти, каждый из которых может быть в какой-то степени независимым от других.
В зависимости от времени хранения память делится на четыре основные категории:
- Сенсорная память — самый кратковременный элемент памяти. Это способность сохранять впечатления от сенсорной информации после того, как исходные стимулы закончились. Он действует как своего рода буфер для стимулов, полученных через пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, которые сохраняются точно, но очень недолго. Например, способность посмотреть на что-то и вспомнить, как это выглядело всего за секунду наблюдения, является примером сенсорной памяти. Сенсорный отзыв зрительных стимулов иногда называют иконическая память , припоминание слуховых стимулов как эхоическая память , а осязание как тактильная память .
- Кратковременная память — это часть системы памяти мозга, которая хранит информацию, о которой человек сознательно думает в данный момент. Его вместимость ограничена примерно семью предметами; если информация не отрепетирована, она будет потеряна примерно через 30 секунд.
- Рабочая память — это способность удерживать информацию в голове и мысленно манипулировать ею. Его можно сравнить с диспетчерской вышкой крупного аэропорта, которая отвечает за планирование и координацию всех прибывающих и убывающих рейсов. Вам нужен этот тип памяти, чтобы сохранять идеи и мысли, когда вы работаете над проблемами. Например, при написании письма вы должны помнить последнее предложение, составляя следующее. Точно так же, чтобы решить в уме арифметическую задачу, такую как (3 х 3) + (4 х 2), вам нужно помнить о промежуточных результатах (т. е. 3 х 3 = 9).), чтобы иметь возможность решить всю проблему.
- Долговременная память — относительно постоянная система хранения, которая хранит информацию неограниченное время. В нем мы храним прошлогодние футбольные результаты, изображение слона и то, как кататься на велосипеде. Похоже, что мы также храним информацию, которую не можем извлечь сознательно, но которая все равно влияет на наше поведение.
Когда дело доходит до памяти, здесь задействованы и органы чувств.
- Зрительная память включает в себя способность мозга сохранять и извлекать ранее испытанные визуальные ощущения и восприятия, когда исходные стимулы больше не присутствуют. Различные исследователи заявляют, что до 80 процентов всего обучения происходит с помощью глаз, при этом зрительная память является решающим аспектом.
- Слуховая память. По сути, это включает в себя навыки присутствия, слушания, обработки, хранения и припоминания.
- Последовательная память требует вспоминать элементы в определенном порядке. Например, порядок элементов имеет первостепенное значение при подсчете и произнесении дней недели, месяцев в году, номера телефона и алфавита. Зрительная последовательная память — это способность запоминать увиденное последовательно, а слуховая последовательная память — это способность запоминать услышанное по порядку. .
Логическое рассуждение — это процесс прихода к заключению с использованием рациональной, систематической последовательности шагов, основанных на надежных математических процедурах и заданных утверждениях. В логике есть два общих метода заключения: дедуктивное рассуждение и индуктивное рассуждение.
- Дедуктивное рассуждение начинается с общей истины (главной посылки), такой как утверждение, что все люди смертны. Затем следует второстепенная посылка, более конкретное утверждение, например, что Сократ — человек. Отсюда следует вывод: Сократ смертен. Заключение не может быть ложным, если верны как большая, так и второстепенная посылки.
- В индуктивных рассуждениях общие выводы делаются из конкретных наблюдений; данные приводят к выводам. Если данные показывают осязаемую закономерность, они подтверждают гипотезу. Например, увидев десять белых лебедей, мы могли бы использовать индуктивное рассуждение, чтобы заключить, что все лебеди белые.
Конечно, эту гипотезу легче опровергнуть, чем доказать, и посылки не обязательно верны, но верны с учетом имеющихся данных и того, что нельзя найти ситуацию, в которой это не так.
Почему важны когнитивные навыки?Многие исследования, проведенные в течение многих десятилетий, показали, что когнитивные способности — восприятие, внимание, память и логическое мышление — определяют способность человека к обучению; согласно Oxfordlearning. com , это навыки, которые «отличают хороших учеников от посредственных учеников». По сути, когда когнитивные навыки сильны, обучение проходит быстро и легко. И наоборот, когда когнитивные навыки слабы, обучение становится проблемой.
Поскольку когнитивные способности имеют решающее значение для чтения, письма, математики и обучения, они обычно нарушаются при нарушениях развития внимания, речи, чтения и математики, таких как СДВГ, дислексия, дискалькулия и дисграфия.
– Ключ к чтению, письму, математике и обучению- Исследование Cheng et al. (2018) предполагает, что в основе развития дислексии и дискалькулии обычно лежит дефицит зрительного восприятия.
. - Фонологическая обработка Навыки играют важную роль в развитии чтения. Например, Брэдли и Брайант (1983) обнаружили высокую корреляцию между начальной осведомленностью детей дошкольного возраста о рифмовании и их развитием в чтении и правописании в течение трех лет. Эта связь сохранялась даже после учета других переменных, таких как IQ и память.
. - Многочисленные исследования связывают трудности со скоростью обработки с СДВГ и нарушениями чтения. Стеннекен и др. (2011) сравнили группу успешных молодых людей с дислексией с аналогичной группой типичных читателей. Группа с дислексией показала поразительное снижение скорости обработки информации (26% по сравнению с контрольной группой), в то время как их объем рабочей памяти был в пределах нормы.
.
- Тридцать шесть 9-летних детей прошли тест на стойкость образов в зрительной сенсорной (иконической) памяти и анализ Нила способности к чтению. Тест на чтение дает баллы за беглость речи, точность и понимание. Все три показателя эффективности чтения были в значительной степени связаны с устойчивостью значков (Riding & Pugh, 19).77).
. - Кулп и др. (2002) исследовали взаимосвязь между зрительной памятью и успеваемостью у 155 детей со второго по четвертый классы; Optometry and Vision Science опубликовали результаты. Исследователи пришли к выводу, что плохая способность зрительной памяти в значительной степени связана с ниже среднего уровнем декодирования чтения, математики и общей академической успеваемости, измеряемой Стэнфордским тестом успеваемости.
. - Исследования подтвердили, что 9Слуховое воспоминание 0003 играет решающую роль в грамотности и напрямую влияет на навыки чтения, правописания, письма и математики. Дети с плохими навыками слуховой памяти могут с трудом распознавать звуки и сопоставлять их с буквами — распространенный симптом нарушения чтения или дислексии. Исследование Plaza et al. (2002) обнаружили, что у детей с дислексией наблюдается значительный дефицит в задачах, связанных с навыками слуховой памяти (диапазон цифр, повторение незнакомых слов, повторение предложений) по сравнению с их сверстниками.
. - Гатри и др. (1972) исследовали взаимосвязь между визуальными последовательными воспоминаниями и чтением у 81 обычного читателя и 43 людей с ограниченными возможностями. Исследователи выявили значительные положительные связи между визуальной последовательной памятью и пониманием абзацев, устным чтением и распознаванием слов.
. - Хоус и др. (1999) сравнили 24 читателя со слуховой дислексией и 21 человека со зрительной дислексией с 90 участниками контрольной группы. Исследователи выявили слуховая последовательная память нарушения для обоих типов читателей с дислексией и множественные сильные стороны для хороших читателей.
. - Рабочая память является краеугольным камнем для всех видов обучения, от чтения и ведения заметок до математических расчетов. Вайс и его коллеги (2014) протестировали 52 музыканта, 24 с дислексией и 28 без дислексии, и сравнили выступления двух групп в различных слуховых тестах. В большинстве тестов на слуховую обработку музыканты с дислексией набрали такие же баллы, как и их коллеги без дислексии, и даже лучше, чем население в целом. Где они показали гораздо худшие результаты, так это в тестах на слуховую рабочую память. Музыканты-дислектики с самой плохой рабочей памятью, как правило, имели самую низкую точность чтения.
. - В исследовании Бхата (2016 г.) изучался вклад шести компонентов способности к рассуждению (индуктивное мышление, дедуктивное мышление, линейное мышление, условное мышление, причинно-следственное мышление и рассуждение по аналогии) для объяснения различий в академической успеваемости. достижения 598 учащихся 10 класса. Предсказательная сила различных компонентов способности рассуждать в отношении академической успеваемости составила 31,5%. Из шести параметров способности к рассуждению максимальное участие отражало дедуктивное мышление (с коэффициентом надежности 0,49).), за которым следуют причинно-следственные рассуждения (0,26), индуктивные рассуждения (0,16), линейные рассуждения (0,05), условные рассуждения (0,03) и рассуждения по аналогии (0,02) об академических достижениях.
.
Каждый когнитивный навык играет роль в обработке новой информации. Это означает, что если хотя бы один из этих навыков слаб, независимо от того, какая информация поступает на ваш путь, это влияет на понимание, сохранение или использование этой информации.
Большинство проблем с обучением возникают из-за слабых когнитивных навыков. Но что еще более важно, наши основные когнитивные способности имеют решающее значение для развития когнитивных функций более высокого порядка.
– Ключ к когнитивным навыкам более высокого порядкаОбучение не происходит на одном уровне, а представляет собой стратифицированный процесс. Например, нужно научиться считать, прежде чем станет возможным научиться складывать и вычитать. Предположим, кто-то пытается научить ребенка, который еще не научился считать, складывать или вычитать. Это было бы невозможно, и никакие усилия никогда не помогут научить ребенка складывать и вычитать. Это показывает, что счет — это навык, которым необходимо овладеть, прежде чем станет возможным научиться делать вычисления. Таким же образом должны быть приобретены основные когнитивные способности более низкого уровня 9.0044 сначала, до становится возможным овладеть навыками более высокого порядка, основанными на мозге.
Когнитивные навыки более высокого порядка — также называемые интеллектуальными навыками более высокого порядка — это сложные когнитивные навыки, которые выходят за рамки простого наблюдения за фактами и их запоминания. Это то, о чем мы говорим, когда хотим, чтобы наши ученики были оценочными, творческими и инновационными. Согласно Полу и Элдеру (2007), большая часть нашего мышления — предоставленного сама себе — является предвзятой, искаженной, неполной, неосведомленной или откровенно предвзятой. Тем не менее, качество нашей жизни и то, что мы будем производить, изготавливать или строить, зависит именно от качества нашего мышления. Критическое мышление это способность мыслить организованно и рационально, чтобы понимать связи между идеями и фактами. Это поможет вам решить, во что верить. Другими словами, это «думать о мышлении» — выявлять, анализировать, а затем исправлять недостатки нашего мышления. Критическое мышление — основа хорошего образования.
Таксономия Блума — это образовательная модель, описывающая когнитивные процессы обучения и овладения предметами. Эта модель, названная в честь Бенджамина Блума, главы комитета исследователей и педагогов, была разработана в XIX веке.50-х и 60-х годов. Таксономия Блума и критическое мышление идут рука об руку. Таксономия Блума проводит учащихся через мыслительный процесс критического анализа информации или знаний. Цель состоит в том, чтобы поощрять мышление учащихся более высокого порядка, опираясь на когнитивные способности более низкого уровня.
Ниже представлена расширенная версия известной таксономии Блума, в которую мы включили основные когнитивные навыки:
Как можно улучшить когнитивные навыки?Edublox специализируется на образовательных мероприятиях, которые делают детей умнее, помогают им быстрее учиться и читать, а также с легкостью решать математические задачи. Наши программы позволяют учащимся преодолевать трудности с чтением и другие препятствия в обучении , помогая им стать учениками на протяжении всей жизни и дать им возможность реализовать свои высшие образовательные цели .
Edublox основан на педагогических исследованиях и более чем 30-летнем опыте, демонстрирующем, что большинство трудностей в обучении объясняются слабыми базовыми когнитивными навыками. К базовым когнитивным навыкам относятся восприятие, внимание, память и логическое мышление. Специальные когнитивные упражнения могут усилить эти слабые стороны, что приведет к повышению производительности в чтении, правописании, письме, математике и обучении.
Сильные когнитивные навыки являются ключом к чтению, письму, математике и обучению. Посмотрите наш плейлист с отзывами клиентов и узнайте, как когнитивное обучение и онлайн-репетиторство Edublox помогают избавиться от дислексии и дискалькулии вокруг .- Edublox представила недельную программу в Сингапуре для 27 учащихся в возрасте от 10 до 12 лет; контрольную группу составили 25 студентов. Результаты исследования показали значительное улучшение концентрации внимания.
. - Результаты исследования показывают, что Edublox Online Tutor повышает скорость обработки; слуховая память группы Edublox также значительно улучшилась согласно t-критерию парных выборок.
. - Исследование, проведенное Mays (2014), показало значительное улучшение зрительной памяти — с 6,2 до 7,5 лет после интенсивной однонедельной программы Edublox продолжительностью 22,5 часа.
.
Edublox Online Tutor оптимизирован для детей в возрасте от 7 до 13 лет, подходит для одаренных и менее одаренных и может использоваться дома и в школе. Наши программы эффективны для облегчения различных симптомов, связанных с дислексией, дисграфией и дискалькулией.
.
Edublox также предлагает онлайн-репетиторство для учащихся с дислексией, дискалькулией и другими трудностями в обучении. Наши студенты находятся в Соединенных Штатах, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Запишитесь на бесплатную консультацию , чтобы обсудить потребности вашего ребенка в обучении.
Еда на вынос
.
Когнитивные навыки Help Fashion Adaptive Minds
Какие знания наиболее полезны – общие знания о том, как хорошо мыслить, или специальные знания во многих предметных областях?
Мысль о том, что мы можем тренировать мозг, чтобы использовать основные когнитивные навыки, которые эффективны в широком диапазоне ситуаций, поистине фантастична. Но, возможно, это слишком фантастично.
Общие, обучаемые и полезные когнитивные навыки – есть ли в них что-то действительно важное или они относятся к области змеиного масла?
Общие когнитивные навыки включают, среди прочего, стратегии решения проблем, навыки критического мышления, методы принятия интуитивных решений, навыки обучения и учебы, а также метакогнитивные стратегии.
Вопрос о том, могут ли когнитивные навыки дать что-то большее, чем тематические знания, имеет важное значение для того, как мы разрабатываем системы образования и обучения. Сосредоточены ли мы на обучении, чтобы развивать знания по предметам один за другим? Или мы должны также инвестировать в попытки развить общие когнитивные навыки?
Дэвид Перкинс из Гарвардского университета и его коллега Гавриэль Саломон критически проанализировали литературу за несколько десятилетий, посвященную когнитивным стратегиям и навыкам для решения этих проблем. Их статья «Связаны ли когнитивные навыки с контекстом?» было опубликовано в Исследователь в области образования .
Перкинс и Саломон пришли к выводу, что общие когнитивные навыки действительно полезны. Они помогают избежать хрупкой компетентности, возникающей из-за сосредоточения внимания исключительно на конкретных предметных знаниях. Тем не менее, когнитивные навыки лучше всего усваиваются, когда они тесно связаны со знаниями по теме. Ключевые моменты их статьи кратко изложены ниже.
Как выглядят общие когнитивные навыки?
Философы могут ловко владеть общим когнитивным навыком, чтобы просвещать или раздражать. Вы делаете какое-то импровизированное заявление, и философ часто бьет вас контрпримером.
Тема разговора редко имеет значение. Контрпримеры кажутся естественными, независимо от того, идет ли речь о политике, науке, религии или личных отношениях. Некоторое реальное знание темы действительно помогает процессу.
Стратегия поиска контрпримеров для проверки утверждений — это навык критического мышления. Это может быть весьма полезно для тщательного рассмотрения важных вопросов в правильной обстановке.
Эвристические стратегии решения проблем также являются классическими примерами общих когнитивных навыков. Эвристика — это общая стратегия подхода к проблеме, которая не гарантирует решения, но часто помогает. Джордж Полиа писал об общих математических эвристиках, таких как:
- использование диаграмм для представления задачи различными способами
- при столкновении со сложной задачей сначала решение более простой задачи того же типа
Когнитивное исследование того, как обучать общей математической эвристике, в нескольких случаях обнаружило значительные улучшения. Успех зависел от обучения когнитивным навыкам в контексте реальных математических задач. Это помогло учащимся связать общие стратегии со своими математическими знаниями.
Общие когнитивные навыки и специальные знания
Две области исследований первоначально поставили под сомнение ценность когнитивных навыков. Исследования опыта и передачи в обучении показали, что лучше много знать по теме, чем пытаться найти общие способы мышления по темам. Более поздние исследования по этим темам опровергли этот сильный вывод.
Ранние исследования природы экспертизы показали, что эксперты полагались на глубокие знания своей специальности. Мыслительный процесс эксперта был довольно простым. Эксперты быстро распознавали ситуации, сопоставляя их с множеством паттернов, которые они хранили в памяти, и на основе этого размышляли в поисках решения. Общие когнитивные стратегии казался бледным по сравнению с богатой базой знаний, которую эксперты применяли в типичных ситуациях.
Более поздние исследования начали изучать не очень типичные ситуации, чтобы понять гибкость экспертизы. Идея состоит в том, что эксперты больше, чем техники. Они не просто эффективно решают старые проблемы. Они расширяют поле своей деятельности, решая новые проблемы. Исследование того, как эксперты справляются с нетипичными проблемами, неожиданно показало, что общие когнитивные навыки возникли из глубин экспертных знаний и проявили себя.
При столкновении с необычными проблемами, не поддающимися прямому подходу, эксперты применяли общие когнитивные стратегии, такие как:
- проведение аналогий с системами, которые они понимают лучше как это будет работать, если различные параметры будут сдвинуты к нулю или бесконечности
- построить более простую задачу того же типа в надежде решить ее и импортировать решение исходной задачи
Другое направление исследований также изначально создало проблемы для идеи общих когнитивных навыков. Многие исследования показали, что рассуждения и другие навыки, приобретенные в одной проблемной области, редко используются при рассуждениях в аналогичных ситуациях.
Первые выводы о переводе часто означали, что когнитивные навыки в основном зависят от конкретных знаний. У людей мало возможностей применять стратегии в разных областях. Более поздние исследования привели к несколько более оптимистичной оценке.
Перевод возможен, хотя и не легко. Успех переноса зависит от того, как усваивается навык, разнообразия случаев, используемых в обучении, и связанных с этим факторов. При соблюдении правильных условий эти навыки часто передаются.
Объединение когнитивных навыков и конкретных знаний
Ранние сторонники когнитивных навыков пытались зайти слишком далеко. Они упускали из виду важность глубоких предметных знаний. Они чувствовали, что эти навыки будут легко применяться в новых ситуациях. Исследования, противоречащие первоначальным утверждениям, едва не стали похоронным звоном для общих когнитивных стратегий 9.