Обязанности жены и мужа в православной семье: Каковы обязанности православного мужа в семье?

Обязанности жены по духовному воспитанию мужа

Женщине до всего есть дело. Замужней женщине есть дело ещё и до всех – особенно до членов своего большого семейства. И даже в духовных вопросах: постится ли муж? Как часто причащается? Читает ли святоотеческие книги? Ведёт ли с батюшкой душеспасительные беседы? Хочет глава семьи или нет, но эти вопросы его верную спутницу будут волновать. Как волноваться правильно и без перекосов, в день память святых покровителей супружества мучеников Адриана и Наталии, с долей юмора советует опытный семьянин и многодетный отец – киевский священник Владимир Тукало.

8 сентября Церковь празднует память святых покровителей супружества – мучеников Адриана и Наталии.

На пути ко Христу они оба пережили немыслимое… «Умоляю тебя, господин мой, раб Христов, – сказала Наталия, – пока ты еще жив, протяни руку свою, чтобы отбили её, и ты тогда сравняешься с прочими святыми мучениками, которые более пострадали, нежели ты!» Святой Адриан протянул к ней свою руку, а она, взяв ее, положила на наковальню.

Мучитель, ударив сильно по руке молотом, отсек ее, и тотчас святой Адриан предал душу свою в руце Божии от великих страданий».

Такой вот пронзительный пример, как жена может стать для супруга настоящей духовной наставницей, предваряет нашу беседу.

Священник Владимир Тукало

– Отец Владимир, вот ситуация: жена видит, что муж стал редко причащаться. Охладел в вере, что ли… Должно ли её это заботить?

– Это будет её заботить в любом случае, должно или не должно. Женщины – хранительницы очага, и дома у них всё под контролем. Разумное устройство в семье – это когда муж определяет стратегию: «куда идти», а жена – тактику: «как идти». «В 1945 году мы возьмем Берлин», – говорит муж. А жена отвечает: «Хорошо. Сейчас 1941-й. Значит, здесь мы роем окопы, там строим ДОТы, оружие берём вот такое…» И муж, если он мудрый, не станет стеснять жену в вопросах тактики. Его задача – следить, чтобы она не уклонялась от стратегии, потому что её желание «как лучше» часто уводит в сторону, и тогда стратегическое направление семьи меняется.

Но в вопросах «как идти» жена имеет право всё контролировать. На её усмотрение – хозяйство, семейная касса, одежда, еда и прочее. И вдруг выплывает такая зона – духовная, которая ей оказывается неподвластна. Если нет денег, можно из мужа «вытряхнуть» премию, уговорить, чтобы пошел подработал где-нибудь, или самой заработать. Если у детей «не хватает» знаний, можно нанять репетиторов. А здесь проблема: нарушается духовное устроение – что делать? И женщина бросается с головой в решение этой головоломки.

У нас есть штамп: чем чаще ходить в храм, тем больше воздействует благодать, человек исправляется, и жизнь налаживается. Часто своих домашних мы стараемся втиснуть именно в эти железные рамки. Но вопрос ведь не в количестве, а в качестве посещений храма.

Если человек идет в церковь, открывает там своё сердце, он соприкасается с благодатью Божьей. Пусть даже 10 минут постоял и поговорил с Богом, – этого может быть достаточно: ощутил отклик в душе, Господь коснулся сердца, и со временем человек захочет такого контакта еще. А если муж стоит в церкви «не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены», как отец Федор из «12 стульев» говорил, возникает проблема: сердце не включается. Наоборот, срабатывает «обязаловка».

По закону физики, сила действия равна силе противодействия. Так и здесь: чем больше женщина будет давить, тем больше домашние будут сопротивляться. Даже дети – до 14–15 лет ещё как-то будут повиноваться, ходить через силу, изображать крестное знамение и склонять голову, но потом начнут возмущаться, психовать, придумывать отмазки. А в 18-20 их уже и палкой в храм не загонишь, потому что богослужение ассоциируется у них с насилием над их волей и свободой.

И муж так же. Он готов смириться с тем, что жена первая на кухне. Соглашается с ней в бытовых, прикладных вещах. Даже послушается, когда ему скажут, какую рубашку надеть и как пиджак застегнуть. Но он никогда не смирится с тем, чтобы жена стала его духовным гуру.

Фото: semopyt.ru

– Женщина судит по себе, и если кто-то в семье перестаёт соблюдать посты или ходить в храм, она боится, что случится отпадение её родного человека от Церкви. Но, по всей видимости, частота посещений храма у мужчин вовсе ни о каком отпадении не свидетельствует. Но тогда почему так происходит?

– Есть анекдот про мальчика, сына английского лорда, который с детства был немым. И вот в день его 13-летия семья сидит утром за завтраком. Лорд говорит: «Доброе утро». Мальчик не отвечает. Подают овсянку. Отец и сын начинают есть. Вдруг отрок произносит: «Недосолено». Все в шоке: что такое, как это может быть! Сбежались родственники, спрашивают его: «Вы что, можете говорить?» – «Да, могу». – «Но почему не произнесли ни слова за все 13 лет?» – «Не было необходимости».

Так и в некоторых семьях. Женщина настолько пытается угодить мужу, что ему просто не нужно ничего. Жена есть? – Есть. – Слушается? – Вроде да, верующая же. – Деньги я зарабатываю? – Зарабатываю. В общем, всё хорошо.

Часто женщины, особенно молодые христианки, окружают своих мужей такой заботой, ну просто со всех сторон стелют. Смотришь на это всё и думаешь: действительно, зачем ему в храм ходить – накормлен, напоен, спать уложен…

– Не станем же мы за это женщину обвинять. И что делать в таком случае? Если жена не авторитет в духовном плане, как она может повлиять? Может, оставить этот вопрос на самотек?

– Нет, на самотек нельзя.

Главное, что женщина может сделать, это её личная молитва. Можно прийти к священнику, попросить у него правило для того, чтобы муж воцерковился, стал ближе к Церкви.

В моей священнической практике был интересный случай. Одна прихожанка, молодая девушка, познакомилась с парнем – совершенным атеистом. Он когда-то прочёл Библию, но над верой насмехался.

Приходит она ко мне и говорит: «Батюшка, он очень хороший, я его люблю, но боюсь связывать с ним свою жизнь». – «У тебя, – отвечаю, – два пути: либо ты от него отказываешься, либо за него борешься». – «А как?» – «Надо молиться». И я дал ей правило.

Мы много с ней об этой ситуации говорили. «Может, как-то его наставлять?» – спрашивала она. Но как наставлять, если человек по образованию психолог, кандидатскую пишет, образованный, начитанный – его не переспоришь.

«Вы знаете, если я начинаю умничать, он в два счета меня за пояс затыкает. И потом так стыдно… Кажется, что я и веру свою не защитила, и на него обижаюсь», – рассказывала она.

Девушка положилась на волю Божью, усердно молилась. Один акафист 40 раз прочитала, потом второй, третий. Полгода, год прошел, и вот как-то раз приходит ко мне этот парень. Спрашивает: «Почему она сюда ходит?» В том смысле, что он искренне заинтересовался, зачем ей Церковь и вера.

Девушка не долбила парня разговорами, в пещеры, в Лавру не заставляла ходить. Но если он спрашивал, отвечала по мере своего разумения. Не пыталась его просветить, но делилась тем, что знает и чувствует. Я ей советовал: «Ты просто отвечай то, что думаешь. Если же будет спрашивать выше твоего понимания, скажи так: раз у тебя накопилось столько вопросов, давай сходим к священнику».

– Чего ни в коем случае нельзя делать – чтобы не вызвать то самое противодействие, о котором Вы говорили?

– Самая неправильная установка: «Я его воцерковлю». Или: «Я его изменю. Он будет другим». А не факт. В такой постановке вопроса уже заложено упование на себя, проявляется самость.

Считать, что «я его изменю», – безумие, потому что изменить другого человека может только Бог. Творение творение изменить не может, а вот Бог-Творец может всё. Значит, нужно начать с того, чтобы обращаться к Творцу.

Мы хотим изменить другого человека своими словами, действиями, предложениями, турпоходами или паломническими поездками. Думаем, что сводим его к такому-то старцу или авторитетному священнику… А старцы и отцы не являются авторитетами для этого мужчины. Ну да, старичок вещает чего-то. Так ведь ещё надо бы почитать в интернете, чего там о нем пишут…

Поэтому мечты нужно оставить и настроиться на труд. Если любишь человека и хочешь изменить его, это можно сделать только через жертву. Девушка, жена своей любовью может вымолить, пожертвовав часть сил, энергии, времени для молитвы о своем женихе или муже. И постепенно, по чуть-чуть он будет преображаться.

Не сразу это произойдёт, Господь будет испытывать её веру. Но затем потихонечку преобразится и сам человек, и вся семья получит большое утешение и радость. Но всё это только через труд.

Фото: p-beseda.ru

А в отношении поступков однозначно неправильно будет тянуть его в церковь: «ты обязан», «ты должен», ставить рамки, условия. Нужно начать молиться и потихонечку предлагать, заинтересовывать.

Часто мужья, как я уже говорил, не видят причины, по которой они должны идти в церковь. Жена прочитала жития святых отцов, усвоила, что если исповедоваться, причащаться, то так станешь отделяться от греха, Господь даст милость, будет освящать ум и просвещать сердце. Она-то это знает, но у мужа таких познаний нет. Если станет ему рассказывать, он на это никакого внимания не обратит, потому что жена для него – не авторитет духовный. Вот если скажет борщ посолить через 15 минут, он это беспрекословно сделает. Почему? Потому что если не поступить так, как она сказала, будет не борщ, а помои, и есть такое будет нельзя.

А если её послушаться, будет хорошо чреву.

У мужчин больше развито рациональное восприятие. Так что самый лучший вариант для жены – найти священника, который бы постепенно достучался до его сознания, поговорил бы и объяснил.

Я в таких случаях приглашаю людей на молебен об успехе в делах. Даже самому далекому от веры мужчине «успех в делах» – это понятно. «Сколько нужно стоять?» – «15 минут». – «О, хорошо, вопросов нет…»

Вот помолились, я говорю короткое напутственное слово – цепляю его за живое, рассказываю, для чего ходить в храм, какая может быть у него цель. Не говорю – ты обязан, должен. Но предлагаю. В Православной Церкви Господь Иисус Христос для нас является покровителем, помощником, образцом для подражания. Господь не насилует волю, не заставляет, Он предлагает: придите, примите. Так и я говорю: «Хотите так вот и так? Нет? Пожалуйста…»

Всегда надо помнить: изменяет людей только Господь. Священник не «вправляет мозги», он сеет. Часто женщины, когда просят меня поговорить с их мужьями, опасаются: «Он не послушает…» Так нам и не нужно, чтобы послушал, нам нужно засеять. Священник засеял, жена удобряет благодатью. Благодать даётся через молитву. Вот и молится она тихонечко за мужа своего, просит Боженьку, чтобы Он открыл сердце, щедро окропил благодатью это зернышко.

Самое главное – избегать принуждения. Насилие не имеет в себе любви. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, но сорадуется истине. Там, где есть безграничное доверие друг ко другу, будет действовать любовь.

Если муж любит жену, он ей доверяет: хочет она так, значит, ей так лучше, пусть идет в церковь, помолится. Если он видит, что его поведение причиняет ей боль, просто ради нее придет в храм, сделает этот шаг любви. И взаимная жертва – её смиренная молитва и его искренняя уступка – будут постепенно усиливать чувства, давая тем самым возможность действовать в сердцах Богу.


  • Адриан и Наталия: Что делать, если твой муж — неверующий?

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Обязанности православного мужа и жены

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В тот момент, когда юноша и девушка повзрослели и стали перед выбором своего спутника жизни и считается первой обязанностью православного мужа и жены. Принимать такое решение необходимо хорошо подумав и неспешно, так как церковь говорит о том, что брак должен быть единым.

Есть легенда об отце Арсении и его дочери. Девушка хотела посвятить свою жизнь служению Господу, но отец благословил ее на замужество. Она выбрала себе парня и пришла к отцу. Тот же сказал, что это не ее суженый. Затем она пришла уже с другим, но вновь получила отказ. На третий раз уже мать подобрала ей жениха. Он совсем не понравился девушке, и она думала, что отец также откажет.

Он благословил ее на брак и сказал, что даже если она не любит парня, то не надо это показывать ему, и только с ним она будет счастлива. Девушка долго плакала, но послушалась отца и вышла за него. Через год парень стал ей самым родным и дорогим, с которым она прожила долгую жизнь и родила 13 детей.

Что такое семья

Церковь все больше говорит о том, что современные люди совершенно не понимают понятия семьи. Они считают, сто основной ее целью есть рождение детей. И священники говорят о таком ошибочном понимании, ведь это природа семьи, но не цель.

Священнослужители часто говорят о том, что семья – это маленькая церковь, где есть определенные обязанности мужа и жены в семье. А цель брака заключается в воплощении христианской любви. Начало которой берется на земле, а продолжение идет в Царство Небесное.

Семейные обязанности

После проведения венчания — таинства брака, люди получают благословение от Бога на жизнь вместе, рождение детей и воспитание их в православном духе, а также деление радости и горя пополам. Если мы будем противится выполнению этих правил, то лишимся божьей благодати.

Еще апостол Павел писал, что обязанности жены православие выделяет как повиновение мужу своему, так как он является главой семьи. Она должна боятся грешить против мужа, ни словом, ни делом, ни взглядом. Так всегда и было в истинных православных семьях: жена слушалась своего мужа, а дети – своих родителей. И был там порядок, мир, любовь и Божье благословение.

Но кроме самого обряда венчания есть еще и обряд развенчания. Для его проведения необходимо достаточно веские аргументы.

Кроме семейных обязанностей жены и мужа есть определенные, которые относятся к Богу:

  • любовь и верность друг другу на всю жизнь,
  • рождение и воспитание детей в православной вере,
  • послушание мужем Господа, так как он глава семьи и несет ответ за нее перед Богом,
  • жена должна во всем слушаться мужа.

Помните, что провести обряд венчания никогда не поздно и помните, что самым главным является вера и следование Божьим заповедям.

Господь всегда с Вами!



Гендерные роли в православном браке : Православное христианство

Как человек, который изо всех сил пытается понять свою идентичность как мужчина, муж и отец, мне любопытно ваше восприятие ролей, которые муж и жена должны играть в христианском браке. ? Знаете ли вы какие-нибудь хорошие аудио/видео ресурсы, в которых обсуждается эта тема для мужа и жены?

Прошлой ночью я просматривал группу на Facebook, которая утверждает, что представляет «библейский эгалитаризм». На плакате было написано, что она над женщиной, изучающей Библию своей мамы, сказала, что муж должен быть «духовным лидером» семьи. Далее она высмеивала эту идею и говорила, что не знает ни одной библейской ссылки, подтверждающей это утверждение.

Я был несколько ошеломлен. Хотя термин «духовный лидер» не встречается в Писании, есть много апостольских наставлений для мужчин обучать своих жен духовным вопросам и управлять своим домом с любовью и жертвенностью. Жены призваны подчиняться и даже подчиняться своим мужьям, а не узурпировать власть мужчин в Церкви. Я пришел к этим выводам в основном из собственного чтения Писания в последние месяцы, хотя я уверен, что на меня повлияло и мое собственное религиозное воспитание. Я также сейчас читаю книгу Дэвида Форда под названием «Женщины и мужчины в ранней церкви: полные взгляды св. Иоанна Златоуста». Я думаю, что большинство американских христиан шокированы, когда слышат такие выражения, как «подчиняться», «подчиняться», «жертвовать», «страдать», «молчать».

Но я не вижу никакого логического способа объяснить эти наставления от св. Пол и Питер. Их инструкции полностью контркультурны и даже оскорбительны для постмодернистских ушей.

Мне было трудно найти много записанного материала (аудио или видео), который говорит о православном взгляде на гендерные роли в браке. Кто-нибудь видел хороший аудио/видео материал на эту тему? Большинство людей в «эгалитарной» группе придерживались мнения, что современная наука каким-то образом просвещает нас сегодня, чтобы по-настоящему понять лежащие в основе библейские языки и культурные контексты и, наконец, ниспровергнуть тысячи лет угнетающего мужского патриархата.

Чем больше я читаю и слушаю Священное Писание и древних христианских писателей, тем более чужим я себя чувствую в этом мире.

(Меня, кстати, обвинили в троллинге этой группы «библейских эгалитаристов» и удалили модератором. Мои комментарии, в которых были продуманные отсылки к Священному Писанию, были удалены. Модератор сказал, что группа создавалась как «группа поддержки» для тех, кто уже придерживается эгалитарных взглядов. Думаю, мое несогласие с идеей об отсутствии библейских свидетельств духовного лидерства мужчин в семье было слишком провокационным на их вкус.)

Мне не кажется, что среди православных этот спор так распространен. Не потому ли, что большинство православных в большинстве случаев уже принимают определенный взгляд на семейную жизнь? Разве не ведется много споров по этому вопросу, потому что философии, которые подчеркивают гендерную напряженность в западных формах христианства, не присутствуют в восточных умах?

С нетерпением жду ваших мыслей и просмотра ресурсов, которыми вы можете поделиться. Если я совершенно неправильно истолковываю Писание вне Традиции, дайте мне знать. Спасибо!

О христианском браке – Св. Иоанн Златоуст (347-407 гг. н.э.) – Православная церковь Св. Георгия

Брак был предопределен Богом как благословение человеческому роду. Один мудрец в Писании, перечисляя самые важные благословения, включил «жену и мужа, которые живут в согласии» (Мудрость Сираха 25:1).

С самого начала Бог в Своем провидении планировал этот союз мужчины и женщины. Бог вложил в сердце мужчины способность любить свою жену, а в сердце женщины способность любить своего мужа. Нет таких близких отношений между людьми, как отношения мужа и жены, если они соединены так, как должны быть.

Целью Бога в установлении брака является мир.

Если мужчина и женщина вступают в брак для удовлетворения своих сексуальных желаний или для достижения материальных целей себя или своей семьи, то союз вряд ли принесет благословение. Но если мужчина и женщина женятся для того, чтобы быть попутчиками в путешествии с земли на небо, то их союз принесет великую радость им самим и другим.

Когда мы говорим о повиновении жены мужу, мы обычно думаем о повиновении в военных или политических терминах: муж отдает жене приказы, а жена подчиняется им. Но в то время как этот тип послушания может быть уместным в армии, он нелеп в интимных отношениях брака. Послушание не должно ограничиваться женой; муж должен быть таким же послушным. Св. Павел пишет: «Повинуйтесь друг другу из благоговения перед Христом» (Ефесянам 5:22). Таким образом, хороший брак зависит не от того, что один партнер подчиняется другому, а от того, что оба супруга подчиняются друг другу.

Когда Апостол Павел говорит: «Мужья, любите своих жен», он не останавливается на этом, а дает меру истинной любви, добавляя: «как Христос возлюбил Церковь» (Ефесянам 5:25). А как Христос любил Церковь? «Он предал Себя за нее», — говорит апостол. Поэтому, даже если вам придется умереть за свою жену, не отказывайтесь.

Любовь сильнее всего проявляется в браке, когда она сопровождается уважением. Хороший брак похож на замок. Когда муж и жена искренне любят и уважают друг друга, никто не может их победить.

По промыслу Божию, когда муж духовно слаб, жена духовно сильна; а когда жена слаба, муж ее силен.

Ничто не может разрушить любовь, укорененную и основанную во Христе.

Любовь мужа и жены — это сила, сплачивающая общество.

Совет святителя Иоанна Златоуста молодым мужьям:  Разговор с женой . . . .

Никогда не говорите с женой по-земному, но с комплиментами, с уважением и большой любовью. Скажи ей, что ты любишь ее больше, чем свою жизнь, потому что эта нынешняя жизнь ничто, и что твоя единственная надежда состоит в том, чтобы вы вдвоем прошли эту жизнь так, чтобы в грядущем мире вы были едины в идеальная любовь.

Скажи ей: «Наше время здесь коротко и мимолетно, но если мы будем угодны Богу, мы можем обменять эту жизнь на грядущее Царство. Тогда мы будем совершенно едины и со Христом, и друг с другом, и радость наша не будет знать границ. Я ценю вашу любовь превыше всего, и ничто не было бы для меня более горьким и болезненным, чем наше несогласие друг с другом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *