Оперантное обусловливание скиннера: Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности

Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности

20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.

Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.

В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Такими утверждениями о предмете психологии Скиннер остро критиковал популярный тогда психоанализ Фрейда, а также вслед за позитивистским духом в точных и естественных науках он хотел переосмыслить методологию психологии. Разделив психологию на «донаучные» концепции и бихевиористов, Скиннер пытался ее реформировать и сформулировать собственный научный метод, создать новую экспериментальную психологию.

Критикуя психологию, Скиннер пытался доказать: фундаментальная ошибка современной психологии в том, что причины человеческого поведения находятся не внутри человека, а в окружении. Он утверждал: хотя человечество перестало верить в средневековых духов и бесов, но оно до сих пор пытается описать какие-то метафорические «скрытые силы» сознания, которые нельзя доказать или подтвердить экспериментально. Эти аргументы против изучения внутреннего мира были обоснованы тем, что люди не имеют доступа к сознанию человека, поэтому психология должна заниматься только наблюдением.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

Согласно философии Скиннера, нет необходимости тратить так много энергии на моральное развитие индивида, ведь «черты характера» – это аккумуляция реакций на определенные внешние условия окружения.

Поэтому результат будет намного лучше, если мы будем больше сил и внимания уделять исследованиям внешней среды и условий, от которых и зависит индивид. Таким образом, если мы создадим лучшие окружающие условия, мы получим лучших индивидов.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Теория оперантного поведения

Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.

Если Павлов вывел закономерность формирования условных рефлексов, то Скиннер пошел еще дальше: он описал свои научные наблюдения и возможные способы влияния на поведение организма, и назвал их «оперантное обусловливание» (или оперантный бихевиоризм) – процесс формирования ассоциаций между поведением и его последствиями. Согласно Скиннеру, существует три вида поведения человека:

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

Именно идея оперантного обусловливания состоит в изучении формирования поведения человека. Сначала она была сформулирована по аналогии наблюдения за реакцией животных в лабораторных условиях. Поэтому «обусловливание» – это создание необходимых условий, которые дают возможность управлять человеческим поведением.

Обусловить – это обдуманный пошаговый процесс, который позволяет создать нужные подконтрольные условия, из-за воздействия которых меняется состояние человека, его поведение и реакции на последующие обстоятельства. «Оперантное» (от слова «операция») означает действие, имеющее воздействие на среду. Поэтому под оперантным обусловливанием Скиннер подразумевал форму обучения, в которой спонтанное поведение воспринимается как желательное. Главный акцент в оперантном обусловливании Скиннер делал не на реакции человека, а на акции – действии, которое воздействует на человека.

Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.

Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:

Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.

Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.

В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.

Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:

  1. Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
  2. Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.

Правила эффективного оперантного обусловливания:

  1. Простая инструкция.
  2. Легкое начало.
  3. Позитивный процесс обучения.
  4. Регулярная система подкреплений.
  5. Четкая методичность процесса обучения.

Одна из ключевых идей в концепции Скиннера – это подкрепление или «последовательное наведение на нужную реакцию». Он описывал четыре режима подкрепления в зависимости от необходимой формы реагирования:

  • с постоянным соотношением;
  • с постоянным интервалом;
  • с вариативным соотношением;
  • с вариативным интервалом.

Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:

  1. Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т.
     п.
  2. Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
  3. Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.

Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:

  • метод проб и ошибок;
  • формирование автоматизированной реакции;
  • подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).

Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Кстати, о формировании полезных привычек. Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!

Ключевые слова:1Психорегуляция

Теория оперантного обусловливания

1.05.2011

Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Ли Торндайка (E.L. Thorndike) и Берреса Скиннера (B.F. Skinner). В отличие от принципа классического обусловливания (S->R), они разработали принцип оперантного обусловливания (R->S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, исходя из этой формулы, — влияние на его результаты.

Как уже и говорилось ранее, респондентное поведение — это версия Б.Ф. Скиннера павловского представления о поведении, которое он называл обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Скиннер делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Он утверждал, что в основном на ваше поведение воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно — его последствия. Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Скиннер определил его как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа Я., чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.

Итак, ключевая структурная единица бихевиористского подхода в целом и скиннеровского подхода в особенности — это реакция. Реакции можно ранжировать от простых рефлекторных реакций (например, слюноотделение на пищу, вздрагивание на громкий звук) до сложного паттерна поведения (например, решение математической задачи, скрытые формы агрессии).

Реакция — это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которую можно связать с событиями окружающей среды. Сущность процесса научения — это установление связей (ассоциаций) реакций с событиями внешней среды.

В своем подходе к научению Скиннер проводил различие между реакциями, которые вызываются четко определенными стимулами (например, мигательный рефлекс в ответ на дуновение воздуха), и реакциями, которые нельзя связать ни с одним стимулом. Эти реакции второго типа порождаются самим организмом и называются операн-тами. Скиннер считал, что стимулы среды не принуждают организм вести себя определенным образом и не побуждают его действовать. Исходная причина поведения находится в самом организме.

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени — это образцы оперант-ной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления), обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула таким образом определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему.

И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия, ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Оперантное научение можно представить как процесс обучения, основанный на связи раздражитель-реакция-подкрепление, в рамках которой поведение формируется и поддерживается в силу тех или иных его последствий.

Примером оперантного поведения служит ситуация, встречающаяся почти в каждой семье, где есть маленькие дети, а именно — оперантное научение поведению плача. Как только маленькие дети испытывают боль, они плачут, и немедленная реакция родителей — выразить внимание и дать другие позитивные подкрепления. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда боли нет. Хотя большинство родителей утверждают, что они могут различать плач от расстройства и плач, вызванный желанием внимания, все же многие родители упорно подкрепляют последний.

Ключевые слова: не указаны

Источник: Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Что это и как это и как работает

, написанный Сирусом Уэхоме

Медицинский анализ Poonam Sachdev 27 апреля 2022 г.

В этой статье

  • Оперант
  • Операционная теория кондиционирования
  • положительный доклад
  • отрицательный. Поощрение
  • Графики поощрения
  • Наказание
  • Экономия жетонов

Оперантное обусловливание, иногда называемое инструментальным обусловливанием, представляет собой метод обучения, использующий вознаграждение и наказание для изменения поведения. Благодаря оперантному обусловливанию вознаграждаемое поведение, скорее всего, будет повторяться, а наказуемое поведение встречается редко.

Например, когда вы на работе получаете бонус за исключительную работу, вы будете склонны продолжать работать на более высоком уровне в надежде получить еще один бонус в будущем. Поскольку за этим поведением последовал положительный результат, оно, вероятно, будет повторяться.

Оперантное поведение

При оперантном поведении стимулы могут быть аппетитными или отталкивающими. Аппетитные стимулы — это те, к которым вы приближаетесь добровольно, в то время как аверсивные стимулы — это те, которые вы пытаетесь избежать или избежать. Ответы на такие стимулы могут быть как положительными, так и отрицательными. В данном случае положительное и отрицательное не означает хорошее или плохое. Вместо этого положительное подкрепление означает введение стимула для увеличения вероятности повторения поведения, в то время как отрицательное подкрепление включает устранение стимула для поощрения хорошего поведения.

Теория оперантного обусловливания

Оперантное обусловливание впервые было описано бихевиористом Б. Ф. Скиннером. Его теория основывалась на двух предположениях. Во-первых, причиной поведения человека является что-то в его окружении. Во-вторых, последствия поведения определяют возможность его повторения. Поведение, за которым следуют приятные последствия, с большей вероятностью будет повторяться, а поведение, за которым следуют неприятные последствия, повторится с меньшей вероятностью.

Хотя Скиннер был пионером теории оперантного обусловливания, его идеи основывались на законе эффекта Торндайка. Скиннер также считал, что у нас есть разум. Поэтому было более продуктивно изучать наблюдаемое поведение, а не внутренние психические события.

Скиннер также был образцовым изобретателем. Среди его гаджетов была коробка Скиннера, которая использует такие объекты, как крысы и голуби, для записи поведения животных в сжатые сроки.

В ходе своих экспериментов Скиннер определил три типа реакций, которые следуют за поведением:

Нейтральные реакции. Это реакции окружающей среды, которые не производят никаких стимулов, кроме концентрации внимания. Они не увеличивают и не уменьшают вероятность повторения поведения.

Усилители. Это реакции окружающей среды, которые увеличивают вероятность повторения поведения. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Каратели.  Это отрицательные операнты, которые снижают вероятность поведения. Наказание ослабляет поведение.

Положительное подкрепление

Положительное подкрепление включает в себя предъявление аппетитного стимула для увеличения вероятности того, что поведение произойдет в будущем. Например, если ваш ребенок занимается домашними делами без просьбы, вы можете вознаградить его, отведя в парк или вручив лакомство.

Скиннер использовал голодную крысу в ящике Скиннера, чтобы показать, как работает положительное подкрепление. В коробке сбоку был рычаг, и когда крыса двигалась по коробке, она случайно сталкивала рычаг. Сразу после этого в контейнер рядом с рычагом падала пищевая гранула. Последствие получения пищи каждый раз, когда крыса нажимала на рычаг, гарантировало, что животное повторяло действие снова и снова.

Положительное подкрепление не обязательно должно включать материальные предметы. Вместо этого вы можете положительно подкрепить своего ребенка с помощью:

  • Похлопать в ладоши
  • Аплодисменты
  • Обнять или похлопать по спине
  • Поднять большой палец вверх
  • Предложить особое занятие, например поиграть в игру или вместе почитать книгу
  • Рассказать другому взрослому, как вы гордитесь поведение вашего ребенка, пока ваш ребенок слушает
  • Похвала
  • Дай пять

Отрицательное подкрепление

При отрицательном подкреплении что-то неприятное прекращается в ответ на стимул. Со временем поведение усиливается с ожиданием того, что аверсивный стимулятор исчезнет. Если, например, ребенок отказывается есть овощи во время обеда, а родитель в ответ убирает овощи, удаление овощей является негативным подкреплением.

Графики подкрепления

График подкрепления — это компонент оперантного обусловливания, в котором указывается, какие примеры поведения будут подкрепляться. Он включает в себя набор правил, определяемых временем и количеством ответов, необходимых для предъявления или удаления поощрения.

Различные модели подкрепления по-разному влияют на скорость обучения. Графики армирования включают:

Армирование с фиксированным соотношением. Награды зависят от определенного количества повторений поведения. Например, ребенку аплодируют после правильного написания 10 слов.

Армирование с фиксированным интервалом. Награды выдаются в определенное время. Например, еженедельная зарплата. Другой пример: ребенок получает вознаграждение раз в неделю, если посуда вымыта.

Армирование с переменным соотношением сторон. Это подкрепление непредсказуемо и дает большое количество ответов. Например, азартные игры могут предлагать выигрыши после нескольких непредсказуемых попыток.

Армирование с переменным интервалом. Ответы вознаграждаются по прошествии непредсказуемого количества времени. Примером могут служить непредсказуемые проверки санитарным инспектором.

Непрерывное армирование. Это подкрепление поведения каждый раз, когда оно происходит. Примером может служить вознаграждение малыша каждый раз, когда он использует горшок.

Наказание

При оперантном обусловливании наказание определяется как любое изменение в окружающей среде, которое снижает вероятность повторения реакции или поведения. Наказание может работать либо путем непосредственного применения неприятного стимула, такого как ругань , либо путем устранения потенциально полезного стимула, такого как вычет чьего-то суточного содержания для наказания за нежелательное поведение.

Хотя наказание эффективно снижает нежелательное поведение, оно связано со многими проблемами, такими как:

  • Повышенная агрессия
  • Наказуемое поведение скорее подавляется, чем забывается.
  • Страх
  • Наказание не обязательно ведет к хорошему поведению
  • Наказание может легко превратиться в жестокое обращение фальшивые деньги, еда, наклейки, покерные фишки или кнопки, которые впоследствии обмениваются на вознаграждения. Например, в условиях больницы вознаграждение в виде символических денег может предлагаться в обмен на еду, доступ к телевидению и другие бонусы.

    Экономика жетонов доказала свою эффективность не только в лечении психически больных, но и в школе. Эта система может быть использована в классах для уменьшения деструктивного поведения и повышения академической вовлеченности.

    Теория Скиннера об оперантном обусловливании

    Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Теория Скиннера об оперантном обусловливании», в Psychesstudy , 17 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com/behavioral/learning-memory / оперантное обусловливание / скиннер.

    После ухода Джона Б. Уотсона из мира академической психологии психологи и бихевиористы стремились предложить новые формы обучения, отличные от классического обусловливания. Самой важной из этих теорий была Оперантная обусловленность  , предложенная Буррусом Фредериком Скиннером, широко известным как Б. Ф. Скиннер.

      

    Скиннер основывал свою теорию на том простом факте, что изучение наблюдаемого поведения намного проще, чем попытки изучения внутренних психических явлений. Работы Скиннера завершили исследование гораздо менее экстремальное, чем работы Уотсона (1913), и классическая обусловленность считалась слишком упрощенной теорией, чтобы быть полным объяснением сложного человеческого поведения.

    Б. Ф. Скиннер известен своими новаторскими исследованиями в области обучения и поведения. Он предложил теорию изучения сложного человеческого поведения путем изучения произвольных реакций, проявляемых организмом при помещении в определенную среду. Он назвал это поведение или реакцию оперантным. Его также называют отцом обучения оперантному обусловливанию, но он основал свою теорию, известную как «Закон эффекта», открытую Эдвардом Торндайком в 1919 г. 05.

    Б. Ф. Скиннер предложил свою теорию оперантного обусловливания, проводя различные эксперименты на животных. Он использовал специальную коробку, известную как «ящик Скиннера», для своего эксперимента на крысах.

    В качестве первого шага к своему эксперименту он поместил голодную крысу в коробку Скиннера . Сначала крыса была неактивна внутри коробки, но постепенно, по мере того, как она начала адаптироваться к окружающей среде коробки, она начала исследовать окружающее пространство. В конце концов, крыса обнаружила рычаг, нажав на который; еда была выпущена внутри коробки. После того, как он утолил свой голод, он снова начал исследовать коробку, а через некоторое время нажал на рычаг во второй раз, когда снова проголодался. Это явление продолжалось в третий, четвертый и пятый раз, и через некоторое время голодная крыса сразу же нажала на рычаг, как только его поместили в коробку. После этого кондиционирование считалось завершенным.

    Здесь действие по нажатию рычага является оперантной реакцией/поведением, а еда, выпущенная внутрь камеры, является наградой. Эксперимент также известен как Инструментальное обучение условному рефлексу , поскольку реакция играет важную роль в получении пищи.

    В этом эксперименте также рассматриваются и объясняются эффекты положительного подкрепления. При нажатии на рычаг голодной крысе подавали еду, которая утоляла ее голод; следовательно, это положительное подкрепление.

    Второй эксперимент Б. Ф. Скиннера

    Б. Ф. Скиннер также провел эксперимент, объясняющий отрицательное подкрепление. Скиннер аналогичным образом поместил крысу в камеру, но вместо того, чтобы держать ее голодной, он подверг камеру неприятному электрическому току. Крыса, испытав дискомфорт, начала отчаянно метаться по ящику и случайно задела рычаг. Нажатие рычага тут же прервало поток неприятного тока. Через несколько раз крыса достаточно поумнела, чтобы пойти прямо к рычагу, чтобы уберечь себя от дискомфорта.

    Электрический ток реагировал как отрицательное подкрепление, и последствие бегства от электрического тока приводило к тому, что крыса повторяла действие снова и снова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *