Описание публицистический стиль: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Публицистический стиль

Подробное описание

Сфера использования: средства массовой информации.

Тематика. Вопросы общественной жизни, политики, культуры, экономики.

Основные формы речи: письменная или подготовленная устная.

Цели: донести информацию до широкой аудитории, привлечь внимание к проблеме, убедить, внушить ту или иную идею, воодушевить, побудить к действиям.

Подстили.

  • Газетно-публицистический. Жанры: статья, заметка, интервью, репортаж, очерк, фельетон.
  • Радио-теле журналистский. Жанры: интервью, дискуссия, репортаж.
  • Ораторский. Жанры: выступление, дебаты, круглый стол.

Основные стилевые черты: актуальность, общедоступность, оценочность, эмоциональная окрашенность речи, смешение книжной и разговорной лексики, оперативность.

Лексические особенности.

  • Общественно-политическая лексика (реформа, демократия, социум, президиум).
  • Интернационализмы, иноязычная лексика (инвестиции, интернет, бренд, дифференцировать, сегмент и т.д.)
  • Варваризмы и экзотизмы: тайм-аут, денди, фазенда, герл и т.д.
  • Экспрессивно-оценочные слова с поэтической окраской: почин, отчизна, единодушно, воздвигать и т.д.
  • Публицистическая фразеология (пути прогресса, политический авангард, работать с огоньком, с чувством гордости и т.д.).
  • Разговорная лексика: нахлобучить, шумиха, дармовщина
    и т.д.
  • Нейтральные слова и терминологическая лексика в переносных значениях (атмосфера доверия, фронт борьбы, позитивные результаты).
  • Авторские неологизмы

Морфологические

  • Использование ед. ч. в качестве мн. ч. (Как помочь фермеру? Покупать жалуется. Русский человек обладает смекалкой).
  • Формы повелительного наклонения (Дорогие друзья! Направляйте ваше усилия…Выбирайте нужные продукты).
  • Формы превосходной степени имен прилагательных (самые решительные меры, быстрейший их всех…).
  • Глагольные формы настоящего времени для создания эффекта присутствия (Мы открываем дверь, заходим в дом и видим следующую картину
    …).
  • Различные частицы: не, ни ведь, вот, даже, лишь.
  • Производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

Синтаксические

  • Неполные предложения (Каменцу – жилье!).
  • Вопросительные и восклицательные предложения.
  • Инверсия. Обратный порядок слов: понаехало в этот город много представителей Азии.
  • Вводные слова и обращения.
  • Парцелляция – выделение части предложения в отдельное предложение: это понимание необходимо. Чтобы не было проблем.
  • Многосоюзие или наоборот бессоюзие: и прибежали, и разогнали.

как определить, примеры и особенности

Шрифт A A

Нет времени читать?

Отправить статью на почту

Добавить в избранное

В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.

Что такое стиль текста

Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.

Его применение зависит от:

  • ситуации, в которой используется текст;
  • аудитории читателей;
  • целей повествования.

Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:

  1. МЧС предупреждает, что в ближайшие сутки ожидаются сильные дожди с градом и порывами ветра до 20 м/с.
  2. За окном лил первый осенний дождь. В лужах отражалась желтеющая, а местами ещё зелёная листва. Ветер обнажал тёмные ветви деревьев и рвал пожухлые листья. Тротуары походили на бушующие реки, выходящие из берегов.

В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.

Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

💬 Пройдите небольшой опрос и узнайте мнение других пользователей сайта

Какие слова паразиты раздражают вас больше всего?

  • «Ну блин»
  • «Короче»
  • «Типа»
  • «Это самое»
  • «Ихние»

и узнать результаты

 Загрузка …

Функции разговорного стиля

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

  1. Понять, где написан текст и кому он адресован. Если перед вами художественная книга, то стиль будет художественным. Если статья в научном журнале или учебнике, то, скорее всего, текст написан в научном стиле. Публицистический стиль можно увидеть на новостном портале, в популярном журнале, газетной заметке. В официальной документации и деловых бумагах может быть использован только официально-деловой стиль.
  2. Обратите внимание на лексику. Если видите сленг или просторечные слова, то стиль текста разговорный. Специальные термины встречаются в научном тексте, а канцеляризмы — в официально-деловом.
  3. Определитесь с целью текста. Учебный материал призван логично донести знания до читателя. Если цель текста — донести определённую идею, мысль, обсудить злободневную тему, то перед вами, скорее всего, публицистика. Художественный текст имеет цель создать у читателя образ, картину описываемого явления или события. Цель делового документа — донести информацию в сжатом виде, максимально конкретно.

Схема определения стиля речи

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем.

В этом чате можно задать вопросы, которые касаются стилей текстов, или поделиться своими знаниями:

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

Пример научного стиля

Здесь мы видим специальную лексику:

  • «электрическая цепь»;
  • «источник напряжения»;
  • «потребитель тока»;
  • «резистор»;
  • «проводник»;
  • «напряжение»;
  • «нагрузка».

Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

Пример официально-делового стиля

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

Пример художественного стиля

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

Пример публицистического стиля

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

Разговорный

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

Пример разговорного стиля

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

  • повествование;
  • описание;
  • рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

  • связано с временным промежутком времени;
  • имеет определённую последовательность действий;
  • логичность изложения;
  • текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
  • большое количество глаголов.

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

Состоит из:

  • общей характеристики предмета, общего впечатления;
  • признаков, деталей;
  • общей оценки предмета.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Состоит из:

  • тезиса — мысль, которую нужно доказать;
  • обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
  • резюме — итогов, выводов.

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Сравнительные таблицы стилей и типов речи

Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.

Стили текста:

Стиль текстаОписание стиляФункцииГде используется
1. Научный стильЛогичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.Информационная, обучающая, доказательная.Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.
2. Публицистический стильПризван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.Информационная, мотивационная.Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
3. Официально-деловой стильСлужит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.ИнформационнаяОфициальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.
4. Художественный стильХудожественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.Информационная, эстетическая.Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.
5. Разговорный стильПередаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.ИнформационнаяДиалоги, личный блог

Типы речи:

Тип речиОписание типаВ каком стиле используетсяПримеры
1. ОписаниеСоздаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа.Во всех стилях1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.

2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого.

2. ПовествованиеСообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях.Художественный, особенно мемуары, воспоминания.

Публицистический

Разговорный

В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут.
3. РассуждениеРассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.Научный

Художественный

Публицистический

Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка.

Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.

Популярные материалы

Журналист: должностная инструкция

Журналисты исследуют, пишут, редактируют, корректируют и регистрируют новости, очерки и статьи. Их произведения используются на телевидении и радио или в журналах, журналах и газетах, в печати и в Интернете.

Для большинства вакансий требуется квалификация, аккредитованная Национальным советом по подготовке журналистов (NCTJ).

Что делает журналист? Типичные работодатели | Квалификация и обучение | Ключевые навыки

Журналисты пишут и собирают воедино новостные сюжеты, которые заинтересуют их аудиторию. Собрав воедино ряд различных источников и обеспечив представление всех аргументов, они держат свою аудиторию в курсе событий в их мире.

Работа обычно включает в себя:

  • чтение пресс-релизов
  • исследовательские статьи
  • установление и поддержание контактов
  • опрос источников
  • написание, редактирование и отправка копии
  • посещение мероприятий
  • вычитка
  • проверка утверждений и фактов
  • быть в курсе законов о конфиденциальности, неуважении к себе и диффамации
  • взаимодействие с редакторами, субредакторами, дизайнерами и фотографами.

Возможен перевод между телевидением, радио, газетной и издательской работой.

Типичные работодатели журналистов

  • Газеты
  • Журналы
  • Ленты новостей
  • Пресс-агентства
  • Веб-сайты
  • Радиостанции
  • Телевизионные компании
  • Периодические издательства

Многие журналисты работают на фрилансе. Однако для этого вам понадобится сеть отраслевых контактов, способность предлагать сильные предложения и репутация надежного человека.

Вакансии для выпускников факультета журналистики рекламируются в Интернете, в Кампания , Пресс-вестник , Транслировать и Книготорговец . Многие вакансии получают мало рекламы, поэтому создание сетей, стажировки и спекулятивные приложения (включая образцы опубликованных работ) желательны.

Использовать Ежегодник писателей и художников чтобы найти контактные данные и другую информацию о широком спектре газет и журналов.

Некоторые работодатели, в том числе Времена , Хранитель и BBC, реализуют схемы стажировки выпускников – желательно заблаговременно подавать заявки на такие схемы.

Требуемая квалификация и обучение

Хотя есть пути в журналистику как для выпускников университетов, так и для выпускников школ, некоторые организации и газеты теперь запрашивают степень. Хотя любой предмет приемлем, английский язык или журналистика предпочтительнее.

Специальные предметы, такие как экономика, языки или науки, могут быть большим преимуществом.

Для некоторых вакансий может потребоваться квалификация, аккредитованная Национальным советом по подготовке журналистов (NCTJ). Некоторые университеты предлагают магистерские курсы или дипломы последипломного образования в области журналистики которые аккредитованы NCTJ.

Соответствующий опыт работы также имеет важное значение, и его можно получить за счет опубликованных статей, внештатной работы, писательских конкурсов или волонтерской работы.

Часто требуется полное, чистое водительское удостоверение.

Чтобы узнать, как начать карьеру в этой области по маршруту выпускника школы, посетите веб-сайт медиа-раздел TARGETcareers , наш сайт ориентирован на выпускников школ.

Ключевые навыки для журналистов

  • Энтузиазм
  • Выносливость
  • Определение
  • Уверенность
  • Упорство
  • Отличные устные или письменные навыки
  • Межличностные навыки

Далее: поиск стажировок и вакансий для выпускников

  • Посмотреть наш вакансии в СМИ, журналистике и издательском деле
  • Посмотреть наш СМИ, журналистика и публикации вакансии стажировки

Журналист: Что это? и как стать одним из них?

Исследовательская группа ZipRecruiter Marketplace

Содержание

  • Что делают журналисты?
  • Что такое журналистика?
  • Что журналисты делают ежедневно?
  • Образец должностной инструкции журналиста

Что делают журналисты?

Журналисты собирают информацию и представляют ее в письменной или устной форме в новостях, тематических статьях или документальных фильмах. Журналисты могут работать в штате новостных организаций или работать фрилансерами, сообщая истории для платных клиентов. Иногда журналисты специализируются в определенной области, например, в искусстве или политике. Другие делают более общие репортажи, охватывая широкий спектр новостей и тем по мере их появления.

Что такое журналистика?

По данным Американского института прессы, журналистика — это акт сбора и представления информации, как правило, аудитории. Это может включать интервью, сбор данных, написание, редактирование и различные медиа-формы.

Что журналисты делают ежедневно?

Хотя журналист часто проводит большую часть своего дня за компьютером, работая над написанием, он также должен быть в поле, ходить на мероприятия, освещать истории и брать интервью у людей. Это динамичная среда, в которой работа регулярно выполняется в сжатые сроки. Есть несколько различных типов журналистов и специальностей, которые могут повлиять на рабочее давление и график. Например, у журналистов «жестких новостей» график работы менее структурирован, поскольку новости появляются каждый день и их нужно освещать постоянно, даже по ночам и в выходные дни. Журналисты, освещающие такие темы, как еда и культура, будут иметь более регулярный и гибкий график. Музыкальные журналисты просматривают альбомы, сообщают о музыкальных новостях, берут интервью у музыкантов и посещают концерты. Обычный день большинства журналистов в основном включает время, проведенное за компьютером, исследованием и написанием статей.

Образец должностной инструкции журналиста

С помощью этого образца описания работы журналиста вы можете получить хорошее представление о том, что ищут работодатели при найме на эту должность. Помните, что все работодатели разные, и у каждого будет уникальная квалификация при приеме на работу журналиста.

Краткое описание вакансии

Мы ищем любознательного, решительного и целеустремленного журналиста, который присоединится к нашей команде. Как репортер нашего издания, вы будете проводить исследования, брать интервью у источников и писать увлекательные истории, чтобы информировать, увлекать и расширять нашу аудиторию. Наш идеальный кандидат — активный целеустремленный, четкий коммуникатор и посвященный беспристрастной, первоклассной журналистике.

Обязанности и ответственность

  • Ежедневные обязанности включают в себя получение заданий для статей, оценку зацепок и представление привлекательных идей для статей редакторам, пересмотр и редактирование работы для утверждения редакцией, а также сотрудничество с другими репортерами, редакторами и производственным персоналом
  • Сбор информация для новостных материалов посредством наблюдений, интервью, расследований и исследований
  • Создание сети источников для интервью и развитие отношений в сообществе
  • Путешествуйте по разным местам, чтобы найти актуальную и актуальную информацию о событиях, заслуживающих освещения в печати, в режиме реального времени и постфактум для экстренных новостей, включая истории, представляющие интерес для людей, преступления и стихийные бедствия
  • Делать фотографии, видео- или аудиозаписи для документирования событий и фактов
  • Анализировать факты и информацию и определять наиболее эффективный способ рассказать историю
  • Писать и сообщать истории и обновления для использования в Интернете, в печати, на радио и телевидении в соответствии с предписанными руководствами по стилю
  • Организовывать детали для создания наиболее впечатляющих историй для данного средства массовой информации

Требования и квалификации

  • Степень бакалавра в области журналистики, коммуникации, английского языка или смежных областях
  • Способность поддерживать этические, честные и объективные стандарты в репортажах
  • Способность к адаптации и установление взаимопонимания с разнообразными людьми
  • Дисциплинирован, обладает сильными навыками тайм-менеджмента; способность работать в срок
  • Превосходные исследовательские и письменные навыки
  • Творческий и пытливый ум
  • Сильные навыки межличностного общения
  • Знание средств связи и телекоммуникационных технологий права журналистов

Получайте новые вакансии по электронной почте ежедневно

Нажимая кнопку выше, я соглашаюсь с Условиями использования ZipRecruiter и подтверждаю, что прочитал Политику конфиденциальности и согласен получать уведомления о вакансиях по электронной почте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *