Борисоглебский центр внешкольной работы . Часть II
Проблема одаренности человека занимала с давних времен. Именно в античную эпоху зародились такие понятия, как «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в научных трактатах.
В античные времена некоторые философы полагали, что талант – это «божий дар». К таким философам относились Платон, Сенека, Демокрит. Одаренный или гениальный человек, согласно античным философам обладал истинным знанием.
В Средние века понятием «одаренность» обозначались врожденные, дарованные Богом способности. Считалось, что одаренность либо присуща человеку, либо ее нет. Развитием одаренности специально никто не занимался.
Интерес к явлению одаренности появился в эпоху Возрождения вместе с интересом к творчеству. И это не случайно. Эпоха Возрождения дала миру таких титанов мысли, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Мишель Монтень, Николай Коперник, Николо Макиавелли, Данте Алигьери, Вильям Шекспир и др. Феномен появления именно в эпоху Возрождения огромного количества одаренных и гениальных людей вызывал у многих философов вопрос: «Что есть одаренность и гениальность?». Но единого ответа на эти вопросы найдено не было.
Позже было установлено, что одаренность во многом зависит от воспитания, условий получения образования, жизненного уровня и других факторов в жизни человека.
В отечественной науке одним из первых определение понятия «одаренность» дал в 1940 году в своей статье «Способности и одаренность» Борис Михайлович Теплов. По его мнению, одаренность следует понимать как своеобразное сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха.
В настоящее время достаточно широко используются такие понятия как индивидуальность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность.
Рассмотрим их, выстроив такую логическую цепочку: индивидуальность — способность — одаренность — талант.
Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость определенных признаков, своеобразие психики, неповторимость и уникальность присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду.
Как правило, словом «индивидуальность» определяют главную особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый ребенок, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, броско, красиво, других — маловыразительно, малозаметно.
Условием формирования индивидуальности является среда, в которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности воспитания. Быть индивидуальностью — значит уметь думать по-своему, вносить что-то новое.
1. Это наследственность и физиологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение.
2. Факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность. Сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура и социальное окружение. Индивидуальность определяется семьей, в которой человек воспитывается. На индивидуальность оказывает сильное влияние детский сад, школа, общественные организации.
3. Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек с детства играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
Способность можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Когда учащиеся в одинаковых условиях достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних и их отсутствии у других.
Способности можно разделить на две группы: общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности, такие как внимание, память, сообразительность, и специальные способности, которые проявляются только в отдельных видах деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, рисовании, пении.
В школе у учащихся прослеживается связь способностей со знаниями и умениями, и учителю необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе знаний и умений лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга. Примером может быть знание таблицы умножения, правил правописания. Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют хорошо выполнять данную деятельность.
Если наблюдается сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности, то можно говорить об одаренности.
Слово одаренность происходит от слова дар. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно.
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В наше время выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Все одарённые дети учатся легко, быстро и очень успешно.
Одаренных детей можно назвать нестандартными детьми. У них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию.
В педагогике детская одаренность рассматривается по времени ее проявления. Замеченная у ребенка одаренность психологами, педагогами, родителями, называют актуальной одаренностью. Детская одаренность, которая не сразу заметна для взрослых, называется потенциальной одаренностью.
В педагогике выделяется несколько категорий одаренных детей.
1. Учащиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
4. Учащиеся с высокими лидерскими способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенностью психического склада.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Если учащийся занимается какой-либо деятельностью с любовью, постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы и в результате получает новое значительно превышающее первоначальный замысел, то можно говорить о том, что это талант или творческая одаренность.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу. Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
В раннем возрасте они способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.
Одаренные дети часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития.
У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
Они рано начинают классифицировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация её на новых основаниях.
У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренный ребенок способен длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих.
Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще е по возрасту, и в решении некоторых из них добиваются успеха.
Ранняя одаренность детей может прослеживаться при интересе к чтению, математике и естествознанию. Ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры, подолгу сохраняет внимание, когда ему читают. Он способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова, проявляет необыкновенный интерес к написанию имен, букв и слов, демонстрирует умение читать.
При ранней математической одаренности ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочению предметов. Он проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов. Математически одаренный ребенок часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношений к математике.
Ранняя одаренность ребенка может проявляться в области естествознания. Одаренный ребенок внимателен к предметам и явлениям окружающей среды, проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации, может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой. Он часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов, проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам экспериментам, демонстрирует понимание причинно-следственных связей, хорошо схватывает абстрактные понятия.
Ученые отмечают, что психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, ее сопровождающие, но необязательно порождающие. Поэтому их наличие служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии. Точно так же и отсутствие названных ранее признаков не доказывает, что ребенок — бездарность. Не исключено, что его просто не заметили и не оценили.
Источники.
1.Одаренные дети и педагогические условия их развития.
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/odarennye-deti-i-pedagogicheskie-usloviya-ih
2.Психология одарённости детей и подростков.
http://library.sgu.ru/cgi-bin/irbis64r_13/cgiirbis_64.exe
3. Иванова Е. А Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение. Москва 2006 год.
4. Леднева, С.А. Детская одаренность глазами педагогов. Начальная школа.- 2003.-№ 1
5. Мандель Б. Р. Возрастная психология. Учебное пособие НИЦ Инфра — М, 2012.
6. Уласевич Светлана Александровна: Одарённые дети. Москва. 2008 год.
Одаренность: современные тенденции определения понятия
Библиографическое описание:Куршина, Л. Ю. Одаренность: современные тенденции определения понятия / Л. Ю. Куршина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11686/ (дата обращения: 01.11.2022).
В статье приводится обзор концепций и взглядов на проблемы одаренности, обобщаются ретроспективные и современные подходы в ее изучении и развитии.
Ключевые слова: одаренность, способности, талант
Несмотря на то, что в современной образовательной практике выявление и сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики [1], в теоретическом плане в науке отсутствует четкая и единая трактовка понятия одаренности. Насколько многогранны проявления одаренности у разных людей, в различных областях и сферах, настолько различны способы и позиции исследователей в их изучении.
Вопросы одаренности, столь актуальные в настоящее время, волновали человечество с самых ранних времен. Индивидуальные различия между людьми, выражающиеся в разных возможностях индивида по отношению к одному и тому же процессу, были замечены самими людьми еще на заре развития. Основываясь на наблюдении индивидуальных склонностей, старшее поколение направляло младшее в его «профессионализации». Уже в эпоху неолита (а по некоторым источникам и верхнего палеолита) у людей существовало разделение труда на основе способностей и склонностей [3].
С развитием общественных отношений расширялись и сферы применения человеческих качеств. И неизменно в каждой области стали проявлять себя наиболее яркие представители: самые ловкие охотники, самые искусные мастера, самые красноречивые ораторы, самые мудрые философы. Такие люди привлекали к себе внимание не только обывателей, но и ученых, заставляя задумываться о природе их отличительных свойств. Сегодня наиболее ярких представителей в той или иной сфере деятельности принято называть одаренными.
Само слово «одаренный», образованное от корня «дар», этимологически указывает на наличие у человека некоторых качеств, полученных «даром», от природы. Такой человек «одарен» исключительно, сверх меры и имеет определенные преимущества перед другими людьми. Природа данного «преимущества» описывалась в ключе общей парадигмы научной мысли той или иной эпохи. Развитие взглядов на феномен одаренности развивалось по следующей, достаточно условной схеме, обобщенной А. И. Савенковым [15]:
- Одаренность как божественный дар. Взгляд на сакральные корни одаренности существовал в науке от античности вплоть до конца XIX века. Выдающийся человек в рамках этой концепции — счастливый избранник богов.
- Идея о том, что никакого дара ни божественного, ни врожденного не существует, а гений и гениальность — это продукт правильного воспитания и условий влияний среды принадлежала представителям эпохи Просвещения (Дж.Локк, Ф.Хатчесон, К. А. Гельвеций, Д.Дидро, Р.Руссо).
- Концепция одаренности, как врожденной особенности человека складывалась под влиянием исследований в области естественных наук (Ч.Дарвин, Т.Гексли и др. ), Попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во вполне земных явлениях — врожденных (прирожденных) особенностях — знаменуют начало принципиально нового этапа в исследованиях одаренности (середина — вторая половина XIX века).
- Выделение отдельной категорией понятия «интеллектуальная одаренность» (начало XX века), было связано с развитием всеобщего образования и необходимостью принятия решения о возможности обучения того или иного ребенка: выявить детей с умственными расстройствами и позволить детям высокими показателями интеллекта получать адекватное образование (А. Бине).
- Интегративный подход к изучению одаренности (вторая половина ХХ века), согласно которому одаренность предполагает, наличие комплекса качеств, а также ряда личностных свойств (Э. Клапаред, А. Ф. Лазурский, В. Штерн и др.).
Современные концепции одаренности в большинстве своем рассматривают одаренность как интегральное, суммарное свойство личности. К числу таких теорий относятся датированные серединой и концом ХХ века концепция одаренности Б. М. Теплова, теоретическая модель «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда, трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли, пятифакторная модель А. Танненбаума и др.
Несмотря на то, что проблема «выдающихся» людей существовала в науке многие века, само понятие «одаренный» появилось сравнительно недавно. Ранее высокие проявления способностей именовались термином «талант», наиболее яркие и нестандартные качества заслуживали определения «гений». Данные категории присутствуют в научном языке и сегодня, и корректность их применения для описания конкретного случая подлежит активной полемике.
Во многих источниках одаренность и талант раскрываются как синонимы. Например, такой точки зрения придерживается Е. П. Ильин [6].
С. Л. Рубинштейн определяет терминами «талант» и «гений» особенно высокий уровень одаренности, различая уровень проявления одаренности, прежде всего, по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести. «Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах» [13, с. 479].
Исследователь проблем искусства, как творческого процесса, Г. Л. Ермаш, определяет термин «талант» как «высокое или высшее развитие способностей человека, высшая развитость и работоспособность репродуктивных и продуктивных, духовных и практических, эмоциональных, волевых, интеллектуальных сил» [5, с. 71] и подчеркивает, что творчество требует высокой одаренности [5, с. 77]. Автор не уравнивает эти две категории, но включат «одаренность» в составляющие таланта, наряду с другими «силами творчества» — «способностями художника, которые участвуют в творческом процессе и обеспечивают акт творчества» [5, с. 17].
Исходя из представлений А. Н. Леонтьева, одаренность — это безличностный компонент индивидуальности, личностным же компонентом индивидуальности является талант, который связан с реализацией специальных способностей, являющихся в свою очередь исторически наследуемыми от предшествующих поколений. Автор подчеркивает, что «если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие от морфологической «фактуры» чисто динамические особенности, а с другой стороны, их содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их структуру, то можно сказать, что первое определяется биологически, второе — социально. Нет надобности напоминать, что решающим является содержание» [9, с. 94]. Это высказывание подтверждает и А. В. Либин: «Многие авторы высказывают точку зрения, что соотношение одаренности и талантливости следует рассматривать как соотношение более общего и более специального. В этом случае одаренность есть фактор некоей общей способности к творчеству, а талант выступает в виде измерения в развитии специальных способностей…» [10, с. 346].
Не менее существенной точкой зрения на различие между одаренностью и талантливостью является позиция генетически-возрастных изменений (Н. С. Лейтес), когда первое выступает лишь в виде потенциального компонента, природной предпосылки, а второе — как актуализирующийся под воздействием средовых условий и жизненного опыта процесс [8].
В связи с изучением особенностей мышления и принятия решений одаренных людей выделяется новая категория — «креативность», как способность к творчеству (в любой области). Выявленные в ходе многочисленных исследований, в том числе лонгитюдных (Калифорнийский лонгитюд), данные показали, что для достижения выдающихся результатов в самых разных сферах деятельности требуется какое-то достаточно сложное качество психики — способность генерировать новые, оригинальные идеи, находить новые нетрадиционные стратегии и способы решения проблемных ситуаций. Данное качество и получило название «креативность». Исследованиями в этом направлении занимались М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В. Лоуэнфельд, В. Келлер, К. Коффка, Н. Майер, Л. Секей, Э. П. Торренс и др. Благодаря ним, термин «креативность» прочно входит в научный обиход с начала 50-х годов ХХ века.
По нашему мнению, креативность не может быть приравнена к одаренности, даже к творческой одаренности. Одаренность — это качественное понятие, характеризующее интенсивность и дифференцированность протекания всех психических процессов, а не только мыслительных. Исследователь природы креативности Е. Н. Князева, отмечает, что «креативность не главная характеристика гениев: гораздо большее значение имеет способность реализовать креативную идею, а за этим стоит тяжелый интеллектуальный труд. Креативность — только базис для дальнейшей подлинной и длительной работы. Она должна быть дополнена другими качествами» [7, с. 12].
Здесь имеет смысл обратиться к отечественным концепциям одаренности (Б. М. Теплов, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, В. Н. Мясищев, В. Д. Шадриков, Е. П. Ильин и др.), которые рассматривают одаренность через призму способностей человека, природными предпосылками которых являются задатки. Уровень проявления каждой качественной стороны способности определяется совокупностью определенных задатков, причем, чем больше их имеется у данного человека, тем более выраженной оказывается данная способность.
Таким образом, большинство исследователей указывают на то, что правильнее было бы говорить о разной степени выраженности какой-либо способности (высокой — низкой), а не об отсутствии ее у того или иного человека [6, с. 127].
Одаренность в данном случае — это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
В таком случае, одаренность в той или иной степени также должна быть присущей каждому индивиду. Данный вывод позволяет сделать значительный шаг в понимании и изучении природы одаренности, особенно детской. Трактовка одаренности через сочетание и проявление способностей позволяет расширить границы изучаемого явления и говорить об одаренности не только актуальной, но и потенциальной. Когда в определение не вкладывается элитарный контекст, появляется возможность включить в понятие показатели «высокой нормы», качеств, обладающих потенциалом для будущих достижений. Данный подход стал возможен благодаря исследованиям Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, В. С. Юркевич, В. В. Рубцова и др. В категорию «высокой нормы» авторы включают детей с обычным типом развития и высокими способностями, а также так называемых «мотивированные на развитие детей» с хорошим уровнем общего (умственного) интеллекта [14, с. 9].
Другим важным шагом в теоретической и практической разработке исследуемого понятия стало представление об одаренности как динамической характеристике. В ряде работ современных психологов сделан акцент именно на динамичности данного свойства личности (К. Витт, Дж. Милль, Л. Винер, Л. Полгар, Л. С. Выготский, А. И. Савенков, Ю. Д. Бабаева, и др.). Такой подход меняет парадигму психолого-педагогический поддержки одаренности в образовательной среде, позволяет перейти от «диагностики отбора к диагностике развития» [15, с. 83].
«Рабочая концепция одаренности» как базовый документ, разработанный для практической реализации научной парадигмы в образовательной практике, трактует одаренность как «системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [12].
Представленные выше концепции подходят к изучению одаренности с точки зрения возможности человека, что также, по нашему мнению, не до конца раскрывает феноменологию одаренности. При исследовании личностных качеств одаренных детей и взрослых педагогами и психологами в первую очередь отмечаются не столько потенциальные возможности таких людей, сколько их особые повышенные потребности, потребности в познании и реализации. Ярко выраженную познавательную мотивацию одаренных фиксировали в своих работах А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, В. С. Юркевич, С. С. Ермаков, Т. О. Гордеева и др.
Т. О. Гордеевой разработана структурная мотивационная модель одаренности, включающая 4 базовых составляющих мотивации, присущих одаренным индивидам, в том числе «высокий уровень внутренней мотивации выполняемой деятельности, представленной интеграцией познавательной мотивации, мотивации достижения и мотивации компетентности» [4].
Однако какие бы категории не включались в исследуемый феномен, ряд авторов считает, что приблизиться к непротиворечивому истолкованию одаренности, невозможно без перехода к рассмотрению человеческой природы как формы изначальной целостности физического и умственного. Так, И. А. Бескова рассматривает «одаренность» как специфично организованную телесно-ментальную сферу человека, когда «функционирование телесности определяется режимом вдохновленного поиска нового, чисто физически, физиологически, улучшает качество жизни такого человека; когда пребывание в зоне высших эмоциональных, интеллектуальных, духовных нагрузок, связанных с рождением никогда прежде не бывшего, оказывается для организма чисто физически более благоприятным, чем функционирование в режиме решения таким человеком рутинных задач» [2, с. 249–250]. Подобный подход обобщает, по сути, все концепции одаренности, не исключая, но взаимосвязывая биологические, психологические, социальные аспекты исследуемого явления.
В педагогической практике сформулируется «экопсихологический подход» развития и сохранения детской одаренности (автор — В. И. Панов), основанный на следующих принципах:
- Смещение акцента с «эксплуатации» одаренности (даже с благими намерениями) на создание условий для ее проявления и дальнейшего развития.
- Содержание, методы и условия обучения одаренного школьника должны быть экологичными, т. е. чтобы не наносить вред физическому и психологическому здоровью школьника, они должны соответствовать природе физиологического, психического и социального развития детей школьного возраста.
- Условия обучения должны быть настолько разнообразными и полифункциональными, чтобы каждый школьник мог найти свою «экологическую нишу» своего индивидуального развития, отвечающую его уже проявившимся интересам и способностям или же создающим возможность для проявления и развития еще непроявленных, скрытых интересов и способностей.
- Создание образовательной среды как системы условий и влияний, обеспечивающих возможность для проявления творческой природы развития учащихся и тем самым создающих возможность для проявления скрытых (потенциальных) интересов и способностей учащихся и в то же время — для развития детей с явными признаками одаренности [11].
С учетом вышеизложенных тенденций в настоящее время наблюдается, по нашему мнению, смена научно-практической парадигмы в данном вопросе, а именно:
– отказ от элитарных концепций одаренности;
– рассмотрение одаренности как динамично развивающегося качества;
– сопровождение одаренности с позиций не возможностей, а потребностей индивида;
– учет взаимосвязи духовного и физического начала в структуре одаренности;
– акцент на бережное отношение к одаренности, ориентация на создание максимально комфортных условий для ее сохранения и развития.
На основании проведенного анализа литературных источников можно сделать заключение о том, что границы определения одаренности расширяются, само явление теряет уникальность и привилегированность, тем самым активнее внедряясь в каждодневную образовательную практику, что не может положительным образом не отразиться на обучении одаренных детей, их сопровождении и развитии, социализации и адаптации в обществе.
Литература:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.
- Бескова И. А. Творческая одаренность: природа, предпосылки, проявления // Эпистемология креативности / Отв. Ред. Е. Н. Князева. — М.: «Канон +» РООН «Реабилитация», 2013. С. 204–271.
- Всемирная история с 6 томах, т. 1: Каменный век. Минск, 2000.
- Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: От модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2011. № 1 (15). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1615/4356gordeeva15.html.
- Ермаш Г. Л. Искусство как творчество. М.: Изд-во «Искусство», 1972.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер; 2009.
- Князева Е. Н. Природа креативности в зеркале креативности природы // Эпистемология креативности / Отв. Ред. Е. Н. Князева. — М.: «Канон +» РООН «Реабилитация», 2013. С. 10–28.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I — М.: Педагогика, 1983.
- Либин А. В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: «Смысл», 1999.
- Панов В. И. Экопсихологический взгляд на развитие и сохранение детской одаренности // Психология образования в XXI веке: теория и практика, 2011.
- Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр.1998, 2003
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Рубцов В. В., Юркевич В. С. Теория и практика работы с одаренными детьми // Вестник практической психологии образования, № 1(26), 2011. С. 9–15
- Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренность, способность, концепция одаренности, автор, изучение одаренности, компонент индивидуальности, образовательная среда, сфера деятельности, творческий процесс, условие обучения.
Что дарят? — Институт повышения квалификации
Определение «Одаренный»
Что такое одаренность? Педагоги, исследователи, специалисты по психологии развития и родители одаренных детей затруднились ответить на этот, казалось бы, элементарный вопрос. Это что-то врожденное или приобретенное? Являются ли люди одаренными независимо от того, достигают они или находят выдающиеся достижения?
Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. МЭА выступает за определение, сформулированное в 1991 от Columbus Group, состоящей из родителей и профессионалов, хорошо разбирающихся в потребностях одаренных учащихся:
«Одаренность — это асинхронное развитие, при котором расширенные когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются для создания внутренних переживаний и осознания, которые качественно отличаются от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
Группа Columbus возникла из-за необходимости описать врожденные различия в развитии, с которыми сталкиваются высоко и глубоко одаренные люди. Первоначально группа состояла из старшего научного сотрудника IEA Стефани Толан, доктора Кристин Гаррисон (теперь Невилл), Кэти Кирни, Марты Морлок и доктора Линды Сильверман. Они вывели термин «асинхронное развитие» применительно к одаренности, и этот термин стал популярным и эффективным способом объяснить эту уникальную реальность развития одаренных людей. ( Off the Charts )
Подобно тому, как учащийся может испытывать пробелы в обучении (например, учащийся, изучающий математику, который не может решить основные геометрические задачи), дети, которые развиваются асинхронно, могут испытывать «пробелы» между их интеллектом и другие части себя. Одно из таких проявлений может произойти с учащимися, которые сталкиваются с психомоторными проблемами с координацией или навыками письма, несмотря на их глубокие интеллектуальные способности. Часто одаренные ученики испытывают разочарование и увеличивающийся разрыв между их интеллектом и социальным и эмоциональным поведением. Поскольку асинхронность часто создает эти пробелы в развитии, крайне важно предоставить соответствующие ресурсы и возможности, которые лучше всего выявляют, бросают вызов и помогают конкретным потребностям каждого одаренного ребенка.
См. другие определения одаренности
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДОСТИЖЕНИЕ
Одаренность часто отождествляют с достижением и похвалой, причем успех является основным признаком действительно одаренного ребенка. Это узкая перспектива, учитывая, например, тысячи неуспевающих и одаренных учащихся из групп риска по всей Америке. Он также не учитывает представление о том, что одаренные дети не развиваются линейно и синхронно. Родители часто говорят об их одаренном ребенке, воплощающем сразу несколько возрастов, колеблющемся от «старой души» до эмоционального трехлетнего ребенка с минуты на минуту. Представьте себе, например, одаренного ребенка, который проводит выходные, изучая компьютерные языки, такие как Java и C++, но который разваливается, если его просят выполнить повторяющееся задание, например, десять раз скопировать словарные слова.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Несмотря на то, что нет двух одинаковых одаренных детей, исследования показали, что большинство одаренных учащихся имеют много общих характеристик и моделей поведения. Ниже приведены общие характеристики одаренных детей, хотя не все из них обязательно применимы к каждому одаренному ребенку:
- Обладает обширной и подробной памятью, особенно в определенной области интересов
- Обладает расширенным словарным запасом для своего возраста, использует раннюю речь
- Обладает развитыми для своего возраста коммуникативными навыками и способен выражать идеи и чувства
- Задает умные и сложные вопросы
- Способен определять важные характеристики новых понятий и проблем
- Быстро усваивает информацию
- Логически приходить к ответам, основанным на здравом смысле
- Обладает широкой базой знаний большое количество информации
- Понимает абстрактные идеи и сложные понятия
- Использует аналоговое мышление для решения проблем или рассуждений
- Наблюдает за отношениями и видит связи
- Находит и решает сложные и необычные проблемы
- Понимает принципы, формирует обобщения и использует их в новых ситуациях
- Хочет учиться и любопытен Интерес
- Понимает и использует различные системы символов
- Думает об обучении
- Увлекается конкретным предметом
- Обладает развитыми для своего возраста навыками понимания прочитанного
- Обладает развитыми для своего возраста способностями к письму
- Обладает сильными художественными или музыкальными способностями
- Интенсивно концентрируется в течение длительных периодов времени, особенно в определенной сфере интересов
- Больше
- Испытывает крайние положительные или отрицательные чувства
- Испытывает сильную физическую реакцию на эмоцию
- Обладает сильной аффективной памятью, повторно переживая или перечувствовав события спустя долгое время после вызывающего события
ЧРЕЗМЕРНАЯ возбудимость/интенсивность
Одаренные молодые люди часто больше осознают, стимулируются и зависят от своего окружения. Дети, которые чувствуют вещи с большой интенсивностью, воспринимают мир по-другому. Эмоциональные или физические реакции на события могут длиться дольше, чем ожидалось, и часто воспроизводятся в сознании ребенка. Этот опыт повышенной стимуляции, наблюдаемый у многих одаренных людей, называется интенсивностью или повышенной возбудимостью.
Интенсивность можно охарактеризовать:
- Экстремальные чувства положительные или отрицательные чувства сложные эмоции связь с чувствами других сильный смех и слезы
- Физическая реакция на эмоции боли в животе и головные боли покраснение лица повышение температуры тела
- Сильная аффективная память повторное переживание или повторное прочувствование вещей спустя долгое время после события, вызвавшего его; кошмары; сложные сны наяву, связанные с реальными событиями
- 0036
Подробнее об интенсивности для одаренных и стратегиях управления интенсивностью
НЕУспеваемость у одаренных детей
Одним из самых больших разочарований для родителей одаренных детей является предположение, что одаренность означает хорошую успеваемость в традиционной школьной среде. Одаренные дети не мотивированы хорошими оценками; они больше увлечены приобретением знаний, чем выполнением механических задач. Это вызывает проблему, когда школьная структура и оценки основаны на повторении и запоминании. Хотя есть много причин, по которым одаренные ученики не успевают, наиболее распространенными являются:
- Несоответствие между учениками и их средами в классе
- Неза интереса в содержании
- Плохая самозаконность
- Страх неудачи
- Учебные инвалидности
- Отсутствие самостоятельной регистрации
- Отсутствие учебных навыков
Узнайте больше о том, как понять, определить и устранить неуспеваемость у одаренных детей
Дайте одаренным детям инструменты, которые им нужны, чтобы жить целеустремленной, наполненной смыслом жизнью любым способом, который они выберут.
Ни один ребенок не должен быть изолирован своими способностями. Помогите нам убедиться, что яркие молодые умы получат инструменты, необходимые им не только для успеха в учебе, но и в жизни.
Несмотря на то, что нет двух одинаковых одаренных детей, исследования показали, что у большинства одаренных учащихся есть много общих характеристик и моделей поведения.
Texas Association for the Gifted & Talented
TAGT считает, что одаренные учащиеся из разных культур видят мир по-своему и развивают ум, который может найти инновационные ответы на самые сложные вопросы их поколения. При общении с администраторами, учителями, родителями, членами сообщества и самими учащимися важно подчеркнуть, что одаренность и талант – это не почетный знак, не повод для хвастовства и не награда за хорошее поведение. Это образовательная потребность. И после того, как определение определено, оно имеет важное значение для разработки услуг, которые позволяют учащимся G / T должным образом решать задачи.
Нет единого мнения относительно определения того, что значит быть одаренным. Кроме того, учащиеся из разных слоев общества могут проявлять свою одаренность по-разному. Полезно исследовать другие общепризнанные характеристики, поскольку они включают аспекты одаренности, не включенные в определение состояния. Разработка этой более широкой точки зрения может помочь обеспечить правильное выявление и обслуживание более широкого круга одаренных и талантливых учащихся.
Определение штата Техас (Кодекс образования Техаса)
Это определение теперь закреплено в Плане штата Техас по обучению одаренных/талантливых учащихся (Агентство образования Техаса, 2009 г.). предназначен для одаренных и талантливых студентов в Техасе.
«Одаренный и талантливый учащийся» означает ребенка или подростка, который демонстрирует или проявляет потенциал для достижения значительно более высокого уровня успеваемости по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения, и который:
- демонстрирует высокие способности в интеллектуальной, творческой или художественной сфере;
- обладает необычными способностями к лидерству; или
- преуспевает в определенной академической области.
Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC)
«Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающийся уровень способностей (определяемый как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетентность (документально подтвержденные результаты или достижения в 10% лучших или реже) в одном или нескольких домены. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танец, спорт)».
Федеральное определение
«Термин «одаренный и талантливый», когда он используется по отношению к учащимся, детям или молодежи, означает учащихся, детей или молодежь, демонстрирующих высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальная, творческая, художественная , или лидерские способности, или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».