Определение наблюдение в психологии это: НАБЛЮДЕНИЕ | это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ?

Что такое Наблюдение? — ШКОЛА

Что такое Наблюдение?
gekkon12
30 ноября, 2011

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

 
Определение понятия научного наблюдения.  
    Чтобы лучше понять, о чем пойдет речь в данной главе, нужно дать определение самому процессу наблюдению.
    На пример под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы. В широком смысле слова любое научное знание начинается с наблюдения. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других пользуемся данными наблюдений других лиц. Правда, наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики.
 
 

Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода: 

1. Научное наблюдение подчинено главной задаче исследования. Это не просто беспорядочный и хаотичный набор случайных впечатлений, а процесс определенным образом целенаправленный.


2.  Наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре: устанавливаются определенные сроки и средства сбора этой информации.
3.  Данные научного наблюдения записываются в определенные документы-дневники наблюдателя, протоколы. Эти материалы и записи носят упорядоченный характер.
4. Наблюдение как метод сбора информации в социологическом исследовании должно контролироваться и проверяться с точки зрения критериев надежности и обоснованности получаемых данных.

Немаловажным для нас в понимании этого явления является и классификация наблюдения, которая в свою очередь производится по различным основаниям.

    По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или не стандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, а во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре.

 

В.А.Ядов пишет: «Как следствие постоянного присутствия элементов памяти в восприятии наблюдателя можно рассматривать и тот факт, что сам объект наблюдения есть результат выбора из всех открытых для наблюдения объектов. Прошлый опыт наблюдателя во многом определяет его точку зрения, его систему классификации явлений, в которую одни факты легко укладываются (и кажутся значимыми), а другие не находят в ней места (кажутся не имеющими значения и ими пренебрегают).  Восприятие включает осознание наблюдаемых объектов, и основано на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.»
Статистическое наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. 
Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности.

План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?
К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства звукозаписи или видеозаписи уроков, других воспитательных мероприятий.
Виды наблюдений
Непосредственное — Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом.               
Опосредованное — Используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей; аудио-, кино-, и видеозаписи.
Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы.     
Не включенное (непричастное) — Исследователь ведет наблюдение извне.
Систематическое (сплошное) — Регулярное наблюдение в течение определенного периода.
Несистематическое (выборочное) — Наблюдается какой-либо один процесс, какое-либо одно явление.
Казуальное (причинное) — Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес. Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем.
Эпизодическое — Фиксируются отдельные факты.
Внешнее (наблюдение со стороны) — Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее (самонаблюдение) — Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями.
 
Любое восприятие является результатом сложения ощущений в данный момент и уже накопленного опыта. Все, что воспринимает наблюдатель, он сравнивает, сопоставляет с тем, что он уже знает, т.е. наблюдение и вывод практически неделимы.

Метод наблюдения. ИНСОМАР. Маркетинговые исследования и исследования рынка.

Метод наблюдения. ИНСОМАР. Маркетинговые исследования и исследования рынка.

Социально-экономические проекты. Оценка качества государственных и муниципальных услуг. Социальная экспертиза.

Исследования рынка, потребителей, продуктов, компаний, рекламы. Аудит бренда.

Электоральные исследования являются неотъемлемой частью любой избирательной кампании.

Анализ социальных сетей и поисковых запросов

Инсомар → Методы → Метод наблюдения


Социологическое наблюдение –  это отслеживание и регистрация значимых параметров объекта  исследования.  Фиксация  состояния  изучаемого  процесса  или  явления  происходит посредством  различных  инструментов,  наиболее  адекватных  целям  исследования. Так, в зависимости от поставленных задач, могут применяться:  

  • формализованные и полуформализованные бланки наблюдения,  
  • средства аудио­, видеозаписи и фоторегистрации,
  • письменное изложение результатов в свободной форме.

Таким  образом,  в  отличие  от  так  называемого  обыденного  наблюдения,  научно­ практическое  ориентировано  на  получение  специфической  информации,  необходимой  для достижения  определенной  исследовательской  цели  и  характеризуется  организованностью и систематичностью.

Варианты применения метода: 

Благодаря  вариативности  реализации,  метод  наблюдения  предоставляет  широкие возможности для решения разнообразных задач, таких как, например:

  1. оценка  качества  обслуживания,  в  том  числе  mystery  shopping и  мониторинг работы учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги населению,
  2. анализ  внешнего  и  внутреннего  состояния  объектов  торговли  и  предоставления услуг,
  3. расчет распределения покупательских потоков в торговых объектах,
  4. оценка интенсивности пассажиропотока,
  5. анализ  автомобильных  и  пешеходных  потоков  при  оценке  эффективности размещения рекламных конструкций, строительства коммерческой недвижимости и т. д.
  6. аудит цен,
  7. изучение  инфраструктуры  территории  (фиксирование  организаций,  указание сферы деятельности и прочих параметров),
  8. анализ эффективности работы сотрудников (регистрирование действий в течение дня),
  9. выявление  социально­психологических  особенностей  поведения  целевой аудитории  (регистрирование  эмоций  и  действий  во  время  обслуживания, совершения покупки и т.д.)

Преимущества и возможности метода:

  1. многообразие  решаемых  задач:  наблюдение  –  незаменимый  инструмент маркетинговых исследований, применяющийся как на стадии разработки проекта 
  2. (будь то объект недвижимости, рекламная конструкция, предприятие торговли и пр.), так и для решения текущих задач (оценка качества работы персонала, анализ различных аспектов потребительского поведения и пр.)
  3. вариативность  степени  формализации:  в  зависимости  от  поставленной  цели, наблюдение  может  проводиться  как  по  максимально  структурированному инструментарию, так и вообще без него с дальнейшим изложением результатов в свободной форме.  
  4. возможность  установления  исследователем  степени  включенности  и  открытости наблюдения:  так,  в  соответствии  с  утвержденной  методологией,  наблюдатель может  сообщить  представителям  изучаемой  аудитории  (объекта)  о  проводимом исследовании  предварительно,  сделать  это  на  любом  этапе  проекта  или  же вообще не информировать никого из участников. Наблюдение может проводиться «со стороны» или же с непосредственным включением наблюдателя в изучаемый процесс. 

Виды наблюдения: 

Социологической практикой чаще всего определяются следующие виды наблюдения: 

По степени открытости наблюдателя:

  1. открытое  наблюдение,  подразумевающее,  что  участники  исследования осведомлены о роли наблюдателя.
  2. скрытое  наблюдение,  в  процессе  которого  представители  изучаемой  группы  не знают о том, что они являются объектом исследования. 

В зависимости включенности наблюдателя в процесс:

  1. включенное наблюдение – исследователь становится частью изучаемого явления / группы, находится в прямом контакте с представителями аудитории.
  2. невключенное наблюдение – исследователь фиксирует значимые характеристики со  стороны,  не  информируя  участников  о  своей  роли  и  настоящей  цели  своего присутствия. 

Включенное  наблюдение  классифицируется  в  свою  очередь  в  зависимости  от роли наблюдателя:

  1. полное участие наблюдателя  в  ситуации («участник  –  скрытый  наблюдатель»).  Классический  пример  –  mystery  shopping.  Исследователь,  выступая  в  роли потребителя, является полноправным действующим лицом ситуации.
  2. участие в ситуации как наблюдателя («участник – открытый наблюдатель»). В данном случае подразумевается, что наблюдатель является участником процесса, активно взаимодействует с группой, однако ее представители осведомлены о его роли,  как  это  может  происходить  в  различных  социально-психологических исследованиях. 
  3. наблюдатель  как  участник  исследования  («открытый  наблюдатель»).  Эта методика предполагает взаимодействие наблюдателя с участниками социального процесса без действительного участия в нем. В качестве примера можно привести хронометраж  временных  затрат,  когда  исследователь  присутствует  при выполнении обязанностей сотрудника и регистрирует необходимую информацию. 
  4. ситуация полного наблюдения («скрытый наблюдатель»). Данная разновидность метода подразумевает полное отсутствие взаимодействия с участниками процесса и,  если  это  предусмотрено  методологией,  работу  наблюдателя  вне  поля зрения наблюдаемых.  Таким  образом  можно  изучать  некоторые  параметры потребительского  поведения,  такие  как  последовательность  действий  при совершении покупки, маршруты движения по торговому залу и т.д. 

По степени формализованности наблюдения:

  1. структурированное наблюдение, предполагающее четкое определение изучаемых аспектов  объекта  и  шкал  измерения.  Методика  реализации  этой  разновидности наблюдения  подразумевает  использование  формализованных  бланков,  а результаты  такого  наблюдения  измеряемы.  Количественные  данные,  в  свою очередь могут оцениваться в динамике.  
  2. неструктурированное,  допускающее  самостоятельный  выбор  и  регистрацию значимых  параметров,  которые,  тем  не менее, могут  быть  также  количественно обработаны и представлены в виде структурированного отчета. 

По условиям организации наблюдения:

  1. Полевое  исследование  –  проводится  в  реальной  жизненной  ситуации,  на  месте происходящих событий. 
  2. Лабораторное  –  предполагает  организацию  условий  (среды)  наблюдения  самим исследователем. 

По отношению к ситуации:

  1. констатирующее  –  наблюдение,  при  котором  происходит  лишь  регистрация интересующих параметров на предмет наличия / отсутствия, отнесения  к  какой­ либо  категории. Фиксируемые факты  носят  безоценочный  характер,  не  требуют интерпретации. 
  2. оценивающее  –  наблюдение,  основанное  на  методиках  ранжирования  и шкалирования,  и  в  результате  которого  изучаемые  характеристики  получают количественное значение.

Внешнее наблюдение Определение | Law Insider

  • означает Окончательную дату наблюдения, как указано в § 1 Продукта и базовых данных. Если Окончательная дата наблюдения не является Датой расчета, непосредственно следующий день, который является Датой расчета, будет Окончательной датой наблюдения. Окончательная дата платежа будет соответственно перенесена. Проценты не подлежат выплате в связи с такой отсрочкой.

  • означает наблюдение, при котором лицо, проводящее наблюдение с целью оценки, уведомляет учителя о дате и периоде проведения наблюдения.

  • означает внешние границы согласно определению в пункте 2 статьи 2 Регламента (ЕС) 2016/399;

  • означает проверку, проводимую во время работы котла.

  • означает любую независимую бухгалтерскую или оценочную фирму или другого независимого квалифицированного поставщика сторонних услуг по заверению или аттестации, назначенного Эмитентом, в каждом случае с опытом, необходимым для выполнения функций, требуемых от Внешнего проверяющего в соответствии с настоящим Условие 5(k), как определено Эмитентом;

  • означает настолько полный осмотр, насколько это возможно, внутренних и внешних поверхностей котла или сосуда под давлением, когда он остановлен и когда смотровые люки, лазы или другие крышки смотровых люков снимаются по требованию инспектора. .

  • означает метод сбора данных о выполнении преподавателем возложенных на него обязанностей и обязанностей. Наблюдение с целью оценки будет включено в определение ежегодного итогового оценочного рейтинга и должно проводиться лицом, работающим в школьном округе на руководящих должностях и должностях и имеющим одобрение школьного администратора, директора или руководителя, как определено. в N.J.A.C. 6А:9-2.1.

  • означает пользователя Веб-службы, который не является сотрудником, подрядчиком на месте или агентом на месте Клиента или его Аффилированных лиц.

  • означает контролируемую несекретную информацию коммерческого, финансового, частного или конфиденциального характера. Этот термин включает технические данные и компьютерное программное обеспечение, но не включает информацию, которая является общедоступной на законных основаниях без ограничений.

  • означает любую информацию, предоставленную Подрядчиком Органу (не обращая внимания на любую защитную маркировку или заявление о конфиденциальности), которая: указана как Конфиденциальная информация Подрядчика в Приложении 7 и не утратила своей конфиденциальности в соответствии с основаниями и сроками, указанными в это расписание; и является исключенной информацией в соответствии с разделами 33(1) или 36, 38 или 39. FOISA (учитывая для этой цели общественный интерес, который может заключаться в раскрытии такой информации, как указано в разделе 2(1)(b) FOISA).

  • , используемый здесь, означает любую зарегистрированную аудиторскую фирму, привлекаемую для подготовки или выпуска аудиторского заключения или предоставления других услуг по аудиту, обзору или подтверждению для Компании. Каждый такой внешний аудитор отчитывается непосредственно перед Комитетом. В отношении внешнего аудитора Комитет:

  • означает любое неблагоприятное медицинское происшествие, непреднамеренное заболевание или травму или любые неблагоприятные клинические признаки, включая аномальные лабораторные данные, у субъектов, пользователей или других лиц в контексте клинического исследования, независимо от того, связаны ли они с исследуемым устройством. ;

  • означает терапевтическое облучение, при котором источник излучения находится на расстоянии от тела.

  • означает информацию о Корпорации или ее Аффилированных лицах, которую, по мнению PEGI, можно обоснованно использовать для конкуренции с PEGI одним или несколькими Аффилированными лицами PSP. Невзирая на положения настоящего Соглашения об обратном (включая Раздел 7), PSP ни при каких обстоятельствах не имеет права получать Конкурентно-чувствительную информацию, и PSP обязуется и обязывает своих Аффилированных лиц сохранять любую Конкурентно-чувствительную информацию, которую любой из ее представителей становится известно или становится известно строго конфиденциально; при условии, что Корпорация должна предоставить PSP коммерчески обоснованное описание характера любой Конкурентно-чувствительной информации, которая в противном случае была бы предоставлена ​​PSP, если бы не настоящий Раздел 9..1(2) и должен прилагать коммерчески разумные усилия для предоставления PSP заменяющего раскрытия информации, которое, в максимально возможной степени при данных обстоятельствах, позволит PSP оценить применимую возможность, связанную с Корпорацией или ее Аффилированными лицами, по существу таким же образом, как если бы Компания PSP имела полный доступ к такой Конкурентно-чувствительной информации, и в остальном это достаточно удовлетворительно для PSP.

  • означает информацию (i), указанную в Приложении к конфиденциальной информации коммерческого характера; или (ii) уведомлен Орган в письменной форме (до начала действия настоящего Контракта), который был четко помечен как Коммерчески конфиденциальная информация, состоящая из информации:

  • означает Конфиденциальную информацию DXC, Интеллектуальную собственность, PHI, Данные клиента DXC и Личную информацию.

  • означает в отношении Периода начисления процентов период с (включая) даты, на которую приходится количество Дней смены наблюдения SOFR до первого дня такого Периода начисления процентов, до (но исключая) даты, на которую приходится количество Дней смены наблюдения SOFR до Даты процентного периода для такого Периода начисления процентов;

  • означает любую судоходную реку или водный путь в пределах штата Калифорния.

  • означает информацию, указанную в Приложении к Контракту о конфиденциальной коммерческой информации Подрядчика, которая представляет собой информацию, доведенную Подрядчиком до сведения Органа, которая признается Органом как конфиденциальная коммерческая информация.

  • означает наружную стену здания, даже примыкающую к стене другого здания, а также означает стену, примыкающую к внутреннему открытому пространству здания;

  • означает любое из следующего: (1) лицо, которое стремится быть или нанято советом директоров или инвестиционной организацией для управления портфелем ценных бумаг или других активов за компенсацию, или (2) лицо кто управляет инвестиционным фондом и кто предлагает или продает, или уже предлагал или продал долю в инвестиционном фонде совету или инвестиционному инструменту.

  • — инженерная служба, расположенная за пределами земельного участка и необходимая для обслуживания использования и развития земельного участка;

  • означает каждый отчет, подготовленный и представленный Заемщиком в АБР, в котором описывается прогресс в реализации и соблюдении ППМ и РП (если применимо), включая любые корректирующие и предупреждающие действия;

  • означает встречу, очную или дистанционную, между руководителем, проводившим наблюдение, и преподавателем с целью оценки для обсуждения данных, собранных в ходе наблюдения.

  • означает каждую из следующих дат наблюдения:

  • означает крышку резервуара для хранения в открытой крыше резервуара, состоящую из двухпалубного или однопалубного понтона, которая опирается на содержащуюся в ней жидкую нефть и поддерживается ею и снабжена затвором. уплотнение или уплотнения для закрытия пространства между краем крыши и корпусом резервуара.

Научное наблюдение — Сбор эмпирических данных

Английский

Научное наблюдение является центральным элементом научного метода или процесса. Основное умение ученого — наблюдение.

Откройте для себя 18 других статей по этой теме

Не пропустите эти связанные статьи:

  1. Обзор
  2. Нулевая гипотеза
  3. Гипотеза исследования
  4. Определение задачи исследования
  5. Выбор метода

. внешний мир через наши органы чувств или запись информации с использованием научных инструментов и инструментов. Любые данные, зафиксированные в ходе эксперимента, можно назвать наблюдением.

Научный процесс

Научный процесс или научный метод требуют наблюдения за природой, а также формулирования и проверки гипотезы. Он состоит из следующих четырех шагов.

  1. Наблюдать за чем-то и задавать вопросы о природном явлении (научное наблюдение)
  2. Высказывать свою гипотезу
  3. Делать предсказания относительно логических следствий гипотезы
  4. Проверять свои предсказания с помощью контролируемого эксперимента, естественного эксперимента, наблюдательного исследования или поля эксперимент
  5. Сделайте вывод на основе данных или информации, собранных в ходе эксперимента.

Как это работает?

Отвечая на эти вопросы, делайте записи

  • Кто является субъектами? На что они похожи? Что они делают?
  • Субъекты взаимодействуют друг с другом? Как?
  • Какова окружающая среда?
  • Влияет ли окружающая среда на поведение?

Чтобы сделать наблюдение, вы должны внимательно присматриваться и замечать детали.

Теперь задайте вопрос о том, что вы видите…

  • Спросите, как, что, когда, где и почему
  • Убедитесь, что на вопрос можно ответить с помощью эксперимента

Формирование гипотезы

  • После вы задали вопрос дайте возможный ответ
  • Попробуйте объяснить, что наблюдалось
  • Это называется формированием «гипотезы»

Давайте рассмотрим пример:

  • Вы и ваш друг заметили, что белые кошки оказались играя с белыми кошками и черными с черными кошками.
  • Вы формируете гипотезу о том, что «Кошки любят играть с кошками того же цвета, что и их»
  • Прогноз — это то, что, по вашему мнению, произойдет, если гипотеза верна
  • Прогнозы в этом случае могут быть…
  • H 1 = Белые кошки будут играть с белыми кошками
  • H 2 = Черные кошки будут играть с черными кошками
  • Теперь, когда гипотеза сформирована и сделаны прогнозы, самое время проверить их с помощью эксперимента
  • Эксперимент — это способ проверить гипотезу и посмотреть, верно ли то, что было предсказано

ГИПОТЕЗА : «Кошки будут играть с кошками того же цвета, что и их»

Давайте поэкспериментируем

  1. Соберите кошек разных цветов, скажем, черного, белого, серого
  2. Поместите их вместе в комнате
  3. Установить замкнутые камеры для записи их действий

Результаты

  • Примерно через неделю вы узнали, что кошки будут играть, не обращая внимания ни на какой цвет. Вы застали белых кошек, играющих с черными, и наоборот.
  • Наша гипотеза оказалась неверной, и нам, возможно, придется скорректировать ее, чтобы попытаться снова.
  • Важно помнить, что даже если гипотеза окажется ложной, это не означает, что наш эксперимент провалился. Многие открытия были сделаны методом проб и ошибок.

Важно отметить, что человеческие чувства подвержены ошибкам восприятия, например оптическим иллюзиям, которые могут привести к ошибочным научным наблюдениям. Вот почему были разработаны научные инструменты для улучшения и увеличения возможностей человека в области наблюдения, такие как микроскопы, камеры, телескопы, весы, компьютеры, осциллографы, радиоприемники и т. д.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующий кредит и предоставляете ссылку/ссылку на это страница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *