Окружающий мир в 1-м классе «Кто такие насекомые?»
Цели: Сформировать у детей элементарное понятие о том, что насекомые — это маленькие животные, имеющие части тела, шесть ног, у многих есть крылья.
Задачи:
- Познакомить детей с насекомыми.
- Показать их многообразие и красоту.
- Совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых.
- Научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что насекомые -это животные, у которых шесть ног; научить приводить примеры насекомых.
Ход урока
1. Организационный момент.
С нами на уроке присутствуют и наши герои. -Кто догадался? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросник)
У. Мудрая Черепаха предлагает вспомнить предыдущий урок и выполнить задание в тетради «Проверим себя» (
У. Мудрая Черепаха интересуется, как выполнено задание, были ли трудности. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.
У. Однажды кто-то сказал Муравью Вопроснику, что он — насекомое — Кто такие насекомые?- заинтересовался Муравьишка. -И правда ли ,что я -насекомое ?
С этими вопросами он и обращается к нам.
Презентация.
У. (выслушав произвольные ответы детей) В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах Муравей Вопросник нередко встречал удивительных животных (слайд №1) — Как вы думаете, какое из них — насекомое? (могут оказаться в затруднении,
поскольку большинству из них неизвестен общий признак насекомых — шесть ног)
У.Тогда Муравей спросил у Мудрой Черепахи: «Как же узнать, какое их животных -насекомое?» Их разговор услышала бабочка. Она сказала « Посмотри на меня. Я -насекомое».Давайте и мы рассмотрим бабочку.
(слайд №2)У. А теперь в группах рассмотрите бабочку и найдите части тела, кто
умеет писать, те могут на карточках подписать (Выполнение КОЗ).
Давайте посмотрим, что у вас получилось (сверяемся со слайдом №2)
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко. На голове они видят усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди бабочки дети находят крылья и ноги)
Бабочка говорит: «Посмотрите на мои красивые крылья. Обо мне сочинили загадку:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, —
Он вспорхнул и улетел.
У. — С чем сравнили крылья бабочки?
Д. -Крылья бабочки сравнили с лепестками цветка.
У -Сколько их?
Д. -Их у бабочки четыре.
У.-А мы сколько видим?
Д.-Мы видим два крыла.
У.-Почему ?
Д. -Потому что крылья сложены.
У. -А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног.
Д -У бабочки шесть ног.
У. -Посмотрите , кто к нам еще прилетел?
Д.-Стрекоза и божья коровка.
У -«Мы тоже насекомые, -сказали они. -Рассмотрите и нас».
-Давайте рассмотрим и их.
-Как мы будем рассматривать или что мы будем находить?
Д -Будем находить части тела.
У. -Значит будем у них находить те же части тела, что и у бабочки
(можно пояснить, что вместо хоботка у них челюсти, потому что они питаются
другой пищей)
У -Сколько у стрекозы ног?
Д.-У стрекозы шесть ног.
У. -А у божьей коровки?
Д. -И у божьей коровки тоже шесть ног.
У. -Так кто же заметил общий признак животных этой группы?
Д. -У этих насекомых по шесть ног.
У.- Делаем вывод
Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать какое животное — насекомое, а какое -нет , надо посчитать его ножки.
У. — Откройте учебник на с.20 и прочитаем вывод, который предлагает автор данного учебника.
— Совпал ли наш вывод с выводом учебника?
Д.-Совпал .
У.-Кто же из этих необычных животных -насекомые , а кто — нет ? (возвращаемся к слайду №1)
Пусть дети самостоятельно найдут ответ и обоснуют его.(работа в парах)
Д-Многоножка, рак, паук — не насекомые , а вот последний насекомый, потому что у него шесть ног.
У -А кто знает, как называется это насекомое? (может кто-нибудь и назовет, что это богомол)
У. -Тогда где мы можем посмотреть и определить это животное?
Д. -Использовать атлас- определитель «От земли до неба»
На с.158 заранее сделана закладка. Найдя такое насекомое в атласе —
определителе, дети узнают, что это богомол.
У.-А теперь найдем информацию о богомоле (с.159) (читаю я или кто-либо из читающих детей)
(Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удержания добычи. )
У.-Кто же такие насекомые?
Д.-Животные, у которых шесть ног.
У. -Обратите внимание на Муравья. Что он делает?
Д.-Муравей считает свои ножки.
У.-А зачем он это делает?
Д.-Потому что, ему однажды сказали, что он насекомое. Вот поэтому он считает свои ножки. Он же обратился к нам с таким вопросом : «Правда ли, что я -насекомое ?
У. -И что же мы можем сказать про Муравьишку?
Д -Муравей -это насекомое.
У. -Давайте еще раз прочитаем вслух слова Мудрой Черепахи о том, что у всех насекомых шесть ног.
У.-А кузнечик — это насекомое?
Д. -Да.
У -Почему?
Д.-Потому что у него шесть ног.
У. -Каким общим признаком мы должны пользоваться для определения принадлежности животного к данной группе?
Д -Посчитать количество ножек.
У.-А кто может назвать других насекомых?
Д-Муха. ( если не называют, то предлагаю я :оса, шмель, комар и каждый раз доказывают, что он принадлежит к насекомым)
У. -Мы можем сказать, что как многообразен мир насекомых.
-Значение насекомых в жизни природы и человека огромно. Некоторые из них опыляют растения (пчела, шмель, бабочка), что помогает их размножению. Насекомые, живущие в почве, способствуют улучшению ее состава и плодородия. Огромная масса насекомых является санитарами в природе (навозник, мертвоед), так как живет за счет падали. Насекомые в свою очередь питаются другие животные.
Вместе с тем некоторые насекомые приносят большой вред сельскому и лесному хозяйству (тля, саранча, непарный и кольчатый шелкопряды, короед) , являются вредителями животноводства (слепень), переносчиками многих болезней (муха, комар).(показ слайдов с № 7 по №22)
У.-Мудрая Черепаха предлагает такой вопрос: «Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?»
После ответов детей я даю более или менее развернутое пояснение:
«Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, а вооруженный жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов: не прикасайся, а то хуже будет!»
Дети раскрашивают рисунок на с.
21, выбрав карандаши соответствующего цвета (учебник)Затем сравнить, как с работой справился сосед по парте.
У. -Рассмотрите рисунок с муравьем и бабочкой на с.21 и придумайте сказочную историю о том, как бабочка собиралась на бал.
Обратите внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принес бабочке.
У. -Что вас больше всего удивило на уроке?
Д. -Что насекомые- это животные.
У. -А что интересно было?
Д. -Информация о богомоле, работа с карточкам
У. -С каким настроением заканчиваем наш урок?
У. — Так кто же такие насекомые? (показ слайда №23)
Тема: «Насекомые» — Ошколе.РУ
Наша большая планета Земля очень гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы созданий, среди которых не только человек. Давайте расскажем интересно детям про насекомых. Ведь тема недели: «Насекомые».
Скажите, можно ли представить нашу жизнь без насекомых? Они одни из первых появились на нашей планете, и было это за несколько тысяч лет до динозавров! Вне зависимости от того, какие чувства они в вас вызывают, они окружают нас везде: и в природе, и даже дома. Давайте выйдем в парк или может быть лес. Многие насекомые прячутся от нас под листьями деревьев, в коре дерева или же под землей.
Насекомых на земле — бесчисленное множество. Это самый многочисленный и разнообразный класс животных. К ним относятся и трудяги пчелки, и шмели, и осы, кузнечики, всевозможные жуки, мухи, стрекозы…
У насекомых есть ряд отличительных особенностей, наличие которых причисляет их к своему виду. Условно их можно поделить так:
Само слово «насекомые» происходит от слова «насекать» и буквально означает «животное с насечками». Все насекомые имеют насечки. Это выглядит так, словно тело насекомого поделено на отдельные сочленения.
Тело насекомого состоит из трех частей — головы, груди и брюшка.
У всех насекомых имеется 6 лапок и крылья. Внимание: многоножки и пауки НЕ относятся к классу насекомые.
В природе около трех миллионов видов насекомых, но ученые изучили лишь примерно миллион. Численность насекомых превышает численностью всех животных и рыб на земле и даже людей. Представляете как их много?
Интересные факты о бабочках:
-О бабочках слагают немало легенд, в частности в древнем Риме считали, что бабочка — это лепесток цветка, который оторвался от порывов ветра
-Самая большая бабочка — южноамериканская совка Тизания агриппина, размах ее крыльев до 31 см! (Кстати, мы любовались уже такой гигантской бабочкой в книге в натуральную величину „Сравни!“)
-А размах крыльев самой маленькой бабочки — ацетозии — всего 2 мм.
-Крылья бабочки состоят из мельчайших чешуек! Каждая из которых имеет всего один цвет. И из чешуек, как мозаика, складываются сложные узоры крыльев.
-Вкусовые рецепторы бабочек находятся на лапках.
-Глаза бабочки, как и муравья состоят из фасеток.
-Чтобы взлететь, бабочка сначала машет крыльями на месте, чтобы нагреть тело до температуры выше 30-35 градусов.
-Питаются бабочки цветочным нектаром, медом, пыльцой, навозом, забродившими фруктами, и даже человеческим потом! Если к вам залетела бабочка в гости, можно угостить ее сахарным сиропом.
-Бабочки не спят. Но отдыхают и во время отдыха могут совершенно не двигаться.
-У бабочки, как известно, 4 стадии развития: яйцо, гусеница, куколка и бабочка.
-Кстати, некоторые гусеницы питаются ядовитыми растениями. Вылупившиеся из них бабочки оказываются ядовиты для птиц!
-В Японии верят, что увидеть бабочку в доме — к счастью. Там даже есть специальный „танец бабочек“, который открывает все праздники и торжественные шествия.
Интересные факты о муравьях:
-Муравьи могут переносить вес, превышающий в 5000 раз свой.
-У муравьев строгое социальное разделение. У самцов и у королевы до появления первых детей есть крылья.
-У муравьев внешний хитиновый скелет, благодаря которому их практически невозможно раздавить.
-На концах ножек, состоящих из пяти частей и трех суставов есть крючки-зазубрины, благодаря которым муравей может идти не только по вертикальной поверхности, но и по стеклянной и гладкой.
-Муравьи умеют строить живые мосты, сцепляясь лапками и челюстями. Такой мост способен выдержать вес в 1,5 кг!
-У муравьев фасеточное зрение, как у стрекозы и три дополнительных глаза. При этом муравей видит предметы, расположенные не дальше 4 см.
-Протяженность всех тропинок внутри муравейника около 7000 метров.
-Одна большая муравьиная семья за год собирает 8 000 000 вредных насекомых!
-Муравьи обладают разными профессиями: есть среди них няни, строители, солдаты.
-Чтобы не уставать, рабочие муравьи спят по минутке до 250 раз в день!
-В своем развитии муравей проходит 4 стадии: яйцо, личинка, червячок и муравей.
Много интересных презентаций о жизни насекомых см. Разделе Видео
Определение и значение насекомых — Merriam-Webster
насекомое ˈin-ˌсект1
а: любой представитель класса (Insecta) членистоногих (таких как жуки или пчелы) с хорошо выраженной головой, грудной клеткой и брюшком, только тремя парами ног и, как правило, одной или двумя парами крыльев
б : любое из многочисленных мелких беспозвоночных животных (таких как пауки или многоножки), которые более или менее явно сегментированы — технически не используется2
: ничтожный или презренный человек
насекомое прилагательное
Изображение насекомого
- 1 губные щупики
- 2 верхнечелюстной щуп
- 3 простая проушина
- 4 Антенна
- 5 комбинированная проушина
- 6 переднегрудь
- 7 барабанная перепонка
- 8 крыло
- 9 яйцеклад
- 10 дыхальца
- 11 брюшная полость
- 12 заднегрудь
- 13 среднегрудь
Знаете ли вы?
Тела насекомых состоят из сегментов, или отделов, поэтому они кажутся прорезанными в них серией зазубрин. Это побудило греческого философа Аристотеля дать насекомым название entomon «предмет, в который врезаются». Entomon происходит от префикса en- «в» в сочетании с глаголом temnein «резать». Позже, когда римляне захотели подобрать слово для такого рода существ, они не просто заимствовали греческое слово. Вместо этого они перевели его латинским словом 9.0087 насекомое, от глагола insecare «разрезать». Insectum был заимствован английским языком как насекомых.
Синонимы
- шифр
- гном
- полпинты
- легкий
- кусочек
- никто
- ничтожество
- ничего
- ничтожность
- номер
- пип-писк
- карлик
- пигмей
- креветка
- снайперснапер
- грубиян
- взбивалка
- ноль
- zilch
Примеры предложений
рой летающих насекомых главный редактор журнала был известен тем, что относился к сотрудникам как к насекомые , часто даже не удосужившись выучить их названия
Недавние примеры в Интернете Это может объяснить, почему монарх стал официальным государством насекомых в 1975 году. — Сьюзан Дегран, chicagotribune.com , 13 апреля 2021 г. 9Насекомое 0087 , вероятно, попало в одно из древних озер, покрывавших этот регион, и погрузилось в мягкое илистое дно. — Кейт Баггали, Popular Science , 20 января 2021 г. Вагнер сказал, что ученым необходимо выяснить, является ли скорость потери насекомыми больше, чем у других видов. — Сет Боренштейн, ajc , 11 января 2021 г. Аллергологи говорят, что общественность гораздо меньше осведомлена о рисках, связанных с укусов насекомых , чем от других аллергенов, таких как арахис. — Ханна Хоаг, Кварц , 16 ноября 2020 г. Страшно звучащее насекомое вызвало ажиотаж в начале мая, когда его впервые заметили в США на северо-западе штата Вашингтон, в то время как большая часть страны укрывалась от коронавируса. — Келли Хван, SFChronicle.com , 25 октября 2020 г. И пока активность насекомых намного меньше, чем весной и в начале лета, все еще есть несколько видов поденок, ручейников и мошек, которые вылупляются в большом количестве. — Field & Stream , 13 октября 2020 г. Тем не менее, не стоит терять рассудок из-за желто-черного насекомого . — Шакамри Гауди, Houston Chronicle , 25 августа 2020 г. Edmonton Journal добавил, что пчеловод был привлечен для удаления насекомых , после чего церемония прошла по плану. — Стефани Пети, Peoplemag , 26 июня 2023 г. Узнать большеЭти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «насекомое». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Латинское насекомое , от среднего рода насекомого , причастие прошедшего времени insecare разрезать, от in- + secare разрезать — подробнее в пиле
Первое известное использование
9 0212 1601, в значении, определенном at sense 1bПутешественник во времени
Первое известное использование насекомого было в 1601 годуПосмотреть другие слова того же года в уединении
насекомое
насекомое
Посмотреть другие записи поблизостиПроцитировать эту запись «Насекомое.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/insect. По состоянию на 16 июля 2023 года. существительное насекомое ˈин-ˌсект1
: любое из многочисленных мелких беспозвоночных животных (таких как пауки или многоножки), которые более или менее явно состоят из сегментов — технически не используется2
: любой из класса членистоногих (таких как бабочки, настоящие жуки, двукрылые мухи, пчелы и кузнечики) с четко разделенным телом на голову, грудь и брюшко, с тремя парами сочлененных ноги и обычно с одной или двумя парами крыльев
Этимология
от латинского secare «насекомое», производное от insecare «разрезать», от in- «внутри» и secare «разрезать» — связанный с рассечением, раздел
Происхождение слова
Тела Насекомые имеют сегменты, или отделы. Таким образом, они, кажется, имеют ряд выемок, прорезанных в них. Этот внешний вид побудил греческого философа Аристотеля дать насекомым название entomon «вещь, в которую врезаются». Entomon происходит от префикса en- «в» в сочетании с глаголом temnein «резать». Позже, когда римляне захотели подобрать слово для такого рода существ, они не просто заимствовали греческое слово. Вместо этого они перевели его на латинское слово инсектум, от глагола insecare «разрезать». Insectum был заимствован английским языком как насекомых.
Медицинское определение
насекомое
существительное насекомое ˈin-ˌsekt: любое членистоногие класса Insecta
насекомое прилагательное
Еще от Merriam-Webster на
насекомыхАнглийский: перевод насекомых для говорящих на испанском языке
Britannica English: перевод насекомых для говорящих на арабском языке
Britannica. com: Энциклопедическая статья о насекомых
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложенийПодпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращенийубедительный
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Что такое насекомое? | Смитсоновский национальный музей естественной истории
Что такое насекомое? | Smithsonian Video for Kids
Насекомые повсюду. Представьте себе, что вы берете всех животных на Земле, от пчел вокруг вашей школы до слонов в саванне. Если бы вы сделали это и отсортировали их, четверо из каждых пяти животных были бы насекомыми. Это означает, что большинство животных на Земле — насекомые. На самом деле, по оценкам, во всем мире живет около 10 квинтиллионов отдельных насекомых. Это много насекомых! Из этих 10 квинтиллионов насекомых
0 видов. Это самая разнообразная группа животных на планете, с разными приспособлениями к передвижению, питанию, спариванию и жизни в разных средах. Несмотря на такое большое количество различных видов насекомых, все они имеют одни и те же основные черты, которые мы рассмотрим в этом видео.
Начнем с того, что насекомые являются частью группы животных, известных как членистоногие. Членистоногие – это животные с экзоскелетом, представляющим собой твердый наружный покров и сочлененные ноги. Это чрезвычайно успешная группа животных на протяжении всей истории Земли, что означает, что они существуют уже более 400 миллионов лет.
Чтобы членистоногие были насекомыми, они должны обладать определенными свойствами. Во-первых, все насекомые имеют три основных отдела тела: голову, грудную клетку и брюшко. Взгляните, например, на эту пчелу. У него есть голова, грудь и брюшко. Следующая особенность заключается в том, что все насекомые имеют шесть ног. Один два три четыре пять шесть. Шесть ног. Такое животное, как паук, у которого восемь ног, не насекомое. Следующая особенность заключается в том, что все насекомые имеют пару усиков для восприятия вещей. Усики насекомого прикреплены к его голове, и он перемещает их, чтобы улавливать химические сигналы в воздухе. И, наконец, последняя общая черта состоит в том, что все насекомые имеют ноль или две пары крыльев. Это немного сложно понять, поэтому давайте посмотрим на это поближе. Некоторые насекомые со временем адаптировались к тому, чтобы не иметь крыльев или временно стать похожими на муравьев или блох. Что касается насекомых с двумя парами крыльев, см. стрекозу, бабочку, комнатную муху и жука. Да, насекомые вроде мух и жуков технически имеют две пары крыльев. Сначала может показаться, что у них одна пара, но вторая пара на самом деле модифицирована или выглядит иначе, обычно для выполнения другой функции, отличной от полета. Например, у мух есть модифицированные пары крыльев, называемые жужжальцами, которые выглядят как маленькие булавы, которые помогают насекомому сохранять равновесие и управлять во время полета. А у жуков их модифицированная пара крыльев называется надкрыльями — твердая структура, которая защищает крылья снизу. Крылья и ноги всегда прикреплены к груди насекомого.
Потрясающе, теперь вы знаете, что все насекомые имеют три части тела: голову, грудь, брюшко, шесть ног, пару усиков и ноль или две пары крыльев. Теперь, когда мы знаем общие черты всех насекомых, давайте посмотрим на некоторых животных и выясним, какое из них является насекомым.
Какое из них является насекомым? Давайте посмотрим, сможете ли вы сделать сравнения самостоятельно.
Хорошо, ты понял, кто из них насекомое? Правильный ответ «Б». Это было немного сложно. Чтобы убедиться, что насекомое является насекомым, мы должны рассмотреть комбинацию признаков. B, малазийское насекомое-палочник, имеет три части тела, шесть ног, крылья и пару усиков.
Хорошая наблюдательность! Вы узнали о том, что делает насекомое насекомым, внимательно посмотрели на животное и применили полученные знания, чтобы отличить насекомых от других животных. Это работа ученых!
Невероятное разнообразие и успех насекомых обусловлены строением их тела, которое позволяет им приспосабливаться к различным условиям и ролям. Ученые изучают насекомых со всего мира, живых и вымерших, чтобы понять, как насекомые менялись с течением времени. Они исследуют ключевые особенности, о которых мы узнали сегодня, чтобы узнать больше об этих насекомых и их среде обитания, поведении, том, что они едят, и даже о том, с какими другими насекомыми они связаны.
Насекомые играют важную роль в формировании нашей жизни сегодня, от опыления цветов до пищи для других животных и даже уборки экскрементов! Наш мир выглядел бы совсем иначе, если бы их не было рядом. Знание большего количества насекомых помогает нам лучше понять наш мир. Так что в следующий раз, когда вы найдете членистоногое, будьте ученым и присмотритесь повнимательнее, чтобы выяснить, насекомое ли это.
Описание
Знаете ли вы, что большинство животных на Земле — насекомые? Насекомые имеют разные приспособления к движению, питанию, спариванию и жизни в разных средах, но все они имеют некоторые общие черты, которые делают их насекомыми. В этом видео вы изучите эти особенности, сравните и сопоставите, как они могут выглядеть по-разному, и сможете идентифицировать насекомых самостоятельно, как ученый.
Это видео предназначено для учащихся 3-5 классов. После просмотра этого видео вы сможете:
- Определите общие черты всех насекомых
- Отличить насекомое от других членистоногих путем наблюдений и сравнений
- Знайте, что насекомые — это членистоногие
- Напомним, что насекомые — самая разнообразная и многочисленная группа животных на Земле
Это видео дополняет очную школьную программу Смитсоновского национального музея естественной истории для 3–5 классов «Выживание насекомых» и школьную онлайн-программу «Иллюстрация насекомых». Узнайте больше об этой и других бесплатных школьных программах и ресурсах для учащихся на странице «Школьные программы».
Стандарты
Это видео поддерживает следующие научные стандарты нового поколения (NGSS):
Марка К
Взаимозависимые отношения в экосистемах: животные, растения и окружающая их среда
- К-ЛС1-1. Используйте наблюдения для описания закономерностей того, что растениям и животным (включая человека) нужно для выживания
- Сквозная концепция, паттерны: паттерны в естественном и созданном человеком мире можно наблюдать и использовать в качестве доказательства (K-LS1-1)
Класс 1
Структура, функции и обработка информации
- Сквозная концепция, закономерности: Образцы в естественном и созданном человеком мире можно наблюдать, использовать для описания явлений и использовать в качестве доказательства. (1-ЛС1-2) (1-ЛС3-1)
Класс 2
Взаимозависимые отношения в экосистемах
- 2-ЛС4-1.