Психология как наука | Диплом по психологии
Во все времена человечество интересовали вопросы о душевной жизни человека: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология.
Определение психологии как науки
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение; дословно – наука о душе) – это наука о закономерностях функционирования и развития психики, это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических явлений.
Научная и житейская психология
У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; под термином «психология» понимают как научное, так и ненаучное (житейское) знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.
Однако в действительности существуют принципиальные различия между научной и житейской психологией. Можно выделить следующие коренные различия между ними:
- По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.
- По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях.
- По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.
Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Особенности психологической науки
Психология как наука имеет следующие особенности, обусловливающие сложность ее становления:
- Это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем – это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.
- В психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.
- В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
- Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это относительно очень молодая наука. Несмотря на то, что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила лишь немногим более ста лет назад — в 1879 году, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, заложив тем самым начало объективному, экспериментальному изучению психических явлений.
Предмет психологии
На протяжении истории развития психологической мысли представления ученых о предмете психологии претерпевали серьезные изменения. Можно условно выделить 4 основных этапа развития представлений о предмете психологии в ее истории:
- Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
- Психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
- Психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
- Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (современный этап).
Единого мнения о предмете психологии не существует и у современных ученых. В общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека.
Программа государственного экзамена по направление подготовки − 030300 «Психология»
Программа государственного экзамена по направление подготовки − 030300 «Психология»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 . .. 77
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 77 База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бағдарламасы Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом |
Что такое психология? Определение и этапы
Содержание страницы
Что такое психология?
Сегодня психология — это наука о поведении и психических процессах. Это помогает нам понять наше поведение и умственные процессы, а также другие процессы, состоящие из того, как мы и они думаем, чувствуем, действуем и реагируем.
Психологически здоровый человек может лучше думать, лучше чувствовать и лучше жить. Мы живем в социальной среде, необходимо понимать психические процессы и поведение людей, чтобы жить с ними хорошо.
Мы, люди, отличаемся друг от друга не только своими физическими характеристиками, такими как рост, вес, внешний вид и т. д., но и психологическими характеристиками. Чтобы жить хорошо, мы должны знать, как лучше управлять собой, контролировать свои эмоции и забывать нежелательные и нежелательные переживания. Мы живем в окружающей среде и сами интересуемся миром. Изучение психологии помогает нам понять тонкости и прелести того, что мы называем человеческой природой.
Что такое человек? Ответ на этот вопрос ищет психология. «Эдвин Боринг, 19 лет.39”.
Кто такие психологи? Существует много ложных представлений о психологии и психологах. Одним из таких ложных представлений является вера в то, что психологи «читают мысли», подобно астрологам, которые предсказывают удачу и могут оценить характер с первого взгляда. Еще одно заблуждение состоит в том, что они являются авторитетами мысленной телепатии или гадания. Глубина познания в психологии определенно расширяет это понимание.
Дать определение психологии непросто из-за ее широкого охвата, широкого круга интересов и философских различий между ее практиками. Психика и наука объединяются, чтобы сформировать психологию. Сегодня это определяется как наука о поведении и психических процессах.
Слово «психология» произошло от двух греческих слов «психея» и «логос». Психея означает «Душа», а Логос означает «Дискурс». Таким образом, буквально происходит изучение души.
Стадии психологии
Прежде чем прийти к сегодняшнему определению психологии, сформировалось много школ, возникло много споров и сомнений. Многие известные философы и психологи определяли его по-разному. Все эти этапы подразделяются на четыре этапа:
- Философский этап
- Структурная стадия
- Стадия бихевиоризма
- Современное определение
Философская стадия (Душа/Разум)
Это ранняя стадия. Древнегреческий натуралист и философ Аристотель (384–322 гг. до н. э. ) использовал термин «психика» для обозначения сущности жизни. Аристотель был известным первооткрывателем различных компонентов психологии, таких как обучение, мотивация, эмоции, память, восприятие и личность. Вклад другого философа Платона (427-347 гг. до н.э.) не менее важен в определении психологии как науки о «душе». Они определили психологию как «науку о душе».
Позже стало казаться, что душа не существует физически. Его нельзя было потрогать, увидеть или почувствовать. У него были мистические, ненаучные характеристики, которые нельзя было наблюдать или экспериментировать. Душа для одних была внутренним пламенем, для других формой движения, а для третьих функцией телесных процессов.
Поскольку слово «душа» подверглось критике, эти философы стали переводить «psyche» как «разум», а психология тогда определялась как «учение о разуме». Таким образом, она стала называться наукой о разуме.
Структурная стадия (сознание)
В 1879 году Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог и философ, основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в Германии, что сделало его «отцом экспериментальной психологии». До него было достаточно психологии, но не было психолога. Вундт впервые освободил ее от тисков философии и физиологии. Он мог предвидеть ее как респектабельную и независимую науку.
Вундт в своей книге «Битраж» 1862 г. рассматривал психологию как науку о внутреннем и непосредственном опыте, т. е. как науку о сознании. Он сосредоточился на внутренних ощущениях, чувствах и мыслях. Его основным инструментом была самоанализ, что означает самоанализ собственных внутренних ощущений и психических процессов.
Позже вместе с Вундтом Эдвард Титченер (1867-1927) работал над определением структуры разума посредством управляемого самоанализа, описывая элементы опыта, что позже было названо структурализмом.
Опять же, Уильям Джеймс (1842-1910) из Гарвардского университета больше интересовался функциями сознания и тем, что может делать разум, чем его структурой. Согласно Джеймсу, изучение элементов разума ничего не может сказать нам о том, как он функционирует, чтобы помочь нам приспособиться к элементам жизни. Таким образом, на основе его работ возникла школа мысли, известная как «функционализм».
Behavioral Stage (Behavior Stage of Psychology)
Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878-1958) отверг идеи структурализма и функционализма и основывал свой подход к психологии на поведении. Уотсон (1913) считал, что невозможно изучать частные психические процессы, такие как сознание, потому что только внешнее поведение может быть измерено и научно понято.
Уотсон находился под сильным влиянием работ Ивана Павлова (классическая обусловленность), Чарльза Дарвина и Фрэнсиса Гальтона.
Уотсон уменьшил интроспекцию как метод психологии, вместо этого выступил в пользу объективного наблюдения и переопределил его как «науку о наблюдаемом поведении». Согласно Уотсону, мы не можем наблюдать за ощущением, чувством или мыслью, но мы можем наблюдать за поведением людей, когда они реагируют на различные ситуации. Наука основана на наблюдении, и из-за акцента на точном измерении явного поведения Уотсон назвал новую школу мысли, основанную на его принципе, «бихевиоризмом».
Ключевые положения бихевиоризма:
- Цель, которую можно почувствовать и увидеть
- Можно наблюдать и проверить
- Изучение открытого поведения как животных, так и людей, включая детей, старых, нормальных и ненормальных.
Современное определение психологии
В 1960-х годах психология начала возвращать свой первоначальный интерес к психическим процессам благодаря изучению того, как наш разум обрабатывает и сохраняет информацию о том, как мы воспринимаем, думаем и запоминаем.
Интерес психологии как к наблюдаемому поведению, так и к внутренним мыслям и чувствам сделал психологию « наукой о поведении и психических процессах». Если мы внимательно изучим это определение, три термина: наука, поведение и психические процессы станут очевидными как важные концепции, требующие дальнейшего объяснения.
Психология как наука
Она считается наукой, потому что наука представляет собой совокупность знаний, скрепляемых воедино и осмысленно строящихся на общих принципах и законах. Наука — это не просто набор фактов, это знание, собранное и организованное посредством применения того, что называется научным методом.
Психологи пытаются понять людей, не только думая о них, но и изучая их путем тщательного контролируемого наблюдения и тщательного анализа. Он основан на подтвержденных суждениях и установлении фактов. Как наука психология имеет четыре основные характеристики:
- Она систематична и использует научные методы
- Она включает измерения
- Результаты могут быть проверены, и процедура должна быть воспроизводимой
- Она объективна в объяснении поведения
Психологические исследования Поведение: явное поведение
Обычно слово «поведение» относится к открытой деятельности людей или животных, которую можно непосредственно наблюдать или измерять с помощью специальных инструментов или методов. Это очень широкий термин, поскольку поведение — это все, что делает организм, любые действия, которые мы можем наблюдать и записывать, такие как чтение, улыбка, потоотделение, разговор, проверка экзаменационных работ и т. д. — все это наблюдаемое поведение. Мы не можем видеть, слышать или касаться ума, но мы можем видеть и наблюдать за поведением.
Это помогает психологам делать выводы о чувствах, отношениях, мыслях и психических процессах, которые могут стоять за поведением. Таким образом, внутренние психические события можно изучать по мере их проявления в одном или нескольких видах поведения. Таким образом, поведение помогает нам изучать, знать и понимать внутренние психические процессы, которые в противном случае оставались бы скрытыми от нас.
Психологические исследования Ментальные процессы: скрытое поведение
Ментальные процессы — это внутренние субъективные переживания, которые мы выводим из поведения, такого как ощущения, мысли, эмоции, чувства и мотивы, которые другие люди не могут наблюдать напрямую. Например, личные мысли и чувства по поводу вашего «лучшего друга» — это психические процессы.
Большинство современных психологов сходятся во мнении, что, хотя частные психические процессы нельзя наблюдать напрямую, они очень важны для полного понимания человеческой жизни. Поэтому эти процессы должны быть включены в область психологии, иначе изучение организма останется незавершенным, если игнорировать психические аспекты поведения. Таким образом, психология как наука должна включать как явное, так и скрытое поведение.
Новые направления в психологии
Современные психологи заинтересованы в применении его разнообразных тем. Психология предлагает специализацию во многих различных аспектах поведения. Его сфера охвата расширилась за счет новых областей и специалистов, таких как развитие взрослых, психология здоровья, неврология и так далее. Они не поддерживают строго ни один из подходов.
Две концепции кажутся важными, если сосредоточиться на последних тенденциях. Первая — растущее внимание психологии к разнообразию и ее внимание к роли эволюции в человеческом поведении. Второй важной тенденцией является расширение использования находок психологии в других областях знания. Это изменение сделало его важным среди других предметов.
Узнать больше:
- Психологические аспекты
- Разделы или разделы психологии
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Психология с эмпирической точки зрения — 572 слова
Для определения психологии Брентано предложил два подхода, которые он пытался использовать для объяснения природы психологии. Таким образом, Брентано определяет психологию как науку о душе и как науку о психических явлениях. И все же его практическое видение психологии и отсылка к естествознанию помогают ему отвергнуть мысль о принадлежности психологии душе.
Традиционное видение психологии как науки о душе отвергается психологом, утверждающим, что если кто-то говорит, что «психология есть наука о душе и означает купить «душу» как субстанциальный носитель психических состояний, то он выражает свое убежденность в том, что ментальные события следует рассматривать как свойства субстанции» (Брентано, 10).
Но откуда мы можем знать, что такие вещества существуют? Обращение автора к этой мысли дает понять, что психологию нельзя определить как науку о душе. Но, будучи уверенным в преднамеренном несуществовании объекта, на который направлена вера желания, Брентано заключает, что психологию следует определить как психические явления (Брентано 18).
Брентано предлагает исследовать предмет психологии как «огромное количество различных рядов, связанных вместе» (Брентано 94). Рассматривая эту идею с точки зрения психической деятельности, кажется, что психолог пытается доказать, что предмет психологии нельзя рассматривать как совокупность отдельных единиц, а только в пределах определенного ряда действий. Брентано уверен, что психология, определяемая как психические явления, не может действовать с помощью одного события.
Рассматривая такие родственные процессы, как пищеварение, выделение и т. д., эти процессы организма не могут основываться на одном конкретном процессе, это ряд процессов. То же самое и с психологией. Нельзя рассматривать его как одно отдельное действие, рассматривая его как психические явления, следует исследовать ряды как связку неделимых актов.
Одной из главных черт, делающих психологию центральной наукой для исследования в обществе, является тот факт, что она исследует законы, следующие за последовательностью психических состояний человека, другими словами, «законы, согласно которым одно из этих состояний производит другое» (Брентано 12).
Кроме того, автор книги утверждает, что психология является основой образования, эстетики, логики, этики, политики и даже человеческого прогресса в жизни (Брентано 21). Она считается наукой будущего, так как это единственный источник, который может научить ученого о бессмертии (Брентано 25). Таким образом, интерес к психологии сохранится, и чем больше людей будут узнавать об этом феномене, тем больше у них будет вопросов к размышлению.
Одной из проблем в развитии психологии, определенной Брентано, является отсутствие «хранения важных задач для психологов» (Брентано 14). Это может стать препятствием, так как, не будучи направленным на конкретную цель, развитие науки может быть сконцентрировано вокруг каких-то незначительных проблем.
Указав выше, что бессмертие может стать источником для исследования в будущем, Брентано указывает на него как на препятствие, так как отвергнув душу как определение психологии и заявив о ее отсутствии, о бессмертии не может быть и речи (Брентано 15 ).