Определение социометрия: Социометрия – что это такое в психологии, цель метода

Методика социометрии — 📙 Философия

  1. Суть социометрической методики
  2. Социометрия является одним из популярнейших методов определения межличностных отношений.
  3. Особенности социометрических процедур
  4. Формы проведения социометрической процедуры

Под социометрическим методом подразумевается ситуативный инструмент., применяемый к уникальной и неповторимой ситуации. 

Социометрический метод диагностирует, подыскивает наиболее актуальное, для определенной группы или клиента, приемы, настраивается на реальность. С помощью метода проверяются понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию ее участниками.

Под социометрическими методиками подразумеваются определенные тесты или анкеты, с помощью которых определяются взаимоотношения между людьми, степень их сплоченности, коллективизм, совместимость, уровень организации и управления группы, а также другие ее качества.

В социометрии, полученные данные подвергаются статистическому анализу, позволяющему выявить искомые показатели, которые касаются уровня, тенденций развития группы.

 

Термин «социометрия» начали употреблять в XIX столетии, когда наблюдалась тенденция применения математических методов в исследовании социальных явлений. 

Под понятием «социометрия» подразумевается психологическая теория общества, разработчиком которой был ученик Фрейда Джекоб Морено. 

Под методикой социометрии понимают особую систему экспериментальных методов (социально-психологических тестов), которые применяются для анализа, оценивания межличностных отношений, эмоциональных связей в небольшой группе. 

Социометрическая методика — это процедура, предполагающая проведение качественного, количественного анализа эмоциональных, социальных связей, которые устанавливаются между членами группы — трудовой, учебной, постоянной, временной и т.д. 

Методика социометрии позволяет измерить уровень сплоченности либо разобщенности группы. С ее помощью можно выявить социометрический статус каждого члена, состоящего в определенной группе, а также обнаружить образования внутри группы.

К последним относятся подгруппы, имеющие своих неформальных лидеров.

Цель социометрической процедуры заключается в измерении степени сплоченности либо разобщенности в группе, а также выявлении, так называемых, «социометрических позиций». Социометрическая процедура направлена на то, чтобы выявить авторитет членов группы, исходя из признаков симпатии или антипатии. На крайних позициях всегда находятся:

  • общепризнанный лидер группы;
  • человек, который отвергнут группой.

Социометрическая процедура необходима для обнаружения внутригрупповых подсистем и сплоченных образований, возглавляемых неформальными лидерами.

Использование социометрической методики, позволяет проводить измерение авторитета как неформального, так и формального лидеров. Оно необходимо для перегруппировки людей в командах с целью снижения напряженности в коллективе, которая возникает из-за того, что некоторые члены группы испытывают взаимную неприязнь друг к другу.

Проводится социометрическое исследование групповым методом. Его осуществление не отнимает много времени. На все отводится до пятнадцати минут. Методика социометрии требует основательной предварительной подготовки. Она задействуется в прикладных исследованиях, в тех, что связаны с совершенствованием отношений в коллективе. 

Данная методика не относится к числу тех, которые радикальным способом решают внутригрупповые проблемы. Как правило, их необходимо искать не в симпатиях, антипатиях членов группы, а разбираться в более глубоких причинах. 

На уровень надежности процедуры оказывают влияние главный фактор — правильный выбор критериев социометрии, диктуемый программой исследования и предварительным ознакомлением со спецификой группы. 

Социометрическое исследование предполагает следующую последовательность действий — определяется задача и выбираются объекты измерений, формируются главные гипотезы и положения, которые касаются возможных критериев опроса членов групп. Анонимность исключается. В противном случае социометрия не будет настолько эффективной, как хотелось бы.

Главная задача исследователя социометрии заключается в том, чтобы обеспечить достоверность полученных результатов. Для этого необходимо расположить к себе членов коллектива, сделать все возможное, чтобы они были заинтересованы в результатах исследования. 

Люди должны быть уверенными в том, что полученная информация не станет достоянием лиц, для которых она не предназначается. 

Желательно, чтобы социометрия проводилась в обособленном помещении, без участия посторонних лиц, в том числе вышестоящих начальников.

Особое внимание уделяется определению целей исследования. К ним могут относиться выявление лидеров, обнаружение микрогрупп, изучение сплоченности коллектива. Выдвигаемые вопросы могут быть как формальными, так и неформальными. 

Формальные вопросы направлены на то, чтобы изучить взаимоотношения в той сфере деятельности, которой занимается конкретный коллектив. 

Социометрическая процедура проводится в двух формах — непараметрической и параметрической.  

При непараметрической процедуре, испытуемый не ограничивается в числе выборов. Он может записать в карточку всех членов группы. Непараметрическая процедура позволяет, в полной мере, дать оценку эмоциональной экспансивности каждого члена группы, увидеть все многообразие внутригрупповых межличностных связей. Однако следует заметить, что применение непараметрической процедуры является нерациональным по отношению к большим группам, поскольку для обработки результатов потребуется задействование вычислительной техники. При непараметрической процедуре большая вероятность случайного выбора. 

Параметрической процедуре присуще ограниченное количество ответов («социометрическое ограничение», «лимит выборов»). Поэтому исключается вероятность случайного выбора. У испытуемого есть возможность выбрать, строго ограниченное, число людей. 

Благодаря «социометрическому ограничению», удается повысить надежность исследования, стандартизировать результаты и сравнить данные, которые были получены в разных группах. Также облегчается обработка материала. 

Однако параметрическая процедура не позволяет раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Она показывает лишь связи, являющиеся субъективно значимыми.

 

 

Социометрия как метод изучения групповой структуры

Одним из самых распространенных методов изучения групповой структуры является социометрия, разработанная в своих основах Д. Морено еще в начале 1930-х гг. В его работах имеется несколько определений этого метода. Обращаясь к более позднему периоду творчества Морено, приведем следующее определение: “Социометрия — это измерение социальных отношений в самом широком смысле, всякое измерение всяких социальных отношений”.

Социометрический метод включает в себя ряд вопросов, предназначенных для того, чтобы индивид выбрал или отверг тех или иных членов своей группы применительно к каким-либо отношениям. Например: “С кем вы хотели бы выполнять совместное задание?”, “С кем вы хотели бы вместе пойти в кино?” и т.п.

В своей совокупности эти вопросы представляют собой социометрический тест. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы И.П. Волков отмечает следующие правила, которыми нужно руководствоваться при формулировании подобных вопросов (критериев):

1. Социометрический критерий должен требовать от субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности.

2. Критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в пределах группы.

3. Используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов группы; они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы.

4. Критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов; для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуациях деятельности — этим достигается усиление критерия.

5. Предложение к выбору или отвержению членов группы нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных отношений: “Кого Вы хотели бы выбрать?”, “Кого желаете (желали бы) выбрать?”, “Кто Вам более (менее) нравится?” и т. д.

6. Критерий должен давать понять, что при желании отвечающих группа может быть реорганизована в соответствии с характером даваемых ими ответов.

7. Критерий не должен ограничивать субъекта в числе и свободе выборов. Если необходимо ввести ограничение числа выборов или порядок в предпочтительности совершаемых выборов, то на это следует указывать особо в вопросе либо в инструкции к тесту.

На основе социометрического тестирования можно зарегистрировать частоту контактов (или общую продолжительность контактов) между парами индивидов. Если эти контакты являются добровольными, то предполагается, что их характер и частота будут обоснованными показателями групповой структуры. Данные,полученные в результате опроса какой-либо группы, заносятся соответствующим образом в специальную таблицу — социоматрицу. Приводим ниже такую матрицу из исследования И.П. Волкова в качестве примера (табл. 1).

Анализ ответов позволяет получать не только качественный но и количественный материал о внутригрупповых взаимоотношениях. Так, число выборов, полученных тем или иным членом группы, свидетельствует о степени и характере его влияния на остальных лиц.

Число выборов, сделанных каким-либо индивидом, говорит о степени и характере его потребности в общении с остальными членами группы. Тот, кто получил больше всего выборов, является социометрическим лидером, или “звездой”, по терминологии Морено. В приведенном примере таким человеком является Т-р (№ 5), обладающий наибольшей притягательностью по критерию совместной работы. Социально изолированным оказывается Х-ч (№ 6) , которого все игнорируют (не выбирают и не отвергают), да и сам он пассивен в этом смысле.

Таблица 1. Социометрическая матрица

Критерии:
“С кем Вы более всего хотели бы совместно работать на одной операции?”;
“С кем Вы более всего не хотели бы совместно работать?”

Примечание:
“+ ” — положительный выбор; “—” — отрицательный выбор; “О” — нулевой выбор (безразлично). Член группы № 1 — официальный руководитель.

Для большей наглядности изображения структуры отношений исследуемой группы данные, заключенные в матрице, можно графически представить в виде социограммы (рис. 1).

Рис. 1. Социограмма

Данная социограмма показывает, что № 5 обладает наивысшим социометрическим статусом, так как его выбирают четыре члена группы из пяти. Индивиды № 1, 3, 5 составляют замкнутую неформальную группировку — они выбирают лишь друг друга. Индивид № 6 находится в психологической изоляции от остальных членов группы.

Взаимную антипатию испытывают индивиды № 2 и 4, при этом № 2 психологически отвергает официального руководителя группы (№ I). Последний может воздействовать на № 2 неофициальным образом лишь через № 5, поскольку № 1 и № 5 связаны взаимными выборами. Эта социограмма свидетельствует также о том, что давать задание, предусматривающее взаимодействие, индивидам № 2, 4 и 6 нецелесообразно, так как у них отсутствует тяготение друг к другу.

Для более обстоятельного анализа данных социометрического теста был разработан ряд индексов. Одни из этих индексов предназначены для того, чтобы показать положение той или иной личности в группе, другие — для того, чтобы охарактеризовать группу как определенную общность.

Для иллюстрации подобного анализа представим несколько индексов, которые можно использовать для описания групповой структуры. Позитивная экспансивность (желание общаться с другими людьми) индивида р в группе из N человек, где р позволено неограниченное число выборов, измеряется посредством следующего индекса:

Экспансивность группы можно измерить посредством следующего индекса:

Групповую сплоченность и групповую интеграцию можно измерить посредством следующих индексов:

Существуют и другие социометрические индексы, которые могут быть использованы при изучении структуры группы. С целью проверки данных социометрического тестирования рекомендуется проводить интервью с испытуемыми по поводу мотивации их выборов. Возможны также повторные социометрические замеры для выявления устойчивости сделанных выборов.

Определение и значение социометрии — Merriam-Webster

так что·​ci·​om·​e·​попробуйте ˌsō-sē-ō-ˈä-mə-trē 

ˌsō-shē-

: изучение и измерение межличностных отношений в группе людей

социометрический

ˌsō-sē-ə-ˈme-trik

ˌsō-shē-

прилагательное

История слов

Этимология

Международный научный словарь

Первое известное использование

1900, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование социометрии было в 1900 году

Посмотреть другие слова того же года социометрист

социометрия

социопат

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Социометрия».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/sociometry. По состоянию на 6 февраля 2023 г.

Ссылка на копию

Медицинское определение

Социометрия

существительное

так что·​ci·​om·​e·​попробуйте ˌsō-sē-ˈäm-ə-trēˌsō-shē- 

: изучение и измерение межличностных отношений в группе людей

социометрический

ˌsō-sē-ə-ˈme-trik ˌsō-shē- 

прилагательное

Еще от Merriam-Webster о

социометрии

Britannica. com: Энциклопедическая статья о социометрии

Подпишитесь на крупнейший в Америке словарь и получите еще тысячи определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

социометрия — Англо-русский словарь на WordReference.com

    • См. также:
      • социограмма
      • социография
      • соц.
      • социолект
      • социолингвистика
      • социологический
      • социологизм
      • социологический
      • социологизировать
      • социология
      • социометрия
      • социопат
      • социально-политический
      • социально-психологический
      • социально-религиозный
      • социосексуал
      • социотехнологический
      • носок
      • подкладка носка
      • подвязка для носков
      • носокдолагер
    • Последние поиски:
    • Посмотреть все

Великобритания: * Великобритания и, возможно, другие произношенияUK и, возможно, другие произношения/ˌsəʊsɪˈɒmɪtrɪ/US:USA произношение: respellingUSA произношение: respelling(sō′sē om i trē0, sō′sh04 или более) threads — это точное совпадение с вашим поисковым запросом

на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня


WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023

so•ci•om•e•try (sō′sē om i trē, sō′shē-), произношение США n.

  1. СоциологияИзмерение отношений социального принятия или неприятия через выраженные предпочтения среди членов социальной группы.
  • 1930–35; социо-+-метрия
со•ки•о•метрика (sō′sēə me trik, sō′shē-), произношение США прил.

соьци•ом э•трист , н.

Collins Concise English Dictionary © HarperCollins Publishers::

социометрия /ˌsəʊsɪˈɒmɪtrɪ/ n

  1. изучение социологических отношений, особенно предпочтений, внутри социальных групп 90852 90

    07 социометрический

    /ˌsəʊsɪəˈmɛtrɪk/ adj ˌsociˈometrist n

    социометрический ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

    социально-


    Поищите «социометрию» в Merriam-Webster
    Поищите «социометрию» по адресу Dictionary. com

    На других языках: Испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | Русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | арабский

    Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения

    Реклама
    Объявления
    Сообщить о неприемлемом объявлении.
    Станьте сторонником WordReference, чтобы просматривать сайт без рекламы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *