Общее понятие о восприятии
1.01.2012
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.
Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать его. Даже рассматривая обыкновенное множество точек, мы стремимся к их композиционной организации.
Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом
Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые – структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.
Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.
Процесс восприятия – перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.
Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).
Ключевые слова: Восприятие
Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Слух новорожденного … |
Воспринимаемый риск Фролова Ю.Г., Психосоматика и психология здоровья |
Восприятие как действие Штейнмец А.Э., Общая психология |
Cенсорно-перцептивные процессы и их характеристика Основы психологии и педагогики: учеб. -метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов… |
Сенсорное развитие в младенчестве Урунтаева Г.А., Детская психология |
Ощущение, восприятие и их нарушения Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Стереотипы восприятия Горбунова М.Ю., Социальная психология |
Иллюзии восприятия Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с. |
1. Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.
Первые вопросы билетов:
Восприятие – (конструктивистский подход) процесс формирования образа целостных сцен и событий внешнего мира, возникающие при непосредственном воздействии внешних объектов на рецепторы.
Восприятие – (экологический подход) процесс извлечения информации об окружающей среде для организации действий с окружающими объектами (как я могу действовать с этим объектом).
Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор; сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа. (большой психологический словарь)
Восприятие – включает по Шиффману систематизацию, интерпретацию и осмысление сенсорной информации, это результат упорядочивания ощущений и превращение их в знания о предметах и событиях физического мира.
По С.Корену , восприятие – это «осознанный опыт связанный с воздействием предметов и отношений между предметами».
Восприятие – активный процесс, создающий осознанное психическое отражение предмета и ситуации в целом в виде целостного знания и возникающий при непосредственном воздействии предмета на органы чувств.
Свойства образа восприятия:
Реальность – человек верит в существование того, что ему дано в образе
Предметность, объективированность – образ локализуется во внешнем мире, он вынесен вовне
Константность – относительное постоянство чувственного образа предмета при изменении условий его восприятия
Означенность – мы опознаём предметы: “что это?”
Структурность – мы воспринимаем не отдельные предметы, а всё как целое, как структуру; в рамках этого целого элементы могут преобразовываться (иллюзия Мюллера – Лайера)
Полимодальность — информация для формирования образа поступает от рецепторов и анализаторов разных модальностей
Неоднородность – есть фокус внимания, а есть периферия. Мы хорошо воспринимаем объект внимания и не очень хорошо – периферию (Coctail Party)
Историчность – в разных ситуациях и в разное время образ немного другой, неповторимый
Биполярность – мы всегда воспринимаем и окружающий мир, и самих себя.
Титченер: выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.
Гельмгольц: первичные образы (непосредственные чувственные данные) и образы восприятия. Гибсон: восприятие видимого мира (обычное восприятие, «предметное содержание») и восприятия видимого поля (владеющие навыками интроспекции, метод «образа»; «чувственная ткань»).
А.Н.Леонтьев: чувственная ткань (придает чувство реальности мира, переживание объективности, представленность объекта восприятия вовне) и предметное содержание (значение).
Ощущение – это процесс отражения свойств объектов внешнего мира, которое возникает при непосредственном воздействии внешнего раздражителя на рецепторы.
Ощущение – психофизический процесс непосредственного чувственного отражения отдельных свойств явлений или предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств.
Ощущение – непосредственный, фундаментальные и прямые контакты (переживания) определенного рода они относятся к осознанному знания о качестве и характеристических признаках окружающих нас предметов, являясь результатом воздействия простого, изолированного раздражителя.
(Шиффман)Ощущение – это простой осознанный опыт, связанный с воздействием некоторого стимула. (Корен)
Логвиненко подчеркивает две ипостаси ощущения:
1.Ощущение как элемент чувственного образа
2.Ощущение как образ элементарного стимула
Свойства ощущений:
1.Специфичность энергии стимула ( сенсорное качество, модальность ощущений (вкус- сладкость раствора)).
2.Интенсивность ощущения зависят от интенсивности стимула (громкость звука)
3.Протяженность ощущения в пространстве задается распределением стимульной энергии в пространстве (световой круг –большой, маленький)
4.Длительность ощущения определяется длительностью стимуляции (звук короткий, звук длинный)
5.Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида.
Классификация:
По модальности: зрительные, слуховые ощущения, ощущение вкуса и запаха, кожные ощущения, проприоцептивные ощущения( мышцы,сухожилия). Полимодальные: кинестетические, органические (сдвиги внутри)
Вундт: на основе вида энергии раздражителя и вида фиксирующего рецептора: механорецепторы (кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной), хеморецепторы (вкусовая, обонятельная, органическая), фоторецепторы (зрительная).
Шеррингтон: проприоцептивная – мышцы, сухожилия, суставы. Кинестезии – чувствительность к движению. Экстероцептивная – дистантная (слух, зрение, обоняние) и контактная (осязание, вкуса). Интероцепция – чувствительность к изменению внутренней среды организма.
Х.Хэд: Эпикритическая (точная локализация объекта в пространстве, установка точного прикосновения). Протопатическая (аффективная окрашенность, диффузность, субъективные состояния)
Н.А. Бернштейн: по функциям рецепторов сигнально-пусковая и контрольно – коррекционная.
Ноцицептивная чувствительность – болевые ощущения.
Интермодальные ощущения (кинестезия, вибрация, шестое чувство)
Синестезии – возникновение ощущения определенной модальности, под воздействием раздражителя совершенно иной модальности.
Восприятие существительное — Определение, изображения, произношение и примечания к использованию
Определение SUSCEPLE от Oxford Advanced Curinder’s Dictionary
Существительное
OPAL W
/ PəˈSEPʃN /
9000 / PNSPEP // PN / SSE / SSEPʃN /
/ SSE / SSEPʃN / 9000 / SSE / SSEPʃN / / SSE Семья- глагол восприятия
- восприятие существительное
- перцептив прилагательное
- перцептив прилагательное (≠ невоспринимаемый)
перейти к другим результатам
- кампания по изменению общественного мнения о полиции
- восприятие того, что… Там это широко распространенное общественное мнение о том, что стандарты в школах падают.
Дополнительные примеры
- Существует общее мнение, что стандарты здравоохранения падают.
- Растущее ощущение того, что их потребности игнорируются, побудило группу к дальнейшим действиям.
- маркетинговая стратегия для преодоления негативного восприятия компании общественностью.
- Название вашей торговой марки должно вызывать у клиентов особое восприятие.
- Этот фильм бросает вызов традиционным представлениям о пожилых людях.
- Это исследование опровергает представление о том, что мужчины лучше водят машину.
- Дальнейшие исследования должны привести к лучшему восприятию проблем, стоящих перед развивающимися странами.
- Нам необходимо получить более четкое представление о том, как молодые люди относятся к этой проблеме.
- Фильмы сформировали наше восприятие многих исторических событий.
- Книга исследует меняющиеся представления о гендере.
- Компания хотела повысить общее восприятие бренда.
- Опрос отражает мнение деловых людей по всему миру.
- Эти события почти не повлияли на общественное восприятие кризиса.
Oxford Collocations Dictionaryadjective
- clear
- отчетливый
- острый
- …
глагол + восприятие
- иметь
- создавать
- воздействовать
- …
- Восприятие реальности у всех немного отличается.
- визуальное восприятие
Дополнительные примеры
- Если мы улучшим восприятие опасности водителями, снизится смертность на дорогах.
- Компьютер меняет наше восприятие места и времени.
- Культурные различия в восприятии риска между европейскими студентами и их американскими аналогами
- Увеличенное восприятие, вызванное лекарствами
Оксфордский словарь.
- создать
- повлиять на
- …
- Она проявила большую проницательность при оценке семейной ситуации.
- Они плохо представляют, как живут обычные люди.
Оксфордский словарь словосочетанийприлагательное0021…
- . понять’, от per- ‘целиком’ + capere ‘взять’.
См. полную запись
Глагол + восприятие
См. восприятия в Оксфордском расширенном американском словаре См. восприятия в Оксфордском словаре академического английского языка для учащихся
Проверьте произношение: восприятие
преследовать
глагол
Из списка слов
Оксфорд 5000
C1
Оксфордские словари для учащихся Слово дня
Что такое восприятие | ИГИ Глобал
1.
Процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои ощущения, чтобы понять свое окружение. Узнайте больше в: Многоязычие и парадигмы EFL в марокканском высшем образовании: исследование восприятия и практики L1 среди профессоров и студентов в учебном контексте
2.
Восприятие — это способ, которым человек понимает или интерпретирует информацию, чтобы придать ей смысл ( www.Dictionary.com AU45: URL-адрес www.Dictionary.com был перенаправлен на http://dictionary. reference.com/. Пожалуйста проверьте URL. ). Узнайте больше в: Наставничество студентов с помощью цифрового обучения
3.
Восприятие учащихся связано с тем, как они воспринимают определенную среду (КАБИСА). Они являются результатом взаимодействия между учебными концепциями студентов и конкретной учебной средой. Узнайте больше в: Открытая среда обучения тропической медицине
4.
Идентификация, организация и интерпретация информации для понимания представленной информации или среды. Узнайте больше в: Восприятие учащимися младших классов средней школы и самоэффективность использования мобильных устройств в учебном процессе
5.
Мысленное впечатление о предмете, человеке или действии. Узнайте больше в: Академическая нечестность среди студентов инженерных специальностей в США
6.
Идеи или понимание чего-либо. Узнайте больше в: Эффективные стратегии обучения китайских иностранных студентов в канадском университете: онлайн-программа поддержки чтения и письма
7.
Они составляют знания, которые позволяют людям интерпретировать мир. Эти знания разрабатываются и распределяются среди людей в обществе и могут создавать общую реальность в сообществе людей. Узнайте больше в: Учебный курс смешанного обучения для повышения квалификации учителей: каковы перспективы в области образования в Греции?
8.
Мысль, которой придерживаются многие люди и основанная на внешнем виде. Узнайте больше в: Устойчивое развитие туризма в Северной Индии: восприятие заинтересованных сторон в сфере туризма
9.
Впечатления людей и то, как они что-то интерпретируют и понимают. Узнайте больше в: Роль стиля руководства в создании конфликта и напряженности в вузе
10.
Восприятие можно определить как сочетание знаний и идей, полученных в результате опыта в отношении темы. Чтобы проиллюстрировать это, учителя могут иметь 90 211 восприятий 90 212 новой учебной программы после ее реализации в своих классах. Восприятие темы может быть как положительным, так и отрицательным. Узнайте больше в: Разработка и оценка учебной программы по иностранному языку для начального образования в Турции
11.
Убеждения о чем-либо. Узнайте больше в: Восприятие учителями-студентами использования LMS для развития критического мышления в их будущей педагогической карьере
12.
Убеждения или отношение к конкретной теме, на которые влияет предыдущий опыт человека. Узнайте больше в: Связь между контекстом курса и восприятием преподавателей SSI преподавателями
13.
когнитивный процесс интерпретации информации, переживаний и событий. Узнайте больше в: Понимание взаимосвязи между корпоративной социальной ответственностью, организационной идентификацией и этическим организационным поведением: восприятие сотрудников розничной торговли USVI
14.
Обратитесь к способу рассмотрения, понимания или интерпретации чего-либо; ментальное впечатление. Узнайте больше в: Восприятие учителя-предпринимателя дизайна онлайн-курса U-Pace по сравнению с обычным очным курсом по математике
15.
Личное суждение на основе индивидуального понимания, которое определяет личное решение или поведение (Merriam-Webster, 2015 AU40: Цитата "Merriam-Webster, 2015" соответствует нескольким ссылкам. Пожалуйста, добавьте буквы (например, "Smith 2000a") или дополнительные авторов к цитате, чтобы однозначно сопоставлять ссылки и цитаты. ). Узнайте больше в: Изучение отношения преподавателей к технологическим изменениям: последствия для готовности преподавателей к преподаванию онлайн-курсов
16.
Натурализованные способы организации набора впечатлений, воздействующих на социального агента при его обмене с социально-окружающим контекстом, которые накапливаются и воспроизводятся. Узнайте больше в: Навыки, практика и эмоции для преподавания во время пандемии: анализ учителей дошкольных учреждений, начальных и средних школ (Аргентина, 2020 г.)
17.
Способ мышления или понимания чего-либо. Узнайте больше в: Взгляд учителей на использование домашнего языка при изучении стандартного английского языка
18.
То, как люди думают о чем-то, и их представление о том, на что это похоже. Узнайте больше в: Цифровое повествование в классе EFL: размышления цифрового иммигранта и восприятие цифровых аборигенов
19.
способ, которым кто-то понимает что-либо, умственное впечатление. Узнайте больше в: Трансформационная теория обучения и проекты по обучению служению: влияние на восприятие кандидатами в учителя обучения молодежи из групп риска
20.
Восприятие — это то, как человек воспринимает ситуацию. Узнайте больше в: Интеграция цифровых/мобильных стратегий обучения со студентами в классе Исторического колледжа/университета для чернокожих (HBCU)
21.
Состояние сознания. Узнайте больше в: Опыт и восприятие онлайн-обучения K-12 во время COVID-19: последствия для педагогического образования и подготовки
22.
Ментальный образ/быстрое, острое и интуитивное познание. Узнайте больше в: Общение с квадриплегией: автоэтнография восприятия инвалидности.