Опросник ценностных ориентаций личности м рокича: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

2. Описание методики исследования ценностных ориентаций (м. Рокич)

Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процесс социолизации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т.п.)происходит с помощью процедуры ранжирования или с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пресечении двух больших предметных областей: мотивации с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей н только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы

внутреннего мира.

МИЦО разработана М.Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно

невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М.Рокич различает два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной

точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные ценности -как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа

интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для интернальных ценностей).

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках.

Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

ИНСТРУКЦИЯ (при варианте Д):» Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и

займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от10 до 20 минут. С заданием справляются даже малообразованные люди и дети, начиная с 11 лет. Процент отказов при обследовании на американской общенациональной выборке очень мал. Отказов по причине слишком личного характера задания не встречалось вовсе.

Адаптация теста М.Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).

В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей МИЦО. В частности, известно, что необходимой предпосылкой корректности результатов, получаемых с помощью прямого ранжирования,

является примерно равный уровень обобщенности всех сравниваемых ценностных категорий. Некоторые данные, приводимые М. Рокичем, позволяют считать, что для исходных наборов это требование соблюдается.

По результатам факторного анализа объединенных вместе терминальных и инструментальных ценностей было выбрано 7-факторное решение для женской выборки и 6-факторное решение -для мужской. Все 7 факторов, выделенных у женщин, были биполярными, и все, за исключением последнего,

включали в себя на обоих полюсах как терминальные, так и инструментальные ценности. Вот краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная позиция в жизни.

2. Открытость миру (экстраверсия)-сдержанность.

3. Активность с выходом за рамки социальных требований -активность в рамках социальных требований.

4. Требовательность к жизни -легкое отношение к жизни.

5. Независимость от социума -ориентация на социум.

6. Жизнь для себя -жизнь для общества.

7. Абстрактное человеколюбие -межличностные связи(только терминальные ценности).

Из шести факторов, выделенных у мужчин, все, кроме последнего, были биполярными, и все включали в себя обе группы ценностей, хотя не всегда равномерно. Так, факторы 4 и 5 образованы преимущественно инструментальными ценностями с минимальным вкладом терминальных. Вот

краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная жизненная позиция.

2. Альтруизм-самодостаточность.

3. Мужской тип ориентаций — женский тип ориентаций.

4. «Умеренность и аккуратность» — результативность.

5. Сдержанность-протест.

6. Полнота жизни (униполярий).

При содержательной интерпретации этих результатов необходимо, однако, учитывать, что исследование проводилось в 1988 г. и есть все основания полагать, что сегодня результаты были бы иными.

НАДЕЖНОСТЬ: М.Рокичем проверялась устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты для формы Д теста:

3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.

терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69

инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61

Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных ценностей). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных, причем, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Кроме того, по данным Рокича, устойчивость терминальных ценностей связана с устойчивостью инструментальных невысокой, но связанной корреляцией. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие высокие и самые низкие ранги.

О ВАЛИДНОСТИ методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп.

Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие запросы, эффективность в делах, рационализм и воображение. Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости, аккуратности, чуткости. По отечественным данным, полученным на выборке ИТР в г. Москве, мужчины

выше ценят здоровье, материальную обеспеченность, интересную работу, продуктивную жизнь, а также твердую волю и жизнерадостность. Женщин, в свою очередь, выше ценят уверенность в себе и творчество, а также чуткость, терпимость, широту взглядов, образованность.

Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается -таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь. Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связанны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается — любви и чуткости. Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.

М.Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентаций от целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентаций с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи. Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.

Интерес представляют данные о связи ЦО с различными характеристиками личности. Так, в частности, было показано, что люди, склонные к догматизму, ставят выше ценности спасения души, социального признания и исполнительности и ниже -свободу, равенство и широту взглядов. Испытуемые с внутренним локусом контроля ставят выше внутреннюю гармонию, национальную безопасность, образованность, высокие запросы, испытуемые с внешним локусом контроля -самоуважение, готовность помочь, жизнерадостность. По отечественным данным (Д.А .Леонтьев, О.Э. Калашникова, М.О.Калашников) у мужчин практически не обнаружилось значимых корреляций ценностных предпочтений с локусом контроля (опросник УСК). Напротив, у женщин общая интернальность значимо коррелирует с предпочтением активной жизни и познания, а общая экстернальность -развлечений. Экстернальность в области достижений сочетается у них с ценностями материальной обеспеченности и развития, а экстернальность в области неудач-с ценностью уверенности в себе. Интернальность в области неудач коррелирует с жизненной мудростью. В том же исследовании были выявлены значимые корреляции ряда ценностных предпочтений с осмысленностью жизни для объединенной выборки мужчин и женщин: положительные для «активной деятельной жизни» и «общественного признания» и отрицательные для «развлечений», «свободы» и «уверенности в себе». Некоторые их этих корреляций на первый взгляд противоречат здравому смыслу (низкая значимость свободы и уверенности в себе для людей с высокой осмысленностью жизни и уверенности в себе для людей с интернальным локусом контроля. Эти результаты объясняются, однако, тем, что уверенность в себе и свобода являются для них

во многом уже достигнутыми, реализованными и не актуальными в качестве целей, по сути, для них они уже выполняют роль не терминальных, а скорее инструментальных ценностей. Этот феномен возможной «инструментализации» терминальных ценностей необходимо учитывать при качественной интерпретации результатов методики.

ДОСТОВЕРНОСТЬ МЕТОДИКИ. Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно «прозрачен» для испытуемых и не защищен от возможных фальсифицирующих стратегий. М.Рокич считает, что поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика является по сути проективной. Однако, результаты проведенных им же экспериментов говорят о том, что испытуемые хорошо справляются с задачей ранжирования ценностей референтных групп. Специальное исследование Келли, Силвермена и Кохрейна выявило отсутствие связи между близостью иерархий ЦО при стандартной инструкции и при инструкции произвести благоприятное впечатление, с одной стороны, и показателем социальной желательности по специальному опроснику Марлоу-Кроуна, с другой. Из этих результатов следует, что выполнение испытуемыми требований стандартной инструкции в «обычных» условиях практически не подвержено влиянию фактора социальной желательности, хотя при желании испытуемые без труда могут воспроизвести социально желательную и иерархию.

Нами были проведены аналогичные исследования на материале списков ценностей А.Гоштаутаса, А.А.Семенова и В.А.Ядова. Корреляции результатов по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности оказались невысоки. Сильнее всего инструкция социальной желательности

отразилась на положении таких ценностей, как общая хорошая обстановка в стране и в мире, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность (в сторону повышения), а также любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость (в сторону понижения). Помимо этого, при ранжировании по инструкции социальной желательности практически для всех терминальных ценностей в той или иной степени уменьшается индивидуальный разброс оценок (для инструментальных ценностей аналогичный анализ не проводился). Одновременно увеличивалось сходство результатов мужчин и женщин по обоим спискам ценностей.

Эти результаты не позволяют согласиться с зачислением данного теста в разряд проективных. Хотя тест сам по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходиться полагаться на их добрую волю. Соответственно, ограничивается круг референтных диагностических задач: методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ. Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Не менее существенным достоинством является ее универсальность-пригодность для использования на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Наконец, большим достоинством методики является ее гибкость-возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам, помимо возможности фальсификации результатов, следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость, одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом. Чтобы в какой-то степени преодолеть эту неоднозначность, необходимо учитывать не только значимость, но и одновременно степень актуальности (или, напротив, реализованности) ценностей. Так, Е.Б.Фанталова (1992) использовала дополнительное ранжирование списка ценностей по критерию их доступности. Более удобным представляется методический прием, предложенный С.Р. Пантилеевым: после завершения ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных

ответов.

Методики исследования ценностных ориентаций у студентов

 » ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Курбатова Анна Валерьевна, магистр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методики исследования ценностных ориентаций у студентов

Статья просмотрена: 412 раз
Дата публикации: 9.01.2019

УДК 37.03

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Курбатова Анна Валерьевна

магистрант

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования ценностных ориентаций у студентов. В статье речь идет об анализе наиболее подходящих методик исследования ценностных ориентаций студентов. Выбранные методики позволят наиболее эффективно определить ценностные ориентации студентов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, методика.

 

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Ценностные ориентации — это психологический орган, механизм личностного роста и саморазвития, носящий развивающийся характер и представляющий собой динамическую систему. Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Для студентов годы обучения — один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества.

Для определения характерного содержания системы ценностей современных студентов была использована методика М. Рокича. [1] Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два вида ценностей:

а) Терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

б) Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей и 18 наименований инструментальных ценностей. Тест-анкета выдавалась  испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая — 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов — значимые; 7-12 баллов — менее значимые; 13-18 баллов — не имеющие значения.

Терминальные ценности включают следующие:

1)                 активная, деятельная жизнь;

2)                  жизненная мудрость;

3)                  здоровье;

4)                 интересная работа;

5)                 красота природы и искусства;

6)                 любовь;

7)                  материально обеспеченная жизнь;

8)                 наличие хороших и верных друзей;

9)                  общественное признание;

10)             познание;

11)             равенство;

12)             самостоятельность;

13)              свобода;

14)             счастливая семейная жизнь;

15)              творчество;

16)              уверенность в себе;

17)              удовольствия.

Инструментальные ценности:

1)                 аккуратность;

2)                  воспитанность;

3)                  высокие запросы;

4)                  чувство юмора;

5)                  исполнительность;

6)                  независимость;

7)                 непримиримость к недостаткам;

8)                  образованность;

9)                  ответственность;

10)             рационализм;

11)              самоконтроль;

12)             смелость в отстаивании своего мнения;

13)              твердая воля;

14)             терпимость к взглядам и мнениям других;

15)              широта взглядов;

16)              честность;

17)              эффективность в делах;

18)              чуткость. 

Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки. Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой «последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой «блоков». Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов). Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования.

Однако стоит отметить, что в 1992 году  Шалом Шварц  разработал опросник, используя методику Рокича, изменив, расширив и усовершенствовав её концептуальную базу. Значительная часть слов-индикаторов в опроснике Шварца была заимствована именно из списка Рокича (21 пункт), а остальные из различных международных исследований и из текстов по религиоведению. [2]

Шварц, заново проанализировал некоторые из ранее собранных данных и предложил типы ценностей, которые отчасти подтвердили выделенную Рокичем теорию из двух векторов ценностей. На основе имеющихся сведений Шварц и разработал новую теорию исследования ценностных ориентаций. Полученные данные Шварц использовал для моделирования теоретически обоснованной методики, охватывающей широкий спектр ценностей. В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения как групповых ценностей, так и ценностей отдельного человека.

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.

Опросник состоит из двух частей:

Первая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, которые оказывают влияние на личность, но не всегда проявляются в социальном поведении. Эта часть состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Опрашиваемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от «Противоречит моим ценностям» (-1) до «Важнейшая в моей жизни» (+7).

Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, которые чаще других проявляются в поведении человека. Вторая часть состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала из пяти баллов.

Оценка каждой позиции по собственной шкале (а не ранжирование, как делал Рокич), позволяет исключить фактор взаимозависимости значений предлагаемых характеристик. Наличие отрицательного пункта шкалы позволяет выявить ценности, от выражения или распространения которых люди стремятся воздерживаться в своем поведении.

Также мы использовали  весьма оригинальную методику А.П. Вардомацкого – аксибиографическая методика, направленная на выявление жизненных ценностей отдельных индивидов или социальных групп. Она основана на методе интервью. Каждый респондент заполняет 15 карточек, записывая 15 наиболее важных событий как из своего прошлого, так и из предполагаемого (желаемого) будущего. В ходе беседы с респондентом, исследователь пытается выявить ценностное содержание каждого события, проникнуть в более глубокие слои ценностного сознания респондента. Так, последовательным образом, для каждого события, отмеченного респондентом, выявляется ценность самого высокого уровня обобщения. На выходе получается набор ценностей, характеризующий данного человека или данную группу.

Таким образом, мы изучили ряд известных методов межкультурных исследований ценностей. Среди них мы отобрали самые оригинальные и эффективные, на наш взгляд, методики – психологический опросник С. Шварца и аксибиографическая методика А.П. Вардомацкого. Эти разнообразные методики позволили нам привлечь к исследованию различные методы – наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование. Это необходимо для всестороннего анализа такого сложного феномена, как ценностные ориентации.



Список литературы:

  1. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. — Т.1. — М., 2000.- С. 25 — 29.
  2. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol.58. — № 5. — P.550-562.



Комментарии:

 

Некоторые черты концептуальной идентичности у подростков и молодых людей

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты концептуальной идентичности подростков и юношества с акцентом на их смысложизненные ориентации и ценностный выбор на разных этапах индивидуального развития. Представлены результаты эмпирического исследования концептуальной идентичности подростков и юношества. В исследовании использованы методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д. Леонтьева, «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Рефлексивный тест самооценки «Кто я?» В. Мухиной. На основании этих методов, а также статистической обработки данных делаются выводы о содержании и направленности понятийной идентичности у подростков и юношества. Они оказываются ориентированными на достижение жизненных целей и предназначения в будущем, но у подростков ценности больше ориентированы на процесс, а у юношей — на результат. Проводится анализ по полу; мы устанавливаем, что в этом возрасте нет различий для мужчин и женщин в отношении понятийной идентичности. Это может быть связано с тем, что в изучаемом возрасте цели развития личности одинаковы для обоих полов. Вывод состоит в том, что в подростковом возрасте формируется понятийная идентичность, а в старшем возрасте ее содержание развивается и специализируется в зависимости от избранных направлений развития личности.

Ключевые слова: Концептуальная идентичность, смысложизненные ориентации, выбор личных ценностей, подростки и юноши

Введение

Что такое концептуальная идентичность? Это одна из главных подструктур личности, специально организованная совокупность понятий (структур) и их связей, регулирующая все интенциональные действия человека (Леонтьев, 2003). Как динамическая черта понятийная идентичность проявляется в содержании и интенсионале смысложизненных ориентаций и выборе ценностей. И то, и другое составляет меняющуюся иерархическую систему, содержащую не только частные смыслы, но и смысл жизни, стержневое понятие, находящее конкретное выражение в различных ситуациях или дающее возможность оглянуться назад и оценить отрезок прошлого.

На самом деле смысложизненные ориентиры представляют собой сложную и динамичную систему: личность не стагнирует, а проходит разные этапы развития, и ее представления о себе, других людях, мире в целом и изменения вызывают сдвиги в жизни. смысловые ориентиры и весь кругозор.

Вообще говоря, смысл жизни и смысложизненные ориентиры являются отличительной чертой человеческой психики. Обозначение цели своего существования — одна из главных духовных потребностей людей всех возрастов. Он проявляется в детстве и сохраняется на всех стадиях жизненного цикла. На значение каждого этапа влияют не только текущие обстоятельства, но и развитие прошлых этапов и оценки прошлых событий.

Этот смысл жизни для каждого возраста включает в себя ряд компонентов, одни из которых могут только формироваться, другие — расцветать, третьи — угасать. Поиск новых смыслов для себя, чтобы соответствовать меняющейся идентичности, — это постоянная работа для людей на протяжении всей их жизни (Сахарова, 2013).

Жизненно-смысловые ориентации начинают формироваться в подростковом возрасте, поскольку это наиболее чувствительный период для глубинных структур личности. Именно во время «взросления» подростки должны столкнуться с вопросами поиска себя и своего места в мире и принятия своей новой взрослой идентичности.

В подростковом возрасте начинает проявляться ядро ​​концептуальной идентичности, «смысл жизни». Он содержит основные ценности личности. По мере взросления человека в изобилии имеющихся смыслов выделяются иерархия смыслов и центральный смысл.

Подростковый возраст — один из самых ранних периодов развития, когда начинают формироваться смысложизненные ориентиры, а в последующие годы юноши и взрослые завершают свое концептуальное своеобразие. Их важность побудила нас сосредоточиться на этих этапах жизни.

Р. Хавигхерст (1967) выделяет следующие задачи развития подросткового возраста: принятие своей внешности; предположение о мужской или женской роли и особенностях сексуального поведения; пересмотренные отношения с референтной группой; эмоциональная независимость от родителей и других значимых взрослых; профессиональная направленность; построение первых отношений с противоположным полом; социально ответственное поведение; система ценностей и этическое сознание как цели поведения. Критический анализ окружающих ценностей должен привести к независимой структуре ценностей.

О. Хухлаева (2002) ставит другие задачи. По ее мнению, для молодежи одним из вызовов является личностное самоопределение: социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное и культурное. Другой – достижение социальной зрелости, характеризующейся желанием и способностью брать на себя ответственность за свою жизнь. Э. Эриксон считает, что у молодых людей после кризиса идентичности необходимо формировать психологическую идентичность (Erikson 2006).

Но самоопределение начинается в подростковом возрасте. Божович указывает, что у старшеклассников формируется важная потребность в самоопределении (Божович, 19 лет).78). Они должны составить понятийную систему, объединяющую представления о мире и себе, и искать ответ на вопрос о цели собственного существования.

И. Дубровина (1989) также подчеркивает, что у подростков происходит не самоопределение, а психологическая готовность к нему, означающая устойчивые и осознанно выработанные представления о своих правах и обязанностях, ответственности, нравственных принципах и убеждениях – тех психологических механизмах, и сущностей, которые позволяют впоследствии жить сознательно и активно. Таким образом, у подростков возникает потребность в самоопределении, а у юношей она должна быть реализована.

В отношении самоопределения М. Гинзбург развивает подход, основанный на интерпретации самоопределения как движимого понятиями и ценностями (Гинзбург, 1988). По Гинзбургу, самоопределение есть активное формулирование личной позиции по отношению к ценностям общества и определение из этого цели своего существования. Самоопределение продолжается за пределами подросткового и юношеского возраста. Много раз в более позднем возрасте человек чувствует потребность переопределить себя, и юношеские годы являются лишь отправной точкой.

По мере взросления молодые люди вырабатывают ценности, основанные на ценностях цели, жизненные планы и отстаивают свою независимость, что настраивает их личность на поиск ориентированной на будущее цели. В отличие от подросткового возраста, когда взрослеющие люди только открывают для себя множество понятий и примеряют их на себя, юноши выстраивают иерархию понятий – одни первостепенные, другие менее важные (Сахарова, 2013). Вопрос о смысле жизни для молодого человека часто выглядит как план, который нужно осуществить в ближайшее время.

Г. Вайзер (1998) замечает новую психологическую структуру, смысл жизни, уже в подростковом возрасте, который вырастает на определяющем мотиве жизни, жизненной цели и центральной задаче, определенных, но подлежащих завершению в отдаленном будущем.

Со своей стороны, К. Обуховский видит необходимость понимания своей жизни как целостного процесса, ведущего в том или ином направлении, и говорит, что цель является одним из важнейших ориентиров личности, особенно в юношеском возрасте (Обуховский, 1981). В подростковом возрасте люди начинают задумываться о смысле своей жизни, а позже этот смысл трансформируется и усложняется.

Выбор ценностей — еще одна актуальная задача для обеих этих возрастных групп, это часть процесса самоопределения и, как указывает И. Дубровина, показатель личностной зрелости молодого человека (Дубровина, 1989). Согласно исследованиям Дубровиной, у большинства подростков только начинается формирование системы ценностей, но она считает, что к началу ранней взрослости ценности уже должны быть сформированы, чтобы подкрепить очередное дополнение личности — полноценные жизненные планы.

В. Мухина (2008) в своей работе также говорит о том, что в раннем взрослом возрасте люди сталкиваются с выбором ценностей; они пытаются определить внутреннюю позицию по отношению к себе и другим и моральные ценности. То есть молодой человек воспринимает, интерпретирует и усваивает определенные социальные ценности.

Кажется, она не проводит четкой границы между юностью и ранним взрослением в том, что касается выбора ценностей. Основы закладываются в подростковом возрасте, и молодые люди продолжают меняться и формировать свою личность.

В той же работе Мухина указывает, что рефлексия играет роль в личностном развитии как подростков, так и молодых людей. Подростки используют его, чтобы попытаться понять себя и отождествить себя со своим эго, в первую очередь озабоченным вопросом «кто я?» После этого они сознательно развивают свои способности к рефлексии.

В целом, глядя на подходы к понятийной идентичности у подростков и юношества, можно сказать, что подростки находятся в кризисе и постепенно начинают формировать смысл жизни, определять ценности и находить свое место в мире. Ранняя взрослость, безусловно, менее бурна и ставит другие задачи развития, но, тем не менее, личностное развитие продолжается, поскольку молодые люди оценивают себя и других, формируют свое отношение к миру, цели и смыслы.

Постановка проблемы

Концептуальная идентичность как динамическая модель проявляется в подростковом возрасте и продолжает развиваться на более поздних этапах, но сохраняет целостность личности на каждом этапе. Какие отличительные черты имеет концептуальная идентичность у подростков и юношей?

Исследовательские вопросы

Каковы отличительные черты концептуальной идентичности у подростков?

Каковы отличительные черты концептуальной идентичности у молодых людей?

Как его содержание и цель меняются между этими этапами?

Цель исследования

Раскрыть отличительные черты концептуальной идентичности у подростков и молодых людей.

Методы исследования

Наше исследование включало изучение концептуальной идентичности у подростков и молодых людей, результаты которого позволили выявить их специфические характеристики.

Темы (кейсы)

Всего мы изучили 170 предметов. Было 70 подростков (от 11 до 16 лет) и 100 молодых людей. Среди подростков было 35 девушек и 35 юношей, среди юношей и взрослых (от 17 до 23 лет) 50 мужчин и 50 женщин. Средний возраст подростков составил 13,8 лет, средний возраст молодых людей – 19 лет..5 лет.

Процедура

Применяли методику «Тест ЖИЗНЕННО-Смысловых ориентаций» Д. Леонтьева, М. Рокича «Ценностные ориентации» и тест рефлексивной самооценки В. Мухиной «Кто я?» (Мухина, 2015). Перед этим участники заполнили анкету о своем возрасте, поле, социальном статусе и написали, что составляет для них смысл жизни. Мы применили к результатам критерий Стьюдента.

Выводы

После применения методов используем Студенческий т Критерий, чтобы выяснить, есть ли существенные различия между возрастными группами. По общей степени значимости между подростками и юношеством такой разницы нет (р > 0,05), как и по половому признаку (р > 0,05). Есть только разные тенденции в содержании концептуальной идентичности.

Метод «Тест смысложизненных ориентаций» не выявляет существенных различий в осмысленности для возрастных групп в целом, но больше мальчиков в подростковой группе и больше женщин в юношеской взрослой группе имеют смыслоструктурированную концептуальную идентичность. В целом у самок наблюдается определенное развитие от подросткового возраста до раннего взросления, а у самцов такой закономерности практически нет.

Методика «Ценностные ориентации» выявила, что девочки-подростки больше заняты ценностями коммуникативного типа (наличие друзей, личные отношения), затем они начинают ценить самостоятельность и гармонию, а также личностное развитие (образование, самосовершенствование). У мальчиков-подростков схожие ценности. Обе группы больше озабочены общением, но мальчики, в отличие от девочек, также ценят полноту и насыщенность жизни. Примечательно, что о радости жизни как о ценности пишут только мальчики. Таким образом, подростки делают упор на общение, интенсивность жизни и саморазвитие.

У молодых людей акцент смещается с общения на саморазвитие и познание. У мужчин впереди личностное развитие, наряду с профессиональным развитием, но важными остаются ценности полноты, активности, интенсивности жизни. В качестве инструментальных ценностей присутствуют этические и деловые ценности. Самоутверждение и принятие других исчезают. Как у мужчин, так и у женщин в этой старшей группе роль общения не является центральной, но женщины выше ценят личную жизнь (счастье семьи), они ценят и альтруистические понятия (счастье других и т. д.). И для них, и для мужчин важно саморазвитие и профессиональная реализация. Среди инструментальных ценностей женщины ценят этику и конкретные деловые ценности (достигающие цели), а также принятие других; самцы относятся ко всему этому с меньшим энтузиазмом.

Мы наблюдаем, что ценности действительно динамичны, меняются от подросткового возраста к раннему взрослому и относятся к задачам развития, стоящим перед группами. Подростки больше всего ценят общение, а молодежь заботится о профессиональном и личностном развитии. Существенных гендерных различий в выборе ценностей нет.

Продолжаем рефлексивный тест самооценки «Кто я?» В тесте каждый участник должен дать 15 письменных ответов на вопрос «Кто я?». Для обработки ответов мы используем контент-анализ, который позволяет определить относительное преобладание тех или иных структурных компонентов самосознания. В теории В. Мухиной (2008) структурных компонентов пять: «имя», «притязание на признание», «гендерная идентификация», «психологическое время», «психологическое личное пространство». По мнению Мухиной, структура постоянна, а возраст лишь придает ей иное содержание.

В своих ответах подростки иногда включают выдуманные прозвища типа Маньяк, Компьютерщик и др., названия профессий типа Банкир (никакого отношения к жизни подростка в настоящее время), негативные характеристики себя – «Мне нравится ничего не делать». и т.д. В целом подростки затрудняются ответить на вопрос 15 раз, большинство дали только 7-8 ответов. Для молодых людей не существует отрицательных характеристик, выдуманных имён и профессий. Наименьшее количество ответов приходится на компонент «имя». Среди подростков мальчики и девочки имеют одинаковую долю ответов, связанных с этим компонентом.

По сравнению с младшей группой юноши (обоих полов) дают значительно больше «претендующих на признание» ответов: «будущий успешный юрист», «хорошая дочь», «хороший друг», «перспективный сотрудник». и так далее. Но в обеих группах по этому компоненту значительно опережают самки.

Компонент гендерной идентификации, как и предыдущий, более выражен в ответах юношей и особенно девушек обеих групп: «Я в паре», «Я молодая девушка» и так далее

Психологическое время в обеих группах показывает ориентацию на будущее, т.е. «будущий успешный бизнесмен». У молодых людей определения, основанные на будущем, более специфичны. Чаще подростки пишут о своих нынешних увлечениях: «Мне нравится слушать музыку», «Люблю веселиться и веселиться».

Наиболее представлено психологическое личностное пространство обеих групп («Я человек», «Я человек», «Я член семьи», «Я студент», « я ученица школы» и т. д.). Этот компонент особенно ярко выражен у мальчиков в группе подростков и у женщин в группе молодых взрослых9.0005

Стоит отметить, что большое количество ответов подростков носят маргинальный характер, то есть вместо ответа на вопрос «Кто я?» они отвечают на вопрос «Каков я?» Эти маргинальные реакции преобладают у подростков; переходя к старшей группе, самцы начинают давать меньше маргинальных ответов, а самки — больше.

Все вышеизложенное показывает, что наиболее представленными структурными компонентами самосознания являются психологические личностные пространства и претендуют на признание обе возрастные группы. Подростки пытаются понять свое эго, исследуют границы, установленные обществом, пытаются понять права и обязанности, создают мировоззрение и систему ценностей, внутренний мир; отсюда важность психологического личного пространства в ответах. Этот компонент продолжает оставаться важным для молодых людей, так как они продолжают определять свои позиции и соответственно строить свою жизнь, понимать объем прав и обязанностей по важным аспектам своей жизни. Одной из задач развития для обеих возрастных групп является отделение от родительской семьи, инициация новых отношений с социумом и, таким образом, «претензия на признание» со стороны общества или семьи как попытка демонстрации своих способностей. Отсюда и наличие этого компонента.

В начале исследования, получив анкеты с личностно-информационными и социально-статусными вопросами, участники также должны были ответить на вопрос «В чем для Вас смысл жизни?» Подростки обычно отвечали примерно так:

  • Личностное развитие, самопознание, самосовершенствование

  • Достижение чего-либо

  • Самовыполнение

  • Семья

  • Успех

  • Поиск значения

  • Новые знания, образование

  • Помощь другим

Старшие подростки и юноши ответили так:

  • Самореализация

  • Сама жизнь

  • Семья и дети

  • Счастье для себя и близких

  • Карьера

  • Успех в различных областях

  • Творчество

  • Личностное развитие и самосовершенствование

Больше подростков затруднились ответить на этот вопрос, чем молодые люди. И младшие, и старшие респонденты были ориентированы на будущее, на предстоящие успехи и достижения. Среди молодежи появились ответы о творчестве и вообще результатах будущей жизни.

Заключение

Настоящее исследование не подтвердило гипотезу о существенных различиях между подростками и молодыми людьми с точки зрения концептуальной идентичности. Мы предполагаем, что подростки впервые начинают задумываться о смысле своей жизни, выбирать ценности и смысложизненные ориентиры. Эти установки выстраиваются в личное мировоззрение в более поздний период, а позже становятся основой для развернутых жизненных планов. Таким образом, молодые люди продолжают формировать свою концептуальную идентичность.

Для подростков общение является важнейшей ценностью, уступающей место профессиональному и личностному развитию молодых людей, которое может быть связано с особенностями и задачами, поставленными обоими периодами.

Рефлексия для этих возрастных групп связана с компонентами самосознания «притязание на признание» и «психологическое личное пространство», демонстрируя наиболее важные и личностно ценные стороны жизни и способностей. Существенных различий между полами в обеих группах нет.

Личность как подростков, так и юношей ориентирована на будущее, в поиске дополнительного образования, будущей профессиональной деятельности и собственной семьи. Но только в более поздние годы молодые мужчины и женщины начинают указывать не только на смыслы личной значимости, но и на свою социальную гражданственность, желание творить и находить реализацию в обществе.

Ни качественный, ни количественный подход не показывают существенных различий между концептуальной идентичностью подростков и молодых людей. Эта информация из исследования и других исследований позволяет сделать вывод, что подростковый возраст подготавливает и формирует различные структуры концептуальной идентичности, а ранняя взрослость завершает их.

Ссылки

  1. Божович Л.И. (1978). Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — № 4. — С. 23-35 [Божович Л.И., Онтогенез этапов развития личности // Вопросы психологии, 1978, №4, с. 23-35.]
  2. Дубровина И.В. (1989). Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, – 168 с. [ Дубровина И.В., Развитие личности старшеклассников. Москва, 1989.]
  3. Эриксон, Э. (2006). Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. красный. я предисл. СРЕДНИЙ. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСН: Прогресс. – 352 с. – (Библиотека зарубежной психологии) [ Эриксон Э. Идентичность: Молодость и кризис. Перевод с английского / Э. Эриксон. Предисловие и редакция А.В. Толстых, 2-е изд., Москва, «Флинта», МПСН, Прогресс, 2006, с. 352.]
  4. Гинзбург, М. Р. (1988). Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии — № 2. – С.19-26 [Гинзбург М.Р. Самоопределение личности как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2, с. 19-26.]
  5. Хевигерст, Р. (1967) Образование и общество: книга чтения. Нью-Йорк: Аллин I Беконом, [Хавигхерст, Роберт Дж., (Ред.). Образование и общество: книга для чтения. Нью-Йорк: Аллин и Бэкон, 1967] 90 112
  6. Хухлаева, О.В. (2002). Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для стад. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 208 с.[ Хухлаева О.В. Психология развития: ранняя взрослость, зрелость, старость. Учебник для студентов ВУЗов. Москва, Издательский центр «Академия», 2002, с. 208.]
  7. Леонтьев Д.А. (2003). Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл. – 487 с..[ Леонтьев Д.А., Психология смысла: природа, структура и динамика концептуальной реальности. Переработанное 2-е издание. Москва, «Смысл», 2003, с. 487.]
  8. Мухина В.С. (2015). Психология развития: феноменология развития, детство, отрочество. Москва, 2015.]
  9. Мухина В.С. (2008). Рефлексивный тест-самоотчёт «Кто-Я?»: возвращение к обоснованию установок, обращающихся к рецепту, и требования к анализу типов рефлексий на себя // Развитие личности. — №4. – С. 116-129 [Мухина В. С., Рефлексивный тест самооценки «Кто я?»: возврат к валидирующим установкам, адресованным реципиенту, и требования к анализу типов саморефлексивных состояний // Развитие личности. 2008, № 4, стр. 116-129..]
  10. Обуховский, К. (1981). Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности: сб. науч. тр.; отв. Красный. Л.И. Анцыферова. – М.: Наука. – С. 45-66. [ Обуховский К., Психологическая теория строения и развития личности // Психология развития личности. Сборник научных публикаций под редакцией Л.И. Анцыферова. Москва, «Наука», 1981, с. 45-66.]
  11. Сахарова Т.Н. (2013). Ядерные основы смысложизненных ориентаций личности, Тамбов, Журнал «Перспективы науки», №3 (42)2013, Тамбов, с. 240-243 [ Сахарова Т.Н., Стержневые основы индивидуальных смысложизненных ориентаций, Тамбов, Перспективы науки, №3 (42) ), 2013, с.240-243]
  12. Вайзер, Г.А. (1998). Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. – №5. – С. 3-14 [Вайзер Г.А., Смысл жизни и «двойной кризис» жизни человека / Психологический журнал, 1998, №5, с. 3-14.]

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности

Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Браун Ольга, Авилов Геннадий, Канина Наталья, Хакимова Нурия

Ответственный за переписку

  • 5
  • 5 Браун Ольга.
    Ключевые слова
    религиозность, тип религиозности, религиозная идентичность, ценности, ценностные ориентации, студенты
    Реферат

    Статья посвящена изучению ценностей студентов с разными типами религиозности. В статье анализируются теоретические подходы к изучению личностных ценностей М. Рокича [11], С. Х. Шварца [12, 13, 16], А. Маслоу [9], М. С. Янисского [15], а также принципы и подходы к проблеме религиозности различные типы религиозности, описанные в исследованиях Г. Олпорта, Р.С. Титов, А. Крылов, В.И. Хоменко. На основе сочетания двух факторов: формальной принадлежности к религиозной конфессии и наличия или отсутствия религиозной идентичности предлагаются четыре типа религиозности: целостная религиозность, субъективная религиозность, внешняя религиозность, безрелигиозность (религиозная индифферентность). Установлено, что тип религиозности коррелирует с ценностными ориентациями личности. На выборке из 97 человек, по методике С. Х. Шварца, было проведено исследование ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности. Доказано, что тип религиозности фиксирует особенности ценностных ориентаций студентов. Больше всего религия влияет на значение «просоциальных» ценностей и значение традиции. Чем более выражено субъективное значение религии и религиозной идентичности, тем выше становится влияние религиозности на ценностные ориентации.0005

    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

    Скачать статью (PDF)

    Название тома
    Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018)
    Series
    Advances in Social Science, Education and Humanities Research
    Publication Date
    September 2018
    ISBN
    10.2991/ictppfms-18.2018.32
    ISSN
    2352-5398
    DOI
    10.2991/ictppfms-18.2018.32How использовать DOI?
    Copyright
    © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *